Азбука веры Православная библиотека священномученик Иоанн Восторгов Священномученик Иоанн (Восторгов) как проповедник и миссионер
А.Н. Семенюк

Священномученик Иоанн (Восторгов) как проповедник и миссионер

Источник

Статья посвящена знаменитому проповеднику священномученику Иоанну Восторгову, несшему свое пастырское служение на рубеже XIX–XX веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, высоко оценивавший его деятельность, прозвал его «Златоустом»1. В своих проповедях отец Иоанн Восторгов касался сложных и больных вопросов, сотрясавших общественное мнение в предреволюционные годы. Он своими живыми, вдохновенными, глубокими по содержанию проповедями обличал грехи, врачевал страсти и пороки, распространявшиеся тогда в обществе. В центре его проповедей всегда было Евангелие Царствия Божия. Проповеди протоиерея произносились на злобу дня – в эпоху нравственного разложения общества, но не потеряли своей актуальности и в настоящее время.

Яркий проповедник протоиерей Иоанн Восторгов родился 20 января 1864 г.2 (по другим данным – 30 января 1867 г.3) на Кубани в семье священника Иоанна Александровича и его супруги Татьяны Ксенофонтовны Восторговых.

По окончании в 1887 году Ставропольской духовной семинарии Иоанн Восторгов был назначен надзирателем за учениками Ставропольского духовного училища, а затем и штатным учителем русского и церковно-славянского языков4.

1 августа 1889 г. Иоанн Иоаннович был рукоположен во диакона в Михайло-Архангельской церкви села Кирпильское Кубанской области, а 6 августа возведен в сан иерея. Здесь, в Михаило-Архангельской церкви, отец Иоанн уже блистал своими прекрасными, ёмкими и глубокими проповедями. Сохранились и были опубликованы две проповеди, произнесенные отцом Иоанном в этом храме: «Пастырь и пасомые»5 и «Пастырские заветы»6.

Уже в ранних проповедях молодого священника были явлены сердечная простота, искренность, глубокие познания в области богословских дисциплин и самобытность рассуждений.

Проповеди прот. Иоанна Восторгова, произнесенные в этот период, были направлены главным образом на противостояние с раскольниками. «Тяжесть пастырства увеличивается у вас и здесь особыми обстоятельствами. Среди вас – раскольники в большем числе, чем вы; священника в этом поселке доселе не было, и это в продолжение целых ста лет! Сколько у вас колеблющихся!»7 – говорил молодой священник.

С 1890–1894 гг. отец Иоанн продолжает ревностно проповедовать уже в Ставропольской гимназии. Он неустанно обращался со словом назидания к юным сердцам. Из этого периода его служения были опубликованы и дошли до нас 20 проповедей8.

Проповеди протоиерея Иоанна на ставропольском этапе его церковного служения затрагивали, как правило, духовно-нравственные проблемы современной жизни. Он часто говорил о семье, воспитании, об образовании и в меньшей степени касался политической проблематики.

В 1894 г. отец Иоанн был назначен законоучителем в Елисаветпольской гимназии (ныне г. Гянджа в Азербайджане). В своей первой проповеди, произнесенной на новом месте, пастырь проникновенно сказал: «Умоляю вас, не переносите моих недостатков на то дело, которому я служу, на истину, которую я буду возвещать вам; мои же немощи покройте любовью, которой еще и еще прошу у вас»9. Здесь, в Елисаветпольской гимназии, о. Иоанн также проявил себя талантливым проповедником. До нас дошли 6 его проповедей, обращенных к молодым сердцам.

Еще более плодотворной учительная деятельность отца Иоанна стала с назначением его в Тифлис. 17 июля 1897 г. он перемещен законоучителем Тифлисской 1-й женской гимназии великой княгини Ольги Федоровны и вскоре назначен настоятелем домовой церкви этой гимназии. С августа 1898 г. прот. Иоанн назначен также законоучителем 1-й Тифлисской мужской классической гимназии10.

Здесь он проповедует до 1901 г. Дошедших до нас опубликованных проповедей – 5111.

Основным местом произнесения поучений были женская и мужская гимназии.

В декабре 1900 г. Святейший Синод определил отца Иоанна в должность епархиального наблюдателя церковно-приходских школ и школ грамоты Грузинской епархии12.

105 проповедей, произнесенных пастырем в период 1901–1905 гг.13, в основном на годовщины и праздничные акты, дошли до нас. Отец Иоанн проповедует в Тифлисском военном соборе, Сионском соборе, Ново-Афонском монастыре, Бодбийской обители, Сухумском соборе, во 2-й Тифлисской миссионерской церкви, в экзаршей церкви Тифлиса, домовых храмах духовных школ и многих других храмах. Сохрани лись проповеди, произнесенные пастырем при закладке храмов и в торжественные дни их освящений. Священномученик вел масштабную проповедническую деятель ность – он проповедовал в школах, училищах, гимназиях, выступал с речами и воз званиями на разных мероприятиях церковной и светской жизни.

Дважды обер-прокурор Святейшего Синода посылал протоиерея в ответственные командировки: 16 декабря 1904 г. на Северный Кавказ (в Ставропольскую и Владикав казскую епархии) для обозрения инородческих церковно-приходских школ и для ознакомления с делами местных епархиальных училищных советов и 6 июля для выяснения нужд и положения Ардонской духовной семинарии. 25 августа обер-прокурор Святейшего Синода направил его в очень продолжительную и крайне трудную поездку для знакомства с нуждами духовно-учебных заведений Иркутской, Забайкальской и Приамурской епархий14. Впоследствии, готовя к печати свой второй том полного собрания сочинений, отец Иоанн писал: «Тревожные обстоятельства того времени и вообще крайне тяжелые условия этого обширного путешествия, во время которого пришлось много раз совершать богослужения и говорить поучения в различных городах и местах России, препятствовали печатанию проповедей, и поэтому они остаются в рукописях...»15

Новой формой проповеднической деятельности прот. Иоанна на кавказском этапе стала публицистика. Он произносит много проповедей, посвященных актуальным общественно-политическим проблемам, а также культурно-просветительские проповеди, которые посвящены различным аспектам культуры, просвещения, образования. В этот период многие проповеди протоиерея обращены против неверия и порочного образа жизни.

С 25 января 1906 г. начинается московский период служения о. Иоанна и вместе с ним – полный расцвет его проповеднической деятельности. Указом Святейшего Синода отец Иоанн назначается на должность проповедника-миссионера Московской епархии. Его кипучая энергия, красноречие полностью соответствовали требованиям общецерковного дела. Это самый масштабный и тяжелый период проповеднической деятельности прот. Иоанна. «…Мне приходилось говорить в разных городах Кавказа, Сибири, Китая, Кореи, Японии, Камчатки, Дальнего Востока, в путешествиях по России, во время Миссионерских курсов, в водовороте общественных настроений богатого тревожными событиями периода 1905–1910 гг. и т.д. Здесь было не до отделки литературной формы... И посему строгих критиков моих произведений я прошу принять все это во внимание»16, – отмечал в предисловии к «Полному собранию сочинений» прот. Иоанн.

На этот период пастырского служения протоиерея приходится революционная смута 1905–1907 гг., самый разгар революционных беспорядков. В бедственном положении находилось общество: повсюду начались стачки и забастовки. Волна страшного террора обрушилась на Россию. Так охарактеризовал это время будущий священномученик в проповеди: «Забыли мы дни мира и покоя в эти последние два-три года. Оставили нас светлые чувства. Всюду беспокойство, всюду страх и уныние, всюду злоба и вражда, тревога и смятение»17. В этих условиях значимость христианской проповеди для пастыря была первостепенной. Отец Иоанн Восторгов принимал деятельное участие в православных патриотических организациях и монархических союзах и вновь и вновь неустанно проповедовал. Он часто выступал с воззваниями на патриотических съездах, обращался с речами к фабричным рабочим. Проповедник неустанно призывал с церковного амвона не участвовать в делах безбожных революционеров. Острие проповедей отца Иоанна направлялось главным образом против неверия.

Отец Иоанн в этот период часто служил и произносил проповеди в первопрестольной столице – в Большом Успенском соборе Кремля, Казанском соборе, кафедральном храме Христа Спасителя, во многих других храмах18. Часто проповедовал он и в храмах города Санкт-Петербурга19. Отец Иоанн присутствовал на праздниках, торжествах, посвященных знаменательным событиям в истории храмов, монастырей, а иногда и светских учреждений и произносил проповеди.

Как миссионер-проповедник (29 окт. 1907 г. назначен Синодальным миссионером), прот. Иоанн объездил практически всю страну. С 1 июня 1906 года он – член Предсоборного присутствия при Святейшем Синоде. В сентябре 1906 г. посетил Самарскую и Симбирскую епархии, знакомясь с состоянием там церковных школ. Обер-прокурором Святейшего Синода в августе 1907 г. был послан в Нижний Новгород для изучения состояния миссионерского дела и доклада в 24 епархиальных городах: Твери, Рязани, Тамбове, Воронеже, Ярославле, Вологде, Вятке, Калуге, Казани, Ставрополе, Харькове, Туле, Орле и др. Здесь видно, насколько обширна была география деятельности этого выдающегося проповедника. Всего за этот период (1906–1908 гг.) опубликованных проповедей пастыря – 15120.

Сама география выступлений проповедника росла очень быстро. 18 января 1908 г. отец Иоанн получил высочайшее поручение посетить переселенческие места в епархиях: Оренбургской, Омской, Тобольской, Томской, Енисейской, Иркутской, Якутской, Забайкальской, Владивостокской и Благовещенской21. Поездки сопровождались богослужениями, за ними неутомимый пастырь произносил проповеди, в которых находили свое отражение в свете Евангельского благовестия самые актуальные вопросы современного общества. Сохранились и опубликованы 12 его проповедей22.

Отец Иоанн был одним из организаторов четвертого Миссионерского съезда, проходившего в Киеве 12–26 июля 1908 г., и общим собранием съезда избран председателем отдела по организации мер борьбы с социализмом, атеизмом и противо церковной литературой23. Сохранилась и опубликована проповедь, произнесенная им на этом собрании: «Расслабление духовное»24.

В марте 1909 г. протоиерей Иоанн Восторгов по Высочайшему повелению снова был командирован в Сибирь и страны Дальнего Востока для обследования духовных школ и миссий и для обустройства переселенческих пунктов. Он посетил Японию, Китай и Корею, а затем через Владивосток, Хабаровск и другие города Сибири вернулся в Москву. В переселенческом пункте города Сретенска, на площади, для шести тысяч переселенцев о. Иоанн отслужил молебен, после которого произнес вдохновенную проповедь на тему «Зачем вы едете в Сибирь и что с собой несете?»25

C 9 сентября 1909 г. прот. Иоанн – настоятель Князе-Владимирской церкви при Московском епархиальном доме. Здесь он также продолжает свою проповедническую деятельность.

С 25 августа 1911 г. прот. Иоанн был причисленным к церкви Семи Вселенских Соборов, что при Святейшем Синоде. Пастырь не ограничивался служением только в этом храме, а продолжал проповедовать по разным городам России. Прот. Михаил Польский пишет: «И где только не будило душу, не проясняло патриотическое сознание слово его. В 1911 г. на праздник Святой Троицы он говорил в Иркутске, в 1912 г. тот же день в Петропавловске, на Камчатке. В июле 1912 г. проповедует в Тобольске по случаю принесения Албазинской чудотворной иконы Богоматери, в 1913 г. в июле в Омске»26.

Определением Святейшего Синода прот. Иоанн был направлен в Белгород для произнесения проповедей в дни праздничных торжеств в связи с открытием святых мощей святителя Иоасафа Белгородского (сентябрь 1911 г.)27. До нас дошла опубликованная проповедь, произнесенная им в связи с этим событием: «Святитель Иоасаф, епископ Белгородский, новоявленный чудотворец»28.

В 1913 г. протоиерей Иоанн Восторгов был поставлен настоятелем Покровского собора на рву (собора Василия Блаженного). С этого времени основным местом произнесения поучений и речей стал Покровский собор.

Протоиерей Иоанн совершал священнодействия благолепно и благочинно. Проповедью он сопровождал каждое свое богослужение. Современники вспоминали, что его слова всегда доходили до глубины сердца, вызывали всеобщие рыдания и стремление начать новую, лучшую жизнь. «Ваше благоговейное совершение богослужения, – говорится в письме к нему, подписанном епископом Тобольским Алексием и священниками, – отчетливое и выразительное произношение возгласов и такое же чтение молитвословий, ваша красноречивая, сердечная и одушевленная проповедь, всегда на злободневные вопросы данного момента, никогда не изгладятся из нашей памяти и будут служить для нас образцом, как следует совершать богослужение, чтоб оно производило благотворное действие на молящихся, и как нази дать свою паству живым словом»29.

В годы Первой мировой войны о. Иоанн Восторгов находился в гуще событий, и его пастырское слово чутко реагировало на каждое новое настроение в обществе, вызванное напряжением тяжело переживаемых неудач на фронте, а затем и славных побед русского оружия. Его самого можно было часто встретить среди раненых воинов30. Несколько проповедей он произнес по поводу этого события. В проповедях пастыря в этот период прослеживаются темы покаяния, жертвенности, патриотизма. Так, по случаю этой войны, за богослужением в храме св. Василия Блаженного, прот. Иоанн произнес слово, в котором наставлял народ быть истинными патриотами своей страны, призывал к защите Родины, к единению: «Нет теперь ни у кого исключительного или преимущественного права, а равно и преимущественной обязанности на патриотизм, но все должны объединиться в любви к родине и в желании умереть за нее»31. Дошедших до нас опубликованных проповедей, помещенных в сборнике «Во дни войны», – 44. Основным местом произнесения поучений был храм св. Василия Блаженного, но отец Иоанн не ограничивался служением в этот период только в этом храме. Он произносил свои проповеди на Красной, Лубянской площадях, в Успенском соборе и во многих других монастырях и храмах Москвы; очень часто обращался со словом утешения именно к раненым воинам.

С 9–10 июня 1916 г. прот. Иоанн принимает участие в Тобольских торжествах. Митр. Макарий Московский так говорит о деятельности прот. Иоанна в докладе об исполнении возложенного на себя поручения: «…много потрудился прот. Иоанн Восторгов, проповедовавший до семи раз, чаще всего на площади, в присутствии десятков тысяч богомольцев»32. Несколько проповедей, произнесенных им в Тобольске, впоследствии были опубликованы: «Любовь загробная»33, «Святость»34, «Духовная радость русского народа»35, «Наука наук»36, «Родство святых»37.

На этот период служения пастыря приходится очередная смута в России. Большевики вели жесткую борьбу против Церкви. Революция 1917 года взамен христианских ценностей предлагала свободу всех во всем и от всего, полное отвержение не только старого строя, но и всего традиционного уклада жизни. Рухнули ослабевшие моральные устои38.

Вновь и вновь зазвучал во всю мощь голос блестящего проповедника. Протоиерей призывал народ к противостоянию развращающей умы революционной пропаганде. О. Иоанн обращался к народу с вразумлениями и увещеваниями не только с амвона. Каждое воскресенье он служил молебны на Красной площади, где в проповедях неустрашимо обличал богоборческую власть. «Под самыми стенами захваченного большевиками Кремля, на Красной площади, с высоты Лобного места еженедельно говорил любимый москвичам! батюшка свои вдохновенные проповеди и, исполняя долг пастыря, сознательно шел навстречу мученичеству»39, – пишет А.К. Светозарский. «Вся Москва знала, что, придя в этот храм, наберешься там духовной бодрости, услышав правдивое слово. Ясно, небоязненно, ярко касался он страшных вопросов современности, обличал, но и утешал призывами к вере и исповеданию, научая, как надо жить в такие годины»40.

Отец Иоанн, несмотря на все происшедшие крайне неблагоприятные для Церкви перемены, не оставляет общественной деятельности. Между двумя переворотами, летом 1917 г., ему удается даже выпускать еженедельную газету (носившую название «Церковность»)41. Эта газета также часто публиковала поучения и речи неутомимого проповедника, стремившегося привести народ к покаянию и молитве. Отец Иоанн бесстрашно говорил о тяжелых днях гонения на веру и Церковь.

Протоиерей в этот период непрестанно разъяснял людям неотвратимость гибельных последствий происходящего. «Конечно, такой пастырь, говорящий слова правды в то время, когда по Руси расползалась самая черная ложь в ее истории, был страшен, опасен для укрывшихся за древними стенами «народных» комиссаров. За отцом Иоанном следили, специально подосланные чекисты слушали его проповеди»42, – отмечает А.К. Светозарский.

31 мая 1918 г. протоиерей Иоанн Восторгов был арестован на своей квартире. Перед богоборческой властью стояла цель, которую она стремилась достичь любыми средствами, – уничтожить неутомимого миссионера43. Протоиерей Иоанн Восторгов был осужден как «темная личность» и «контрреволюционер».

4 сентября 1918 г. следственная комиссия Революционного трибунала при ВЦИК приговорила протоиерея Иоанна к расстрелу. Он стал одной из первых жертв «красного террора» и был расстрелян вместе с еп. Ефремом, И. Г. Щегловитовым, Н. А. Маклаковым, С. П. Белецким, А. Н. Хвостовым и другими на Братском кладбище в Петровском парке44.

В августе 2000 г. на Архиерейском Юбилейном Соборе отец Иоанн был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских XX века. Характерными чертами Московского периода проповеднической деятельности прот. Иоанна является еще более плодотворное его участие в церковно-общественной жизни. Это пастырско-миссионерские курсы, организованные под непосредственным участием неутомимого проповедника, а также его миссионерские поездки на Урал, Сибирь, Среднюю Азию, Дальний Восток. Основное направление проповеднической Московского периода деятельности отца Иоанна – борьба с разрушительным революционным духом, исправление нравственной жизни пасомых в духе Евангельской истины. Он непрестанно выступал в этот тяжелый период со своими обращениями и воззваниями, обличая современные страсти и пороки.

Таким образом, история, география и хронология проповеднической деятельности сщмч. Иоанна свидетельствует о многогранности его проповедничества, он ревностно просвещал паству в духе святоотеческих традиций во все периоды своего церковного служения, во многих монастырях и храмах. Отец Иоанн покорял силой своего необычайно яркого слова сердца многих людей. География звучания его слова широка и свидетельствует о масштабах его пастырского служения. Исполняя важнейшие общецерковные послушания, пастырь находился в непрестанных разъездах, но и здесь он постоянно проповедовал. Несмотря на различное содержание проповедей протоиерея Иоанна Восторгова, все они объединены основной идеей – следования Евангельским законам для преодоления общественных проблем, которые встали в те годы перед Российской империей. Во все периоды своего служения в своих проповедях отец Иоанн устойчиво призывал народ к покаянию и молитве, к патриотизму, к христианскому воспитанию, наставлял бороться со страстями и стяжать в своей жизни христианские добродетели.

Источники и литература

1. Восторгов И. И., сщмч. Полное собрание сочинений: в 5 т. – Репр. изд. 1913–1916 гг. – СПб.: Царское дело, 1995. – Т. 1. Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы. 1889–1990 гг.

2. Восторгов И. И., сщмч. Полное собрание сочинений: в 5 т. – Репр. изд. 1913–1916 гг. – СПб.: Царское дело, 1995. – Т. 2. Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы. 1901–1905 гг.

3. Восторгов И. И., сщмч. Полное собрание сочинений: в 5 т. – Репр. изд. 1913– 1916 гг. – СПб.: Царское дело, 1995. – Т. 3. Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы. 1906–1908 гг.

4. Восторгов И. И., сщмч. Во дни войны. Голос пастыря-патриота: сб. речей и поучений. – Вып. 1. – М., 1914– 1916 гг.

5. Восторгов И. И., сщмч. Пастырский голос во дни смуты. Проповеди и статьи, помещенные в «Московских ведомостях» и журнале «Церковность» в 1917 г. – М., 1917. – Вып. 1.

6. Правда веры и жизни. Житие и труды священномученика протоиерея Иоанна Восторгова / Сост. Гумеров А., свящ. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004. – 366 с.

7. Восторгов И. И., сщмч. Тобольские торжества: [всецерковное прославление святителя Иоанна (Максимовича) 9–10 июня 2016 г. в Тобольском Успенском соборе]. – М.: Русская печатня, 1916 г. – 42 с.

8. Восторгов И. И., сщмч. Святитель Иоасаф, епископ Белгородский, новоявленный чудотворец. – М.: Русская печатня, 1911. – 4 с.

9. Духонина Е. Как поставил меня на путь спасения отец Иоанн Кронштадтский. 10. Дневник духовной дочери. – М.: Изд-во ПСТГУ, 1998. С. 304.

10. Светозарский А. К. Пастырь добрый. Жизнеописание протоиерея Иоанна Восторгова // Восторгов И. И, сщмч. Полное собрание сочинений: в 5 т. – Репр. изд. 1913– 1916 гг. – СПб.: Царское дело, 1995. – Т. 5. Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы. 1906–1908 гг. – С. 5–8.

11. Светозарский А. К. Отче наш Иоанне, моли Бога о нас // Памятники Отечества: [илл. альманах Всеросс. об-ва охраны памятников истории и культуры]. – № 37 (1). – М., 1997 г. – С. 19–27.

12. Степанов А. Делатель любви. Жизнь и подвиги вождя Черной Сотни священномученика протоиерея Иоанна Восторгова. – Эл. ресурс: http://rusk.ru/st.php?idar=4798 (дата обращения: 15.11.2015.)

13. Польский М., протопресв. Пастырь и паства. Протоиерей И. Восторгов // Журнал Московской Патриархии. – 1994, № 4. – С. 59–65.

14. Яковлев А. Свет негаснущих звезд: О новомучениках российских. – М.: ТЕРРА: Книжный клуб, 2009. – 493 с.

* * *

1

Духонина Е. Как поставил меня на путь спасения отец Иоанн Кронштадтский. Дневник духовной дочери. М., 1998. С. 304.

2

См.: Гумеров А., свящ. Житие священномученика протоиерея Иоанна Восторгова. Правда веры и жизни. Житие и труды священномученика протоиерея Иоанна Восторгова. М.: Изд-во Сретенского монастыря. 2004. С. 13.

3

См.: Светозарский А. К. Пастырь добрый. Жизнеописание протоиерея Иоанна Восторгова // Восторгов И. И. Полное собрание сочинений: в 5 т. СПб. : Царское дело, 1995. Т. 5. С. 5.

4

См.: Степанов А. Делатель любви. Жизнь и подвиги вождя Черной Сотни священномученика протоиерея Иоанна Восторгова. Эл. ресурс: http://rusk.ru/st.php?idar=4798. – (Дата обращения: 15.11.2015).

5

При первом служении на приходе поселка Кирпильского, Кубанской обл., 20 авг. 1889 г.

6

Речь при прощании с приходом поселка Кирпильского, Кубанской обл., 6 окт. 1890 г.

7

Речь при прощании с приходом поселка Кирпильского, Кубанской обл., 6 окт. 1890 г. // Восторгов И. И., сщмч. Полное собрание сочинений… Т. 1. С. 2.

8

См.: Там же. С. 8–95.

9

Речь при первом служении в церкви Елисаветпольской классической гимназии 14 нояб. 1694 г. // Восторгов, И. И., сщмч. Полное собрание сочинений… Т. 1. С. 98.

10

См.: Степанов А. Делатель любви. Жизнь и подвиги вождя Черной Сотни священномученика протоиерея Иоанна Восторгова. – Эл. рессурс: http://rusk.ru/st.php?idar=4798. – (Дата обращения: 15.11.2015).

11

Восторгов И. И., сщмч. Полное собрание сочинений… Т. 1. С. 98. С. 125–134.

12

См.: Гумеров А., свящ. Житие священномученика протоиерея Иоанна Восторгова… С. 20.

13

См.: Восторгов, И. И., сщмч. Полное собрание сочинений… Т. 2.

14

См.: Гумеров А., свящ. Житие священномученика протоиерея Иоанна Восторгова… С. 22.

15

Восторгов И.И., сщмч. Полное собрание сочинений… Т. 2. С. 534.

16

Восторгов И. И., сщмч. Полное собрание сочинений… Т. 1. С. I–II.

17

Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы, в храмовой праздник церкви св. Николая в Гнездниках в Москве (1906 г.) / Восторгов И. И., сщмч. Полное собрание сочинений… Т. 3. С. 11.

18

Стяжите смирение. (В день Благовещения Пресвятой Богородицы, в церкви св. Николая в Гнездниках в Москве, 1906 г.); Патриотизм и христианство. (Слово в день преподобного Сергия Радонежского 5 июля 1907 г.; сказано в храме, что на Б. Дмитровке в Москве) и др.

19

Суд святых. (Слово, сказанное в неделю Всех Святых в Петрограде в церкви подворья митрополита Московского, 1907 г.); Тайна преобразования жизни (Слово в неделю 2-ю по Пятидесятнице 24 июня 1907 г. в Петрограде в церкви подворья митрополита Московского); Церковь и священство (Слово перед открытием бесед о вечности священства в Церкви Христовой в лице епископов. Сказано в Петрограде в зале Братства Пресвятой Богородицы 28 окт. 1907 г.), Кронштадтский светоч и газетные гиены (Слово, произнесенное 6 дек. 1907 г. в Кронштадтском Андреевском соборе), Заветы древних святителей Московских (Поучение простому народу церкви Троицкого подворья в Петрограде, 5 окт. 1908 г.), Храм (Слово при обновлении храма 12 окт. 1908 г. в Троицком подворье в Петрограде), Христоотступничество (Слово в неделю 23-ю в Петрограде в домовой церкви, 9 нояб. 1908 г.) и др.

20

См. Восторгов И. И., сщмч. Полное собрание сочинений… Т. 3.

21

Гумеров А., свящ. Житие священномученика протоиерея Иоанна Восторгова… С. 25.

22

Восторгов И. И., сщмч. Полное собрание сочинений… Т. 3. С. 514–596.

23

См.: Гумеров А., свящ. Житие священномученика протоиерея Иоанна Восторгова… С. 26.

24

 Слово в неделю 6-ю по Пятидесятнице 13 июля 1908 г. Сказано в г. Киеве на общем собра нии патриотических обществ.

25

См.: Гумеров А., свящ. Житие священномученика протоиерея Иоанна Восторгова… С. 32.

26

См.: Польский М., протопресв. Пастырь и паства. Прот. И. Восторгов // Журнал Московской Патриархии. – 1994. – № 4. – С. 58.

27

Гумеров А., свящ. Житие священномученика протоиерея Иоанна Восторгова… С. 36.

28

Восторгов И. И., сщмч. Святитель Иоасаф, епископ Белгородский, новоявленный чудотворец. М.: Русская печатня, 1911.

29

Адрес, поднесенный слушателями миссионерских курсов в городе Тобольске // Восторгов И. И., сщмч. Полное собрание сочиненийТ. 4. С. 622–623.

30

См.: Светозарский А. К. Пастырь добрый. Жизнеописание протоиерея Иоанна Восторгова // Восторгов И. И., сщмч. Полное собрание сочинений… Т. 5. С. 7.

31

Единение. Речь, сказанная в соборе св. Василия Блаженного 20 июля 1914 г. по поводу объявления Германией войны России. / Восторгов И. И., сщмч. Во дни войны: Голос па[̝Qϭпатриота. Вып.[1]–4. М., 1916. С. 9.

32

Восторгов И.И., сщмч. Полное собрание сочинений… Тобольские торжества. М.: Русская печатня, 1916. С. 4.

33

Слово на заупокойном всенощном бдении по свят. Иоанне, 8 июня 1916 г.

34

Сказано за последнею заупокойною литургией о св. Иоанне 9 июня 1916 г.

35

Слово при прославлении св. Иоанна Тобольского, сказано за всенощным бдением после величания, 9 июня 1916 г.

36

Беседа с народом в день прославления св. Иоанна 10 июня 1916 (на площади с помоста).

37

Сказано в сооруженном на площади особом временном помосте, где стояли мощи Святителя Иоанна – за литургией на переносном престоле, 11 июня 1916 г.

38

См.: Яковлев А. Свет негаснущих звезд: О новомучениках российских. М.: ТЕРРА: Книжный клуб, 2009. С. 10.

39

См.: Светозарский А. К. Отче наш Иоанне, моли Бога о нас // Памятники Отечества. № 37 (1), Москва, 1997. С. 23.

40

См.: Польский М., протопресв. Пастырь и паства. Прот. И. Восторгов // Журнал Московской Патриархии. 1994, № 4. С. 58.

41

См.: Светозарский А.К. Пастырь добрый. Жизнеописание протоиерея Иоанна Восторгова // Восторгов, И.И., сщмч. Полное собрание сочинений… Т. 5. С. 7.

42

Там же. С. 7.

43

Гумеров А., свящ. Житие священномученика протоиерея Иоанна Восторгова... С. 45.

44

См.: Степанов А. Делатель любви. Жизнь и подвиги вождя Черной Сотни священномученика протоиерея Иоанна Восторгова. – Электронный ресурс: http://rusk.ru/st.php?idar=4798. – (Дата обращения: 15.11.2015.).


Источник: Семенюк А.Н. Священномученик Иоанн (Восторгов) как проповедник и миссионер // Христианское чтение. 2017. № 6. С. 220-227.

Комментарии для сайта Cackle