Источник

О возрождении

I. Православное учение о возрождении

Бог возрождает человека по Своей любви к нему и милосердию, ибо мы все были по природе чадами гнева, но Бог, по Своей великой любви, нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом (Еф. 2:3–5). Благословен Бог, но великой Своей милости возродивший нас (и Пет. 1:3). Когда явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Св. Духом (Тит. 3:5).

Возрождение человека состоит: а) в призвании из тьмы в свет: вы были некогда тьма, а теперь свет в Господе. Поступайте, как чада света (Еф. 5:8); б) в духовном воскрешении от смерти греховной: вас, которые были мертвы во грехах, (оживил Бог), простив нам все грехи. И так, если вы воскресли со Хриитом, то ищите горнего (Кол. 2:13; 3:1). Возрождение обновляет внутреннего человека: Если внешний наш человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2Кор. 4:16). Возрождение производит: а) познание Бога. И дал им сердце, чтобы знать Меня, что Я Господь (Иер. 24:8). – Все от малого до большого будут знать Меня, говорит Господь (Евр. 8:11). б) Послушание заповедям: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их (Евр. 8:10). – Сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будете соблюдать (Иез. 36:27).

Возрождение совершается водою и Духом и притом таинственным образом.

Ин. 3:5. Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие.

Оно предваряется научением человека истинам веры:

Мф. 28:19. Итак идите, научите все на роды, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Ин. 3:8. Дух дышет, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит, и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

Обнаруживается чрез веру во Хри ста:

Ин. 1:12. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими.

Ин. 5:1. Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий родившего, любит и рожденного от Него.

Возрождение обновляет внутреннего человека:

2Кор. 4:16. Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.

И производит познание Бога:

Евр. 8:11. И не будет учить каждый ближнего своего, и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня.

Православные Христиане, веруя в Бога и Его святую Церковь, через это имеют надежные пути к Богопознанию; наоборот, сектанты, руководствуясь одной библией (произвольно ими объясняемой), колеблются и увлекаются всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф. 4:14).

II. Для миссионерской полемики с сектантами о возрождении


Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование
I
Иак. 1:18. Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий. Примеч. Этими словами сектанты силятся доказать, что они возрождаются через одно чтение слов истины, т. е. свящ.Писание. Апостол Иаков, напоминая о слове истины, указывает лишь одну из причин возрождения и вовсе не отвергает необходимых при возрождении «воды и Духа»: Ин. 3:5. Тит. 3:5.Возрождение человека в новую, святую жизнь, по учению православной Церкви, основанному на словах Христа (Ин.3:5), совершается водою и Духом, а не одним чтением свящ. Писания, как думают сектанты. Ин. 3:5. Иисус отвечал: истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа:не может войти вцарство Божие. Тит. 3:5. Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом.
II
Ин. 15:3. Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам. Ин. 12:48. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе:слово, которое Я говорил,оно будет судить его в последний день. Примеч . Так же и здесь сектанты находят основание для своего лжеучения о том, что они очищаются и оправдываются чрез чтение слова Божия. Слышание слов Христа очищает душу человека, но еще не делает его совершенным; напротив, слова Спасителя могут обратиться в судию (Ин.12:48). Можно быть подобным дому, пометенному и украшенному, но пустому (Мф. 12:44). Чтобы быть совершенным, должно приносить плод, а для сего нужно быть ветвью на истинной лозе, которая есть Христос. Такое единство со Христом достигается нами чрез святые таинства Церкви: Ин. 15:4–5и 6:56. Отсюда видно, что для возрождения и теснейшего единения с Господом, необходимо принимать в себя плоть и кровь Господа. Ин. 15:4. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе; так и вы, если не будете во Мне. 5. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем,тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Ин. 6:56. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем
III
30. От Него и вы во Христе Иисусе. Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением. Примеч . Здесь под премудростью сектанты разумеют слово Божие, чтение которого их будто и осуждает, и оправдывает. Нужно слушать слова учения посланных Христом апостолов и их преемников: Лк. 10:16. И нужно креститься от этих преемников: Мф. 28:19. Отсюда мы видим, что спасение (возрождение) человека зависит не от его (человека) сил, а от Христа, который сделался нашей мудростью и спасением, а чтобы воспользоваться этим спасением, необходимо быть послушным сыном Церкви по заповеди главы ее Иисуса Христа (Мф. 18:17). Лк. 10:16. Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся Меня отвергается пославшего Меня. Мф. 28:19. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа.


Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.

Комментарии для сайта Cackle