Источник

Приложение. Дневные напевы «на Господи воззвах» киевского распева с его отраслями, сравненные с напевами малого знаменного распева

Глас первый

Первый глас киевского распева с его отраслями, как и первый глас малого знаменного распева, совершается в области ре-ми-фа-соль-ля), при тонике до, с финальным звуком для всего песнопения ре и с окончанием для средних строк и стихирного запева ми, но с господствующими звуками соль-фа вместо ми-фа. Напев этого гласа имеет одну запевную строку (почин), четыре повторяющихся в середине песнопений и одну заключительную.

Первая строка киевского распева представляет собой видоизменение первой же строки малого знаменного распева, именно: при одной и той же тонике она ведется на терцию выше (в квинту от тоники) и изменяет господствующий звук ми на соль и фа, но затем имеет с ней сходное мелодическое движение и одно и то же окончание ре. По пространному Обиходу первая строка киевского распева в начале песнопения «Господи воззвах» усиливает слог первого просодического ударения нотой ля и в этом виде представляет собой почин к целому ряду стихир, который затем в точном его виде уже не повторяется. Вместо же его всюду – в начале и середине следующих песнопений – употребляется его вариант, не имеющий ноты ля. В прочих изданиях, за неупотребительностью ныне одиночных запевов (почина) в клиросном пении, подобного различения вариантов не существует, но всюду употребляется первый вид строки – запевный; в придворном же пении всюду – и в начале, и в середине песнопений – употребляется второй вид строки без запевной ноты ля. В том же придворном пении первая строка оканчивается вместо общепринятого звука ре на фа. В обычном напеве Владимирской епархии, по изданию о. Соколова, первая строка своим началом близка к таковой же строке малого знаменного распева, а концом – к строке киевского; в издании же г. Абламского та же строка началом близка к киевскому, а концом к придворному напеву.

Измененная первая строка, без ноты ля на первом просодическом ударении и с окончанием фа, не может быть признана правильной уже потому, что она по своему началу представляет собой вид сокращенной строки, по концу же – исключительное уклонение от нормальных окончаний строк первого гласа, из которых первая и конечная, сходные по движению своих мелодий, как и в большом знаменном распеве, должны оканчиваться на ре, средняя же строки на ми – господствующий звук гласа, – а никак не на фа. Но строка эта не может быть допущена особенно потому, что она буквально сходна с первой же строкой 5 гл. малого знаменного распева, по изложению её в пространном Обиходе, и, таким образом, употребление её ведет к смешению гласовых мелодий.

Прочие разности нотных изданий при изложении первой строки 1 гл. состоят: в гармонической взаимной замене отдельных звуков ми и соль и иногда в добавке переходного между ними фа, каковые разности в мелодии не имеют значения. У г. Абламского употреблена также необычно вместо первой строки гласа строка третья в словах «внегда воззвати ми к Тебе», а богородичен «Всемерную славу» распет только двумя гласовыми строками 3-ю и 4-ю, а не четырьмя, как бы следовало.

Строка вторая 1 гл. во всех нотных изданиях киевского и обычных напевов излагается однообразно, но несогласно с малым знаменным распевом, ибо имеет господствующим звуком фа, а не ми, конечным же ми, а не ре. Разности нотных изданий состоят: в гармонической замене начальных нот ре-фа над первыми слогами без ударения; у Бахметева же – в унисонно-поступательном движении мелодии без отступления вниз даже пред слогом мя перед сильным ударением, а также в раздроблении по разным слогам второй от конца ноты соль.

Строка третья в киевском распеве и его отраслях излагается буквально сходно. Она, кроме заключительного члена, идет на терцию выше такой же строки малого знаменного распева (гармоническая замена), между тем как последняя в этом своем виде почти буквально сходна с строкой первой 7 гл.

Строка четвертая в малом знаменном распеве, при её повторении, разнообразится несколько высотой и протяженностью отдельных нот, а в киевском с его отраслями протяженностью нот, особенно же разностью подписи текста относительно сильного просодического ударения в словах и деления нот по слогам, что видно из следующих примеров:

В издании же г. Абламского эта строка над словами «жертва вечерняя выражена необычно краткими нотами и затем повторяется в песнопениях не однообразно, а в издании о. Соколова, равно как иногда и в устном певческом предании, совсем опускается.

(поправка1:

)

Строка пятая – заключительная. В киевском распеве и его отраслях она в общем сходна с такой же строкой малого знаменного распева и имеет два вида, из коих один (а) – краткий и наиболее простой и употребительный – близко подходит по мелодическому движению к строке начинательной 1 гл., но с обычным в заключительных строках замедлением предконечных звуков; другой же вид (б), имеющийся в изданиях Церковного Обихода, г. Потулова и о. Соколова, представляет собой строку украшенную на конце синкопом и полутрелью. Но оба варианта буквально сходны с конечной строкой 4 гл. знаменного и киевского распевов и только изложены на кварту выше её.

Вариант а представляет собой стихирный запев малого знаменного распева, заимствованный из большего распева. Варианты б и в суть два вида стихирных запевов киевского распева, из коих вариант б есть обыкновенный употребительнейший запев, а вариант в, украшенный синкопом, принадлежит устному преданию, в общем сходному с изданием г. Абламского. Bсе три варианта тождественны в основном мелодическом движении и различаются лишь незначительными частностями. Так в вариантах б и в первая половина строки котирована на кварту выше знаменного распева сообразно нотированию прочих строк первого гласа. В издании г. Бахметева употреблен вариант б с растяжением его звуков во второй половине строки (вместо черных – белые ноты); у о. Соколова стихирный запев изложен сходно с знаменным распевом, а у г. Абламского мы видим вариант в, но не в точном его изложении и с употреблением неправильного ударения в слове тво́ему.

Примечание. В малом знаменном распеве, а иногда и в киевском, по изложению пространного Обихода Синодального издания, мелодическая строки повторяются не всегда с буквальной точностью.

Глас второй

Второй глас киевского распева совершается в области пентахорда си-до-ре-ми-фа с тоникой соль‒мажор и господствующими звуками ре, и частью до, с финальным окончанием си, а для средних строк – ре и до (господствующее звуки); отличается от малого знаменного распева главным образом добавкой финального звука си после обычного окончания до. Количество гласовых строк 2 гл. в певческой практике то четыре, то пять, именно: одна строка запевная (почин), две или три повторяющиеся в середине песнопений и одна заключительная. В придворном пении глас этот имеет особый вариант с тоникой ре‒минор, мало, впрочем, различающейся от общепринятого напева. Малый знаменный распев отличается от киевского главным образом второй строкой гласа.

Первая строка 2 гл., по пространному Церковному Обиходу и издание г. Потулова, имеет два варианта, которые представляют собой запевную строку, не повторяющуюся в середине песнопений, но из которых один – а употребляется только один раз в начале песнопения «Господи воззвах» как почин к целому ряду стихир, а другой б как начинательная строка в прочих песнопениях (напр. «Да исправится молитва моя»). В продолжении же песнопений повторяются только строки 2-я, 3-я и 4-я. Два начальные звука строки иногда замедляются (у Потулова), а звуки перед вторым сильным ударением подлежат гармонической замене. – В малом знаменном распеве и в московском обычном пении такого различения вариантов первой строки не существует, а употребляется в начале песнопений второй её вид б, не повторяющийся в середине песнопений; в придворном же пении и у г. Абламского в значении начинательной строки употребляется запевный вид а1, но с одним только предконечным сильным ударением и с переносом его на предыдущую ноту фа. В гармоническом отношении вариант этот имеет основным тоном ре‒минор.

Строка вторая в малом знаменном распеве начинается нотой ми с сильным ударением на ре и окончанием до, в большинстве же изданий киевского распева – с ноты ре, а в московском с ноты до при сильном ударении на звуке до и окончании ре. В придворном пении и в издании г. Абламского диез на сильном ударении до перед окончанием ре зависит от гармонического лада ре‒минор.

Строка третья имеет три варианта, из коих, а принадлежит Церковному Обиходу и изданию г. Потулова, б малому знаменному распеву и московскому обычному пению и в придворном напеве и изданию г. Абламского. Разность вариантов в первом члене строки состоит в гармонической замене ноты ре нотой фа, во втором члене – в разнообразии высоты сильного ударения, зависящем от разности гармонического толкования мелодии. Вариант а сходен с первой строкой 5 гл. и потому неудобен к употреблению.

Строка четвертая во всех трех вариантах имеет одну и ту же мелодию, различающуюся лишь высотой нотного положения первой половины строки, которая в вариантах б и в допускает взаимное гармоническую замену нот до и ми. Первое сильное ударение строки имеет или протяженную или краткую ноту. Вариант а принадлежит малому знаменному распеву, вариант б – Синодальным изданиям и изданию Потулова, вариант в мы видим в изданиях Бахметева, Абламского, Соколова и в московском обычном пении. Но последний совершенно сходен со строкой второй того же гласа и потому в певческой практике нередко опускается, и песнопения распеваются только двумя средними строками 2-ю и 3-ю.120

Строка пятая – конечная имеет три главных варианта, из коих вариант а принадлежит малому знаменному распеву и оканчивается на до, варианты же б и в – киевскому распеву с его отраслями. Последние два, сверх окончания на до, принимают еще дополнительное окончание си. Разности вариантов в первом члене строки, по замечанию Н. Потулова, зависят от конечного звука предыдущей строки, именно конечная строка начинается с ноты ми после строки третьей гласа, оканчивающейся на до; после же строк второй и четвертой, оканчивающихся на ре, она начинается также с ноты ре121.

Мелодия конечной строки с её разностями во всех рассматриваемых нами изданиях применяется и к стихирному запеву.

Глас третий

Глас третий киевского распева совершается в области си-до-ре-ми-(фа) при тонике соль с господствующими звуками ре и ми, и финальным си, в чем буквально сходен с большим знаменным распевом по нотации его в гиполидийской тональности. Напев 3 гл., как и в знаменном распеве, беден количеством мелодических строк и разнообразием мелодического движения. Он, как и напев 7 гл., состоит всего из трех строк, именно из одной пары строк, повторяющихся в песнопении и одной строки заключительной. Повторяющиеся строки представляют собой простейшее соединение предыдущего и последующего, из которых первое совершается в области лишь трех звуков ре-ми-фа и оканчивается на ре (один из господствующих звуков), а последнее – в пределах тетрахорда си-до-ре-ми и оканчивается на си♮. Конечная строка и стихирный запев суть варианты той же мелодии. Напев 3 гл. малого знаменного распева почти ничем не отличается от напева киевского распева с его отраслями. Разности нотного положения мелодических строк 3 гл. в разных изданиях незначительны.

Строка первая во всех изданиях киевского распева с его отраслями и в малом знаменном распеве начинается с протяженной ноты ре над первым сильным ударением и имеет форму варианта а и только в придворном пении и в издании г. Абламского – отличается однообразным унисонным речитативом, состоящим из повторения краткого, а потом протяженного звука ми (вариант б).

Строка вторая однообразна во всех изданиях, за исключением разве большей или меньшей протяженности нотного обозначения отдельных звуков. В московском обычном пении над сильным просодическим ударением первого члена строки находится (белая нота ре, в прочих же изданиях, а также и в малом знаменном распеве первая половина строки идет на кратких нотах ми, а у г. Абламского и последний член строки выражается краткими же нотами.

Строка третья – заключительная есть очевидно вариант второй строки гласа с весьма незначительным он неё различием и излагается, как в малом знаменном распеве, так и в разных изданиях киевского с его отраслями почти совершенно одинаково. В издании же г. Абламского и эта строка отступает от её обычной формы, допуская звук фа и принимая неожиданное и излишнее дополнительное украшение в последнем члене строки.

Стихирный запев в большей части изданий представляет собой слитную строку, состоящую из 1-й и 2-й строк того же гласа, в изданиях же Бахметева и Абламского буквально конечную строку гласа.

На напев «Господи воззвах» 3 гл. поются также ирмосы того же гласа иногда с буквальной точностью, иногда же с изменением установленного порядка мелодических строк122.

Глас четвертый

Глас четвертый киевского распева совершается в области пентахорда ля-си-до-ре-ми, при тонике соль‒мажор, с господствующими звуками до-ре и конечным ля, а для средних строк по большей части до (господствующий звук гласа). Напев 4 гласа состоит из шести строк, из коих две начинательных, три средних повторяющихся и одна заключительная. Все строки малого знаменного распева 4 гл. буквально сходны с строками киевского распева, и только 1-я строка гласа имеет окончание на терцию ниже. Не сходен с киевским распевом также и стихирный запев. Строки малого знаменного распева в пространном Обиходе нотированы на кварту выше строк киевского распева с его отраслями.

Строка первая во всех изданиях излагается однообразно, за исключением незначительных подробностей нотирования, напр., задержания или сокращения ноты до над слогом слы (сильное ударение), а также унисонно-поступательного движения, или же мелодического. Первого рода движение принадлежит изданиям гг. Бахметева и Абламского, второе же – московским изданиям.

Строка вторая во всех изданиях излагается почти буквально сходно.

Строка третья во всех изданиях почти буквально сходна, и только у г. Абламского окончание строки нотировано краткими нотами.

Строка четвертая излагается также однообразно в большинстве изданий (вариант а), и только в московском обычном пении и у о. Соколова (вариант б) имеет разность особенно в окончании. Над первым слогом текстовой строки с ударением во всех изданиях полагается белая нота.

Строка пятая в московском обычном пении и у Потулова принимает сверх обычного окончания си1 еще дополнительное до; в изданиях Бахметева и Абламского в слове «воззвати» употреблено особое, свойственное им, деление нот по слогам; у о. Соколова строка эта, вопреки всем изданиям, буквально схода с 3-й строкой гласа 2.

Строка шестая – заключительная – имеет два вида: а простой – в московском обычном пении и у Бахметева – и б украшенный – в Синодальных изданиях и у Потулова. Строка эта буквально сходна с заключительной строкой 1 гл., но на кварту ниже её. У Абламского же вместо этой строки, не согласно ни с певческим обычаем, ни с областью 4 гл., употреблена конечная строка 3 гл., взятая на терцию вниз с окончанием соль. Та же строка и также необычно употреблена у него и в стихирном запеве.

Запев к стихирам. Вариант а принадлежит большому и малому знаменному распеву; в общем он имеет сходство с прочими вариантами, но изложен на терцию выше их; вариант б представляет собой сокращенный запев, изложенный в сокращенном Обиходе Синодального издания; вариант в мы видим во всех прочих изданиях (кроме изд. Абламского) киевского распева с его отраслями.

Глас пятый

Глас пятый киевского распева имеет своей области пентахорд ля-си-до-ре-ми с тоникой нижним соль‒мажор, с господствующими звуками ре и ми, и конечным нижним ля. Пятый глас заключает в себе четыре гласовые строки, из коих три повторяются, а четвертая заключает песнопение. Малый знаменный распев во всех строках гласа имеет те же самые мелодии (по изложению пространного Обихода).

Строка первая излагается однообразно во всех изданиях киевского распева с его отраслями, как значится в варианте а. Вариант б принадлежит малому знаменному распеву и отличается только понижением второго сильного ударения с ноты ми на до, но в самогласной стихире имеет несколько иное мелодическое движение. В Обиходах Синодального издания над первым сильным ударением строки стоит то краткая, то протяженная (белая) нота, в прочих же изданиях – протяженная.

Строка вторая в варианте а представляет собой общий вид строки киевского распева с его отраслями и малого знаменного по пространному Обиходу; вариант б – вторую строку самогласной стихиры малого распева. Вторая строка киевского распева иногда к первому слогу с ударением имеет краткий подъем, начинающейся с ноты до или ре, иногда же, особенно когда ударение находится на первом слоге текста, прямо начинается с краткого звука ми. У г. Абламского строка эта в своем начале имеет подъем, оканчивающейся на слоге без ударения (услыши́), а в конце украшена необычным мелодическим раздроблением предконечных двух белых нот.

Строка третья и в малом знаменном распеве, и в киевском с его отраслями излагается однообразно. Единственная разность изданий состоит в простом протяжении, или же мелодическом раздроблении ноты до над предконечным сильным ударением строки. В пространном Обиходе иногда первое сильное ударение выражается нотой фа с предшествующей и последующей переходной нотой ми, но это отступление выходит из пределов гласовой области 5 гл. и составляет септиму к гласовой тонике соль, а потому не может считаться правильным.

Строка четвертая – конечная – излагается в малом знаменном распеве и в разных изданиях киевского с его отраслями однообразно, за исключением незначительных разностей мелодического раздробления (белой ноты си над сильным ударением второго члена строки и иногда (у Бахметева) раздроблением следующей за ней ноты по разным слогам текста.

Стихирный запев имеет особую от прочих гласовых строк мелодии и при том в разных изданиях не однообразную в подробностях, то простую и краткую, то пространную и украшенную, особенно раздробительно-мелодическим движением. Вариант а мы видим в малом знаменном распеве и в московском обычном напеве, а также слышим в устном предании в запевах к тропарям св. Пасхи; вариант б находится в стихирных запевах в полном Обиходе Синодального издания и в издании Бахметева, а вариант в – в сокращенном Обиходе и у Потулова. У г. Абламского в стихирном запеве, при общем сходств мотива, допущены также отступления, состоящие в изложении мелодии вдвое кратчайшими нотами (восьмыми) и употребление1 среди их ноты фа, выходящей за пределы звуковой области пятого гласа.

Глас шестой

Глас шестой происходит в области тетрахорда до-ре-ми-фа с тоникой ре‒минор, господствующими звуками ми и ре и конечным ре, и состоит из четырех строк, из коих три повторяющихся и одна заключительная. Стихирный запев имеет мелодию особую от прочих гласовых строк.

Строка первая киевского распева с его отраслями в общем похожа на такую же строку малого знаменного распева, но сокращеннее её и имеет господствующим звуком ре, а не ми, затем в разных изданиях излагается вообще однообразно, за исключением незначительных разностей, состоящих в гармонической замене звуков над последним сильным ударением или растяжении звука над первым сильным ударением, когда оно, при краткости текстовой строки, находится на первом её слоге («жертва вечерняя»). Первая строка малого знаменного распева, по изложению в пространном Обиходе, весьма сходна с первой строкой гл. 3, а по изданию Потулова в самогласной стихире – с первой же строкой самогласной стихиры гл. 1. В придворном пении первая строка имеет растяжение на последнем сильном ударений

в издании же г. Абламского и эта строка в её начале имеет подъем, начинающийся ниже области гласа с ноты си, и оканчивающийся не на просодическом ударений («Господи́»), в конце же сосредоточивает силу ударения не на до, как в других изданиях, а на ре с задержанием этого звука и сокращением следующего, что также необычно и не представляется правильными

Строка вторая и в малом знаменном распеве, и в киевском с его отраслями имеет одну и ту же мелодию. Разности изданий и разновидности строки при повторении её состоят: в гармонической замене звуков из одного и того же аккорда и иногда, при краткости текста, в растяжении первой ноты с ударением. Гармонической замене подлежит и окончание строки, представляющее собой то восходящее, то нисходящее, то среднее движение мелодии.

Строка третья и в малом знаменном распеве, и в группа напевов киевского распева одна и та же. В разных изданиях она различается: а) протяженностью, или же краткостью ноты фа над первым просодическим ударением; б) при краткости текста многократным повторением краткой ноты фа в начала строки, или же при продолжительности текста, переходом её в ми непосредственно после первого просодического ударения; в) белой нотой с точкой над просодическим ударением предконечного члена строки, или же мелодическим её раздроблением.

Строка четвертая – заключительная – одна и та же и в малом знаменном, и в киевском распеве с его отраслями. Вариант а изображается двояко: или с нотой фа над первым сильным ударением строки (большинство изданий), или же с гармонической заменой фа нотой ре (у Бахметева и Абламского). В издании г. Абламского (вар. б) строка эта не имеет первого сильного ударения, над вторым же ударением имеет ноту до♯, а не ре и в этом виде буквально сходна с строкой второй гл. 2. В издании Бахметева конечные три звука строки выражены целыми нотами.

Стихирный запев имеет особую от гласовых строк мелодию, слагающуюся в три формы: а) пространную (пространный Обиход), б) среднюю (большинство изданий) и в) краткую (малый знаменный распев). В пространной форме в конце строки бывает или простое последование протяженных звуков или мелодическое их раздробление. Издания гг. Бахметева и Абламского, сверх сокращения предконечных звуков, имеют еще ту особенность, что мелодия в них начинается унисонным речитативом с ноты до, а не с ноты ре, как в других изданиях. Разность подписи текста в разных изданиях не значительна.

Глас седьмой

Глас седьмой происходит в области пентахорда до-ре-ми-фа-соль с тоникой до, господствующим звуком ми и финальным ре. Гласовая мелодия, как и в 3 гл., состоит всего из трех строк, именно: из двух повторяющихся, из коих первая составляет предыдущее, оканчивающееся на господствующий звук гласа ми, а вторая – последующее, оканчивающаяся на низший звук области до, и одной заключительной строки всего напева. Но в более древних и, так сказать, основных изданиях (Обиходы Синод. издания и издания Н. Потулова) в мелодиях 7 гл. различается еще строка починная, не повторяющаяся в продолжении песнопений, которая идет на терцию выше строки средней того же построения. Но в последствии в обычном пении строка эта стала или повторяющейся, как строка средняя (напр. в придворном пении), или же заменена всюду её низким вариантом (напр. в московском обычном пении и в малом знаменном распеве).

В издании г. Абламского предконечные звуки фа иногда необычно выражаются краткими нотами: четвертью с точкой и последующей за ней осьмой.

Строка вторая составляет последующее повторяющейся пары строк гласа и излагается, как в малом знаменном распеве, так и в разных изданиях киевского распева с его отраслями, довольно однообразно, за исключением разностей, зависящих от растяжения в некоторых изданиях ноты над просодическим ударением первого члена строки, от вставки после неё переходной ноты фа, а также от разнообразия подписи текста. В начале строки, сообразно количеству начальных слогов текста без ударения, бывает обыкновенно подъем, состоящий из кратких нот ми и фа. В Синодальных изданиях над первым слогом с ударением одинаково допускается как краткая черная нота, так и белая, напр.,

. В издании г. Абламского есть и другие разности, состоящие, напр., в употреблении ноты фа вместо ми непосредственно перед вторым сильным ударением, и в изложении конечных звуков строки краткими нотами, напр.,

.

Строка третья – заключительная, как в малом знаменном распеве, так и в киевском с его отраслями излагается в разных изданиях однообразно по первому из представленных здесь образцов (а), за исключением весьма незначительных разностей, напр., высоты звуков над слогами, предшествующими первому сильному ударению, распределения предконечных нот по слогам и т. п. Так в слове

слог у в разных изданиях имеет над собой ноту ми, или фа, или соль. Самый подъем к первому сильному ударению бывает или малый, состоящей из 1‒2 нот, или большой заключающей в себе от 3‒5 нот, напр.,

У г. Абламского и эта строка изложения необычно, именно: над вторым сильным ударением она имеет не господствующей звук гласа ми, как в других изданиях, а ноту фа, почему и получает вид конечной строки 4 гл., взятой на кварту вверх. Вариант б, как строка заключительная, употребляемая главным образом в ирмосах 7 гл., а иногда в устном певческом предании и в стихирах, но не в прокимнах, которые поются также конечной строкой гласа.

Стихирный запев в малом и большом знаменном распеве краток и оканчивается на ре (вар. а), в большинстве же изданий киевского распева с его отраслями – на ми, т. е. господствующей звук гласа, без соответствующего окончания (вар. б). В сокращенном Обиходе (вар. в) и в обычном напеве Московской епархии (вар. 2) стихирный запев оканчивается на до, а в устном певческом предании иногда на до, иногда на ре (вар. в и д). Окончание запева на до имеет себе оправдание в начальном (подъеме) и конечном звуках повторяющейся пары строк гласа, а также в финале заключительного варианта б, а окончание на ре – в финальной ноте заключительного варианта а, на которую оканчивается и запев знаменного распева; окончание же на ми представляется несовершенным и ожидает заключительной ноты, каковой всего естественнее и может быть финальная нота гласа. Особенность придворного пения от варианта б состоит в замедлении конечных звуков строки, начиная со слов «имени». В издании г. Абламского стихирный запев имеет оригинальную мелодию, не подходящую к мелодии прочих строк гласа, движущуюся при том на высоких нотах соль-ля-си♭ и таким образом на две ступени превышающую звуковую область 7 гл., что не должно быть допускаемо в церковных мелодиях.

«На Господи воззвах» 7 гл. поются, кроме прокимнов, также ирмосы того же гласа и припевы на 9-й песни Введению («Ангели вхождение Пречистые»), но с некоторыми особенностями в своих мелодиях.

Глас восьмой

Глас восьмой киевского распева с его отраслями совершается в области (до)-ре-ми-фа-соль с тоникой фа‒мажор, господствующим звуком фа и финальным ре, и имеет четыре гласовых строки, из коих три повторяются в продолжении песнопения и одна заключает гласовой напев. Но сверх того напев 8 гл. имеет еще починный вариант первой строки, который в точном его виде не повторяется в середине песнопений. Стихирный запев имеет особую от гласовых строк мелодию, сходную, однако с ними в области звуков и гласовых1 приметах. Малый знаменный распев совершается в той же области звуков, но с иной тоникой (до‒мажор или ля‒минор), и в мелодическом движении имеет некоторый особенности.

Строка первая – начинательная. Вариант а принадлежит малому знаменному распеву и отличается звуком ми на первом сильном ударении, а не фа и окончанием в песнопении «Господи воззвах» фа, а в самогласной стихире ре, почему вариант этот близко подходит к варианту в киевского распева. Варианты б и в принадлежат киевскому распеву с его отраслями. По замечанию г. Потулова123, подтвержденному и пространным Обиходом, первый из них употребляется только в начале песнопений и то, если ударение находится на первом слоге, напр., «Гла́с Господень» ит. д., в середине же песнопений (после строки 3-й), а равно и в начале, если ударение не на первом слоге, употребляется второй вариант, напр., «Да исправится молитва моя». Но в обычном пении в начале песнопений всегда употребляется вариант б, причем для кратких текстовых строк он сокращается в своем начале, а для пространных с первыми слогами без ударения принимает обычный подъем. Второе сильное ударение первой строки выражается или белой нотой фа с точкой, или соответствующим ей раздробительно- мелодическим движением. У г. Абламского первая строка 8 гл. также необычна в своем построении; именно в ней на первом сильном ударении находится кроме ноты фа еще добавочная белая нота соль, от которой идет быстро целое гармоническое трезвучие вниз до ноты до, а затем интервал кварты до ноты фа, т. е. вообще широкие мелодические скачки, не допускаемые в дневных стихирных напевах знаменного и киевского распева.

Строка вторая в малом знаменном распеве имеет два варианта, из коих вариант а имеет в своем начала унисонно-поступательное движение мелодии и сходен с придворным напевом (вар. г), а другой б – мелодически-колебательное движение и сходен с Синодальными и вообще московскими изданиями (вар. в); но оба варианта в конце дополнены конечной нотой ре, что собственно и составляет отличие 2-й строки малого знаменного распева от киевского с его отраслями. Группа напевов киевского распева также имеет два варианта, из коих первый в, принадлежащий большинству изданий, имеет волнообразно-колебательное движение мелодии, а другой г, находящейся в издании г. Бахметева, – унисонно-поступательное на ноте фа. В московском обычном напеве последние три ноты строки взяты на терцию вниз: ми-ре-до, т. е. в нем допущено в конце строки гармоническая замена звуков, а в издании г. Абламского, при сходстве мелодий этой строки с придворным пением, допущено окончание её не на ми, а на фа, что не согласно со всеми прочими изданиями.

В изложении третьей строки малый знаменный распев имеет два варианта: один, а в песнопении «Господи воззвах», другой б в самогласной стихире. Последний почти буквально сходен с той же строкой киевского распева. В большинстве изданий киевского распева с его отраслями мы видим вариант в; в московском же обычном пений (вар. г), соответственно пониженному концу второй строки, понижено на терцию и начало третьей строки с растяжением звука на первом сильном ударении.

Строка четвертая – заключительная имеет два варианта, которые при их близком сходстве, нередко употребляются безразлично в одних и тех же изданиях. В малом знаменном распеве мы видим вариант б; в издании г. Бахметева тот же вариант, но изложенный протяженными нотами; в прочих изданиях – то тот, то другой вариант. В издании г. Абламского конечная строка начинается с звука соль и затем, имея нисходящее движение, оканчивается на ре, почему весьма сходна с конечной строкой гл. 4; у о. Соколова она имеет второе сильное ударение на ноте ми (а не фа) и потому оказывается сходной с конечной же строкой гл. 7.

(поправка:

)1

Все означенные здесь варианты стихирного запева имеют одно и то же мелодическое движение и различаются между собой только краткостью или распространением предконечных звуков строки. Из вариантов: а принадлежит Синодальным и московским изданиям, вариант б – изданию г. Бахметева, в и д – устному преданию, а вариант г – знаменному распеву. Особенности изданий г. Абламского и о. Соколова незначительны.

Устранив разности нотного обозначения осмогласных мелодий в рассмотренных нами изданиях и частные особенности некоторых из них, а равно и очевидные неправильности, нетрудно привести дневные мелодии стихирных напевов в более правильный и однообразный вид применительно к тем или иным частным целям церковного пения, т. е. к восстановлению ли мелодий в их древнем подлинном виде, или же к практическим удобствам гармонического или мелодического их исполнения.

Восстановление подлинных мелодий впрочем требует тщательной проверки существующих ныне нотных изданий с древними рукописями и между собой, а в исполнении – несколько иных приемов, которых чужда современная нам певческая практика, напр., восстановления почина мелодий и уставного порядка в пении; мелодическое исполнение требует сохранения в напевах всех его мелодических свойств, а гармоническое допускает в известных пределах варьирование1 мелодий и соглашение их с гармоническими выводами, служащими им гармоническим толкованием. Но вообще как при нотировании мелодий, так и при их исполнении необходимо держаться следующих главных правил:

1) Не выступать за пределы гласовой области звуков и не изменять гласовых примет, т. е. господствующего и конечного звуков, установленных для той или другой строки на определенной высоте; а также не уменьшать и не увеличивать количества сильных ударений в строке и не изменять их положения относительно высоты ступеней и расстояния от концов строки. 2) Всячески избегать употребления строк и вариантов, сходных с строками иного гласа, или смешения гласовых строк, так как перенос строк из одного гласа в другой не свойствен дневным стихирным напевам и ведет к сбивчивости в гласах. 3) В точности выдерживать музыкальные формы строк, их количество и порядок в гласовом напеве, повторять строки в продолжение песнопений по возможности с буквальной точностью. 4) Не придавать второстепенным и изменяющимся частям строк значения частей неизменных и безусловно образцовых, потому что излишнее бережение ноты ведет иногда к неправильностям, напр., к излишеству звуков в том или другом члене строки сравнительно со слогами текста, к неправильности ударений в словах и проч. 5) Всячески избегать употребления слов с несвойственными им ударениями, напр., «услыши́, изве́ди» и т. п. 6) Разности мелодий, состоящие в гармонической замене звуков, принадлежащих одному и тому же аккорду, а также – в мелодическом или гармоническом раздроблении протяженных звуков, не изменяют существа мелодий и считаются дозволенными. 7) Формы конечных строк и стихирных запевов более краткие и простые или более пространные и украшенные одинаково допускаются в стихирных напевах, но первые из них приличнее употреблять при повседневном богослужении, а последние – при воскресном и праздничном. 8) Не следует делать в мелодии скачков или широких интервалов, несвойственных знаменному и киевскому распеву с их отраслями, нарушающих плавность голосоведения и затрудняющих пение. 9) При исполнении мелодии следует избегать беглости в пении, к которой особенно располагает унисонно-речитативное движение, усвоенное некоторыми нотными изданиями. 10) Вообще следует заботиться о том, чтобы не допускать уклонений от установленных музыкальных форм гласовых мелодий, не преувеличивать и не уменьшать их значения в напеве, а с другой стороны, не нарушать и ритмических свойств напева, основанных на мысли и словесном составе текста.

* * *

120

В пространном Обиходе изд. 1864 г. напев 2 гл. в песнопении »Господи воззвах» изложен неверно, что видно из песнопения »Да исправится молитва моя» и стихиры самогласной.

121

«Руков. к изуч. древ. богослуж. пения», стр. 314, примеч.

122

См. «Круг церк. песнопений обычного напева Москов. еп.» М. 1881 г., стр. 85–90.

123

«Руков. к изучению древ. богослуж. пения» М. 1875 г., стр. 323, примечание.


Источник: Осмогласные роспевы трех последних веков православной русской церкви / [Соч.] И. Вознесенского. - Киев: Тип. С.В. Кульженко, 1888-. / Ч. 1: Киевский роспев и дневные стихирные напевы на «Господи воззвах» (Техническое построение). - 1888. - 146, [2] с.: нот.

Комментарии для сайта Cackle