Источник

XI. О почитании святых Ангелов

Пример библейских святых мужей поучает нас воздавать Ангелам Божиим честь и поклонение, призывая их в молитвах наших, как стоящих у престола Божия и всегда видящих лицо Господне, как небесных за нас ходатаев. Вот, например, ангелы избавили Лота и его семейство от сожжения (Быт.19 гл.); Ангел же ободрил Гедеона на избавление евреев от мадианитян (Суд.6 гл.), Ангел подкрепил пророка Илию хлебом и водой. Что Ангелы помогают людям и в душевном спасении, и в делах житейских, об этом свидетельствуют: ветхозаветный патриарх Иаков, когда говорит: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» (т.е. детей Иосифа; Быт.48:16). Царь Давид воспевал: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс.33:8), «Ангелам Своим заповедает о тебе – сохранять тебя на всех путях твоих» (Пс.90:11–12), а апостол Павел называет Ангелов «служебными духами, посылаемыми на служение для тех, которые имеют наследовать спасение», т.е. помощниками в деле спасения людей (Евр.1:14). Даже такие величайшие события, как благовещение Деве Марии (Лк.1:26–35) и первое благовестие о воскресении Господа Христа (Мф.28:1–8), совершено было Ангелами; а по свидетельству первомученика Стефана и апостола Павла даже закон на Синае преподан был евреям чрез Ангелов (Деян.7:53; Гал.3:19; Евр.2:2).

Ходатайство Ангелов за людей видно и из 12 гл. Книги Товита, где Ангел сказал (Товиту): «когда молился ты и невестка твоя Сарра, возносил я память молитвы вашей пред святого» (ст.12). Ещё яснее о ходатайстве Ангелов за людей пред Богом говорится в Книге прор. Захарии: «И отвечал Ангел господень, и сказал: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Тогда в ответ Ангелу... изрёк Господь слова благие, слова утешительные» (Зах.1:12–13). Не ясно ли отсюда, что Ангел молился за людей и Господь не только слышит и приемлет это ходатайство, но и исполняет по сему ходатайству, изрекает ходатаю «слова утешительные».

Не запрещено поклоняться Ангелам, а, напротив, даже показаны примеры почитания святых Ангелов и молитвенного обращения к ним. Авраам и Лот поклонились до земли Ангелам в образе мужей (Быт.18 и 19 гл.). А вот в Книге Чисел: Чис.22:31, сказано: «открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге, и преклонился, и пал на лице свое». Явившийся у стен Иерихона Иисусу Навину Ангел сказал: «я вождь воинства Господня... Иисус пал лицем своим на землю и поклонился».

Итак, Ангелы служат не людям только, а Богу и Христу; а кто служит Христу, тот достоин чести и от людей, как и говорит апостол Павел: «Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей» (Рим.14:18). Впрочем, о высоком достоинстве ангелов свидетельствует и Сам Христос Спаситель, когда говорит, что Ангелы «на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф.18:10).

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о святых Ангелах

Деян.7:42. «Бог же отвратился и оставил их служить воинству небесному, как написано в книге пророков: «дом Израилев! приносили ли вы Мне заколения и жертвы в продолжение сорока лет в пустыне?».

Объяснение. Под «воинством небесным» здесь разумеются светила небесные и осуждается поклонение этим светилам (ст.43). Святые Ангелы называются воинством Господним: Нав.5:14, за чествование их благочестивые люди получали благословение Божие: Нав.6:19; Суд.13:20. Как выше было сказано, Ангелы служат Богу и Христу, а кто сим служит, тот достоин одобрения от людей: Мф.18:10; Рим.14:18.

Кол.2:18–19:23. «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой всё тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растёт возрастом Божиим.

Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти».

Объяснение. Здесь изобличается апостолом гностическое лжеучение об Ангелах как эонах. Почитание Ангелов соединялось у гностиков с неверием в Сына Божия, Который искупил греховное человечество и воссоединил его с Богом. Вот почему эти еретики, в ложном смиренномудрии лишая себя надежды на мир и соединение с Богом через Христа, как об этом учит апостол в том же послании: Кол.1:20–22:2:13, считали себя достойными чтить только Ангелов. Но таково ли наше почитание Ангелов? Мы почитаем их как духов, посылаемых от Бога на служение нашему спасению: Быт.19:15–16; Деян.5:19; Евр.1:14.

Евр.1:14. «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?».

Объяснение. Этим словам не противоречит почитание, которое воздаётся Ангелам православной Церковью, ибо они служат не людям только, но Богу и Христу и, по словам апостола, достойны чести от людей: Рим.14:18; Мф.18:10; Откр.8:3–4.

Откр.8:3–4. «И пришёл иный Ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом.

И вознёсся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога».

Объяснение. Для уяснения этого места необходимо обратиться к параллельному месту Ветхого Завета: Чис.16:46. Как там, так и здесь разумеются молитвы ходатайственные, отвращающие от людей окончательную гибель. К молитвам святых присоединяется фимиам, который имеет особенное свойство направляться вверх, и то же свойство приписывается и молитве людей: Пс.140:2. Присоединяясь к благоуханию жертвы Христовой: Еф.5:2, ходатайственные молитвы святых легко возносятся пред Богом рукой Ангела (здесь основание для почитания Ангелов).

Откр.19:9–10. «И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званные на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии.

Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись, ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества».

Объяснение. Святой Иоанн объят был великой радостью, внимая вести о брачной вечере Агнца: ст.2:9. В этом духовном восторге он очевидно принял Ангела, говорившего с ним, за Самого Господа, за Самого Победителя тёмной силы, почему и устремился воздать ему поклонение. Ангел должен был отказаться от поклонения, воздаваемого с таким расположением. Божеское поклонение можно и должно воздавать Одному Богу. Однако это нисколько не противоречит тому, что можно и должно почитать преклонением главы и всего тела не только небесных духов, но и святых: Мф.18:10; Рим.14:18; 1Пар.21:16; Тов.12:12.

Откр.22:9. «Но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я – сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей: Богу поклонись».

Объяснение. Как в присутствии царя земного нельзя кланяться вперёд слуге царскому, так и здесь, в присутствии Сидящего на престоле (Откр.21:5), Ангел не мог принять от Иоанна поклонения и потому сказал: Богу поклонись. Но почитание святых Ангелов, как слуг Божиих, имеет для себя основание в Священном Писании: Нав.5:14; Суд.13:20; 1Пар.21:16; Рим.14:18.

Втор.4:19. См. объясн. Деян.7:42.

Втор.17:3 и 4Цар.23:5. «И пойдёт и станет служить иным богам и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел».

Объяснение. Святые Ангелы называются не «воинством небесным», а «воинством Господним»: Нав.5:14–15; следовательно, здесь осуждается поклонение «воинству небесному» – светилам небесным (сабеизм). За чествование же святых Ангелов благочестивые люди получили благословение Божие: Нав.5:14 ср. 6:19; Суд.13:20 ср. 13:23–24.

Иер.19:13 и Соф.1:5. «И домы Иерусалима и домы царей Иудейских будут, как место Тофет, нечистыми, потому что на кровлях всех домов кадят всему воинству небесному и совершают возлияния богам чужим».

Объяснение. Здесь опять-таки под «воинством небесным» разумеются светила небесные и осуждается поклонение этим светилам: Деян.7:43. Между тем как Ангелы Господни называются не «воинством небесным», а «воинством Господним»: Нав.5:14, и потому к чествованию святых Ангелов эти слова пророка можно относить только вследствие заблуждения, проистекающего от смешения понятий «о воинствах» небесных и Господних. За чествование святых Ангелов благочестивые люди, как выше доказывалось, получили благословение Божие: Нав.6:19; Суд.13:20. Много и других мест Священного Писания, свидетельствуют в пользу почитания и призывания в молитвах святых Ангелов, как, напр.: Нав.5:15; Быт.19:1; Тов.12:12 и друг.

Ангелы хранители

Мф.18:10–11. «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.

Ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее».

Объяснение. И из этого места Писания видно, что Ангелы хранители существуют у людей, а из других видно, что они посылаются на служение тем, кто хочет наследовать спасение: Евр.1:14; Деян.12:15; Тов.5:4–5; благочестивые люди кланялись Ангелам до земли: Нав.5:14; 1Пар.21:16.

Ангелы как служебные силы

Кол.2:20–22. «Если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:

«не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся», – что всё истлевает от употребления, – по заповедям и учению человеческому?».

Объяснение. В связи с предшествующими (ст.18–19) и последующим (ст.23) эти слова апостола являются обличением для самовольного, не основанного на Слове Божием и на повелениях Церкви «служения», в котором, с одной стороны, отвергалось значение заслуг Христовых и отрицалось совершённое Христом приведение человечества к Богу: 1Пет.3:18, а с другой – надежда полагалась на помощь Ангелов и на изнурение тела, как начала злого, стоящего преградой между человеческим духом и небесными духами. Православное почитание святых Ангелов совершенно отличное, они почитаются как служебные духи для спасения людей: Евр.1:14; Лк.15:10, ибо они возносят наши молитвы к престолу Божию: Откр.8:3–4. Само Слово Божие показывает нам примеры чествования святых Ангелов: Суд.13:20; 1Пар.21:16 и др.

Основные места Священного Писания в учении о почитании святых Ангелов, которые необходимо заучить наизусть

Мф.18:10. Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.

Лк.15:10. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

Евр.1:14. Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

Быт.19:1. И пришли два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли.

Нав.5:14. Он сказал (ангел): нет, я вождь воинства Господня, теперь пришёл (сюда). Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился, и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему.

Суд.13:20. Когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и жена его пали лицем на землю.

Возражающим против того, что мы теперь никогда не видим Ангелов, следует ответить словами апостола:

Мы ходим верою, а не видением. 2Кор.5:7.


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle