Источник

§ 3. Части гласовых мелодий или мелодические строки и их члены в дневных стихирных напевах

Гласовые мелодии «на Господи воззвах» распевов малого знаменного, киевского и обычных, как мы видели, построены почти буквально на музыкальных основаниях, принятых в большом знаменном распеве, и в этом отношении, при всем кажущемся различии их мелодий, менее отступают от своих образцов и форм, чем большой знаменный распев с его видами от форм, установленных византийской теорией осмогласия. Но нельзя того же сказать об этих распевах во всех прочих отношениях, т. е. относительно состава мелодических строк и их частей, свойств мелодического движения и наконец словесного ритма. В этих отношениях означенные распевы удерживают только некоторый свойства большого знаменного распева и лишь в слабой степени, и напротив заключают в себе довольно свойств ему чуждых.

Гласовая мелодия каждого из восьми гласов означенных дневных распевов состоит из отдельных кратких мелодий, легко различаемых при пении и повторяющихся, называемых мелодическими строками. Строки эти сочетаются в группы (из 2‒3 строк каждая), которых в каждом гласе бывает только по одной, имеют каждая определенную музыкальную форму и следуют в своей группе в однажды установленном строго определенном порядке, отделяясь одна от другой малыми или средними несовершенными окончаниями. Дневные напевы средних совершенных окончаний или больших отдыхов, означающих окончание периода в середине песнопений, не имеют. К гласовой группе строк при окончании всего песнопения в каждом гласе присоединяется особая заключительная или конечная строка, а в некоторых немногих гласах в начале бывает сверх того и особая строка начинательная или запевная. Строки запевная и конечная не входят в группу средних гласовых строк и не повторяются в середине песнопения.

Пределы строк обозначаются движением мелодии и её средними остановками или несовершенными окончаниями сообразно кратким отделам выпеваемого текста. Мелодическая строка к концу понижается в своих звуках и оканчивается на протяженную ноту – в середине песнопения обыкновенно белую, а в конце целую. В Минеи строки текста, соответствующая мелодическим строкам напева, отделяются одна от другой особыми значками (звездочками), а при монастырском пении каждая строка текста произносится канонархом отдельно и затем повторяется группой певцов.

Количество мелодических строк в гласе и их последовательность определяются независимо от количества строк текста и его словесного состава, но устанавливаются для каждого гласа самостоятельно обычаем и музыкальными соображениями. Количество мелодических строк во всех восьми гласах дневных стихирных напевов и с важнейшими их вариантами простирается до 37. В частности, напев 1 гл. состоит из пяти музыкальных строк, 3 и 7 из трех, 5, 6 и 8 из четырех, и 4 гл. из шести строк.

Общий порядок последования мелодических строк во всех гласах, кроме глл. 2 и 4, одинаков, именно: при одинаковом количестве мелодических и текстовых строк песнопения строки гласа выпеваются кряду в численном их порядке и заключаются конечной строкой. Если же песнопение по количеству текстовых строк продолжительнее группы мелодических строк гласа, то строки напева, пропетые раз, прежде перехода к заключительной строке повторяются опять сначала, хотя бы несколько раз, в том же порядке и т. д., а конец песнопения выпевается заключительной строкой. При краткости песнопения сравнительно с напевом излишние строки выпускаются, а окончание песнопения поется заключительной строкой, после которой бы строки напева она ни пришлась. В гласах же 2 и 4 первая строка напева не повторяется, а повторяются, сменяясь в последовательном порядке, лишь средние строки, пока не последует окончание песнопения, которое выпивается заключительной строкой.

Нет сомнения, что мелодические строки дневных напевов «на Господи воззвах», как и подобны, имеют каждая в своем основании какую-либо строку большого знаменного распева, только в сокращенном или измененном виде76. Но подробное указание строк большого знаменного распева, послуживших основанием строк сокращенных дневных напевов, и сопоставление с ними последних было бы уклонением в техническую специальность, излишнюю для практики церковного пения, и потому коснемся только общих способов построения мелодических строк означенных напевов.

В мелодических строках большого знаменного распева мы видели строчный запев, – иногда большой с сильным ударением, иногда малый, примыкающий к ударению самой строки; некоторые же строки не имеют никакого запева. За запевом строки следуют средние её члены, наиболее подлежащее изменениям или даже выпуску, и наконец, последний член строки – самый характеристический в ней и необходимый77. В общем подобно сему разделяются на части и краткие мелодические строки дневных напевов. Разбирая эти строки с конца, во всех их мы видим: 1) конечный характеристически член с сильным ударением; 2) ему предшествует средняя – речитативная часть строки, соответствующая средним членам строк большего распева; 3) в начале же строки или не бывает никаких приставок, или же прибавляется начальный член с сильным ударением, соответствующей большому запеву. Таким образом каждая мелодическая строка дневных распевов состоит из двух или трех членов, именно: из одного заключительного мелодического оборота с сильным ударением, предваряемого унисонным речитативом, или же из двух таких оборотов – начального и конечного – с посредствующим между ними унисонным речитативом на слабом времени.

Такое расположение членов составляет общую форму всех мелодических строк дневных распевов, примененную к средним по величине строкам текста. При пространной текстовой строке увеличивается только объем её речитативной части – средней при трех её членах и начальной при двух членах, – а также вставляются иногда и в прочих её членах речитативно унисонные краткие части. Так для первых слогов текста без ударения в начале трехчленной строки присоединяется небольшой ряд вступительных нот, или же краткий подъем к звуку, сосредоточивающему на себе силу ударения; для слогов, следующих за вторым сильным ударением, вставляется в строку также краткий унисонный речитатив. Существенную часть строки составляют её мелодические обороты с сильным ударением в начале и в конце строки, или только в конце её; подъем же, вступительные ноты и вообще речитативно-унисонные части строки, как внешние наращения, соответствующие количеству слогов и слов текста, имеют в ней меньшее значение; при одних строках они имеются, при других нет и по своему объему и количеству бывают различны. Примеры: 1) трехчленной строки краткой и строки пространной с их членами: а, б, в, 2) строки двучленной.

Мелодические обороты с сильным ударением можно таким образом назвать главными членами мелодических строк, речитативный их постоянные части – второстепенными, вставляемые же в строку краткие речитативы – придаточными, или же вводными частями.

Главные члены мелодических строк. Первый главный член строки или начинательный, где он есть, состоит из звука, сосредоточивающего на себе силу первого просодического ударения текстовой строки, а второй или конечный – силу ударения конечных её слов. Тот и другой член обыкновенно дополняются предшествующими им и последующими нотами, а второй еще нотой конечной строки. Во многих строках первого главного члена не бывает, последней же необходим в каждой строке как её характеристический член. Таким образом в группе звуков того или другого члена обращают на себя внимание а) самый звук, выражающей сильное ударение, б) звуки, непосредственно ему предшествующие, и в) звуки, непосредственно за ним последующие.

а) Сущность ударения в том или другом речении текста состоит из трех элементов: усиления (ударения) голоса при произношениях слога с ударением, возвышения тона и наконец протяжения звука. Те же элементы, то в совокупности, то в раздельности, мы находим и в звуках мелодии, выражающих сильное просодическое ударение текста. Звук, выражающий это ударение, сообразно мысли текста и желанию песнопевца, обыкновенно возвышается на одну или две ступени над прочими соседними его звуками и сверх того очень часто получает растяжение, выражаясь обыкновенно белой, а иногда и целой нотой в их целом, или же раздробленном виде. Иногда звук этот остается на одной и той же степени с соседними своими звуками, не имеющими ударения, и тогда он получает обыкновенно растяжение, которым и отличается от соседних звуков. Иногда, наконец, он не возвышается и не получает растяжения, но во всяком случае при исполнении должен отличаться от других звуков усиленным при произношении его напóром или ударом голоса. От неисполнения этого последнего правила слова теряют свое ударение, или же слышатся с несвойственным пм ударением (душý вм. дýшу, Господà вм. Гóспода и т. д.), вследствие чего мысль текста теряет свою выразительность, а мелодическое пение лишается своего существенного элемента – словесного ритма. Поэтому в последнем случае следовало бы в нотных книгах ставит над звуком с ударением особый знак, обязывающей певца отличать его усилением голоса при пении. Иногда, в видах особенной выразительности, звук сильного ударения принимает после себя еще дополнительный (а иногда и два) высший его соседний звук из той же гласовой области. Примеры дополнительных звуков сильного ударения а) в первом члене и б) во втором члене:

Из предшествующих сильному ударению звуков обращает на себя внимание краткий звук, непосредственно стояний перед нотой второго сильного ударения строки, а из последующих – звуки соединительные или переходные от сильного ударения к последующей за ним части.

Звук, выражающий силу ударения в заключительном главном члене мелодической строки, не должен стоят на одной ступени с унисонным рядом звуков предшествующей ему речитативной части строки, но должен быть на высшей, или же низшей его ступени, чем между прочим и достигается его наибольшая выразительность. Когда же по характеру мелодического движения строки он приходится на одной и той же ступени с речитативом, то нота, непосредственно ему предшествующая, обыкновенно выделяется из унисонного ряда и становится на соседнюю – высшую или низшую ноте с ударением ступень. Это выделение предыдущей ударению ноты, основываясь на словесном ритме, составляет общий обычай как древних, так и позднейших мелодических напевов и только в позднейших гармонических переложениях не соблюдается, как не соблюдаются в них и некоторый другие обязательные требования мелодического движения и словесного ритма.

В трехчленных строках за звуком, сосредоточивающим в себе силу первого просодического ударения следует или непосредственно унисонный речитатив средней части мелодической строки, или же еще переходные к нему один или два звука, а за ними уже и речитатив. Двучленные же мелодические строки, не имеющие начинательного главного члена, начинаются прямо унисонным речитативов. Подобные сему переходные ноты иногда следуют и за вторым членом с сильным ударением, составляя связь между ним и конечными звуком строки. Примеры: а) звука, предшествующего второму сильному ударению и б) звуков последующих – переходных.

(поправка1:

)

Для слогов и слов текстовой строки, находящихся вне сильного ударения, существует в мелодической строке особая часть – унисонный речитатив, разделяющей собой два главные члена её (при трех членах строки), или же предшествующий главному члену (в двучленных строках). Это второстепенная третья часть мелодической строки, продолжительность которой зависит от количества слогов и слов текстовой строки. В двучленных строках эта часть следует в начале, а в трехчленных – в середине между главными её членами. В последних она или непосредственно следует за звуком первого сильного ударения на одной с ним степени или на соседних его вверх и вниз ступенях, иногда же отстоит от него на терцию, и в таком случае нередко соединяется с ним посредством краткой переходной ноты.

Придаточные и вводные части строки суть небольшие речитативы, вставляемые при главных членах строки по требованию количества слогов текста на слабом времени. Придаточные части состоят из вступительных в трехчленной строке нот и назначаются для первых слогов текстовой строки, не имеющих над собой ударения. Вступительными нотами бывают или краткий унисонный речитатив, предшествующей звуку сильного ударения, или же краткий подъем к нему. Вступительный унисонный речитатив состоят из повторения звука первого сильного ударения и выражается четвертями целой ноты (чвартками) в количестве равном количеству слогов без ударения. Подъем состоит из одной, двух или трех кратких нот, помещающихся на двух-трех низших ступенях звука с ударением. Ноты эти или идут к ряду (мелодический подъем), или отстоят от звука сильного ударения на нижнюю терцию (гармонически подъем) и указывают на первые аккорды строки. Подъем иногда бывает и более сложный. Такое различие вступительных нот, как заметно, зависит от положения звука первого сильного ударения в отношении его к тонике, именно: когда он находится на квинту от тоники, или же на одной с ней степени, тогда предваряется унисонным речитативом на одной с ним степени высоты; когда же звук этот отстоит от тоники только на верхнюю терцию, тогда ему предшествует обыкновенно подъем снизу, служащий к нему переходом от тоники. Иногда же подъем зависит от окончания предыдущей строки и служит связью между ним и звуком сильного ударения.

Вводные части состоят из краткого речитатива или повторения звука сильного ударения второго главного члена строки, за которым следуют непосредственно над слогами, не имеющими ударения, и выражаются четвертями целой ноты (чвартками). Но если звук с ударением и финальный звук строки находятся на одной степени высоты, то вводная часть между ними обыкновенно бывает на секунду ниже их в целом или раздробленном виде (см. гл. 6, 4; 8, 4 москов. напева). Вообще слоги без ударения отличаются от слогов с ударением низшими ступенями музыкальной скалы, а также краткостью своих звуков. Примеры: а) подъема и б) вводной речитативной части.

поправка1: IV,2 = а) IV,2 | поправка1: IV,4 = б) IV,4

Заключение мелодической строки состоит из конечного звука строки и сверх того очень частью из звуков, посредствующих между ним и звуком сильного ударения. Последний может стоять с конечным звуком или на одной степени высоты или на соседней ему обыкновенно высшей степени, или же отстоят от него на терцию вверх или вниз. В первом случай звуки эти разделяются одним или несколькими посредствующими звуками, находящимися, как выше сказано, на секунду ниже их (гл. 6, 2, 4), во втором – не принимают никаких дополнительных звуков, в третьем – принимают дополнительный посредствующей или переходный краткий звук на промежуточной между ними ступени, или небольшую группу переходных звуков (гл.4:5). Перед конечным звуком строки иногда допускаются и мелодические распространения и украшения (гл.1:5), особенно же в стихирных запевах (см. глл. 4, 5, 7 и 8)78.

Таким образом мелодические строки дневных стихирных напевов имеют в своих частях иное устройство, чем строки большого знаменного распева. В них нет ни запева, ни основы, ни припева, и разве только первый главный член их можно сопоставить с запевом, а заключительный член с конечным членом основы большого распева; вся же середина строки вместо соответствующего тексту мелодического движения заменяется унисонным речитативом.

Соединительные ноты, составляющая переход от одной мелодической строки к другой, хотя в некоторых изданиях дневных напевов и встречаются79, но не могут быть признаны уместными. В большом знаменном распеве они встречаются в связных строчных группах, из которых каждая назначена очевидно для непрерывного пения на том или другом клиросе, в дневных же напевах при пении с канонархом каждая строка отделяется от другой остановками и потому должна иметь вид более или менее законченный. При беспрерывном пении стихир, правда, могут быть допущены между строками и соединительные звуки, но при незначительных интервальных переходах от одной строки до другой они не необходимы и потому не должны подлежать нотированию.

Запевы к стихирам в малом знаменном распеве заимствованы буквально из большого распева; в киевском же распеве и обычных некоторые из них удерживают буквально те же формы, какие им усвоены в большом знаменном распеве; другие же, при общем мелодическом сходстве с знаменными запевами, на своих концах имеют дополнения и изменения, носящие характер киевского распева. Каждый запев состоит из двух частей, именно – из унисонного речитатива, которым он начинается, и мелодического движения, которым оканчивается80.

* * *

76

О зависимости в мелодическом отношении малого знаменного распева и киевского от большого знаменного распева см. напр. «Руковд. к практич. изучению древ. богослуж. пения» Н. Потулова. Μ. 1875 г., стр. 71 и 73. Сходство строк дневных напевов и большего знаменного особенно можно видеть в гл. 7.

77

«О церковном пении Православной Греко-Российской Церкви». § 7. Жур. «Руков. для сельск. паст.» за 1887 г.

78

См. Нотное приложение 1.

79

Напр. у Н. Потулова в глл. 4, 5 и 8, 3.

80

О мелодиях прокимнов и других песнопений киевского распева см. ниже.


Источник: Осмогласные роспевы трех последних веков православной русской церкви / [Соч.] И. Вознесенского. - Киев: Тип. С.В. Кульженко, 1888-. / Ч. 1: Киевский роспев и дневные стихирные напевы на «Господи воззвах» (Техническое построение). - 1888. - 146, [2] с.: нот.

Комментарии для сайта Cackle