Источник

Обозрение книги Судей

Здесь говорится, какие города взяли израильтяне и какие обложили данью. Ослабленные военными трудами, они нарушили заповедь Божию, повелевавшую истреблять всех без исключения. Пришел Ангел от Господа к израильтянам и обличил их в преступлении. Следовало, говорил он, истребить всех, а вы заключили с ними союзы; потому Бог не истребит оставшиеся народы. Услышав это, они все плакали, и то место названо «плачем»5 (Суд.2:5). Они неоднократно то преступали закон и служили идолам и были предаваемы врагам, то освобождались от рабства, то снова подвергались тем же бедствиям.

Они были под игом Хусарсафема, царя сирийского, восемь лет, и избавил их Господь через судью Гофониила. Потом они были под игом Еглома, царя моавитского, но воззвали к Богу, и Он воздвиг им Аода, который хитростью поразил Еглома и моавитян. После него были судьями Сомегар и Девора, женщина-пророчица. Когда израильтяне были под игом царя ханаанского, Девора повелевает Вараку быть военачальником на войне. Он не соглашался, если она не пойдет с ним; и она, женщина, пошла вместе с ним. Во время сражения неприятели обращаются в бегство, и военачальник Иавина, Сисара, пришедши к одной женщине по имени Иаили, просит напиться; она дала ему молока вместо воды. Когда он, напившись, заснул, тогда эта женщина, взяв кол, пронзила им висок его. Так умер Сисара, и Варак, пришедши, увидел его мертвым. Тогда Девора воспела победную песнь. Опять израильтяне предаются в руки мадианитян, потому что они часто прогневляли Бога. Тогда явился Гедеону Ангел и убедил его начать войну. Потом Господь повелевает ему заколоть упитанного тельца у отца своего, принести жертву всесожжения и разрушить жертвенник Ваала. Он сделал так и принес жертву всесожжения Богу. Гедеон, – он же и Иероваал, – просит знамения, которое и совершилось на руне. Он получает повеление отпустить все войско и удержать только триста человек. Сделав так и вышедши с светильниками и трубами, он поразил врагов. Тогда умерщвлены Орив и Зив, князья мадиамские, и цари Зевей и Салман.

По смерти своей Гедеон оставил семьдесят сынов и одного от наложницы, Авимелеха. Последний, умертвив семьдесят братьев, овладел царством; но спустя немного времени понес наказание за братоубийство. Когда во время сражения он подошел к одному городу, то женщина поразила его в голову обломком жернового камня, и он умер. После Авимелеха был судьей Фола; после Фолы – Иаир. Сыны израильские прогневали Бога и преданы были в руки аммонитян. Тогда князья народа просят быть военачальником на войне с аммонитянами Иеффая, сына блудницы, изгнанного братьями из отеческого дома, и предоставляют ему власть. Он согласился и, прежде всего, отправил послов к царю аммонитян, но не убедил его; дав обет Богу принести в жертву первого, кто встретит его, если он возвратится с войны, нападает на врагов; победив их, он приносит в жертву собственную дочь, потому что она первая вышла ему навстречу. Опять израильтяне прогневали Бога и преданы были в руки иноплеменников.

Тогда рождается Самсон. Увидев одну женщину в Фамнафе, он полюбил ее и пожелал вступить с нею в законный брак. Родители его сначала препятствовали этому, потому что она была иноплеменница; но, увидев его настойчивость, не противились. Когда он пошел переговорить о ней, то встретился ему лев, которого он растерзал своими руками. Когда нужно было совершиться браку, он, опять отправившись в путь, увидел сот меда в челюсти убитого им льва и, взяв, ел и дал родителям, а собеседникам своим предложил загадку: «из ядущего», т.е. из уст льва, «вышло ядомое, и из сильного» – вместо горького – «сладкое» (Суд.14:14). Он обещал, если отгадают, дать им тридцать рубашек и тридцать верхних одежд; а если не в состоянии будут отгадать, то они должны дать ему столько же. Недоумевая и не находя разгадки, они стали угрожать жене его смертью, если она не узнает от него значения загадки. Она узнала, открыла им, и они сказали и получили подарки. Самсон разгневался; отец невесты, испугавшись, отдал ее одному из брачных друзей его; это еще более оскорбило его; поймав триста лисиц и зажегши факелы на их хвостах, он пустил их на поля иноплеменников. Когда таким образом он сжег их хлеб на полях, они сожгли дом невесты вместе с ней и отцом ее. Самсон и после этого не смягчил гнева своего, но продолжал нападать на них. Они же объявили войну израильтянам и требовали Самсона; израильтяне, связав его, выдали врагам. Но он, разорвав узы и нашедши ослиную челюсть, избил ею тысячу человек; потом, почувствовав жажду, помолился Богу, и из челюсти потекла вода, и он пил. Оттуда он пошел в Газу к блуднице, и окружили его враги; но он в полночь, взяв городские ворота и положив их на плечи, вышел.

После того Самсон полюбил одну женщину, по имени Далилу, и взял ее себе в жены. Вельможи иноплеменников обещали ей тысячу сто сребренников, если она узнает от него, каким образом он может быть лишен силы. Когда она старалась узнать, то он сначала обманывал ее; но, наконец, когда она настойчиво требовала, сказал ей правду, – что он лишится силы тогда, когда кто-нибудь острижет его волосы. Она известила вельмож и, усыпив его, распорядилась остричь его; и он лишился силы. Иноплеменники, взяв его, ослепили и посадили в темницу. Потом они веселились и вывели его из темницы, чтобы насмеяться над ним; но он, горько застонав и призвав Господа, чтобы он укрепил его, обхватил столпы дома и, поколебав их, обрушил дом на вельмож, на самого себя и на множество прочего народа; и погибло людей больше того, сколько погибло их от него при жизни его.

После этого мужи из колена Данова начали войну, взяли Лаис, дали ему свое имя и поставили там истукан для богослужения. Один левит, когда разгневалась на него наложница его и ушла в дом отца своего, пошел взять ее к себе; взяв ее и возвращаясь домой, он остановился на пути в Гаваоне Вениаминовом у одного старца. Жители Гаваона, окружив дом, требовали странника, чтобы надругаться над ним. Старец готов был отдать им дочь свою девицу; но они, взяв наложницу, ругались над нею целую ночь. Когда же наступило утро, то, отпустив ее, удалились. Пришедши к дому, в котором находился муж ее, она умерла от поругания. Левит, вышедши и нашедши ее мертвой, рассек ее на двенадцать частей и послал ее двенадцати коленам. Они вознегодовали на случившееся и, вооружившись, потребовали выдачи тех, которые оскорбили женщину; когда же их не выдали, они объявили войну; но в первый раз были поражены, и во второй также, а после третьего сражения истребили все колено Вениаминово, кроме убежавших шестисот человек. Этому колену грозила опасность совершенно погибнуть, потому что они не имели жен и сыны Израилевы поклялись не выдавать за них своих дочерей; поэтому израильтяне избили тех, которые не сражались вместе с ними против сынов Вениаминовых и отдали последним девиц их в числе четырех сот. Но так как этого числа было недостаточно, то израильтяне позволили им во время праздника выйти и похитить девиц без ведома родителей.

* * *

*

Абзацы в тексте расставлены нами – Редакция «Азбуки Веры»

5

"Бохим» – Плачущие


Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1900. Том 6, Книга 2, Обозрение книг Ветхого Завета, с. 608-691.

Комментарии для сайта Cackle