Источник

§ 4. Свойства мелодического движения в дневных стихирных напевах

К свойствам мелодического движения относятся: 1) частные виды мелодического движения, 2) способы видоизменения мелодий и 3) мелодические украшения.

1. Частные виды мелодического движения. Не сложна мелодия дневных стихирных напевов, а потому и строки их бедны мелодическим движением. Сохраняя вообще остов церковного осмогласия и строк большого знаменного распева, они не сохраняют свойств их мелодического движения, или же сохранят лишь слабые следы их. Так большей части видов мелодического движения, свойственных большому знаменному распеву, они не имеют вовсе, другие же виды в них сохранились как бы случайно и в слабой степени, при том преимущественно в стихирных запевах, прокимнах и подобнах. Мелодии большего знаменного распева изобилуют волнообразным движением и растяжением мелодических оборотов, мелодии же дневных напевов – движением поступательно-унисонным, выражаемым краткими нотами и беглым неразмеренным темпом. Движение это в них является необходимым элементом каждой строки. Оно имеет значение и вступления в мелодическую строку, и количественного в ней распространения звуков сообразно количеству слогов и слов текста, и вообще преобладает над движением мелодически-колебательным. Большая часть слогов текстовой строки, при этом, так сказать, читается или говорится на речь и только конечные слоги имеют над собой краткую мелодию, подобную заключительной мелодии евангельского чтения, а иногда и короче её. Унисонно-речитативное движение выражается четвертями целой ноты, над каждым слогом по одной четверти (чвартке), а выпевается обыкновенно скорее того; оно не имеет даже нот, выдающихся из унисонного ряда вверх и вниз, которые свойственны речитативным мелодиям старого знаменного81и даже греческого распевов.

В частности, при гласовой области, ограниченной пределами лишь тетрахорда и пентахорда (а не октахорда), в дневных стихирных напевах невозможны вполне и виды мелодического движения восходящий и нисходящий, которые в таком изобилии мы находим в большом знаменном распеве и которые характеризуют общее движение его мелодий82. Если мы в дневных напевах находим некоторые следы восходящего движения в подъеме к той или другой мелодической строке или иногда в заключительном её члене, а нисходящее на концах мелодических строк, то количество звуков, входящих в это движение, не превышает трех, так как звуки сильного ударения возвышаются над рядами звуков унисонного речитатива не выше терции и нисходят также не ниже терции. Но такое движение необходимо в каждой мелодии и не составляет особенности какого-либо распева. Напротив, нечастое его употребление свидетельствует о бедности мелодического развитая напева и только разве в этом смысле может служить характеристической чертой дневных стихирных напевов. При восходящем и нисходящем движении дневных гласовых мелодии есть и проходящие в них диатонические ноты; но они, проходя быстро, не затрудняют гармонизации мелодии. Но и эти слабые следы мелодического движения в гармонических переложениях дневных напевов сглаживаются и почти исчезают совершенно, так что их мелодические строки принимаюсь наконец общий вид унисонного речитатива. – Не встречается в них и мелодическое движение с вспомогательной нотой, заменяющее протяженную одной степени ноту, ни раздробление белой (половинной) ноты по разным слогам текста, ни движение колебательно-ломаное, т. е. вообще все виды мелодического движения, имеющие значение замедления того или другого мелодического оборота, или только при замедлении возможные, удалены из дневных напевов.

Но и при бедности мелодического движения в строках мы иногда встречаем на концах их мелодические обороты, напоминающие большой знаменный распев. Таково, например, движение трех звуков с задержанием среднего или синкоп83, напоминающей кулизму большого распева гл. 1, 4 и 8. В конечных же строках встречаются и другие мелодические группы звуков, напоминающие такие же группы большого знаменного распева. Само собой разумеется, что в мелодиях, заимствованных, хотя и не с буквальной точностью, из большого знаменного распева, сохраняются по необходимости и некоторый свойства его мелодического движения; но мелодии эти по своему построению суть мелодии особые, исключительные.

Между тем в построении мелодии дневных напевов есть некоторый черты русского народного пения. Это а) русские мелодии любят начинаться с квинты (от тоники); то же мы видим и в рассматриваемых нами дневных напевах, наприм. в гласе 1 и др.; б) ни в одном великорусском напеве не встречается интервал сексты. Он встречается только в малороссийских напевах, и то редко и в качестве полонизма. Нет его и в мелодиях дневных стихирных напевов; в) в русских напевах встречаются кажущиеся неправильности в отношении к ритму или движению мелодии, каковые неправильности и составляют отличие великорусской музыки от западной84. Подобное мы находим и в дневных напевах, наприм. при повторении мелодических строк по изложению их в Синодальных изданиях.

2. Способы видоизменения мелодии. К способам видоизменения мелодий принадлежат: 1) распространение или сокращение мелодии и 2) их варьирование.

1) В дневных стихирных напевах мелодия состоит из определенных, раз установленных форм, которые должны повторяться по возможности с буквальной точностью. Поэтому распространение или сокращение их мелодических строк происходит только в речитативных, а не в мелодических их частях. Увеличивается в количестве слогов и слов текстовая строка или та, или другая её часть, вместе с этим удлиняется и унисонный ряд звуков той или другой части мелодической строки. Для начальных слогов без ударения прибавляются, как мы видели, вступительные ноты, с увеличением количества слогов в заключительной части строки вставляется и в мелодии непосредственно после сильного ударения конечного её члена соответственное количество унисонных кратких звуков. Но с увеличением количества слов текста главным образом увеличивается средняя речитативная часть строки. В случае сокращения количества слогов и слов текстовой строки соответственно сокращаются, а нередко и вовсе исчезают из мелодии все её унисонно-речитативные части. Таким образом количественное распространение или сокращение мелодических строк в дневных напевах есть чисто механическое, которое не представляет собой никакого затруднения для распевания песнопений и разве требует только соразмерности частей мелодии с количеством слов текстовой строки и соблюдения ударения в словах.

Качественное распространение или мелодическое развитие происходит только на концах некоторых конечных строк, а также в стихирных запевах и прокимнах. Так в конечной строке 1 и 4 гласов киевского распева оно состоит в усилении второго главного члена синкопом, в конечной же строке 2 гласа – в добавке припева, оканчивающегося звуком си. Концы стихирных запевов особенно развиты в гл. 6 и 8. Но это мелодическое развитие, по его исключительности, не подлежит подробному исследованию.

2) Видоизменения гласовых мелодий, выражающаяся их варьированием. В большом знаменном распеве различие вариантов стоит в зависимости, кроме видов распева, главным образом от текста песнопений, т. е. от применения мелодии к объему текстовых строк, к выражаемой ими мысли и к видам песнопений, в дневных же напевах главным образом от разности воспроизведения их певцами и от разнообразия нотного их изложения в разных изданиях. Дневные напевы, вследствие легкости их усвоения и воспроизведения, а также частой употребительности, издавна составляли собственно достояние устного певческого предания, которое, находясь в зависимости от различных условий и внешних влияний, не может быть повсюду однообразным. При передаче напевов по памяти, говорит Н. М. Потулов, «нельзя ожидать ни чистоты напева, ни его правильности, ни повсеместного единообразия, так что один и тот же напев поется в разных местностях до известной степени различно»85. Но разнообразие дневных напевов еще более увеличилось от умножения в последнее время их нотных изданий, присоединивших к разнообразию певческого предания и местным обычаям в пении еще различные практически цели, личный вкус и усмотрение издателей, а также разность способов изложения и даже нотописания мелодии. Вообще, все разности или видоизменения дневных напевов «на Господи воззвах» сводятся к следующим общим видам:

а) Разности видов распева и местных обычаев в пении. Дневные напевы, сходные в музыкальных основаниях и в главных чертах мелодического движения, имеют между собой некоторые разности в подробностях построения своих мелодии. Так малый знаменный распев имеет отличия от распева киевского в построений некоторых мелодических строк в гл. 1, 2, 4 и 8, а также в первой строке гласа 6; киевский распев в некоторых гласах (наприм. в конечных строках гл. 1 и 6 и в запевах гл. 5 и 6) отличается кудреватостью украшений, а в конечной строке гл. 2 добавкой припева; гласе 7 в обычном устном преданий также имеет некоторую разность с печатными изданиями86; придворный напев отличается особым вариантом в мелодиях гл. 2 и в стихирном запеве гл. 8. Кроме того, в отдельных нотах и строках при общем мотиве напева мы видим по местам и другие особенности, зависящие от местных обычаев пения.

б) Разности варьирования мелодических строк в продолжении песнопений, состоящие в неточности воспроизведения одних и тех же строк при их повторении. Разности эти чаще встречаются в основных изданиях означенных напевов, т. е. в нотных Обиходах синодального издания, но не чужды и другим изданиям, кроме изданий придворного пения, в которых мелодические строки повторяются всегда с буквальной точностью. Неточность повторения мелодических строк в унисонных изданиях, однако не всегда свидетельствует о неточности изложения в них церковных мелодий; напротив она иногда допускается очевидно в видах разнообразия унисонного пения, а равно и большей применимости напева к выпеваемому тексту и выразительности последнего87.

в) Разности изложения одних и тех же мелодий в разных изданиях, зависания от разности частных целей этих изданий и от способов нотного изложения, усвоенных издателями. Одни из изданий – основные (полный Обиход Синодального издания и «Руководство» Н. Потулова) имеют целью сохранить мелодий в их древнем виде со всеми принадлежащими им свойствами, другие (издания Львова и Бахметева) видоизменяют мелодии в пользу западной их гармонизации для употребления их хорами, иные (Сокращ. Обиход Синод. издания и Круг ц. песнопений обычного напева Московской епархии) имеют в виду близость изложения напевов к современному им устному певческому преданию и их регулирование; иные наконец (нотные сборники диакона Ф. Соколова и Н. Д. Абламского) держатся эклектического способа изложения мелодий очевидно в виду практических удобств их исполнения88.

г) Разности целей издания соединяются обыкновенно с разностью нотирования одних и тех же мелодий по их высоте, по голосовым ключам, по шрифту нотного письма п проч. В придворном пении церковные напевы нотируются круглой нотой для смешанного хора на 4 голоса с применением мелодического движения к дискантовой партии, а у г. Абламского – на три голоса и также круглой нотой, но в фортепианном ключе; во всех Московских унисонных изданиях, а также и в издании о. Соколова мелодии нотируются квадратной нотой в цефаутном ключе. Мелодия по высоте нотных ступеней изложения в означенных изданиях, как сказано выше, также разнообразится, часто, не соответствуя ни двум известным тональностям византийского церковного осмогласия, ни Синодальным изданиям. Отступления в этом отношения бывают обыкновенно на квартовых расстояниях. Есть по местам разности, зависящие от большей или меньшей протяженности звуков и от того или иного их деления89.

д) Есть разности, происходящие от сокращения или от распространения и украшения мелодий, особенно в строках конечных и стихирных запевах. В одних изданиях строки эти излагаются проще и короче, в других пространнее и с украшениями. У о. Соколова только мы встречаем иногда двойное изложение этих строк – одно обыкновенное, другое же сокращенное. Разности этого рода еще значительнее в изложении прокимнов.

е) Некоторые разности зависят от разнообразия подписи текста под мелодией и от неодинакового размещения в словах текста сильных ударений, что зависит иногда от действительной трудности применить выпеваемый текст к установленной мелодической форме строки90.

ж) Наконец, есть разности, зависящие очевидно от произвола и недоразумения издателей, или же от неправильностей, утвердившихся в устном певческом предании известной местности91. Разности эти составляют отступления, которые или выходят из пределов области гласа, или не удерживают гласовых примет, или имеют мелодическое движение, совершенно несогласное с общепринятым или смешивают гласовые строки.

Необщеизвестность в печати обычных напевов, отсутствие аналитического их рассмотрения и частью некоторые неправильности, встречаемые в устном певческом предании, до последнего времени служили поводом к распространению мысли, что обычные напевы суть искажения древних напевов и потому не достойны серьезного внимания любителей церковного пения и даже должны быть изъяты из церковного употребления. Но этой мысли нельзя приложить в полной силе к обычным напевам «на Господи воззвах».

Разности нотных изданий в изложении мелодий этих напевов действительно не малочисленны, но вовсе не так важны, как это представляется на первый взгляд. По подробном сопоставлении и рассмотрении означенных мелодий обычного пения оказывается, что все они имеют в своем основании такие же мелодии малого знаменного распева, от которых весьма мало разнятся; что затем разности изданий, за исключением весьма немногих, не выступают из пределов общих правил варьирования мелодий; что подобного рода разности постоянно встречаются во всех церковных распевах, а в большом знаменном распеве в особенности; что наконец , варьирование мелодии ограничивается самыми простыми и общепринятыми способами. Причем естественно, что одни из изданий более правильны и последовательны в изложении мелодии, другие менее.

Разности изложения дневных мелодий «на Господи воззвах» или их варьирование в частности состоят в следующем:

а) В разнообразии протяженности звуков отдельных мелодических оборотов одной и той же мелодической строки, так что вместо четвертей целой ноты являются в ней иногда половинные (белые) ноты и вместо половинных целые и наоборот. Такому растяжению или сокращению подлежат или целые группы звуков, или же отдельно тот или другой звук, каковы, например звуки с сильным ударением. Примеры протяжения звуков мы видим в издании Потулова в начале гл. 2, 1 и у Бахметева гл. 1, 7 и 8 в стихирном запеве; примеры же сокращения звуков в издании г. Абламского в гл. 1, 4 («жертва вечерняя»), 3, 2; и 4, 3 и др.

б) В распространении, или же сокращении мелодии особенно в конечных строках и стихирных запевах. Распространение мелодии состоит в дополнении её обычной формы добавочными отдельными нотами или их группами, а сокращение – в выпуске некоторых нот или их групп. Прибавке или выпуску подлежат особенно украшения, а также выдающиеся из унисонного ряда звуков вверх или вниз проходящие ноты и ноты переходные от одних существенных звуков в строке к другим. Примеры распространения мелодии см. в разных изданиях гл. 3, 3; 4, 6; 6 запев; примеры сокращения особенно стихирных запевов у о. Соколова в разных гласах, у г. Бахметева гл. 3 и в Москов. обычном пении гл. 5.

в) В разной степени и в разнообразия способов выразительности сильного ударения. В разных изданиях оно выражается то просто протяженной нотой, то краткой возвышенной (гл. 5, 3. 7, 2 в.), то возвышенно-протяженной, то унисонно-краткой в предположении выражения ударения усилением голоса при самом исполнении песнопений. В некоторых изданиях сильное ударение получает наибольшую выразительность через усиление его добавочными нотами (гл. 1, 1 и 5 и др.), в других же оно проходит как бы незамеченным (срав. гл. 3, 1. 2).

г) В раздроблении одной протяженной ноты на группу кратких нот, находящихся на разных соответствующих ей ступенях. В дневных распевах встречается только мелодическое, а не гармоническое раздробление (см. гл. 5, 3; 6, 3).

д) В замене мелодических звуков гармоническими, находящимися в одном с ними аккорде. Различие этого рода мелодического движения в разных изданиях встречается весьма часто, то в отдельных нотах, то в целых частях строк. Срав. наприм. глл. 2, 3. 4. 5; 5, 2; 6, 2; 7, 1 и др.

е) В преобладании в том или другом издания унисонно-речитативного, или же разнообразно-мелодического последования звуков. Унисонным речитативом особенно изобилуют гармонические издания придворной певческой капеллы и г. Абламского.

ё) В разнообразии ступеней нотной скалы, на коих происходит мелодическое движение. Оно состоит или в транспозиции, или в понижении и повышении отдельных нот и их групп обыкновенно на терцию, а также в замене нисходящего движения мелодии иногда восходящим (гл.6:2).

ж) В разности нотного обозначения одной и той же мелодии относительно деления нот и распределения их по слогам (см. гл. 1, 2; 5, 4; 8, 1 и концы 3, 2; 4, 1).

з) В действительном разнообразии самого мелодического движения и в отступлениях от общепринятого напева, особенно в строках конечных и в стихирных запевах. Таковы в издании г. Бахметева в гл. 1, 1 окончание фа вм. ре; в Московском обычном пены в гл. 4, 4 окончание до вм. ре и 4, 5 окончание ре вм. до; в издании г. Абламского отступления в гл. 3, 3 и 7, 3; а также конечная строка гл. 4, тождественная с такой же строкой гл. 3, но только взятая на терцию вниз.

и) Иногда в разности гармонического толкования мелодии. Так мелодии гл. 7 встречаются в G‒dur (у Бахметева) и в С‒dur (у Абламского); гласе 2 у Бахметева написан в D‒moll, а в других изданиях в G‒dur.

3. Мелодические украшения. Так как украшения состоят в прибавке к мелодической форме строки нот, не имеющих в ней существенного значения и замедляющих движение мелодии, то они и употребляются преимущественно в праздничных видах распевов92, в дневных же напевах стихир не только особых украсительных строк (фитных лиц), но и обыкновенных кратких украшений, свойственных большому знаменному распеву, не встречается. Можно разве указать на весьма редкие отдельные случаи кратких украшений в конечных строках, а также в концах стихирных запевов, но последние принадлежат большому знаменному распеву и в дневных напевах (собственно в киевском) только иногда распространены и варьированы. В осмогласии дневных напевов встречаются следующие украшения: полутрель или украшение из двух кратких нот, относящихся к предыдущей им белой ноте, а в некоторых изданиях еще синкоп (см. конечные строки гл. 1 и 4). В песнопении «Господи воззвах» и в самогласных стихирах малого знаменного распева, по изданию Н. Потулова, встречаются и другие некоторые виды мелодических украшений, в прочих изданиях неизвестные, например задержание, разделение украшения по разным слогам и раздробление гармоническое.

* * *

81

См. ж. «Руков. для сел. паст.» за 1887 г. № 32, стр. 504.

82

Это движения: восходящее простое и восходяще-колебательное, нисходящее простое и нисходяще-колебательное, восходяще-нисходящее и нисходяще-восходящее. Там же, стр. 504–506, 509.

83

См. наприм. в цер. Обиходе и у Потулова конечный строки гл. 1 и 4. Сн. ж. «Руководство для сел. Пастырей» за 1887 г. № 32, стр. 507.

84

«Мирская песня, написанная на восемь гласов крюками с киноварными пометами», стр. 52, – статья князя В. Ф. Одоевского, читанная на Археолог. съезде в Москве 1871 г. проф. Н. Д. Кашкиным.

85

«Руководство к практич. изучению древ. бог. пения Прав. Рус. Церкви», изд. 2. М., 1875 г., стр. 83.

86

Разность эта, впрочем, усвоена напеву 7 гласа в первой и конечной строк и в издании о. Соколова и отмечена, как особый вариант, у Н. М. Потулова.

87

Неизвестно, кому принадлежит эклектизм в означенных сборниках –самим ли их составителям, или же позднейшему устному преданно тех местностей, где записывались напевы. Но очевидно, что в них одни мелодические строки заимствованы из одного печатного известного издания, другая – из другого, третьи – из устного предания, иные же наконец составляют оригинальные отступления от общепринятого напева. Напевы Владимирской епархии главным образом примыкают к Московским изданиям – церковным Обиходам, Кругу напевов Московской епархии и изданиям Потулова, – сборник же г. Абламского – к придворному напеву по изданию г. Бахметева.

88

См. выше примечание о кажущихся неправильностях, составляющих особенность русского народного пения от западного.

89

Особенно в гармонических изданиях гг. Бахметева и Абламского.

90

Например, в следующих словах строки 4 гласа 1:

91

Об этих неправильностях см. замечания в разных местах нотного приложения 1.

92

О мелодических украшениях в большом знаменном распеве. см. «Руководство для сельских пастырей» за 1887 г. т. 2, стр. 520–523.


Источник: Осмогласные роспевы трех последних веков православной русской церкви / [Соч.] И. Вознесенского. - Киев: Тип. С.В. Кульженко, 1888-. / Ч. 1: Киевский роспев и дневные стихирные напевы на «Господи воззвах» (Техническое построение). - 1888. - 146, [2] с.: нот.

Комментарии для сайта Cackle