Источник

§ 6. Соответствие движения мелодии тексту песнопений и словесный ритм дневных стихирных напевах

В большом знаменном распеве мелодия составляет тоническую речь для выражения мысли и чувства и управляется в своем движении текстом песнопений. В своем движении она применяется к общему – печальному или торжественному – характеру выпеваемого текста, к понятиям отдельных слов, к связным синтаксически оборотам речи текста и периодам, к сильным и слабым ударениям и наконец – в греческом тексте – к стихотворному размеру речи. Все это составляет словесный пли несимметрический ритм мелодии113. Но далеко не все из этих свойств словесного ритма имеют мелодии дневных стихирных напевов. В напевах этих мелодические строки имеют определенное количество, однообразно установленные формы и последовательность, и даже места ударений, так что текст, втесняемый в определенные узкие музыкальные формы, по необходимости теряет в них часть своих словесных свойств и особенно свободной выразительности заключающихся в нем мыслей и чувств посредством интонации голоса. В них невозможен подбор музыкальных фраз для выражения отдельных понятий слов текста, нет средних совершенных окончаний, т. е. ясного разделения периодов речи, а с ними и мысли. Естественная и разнообразная интонация речи в них исчезает, исчезает и раздельность речений, так ясно выражаемая в мелодиях большого знаменного распева. В дневных стихирных напевах мелодия применяется лишь: 1) к просодическим сильным и слабым ударениям текста и 2) к делению текста на строки сообразно его словесному составу. Но и эти следы словесного ритма в означенных напевах сохраняются не вполне и в несовершенной степени.

1) Одна из задач применения текста к данной мелодической форме строки напева состоит в надлежащем распределения слов текста между нотами строки напева, с различением в словах сильных и слабых ударений. В мелодической строке бывает или два сильных ударения, одно в начале, другое в конце её, или же одно – в конце строки; прочие же части строки назначаются для слогов без ударения, или же слогов с слабыми ударениями. Ударения текстовой строки должны быть подведены под ударения строки мелодической по возможности без нарушения её музыкальной формы114. Но так как мелодические строки имеют определенные формы с сильными ударениями на определенной высоте и на известных расстояниях между собой и от концов строки, выпеваемый же текст написан неразмеренной речью и имеет слова и ударения в самом разнообразном количестве и расположении (напр. вонми́ глàсу молéния моегò), то и взаимное применение текстовых и мелодических строк на практике представляет немало затруднений. Иногда музыкальная форма строки оказывается тесной сравнительно со строкой текста, – тогда она распространяется добавочными речитативными частями. Иногда же она бывает слишком обширной, – тогда сокращает или совершенно теряет свои второстепенные части. От этого в одних строках мы видим длинные унисонные ряды звуков, в других же наоборот недостаток или даже отсутствие унисонного речитатива. В некоторых изданиях в видах применения мелодии к словесному составу текстовых строк допускаются видоизменения мелодического движения, соединенные иногда даже с утратой существенных примет строки, напр., с потерей первого сильного ударения, изменением господствующего звука п т. п.115. Но изменения эти для пения напевов по памяти, особенно же для распевания новых песнопений по данным образцам, весьма неудобны, и потому должны быть избегаемы. В других же изданиях излишняя точность в соблюдении второстепенных частей строки ведет к нарушению ударений в словах текста.

Вследствие трудности подводит текст под готовые мелодические формы с соблюдением словесного ритма происходит иногда разность подписи текста в разных изданиях116. Но еще более важные недостатки происходят от недостатка разумения текста, от недостатка искусства и навыка в пении или даже от небрежения к выразительному пению. Это неправильности ударений в словах. Неправильности этого рода, к сожалению, мы не только слышим в устном певческом предании, но нередко видим и в образцах церковного пения, излагаемых печатно, которые поэтому, несомненно, подлежат исправлению. Так в наших печатных изданиях встречаются слова: рýку вместо рукý, изве́ди вместо изведи́, Господá вместо Го́спода, гласý вместо глáсу, тво́ему вместо твоемý, услыши́ вместо услы́ши, яко́ вместо я́ко117.

1) Мелодия дневных стихирных напевов, как и в большом знаменном распеве, делится на отдельный части или строки применительно к кратким связным синтаксически оборотам речи, каковы логические члены предложений, особенно же краткие предложения, полный ли то, или сокращенный, главным, придаточные, или же вводным. Вообще текст для пения разделяется по мелодическим строкам напева подобно тому, как он распределяется по строкам же у александрийского диакона Евфалия и при богослужебном чтении Евангелия и Апостола118. По замечанию Н. М. Потулова «большей частью каждый период речи, отделенный от другого знаком препинания, должен соответствовать строке напева. Весьма не часты случаи, в которых приходится один период речи разделять между двух строк напева, и обратно – несколько периодов соединят в одну строку. Во всяком случае задача в том, чтобы строкой напева выразить непременно определенный смысл речи, хотя бы то был и неполный период119. Затем должно наблюдать, чтобы текстовые строки, а за ними и мелодические, в продолжение песнопения были по возможности соразмерны по своей величине, т. е. не слишком длинны или кратки. Наблюдения показывают, что средний речитатив мелодических строк обыкновенно заключает в себе от одного до шести кратких унисонных звуков; остальные звуки строки принадлежат её сильным ударениям и окончанию. Если же в мелодии строки окажется их значительно более, напр., 10‒12 и более, то лучше разделять текстовую строку на две, напр., «Царю небесный, | Утешителю, Душе истинный» и т. д.

Таким образом деление текста по строкам в дневных напевах подобно делению его в знаменном большом распеве; но дневные напевы в применении текстовых строк к мелодическим имеют и некоторые особенности, именно: а) их текстовые строки часто бывают обширнее строк большего распева, соединяя в себе нередко две строки последнего, когда они представляют собой тесную связь в речи или один, хотя бы и сложный, член предложения. б) В дневных напевах нет особых мелодических строк, обозначающих окончание периодов речи и мысли в середине песнопения, равно как и средних начинательных строк, сообразно началу нового периода речи в средний песнопений; все средние окончания и отдыхи равны между собой. в) В некоторых строках дневных стихирных напевов, особенно по Синодальным и вообще московским унисонным изданиям, нельзя отрицать содействия со стороны мелодии отчетливому, внятному и раздельному произношению отдельных оборотов речи и речении текста; но такие случаи представляются исключениями; обыкновенно же мелодия содействует выразительности лишь слов, имеющих на себе сильное ударение.

По замечанию Н. Μ. Потулова, правильное распределение текста между строками напева или правильное подведение строк напева под текст песнопения зависит преимущественно от понимания текста и умения правильно и выразительно читать его. Почему при распевании новых песнопений по данным образцам он рекомендует следующие приемы: а) певец предварительно пения должен прочитывать данный текст песнопения, произнося каждое слово ясно, соблюдая правильное на слогах и словах ударение, причем стараться сознавать смысл и значение каждого слова и придавать надлежащий вес словам; а с другой стороны для правильного распределения текста между строками читать его с разумением и соблюдением знаков препинания, потому что музыкальные ударения и остановки в напеве должны строго соответствовать ударениям и остановкам в тексте. б) Для приобретения навыка с первого взгляда на песнопение правильно распределять его между строками напева должно, как можно более, упражнять учащегося на данный напев гласа выпевать наибольшее число и при том различных родов песнопений. Кроме того, одно и то же песнопение выпевать на разные гласы с соблюдением правильного произношения слов, верной постановки ударений и разумного распределения текста между строками напева. Наконец, для достижения учащимися осмысленного, выразительного и благоговейного пения необходимо просто, кратко и ясно истолковывать им значение каждого выпеваемого песнопения и его содержание. К сему присовокупим, что как гласовые напевы, так и стихирные запевы, должны быть твердо усвоены певцами на память и воспроизводимы по первому, даже неожиданному для них требованию. Такое знание им необходимо в виду частой и часто неожиданной перемены гласов при богослужении. Сверх того, при исполнении песнопений певцы должны поставить для себя непременным правилом – не допускать пения беглого, торопливого, и отчетливо выговаривать слова выпеваемого текста.

* * *

113

Подробно см. в жур. «Руков. для сельск. паст.» № 36-й, стр. 23–29.

114

Над слогом с сильным ударением, как сказано выше в § 3, стоить обыкновенно белая нота в простом или раздробленном виде, над прочими же слогами по одной черной ноте. Ударение иногда выражается возвышенной черной нотой, а иногда усиливается добавочной нотой на соседней высшей ступени скалы.

115

Напр. в 8 гласе в словах: «Вечернюю песнь» по изданию Н. Потулова.

116

Напр. в строке 3-й первого гласа в словах: »вонми гласу моления моего».

117

Подобного рода неправильностями изобилует особенно издание г. Абламского.

118

См. жур. «Руководство для сельск. паст.» за 1887 г. № 14 «О церковном пении Прав. Греко-Российской Церкви».

119

«Руков. к древ. бог. пению», стр. 109. Здесь же следует и примерный разбор первой строки 1 гл.


Источник: Осмогласные роспевы трех последних веков православной русской церкви / [Соч.] И. Вознесенского. - Киев: Тип. С.В. Кульженко, 1888-. / Ч. 1: Киевский роспев и дневные стихирные напевы на «Господи воззвах» (Техническое построение). - 1888. - 146, [2] с.: нот.

Комментарии для сайта Cackle