Источник

XII. О почитании святых угодников Божиих

Священное Писание, внушая нам никому не воздавать божеского почитания, кроме Единого истинного Бога (Исх.20:2–5), вместе с тем учит, что и святые Божии достойны нашего почитания: «в вечной памяти будет праведник» (Пс.111:6); «Память праведного пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет» (Притч.10:7). Святые суть друзья Божии (Пс.138:17; Ин.15:14), в которых Бог прославляется (2Фес.1:10–12), а потому в этом-то и заключается пример почитания их (святых людей).

Так, ученики пророческие показали искреннее почтение и поклонение пророку Божию Елисею (4Цар.2:14–15). Существуют также в Ветхом Завете и многие другие примеры религиозного почитания как ангелов, так и святых людей (Суд.13:20; 1Пар.21:16; 1Цар.28:14 и др.).

В Новом Завете заповедь о почитании святых раскрывается в таком смысле. Сам Спаситель, подтвердивший закон: «Господу Богу твоему поклоняйся, Ему одному служи» (Втор.6:13), говорил ученикам Своим: «вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедаю вам» (Ин.15:14); и ещё прежде, когда посылал их на проповедь, засвидетельствовал пред ними: «слушающий вас, Меня слушает, и отвергающийся вас, Меня отвергается, а отвергающийся Меня, отвергается Пославшего Меня» (Лк.10:16). «Кто принимает пророка, получит награду пророка, и кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника» (Мф.10:41–42). Наконец, религиозное почитание святых не только не противоречит и началам здравого разума, но оно (почитание) необходимо с точки зрения разума. Если мы почитаем земных наших благодетелей, то не тем ли более мы должны почитать святых небожителей, этих великих наших благодетелей. Почитание святых вполне сообразно с нашей природой и необходимо требуется ею: если мы прославляем героев за подвиги их, совершённые в той или другой области жизни, то не естественно ли нам прославлять также и святых, совершивших величайшие подвиги в области религиозно-нравственной жизни.

Итак, с точки зрения Священного Писания и начал разума не подлежит сомнению, что должно почитать тех святых людей, которых Сам Бог прославил дивными чудесами. Почитая свят. угодников Божиих, мы, православные христиане, не должны искать примера для религиозной жизни у каких бы то ни было сектантов еретиков, потому что истинный пример, удостоверенный Самим Господом чрез святых Его угодников и необходимый для нашего спасения, даётся нам нашими единоверцами, – сонмом православных святых угодников Божиих, просиявших своими величайшими подвигами христианских добродетелей во все времена христианства. О великом достоинстве святых угодников Божиих пред лицом Божиим свидетельствует Сам Господь Иисус Христос: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам... Я назвал вас друзьями потому, что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего» (Ин.15:14–15). «Вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престол славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф.19:28; Откр.20:4).

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о почитании святых угодников Божиих

Мф.4:10–11. «Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Втор.6:13). Тогда оставляет Его диавол».

Объяснение. Для добычи себе пропитания, мы служим одному хозяину, но не можем пренебрегать поставленных им управляющих, так и для царствия небесного должны служить Единому Богу: Втор.б:13:10:20, но не должны пренебрегать и друзьями Его: Мф.10:41; Ин.15:14; 4Цар.2:15; должны ублажать и Матерь Божию: Лк.1:48–49, и святых Ангелов: Нав.5:14; Чис.22:31.

Мк.10:29–30. «Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестёр, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной».

Объяснение. На этом основании православный христианин чтит святых отцов, учителей веры, домостроителей Тайн Божиих: 1Кор.4:1; этих «друзей Божиих» (Ин.15:14) у верующего христианина действительно сторицею больше, чем плотских родственников.

Лк.4:8. «Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: «Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи» (Втор.6:13)».

Объяснение. Служить должно единому Богу, поклоняться и кланяться можно и тем, кто от Бога поставлен и прославлен: Рим.2:10; 1Пет.3:12; 1Кор.6:2. Богу мы должны служить и кланяться единым и истинным богопоклонением: Втор.6:13, а угодникам Его поклонением почитательным: Мф.10:21; Рим.13:7.

Деян.4:11–12. «Он есть камень, пренебрежённый вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения (Пс.117:22); ибо нет другого имени под небам, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».

Объяснение. Действительно, что, кроме Христа, ни в ком ином нет спасения (ст.11), но ведь и прославленные Богом люди даруют нам исцеления не своей силой, а Христовой, содействуют нашему спасению не своим именем, а Христовым: Деян.5:12; Мф.10:41; Еф.2:18; в день оный Господь придёт прославиться во святых своих: 2Фес.1:10, которые будут судить не только мир, но и ангелов: 1Кор.6:2–3.

Деян.10:25–26. «Когда Пётр входил, Корнилий встретил его и поклонился, падши к ногам его. Пётр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек».

Объяснение. Апостол Пётр если не принял поклонения, то было особое обстоятельство: Корнилий ещё был язычник, а язычники видели в великих людях воплощение божеской силы: Деян.8:10:14:11–13. Потому-то апостол Пётр и отклонил от себя такое поклонение и объявил Корнилию: «я тоже человек»; затем святой человек по смирению может не принимать чествования: Мф.23:12, а мы по смирению же должны воздавать «кому честь – честь»: Рим.13:7. Есть немало примеров в Библии, когда святым кланялись земно: 4Цар.2:15; Нав.5:14:6:19.

Деян.14:11–15. «Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-Ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Но апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? и мы – подобные вам человеки».

Объяснение. Здесь повествуется о том, как жители Листры, видевшие чудо исцеления хромого (ст.8–10), сочли Варнаву и Павла за богов и хотели принести им жертву. Убеждая жителей Листры не делать этого, т.е. не считать их богами, апостолы этим не запрещают нам чтить их память: Пс.11:6; Сир.44:13; также не запрещают они нам прославлять подвиги их и просить себе у них молитвы пред Господом: 1Пет.3:12.

2Пет.1:3–4. «Как от Божественной силы Его даровано нам всё потребное для жизни и благочестия, чрез познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них сделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью».

Объяснение. Какие обетования здесь разумеются, апостол не говорит, но они указаны Самим Спасителем: Ин.6:5–6; дабы чрез это обетование христиане сделались причастниками Божеского естества (ст.4). Не у всех христиан эта цель достигается, но в православной Церкви, в лице святых угодников – друзей Божиих: Ин.15:14, эта цель достигалась сонмом людей, прославившихся подвигами добродетелей и чудес, посему-то их, как имеющих судить мир и Ангелов, мы и чтим: 1Кор.6:2–3; Пс.111:6; Притч.10:7.

Гал.4:14. «Но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса».

Объяснение. Здесь основание для почитания Христовых угодников: они почитаются у нас так, как Павел почтён был Галатами, не ради их подобострастного нам естества, но ради Христа, их избравшего и прославившего, назвавшего их Своими друзьями: Ин.15:14. Святым предоставлено будет судить мир и Ангелов: 1Кор.6:2–3.

1Тим.1:17. «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь».

Объяснение. Здесь говорится о той чести и славе, которая свойственна только Богу, но этим не исключается слава и честь... всякому, делающему доброе: Рим.2:10. Из Священного Писания видно, что и сами святые угодники не отвергали почитания их: 4Цар.2:15; для достойного почитания святых, как друзей Божиих (Ин.15:14), имеются ясные указания в самом Евангелии: Мф.10:41; Рим.13:7.

Евр.13:7. «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их».

Объяснение. На этих словах апостола основывается почитание угодников Божиих, в особенности святых пастырей Церкви, прославление их подвигов и в особенности страданий и смерти за веру, что разумеет апостол под скончанием жительства, и наконец, как последствие сего, испрашивание у них помощи на такое прохождение жизненного поприща, которое бы вполне сообразовалось с их учением и примером: 1Фес.5:12–13.

Откр.14:13. «И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мёртвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними».

Объяснение. Прославляются здесь и ублажаются мученики за Христа и все благочестивые, умирающие с верой во Христа и надеждой на Бога. Если угодникам Божиим и в земной жизни за их праведность воздавалось почитание: Гал.4:14, то тем более они достойны почитания в жизни загробной, в Церкви небесной, в небесном Иерусалиме: Евр.12:22–23.

Исх.20:3. «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».

Объяснение. Почитание, которое мы воздаём Богу, существенно отличается от почитания святых. Господа, как Творца, мы должны чествовать, по заповеди отцов 7-го вселенского собора, «истинным по вере нашей богопоклонением, которое подобает единому Божескому естеству»: см., например, Рим.1:9; Евр.9:14; а святых, как тварей, – «почитательным поклонением»: Мф.10:41, т.е. мы почитаем святых не за богов каких-нибудь, а только за друзей и слуг Господних: Ин.15:14.

Втор.6:13. «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему (одному) служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись».

Объясн. Этими словами не запрещается почитание святых. Здесь слово «послужи» переведено в греческом тексте λαρεὔσεις; а клятва составляет вид служения, подобающего единому истинному Богу: Ис.65:16. Значит, здесь говорится только о том, что Господу не угодно, чтобы служили другому кому-либо, кроме Его, таким служением, какое надлежит Ему одному. Но православные и исповедуют, что они никому другому не служат, а только единому Богу, в Троице славимому. В святых же мы почитаем благодать Божию, в них обитающую и действующую, и просим чрез них помощи от Бога. Православная Церковь учит: «чрез них просим, но не от них самих».

Втор.10:20. «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и к Нему прилепись».

Объяснение. Чествование, которое мы воздаём Богу, существенно отличается от почитания святых. Господа, как Творца, мы должны чествовать «истинным по вере нашей богопоклонением, которое подобает единому Божескому естеству», напр.: Рим.1:9; Евр.9:14. А чествование святых, как тварей, – «почитательным поклонением», т.е. как старших братьев между членами Церкви, обладающих сравнительно с живущими на земле членами Церкви высшим религиозным совершенством: Евр.12:23; как избранных сосудов благодати Божественной, обитающей и действующей в них: Лев.26:12; 2Кор.6:16; Откр.3:21, как друзей Божиих: Ин.15:14, которые своими молитвами пред Богом могут испрашивать нам у Бога благодатные дары: 2Мак.15:14; Иак.5:16.

Ис.42:8. «Я Господь. Это – Моё имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам».

Объяснение. «Иной», коему Господь не даёт Своей славы, как видно из контекста речи, есть истукан, или идол, а под славой, которую Господь обещался не дать «иному» – истукану, разумеется слава Божественная (сказано – славы Моей). Но никто из православных и не утверждал когда-либо, что истуканов, или идолов нужно боготворить, как равно и Церковь Православная отнюдь никогда не учила и не учит ныне, что святых нужно почитать как Бога. Наконец, если говорится, например, в 1Тим.1:17, что «Единому премудрому Богу честь и слава», то в другом месте тот же апостол говорит: «напротив, слава, и честь и мир всякому, делающему доброе»: Рим.2:10. Мы почитаем святых не за богов каких-нибудь, а только за друзей и слуг Господних: Мф.10:41; Ин.15:14.

Основные места Священ. Писания в учении о почитании святых угодников Божиих, которые необходимо заучить наизусть

Мф.10:40–41. Кто принимает вас, принимает Меня: а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня.

Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.

Ин.15:14. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.

Евр.11:38. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

1Кор.6:2. Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела?

2Фес.1:10. Когда Он придёт прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.

Сир.44:1. Теперь восхвалим мужей и отцов нашего рода.


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle