О Предтече****
* * *
Эти беседы в издании Миня относится к разряду Spuria, т. е. неосновательно приписываемые св. И. Златоусту.
Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1902. Том 8, Книга 2, О Предтече, с. 613–615.
Цветущие луга, испещренные золотистыми цветами, украшенные прекрасными деревьями и оглашаемые пением птиц, одновременно услаждают и чаруют и зрение и слух людей. Вот солнце бросает сюда свои золотые лучи, и они рассыпаются в цветах бесчисленным множеством блесток. Голоса неумолчно щебечущих птиц сливаются здесь в приятной мелодии подобно свирели; с хором пернатых соперничают зефиры, обвивающие долины и ласкающие слух подобно цитрам; а за ними и постоянные обитатели полей и лугов – пастухи, у которых в ушах звучат лирические мелодии певчих птиц, принимаются воспроизводить их на своих многозвучных свирелях, заботливо отыскивая для своих стад лучшие места и лучшие травы. Но там – в лугах – источник катит свои быстрые волны, а здесь – у нас – сияет сладостное учение божественной мудрости; там щебетание певчих пташек, а здесь мелодии священных псалмов; там любительница уединения – горлица, гнездясь на деревьях, нежным воркованьем возвещает прекрасную весну, а здесь Иоанн, питающийся акридами и диким медом, своею пустынною, а лучше сказать, духовною проповедью, возбуждает церкви и подобно трубе возглашает явление миру небесной весны. «В те дни, – говорит евангелист, – приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:1–2). »В те дни" – во дни явления Иисуса Бога, во дни пришествия Царя небесного, во дни возблистания превечного Света. «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской». Не в обитаемой стране, – потому что род человеческий еще представлял собою пустыню, еще не сделался жилищем Отца, Сына и Святого Духа. Что же он проповедывал? «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»! О, покаяние, в самих слезах пожинающее жизнь и вместе с брачным убором получающее брачный светильник! О, покаяние, обличитель дьявола, покровитель обращенных! «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих» (Мф.3:4). Облачимся, возлюбленные, в одеяние Иоанново! Может быть, в нем заключается загадка нашего спасения. Оно – это одеяние – служит образом людей, обращающихся из язычества. «Имел одежду из верблюжьего волоса». Верблюду Писание часто уподобляет дьявола, по причине его гордости, коварства и ярости. Так, у пророка Исайи наблюдающий со сторожевой башни говорит: «И увидел... всадников на ослах, всадников на верблюдах» (Ис.21:7). Всадник на осле изображает Христа, так как Он вошел в Иерусалим, восседая на осле, всадник на верблюде изображает антихриста, грядущего в мир в последние дни по действию дьявола. Проповедью благочестия обратив к себе язычников, подобно волосам покрывавших дьявола, и обнажив его таким образом, он сплотил их в церковь и, единством веры исткав тело Церкви, себе устроил покров спасения. «Имел... пояс кожаный на чреслах своих» (Мф.3:4). Писание упоминает о чреслах и поясе, чтобы показать, что естественная страсть (противная целомудрию) была умерщвлена охватывающим совне (ее вместилище – чресла) поясом из мертвой кожи. Этот пояс являлся неложным свидетелем скрытого внутри девства. Ел, говорится, он акриды и дикий мед. Это указывает на иудеев, отступивших от закона и заповедей, как говорит Писание: «Князья твои – как саранча, и военачальники твои – как рои мошек, которые во время холода гнездятся в щелях стен, и когда взойдет солнце, то разлетаются, и не узнаешь места, где они были» (Наум.3:17). А мед дикий означает, что иудеи преступлением заповедей превратили сладость закона для себя в горечь.
«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ты должен быть свидетелем ниспосылаемого сегодня на меня гласа, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф.3:13–15). Мне должно научить: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан.3:5). Поэтому я должен сперва сам исполнить то, чему потом буду учить других, чтобы иудеи не имели предлога говорить: «как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (Рим.2:21). «Оставь теперь». Должно оправдаться слово мужественного страдальца Иова: «кто родится чистым от нечистого? Ни один» (Иов.14:4); должно Мне очистить древний грех плоти; должно обновить душу Духом и тело – водою. «Оставь теперь». Для меня первого должна раскрыться эта утроба (воды и Духа), чтобы Мне сделаться первородным из всех братьев. Эта утроба послужила соблазном для иудеев, коих и обличает пророк такими словами: «Удалились (от Бога) грешники с (самого) рождения, заблудились от чрева матери, говорили ложь" (Пс.57:4).
«Тогда Иоанн допускает Его»(Мф.3:15). Когда же сошел Иисус во Иордан, великое чудо, возлюбленные, представилось очам зрителей: они увидели источник, омывающийся в реке, и реку, погружающуюся в воду. Ведь Христос – источник, как говорит Он сам: «Меня, источник воды живой, оставили» (Иер.2:13), и как говорит Ему невеста – Церковь: «Запечатанный источник отрасли твои" (Песн.4:12–13). Он же сам и река, согласно словам пророка: «река Божия наполнилась водами», «поток Божий полон воды»(Пс.64:10). Сошел на воды – и они освятились, Он освятил их. Если кто из вас, возлюбленные, еще не очищен крещением, пусть он придет и созерцает, как Отец с неба провозглашает: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17). «Его слушайте» (Лк.9:35). Иордан взывает, Дух очищает воздух, Отец именует Сына, Сын очищает небо, Дух украшает землю, облистает воздух. Ныне исполняется древнее пророческое слово: «День дню передает речь» (Пс.18:3). День – Отец, день – Сын. Отец Сыну отрыгает слово, как говорит Павел: «возьмите... меч духовный, который есть Слово Божие» (Ефес.6:17). Этим глаголом да соединит всех нас во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.