Слово в день Св. Духа

Источник

Произнесено при Архиерейском литургийном служении в день храмового праздника в Вологодском Святодухове монастыре 17 мая сего года

«Духа Святаго пришествие» празднует и воспевает сегодня св. Церковь. Правда, Дух Господень всегда исполняет вселенную. Когда по предвечному совету Божию устроялась вселенная, вызваны были из небытия в бытие первоначальные стихии мира и еще тьма покрывала бездну, Дух Святой носился уже над необразованной и безвидной материей, устрояя и приводя ее Своей Божественной силой в изумительно-прекрасный порядок и совершенство. Тем более Он осенял человека, как созданного по образу Божию, как существо, одаренное душой и разумной и бессмертной, вдыхая в него дыхание жизней. Таинственным внушением Его первозданный, как царь видимой природы, нарекал имена животным, и преизбытком благодати Утешителя просвещался и наполнялся неизреченной радостью и блаженством; и это его блаженство, от вселенной в сердце его Утешителя Духа, так было велико, что хотя человек находился и на земле, в раю вещественном, не мог быть счастливее и блаженнее и на небе. Ибо царствие Божие внутрь вас есть. Но скоро прошло это счастливое и блаженное время; первозданные, послушавшись внушений злобного духа, преступили заповедь Творца своего и тем удалили себя от Духа Утешителя и выгнаны были из рая. Изгнанные из рая на лишенную благословения и подвергнутую проклятьем землю, так помрачились и осуетились, что хотя окружены были всеми несчастьями и бедствиями и впереди предстояла им смерть, не обратились к Богу с покаянием, хотя Он Сам вызывал их на то, не постарались своим обращением и мольбами снова привлечь к себе Всеблагого Утешителя; но все более и более предаваясь порокам, все глубже и глубже погружаясь в чувственность, дошли наконец до того, что Дух Святой совершенно удалился от них и оставил их ходить в волях сердец их, предал их в неискусен ум творити неподобная (Рим.1:28). Не имать пребывати Дух Мой в человецех сих, зане суть плоть (Быт.6:3) сказал правосудный Бог.

Долго, много веков продолжалось это удаление от людей Духа Утешителя, и сколько было продолжительно, столько же и бедственно. Люди приложились скотам бессмысленным и уподобились им. А как и помраченный их разум все еще сознавал, что все блага мира не могут доставить блаженства человеку, усладить его сердце, удовлетворить стремлению и требованию бессмертной души его, что жизнь без Бога не жизнь, а мука: то, потерявши истинное понятие о Творце Боге, они стали обожать идолов, поклонились солнцу и луне, чтобы только не быть без Бога, чтобы хотя сколько-нибудь приблизиться к Нему и тем успокоить себя. Впрочем Дух Святой от времени до времени осенял избранных Своей благодатью, просвещал их разум и исполнял Своей силой, чтобы они могли возбуждать и руководить людей в приближении их к Творцу. Таковы были Св. Праотцы и Пророки. Они словом и писаниями сообщили народу чистое и правильное боговедение и изобразили домостроительство спасения человеческого, предсказав сошествие Духа Святого и вселение Его в сердца людей (Ин.11:28). А когда настало время спасения человеческого, Дух Святой видимо приблизился к человеческому роду, сошел с небес в виде голубя и явился на Иордане при крещении Спасителя, а по вознесении Его на небо, по Его обетованию, в самый праздник Иудейской пятидесятницы, явился в виде огненных языков и почил на учениках Иисусовых, Апостолах. Ибо, чтобы спасти человека, нужно было, при бессилии к тому закона Моисеева, ввести человека в новый высший благодатный Завет, писанный уже не на скрижалях каменных, а в глубине сердца человеческого Духом Святым, и отличительным признаком которого, по словам Крестителя, было сообщение Святого Духа (Лк.3:16), нужно было родиться свыше – от Духа, без чего невозможно не только получить, но даже и видеть царствие Божие (Ин.3:3). Дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже (Ин.4:63), сказал Иисус Христос. Посему-то Он, пред Своей смертью, разлучаясь с скорбящими учениками, не нашел ничего лучшего сказать им в утешение, как то, что вместо Его придет к ним Дух Святой: уне есть вам, да Аз иду; аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам, аще ли же иду, послю Его к вам (Ин.16:7). И по воскресении, явившись ученикам, не принес им никакого другого дара, кроме Духа Святого: дуну и глагола им, приимите Дух Свят (Ин.20:22). И возносясь на небо, Он заповедал им паче всего ждать пришествия обетованного Утешителя, и не прежде исходить на дело всемирной проповеди, как облекшись Его силой (Деян.1:4). Так много Сам Спаситель говорил о Духе, и так много даров благодати поставлял в Его благодатном присутствии! Ибо без Духа Божия не может быть и жизни духовной – истинного христианства, и один только тот есть истинный последователь Христов, в ком живет и действует благодать Духа, производя плоды по роду своему, так что, вся сущность деятельного христианства, по св. писанию, состоит в рождении от Духа, в исполнении себя Духом, в хождении по Духу, и в возгревании Духа в себе и других; ясный пример чего и видим в жизни Апостолов. Сошествие на них Св. Духа так просветило и укрепило их, что они вдруг совершенно изменились и сделались как бы другими новыми людьми. Робкие и бескнижные рыбаки Галилейские, при всей своей любви и преданности к Учителю, прежде часто не понимали бесед Его и даже противоречили Ему, не могли расстаться с своими ложными понятиями о царстве Мессии, негодовали друг на друга, спорили о первенстве и при первой опасности разбегались, оставляя своего учителя, и даже когда другие извещали их о Его воскресении, сомневались и не верили тому. По сошествии же на них Духа Святого, вдруг заговорили они разными зыками, сделались мудрыми богословами, твердыми и неустрашимыми в опасностях, ревностными и неутомимыми в проповедании Евангелия, вспомнили все, что говорил и чему учил их Божественный Наставник, так что ни синагога Иудейская, ни вся мудрость языческая не могли противостоять им и никакие мучения и даже сама смерть устрашить и поколебать их.

Тоже рождение свыше, те же и подобные благодатные действия Св. Духа мы видим и на тех, которые проповедью Апостолов уверовали во Христа. И они силой Св. Духа совершенно изменялись в жизни и как бы перерождались и обновлялись; и многие после жизни, проведенной в роскоши, изнеженности и других обычаях языческих, и часто в летах зрелых и даже преклонных, когда уже трудно бывает человеку измениться и оставить свои привычки, делались совершенными подвижниками добродетели. Равноапостольный князь Владимир также в весьма зрелых летах принял святую веру – и после какой жизни! Уже намереваясь принять христианство, он еще дышал войной и убийством и хотел завоевать веру, и, даже готовясь к крещению в Херсоне, не мог забыть богов своих и постигшую его слепоту приписывал их гневу. Но в крещении благодать св. Духа просветила и телесные и умные его очи, так что он возвратился в Киев совершенно другим человеком: ревностным проповедником и распространителем веры, любвеобильным отцом народа, питателем сирот и нищих, истинным подвижником благочестия, так что в христианине Василие совершенно нельзя было узнать язычника Владимира.

По благодати Божией мы последуем учению Иисуса Христа, неуклонно и неизменно содержим ту самую веру, которую проповедали Апостолы, исповедали и кровью своей запечатлели мученики и утвердили соборы отцов, и не только мы сами, но и родители и прародители наши все были крещены во имя Отца и Сына и Святого Духа, и в таинстве св. Миропомазания получили дары Духа Святого; более тысячи лет прошло, как предки наши приняли православную кафолическую Веру. Не лишены мы и тех благодатных знамений, которые, как проявления силы Духа Святого, обещал Господь верующим: именем Моим бесы ижденут, на недужные руки возложат и здрави будут (Мк.16:17). В благословенном отечестве нашем России тысячи предков наших из всех возрастов и званий уже давно победоносно кончили брань свою с плотью и кровью и миродержителем тьмы века сего, соделались новой тварью о Христе, телеса их и по смерти не видели истления и до ныне источают чудеса и подают исцеления; души их в руце Божией. Тысячи других, неведомо миру, идут путем их, распиная плоть свою со страстьми и похотьми; умирают греху, да Богови живы будут, и день и ночь ко Господу отверзая уста свои, привлекают Дух (Пс.118, 131). И еще тысячи и тысячи тысяч будут следовать за ними! Ибо не престанет никогда Дух Святой вселяться в сердца истинно верующих и наполнять их Своей благодатью. Таково обетование Господа: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф.28:20). Но что же мы можем сказать о себе самих, братья? Мы, празднующие ныне сошествие Св. Духа, имеем ли Его сами? Св. Апостолы, собственным опытом изведавшие необходимость Духа Святого для жизни духовной, первым условием и началом спасения человеческого почитали получение св. Духа, и ни о чем столько не старались, как о вселении Его в сердца учеников; послания их наполнены самыми усердными желаниями верующих Духа Святого и куда они ни приходили, первым делом их было узнавать у учеников: аще Дух Свят прияли есте веровавше (Деян.19:2) и преподать им Его, если еще того не было.

Мы не повторим пред вами, братья, Апостольского вопроса: аще Дух Свят прияли есте. Это неуместно. Все мы, как крещенные во имя Отца и Сына и Святого Духа, были некогда запечатлены печатью дара Духа Святого, всем была преподана благодать Духа. Цела ли однако ж в нас эта священная печать, сохранилось ли в сердцах наших сокровище Духа? Все ли мы уверены в том, что телеса наша храм живущего в нас Св. Духа суть (1Кор.6:19), что Дух Божий живет в нас? (1Кор.3:16). Кто из нас скажет, да и может ли кто необинуясь сказать о себе с Апостолом: мнюся и аз Духа Божия имети (1Кор.7:40)? Что скажем на это, на какие укажем дела, как на плоды Духа Святого, как на проявление Его действия в сердцах наших? На нашу Православную Веру? Так, действительно Св. Вера есть великий дар Св. Духа и несомненное знамение Его присутствия! Ибо никто же может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1Кор.12:3). Но много ли нашей заслуги в том, что мы содержим Православную Веру, преданную нам от отцов? И все ли хорошо знаем свою веру и понимаем, в чем состоит и чего требует от нас наше Православие? Не больше ли у нас забот и старания об изучении искусств и ремесл, нежели нашей Св. Веры? От того-то у нас так легко и часто, по-видимому, образованные люди охладевают к своей родной Вере и увлекаются мнениями неправославными, а простой народ тысячами впадает в раскол самый грубый и бессмысленный. Так мы не можем похвалиться даже и знанием Веры! Но одно знание веры без жизни по вере почти ничего не значит. И беси веруют и трепещут (Иак.2:19)! Не слышателие бо закона праведни пред Богом, но творцы закона, сии оправдятся (Рим.2:13). Яко же бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва (Иак.2:26). Покажи ми веру твою от дел (Иак.2:18)! – говорит апостол Иаков. Но где у нас дела веры? Многие ли из нас живут по вере; делами, жизнью своей стараются всегда и во всем выражать ее? Чем похвалимся, на что укажем?

На множество у нас храмов Божиих, на наше усердие к ним и старание об их устройстве и благолепии, как жертвы и плоды нашей любви к Богу? Прекрасно! Храмы Божии суть действительно места вселения Божия между людьми. В них на Св. Престоле присутствует царь славы видимо-Божественными тайнами тела и крови Своей, невидимо Своей благодатью. В них силой Духа Святого совершаются преестественные и страшные таинства, в няже самые высшие блаженные духи, херувимы и серафимы со страхом желают приникнути. Храмы – это небо на земле; все в них Божественно и свято, все возводит мысль нашу от видимого к невидимому, от временного к вечному, все говорит сердцу человека о благости Отца Небесного: самый воздух в них освящен, даже внешний вид их поучителен. Но не будем забывать, что они все же не цель, а только средство, не заслуга наша перед Богом, а милость и дар Божий к нам; мы нуждаемся в них, а не Бог: ибо Вышний не в рукотворенных церквах живет, яко же глаголет пророк: небо Мне престол, земля подножие ногама Моима: кий храм созиждите Ми, глаголет Господь, или кое место покоищу Моему? Не рука ли Моя сотвори сия (Деян.7:51); что исполненные Духа Святого Апостолы заботились не о храмах каменных, а о том, да сами мы, яко камение живо, зиждемся в храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Господеви Иисус Христом (1Пет.1:5). И жалко то, что когда в храмах наших совершаются Божественные и страшные таинства, часто предстоят одни только святые Ангелы, что когда диакон возглашает: станем добре, станем со страхом, вонмем, внимать бывает некому. Напрасно глас металла раздается в воздухе, созывая нас в храм на утреннее славословие. Он остается гласом вопиющего в пустыне! Нам не до того! Мы в это время или объяты сном, или часто после ночи, проведенной в бдении, сна худшем: в зрелищах, танцах, игре и других подобных им мирских забавах, усталые погружаемся в сон. Уже давно вывелось у нас обыкновение благочестивых предков наших, каждодневно посещать храм Божий и каждый день и начинать и кончать молитвой, хотя и ныне многим ничто к этому не препятствует. Многие, очень многие из нас весьма редко бывают в церкви; а другие хотя и приходят, но трудно угадать – зачем приходят, потому что и здесь не хотят отложить житейских попечений, и сюда вносят с собой свою суету, и, забывая святость места и времени, стоят пред престолом Царя Небесного так, как не смели бы стоять не только пред царем земным, но даже пред ближайшим своим начальником; храм Божий, дом молитвы нередко делается местом свидания, разговоров, случаем показать свои наряды.

Как смотреть на наши жертвы и приношения храмам, Господь ясно указал это примером вдовицы, принесшей два лепта. Не числом сребренников, не по весу золота оценивает Он жертвы наши; но чистотой побуждений и горячностью любви приносящего.

В книге Деяний Апостольских о первых веровавших и сподобившихся принять Дух Святой, мы читаем, что они бяху терпяще во учении Апостолов, во общении, в преломлении хлеба и в молитвах (Деян.2:42). В храмах Божиих и ныне преподается то же самое учение Апостольское. Но много ли и где у нас терпящие? В этом отношении мы далеко отстали даже и от своих родителей. Еще не так давно, на нашей памяти, усердия к слушанию слова Божия было гораздо более; искали в проповеди наставления и пользы, а не искусства и красоты слога, обращали внимание на то, что говорят, а не на то, кто говорит и нескольких лишних минут проведенных в слушании, не считали для себя отягощением и не выходили из церкви. По выходе из театра нередко два три дня и целую неделю не могут забыть того, что видели на сцене и повторяют удачно сказанные там фразы и остроты. Но найдется ли между нами хотя один кто, чтобы дома или в обществе завел разговор о том, чему учили в церкви, или через неделю помнил содержание слышанной проповеди?

Говоря о учении и храмах, мы не можем не сказать нескольких слов о самой цели учения, о том, чем преимущественно храмы и честны и святы, почему так необходимы и дороги нашему сердцу, о Божественной Евхаристии, таинственной трапезе тела и крови Господней. Заповедь о ней так пряма и ясна. Господь сказал: Приимите, ядите, сие есть тело Мое. Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя. Обетования так высоки и вожделенны: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем. Яко же бо Аз живу Отца ради и той (причастник) жив будет Мене ради. Необходимость и польза очевидны и осязательны: Аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе. Но увы! Многие весьма долго остаются как бы глухими на это любвеобильное призывание своего Спасителя, и, к несчастью, число таковых не уменьшается, а с каждым годом возрастает все более и более!

Говорить ли после сего о других наших добрых делах общественной и частной жизни? Правда, мы стараемся вести себя во всем с приличием, стараемся избегать крайностей и не нарушаем того, чего требует общество; но и мытари не тоже ли творят? И язычники любящих их любят, и взаим дают, да примут равная! Пример фарисея показывает, что поведение человека может отличаться разными похвальными поступками, можно прослыть человеком самым честным и добрым, не смягчая и не очищая своего сердца и не имея в нем Духа Божия.

Несомненные признаки пребывания Духа Святого в сердце человека, или, как выражается Апостол Павел, царствие Божие суть: правда, мир и радость о Дусе Святе (Рим.14:17). Человек, руководимый силой Духа Утешителя, всегда и во всем поступает честно и справедливо; и ни для корысти и выгод, ни для избежания опасностей и скорбей, и даже самой смерти никогда не решится отступить от правды и изменить ей. Когда восстанет на него похоть очей и похоть плоти со всеми соблазнами мира сего, он не подвижется и скажет с Иосифом: Како сотворю глагол сей злый и согрешу пред Богом (Быт.39:9)? Когда опасности и несчастья, мучения и смерть будут угрожать ему, он не устрашится и с твердостью будет отвечать своим гонителям: аще праведно есть пред Богом, вас послушати паче, нежели Бога, судите (Деян.10:19).

Пусть же, братья, каждый из нас рассмотрит внимательно и решит, может ли он похвалиться правдой в своих мыслях и желаниях, в своих словах и делах; всегда ли он повиновался правде Божией, и не старался ли когда поставить свою правду выше правды Божией (Рим.10:3) и превосходит ли его правда правду книжников и фарисеев, о которых Господь сказал, что они не наследят царствия Божия. Пусть каждый испытает свое сердце, обладает ли оно святыми и вожделенными чувствами мира и духовной радости, сохранило ли оно обручение Духа, данное нам при крещении? Действительно ли он не по плоти ходит, но по Духу, умерщвляя Духом деяния плотская и сам Дух ходатайствует о нем, и спослушествует его духови? Не виден ли во удех его ин закон, противувоюющ закону ума его, и пленяющ его всегда законом греховным? И что если снова царствует грех в мертвеннем теле нашем, во еже послушати его в похотех его (Рим.6:12)? Не величайшее ли это несчастье, если мы начавше духом скончаваем плотию (Гал.3:3)? Что после этого будет значить наша вера, наше христианство?

Тяжелы и неприятны для нас подобные вопросы; но что же делать, если они необходимы? Чтобы спасти нас, Господь сделал все; сошел с небес, принял на Себя естество наше, пострадал и умер. Душу Свою положил Он, чтобы даровать нам Утешителя Духа; а мы и доныне не перестаем жить одной только плотской жизнью, по человеку ходим (1Кор.3:3), по веку мира сего, по князю власти воздушныя; в похотех плоти нашей (Еф.2:2,3), яко же и прочии язы́цы ходят (Еф.4:17), не думая и не заботясь об обновлении жизни (Рим.6:4) и оскудение Духа так всеобще и обыкновенно между нами, что уже перестало казаться несчастьем и никого не занимает и не устрашает. Что же, разве похвалы заслуживает это? Разве мы осмелимся уверять себя в том, что мы спасемся и без благодати Духа, – когда это совершенно невозможно, когда мы своей бездушной или как выражается Апостол (1Кор.15) душевной (а не духовной) жизнью стремимся прямо к своей погибели? Нет! Когда е трогает и не умиляет человека любвеобильное, отеческое призывание Господа, кроткое и смиренное явление Духа Божия, потребны громы Синая, шум дыхания бурна, чтобы образумить и удержать погибающих. Пусть же эти неприятные для нас вопросы возбудят совесть нашу от сна греховного и тем предохранят нас от вечной, нескончаемой горести. Пусть сознание немощи и бедности духа нашего послужит для нас обновлением и началом жизни нашей новой, духовной, святой, и привлечет в сердца наши Всеблагого Утешителя Духа. Аминь.


Источник: Иоанн Верюжский, свящ. Слово в день Св. Духа : [17 мая 1871 г.] // Вологодские епархиальные ведомости. Прибавления. 1871. № 11. С. 428–439.

Комментарии для сайта Cackle