Увещания к сектантам
I. Слово увещания отца Иоанна Кронштадтского к отпадшим от Православной Церкви и колеблющимся
Сознают ли лица, бывшие по рождению, крещению и воспитанию в Церкви Православной и уходящие, или ушедшие в католичество и другое какое-либо неправославное вероисповедание, или же в штунду, пашковщину и толстовщину, – сознают ли они все то, что они оставляют и то, что принимают и до какой крайности и до какого лишения они доходят?
Установим определенную точку зрения на Православную Церковь и на другие вероисповедания и секты.
Что же? Неужели Церковь и вера православная есть одно только название без исторического значения и без полной силы истины и жизненности, – или же это есть твердое и непоколебимое здание Небесного, Вечного, Премудрого, и Всемогущого Архитектона-Бога, как гора великая и чудная, на которой и в которой живет и действует непрестанно, ко спасению всех верных, Сам Господь и Глава Церкви- Иисус Христос?
Имя ли одно – Церковь Православная, без действительного «православия» и без величайшей, неописанной силы, непобедимой никакими силами ада: разве Ей не присуще непрестанное торжество над всеми кознями видимых и невидимых врагов и над человеческими ухищрениями и нелепыми баснями?
Разве Церковь православная одиноко стоит в мире, без славных и громких свидетелей Ее истины и православия, Ее чудной животворности и спасительности даже до нашего времени?
Разве не за нас непрестанно стоит Сам Всеистинный и Всемогущий, Всеспасающий Глава Церкви – Христос, исполняющий Ее славою и спасением и непобедимою силою Своею?
Разве не с нами всегда Пресвятая Владычица Богородица, источающая непрестанно чудеса милости православноверующим и усердно молящимся?
Разве не за нас и не с нами все апостолы и пророки со своими боговдохновенными писаниями, чистого смысла коих мы не нарушили ни на иоту?
Разве не с нами и не за нас все мученики, добре веру сохранившие и увенчанные от подвигоположника Христа венцами славы и нетления?
Разве не за нас и не с нами вселенские великие учители и святители – Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Чудотворец, Григорий Нисский и Златоустый Иоанн?
Разве не с нами и не за нас – адаманты православия – преподобные отцы: Антоний Великий, Афанасий Афонский, Павел Фивейский, Исаакий Далматский, златая струя православных писаний и медоточивых песней Иоанна Дамаскина, и наши русские преподобные отцы Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Варлаам Хутынский и все другие чудные преподобные отцы наши?
Знают ли лица, отрекающиеся от православия и те интеллигенты наши, которые считают безразличною всякую веру, даже магометанскую и буддийскую, – знают ли они, каковы были столпы Православия все наши благоверные святые князья: Равноапостольный Владимир, избравший из всех христианских вер православную, особенно же св. благоверный князь Александр Невский, обличитель латинства, Даниил и Роман Галицкие, св. Михаил Черниговский и Михаил благоверный князь Тверский.
Разве пустое зрелище – недавнее прославление новоявленного святителя и чудотворца черниговского Феодосия?
Разве не славны доселе у Бога и у под ей нетленно почивающие святители всероссийские Петр, Алексий, Тона и Филипп, Московские чудотворцы, и все множество прославленных Богом русских святителей и угодников, Никита, Иоанн, Моисей и Евфимий Новгородские, Дмитрий Ростовский, Митрофан и Тихон Воронежские и прочие? А Серафим Саровский, прославленный Богом еще при жизни явлениями Господа и Богоматери, – прославившийся многими поразительными и безчисленными чудесами, бывшими как в дни прославления, так бывающими и доселе, – разве он не свидетель о истине и спасительности нашей веры и Церкви?
Наконец скажу: разве не за нас вся история веры и Церкви от начала и доныне? Какая иная вера может похвалиться столь многочисленными свидетелями истины?
Но кто отрекается от Православия, тот отрекается и от общения со всеми святыми, которые, между прочим, потому и называются святыми, что сохранили свято догматы веры и показали ее на деле; отрекающийся от православной веры, как истинной веры, по этому самому отрекается и от общения с Самим Главою Церкви – Христом.
Спрашиваю еще всех и каждого, колеблющегося в св. Православной вере: разве мы покинуты чудодейственною и спасительною силою Божиею? Разве мы не спасаемся постоянно в нашей св. вере и Церкви? И кто же из православных, разумных и просвещенных, познавших на опыте спасительность своей веры и ее удовлетворение всему существу нашему, – оставит свое Православие и перейдет в другую какую либо веру?
Только одна истинная и всеспасительная в мире вера – вера Православная; она такова по истории, по своей истине, по самому существу, полному света и жизненной силы, – чего о других вероисповеданиях сказать нельзя: ибо в них истина перемешана с ложными человеческими мудрованиями, установлениями и правилами, противными откровению и сильно затрудняющими спасение душ. «Небо и земля прейдут, словеса же Мои не прейдут», – говорит Господь. Между тем в инославыых вероисповеданиях многие Слова Господни извращены (о Духе Святом: об обоих видах причащения; о главенстве Церкви).
Будем же твердо держаться своей св. Церкви и своей Православной веры. Только Православная Церковь есть столп и утверждение истины, ибо в Ней почивает вечно Дух Истины, свидетельствующий непрестанно и громко всему миру о истине Ее.
II. По совести ли рассуждают сектанты?
Что сказать о ребенке, который имеет охоту обучиться какому-нибудь искусству, но хочет до всего дойти только своим умом, не хочет знать никаких учителей и на советы людей опытных не обращает внимания? – Можно сказать наверное, что такой ребенок ничему не научится. Вот то же самое можно сказать и о наших штундистах, молоканах, толстовцах, Пашковцах и вообще, всех тех сектантах, которые в делах веры до всего думают дойти одним собственным мышлением, которые знать не хотят учения св. матери нашей Церкви Православной. В самом деле: вот уже двадцатое столетие живет св. Церковь, и сколько миллионов верующих спаслось в ее недрах, а эти новые умники-сектанты додумались, будто в Церкви неть спасения, будто они-то умнее самой Церкви рассуждают, будто все эти миллионы верующих, в течение веков обретавшие спасение в Церкви, неправо думали, неправо мыслили, ошибались, а вот теперь только новые учители, сектанты и им подобные изобретатели новых путей открыли истину и их вот надобно слушать... Не детские ли это понятия? Как следует рассуждать человеку разумному? Без сомнения, он прежде всего скажет сам себе: «в вопросах веры и спасения опасно доверять своему уму-разуму; в течение девятнадцати веков, с той поры, как жил на земле во плоти Христос Спаситель, среди верующих христиан, конечно, немало было людей мудрых, Богу угодных; вот и надобно мне, прежде, чем пускаться в свои суждения о делах веры, узнать: как думали, как учили все эти люди мудрые и богоугодные? Я верую, что св. ученики Господа моего Иисуса Христа, или св. Апостолы, были научены Духом Божием, не может быть, чтобы Дух Божий после Апостолов так и не просвещал никого... У св. Апостолов были их любимые ученики, после которых остались и писания их: если я хочу знать истину Божию, как следует, то мне прежде всего надобно прочитать писания не только св. А постолов, но и всех их учеников и ближайших преемников. И у этих учеников апостольских тоже были ученики и преемники, которые тоже, после себя оставили писания: непременно надобно и эти писания прочитать. Ведь такие люди, которые ближе жили ко временам апостольским, могли многое слышать от учеников апостольских, как те слышали от самих Апостолов: как же не познакомиться с писаниями таких мужей? – Но и сии ближайшие ко временам апостольским мужи имели своих учеников, которых ряд преемственно доходит до славных веков святоотеческих, до века Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова и многого множества других Отцов и учителей Церкви. Если я хочу добросовестно исследовать истину, мне необходимо познакомиться с писаниями святоотеческими. Но сии Отцы собирались на Вселенских Соборах, собирались со всей тогда известной вселенной, по нескольку сот человек в одно место, и тут вместе обсуждали все вопросы о том, как понимать слово Божие. Ведь все эти вопросы, которые теперь поднимают новые лжеучители, вроде штундистов и молокан, толстовцев, пашковцев, давно были подняты такими же, как эти новоявленные умники, суемудрыми толкователями слова Божия, давно все обсуждены и порешены людьми мудрыми, не то, что мы, грешные. Так не лучше ли, не безопаснее ли, прежде, чем самому мне пускаться в разные мудрования, узнать поточнее: как вопросы те были тогда решены? Ведь нельзя же, в самом деле, всех этих людей, которые тогда собирались на соборы, подозревать, будто все они были люди своекорыстные, недобросовестные: история свидетельствует, что многие из них жизнь свою положили за то учение, которое они на соборах утверждали и проповедывали... Таким свидетелям грешно не верить, таких учителей грешно подозревать в недобросовестности...» – Вот как должен рассуждать человек разумный и добросовестный, если хочет исследовать: почему Церковь наша православная верует так, а не иначе? Истина света не боится; только тот не хочет заглянуть в историю Церкви, в историю догматов церковных, кто боится, как бы ему не пришлось расстаться со своим личным мнением, которое для него стало дороже самой истины. Бранить людей, живших за полторы тысячи лет раньше нас, не зная их даже по имени, не читав истории о них, дело недобросовестное, скажу более – прямо безчестное. А ведь именно так и поступают все эти лжеучители. Они твердят одно, что всю церковную историю «попы выдумали», знать не хотят св. Отцев и учителей Церкви православной, а спросите их: да кто такой был, например, Василий Великий, или Афанасий Александрийский, или Григорий Богослов? когда они жили? Что они написали? – наверно ни слова не скажут на эти вопросы. А между тем всех сих столпов Церкви они поносят, как будто они были какими-то их личными врагами... Где же беспристрастие? Где справедливость? Почему они, эти лжеучители, охотно верят всевозможным клеветам на сих святых Божиих, но не хотят даже взглянуть в историю, чтобы узнать: были ли эти люди такими корыстными, нехорошими, или же так их представляют враги Церкви, разные анабаптисты, лютеране, кальвинисты и прочие, им-же несть числа?.. Не напоминают ли они тех гордых судей, которым так рассудительно и мудро заметил праведный Никодим: «судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» (Ин. 7:51). Вот и ветхозаветный закон не позволял произносить суда над человеком, не узнав прежде, в чем его обвиняют, и справедливо ли обвинение, а наши сектантские умники обвиняют всю Церковь Божию, всех св. Отцов и учителей Церкви, поносят их, и не хотят даже заглянуть в книги: когда и за что бранят? И еще величаются своим беспристрастием! Не беспристрастие это, а гордость одна, та непомерная гордость, которая довела еврейских законников до распятия Христа Сына Божия. Вот кому себя уподобляют эти лжеучители самозванные, проповедники всех ересей! Хвалятся они знанием Писания, – посмотрели бы они, если не хотят читать, хотя глазом взглянули бы, сколько книг толкования на св. Писание написали св. Отцы! Недаром православные люди иногда целую жизнь проводят над изучением писаний святоотеческих и все-же в конце концов сознаются, что это – неисчерпаемый источник богословия, благодатного назидания и мудрости духовной. И вот этим-то неисчерпаемым источником пренебрегают наши суемудрые проповедники; для них толкования разных немецких выходцев и сектантских умников важнее всех древних учителей веры, важнее учеников апостольских, которые от самих Апостолов слышали учение Христово и, конечно, верно понимали его, – важнее учения всех святых мужей – страдальцев за веру, каковы были Афанасий Великий, Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст и многое множество других св. Отцев и учителей Церкви! Не есть ли это какая-то ребяческая самонадеянность, тем более непростительная, что дело идет о вечном спасении, о том, дороже чего для человека не может быть ни на небе, ни на земле?! Больно подумать, что эти несчастные люди когда-то были православными людьми; только вот горе: будучи людьми темными, неучеными, они не захотели обратиться за просвещением к своей матери Церкви православной, а пристали к каким-то немцам, которые и наклеветали им на Церковь Божию то, что внушил им исконный враг спасения – диавол, чему учил их еще расстриженный латинский монах Лютер и его последователи... Бедные простецы! Попали они вместо пастырей на волков хищных, которые и стараются из них сделать уже не только русских сектантов, но и прямо немцев.
Просвещение – дело доброе; хочешь просветиться, вере своей научиться, – обратись к своей Церкви, к своему пастырю, Богом тебе данному, и он раскроет тебе сокровищницу мудрости, в Писаниях богомудрых Отцев Церкви обретаемую, и будешь ты истинномудрым человеком, ибо научишься оттуда той великой мудрости, которая, но слову праведного Иова, есть благочестие (Иов. 28, 28), и которая, по слову брата Господня Апостола Иакова, бывает кроткая, – не гордая, самонадеянная а смиренная, целомудренная, полная милосердия и плодов благих (Иак. 3:17). Есть ли сии признаки в наших штундистах, молоканах, толстовцах, пашковцах и им подобных сектантах? – Не нам судить дела их и поведение: Бог им будет судья праведный; одно можем сказать, что уж очень они любят хвалиться своими добрыми делами, выставлять их на показ, а это уже плохой признак: не на почве смирения сии дела совершаются, а на почве, удобренной тщеславием, а тщеславие есть плод и родное чадо гордости, богопротивной и людям немилой... Добродетель должна быть целомудренна и стыдлива, смиренна и сокровенна, а если она выставляет себя на показ, то это уже не есть добродетель... Да сохранит нас великий Учитель смирения – Господь наш от такой фарисейской добродетели!...41.
III. Предсмертное слово увещания приснопамятного старца-архипастыря к заблуждающимся в вере штундистам и прочим сектантам
42
Господь удостоил меня великого счастья быть членом св. православной Церкви и быть пастырем киевской паствы, где впервые воссиял и откуда по всей русской земле распространился свет истинной веры. Благодарю Господа за Его милость ко мне. В течение многих лет своей жизни в Киеве я видел, как этот св. город, от лет древних сделавшийся главным средоточием святыни Господней, всегда привлекал и доселе привлекает многочисленных богомольцев из всех мест русской земли. Идут они сюда с сознанием, что здесь крепко содержится святая православная вера, изобильно изливается благодать Божия, неоскудело благочестие. Меня всегда трогает их набожность, христианское усердие и благочестивая ревность. Да благословит их Господь и да дарует им то, о чем они молятся и в чем нуждаются. Но вот что меня смущает и весьма печалит. Вся православная Русь верует, что мы, обитатели Киевской земли, все дорожим своею православною верою и состоим верными сынами Православной Церкви. Что же оказывается? В последнее время от киевской паствы отделились некоторые члены ее. Вас, именующие себя духовными христианами, я имею в виду, говоря сие. Вы доставляете мне великое беспокойство, причиняете мне глубокую скорбь. Я плачу о вас. Вы оставили Церковь святую, в которой одной можно спастись, и, образовавши самочинное общество, находитесь в жалком и опасном заблуждении, будто-бы составляете истинную церковь.
Вы, не получившие образования, возымели высокое мнение о себе, как толкователях слова Божия, и отвергли истинное церковное учительство. Вы, не призванные к чести священнослужения, приняли на себя право совершения его, и отвергли законное священство и богослужение. Вы,не понимающие важного значения обрядов и установлений церковных, под сторонним влиянием отвергли их. Вы во многом погрешили, от многого важного и необходимого в деле спасения освободили себя, и находитесь в великой опасности погибнуть для вечной жизни. Вот почему я скорблю о вас, вот почему я плачу о вас. Не смотря на то, что вы бежите от нас, вы дороги нам; не смотря на то, что вы хотите всеми мерами сделаться чужими для нас, вы близки нам. Господь знает, как я желаю вашего вразумления и обращения и как усердно молюсь за вас. Послушайте меня, что я вам скажу от искреннего, любящего сердца. При этом знайте, что я – глубокий старец; видел я много великих и славных дел Божиих; потому меня научила жизнь, исполненная радостей и горестей; теперь я от жизни ничего не ожидаю, кроме возможности служить Господу и ближним. Слушайте же старца, который будет говорить вам одну правду. – Кто вы? откуда бежали? Что оставили и нашли? Вы, по происхождению русские люди, чистые и прямые потомки тех русских славян, которые при св. благоверном равноапостольном князе Владимире оставили языческое заблуждение и приняли от греков св. православную христианскую веру в том виде, в каком она нашей Церковью сохраняется до сего дня. Недавно вся Россия праздновала девятисотлетие крещения своего и искренно благодарила Господа, что Он удостоил ее принять и неизменно сохранить священный залог веры. Она засвидетельствовала, что не тщетна была молитва св. Владимира о том, чтобы Господь «утвердил в русских людях веру правую и несовратную». Великий начальник и просветитель русской земли Владимир молился и о вас, чтобы и вы крепко содержали веру правую и несовратную. А вы порвали связь свою с ним, отделились от своего народа, даже не приняли участия в светлом празднике его. Разве вы перестали быть русскими людьми? К сожалению, да. Каковыми вы стали, скажу после. Знаете ли вы, что вы разошлись с своими предками в том, что составляло главную святыню их сердца, что соединяло их во едино, что поддерживало их в несчастиях, что отличало их от всех других народов? Поймите, чего вы лишились. Вы потомки славных предков, которые пережили тяжелое польское иго и от католиков перенесли великие страдания за православную веру. Их с насилием влекли в унию, чтобы чрез нее провести в католичество: отнимали у них церкви и отдавали униатам или в аренду евреям; лишали их гражданских прав и законной защиты в случае обид и притеснений, даже подвергали их страшным мучениям. Но они все претерпели и сохранили сокровище православной веры. Эту веру в том виде, в каком она доселе сохраняется православной Церковью, они завещали вам, как дрогоценное наследие. Как же вы отнеслись к сему наследию? Вы отказываетесь от тех святых храмов, которые они строили, украшали и защищали от иноверцев, вы отвергаете святыни, пред которыми они молились, которые они почитали и которые были им постоянным напоминанием их христианского звания; вы отделяете себя от пастырей церковных, с которыми ваши предки были в полном согласии и крепком единении и под руководством которых сохранили православную веру. Таким образом вы разорвали всякую связь с своими предками, переиначили свой духовный образ, утратили прекрасные свойства русского человека. Разве напоминание о сем не причиняет вам беспокойства, не возбуждает в вас жалости и не повергает нас в стыд?
Ваши предки только тогда избавились от страданий за веру и успокоились телом и духом, когда отдались под власть могущественного православного царя и вошли в союз с великой·Россией, с которой от начала Руси составляли единое государство, но от которой по разным несчастным обстоятельствам временно были отделены. Вскоре, после сего важного и отрадного события, в великой России образовался, раскол: от православной Церкви отделились приверженцы мнимой старины, которые и доселе пребывают в жалком заблуждении и гибельном отчуждении от Церкви. Но ваши предки были чужды сего греха. Они остались верными православной Церкви; увлеченных в раскол вовсе не было между ними;: они устояли от соблазна и увлечения даже и тогда, когда между ними поселились пришельцы, зараженные расколорвением и неприязнию к православной Церкви. Так дорого было для них сокровище истинной веры, так сердечно·любили они свою духовную мать – Церковь. Почему же вы не подражаете им? Зачем вы отступились от своей матери, как осмелились вы извращать веру, которую соблюли в чистоте и завещали, неизменно сохранять ваши предки?
Предки ваши умоляли православного·царя великой России принять их в подданство, надеясь найти в нем защитника и покровителя православия. Они не ошиблись. Русские Государи всегда были истинноверующими, питали непритворную любовь к православной Церкви и подавали добрый пример сыновнего отношения к ней. Верный заветам и примеру своих предков, и наш возлюбленнейший Государь искренно и твердо содержит православную веру и находится с своим народом в тесном духовном единении и полном согласии. Зачем же вы не хотите быть в искреннем духовном общении с своим Отцом, которому вы дороги, который желает вашего вразумления и обращения? Несомненно вы слышали о чудесном спасении Его и семьи Его. Сие совершилось, как свидетельствует сам Царь, по молитве св. православной Церкви: зачем же вы отвергаете молитвенное общение с сею Церковию?
Разорвавши в делах веры союз со своим народом и дорогим его Отцом, кого вы послушались и с кем соединились? Вы послушались иноземных и иноверных учителей, которым страшна Россия своим могуществом и которые желают ее ослабления. Они хорошо знают, что православная Церковь собрала Россию, поддерживала и спасала ее при всех несчастных обстоятельствах и теперь соединяет русских людей. Поэтому им хочется отвращать русских людей от православной Церкви, чтобы поселить между ними рознь и для своих выгод ослабить нашу страну. Вы думаете, им дорого ваше душевное спасение? Ошибаетесь: им дорого ваше отчуждение от народа. Вы думаете, что они радеют о вере и хотят вас направить на истинный путь? Напрасно, вера меньше всего значит для них в жизни и об истинном пути они менее всего заботятся: они хотят убить в вас всякую веру. И вы недалеко от этого. Взявши на себя право без руководства истинно церковных учителей толковать св. Писание, вы неправильно понимаете многия места его и дойдете до того, что потеряете всякое уважение к нему и будете руководствоваться в жизни не Божественным учением, а своим измышлением. Св. Церковь от древних времен имеет указания, как нужно понимать св. Писание, и дает всем возможность безошибочно пользоваться им. Вы чем руководствуетесь при чтении и толковании св. Писания? Озарением Св. Духа? Самообольщаетесь. Дух Свят пребывает в Церкви, от которой вы отделились, и сообщается посредством спасительных таинств ее. Своим смыслом? Опасная самонадеянность. Очень умные и образованные люди на себя вполне не полагаются, а пользуются пособиями, какия дает св. Церковь.
Из-за чего вы оставили православную Церковь? Искренно хотел бы я разобрать все ваши сомнения, нарекания, отступления, но это потребовало бы большого труда, который для меня, старика, непосилен. Да и нужды в этом, по моему мнению, не представляется. Я задался целию не опровергать, а увещевать вас, не борьбу с вами вести, а поддерживать вас, не на ум ваш действовать, а на сердце. Но ради вашей пользы остановлюсь на некоторых причинах вашего отчуждения от православной Церкви. Вас главным образом смущает иконопочитание: вы видите в нем нарушение второй заповеди Божией. Напрасно. Вторая заповедь запрещает изображения ложных богов, выдуманных и чествуемых язычниками, а мы почитаем изображения истинного Бога в тех образах, в которых представляется Он в Слове Божием, а также изображения священных событий, действительно совершившихся, и св. лиц, прославленных Богом.
Вот ты, подавленый житейскими заботами, отвлекся от мысли о Боге и служения Ему. Случайно взглянул ты на икону Спасителя. Вдруг изменяется твое настроение: ты вспоминаешь жизнь Богочеловека, и у тебя является доброе чувство и усердная молитва. Не будь св. иконы, ты, может быть, долго не узнал бы сладости молитвы. Или тебя постигло несчастие и удручает горе, ты забыт и оставлен всеми; нет тебе никакого облегчения в настоящем и просвета в будущем; но ты увидел икону Божией Матери, всех скорбящих радости, – и у тебя явилась добрая мысль, что есть заступница и целительница всех болеющих и угнетенных, затем явилось сердечное желание излить пред нею свое горе и молитву о заступлении и помощи, и сразу почувствовал ты успокоение. Не будь св. икопы, ты, несомненно, страдал бы долго. Или ты занят своим домашним делом и погружен в заботы о собственном благополучии, – но вдруг ты устремил взор на икону св. Николая Чудотворца и вспомнил о том, как милостив был этот святитель ко всем несчастным и помогал им, и у тебя является желание подражать сему святителю, и готово добро на пользу ближнего. Не будь иконы, может быть, долго не было бы и доброго дела. А сколько поразительных чудес совершилось посредством св. икон? Мало вы знаете историю своей страны; если бы вы хорошо знали ее, вы с глубочайшим благоговением относились бы к св. иконам, чрез которые наше отечество многократно получало милость и помощь Божию. А какое важное значение в домах и родах имеют так называемые благословенные иконы! Они служат памятниками родительской любви, молитвенного благословения, предсмертного завещания, и живо напоминают нам дорогие образы отца и матери. – Убойтесь Бога,оставьте свои хуления на святыню и возымейте благоговейное почтение к ней. Знайте, что св. Церковь требует почитания к св. иконам из уважения к тем лицам, которые на них изображены. Кто дерзнет глумиться над изображением почивших отца своего и матери, брата и сестры, и кто, напротив, не оказывает им почтительного внимания? Какой же тяжкий грех совершают те, которые дерзко отрицают и нагло оскорбляют освященные Церковию изображения Отца небесного и духовных братий наших – святых? С любовию призываю вас одуматься и справиться.
Тяжкий грех вы берете на свою душу за ваше отношение к православному духовенству. Вы ненавидите его. Как больно мне произносить это слово! Вы именуете себя христианами, и между тем держите в себе и явно обнаруживаете самое недостойное противохристианское чувство. И к кому же? К тем, кого Сам Господь избрал и поставил на служение в Церкви для сообщения верующим благодати Его. Правда, духовные лица – не ангелы: грех и им также свойствен, как и всем людям, и высшие пастыри стараются исправить их отеческими мерами, а неисправимых подвергают по правилам церковным наказанию; но не могу твердо и решительно не засвидетельствовать, что большинство священнослужителей добросовестно исполняют свое служение и своею жизнью заслуживают·уважения и любви пасомых. Зачем же·из-за некоторых недостойных порицать и ненавидеть всех? Да и могут ли дети судить своих отцов и оказывать им грубую непочтительность? И кто, кроме тех, кому Господь вверил власть, разбирать могут жизнь и поведение ближних? «Не судите, да не судимы будете». Что бы вы ни говорили о духовных лицах, я вам одно скажу: они суть истинные и необходимые·для Церкви пастыри. Господь поставил апостолов на служение Церкви: сии же поставили диаконов, пресвитеров и епископов. Преемственно от апостолов продолжается до сего дня христианское священство, и не может Церковь быть без него. Только то богослужение и то священнодействие может быть названо правильным, которое совершается правильно поставленными на сие лицами.
Оставьте же неприязнь к духовным лицам, обратитесь к ним с христианской любовий, и войдя в церковь Божию, пользуйтесь благодатными средствами ее. Да смягчит Господь ваше сердце и да исполнит его добрых христианских чувствований! Братие! Вы заблуждаетесь; вы находитесь в опасности погибнуть для вечной жизни. Послушайте же старца, который желает вам добра и указывает вам истинный путь ко спасению. Одумайтесь, оставьте свою вражду, отрешитесь от заблуждений и возвратитесь к своей матери – Церкви.
Господь наш И. Христос пред Своими страданиями молился Отцу Своему небесному: «да будут вси едино: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут». О, если бы Он, всемилостивый, просветил ваш ум, смягчил ваше сердце и расположил вас возвратиться к единому Христову стаду и управляться единым пастырем!
* * *
Троицкий листок № 794.
Настоящее произведение заключает в себе мысли, чувства и слова известного своею миссионерскою деятельностью приснопамятного иерарха русской Церкви, митрополита киевского Платона. Происхождение этого последнего произведения таково: не задолго до своей кончины, болея сердцем о погибельной участи отпавших от православия сектантов, преосвященный митрополит Платон пригласил одного киевского протоиерея и сказал ему следующее: «я имею искреннее желание обратиться с отеческим увещанием к заблуждающимся в вере (штундистам). Заметь хорошенько то, что я тебе буду говорить, и изложи письменно. Ты облегчишь мне труд, и чем скорее исполнишь мое поручение, тем будет для меня приятнее». Затем началась длинная беседа приснопамятного святителя. Поручение было исполнено скоро... Когда владыка-митрополит выслушал написанное, то признал его «своим словом» и оставил у себя. Вскоре преосв. митрополит Платон скончался.