Азбука веры Православная библиотека епископ Иоанн (Соколов) Основания поместного управления православных Церквей

Основания поместного управления православных Церквей

Источник

Пространство Церкви, как общества верующих, в совокупности всех времён и стран мира, не может быть по праву ограничено никакими пределами. Истинная Церковь Христова есть Церковь вселенская. Такова она и по назначению и по существу своему.

Сам И. Христос положил на земле основание Церкви – не какой либо поместной или частной, но вселенской: ибо Он не указал пределов ни времени, ни места, до которых должна простираться Его Церковь (Мф. 28:19. Мар. 16:15. Деян. 1:8); поэтому апостолы, по вознесении Спасителя, изшедше из Иерусалима, проповедаша всюду (Мар. 16, 20), так что во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их (Рим. 10:18). С этого времени и доселе благовествование Христово существует во всем мире, и есть плодоносно и растимо непрестанно (Кол. 1:5–6).

Можно сказать, что и в самом существе Церкви положено основание вселенскому распространению её. Ибо учение веры, заключая в себе поклонение Богу духом и истиною (Ин. 4:25), по тому самому нс может быть ограничено никаким местом и временем (ст. 21. 24). Таинства, имея отношение ко внутренней, духовной жизни человека, и действуя в ней силою благодати Св. Духа, которая неистощима и вседейственна, также не подлежат, в своем действии, никаким внешним условиям места, или времени (Ин. 3:5, 6:54, 6:56, Мф. 18:18). Церковное священноначалие, утверждаясь на преемстве единой благодати от апостолов через рукоположение, сообщается от одной Церкви другой: так образовались иерархии поместных Церквей: а в единомыслии веры, в общении молитв и таинств, в согласии прав и законов управления, – все отдельные православные иерархии составляют одну вселенскую иерархию, и во взаимных сношениях между собой, или в виде вселенского собора, могут простирать свое действие на всю кафолическую Церковь.1

Это вселенское общество веры, в своём видимом составе, состоит из разных ча­стей, которые, имея свои отдельные устройства, составляют частным, или поместные Церкви. Таким образом существует почти столько же поместных Церквей, сколько есть народов, или обществ, исповедующих веру Христову. Но мы здесь должны иметь в виду одни Церкви православные: ибо только такие Церкви, в единомыслии веры и общении духа благодати, под единой невидимой Главой Христом, составляют Церковь истинную, кафоли­ческую. Отдельность их видимого устройства и самостоятельного управления оправдывается тем, что 1) И. Христос не заповедовал апостолам созывать всех верующих в одно какое либо место, всех подчинять одной видимой власти, или составлять из них одно видимое царство Его: а повелевал только проповедовать Евангелие всем народам, не касаясь их общественного устройства и народных дел. Поэтому апостолы, когда приходили с проповедью веры в разные страны, то обращённых ко Христу оставляли в тех местах, где они были, и в тех гражданских формах, в каких они жили, и только давали им духовных пастырей и христианские правила жизни. Таким образом еще при апостолах образовались повсюду частные Церкви. 2) Благодать Божия, действующая в откровении веры и в таинствах и составляющая основание Церкви, как не ограничивается в существе и действии своём никакими видимыми пределами; то, след., может действовать равно во всяком месте, во всяком обществе людей, православно исповедующих веру и сохраняющих истинные таинства. Так и сам И. Христос всякому собранию, составленному во имя Его, где бы оно ни было и даже как бы мало ни было, обещает своё благодатное присутствие и содействие (Мф. 18:19,20). И отцы Церкви, рассуждая о Церквах поместных, всегда признавали что ни для единой области (разумеется– право верующей) не оскудевает благодать Св. Духа, чрез которую правда иереями Христовыми и зрится разумно и содержится твердо2. 3) Что касается до церковного управления, или, в частности, церковного священноначалия, то сами апостолы в управлении всей Церкви действовали совокупно (как это видим на соборах апостольских; но по тем местам, где каждый из них проповедовал, действовали раздельно и самостоятельно (Рим. 15:20, Гал. 2:6), не нарушая только единства духа Христова, всех их взаимно соединявшего. Так апостол Петр управлял Церквами – из иудеев, ап. Павел – из язычников (Гал. 2:7–8), ап. Иоан – особенности Церквами малоазийскими (Апок. 1:4,11). Кроме того, верховные апостолы поручали частные Церкви в управление своим ученикам, и на то передавали им свое полномочие (см. послания ап. Павла к Тимофею и Титу). Эго ясно показывает, что как вселенская Церковь управляется совокупной Иерархией всех православных Церквей, так каждая Церковь частная, законно основанная, может законно иметь свою иерархию и своё отдельное управление3 законами самой вселенской Церкви, на соборах её пастырей и учителей, издревле утверждено правильное разграничение пределов церковного управления, с тою целью, чтобы не допустить в Церкви незаконного преобладания какой либо отдельной власти, или смешением разных церковных пределов не дать места беспорядкам. Поэтому в каждой из православных поместных Церквей соборами признаны были свои права и местные обычаи, свой порядок управления. Вселенского 1-го собора правило 6-е говорить: «да хранятся древние обычаи, принятые в Египте, и в Ливии, и в Пентаполе, дабы александрийский епископ имел власть над всеми сими. Понеже и римскому епископу сие обычно. Подобно и в Антиохии, и в иных областях да сохраняются преимущества Церквей». II-го вселенского правило 2-е: «областные епископы да не простирают своея власти на Церкви, за пределами своея области, и да не смешивают Церквей».

Отдельность видимого устройства поместных Церквей соединяется с их самостоятельностью. Эта самостоятельность может открываться: 1) в порядке их внутреннего управления: так издревле иные Церкви управлялись властью соборною (как Церковь африканская), другие – единоличною (Церкви восточные); так и ныне, – наша отечественная Церковь управляется соборно (св. Синодом), Церкви православные восточные – по древнему обычаю своими патриархами; 2) в независимости иерархии одной Церкви от другой (см. выше указанные правила вселенских соборов). Также III вселенский собор, по поводу некоторых беспорядков в церковном управлении острова Кипра, положил следующее правило: «начальствующие во святых кипрских Церквах да имеют свободу, без притязания к ним, и без стеснения их, по правилам св. отец, и по древнему обыкновению, сами собою совершать поставление благоговейнейших епископов. Тоже да соблюдается и в иных областях, и повсюду» (III всел. пр. 8); 3) в особенности местных обычаев и обрядов церковных4; в иерархических правах и местных преимуществах Церквей, – одних пред другими,–или а) освященных древностью: так I‑го вселенского собора правило 7-е говорит: «понеже утвердися обыкновенье, и древнее предание, чтобы чтити епископа, пребывающего в Елии (Иерусалиме), то да имеет он последование чести». IV вселенского правило 28-е: «престолу ветхого Рима отцы прилично дали преимущества: поскольку то был царствующий град», – или б) основанных на знатности самого места (т. е. области, города), где существует Церковь; II-го всел. правило 3-е: константинопольский епископ да имеет преимущество чести по римском епископе, потому что град оный есть новый Рим. IV-го вселенского правило 26-е: «отцы предоставили равные преимущества святейшему престолу нового Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные с ветхим царственным Римом преимущества, и в церковных делах возвеличен будет по­добно тому, и будет второй по нем»; 5) в особенных преимуществах, духовных или гражданских, получаемых местною Церковно в каком либо государстве, по которым она делается Церковно господствующею или первенствующею в государстве Так в пределах восточной римской империи первенствую­щею Церковно признана была Церковь константинопольская, и потому пользовалась некоторыми особенными правами, преимущественно пред другими восточными Церквами5; 6) в правах местного законодательства и независимого суда в своих пределах. Апостольское правило 37-е: «да бывают соборы епископов (в каждой поместной Церкви), и да рассуждают они о правилах благочестия и решают случающиеся прекословия». II‑го вселенского собора правило 2-е: «дела каждой об­ласти благоучреждати будет собор той же области». Карфагенский собор (419) писал к римскому папе об этих правилах отцов : «разумно и праведно признали они, что какие бы ни возникли дела, они должны быть оканчиваемы в своих местах»6.

Но самостоятельность поместных Цер­квей, по правилам, не должна простираться: 1) до составления своих произвольных учений, и отсюда до разделения их между собою в исповедании единой веры: иначе отделившиеся от единства кафолической, апостольской веры, признаются по духу вселенской Церкви неправославными и отлучаются от её общения. III-го вселенского собора правило 7-е: «никому да непозволено будет поизносить, или писать, или слагать иную веру, кроме определённый от св. отец, в Никеи граде со Святым Духом собравшихся. А которые дерзнут слагати иную веру, таковые, если они епископы, или принадлежать к клиру, да будут чужды, епископы епископства, и клирики клира, если же миряне, да будут преданы анафеме». VI‑го вселенского правило 1-е: «если кто не содержит и не приемлет утвержденных (на соборах) догматов благочестия, и не так мыслить и проповедует, но покушается идти иротиву них, тот да бу­дет анафема, по определению, прежде поста­новленному святыми и блаженными отцами, и от сословия христианского, яко чуждый, да будет исключен и извержен». – 2) до нарушения, в своем управлении, основных прав и законов Церкви вселенской. VI‑го вселенского собора правило 2-е: «никому да не будет позволено означенные (на соборах) пра­вила изменять, или, кроме предложенных, принимать другие». VII вселенского правило 1-е; «всецело и непоколебимо содержим по­становление правил, изложенных от всехвальных Апостолов, и от шести святых вселенских соборов, и поместно собиравших­ся для издания таковых заповедей, и от святых отцов наших». – 3) до самопроизвольных, без нужды, отступлений от древних преданий, правил и обычаев Церкви, хотя бы они и не касались основных законов Церкви кафолической, или до нововведений, не имеющих законного основания. Так напр., VI‑й вселенский собор в правиле 13 говорит: «поскольку мы уведали, что в римской Церкви, в виде правила, предано, чтобы те, которые имеют быть удостоены рукоположения во диакона, или пресвитера, обязывались не сообщаться более со своими женами: то мы, последуя древнему правилу апостольского благоустройства и порядка, соизволяем, чтобы сожитие священнослужителей по закону и впредь пребыло ненарушимым, отнюдь не расторгая союза их с женами», (сн. пр. 28. 29. 32. 55. 56. 81). VII‑го вселенского правило 7-е: «за нечестивою ересию клеветников на Христианство последовали и иныя нечестия: ибо как зрак честных икон отняли у Церкви, так оставили и другие некие обычаи, кои подобает возобновити, и так содержать, по писанному и неписаному законоположенью». Тот же собор в изложении правил о иконопочитании говорить: «храним не нововводно всё, писанием, или без писания, установленные для нас церковные предания. Тако бо утверждается учение святых отец наших, си есть, предание кафолическия Церкви, от конец до конец земли приявшие Евангелие». Собор гангрский в правиле 21: «поставляя преграды тем, кои вопреки писаниям и церковным правилам, вводят новости, определяет, да сохраняется в Церкви всё принятое от Божественных Писаний и апостольских преданий». – 4) до нарушения духовного единения между собою, или союза мира, молитв и взаимных общений. Карфагенского собора правило 14-е: «да хранят Церкви взаимно мир, который Господь заповедает».

Что касается взаимных отношений между поместными Церквами: то, по правилам, они должен­ствуют взаимно уважать – местные преимущества и права в порядке иерархическом, местные законы и обычаи во внутреннем управления. III‑го вселенского правило 8-е: «да не преступаются правила отец: да не вкрадывается, под видом священнодействия, надмен­ность власти мирской: и да не утратим, по малу, неприметно, той свободы, которую даровал нам кровию своею Господь наш Иисус Христос, освободитель всех человеков. Итак святому и вселенскому собору угодно, чтобы всякая епархия сохраняла, в чистоте и без стеснения, сначала принадлежащие ей права, по обычаю издревле утвердившемуся». VI‑го вселенского собора правило 39‑е: «подобает соблюдать обычаи каждой Церкви», (сн. карф. 81 и Вас. в. 1). Поэтому и местный суд каждой Церкви, законно7 постановленный, должен иметь закон­ную силу для других Церквей и не может быть произволь­но изменен, или нарушен ими. Так говорят правила: апо­стольское 32-е: «аще который пресвитер, или диакон от епископа во отлучении будет: не подобает ему в общение прияту быти другим, но точию отлучившим его». I‑го вселенского собора правило 3-е: «о тех, которых епископы, по каждой епархии, удалили от общения церковного, принадлежать ли они к клиру, или к разряду мирян, должно в суждении держаться правила, которым постановлено, чтобы отлученные одними не были приемлемы другими». (сн. антиох. 6. карф. 37. 118).

* * *

1

Прав. катех. чл. IX. о Церкви.

2

См. послание отцов карфагенского собора (419 г.) к римскому папе Целестину, к Кормчей книге.

3

Сн. Исповедание вост. патр. чл. 10, где сказано: «Дух Святый частным Церквам, законно основанным, и состоящим из верных членов, поставляет епископов, как правителей, пастырей и начальников, которые суть таковы отнюдь не по злоупотреблению, а законно, указуя в сих пастырях образ Начальника и Совершителя нашего спасения, дабы общества верующих под сим управлением восходили в силу Его». См. также: Прав. исповед. ч. 1. вопр. 85. и Катих. о IX члене.

4

См. Исповедание восточных патриархов: здесь (в предисловии) замечено: «что касается до разных обычаев и чиноположений церковных, до совершения священных обрядов, то из церковных исторических книг известно, что некоторые обычаи и чиноположения, в различных местах и Церквах, были и бывают изменяемы; но единство веры и единомыслие в догматах остаются неизменными». Так напр. сущность Христ. богослужения, особенно в отношении к таинствам, была во всей Церкви одна; но частные обряды, которыми оно облекалось, были по разным местам неодинаковы. Литургия – важнейшее из священнодействий–имела одно основанье и существо, но различный порядок в составь в Церквах: неокессарийской, константинопольской, римской, медиоланской, африканской. Было также различ1е в других внешних установлениях , напр. постах, праздниках, и пр. Но это не нарушало ни единомысл1я в вере, ни мирного общения между Церквами. Об этом свидетельствуют : св. Ириней, по случаю несогласий в праздновании пасхи (аd Victor. pap. у Евсевия ист. 5, 27): св. Киприан, по вопросу о крещении еретиков (ер. ad Stephanum papam); св. Амвросий и бл. Августин, по вопросу о посте в субботу (August. ер. ad Casulanum). Подробное описание разностей в обрядах и обычаях древних Хр. Церквей можно видеть у Сократа, ист. ц. 5, 22

5

Justin. nov. 131. cap. 2. Leonis еt Constantini ecloga tit. 3 apud Leunelavium.

6

Послание собора к папе Целестину, в книге церк. правил.

7

(в оригинале «закононно»)


Источник: Иоанн (Соколов), епископ. Основания поместного управления православных Церквей // Православный собеседник. 1858. Ч. 1. С. 319-332.

Комментарии для сайта Cackle