Источник

Обозрение книги Исход

Когда воцарился в Египте фараон, который не знал Иосифа, он стал изнурять израильтян грязной работой и деланием кирпичей. Он приказал и повивальным бабкам умерщвлять младенцев израильских мужеского пола; так как они не послушались, то он вменил это народу в преступление. Тогда родился Моисей из колена Левиина, и родители вынесли его в корзине. Вышла дочь фараона и, взявши младенца, отдала его на воспитание. Сделавшись взрослым, Моисей вышел к сынам израильским, узнал о притеснении и увидел египтянина, бьющего одного еврея. Осмотревшись кругом и не видя никого, он убил египтянина и скрыл его в песке. Вышедши в другой день, он видит двух ссорящихся евреев и говорит одному из них: «Зачем ты бьешь ближнего твоего? А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? Не думаешь ли убить меня, как убил [вчера] Египтянина?» (Исх.2:13–14). Моисей убоялся; фараон же, узнав о случившемся, искал убить Моисея. Моисей, убоявшись, удалился в землю Мадиамскую и помог дочерям Иофора напоить (скот). Они рассказали отцу о случившемся и привели к нему Моисея. Иофор отдает ему женою дочь свою, которая и родила Моисею Гирсама и Елиезера.

Когда он пас стадо, Бог вступает с ним в разговор. Он подошел и увидел чудо с кустом, который горел и не сгорал. Бог посылает его в Египет, говоря: «Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» (Исх.3:14). Бог повелевает созвать совет старцев и затем войти к фараону, а также сказать народу, чтобы он, выходя, взял от соседей золотые и серебряные сосуды; дает ему знамения для удостоверения: жезл, который обратился в змея, изменение руки его, которая стала бела, как снег, и опять получила прежний цвет, и воду реки: «Вылей на сушу, – говорит, – и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше» (Исх.4:9). Моисей отказывался; Бог же разгневался и присоединил к нему Аарона. Моисей объявил тестю своему Иофору, что он намеревается отправиться в Египет. По смерти царя, искавшего души его, Бог говорит ему: «Пойди, возвратись в Египет» (Исх.4:19). Он взял детей и жену, и пошел. Потому является ему Ангел и угрожает ему, не из-за обрезания, – если бы из-за обрезания, то Ангелу следовало бы удалиться не прежде того, как мать обрезала бы и другого сына, – но для того, чтобы он не брал жены в Египет, – потому что он был послан не жить там, но вывести израильтян, что и сам он понял, и отпустил жену. Откуда видно, что он отпустил ее? Из того, что, когда он вышел из Египта, встретил его тесть Иофор с женой его. Приходит к Моисею Аарон, и оба они созвали старейшин израильских и объявили им сказанное Богом, те возрадовались. Когда они вошли к фараону и требовали, чтобы он отпустил народ, то царь не только не согласился, но еще больше стал притеснять израильтян, повелев не давать им мякины, чтобы они сами доставали ее себе. Когда писцы подвергались наказанию за то, что дело не исполнялось, то пришли они к фараону, но не имели никакого успеха. Тогда они стали кричать против Моисея, – и он опять посылается к израильтянам возвестить им об исходе. Они же не слушали Моисея по малодушию своему.

Здесь излагается родословие Моисея, и Бог говорит ему: «Я поставил тебя Богом фараону» (Исх.7:1), – и посылает его к фараону, повелев показать знамение, если бы потребовал царь, именно: превращение жезла в змея. Когда жезл обращен был в змея, и, однако, царь не согласился, то вода реки превращается в кровь, земля наполняется жабами, потом появились скнипы3, мухи, затем мор скота, струпы, град и огонь, саранча и тьма непроницаемая. Когда же должно было произойти умерщвление первенцев, израильтяне получают повеление заколоть агнца мужского пола, непорочного, и кровью его помазать пороги, потому что сказано было: не погибнут находящиеся в том доме, на котором будет кровь агнца. Тогда же дается им закон о семи днях опресночных; и Бог повелевает им соблюдать этот праздник по пришествии в Землю обетованную. Если спросят вас, говорит Он, сыны ваши, скажите: «Это пасхальная жертва Господу» (Исх.12:27). Когда в полночь началось истребление первенцев египтян, тогда они изгнали израильтян из Египта. Израильтяне вышли, взяв с собой сосуды серебряные и золотые, много присоединившегося к ним народа, овец, волов и другой скот. Пребывание в Египте и в земле Ханаанской сынов израильских, как их, так и отцов их, продолжалось четыреста тридцать лет. И сказал Бог: «Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота» (Исх.13:2), – потому что Он умертвил первенцев египетских. Не повел их Бог через землю Филистимскую, чтобы они не переменили намерения, ввиду войны, и не возвратились в Египет, но повел – через Чермное море. В пятом поколении вышли сыны Израилевы из Египта; Моисей взял и кости Иосифа. Бог указывал путь Израилю ночью столпом огненным, а днем столпом облачным.

Когда фараон, передумав, погнался за ними, то Моисей ударил жезлом по морю, и оно расступилось; когда же израильтяне прошли, то оно соединилось над египтянами и потопило их. И воспел Моисей песнь, воспела и Мариам с женами. Они пришли к Мерре, где была горькая вода, и Моисей сделал ее сладкой посредством дерева. Потом пришли они туда, где было двенадцать источников и семьдесят финиковых деревьев; это место называлось Елим. Оттуда они пришли в пустыню между Елимом и Синаем. Здесь, в пустыне, израильтяне возроптали, требуя мяса. Тогда ниспослана была им манна. Потом послал им Бог коростелей. Здесь Бог повелел относительно манны, чтобы ее не запасали на завтрашний день, потому что, когда ее собирали много, не было излишка, и, когда мало, не было недостатка. Но они ослушались, и оставленное наполнялось червями. Бог сказал: не выходите собирать манну в субботу; но они ослушались и в этом, выходили, но не находили ее. Моисей повелевает положить часть манны в золотой сосуд для последующих поколений. Манну израильтяне ели сорок лет. Тогда же они возроптали вследствие жажды. Моисей ударил в камень, и потекла вода. Амаликитяне вышли на войну с Израилем, и Иисус Навин обратил их в бегство; пока руки Моисея были подняты, одерживали победу израильтяне; а когда он опускал их, тогда они были побеждаемы; это было образом креста. Аарон и Ор стояли, поддерживая руки Моисея.

И сказал Господь к Моисею: «Напиши сие для памяти в книгу» (Исх.17:14). Приходит Иофор, тесть Моисея, с женою его, и ради Моисея, и ради народа. Писание называет его зятем не в точном смысле. Моисей рассказывает тестю о чудесах; он удивляется. Когда же он увидел, что весь народ стоит перед Моисеем, который не имеет возможности судить всех, то говорит ему: «Ты же усмотри [себе] из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь [их] над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками [и письмоводителями]» (Исх.18:21). Моисей сделал так и взошел на гору. Бог повелел ему сказать народу, что они будут «царством священников» Божиих, «народом святым», если будут послушны. Они отвечали: «Всё, что сказал Господь, исполним [и будем послушны]» (Исх.19:6, 8). Тогда он повелевает народу быть чистыми до третьего дня и вымыть одежды свои. Здесь сказано то, что повторено и у апостола в Послании к евреям: «Если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями» (Евр.12:20).

Тогда задымилась гора, загремели звуки труб. Моисей получает заповеди закона, десятисловие и прочие постановления. Выражение же: «Судей не злословь», – сказано не об идолах, но о начальниках, потому что прибавлено: «и начальника в народе твоем не поноси» (Исх.22:28). Израильтянам обещается, если будут послушны, много благ, – именно, что они овладеют народами, наследуют землю, что вода и хлеб их будут благословенны, что они будут избавлены от всякой болезни, не будет между ними ни бесплодной, ни бесплодного, ни преждевременной смерти, что пределы их будут простираться от Чермного моря до земли Филистимской, от пустыни до Евфрата. Тогда Моисей принес жертву, половину крови возлил на жертвенник и, взяв кровь, окропил ею народ. Об этом упоминает и Павел в Послании к евреям, говоря: «Первый завет был утвержден не без крови» (Евр.9:18). Моисей получает повеление взойти на гору и взять скрижали. Был он там сорок дней и сорок ночей. Выслушал (повеления) об устройстве скинии и всех ее принадлежностей, о священной одежде, о помазании священников и о выкупах, которые состояли в том, чтобы каждый давал половину дидрахмы, т.е. десять оволов; Бог дает заповедь о составлении елея и о соблюдении субботы.

Между тем израильтяне восстают против Аарона и впадают в идолопоклонство. Тогда Бог говорит Моисею: «Оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя» (Исх.32:10). Когда Моисей, сходя, увидел тельца и веселящийся народ, то бросил скрижали и разбил их, укорил Аарона и дал повеление пришедшим сынам Левииным, сказав: «Кто Господень, [иди] ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек» (Исх.32:26–28), – и пали три тысячи мужей. Тогда Моисей, взойдя, говорит Богу: «Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх.32:32). Тогда народ стал плакать и получил повеление снять украшения свои. Здесь сказано: «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх.33:11). Иисус же Навин не выходил из скинии. Тогда Моисей просит Бога, чтобы Он не оставлял народ, и, вытесав две скрижали, получает десятисловие, пробыв на горе опять сорок дней и сорок ночей. Опять ему дается повеление о пасхе, о субботе, об истреблении богов языческих, о посвящении Богу первенцев. Здесь сказано, что Моисей говорил народу под покрывалом, о чем и Павел говорит во Втором послании к коринфянам (2Кор.3:13). Тогда даются им заповеди о субботе и о веществе, которое должно быть употреблено на строение скинии, т.е. о золоте, меди, кожах и прочих веществах. Они приносили это с великим усердием, так что оказался даже излишек. Все относящееся к устройству скинии, исполняли Веселиил из колена Иудина и Елиав из колена Данова; и воздвигнута была скиния, и облако осенило ее. На эту постройку употреблено: золота – двадцать девять талантов и семьсот сиклей, серебра – сто талантов и семьсот семьдесят два сикля и меди – семьдесят талантов и две тысячи пятьсот сиклей.

* * *

*

Абзацы в тексте расставлены нами – Редакция «Азбуки Веры»

3

мошки


Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1900. Том 6, Книга 2, Обозрение книг Ветхого Завета, с. 608-691.

Комментарии для сайта Cackle