О посте. Слово 3-е*
Богат во Христе и делатель благочестия – тот, кто имеет молитву и пост и милостыню. А то какая польза, братья, поститься телом и убивать делом? Какая польза удаляться от пищи и оскверняться блудом? Мяса, например, ты не вкушаешь, а плоть брата своего угрызаешь? Какая польза находить себе утешение не в вине, а в деньгах? Хлеба не есть, а гневом опьяняться? Какая польза изнемогать от поста и злословить ближнего? Какая польза воздерживаться от пищи и похищать чужое? Какая надобность изнурять свое тело и не накормить голодного? Какая польза тело свое удручать, а к вдовам и сирым не иметь сожаления? Если хочешь поститься, возненавидь сребролюбие: великое зло сребролюбие. Ты постишься? Оставь блуд, оставь прелюбодеяние, избегай клеветы, злословия, лжи, вражды, хуления и всякого излишества. Ты постишься? Беги корыстолюбия, грабительства, ссоры и душепагубной зависти. Ты постишься? Беги чревоугодия, порождающего в нас все пороки, удаляющего нас от самого Бога и низводящего нас в бездну погибели. Если ты постишься для Бога, избегай всякого дела, которое ненавидит Бог, и Он примет твое покаяние, как милостивый и человеколюбивый. Поспешим же, братья, поспешим к покаянию. Ныне время исповедания грехов, плача и сокрушения, а не беззаботности и нерадения. Покаяние открывает нам Царство Небесное, вводит в рай и доставляет наслаждение вечными благами. Если постишься, возлюбленный, окажи участие бедному, одень нагого, отри слезы вдовицы, утешь плачущих сирот. Если имеешь достаток, помоги; если не имеешь, то, по крайней мере, не похищай чужого. Ты постишься? Удержи язык свой от зла и уста свои от лести и коварства: этого достаточно тебе для спасения. Если постишься, не ищи наживы от обращения денег в рост. Постишься ты? Яви милость тому, кого ты обидел, никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти. Ты постишься? Не будь тщеславным. Ты постишься? Беги блуда, удаляющего нас от Бога и Его святых, ввергающего нас в вечный и неугасимый огонь. Ты постишься? Напитай голодных, напой жаждущих, посети болящих, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерд, кроток, добр, тих, долготерпелив, жалостлив, незлопамятен, благоговеен, неспорлив, истинен, богочестив, – чтобы Бог и пост твой принял, и плоды покаяния даровал тебе получить в изобилии. Если ты постишься, возлюбленный, то так постись, как Христос повелел, чтобы не случилось с тобой, что ты труды понесешь, а награды не заслужишь.
Об этом умоляю вас, братья, чтобы нам и исполнить все в точности, и награду получить от Бога, и услышать этот Божественный голос, призывающий: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф..25:34). Ничто, братья, так не поможет нам в тот страшный судный день, когда раздастся этот голос, как покаяние и милостыня. Как хлеб необходимее всякой другой пищи, так память о смерти важнее всех дел. Мысль о вечном огне пусть каждый вечер сопровождает тебя на твое ложе и неотступно преследует тебя по пробуждении, – в таком случае никогда не овладеет тобой уныние во время псалмопения. Как при наступлении света удаляется тьма, так смирение изгоняет всякий гнев и горечь. Пусть гнев будет связан, как тиран, узами кротости. Никогда не принимай клеветы на ближнего своего, но останавливай клеветника такими словами: оставь, брат, – я каждый день грешу еще большими тяжкими грехами; как же нам осуждать того? Ложь есть разрушение любви, а клятвопреступление – отрицание Бога; тот, кто сохранил страх Божий, преследует ложь, имея судью в собственной совести. Пользуясь лаской, можно нередко укротить льва. Тот, кто угождает своему чреву и в то же время хочет побороть блудные мысли, уподобляется человеку, желающему маслом тушить огонь. Подавляется язык обильной пищей. Служи Господу от немощи своей природы, помня свое бессилие во всем. В молитве не употребляй слов, внушенных ложной мудростью, но молись от всей души и смиренного сердца, – прежде же всего говори: «Помилуй меня, Господи, ибо я немощен» (Псал.6:3). Вера наша тверда, и любовь к Богу возвышает нас над житейскими заботами, а память о смерти укрощает и тело. Небольшой огонь подчас уничтожает большой запас вещества; так, одна какая-либо добродетель прогоняет все страсти. Если сердцем хочешь приблизиться к Богу, будь в молитве непоколебим, как столб, не развлекаясь никакими житейскими заботами. Если кто хочет предстать Христу с не оскверненным телом и с чистым сердцем, пусть сохранит себя без гнева и в воздержании. Без этих добродетелей желающий представить Христу чистыми душу или тело и волнующийся заботами мирскими – подобен тому, кто, крепко связав свои ноги, пытался бы скоро ходить, о Христе Иисусе Господе. Аминь.
* * *
Творения приписываемые св. Иоанну Златоусту и отнесенные в издании Миня к разряду Spuria.