Источник

О Церкви Христовой

I. Православное учение о Церкви Христовой

Церковь есть установленное от Бога общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Из этого понятия о Церкви нужно видеть, что к ней принадлежат не только живущие православные христиане, но и все скончавшиеся в истинной вере и святости. О таком соединении Церкви небесной с земной ап. Павел говорит:

Евр. 12: 22. Но вы (христиане) приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов.

23. К торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства.

24. И к Ходатаю нового завета, Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.

Имея главою и руководителем Самого Бога, Церковь Христова, по благодати Божией, всегда пребывала и будет пребывать до скончания века: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18), или «Я с вами во все дни до скончания века», говорит Иисус Христос (Мф. 28:20).

В исповедании веры мы признаем Церковь „единою». Сие наименование указывает на то, что Церковь Христова составляет одно духовное тело, имеет одну главу, Иисуса Христа, одушевляется одним Духом Божиим:

Еф. 4:4. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания.

Ст. 5. Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех.

Для Церкви, как тела Христова, не может быть иной главы, кроме Иисуса Христа (1. Кор. 3:10–11); хотя и существуют в Церкви православной как бы отдельные и самостоятельные церкви, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская; но все эти церкви суть части всемирной единой вселенской Церкви. Отдельность видимого их устройства не препятствует им духовно быть великими членами единого тела Церкви вселенской, иметь единую главу–Христа и единый дух веры и благодати. Видимое сие единство выражается одинаковым исповеданием веры, общением в молитвах. Такое же духовное общение существует и между Церковью земной, воинствующей на земле, и Церковью небесной, торжествующей на небесах. Общение это выражается в молитвах и призывании святых, в благотворных явлениях святых с неба, их чудотворениях и разного рода посредствах. Верные, принадлежащие к Церкви, подвизающейся на земле, принося молитву Богу, призывают в то же время на помощь святых; а сии, стоя на высших степенях приближения к Богу, своими посредствующими молитвами очищают, подкрепляют и приносят пред Богом молитвы верных, живущих на земле, и по воле Божией благодатно и благотворно действуют на них, или невидимой силой, или через свои явления и другие образы. Пример призывания в молитвах святых Церкви небесной, мы видим, напр. у пророка Давида, который взывал: «Господи Боже Авраама и Исаака и Израиля отец наших». Или из Откровения, где сказано, что ангелу дано множество фимиама, чтобы он с молитвой возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. « И вознесся фимиам с молитвами святых от руки ангела пред Бога». (Откр. 8:3–4).

В понятии о Церкви Христовой необходимый признак ее составляет святость. Церковь свята, потому что освящена Иисусом Христом чрез Его страдания, чрез Его учение, чрез Его молитву и чрез таинства. В молитве к Богу Отцу о верующих Иисус Христос сказал между прочим:

Ин. 17: 17. Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина.

18 Как Ты послал Меня в мире; так и Я послал их в мир.

19 И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною.

20 Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их:

И действительно:

Еф. 5: 25. Христос возлюбил церковь, и предал Себя за нее

26. Чтобы освятить ее, очистить банею водною, посредством слова.

27. Чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

В Церкви Христовой могут быть и есть согрешающие. Но сии не препятствуют Церкви быть святой, потому что она свята не по праведности человеческой, а по праведности главы ее Иисуса Христа, а грешники нераскаянные, или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия, как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви, и таким образом она и с сей стороны сохраняется святою. В предотвращение же соблазна от явных грешников, Ап. Павел даст наставление коринфянам, чтобы они сами «извергли развращенного из среды своей». (1Кор. 5:13).

Когда мы называем Церковь Соборной, или что тоже, Кафолической, или Вселенской, то это значит, что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Ап. Павел говорит, что в Церкви Христовой «Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, варвара, Скифа, раба, свободного; но все и во всем Христос» (Кол. 3:11).

Церкви Вселенской принадлежат собственно высокие обетования, что „врата ада не одолеют ее“; что, следственно, она никогда не может ни отпасть от веры, не погрешить в истине веры, или впасть в заблуждение. Ап. Петр говорит, что крещение спасает нас по образу Ноева ковчега (2Петр.2:5). Как все, спасшиеся от всемирного потопа спаслись единственно в ковчеге Ноева, так ныне, обретающие вечное спасение, обретают оное в единой Кафолической Церкви.

Церковь Христова называется также Апостольской. Сие наименование показывает, что она непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов и учение, и преемство даров Св. Духа, чрез священное рукоположение, как и ап. Павел пишет:

Еф. 2:19. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,

20. Быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем.

Из всего сказанного о Церкви нужно видеть, что истинною Христовой Церковью должно признать только Греко-восточную Православную Церковь и единомысленные с нею, какова, по благодати Божией, наша Всероссийская Церковь.

Глава Церкви есть един Господь наш Иисус Христос, учение ее есть учение апостолов, дух ее есть дух Церкви первенствующей. Только в ней неуклонно и без малейшего изменения соблюдаются те уставы и узаконения, которые утверждены семью Вселенскими Соборами.

Все другие Церкви, именующие себя христианскими, более или менее удалены от истинной Церкви Христовой. Так: а) Римская или Западная Церковь, отделившаяся окончательно от истинной православной Церкви в одиннадцатом столетии, учит и верует: 1) что Дух Святый исходит не только от Бога Отца, но вместе и от Бога Сына; 2) в таинстве причащения, вопреки всей древней Церкви, употребляются опресноки, и что причащение под обоими видами – Тела и Крови Господа – принадлежит только духовным лицам, миряне же должны причащаться только Тела Господня; 3) что чрез так называемые индульгенции, или разрешительные грамоты, можно покупать прощение во грехах не только содеянных, но и будущих; 4) что души умерших поступают в некое, внутри земли находящееся, огненное чистилище; 5) что Священное Писание написано исключительно для учителей Церкви, и читать оное простому народу не позволительно; 6) что папа есть наместник Христа на земле, вселенский первосвященник, верховный законоучитель, глава Церкви, от которого все иерархи заимствуют право и освящение; 7) что его власть выше Вселенских Соборов; 8) что он может низлагать светских владетелей и епископов, разрешать подданных от клятвы венценосцам, судить всех, а сам не подлежит никакому суду; 9) что он есть лицо непогрешающее.

б)Лютеранская или Протестантская Церковь, отделившаяся от Западной в пятнадцатом столетии, признает только два таинства: крещение и причащение. Единственным источником вероучения признает Священное Писание, отрицая Священное Предание; учит, что оправдание приобретается только верой, без добрых дел; отрицает устное исповедание грехов; уничтожила посты; иконы позволяет держать в церкви, но не для молитвы, а для украшения; также не принимает призывания в молитвах святых и поминовения усопших.

В одно время с Церковью Лютеранской возникла Реформатская церковь, основанная в Швейцарии Цвингли и преобразованная Кальвином. Последователи этого учения признают: 1) что в таинстве причащения совершается не таинство Тела и Крови Христовой, но только обряд, в котором воспоминается сие священнодействие, так что хлеб и вино суть только символы Тела и Крови Господа; 2) что Церковь не должна иметь никакой внешности, почему уничтожаются иконы, священные одежды и проч.; 3) что исповедь пред духовником не нужна; 4) что воля Божия, без всякого отношения к человеку, предопределяет вечное блаженство, или вечное мучение и проч. (Библейская энциклопедия архимандр. Никифора, вып. IV, стр. 16).

II. Основания из Священного Писания для православного учения о Церкви Христовой

Св. учение и все благодатные средства, необходимые для спасения, вручены Господом Церкви:

Еф. 3:10. Дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия.

1 Тим. 3:15. Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины.

Церковь Христова Им Самим и основана:

Мф. 16:18, И я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее.

И будет Церковь Божия существовать до скончания века:

Мф. 28: 20. Уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Церковь есть общество истинно верующих в Иисуса Христа, руководимое имеющими преемственное апостольское рукоположение пастырями:

Деян. 20: 28. И так внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею. Срав. 1Тим. 3:15.

Деян. 14:23. Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом, и предали их Господу, в Которого уверовали.

Деян. 16:4. Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме.

5. И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом. Сравн. Деян.20:28 Истинная Церковь возлюблена и освящена Господом:

Еф. 5:25. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее.

26. Чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова.

Она составляет собою тело, глава которого есть Сам Господь Христос:

Еф. 1: 22. И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,

23. Которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем.

Хотя составляющие Церковь люди и грешны, однако вся Церковь в своем учении и действиях чиста и свята:

1Ин. 1: 8. Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя и истины нет в нас.

Еккл. 7:20Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы.

Еф. 5: 27. Чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Сравн. 1Тим. 3:15.

Для достижения спасения необходимо принадлежать к этой Церкви и быть в полном послушании ей:

Мф. 18:17. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

Деян. 2:47. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.

Ин. 15: 5. Я есть лоза, а вы ветви: кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносить много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.

6. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и горят.

Мф. 12:30. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

Еф. 4: 5. Один Господь, одна вера, одно крещение.

6. Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас.

Кол. 1: 18. И Он есть глава тела Церкви; Он начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство.

Все эти свойства составляют особенность единой истинной православной Церкви. Посему справедливо говорится: «кому Церковь не мать, тому Бог Не отец», а ибо от кого же узнает дитя всю истину об отце, если об этом ему не расскажет мать?

III. Для миссионерской полемики с сектантами о Церкви Христовой


Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование.
I
Мф. 18:19. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного; 20. Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. 1 Петр. 2: 5. И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом. 6.Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится (Ис. 28:16). 7.Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла (1Пет.2:7), камень претыкания и камень соблазна, 8.О который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены2 Пс. 138: 7. Куда пойду от духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? 8.Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. 9.Возьму ли крылья зари, и переселюсь на край моря; 10.и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. 11.Скажу ли: может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью,– 12. но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день; как тьма, так и свет. Примеч. На основании сих вышеприведенных текстов свящ. Писания сектанты утверждают: а) что Церковь могут составлять два – три верующих, собравшись во имя Иисуса Христа, б) и что их сектантские общины и собрания составляют будто бы истинную Церковь, в которой необходима лишь одна вера во Христа (без священноначалия и таинств). Эти слова сказаны тем, кои собираются на молитву, пребывая в единстве с истин. Церковью, а не отделяющимся от нее, что подтверждает предыдущий 18 стих. Собирающиеся недостойно, не по воле Господней, хотя, по-видимому, собираются и во имя Господне, услышат: Лк. 6:46, (срав. Мф. 7:21–23), а что Церковь составляют не двое или трое – это видно из 17 ст. той же 18 глав. Представим себе, что одновременно собрались в одном месте православные для суждения о том, как вразумить заблуждающихся еретиков, а в другом – еретики для суждения о том, как противиться всем заботам православных. Ужели и те, и другие собрались во имя Христово, ужели и с теми, и с другими Христос и Его всесильная помощь? Это невозможно. Во имя Христово сходятся те, которые с Ним собирают, но не те, которые расточают. Возьмем и другое сравнение. Вот мы находимся в храме Божием. Если из стены этого храма выпадет камень или два и более: эти камни имеют ли какое значение? Простой кирпич и больше ничего. А в общем эта масса кирпича есть храм Божий. Так-то вот и каждый из нас–в единении с церковным обществом, взявшим начало от апостолов, основанным на краеугольном камне – Иисусе Христе, свят и сам, а отделился от Церкви и – ты тот же язычник, мертвый член, преткнувшийся о краеугольный камень, не покоряясь слову св. Церкви. Бог присутствует везде (Псал. 138:7–12), но не везде Он присутствует Своею благодатию: на иные собрания Он смотрит с любовью, а на другие – с гневом и яростью. Псал. 2:5. А потому могут быть собрания прямо сатанинские,– Откр. 2:9; 3: 9, хотя на этих собраниях призывается имя Божие и возносится молитва Всевышнему, но кто отвращает свое ухо от слушания закона, того и молитва мерзость (Притч. 28: 9). Сектанты должны помнить о собрании пяти неразумных дев и о собрании семи сынов первосвященника Скевы – Деян. 19:13–16. В том и другом случае было собравшихся более двух или трех человек (5 и 7) и призывали они имя Господне; однако пяти неразумным девам Господь сказал: не знаю вас,– Мф. 25:12; а семь сынов Скевы, призывавших имя Господа Иисуса, одолел дьявол. Одной веры во Xриста недостаточно для того, чтобы известное общество сделалось Церковью и жилищем Божиим. Когда Иисус Христос был в Иерусалиме на празднике Пасхи,– то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех.–Ин. 2:23–25 Мф. 18:18. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Лук. 6:46. Что вы зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю? Мф. 18: 17. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Пс. 2:5. Тогда скажет им во гневе Своем, и яростью Своею приведет их в смятение. Откр. 2:9. Знаю твои дела и скорбь, и нищету (впрочем ты богат) и злословие от тех которые говорят о себе, что они иудеи: а они не таковы, но сборище сатанинское. Откр. 3:9. Вот Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они иудеи, но не суть таковые, а лгут,– вот Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими и познают, что Я возлюбил тебя. Деян. 19: 13. Некоторые из скитающихся иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. 14.Это делали какие то семь сынов иудейского первосвященника Скевы. 15.Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю и Павел мне известен, а вы кто? 16.И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома. M ф. 25:12. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Ин 2:23. И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. 24.Но Сам Иисус, не вверял Себя им, потому что знал всех. 25.И не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке; ибо Сам знал, что в человеке.
II
Деян. 16: 13. В день же субботний мы вышли за город, к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом и севши разговаривали с собравшимися там женщинами. 16. Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом... Евр. 10:25. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного. Этими текстами сектанты думают оправдать свои самочинные собрания, на самом же деле они обличают себя. Ибо молитвенный дом, о котором говорится в приведенном месте, принадлежит неверующим во Христа Филиппским Иудеям, просветить которых было повелено ап. Павлу в ночном видении,– Деян. 16: 9–10. Неверующим Иудеям подобны и наши сектанты, собирающиеся в своих незаконных собраниях. – В 10 главе ап. Павел (18–32 ст.) убеждает верующих в твердости веры, не уклоняться от исповедания веры и не оставлять собраний для богослужений, ибо если отречение от закона Моисеева наказывалось смертью, то попрание сына Божия и непочитание за святыню Крови завета будет наказано еще страшнее Самим Богом. Таким образом приведенное сектантами место всецело обвиняет их, как оставивших православное исповедание веры, св. Церковь и не почитающих за Святыню Кровь Христову в таинстве Евхаристии; поэтому их ожидает (если не покаются) страшное наказание Божие,– ст. 27–29. Деян. 16: 9. И было ночью видение Павлу предстал некий муж. Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию, и помоги нам. 10. После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там. Евр. 10: 27. Но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников 28.Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью: 29.То сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?
III
1 Пет. 2:9. Но вы род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет. Откр. 1: 6. И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу своему, слава и держава во веки веков. Аминь. Откр. 5:10. И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. Примеч. На основании сих текстов сектанты пытаются отрицать необходимость в Церкви священства или пастырства. признавая каждого члена «священником». Здесь св. ап. Павел и Иоанн, очевидно, называют всех верующих во Христа святительством, священием, иереями Божиими вовсе не в том смысле, в каком эти названия принадлежат пастырям Церкви Христовой, но в том именно: что верующие и освященные в таинствах церкви– имеют дерзновение священнодействовать пред Богом каждый за себя духовно, принося в жертву молитву, прошения, благодарения, дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно и проч. добродетели, – Рим. 12:1, Кол. 4:6; другими словами, каждый может быть «епископом сердца своего», своих мыслей, «священником и иереем», царем, но только над своим сердцем, а что не все могут быть в Церкви вообще царями иереями, пастырями, учителями, о сем свидетельствуется–1Кор. 12: 28 – 29. Самочинное же присвоение священства строго наказывается. (См. п. II в отд. о священстве). Рим. 12:7. И так умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего. 2 Кор. 6:4. Но во всем·являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах. 1 Кор. 12:28. И иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во – вторых пророками, в третьих учителями; далее иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. 29. Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?
IV
Откр. 3: 7. И Ангелу Филаделфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, который отворяет, и никто не затворяет, и никто не отворит. 8.Знаю твои дела: вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Примеч. Сектанты на основании сих текстов утверждают, будто бы их учение ведет свое начало от Филадельфийской Церкви. Упование сектантов, что будто бы Слово Божие они получили от Филадельфийской Церкви, есть ложь: ибо уцелевшие там от турецкого разгрома при нашествии Баязета христианские общины и поныне содержат св. православную веру. На самом же деле сектанты Слово Божие (свящ. Писание) получили и получают от православной Церкви, ведущей свое начало от апостолов, которым сказано:· Мф. 28:19–20. Мф. 28: 19. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мф. 28: 20. Уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
V
Пс. 136:8. Дочь Вавилона, опустошительница, блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! 9.Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень! Примеч. Эти слова св. Писания штундисты относят к православной Церкви. Из этих слов ясно видно, что здесь говорится о вавилонском царстве, а не о Церкви православной, основанной на апостолах: Мф. 16, 18. и имеющей главою Самого Господа: Еф. 1: 22–23. 136 псалом изображает состояние евреев в плену вавилонском, а 8–9 стихами выражается желание, чтобы вавилонянам было отомщено за жестокое их обращение с пленными евреями; а потому нет никакого основания относить эти стихи к Православной Церкви. Писатель 136-го псалма, очевидно, сам был в плену и с горечью вспоминает о тех временах плена, когда он и его соотечественники терпели угнетения от жестоких вавилонян. Спрашивается теперь, как могут русские сектанты относить этот псалом к себе? В какой они находятся земле чужой? Кто их пленил? Кто от них требует веселья и песней Сионских? Как сектанты истолкуют 7-й стих этого псалма о сынах Едомовых, кричавших при взятии Иерусалима: разрушайте, разрушайте до основания его? (Пс. 136. 1–3–7). Мф. 16:18. И я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее: Еф. 1: 22. И все покорил под ноги Его и поставил Его выше всего, главою Церкви. 33. Которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем. Пс. 136: 1. При реках Вавилона там сидели мы и плакали, когда воспоминали о Сионе 3. Там пленившие нас требовали от нас слов песней и притеснители наши веселья: пропойте нам от песней Сионских. 7. Припомни, Господи, сынам Едомовы м день Иерусалима, когда они говорили: разрушайте, разрушайте до основания его.

IV. Православное учение для миссионерской полемики с сектантами о соборах Церкви


Взгляд сектантов Учение православной Церкви Текст свящ. Писания, подтверждающие истинность учения прав. Церкви
Сектанты рационалистических сект утверждают, что Святые отцы и учители Церкви повредили будто бы и исказили веру апостольскую своими соборными определениями и частными писаниями, в которых они проповедовали новое учение и новые христианские правила, каких не знала Церковь апостольская, и даже правилами, противными учению Слова Божия. Поэтому сектанты и восстают с особенным негодованием как против самого факта вселенских и поместных соборов, так и против обязательности их постановлений. Вручив Церкви в готовом виде учение и основные правила религиозной жизни, необходимые для спасения (Деян. 1:3. Еф. 3:9–10), выяснение и разрешение вновь возникавших частных религиозных вопросов Господь предоставил Церкви, в лице собрания пастырей ее или соборов; пример соборных решений показали сами апостолы. Деян. 1:15–16; 6: 1– 2; 15:5–6 Постановления соборные обязательны для всех верующих: Деян. 16:4. Ибо свои соборные определения апостолы считали согласными с волею Божией. Деян. 15:22. Следуя примеру св. апостолов, Православная Церковь все свои возникающие вопросы разрешает посредством соборных определений, основываясь в них на апостольских писаниях и преданиях. Деян. 15: 28. Если в Церкви апостольской в столь непродолжительное время, когда только что начала она свою церковную жизнь, уже встречались те или другие нужды, требующие соборного их обсуждения, то пусть ответят по совести сектанты: можно ли сказать утвердительно, что за истекшие 19 столетий не было нужд, требующих соборного их обсуждения? Отвергая соборы, сектанты явно противоречат как приведенному здесь Слову Божию, так равно и основным законам развития человеческого. Св. отцы и учители Церкви и в соборных определениях, и в частных своих писаниях вовсе не проповедовали нового учения, а всегда учили и учат тому же, чему учил Христос и Его апостолы. Для доказательства этого ниже приводится сравнение всех членов Символа веры, установленных на двух вселенских соборах,– с евангельским учением. Из этого сравнения мы не можем не заметить, что весь Символ веры изложен словами, взятыми из Новозаветных Писаний. Деян 1:15. И в те дни Петр став посреди учеников, сказал: 16. (Было же собрание человек около ста двадцати) мужи братия! Деян. 6:1. В эти дни, когда умножились ученики, произошел у еллинистов ропот на евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. 2. Тогда двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: не хорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Деян 15:5. Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие, и говорили, что должно обрезывать язычников, и заповедывать соблюдать закон Моисеев. 6. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела. Деян. 16: 4. Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме. Деян. 15:22. Тогда апостолы и пресвитеры со всею Церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей начальствующих между братиями. Деян. 15:28. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого.

V. Символ веры весь изложен словами Новозаветных Писаний

1.Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Здесь говорится о первом Лице св. Троицы, о Боге Отце. Сам Христос Спаситель называет Своего Отца Богом.

Ин. 3:16. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Ин. 17:1 и 2. После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.

Единым и Истинным:

Ин. 17:3. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

Вседержителем:

Кол. 1: 16. Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано.

17. И Он есть прежде всего, и все Им стоит.

Творцом же всего видимого и невидимого Христос, очевидно, считал Бога, когда упомянул о сотворении мира и человека:

Мф. 19:4. Он сказал им (фарисеям) в ответ: не читали ли вы, что сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? (Быт. 1:27). Ср. Мк. 10: 6.

Точно также учили о первом Лице Св. Троицы и св. апостолы. Они в своих писаниях называют Его Богом Отцом:

Рим. 1: 7. Всем находящимся в Риме, возлюбленным Божиим, призванным святым, благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

2 Кор. 1: 3. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения.

Богом Единым:

1 Кор. 8:6. Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.

Еф. 4:6. Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас.

Сотворившим небо и землю и вообще существующее в мире.

Деян. 4: 24. Они же (верующие) выслушавши единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них.

Деян. 17:24. Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он. будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет.

2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, и же от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, не сотворена, единосущна Отцу, Им же вся быша.

Во втором члене Символа веры даже грамматические выражения взяты из священных книг; так, в книге Премудрости Соломоновой говорится следующее об отношениях Бога Сына к Богу Отцу: Он (Премудрость) есть дух единородный... Он есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его (гл. 7, 22 и 26). Правда, книга Премудрости Соломоновой – книга небогодухновенная, но мы имеем полное право ссылаться на нее, так как и сами сектанты иногда основываются на ней, защищая свои мудрования (см. ниже о кресте).

В этом члене говорится о Сыне Божием, о предвечном рождении Его от Бога Отца и единосущии с Ним. Основание сему служит то, что Христос требовал в Себя веры, как в Бога, называя Себя Сыном Божиим Единородным в следующих изречениях:

Ин. 14:1. Да не смущается сердце ваше: веруйте в Бога, и в Меня веруйте.

Ин. 3:16. См. выше.

Ин. 3:18. Верующий в Него (Сына Божия) но судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия.

Предвечное же бытие Свое Христос определенно установил в первосвященнической своей молитве:

Ин. 17:5. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.

и в ответе иудеям о Себе, как об истинном Мессии.

Ин. 8:25. Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.

Точно также и выражения в Символе веры: Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворения, единосущна Отцу – находят для себя основание в учении Иисуса Христа. Христос говорит о Себе, что Он и Отец одно – Ин. 10:30; что видевший Его видел Отца – Ин. 14:9; что «никто» не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына». Мф. 11:27.

Им же вся быша, очевидно представляет собою сокращение следующих слов Евангелия Иоанна:

1:3. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

3.Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася.

В этом члене говорится о сошествии Сына Божия с неба на землю и воплощении Его. Так, например, говорит Сам Иисус Христос:

Ин. 3:13. Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

Ин. 6:38. Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.

Ин. 16: 23. Я изшел от Отца, и пришел в мир, и опять оставляю мир и иду к Отцу.

Ин. 3:17. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир; чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него.

Что Плоть Свою Христос отдал за жизнь мира. Ин. 6:51.

О воплощении же Христа от Духа Святого и Девы Марии определенно и ясно повествуют евангелисты:

Мф. 1: 20. Но когда он помыслил это,– се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого:

23. Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит с нами Бог (Ис. 7:14).

Лк. 1: 30. И сказал ей Ангел: не бойся, Мария: ибо Ты обрела благодать у Бога.

31. И вот, зачнешь в чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

4.Распятого же за ны при Понтийстем Пилате и страдавша и погребенна.

Устанавливая это вероопределение, отцы собора, очевидно, лишь догматизируют описание у евангелистов известных событий, -распятия, страдания, смерти и погребения Господа нашего Иисуса Христа. Мф. 26–27 гл., Мк. 14–15 гл., Лк. 22–23 гл., и Ин. 18–19 гл Для ясности приведем несколько текстов евангелистов.

Мф. 27:29. И, сплетши венок из терна, возложили Ему на главу, и дали Ему в правую руку трость; и, .становясь пред ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся. Царь Иудейский!

30.И плевали на Него, и взявши трость, били Его по голове.

31.И, когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.

Мф. 27:57. Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса.

58.Он, пришедши к Пилату, просил тела, Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело.

59.И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею.

60.И положив его в новом своем гробе, который высек он в скале, и привалив камень к двери гроба, удалился.

5.И воскресшего в третий день по писанием.

О своем воскресении Иисус Христос неоднократно говорил Своим ученикам и народу. Мф. 16, 21, 26, 32, Мк. 14, 28, и евангелисты повествуют о совершившемся факте воскресения:

Мк. 16:9. Воскресши рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.

Ин. 20: 19. В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты, из опасения Иудеев, пришел Иисус и стал посреди, и говорит им: мир вам!

20. Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

Также и ап. повествовали о воскресении:

1. Кор. 15: 3. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,

4.и что Он погребен был и что воскрес в третий день по Писанию,

5.и что явился Кифе, потом двенадцати

6.И восшедшего на небеса и седяща одесную Отца.

Об этом Сам Иисус Христос говорил Своим ученикам:

Ин. 16:28. Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу.

О вознесении Господнем передают также и апостолы, напр. ап. Павел:

Еф. 4:10. Нисшедший Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.

Евр. 8:1. Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, который воссел одесную престола величия на небесах.

Выражение «седяща одесную Отца» почти буквально взято из ответа Христа первосвященникам:

Лк. 22:69. Отныне Сын человеческий воссядет одесную силы Божией.

7. И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца.

Здесь говорится о втором пришествии Иисуса Христа на землю, всеобщем суде и бесконечном царстве Христовом. Это вероопределение отцы собора внесли в символ, также основываясь на словах Господа Иисуса Христа, неоднократно возвещавшего Свое второе пришествие, кончину мира и страшный суд:

Мф. 24:27. Ибо как молния исходит от востока, и видна бывает даже до запада: так будет пришествие Сына человеческого!

Мф. 25:31. Когда же приидет Сын человеческий во славе Своей, и все святые ангелы с Ним: тогда сядет на престоле славы Своей.

32. И соберутся пред Ним все народы; и отделить одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов.

46. И пойдут сии грешники в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Ин. 5:28. Не дивитесь сему, ибо наступает время, в которое все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия.

29. И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло, в воскресение осуждения.

8.И в Духа Святого, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки.

Здесь выражается догмат о Божеском естестве Св. Духа. О Св. Духе, как о Божеском Лице и об исхождении Его от Бога Отца также учил Сам Иисус Христос в следующей беседе со Своими учениками:

Ин. 15:26. Когда же приидет Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца, Духа истины, который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне.

Ин. 14:16. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век.

17. Духа истины. Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.

О Божестве Св. Духа учат и св. апостолы, например:

Деян. 5:3. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаил из цены земли?

4. Владеемое не твоим ли оставалось, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце своем? Ты солгал не человекам, а Богу.

9. Во едину святую соборную и апостольскую Церковь.

Отцы соборов излагают это вероопределение о Церкви, основываясь также на учении о Церкви Самого Иисуса Христа, подробно изложенном в предшествующем отделе о Церкви (См.выше).

10.Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Здесь говорится о крещении, где нужно подразумевать и прочие таинства. (В 10-м члене упоминается не о всех таинствах, а об одном крещении потому, что в III и IV век. были споры только о крещении – должно ли совершать его (крещение) над еретиками, при обращении их в Церковь Христову, а потому и было постановлено содержать только «однажды» крещение и повторять крещение над раскаявшимся еретиком только в том случае, если первое крещение над ним было совершено неправильно). Это вероопределение также основано на учении Иисуса Христа и апостолов. О необходимости крещения для получения жизни вечной Господь сказал:

Ин. 3:5. Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

Мк. 16: 16. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет."

Деян. 2:38. Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа.

(Подробнее см. ниже «О крещении»).

11.Чаю воскресения мертвых.

В этом члене говорится о всеобщем, последнем воскресении умерших, которое произойдет пред вторым пришествием Христовым. Основанием сего служат Слова Спасителя:

Ин. 6:54. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.

Ин. 5: 25. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут.

Св. апостолы также признавали несомненной истину воскресения мертвых и доказывали ее необходимой связью с воскресением Самого Иисуса Христа и с проповедью учения Его:

1Кор. 15: 12. Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?

13.Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес;

14.А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.

19.И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.

20.Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.

12.И жизни будущего века.

В этом последнем члене говорится о жизни вечной, которая настанет после всеобщего воскресения умерших. Исповедуемая вера в это находит основание в следующих словах Спасителя:

Лк. 20:34. Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж:

35. А сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят.

36. И умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.

37.А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама, и Богом Исаака, и Богом Иакова.

38.Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.

Таким образом уже из представленного краткого сравнения Никео-цареградского символа веры с учением Иисуса Христа и апостолов, ясно видно; что вселенские соборы не определили никакого нового учения, которое было бы несогласно с учением Иисуса Христа или апостолов, которое не имело бы основания в проповеди Христа или апостолов3.

Заключение

Не признавая авторитета соборов для себя обязательным, сектанты тем не менее должны были бы обращаться к ним за справками уже по тому одному, что одни из участников соборов были близки ко временам апостольским; другие, по своим высшим дарованиям, заняли видное место между представителями человеческой мысли вообще. Пренебрегая всем, чего нет в св. Писании, сектанты одним почерком пера вычеркнули из истории Христианства целых 18 веков его существования, как бы забывая, сколько в течение многовекового существования Христианской Церкви потрачено сил и дарований, труда и энергии на уяснение высокого учения Самого Иисуса Христа и Его апостолов.

Вселенские отцы, учители Церкви всячески старались сохранить в неизменном, неискаженном виде вероучение христианское, в том именно виде, как оно было преподано Самим Основателем христианства– Господом нашим Иисусом Христом и распространено в первенствующей Церкви Христовой дальнейшими насадителями христианства. Так, св. богоносные отцы, собравшиеся на 6-м вселенском соборе в Трулле (692 г.), тщательно рассмотревшие деяния и догматические определения прежде бывших вселенских соборов между, прочим выразились так: «Постановляем, да вера всех в Церкви Божией прославившихся мужей, которые были светилами в мире, содержа слово жизни, соблюдается твердою, и да пребывает до скончания века непоколебимою, вкупе с Богопреданными их писаниями и догматами». Убеждение в этом отношении отцов Трулльского собора настолько было велико и сильно, что они сами себе не позволили что-либо прибавить или убавить в прежде-положенном учении веры. А на VII вселенском соборе, когда прочитан Никео-цареградский символ, отцы собора воскликнули: «все мы так веруем, все единомудрствуем, и все согласно подписуемся... сия есть вера апостольская, сия есть вера отеческая, сия есть вера православная, сия вера вселенную утверди».

Все, как едиными устами утвердили вышеприведенное, не смотря на то, что собрались со всех концов вселенной.

Наконец, относительно правил соборных, против которых также возражают сектанты, должно заметить, что отцы собора эти правила вводили не по произволу, а по существенным нуждам церкви и притом не вопреки, а на основании самого Слова Божия, следуя примеру церкви ветхозаветной и апостолов. Так, правила Моисея относительно богослужения были пополнены впоследствии уставом для певцов дома Господня, чином стояния их пред Господом, составленным по повелению Божию, пророками: Гадом, Нафаном, Давидом,– Паралии. 25 и 26 гл., 2Пар. 29,25,–из коих последний, вместе написал и псалмы для богослужения. В Церкви новозаветной апостолы и сами учили не только тому, что говорил им Иисус Христос, но вводили и собственные правила, в каких нуждалась Церковь их времени. Например, апостол Павел говорил:

1 Тим. 2:11. Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью;

12. А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.

1 Кор. 14:35. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.

Между тем об этом наставлении нигде в 4-х Евангелиях не видно. Равно также апостолы и своим преемникам-пастырям Церкви заповедали и дали полное право собственными законами благоустроять порядок в Церкви, чтобы в ней было все «благообразно и по чину» 1Кор. 14:40.

Таким полномочием и пользовались преемники апостолов, по требованию тех или других обстоятельств или нужд Церкви, собиравшиеся, по примеру апостолов (Деян. 15 гл.), на соборы для защиты истинной веры Христовой от еретиков, извращавших ее, и составляли правила к раскрытию и утверждению истинной веры, поддержанию нравственности, церковного благочиния и управления, соблюдая заповедь о том, «как христианину должно поступать в доме Божием». 1Тим. 3:15.

Итак, вселенские соборы в своих вероопределениях вовсе не провозглашали какого-либо нового учения, а только подтверждали изначала преданное Христом и апостолами, выражая Его (учение) яснее и точнее.

Что касается частных или поместных соборов, то определения этих соборов, прежде всего, имеют великую важность для тех Церквей, представители которых (епископы) присутствовали на этих соборах. Если же эти определения рассмотрены и утверждены собором вселенским и приняты всею Церковью, то, разумеется, они имеют одинаковую важность с собственными определениями вселенских соборов. Поэтому-то наша православная церковь и верует, что «все то, что ни постановили св. отцы на всех вселенских(7-ми) и поместных (девяти принятых и утвержденных VI вселенским собором) православных соборах где бы они ни были составлены, происходит от Духа Святого, как апостолы на соборе своем сказали: изволися Св. Духу и нам. Правосл. испов. ч. 1 вопр. 72.

* * *

2

Подробное объяснение 1Петр.2:5–8 см. в отд. о Храме.

3

Оболенский. Крит. разб., стр. 49–52.


Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.

Комментарии для сайта Cackle