Источник

§ 5. Распределение дневных осмогласных мелодий «на Господи воззвах»: 1) по видам напевов, 2) по восьми гласам и по месту в каждом песнопений, 3) по видам песнопений

Мелодические строки дневных напевов «на Господи воззвах», при своей тесной звуковой области и небогатом развитии мелодии, имеют, однако же строго определенные формы, которых видоизменение и употребление не должны быть случайными и произвольными. Строки и их варианты различаются по видам напевов, по гласам и месту в песнопениях и, наконец, по видам песнопений. Различие построения или видоизменения строк в означенных отношениях основывается не столько на различии их звуковых областей, сколько на определенных господствующих и конечных звуках, разность же употребления строк – на их мелодических особенностях, характере и частью певческом обычае. Неточное знание построения строк и произвольное их употребление ведут к сбивчивости в напевах, в гласах, в форме, количестве или последовательности строк, и следовательно, к искажению церковных напевов, примеры какового искажения мы нередко видим не только в устном певческом предании, но даже и в печатных нотных изданиях.

1) Дневные напевы разных названий1 при общем сходстве и даже при тождестве большинства своих гласовых строк, имеют каждый свои частные особенности частью в подробностях музыкального построения и мелодического движения некоторых строк, частью в употреблении особых строк и вариантов, частью в мажорном или минорном характере своих мелодий и т. д. Особенности эти не многочисленны и часто касаются отдельных оборотов, членов строки или окончаний, но характерны. А потому и видовые отличия дневных напевов различаются не только своими названиями, но и употреблением при богослужении, в котором они распределяются по особой, установившейся обычаем системе их совмещения93.

Малый знаменный распев94 отличается следующими особенностями:

В 1 гласе, почти во всех его строках, которые отличаются от распева киевского с его отраслями, частым употреблением звуков ми и фа (а не соль), строка же 2-я сверх того конечным звуком ре (а не ми). Глас этот изобилует минорными аккордами.

Во 2 гласе, именно в строках 2-й и 4-й – особым мелодическим движением и окончанием до (а не ре), а также в стихирном запеве, который оканчивается на до (а не си).

В 4 гласе – положением мелодии на кварту выше, а также в 1-й строке окончанием ре вместо фа (или, что-то же, ля вместо до) и особым стихирным запевом.

В 6 гласе, в строке 1-й – мелодическим движением, подобным движению 1-й же строки 3 гласа, а в строке 3-й нотой ре на втором сильном ударении (вместо ми), а также краткостью стихирного запева.

В 7 гласе, в 1-й строке – употреблением варианта вместо строки починной, а в стихирном запеве – окончанием ре (а не ми).

В 8 гласе, в 1-й строке – частым употреблением звука ми (а не фа) и окончанием фа (а не ре)95; во 2-й строке – отступлением ноты соль и добавкой к окончанию ми еще ноты ре; в 3-й строке – окончанием ре (вместо до)96. Глас 8 изобилует минорными аккордами. Во всех прочих строках осмогласия малый знаменный распев буквально сходен с киевским распевом и его ближайшими отраслями.

Вообще к особенностям осмогласия малого знаменного распева относятся: а) ведение мелодии преимущественно в терцию от тоники, а не в квинту, как в распеве киевском с его отраслями; б) изобилие аккордов минорного характера; в) иногда разность в господствующих и конечных звуках средних строк; г) в наибольшей простоте построения строк заключительных, а также близости стихирных запевов к таковым же запевам большего знаменного распева. Сообразно простота своего построена и печальному оттенку в своем характере, напевы малого знаменного распева и в певческой практике имеют место не в праздничные и торжественные дни и даже не при повседневном богослужений, а во дни скорби, поста и покаяния, напр., во дни св. Четыредесятницы и Страстной седмицы, а, также на заупокойных всенощных бдениях и при пострижении в монашество97.

Петербургский напев певческой капеллы есть напев, по преимуществу, гармонический, назначенный для употребления правильно устроенными смешанными хорами певчих. К его особенностям должно отнести: а) преобразование98 мелодии гласовых строк киевского распева в упрощенное унисонно-речитативное пение; б) правильное и стройное их сопровождение европейской современной нам гармонией, с её хроматической гаммой, усложненными аккордами и частью художественной экспрессией; в) преобладание мажорного характера в мелодиях, кроме глл. 2 и 6; г) допущение в некоторых гласовых строках необщеупотребительных окончаний и других отдельных нот, напр., в гл. 1, 1 окончания фа вместо ре, во 2, 3 на сильных ударениях – нот ре и до вместо фа и ми, в 6, 4 на первом сильном ударении – ноты ре вместо фа и т. п.; д) употребление особого варианта в напеве гл. 2. – Придворный напев «на Господи воззвах», сообразно его назначению и характеру, в певческой практике почти исключительно употребляется хорами певчих, а потому и слышится нами в храмах преимущественно в воскресные и праздничные дни, от чего придворный напев с его особенностями можно назвать кратким праздничным или хоровым напевом.

Придворный напев, рассчитанный на гармоническое исполнение, не имеет некоторых свойств мелодического пения и потому оказывается неудобным для исполнения его одинокими клиросными певцами и не хоровыми певческими группами. Последние находят удобнейшим употреблять при богослужении распев киевский с прочими его отраслями, сохраняющимися в устном предании, или же излагаемыми печатно в одну нотную строку. Напевы эти во всех гласах, кроме гл. 6, имеют также мажорный характер и сохраняют все свойства краткого мелодического движения, а потому легки для усвоения, приятны для слуха при одиночном пении и удобны для отправления всякого рода служб простыми клиросными певцами. Напевы эти, как мы уже видели, в разных изданиях различаются между собой: а) главным образом гармонической заменой отдельных нот той или другой строки; б) простотой и краткости, или же украшением и протяженности, строк конечных и запевных; в) употреблением отступлений и местных вариантов в некоторых отдельных строках, а иногда и очевидными неправильностями. – Наиболее распространенные и правильные из этих напевов суть: киевский распев по пространному Обиходу Синодального издания и напевы московской епархии.

2) Мелодические строки дневных напевов распределяются в каждом из восьми гласов и в каждом песнопении следующим образом:

а) Для каждого гласа существует только по одной группе мелодических строк, при том в известном количестве и порядке, так что при распевании песнопений ни выбор между строками, ни новые сочетания не имеют места. А, таким образом, не может быть речи и о строках, господствующих в том или другом гласе и второстепенных, общих и переносных, столь свойственных большому знаменному распеву99. Самое повторение строк в продолжение песнопения зависит не от усмотрения составителя мелодии или певца, не от мысли и словесного состава текста, но с одной стороны от гласового1 порядка строк, а с другой – от продолжительности песнопения и количества его текстовых строк. Певцу нужно знать только количество мелодических строк того или другого гласа, их музыкальные формы и установленную последовательность, и затем прилагать к ним текст песнопений, не допуская с своей стороны никаких произвольных изменений, б) Различие мелодии по гласам основывается, кроме определенного количества и последовательности строк, главным образом, на их господствующих и конечных звуках. Изменение которой-либо из этих гласовых примет ведет к сбивчивости в гласах, т. е. к употреблению в том или другом гласе строк, совершенно чуждых ему по конструкции, или же принадлежащих другому гласу, что нередко и бывает на практике, в) Строки в гласовых группах и в каждом песнопений идут кряду в численном порядке их следования: 1, 2, 3 и т. д.100. г) Гласовые строки в мелодическом отношений идут периодически, но средних совершенных окончаний, зависящих от разделения текста на периоды, не имеют, а отделяются одна от другой – при непрерывном пении – равномерными малыми отдыхами, а при раздельном пении с участием канонарха – равномерными же большими промежутками времени, в продолжений которых сказывается, по строкам же, текст песнопения. д) Между строками каждого гласа, по их месту и певческому значению в песнопении, различаются: средняя или повторяющаяся группа строк в середине песнопений, нередко особый начинательный вариант, или же особая починная строка, назначаемые исключительно для начала песнопения, и наконец, в каждом песнопений непременно заключительная строка гласа особого построения. е) Каждая средняя группа гласовых строк начинается с средних по высоте звуков гласовой области, продолжается в своей середине на более возвышенных звуках и понижается в конце, падая по большей части на звук низший, чем все предшествующее звуки этой группы101, и таким образом, является законченным мелодическим периодом, который затем повторяется в песнопений иногда несколько раз. ж) Средние группы строк бывают однопарные, состояния из предыдущего и последующего (глл. 2, 3 и 7), тройным – из предыдущей или начинательной в группе строки, средней и последующей (глл. 4, 5, 6 и 8) и наконец, двупарным, состоящая из двух пар строк, следующих в определенном порядке (гл. 1). з) Строки средней повторяющейся группы применяются одна к другой своими звуками, именно начальный ноты каждой строки находятся к окончанию строки предыдущей в простейших, удобопеваемых гармонических или мелодических отношениях – унисона, секунды и терции; и только начало конечной строки гласа отстоит от концов предшествующих ей строк иногда на кварту или квинту, и) Починной строкой гласового напева бывает или особая строка, не принадлежащая к группа строк средних – повторяющихся (глл. 2 и 4 – две), или особый вариант первой строки средней группы (глл. 1, 7 и 8), или, наконец, песнопение начинается без почина первой строкой средней, повторяющейся группы (глл. 3, 5 и 6). к) Bси строки напева с их повторениями при окончании песнoпения заканчиваются особой заключительной или конечной строкой гласа, которая содержит в себе наибольшее количество звуков гласовой области102, имеет к концу нисходящее движение мелодии и оканчивается обыкновенно на самый низкий звук свойственной гласу области, или же второй звук снизу (на просламваномену, или же гипату) и тем указывает на окончание мысли и речи песнопении.

О строках починных и заключительных, в частности, должно заметит следующее: починные или запевные строки песнопений встречаются во всех известных нам древних распевах. Они следуют или в начале каждого песнопения, или же служат введением к целому ряду одинаковых песнопений и затем уже не повторяются. Запевная строка поется одним головщиков внятно и медленно. Группа же прочих певцов за ним или снова повторяет первые слова песнопения, или же продолжает следующие затем слова и строки и поет песнопение до конца103. Запевные строки древни по своему происхождению и для общенародная пения имеют важное значение: запевало (головщик), один начиная пение, своим голосом не только показывает прочим певцам время начинания пения, высоту тона, напев и темп мелодии, но и воодушевляет певцов к пению, сообщая ему известное выражение и характер. В последствии с распространением хорового пения обычай запевать песнопения вышел из употребления за весьма немногими исключениями, но запевные строки остались в церковных нотных книгах, утратив, впрочем, свое настоящее значение, и стали петься всеми певцами как обыкновенные начинательные строки; в некоторых же позднейших изданиях они и совершенно утратились, быв заменены их вариантами, свойственными середине песнопений. – Следы подобного рода запевных строк остались и в осмогласии дневных напевов и, в частности, распева киевского с его отраслями.

Запевные строки отличаются от других строк гласа обыкновенно видоизменением той же мелодии, замедлением темпа и иногда особыми украшениями104. Так,1 запевная строка 1 гл. киевского распева отличается от её варианта, употребляемая в середине песнопений, добавочным звуком ля, усиливающим первое сильное ударение строки; в запевной строке 2 гл. оба сильные ударения усиливаются также добавочными нотами; запевные строки глл. 7 и 8 отличаются от средних своих вариантов сравнительно высшими нотами.

Как запевная строка выходит из ряда прочих строк гласовой группы, такт и конечная, заключающая все песнопение. Она отличается от прочих строк гласа понижаемой к концу мелодией, а также иногда некоторыми добавочными звуками, наприм., усилением последнего сильного ударения, растяжением предконечных звуков и проч. Иногда же конечная строка и в одном и том же гласе имеет два вида: простой и украшенный, смотря по мысли песнопевца и по употреблению строки праздничному, или повседневному. Такое различие конечных строк мы видим и в других, как осмогласных, так и неосмогласных напевах105.

В частности, мелодические строки киевского распева с его отраслями распределяются по гласам и в каждом песнопений следующим образом106.

В гласе 1 гласовой напев состоит из четырех средних повторяющихся строк и одной заключительной, а сверх того, еще из запевного или починного варианта 1-й средней строки, начинающего песнопение, или же целый ряд песнопений. Начальная и конечная строки 1-го гласа имеют одинаковое устройство и мелодическое движение. Обе они начинаются в соль, обе в конце имеют одинаковое нисходящее движение мелодии и оканчиваются на ре. Конечная строка отличается лишь отсутствием 1-го сильного ударения в её начале и обыкновенным в конечных строках замедлением предконечных звуков. Починный вариант отличается от средней строки того же построения добавочным звуком ля на первом сильном ударении. Средняя повторяющаяся строки 2, 3 и 4-я оканчиваются на ми и с присовокуплением починной строки или среднего её варианта составляют две пары строк, в коих предыдущая, а равно и последующая, сходны по своей конструкции; именно: предыдущие строки (1 и 3-я) в своем начале имеют мелодию на сравнительно высшем звуке соль, а последующая (2 и 4-я) на низшем его – фа по общему правилу сочетания мелодий, требующему возвышения, или же восхождения звуков предыдущей строки сравнительно с последующей. Расстояние между конечным звуком каждой предшествующей строки и началом последующей обыкновенно составляет интервал терции или секунды, и только начало конечной строки после строки 1-й отстоит на кварту. – Строки киевского распева, кроме строки 2-й, имеют те же конечные и предконечные звуки, кроме строки малого знаменного распева, и в общем подобное же мелодическое движение, но по большей части на терцию выше и только во 2-й строке на секунду, а в конечной на кварту выше. Преобладающими звуками в 1 гласе киевского распева с его отраслями служат звуки соль и фа, а в малом знаменном – ми и фа. В малом знаменном распеве строки взаимно отстоят не более интервала секунды, а конечная после строк 1-й и 2-й начинается в унисон с их конечными звуками.

Во 2 гласе гласовой напев состоит из особой строки запевной, происходящей главным образом на звуке ре, среднем по высоте в гласовом пентахорде, затем – из одной пары средних повторяющихся строк107 и одной к ним заключительной. Пара средних строк имеет свое предыдущее с возвышающеюся мелодией с до на ре и свое последующее с понижающимися звуками с ре на до. Чаще всего встречаются в этом гласе звуки ре и до. Расстояние между окончанием одной строки и началом следующей не превышает интервала терции. Конечная строка объемлет все звуки гласового пентахорда, имеет в своем конце нисходящее движение мелодии и оканчивается на до. В практике конечная строка первыми своими звуками применяется к конечным звукам строк ей предыдущих, именно после строки 2-й, оканчивающейся на ре, она начинается в ре, а после строки 3-и, оканчивающейся на до, начинается в ми. В киевском распеве за конечным звуком этой строки до прибавляется еще особый припев, нисходящий до ноты си. В малом знаменном распеве 2-я строка этого гласа идет на терцию выше той же строки киевского распева с окончанием до (а не ре), конечная оканчивается также на до (а не си), прочие строки имеют такое же построение, какое и строки киевского распева.

В 3 гласе гласовой напев состоит из одной повторяющейся пары строк, имеющей свое предыдущее, с сравнительно высшим господствующим звуком ми и окончанием ре, и свое последующее с низшим господствующим звуком ре и окончанием си. Конечная строка гласа имеет построение, сходное со 2-й последующей строкой, т. е. господствующий звук ре, а конечный си. Расстояние между строками предыдущей и последующей, при их смене, не превышает интервала терции, а при переходе к конечной строке – интервала кварты. В малом знаменном распеве напев 3 гласа совершенно тот же.

В 4 гласе имеется одна пара строк начинательных, три строки повторяющиеся в середине песнопений и одна строка заключительная. Предыдущее начинательной пары строк начинается с низшего звука си и оканчивается более высоким звуком до, представляя собой восходящую мелодию, последующее же наоборот начинается нотой ре и оканчивается нотой до, представляя собой нисходящую мелодию, так что середина парной мелодии возвышается, а концы её понижаются. Такое же взаимное отношение мы видим и между строками 4-й и 5-й, составляющими также пару. Между этими двумя парами находится посредствующая строка (3-я), начинающаяся звуком до (или ми при употреблении в первый раз) и кончающаяся на том же звуке с возвышением своей середины на ре. Эта строка составляет середину гласового периода строк 4 гласа, а в продолжение песнопения – начало повторяющейся группы строк. Весь гласовой период начальных и средних строк начинается и заканчивается нотой си, а середина всех его мелодий происходит на более высших нотах до и ре, и таким образом период этот представляет собой одно мелодически стройное целое. Группа трех повторяющихся в нем строк (3, 4 и 5) также составляет одно целое, потому что заключает в себе свою начинательную строку, начинающуюся и оканчивающуюся звуком до – средним в гласовой области гласа, а затем пару последующих за ней строк с возвышенной в середине мелодией (на ре), оканчивающуюся низшим звуком си. Вся совокупность строк гласа с их повторениями в продолжение песнопения заканчивается строкой заключительной с нисходящим мелодическим движением. Строка эта объемлет всю гласовую область гласа (кроме разве верхнего ми) и оканчивается на низший её звук ля, означающий полное окончание гласового напева. – При смене строк в песнопении, а равно, и при переходе к строке заключительной, расстояние между концом одной строки и началом другой не превышает интервала терции. – В малом знаменном распеве напев 4 гласа тот же, что и в киевском, и только в 1-й строке отличается окончанием на терцию ниже, т. е. гармонической заменой.

В 5 гласе гласовой напев состоит из трех строк повторяющихся и одной заключительной в песнопении. Группа строк повторяющихся имеет свою начинательную строку, происходящую на средних по высоте звуках гласовой области ре с окончанием до, среднюю строку – на высших звуках области ми с окончанием ре и, наконец, среднюю заключительную, нисходящую до ноты ля. Таким образом группа повторяющихся строк и в 5 гласе представляет собой стройное мелодическое целое с возвышением средних и понижением конечных звуков всей своей мелодии. Заключительная строка всего напева объемлет весь пентахорд гласа, имеет нисходящую мелодию и оканчивается на ля – низший звук гласовой области. Расстояния между окончаниями и началами строк при их повторении не превышают интервала терции, а при переходе к заключительной строке – интервала квинты. – В малом знаменном распеве напев 5 гласа, по изложению пространного Обихода, совершенно тот же, что и в киевском распеве.

В 6 гласе гласовой напев состоит также из трех повторяющихся строк, который постепенно возвышаются в средней своей мелодии и оканчиваются на низший звук всей группы, именно: начальная строка происходит на средних звуках ре с незначительным отступлением на до, вторая – на звуках ми с незначительным отступлением на ре, третья происходит на высших звуках гласовой области фа-ми, а в конце падает на до – низший её звук. Таким образом, и группа строк 5 гласа составляем собой стройное мелодическое целое. Напев гласа заканчивается заключительной строкой, которая совмещает в себе все звуки гласовой области, имеет нисходящую мелодию и оканчивается на звук ре (гипата гласовой области), с которого и начинается гласовая мелодия. – Расстояние между концами одних строк и началами других, как при их смене, так и при переходе к строке заключительной, составляет интервал секунды. В малом знаменном распеве напев 6 гласа тот же, что и в киевском, за исключением 1-й строки гласа, с теми же взаимными отношениями строк и переходами от одной строки к другой.

В 7 гласе, гласовой напев состоит, как и в гл. 3, из одной пары повторяющихся строк и одной строки заключительной в песнопении. Пара повторяющихся строк имеет свое предыдущее с возвышающимися последовательно звуками, оканчивающееся на ми, и свое последующее с понижающимися постепенно звуками, оканчивающееся на до – низший звук гласового пентахорда. В певческой практике предыдущее имеет два варианта, из которых один, идущий на звуках соль, служит починной строкой в песнопениях, а другой, отстоящей от него на нижнюю терцию, с господствующим звуком ми, составляет среднюю, повторяющуюся строку108. Песнопение заканчивается особой заключительной строкой, которая объемлет большую часть звуков гласовой области и имеет два варианта: высокий с постепенно понижающеюся мелодией с ноты соль до конечной ре, и другой, сходный с строкой 2-й, – на терцию ниже первого, оканчивающийся на до – низший звук гласового пентахорда. Расстояние между строками повторяющимися не превышает интервала терции, а при переходе к конечной строке иногда увеличивается до квинты (после 2-й строки гласа). – В малом знаменном распеве напев 7 гласа тот же, что и в киевском.

В гласе 8 гласовой напев состоит из трех повторяющихся строк, которые имеют такое же взаимное отношение, какое и повторяющиеся строки гласов 5 и 6, т. е. первая из них совершается на средних звуках гласовой области фа-ми и оканчивается на ре, вторая – на более высоких звуках соль-фа и оканчивается на ми, третья – на звуках фа-ми-ре с нисходящей мелодией, падающей на до – низший звук гласовой области. Таким образом, группа этих строк есть мелодически стройное целое. В практике 1-я строка имеет два варианта, из коих один – начинательный в песнопении – имеет оба сильные ударения на звуке фа, а другой – составляющий среднюю строку – первое сильное ударение имеет на звуке ми109. Песнопения оканчиваются особой заключительной строкой, которая совершается в пределах тетрахорда, имеет нисходящее движение с высшего звука гласовой области и оканчивается на ре – низший её звук. Звук до – в 3-й гласовой строке считается добавочным. Расстояние между строками при их смене не превышает интервала терции, а при переходе к строке конечной интервала кварты. В малом знаменном распеве строки 8 гласа 1, 2 и 3-я отличаются от таковых же строк киевского распева, но имеют те же взаимные отношения, какие и строки последнего.

В каждом гласе киевского распева с его отраслями, несмотря на неодинаковое число гласовых строк, количество сильных ударений простирается от 6‒7, именно, в гласах 2, 3, 6 и 7 имеется по шести сильных ударений, в гласах же 1, 4, 5 и 8 – по семи. Напевы малого знаменного распева, как в количестве, так и в местах сильных ударений, совершенно согласны с напевами распева киевского.

Распределение мелодических строк киевского распева по гласам, их количество, их мелодическое движение и взаимные звуковые отношения наглядно можно изобразить соответственными строкам фигурами на семи линиях или струнах гептахорда, представляющих собой семь звуков гаммы гиполидийской тональности (ля-си-до-ре-ми-фа-соль), в пределах которых вращаются мелодии киевского осмогласия110.

Из всего этого явствует, как важно при пении точное соблюдение гласовых областей, мелодического движения строк, их численности, порядка, ударений, господствующих звуков, и к каким напротив искажениям напева приводят произвольные изменения или отступления от установленных форм в означенных отношениях.

3) Распределение мелодических строк по видам песнопений. В киевском распеве и его отраслях, при малочисленности гласовых строк и определенном их порядке, каждое почти песнопение представляет собой полное количество строк известного гласа. Однако это должно сказать только о стихирах, т. е. обширнейшем круге песнопений, для которых, собственно, и назначены осмогласные напевы на «Господи воззвах». Но есть некоторые и другие виды песнопений – пространные и краткие, к которым иногда применяются означенные напевы, и в которых они являются, то в точном, то в несколько измененном их виде. Таковы: ирмосы, тропари и прокимны. Ирмосы 3 и 7 гласов обыкновенно поются киевским распевом, но по особым от стихир подобнам или образцам. В них к общим свойствам гласовых мелодий присоединяются некоторый свойственные им только особенности, именно: в них встречаются особые строки и варианты (гл. 7), не существующие в стихирах; некоторые из их строк более развиты и украшены, чем строки стихир; последовательность строк в них также несколько изменяется. Изменение мелодического движения строк мы видим и в песнопении «Преблагословенна еси, Богородице» гл. 8111. В последнее время напевы на «Господи воззвах» стали применяться и к тропарям некоторых гласов (2, 5 и 6), но без изменений мелодических строк и обычного порядка их следования.

К видовым отличиям осмогласия киевского распева и его отраслей сообразно видам песнопений должно также отнести напевы стихирных запевов и прокимнов. Напевы эти заимствованы из большого знаменного распева, но не удерживают в точности его свойств, равно как не тождественны и с мелодическими строками стихир киевского распева, и только некоторые из них (наприм. запев 2 гл. и прокимен 7 гл.) поются буквально сходно с конечной строкой стихир гласа. Это особые оригинальные мелодические образования для особых, кратких, запевных строк текста, которые не могут быть названы и песнопениями в собственном смысле, но только стихами им предлежащими, каковые стихи во всех распевах имеют свои особые напевы, распределенные также по восьми гласам. – В малом знаменном распеве особые же от стихирных строк кратки мелодии существуют и для песнопений «Господи воззвах» и «Да исправится молитва моя»112.

* * *

93

Подробное рассмотрение особенностей каждой строки дневных напевов см. в нотном приложении.

94

По Синодальным изданиям с 1772 г.

95

Впрочем, в самогласной стихире 1-я строка в своем последнем члене и в окончании сходна с такой же строкой киевского распева.

96

Но в самогласной стихире до с переходной затем нотой ре.

97

Особенно употребительны глл. 1 и 8, напр., гл. 1 в чине пострижения в стихире: «Объятия Отча» и на Страстной седмице в стихирах: «Грядый Господь к вольной страсти; Во светлостех святых твоих; Тебе девыя сына»; гл. 8 в стихирах: «Вторую Еву; Господи яже во многия грехи впадшая жена».

98

О периоде гармонических переложений с преобразованием мелодии см. § 1.

99

См. «О церковном пении в Православной Греко-Российской Церкви» § 10, п. 3.

100

О количестве мелодических строк в каждом гласе и общем порядке их следования см. выше § 3.

101

Средняя группа оканчивается в глл. 5 и 6 на один и тот же звук с заключительной строкой, в глл. 1, 2 и 4 на секунду выше, в глл. 7 и 8 на секунду ниже его. Возвышения средних звуков группы мы не видим только в 1 гл. киевского распева; но мелодия этого гласа изменена сравнительно с мелодией малого знаменного распева, в мелодиях которого и в 1 гл. наблюдается общий порядок в возвышении и понижении звуков.

102

Конечные строки гласов 2, 5, 6 и 8 заключают в себе полное количество звуков гласовой области, строки же прочих гласов неполное их количество, но только наибольшую их часть, именно гласовую область без верхнего её звука мы видим в глл. 1 без ля, 3 без фа, 4 без ми, а в гл. 7 без нижнего звука до, т. е. вообще конечная строка совершается в пределах тетрахорда или пентахорда.

103

В русском церковном пении запевные строки ныне можно слышать, напр., из уст священнослужителей при пении пасхального канона и других пасхальных песнопений; при прочих же службах они вышли из употребления. В практике старообрядческих обществ, не допускающих в пении западной гармонии, запевы сохранились и доныне. Очень часто они встречаются и в русском народном мирском пении. В западных церквах место голосового запева заступила интродукция органа. Без голосового запева певцы затрудняются при начинании песнопения и очень часто пристают к головщику на полуслове.

104

То же мы видим в пасхальном каноне греческого распева, в песнопениях »на Бог Господь» болгарского распева и даже в мирском народном пении.

105

Так, например, в воскресные и праздничные дни мы слышим украшенные концы в песнопениях придворного напева: «Достойно есть» (гл. 8 обыч. распева123) «Символ веры», «Свят, Свят». При повседневном же пений те же песнопения употребляются обыкновенно с простыми, неукрашенными конечными строками.

106

См. ниже таблицу фигур осмогласия.

107

По изданию Н. М. Потулова есть и 3-я повторяющаяся строка.

108

См. «Руков. к изучению древ. бог. пения» Н. Потулова, стр. 322. Вариант этот есть начальная строка малого знаменного распева.

109

Там же, стр. 323 и 324 с некоторыми подробностями.

110

Восьмой звук–верхнее ля во всем осмогласии встречается только в починной строке 1-го гласа и то не во всех изданиях.

111

«Круг ц. песнопений обычного напева москов. епархии». Всенощное бдение. М., 1881 г., стр. 136–137.

112

Мелодии эти не помещены в Обиходах Синодального издания, но в Октоихе, а также в «Руководстве к изучению древ. бог. пения» Н. Потулова, стр. 195‒220.


Источник: Осмогласные роспевы трех последних веков православной русской церкви / [Соч.] И. Вознесенского. - Киев: Тип. С.В. Кульженко, 1888-. / Ч. 1: Киевский роспев и дневные стихирные напевы на «Господи воззвах» (Техническое построение). - 1888. - 146, [2] с.: нот.

Комментарии для сайта Cackle