Пророк Софония

Источник

Пророк Софония, сын Хуция, сына Гедалии, сына Амарии, сына Езекии, как полагают, – Езекии, царя иудейского1, проходил служение своё в дни Иосии, сына Амонова, царя иудейского (Соф. 1:1), царствовавшего от 641–610 г. пред Рожд. Христ. С таковым определением времени деятельности пророков согласуется как помещение его книги в ряду малых пророков – между Аввакумом с одной стороны и Аггеем с другой; так равно и содержание его пророчеств. По 2, 13–15 ст., где пророк возвещает погибель царству Ассирийскому и столице этого царства Ниневии, как это царство, так и столица его представляются существующими ещё во всей своей могучей крепости. Погибель же их совершилась не ранее, как в последние годы Иосии, а может быть даже и по смерти его. Затем, находящееся в книге пророка изображение нравственного развращения, господствовавшего в его время в Иерусалиме, во многом сходится с изображением этого состояния у пророка Иеремии, который выступил на поприще своей деятельности в 13-й год царствования Иосии. Согласно с Иеремиею, Софония рядом с почитанием Иеговы (Соф. 1:5 ср. Иер. 6:20) говорит об идолослужении (Соф. 1:4, 5 ср. Иер. 7:17, 18); о ложных клятвах Иегове и клятвах идолами (Соф. 1:5 ср. Иер. 5:2; 7:9, 5:7; 12:16); о преступном владении законом (Соф. 3:4 ср. Иер. 8:8); о глубоком нравственном развращении, которое проникло во все сословия, – в царский род, князей, пророков и священников (1, 4, 8, 9; 3, 3; ср. Иер. 2:8, 26). Согласно с Иеремиею, он обозначает народ Израилев, как народ бесстыдный (2, 1; 3, 5 ср. Иер. 3:3; 6, 15; 8, 12) и Иерусалим, как город возмутительный (Соф. 3:1, 5 ср. Иер. 4:17; 5:23), как город обагрённый кровью и очернённый мерзостью идолослужения (Соф. 3:1 ср. Иер. 2:22, 23, 34), как город, насильствующий вдов и сирот, как город, дома которого полны добра, добытого путём неправды (Соф. 3:1 и Соф. 1:9 ср. Иер. 5:27; 6:6). Такое сходство между пророками свидетельствует о том, что Софония пророчествовал при тех же обстоятельствах и при том же состоянии народа, при каких обстоятельствах и при каком состоянии народа начал свою пророческую деятельность и Иеремия, т. е. согласно с надписями их книг оба пророчествовали во время царствования Иосии. Более точно определить время деятельности пророка Софонии довольно трудно. В 1-й гл., 4-м ст. своей книги пророк говорит об обещании Божием изгладить совершенно с места остатки Ваала. Из этого видно, что в то время, когда пророк говорил о сем обещании Божием, идолослужение Ваалу уже не стояло во всём своём непоколебимом господстве и повсеместном владычестве во всём иудейском царстве. Если бы идолослужение это сохраняло ещё в это время всю свою силу, какую оно имело прежде; то пророк о мерзости его выразился бы иначе и гораздо сильнее, чем как он сделал это в 4 и 5 ст. 1-й гл. Затем, упоминая в 5-м ст. 1-й гл. о существовании ещё поклонения на крышах воинству небесному, пророк в 3-й гл. ст. 4 говорит о том, что священники сквернят святыню. Такого рода замечание пророка о священниках даёт повод думать, что во время пророчествования Софония, рядом с идолослужением в Иудейском царстве, начало снова входить в свою силу забытое было совершенно почти почитание Иеговы. Мысль эта в своей верности ещё яснее выступает из упрёка, какой пророк в 1-й гл. ст. 5-м высказывает народу в том, что он (т. е. народ), клянясь Иегове, клянётся в то же время царём своим (т. е. идолами, как это мы ниже увидим). Отсюда можно с вероятностью заключить то, что пророк совершал свою деятельность в то время уже, когда Иосия начал восстановление истинного богопочтения и искоренение идолослужения. Но Иосия, по точному повествованию книги Паралипоменон (2Пар. 34:3–7), начал это дело в 12-й год своего царствования, а в 18-й – год приказал восстановить храм в его прежнем виде, при чём найдена была книга закона, чтение которой столь глубоко подействовала на царя, что он не только совершил с особенною торжественностью праздник Пасхи, но повелел ещё уничтожить и последние следы идолослужения в Иерусалиме и во всём царстве Иудейском (4Цар. 23:24). Значит, пророчества Софонии произнесены пророком не ранее 12-го года царствования Иосии, а по всей вероятности даже после 18-го года, т. е. после очищения храма от идольских мерзостей, поставленных в его дворах, после полного восстановления храма и после торжественного совершения праздника Пасхи. Книга пророка Софонии содержит в себе не две или три отдельные пророческие речи; но только главное существенное содержание речей, устно произнесённых пророком. Временно-исторический повод к своему пророчествованию пророк находил в нравственной развращённости Иуды и Иерусалима, в глубоком погружении народа Божия в идолопоклонство и в упорном ожесточении его против всех усилий пророков и благочестивого царя Иосии – воспрепятствовать нечестию в его распространению по всему царству и через то предотвратить от Иуды уже Моисеем и другими пророками предсказанных суд отвержения народа и рассеяния его между язычниками. На основании указанного направления народа с одной стороны и пророческого свидетельствования своих предшественников с другой, пророк Софония, по внушению Духа Божия, предвещал близкое наступление великого и страшного дня Иеговы, имевшего начаться для Иуды и окружающих его ближних и дальних языческих народов всемирными завоеваниями и походами Навуходоносора, царя Вавилонского. «Всё истреблю с лица земли, говорит Иегова», пророчествовал от лица Божия Софония; Я совершу столь же всеобщий и столь же страшный суд, сколь всеобщ и сколь страшен был суд потопный. Как там Я угрожал истребить с лица земли все существа, которые Я сотворил, – истребить от человека до скотов и гадов, истреблю птиц небесных и рыбу морскую». Вместе с истреблением беззаконников, Бог угрожает истребить «соблазны», все предметы как грубого, так и более утончённого идолослужения, – «все дела нечестия» (ср. Мф. 13:41). И так как суда заслуживают только люди-грешники; неразумная же природа только за грех и через грех человека, а не сама по себе подверглась тлению (Рим. 8:20–22); то для выражения этого ещё раз и отдельно угрожает Бог беззаконникам; «изглажу людей с лица земли», утверждает Он (Соф. 1:2–3). Этот суд, имеющий совершиться над всем миром и всеми его обитателями, прежде всего и по преимуществу обрушится на Иуду, как народ богоизбранный, но своим нечестием глубоко оскорбивший Бога, и на Иерусалим, как на место обитания Божия, но место осквернённое идолослужением. И вот, продолжает Бог устами пророка: «Я Иегова, простру руку Мою», с целью истребить беззаконников (сн. Втор. 4:34; 5,15; Ис. 5:25; 9:12–17; 10:4; 14:26, 27), «на Иуду и на всех жителей Иерусалима и изглажу с места сего остатки Ваала», изглажу всё, что ещё осталось не уничтоженным как от грубого, так и более утончённого идолослужения, изглажу «имя жрецов», – этих лиц, поставленных царями иудейскими для отправления служения на высотах и нечестивого символико-идолопоклоннического служения Иегове (см. 4Цар. 23:5; Ос. 10:5), « и имя священников», жрецов в собственном смысле идольских, отправлявших только идолослужение. Вместе с идолами и их жрецами Бог угрожает изгладить с места, стереть совершенно с лица земли и всех идолопоклонников и во 1-х совершенных идолопоклонников, «поклоняющихся» через возжигание курений (Иер. 19:13) и чрез принесение закланных жертв (4Цар. 23:12) «на крышах», или точнее, на алтарях, устроенных на плоских кровлях домов, «небесному воинству»2, – и во 2-х поклонников, которые идолослужение Ваалу соединяют с истинным богопочтением (3Цар. 18:21), «которые клянутся царём своим» (Ваалом, который на надписях прямо называется царём, – Movirs, Phöniz (15, 171, 7), при клятвах призывают имя царя – Ваала, как Бога; таким образом кланяясь Иегове в верности Ему, в подтверждение истинности своей клятвы призывают имя идола. Наконец Бог угрожает изгладить ещё третий класс людей, – презрителей Бога, которые индифферентно совершенно холодно, безразлично или безучастно относятся к делу религии, «которые от Иеговы и которые не помышляют об Иегове и не ищут Его» (1, 4–6). Угрожаемый суд наступит скоро. Все должны подчиниться ему, все должны ожидать его в смиренной и молчаливой покорности определениям Иеговы, всевластного управителя мира. «Умолкните», требовательно взывает ко всем пророк, «пред лицем Господа Иеговы; ибо день Иеговы близок (ср. Иоил. 1:15) и Бог», как совершитель суда, «приготовил (уже) жертву» (ср. Ис. 34:6; Иер. 46:10; Иез. 39:17) – народ Иудейский, «освятил званных Своих», освятил на войну народы (ср. Ис. 13:3; Иер. 22:7), долженствующие пожрать Израиля (ст. 7). Никто в Иерусалиме не избежит погибели; все, кто в каком состоянии бы ни был, будут закланы. «В жертвенный день Иеговы», говорит Бог устами пророка, «Я воззрю на князей», – на глав родов и фамилий, облечённых высшими государственными должностями, «и на сынов царских», – на всех вообще членов царского дома, «и на всех» тех, которые, подражая нравам и обычаям упомянутых князей и царских особ, вместе с ними одеваются «в чужеземную одежду», свидетельствуя этим о внутренней, общей сердечной привязанности к чужеземным, языческим нравам и обычаям. «Я воззрю в тот день», продолжает Бог, «на всякого» нечестивого царского слугу, «перескакивающего через порог», внезапно и с насилием врывающегося в чужой дом с целью отнять чужое добро,– воззрю «на всех, наполняющих» таким образом «дом владыки», царя «своего» чужими сокровищами, захваченными ими «посредством насилия и обмана». «И будет в тот день, говорит Иегова», слышан на Сионе «вопль от ворот рыбных3 и вой от нижнего города»4, «и большое разрушение», и шум великого неприятельского разрушения «от холмов», окружающих нижний город Везефы и Гарева. «Рыдайте живущие в ступе» (по всей вероятности, в той долине, которая спускается между Акрою на западе Везефою и Мореа на востоке и доходит до Силоамского источника); ибо «весь народ Ханаанский», т. е. весь торговый народ Иудейский, живущий в этой лощине, по своей страсти к торговле и ростовщичеству нравственно сроднившийся с купцами Финикийскими, или Ханаанскими, «исчез»; «погибли все» торговцы, «навьюченные», обременённые неправедно добытым «серебром». Чтобы никто из жителей Иерусалима не избежал суда, «в то время», угрожает Бог, «Я пересмотрю Иерусалим со светильником», произведу самый наистрожайший пересмотр самых сокровенных мест и жилищ презрителей Бога, «и посещу» Своим наказанием «людей, ссевшихся на дрожжах своих», людей, которые подобно старому вину, ссевшемуся на своих дрожжах, не сцеженному, удерживающему потому свой вкус и запах, даже и в том случае, если его переливают в другой сосуд (Иер. 48:11), упорно удерживают свой нравственный и религиозный индифферентизм, «которые», в плотском спокойствии своего земного счастья, «говорят в сердце своём»: нет на земле никакого Бога, Управителя миром и Судии его; всё в мире совершается по случаю или мёртвым законам природы; Бог, живущий на небе, не проявляет Своей деятельности на земле; подобно бездушным идолам (ср. Ис. 41:23; Иер. 10:5), он «не делает ни добра, ни зла». Таковым-то людям, отвергающим действие Божие в мире, а с тем вместе необходимо отвергающим и существо Божие, Бог и покажет Себя Управителем и верховным Судиею мира; Он предаст» имение на разграбление, а домы их на запустение», так что они испытают на себе истинность наказаний, которыми Он угрожал издавна презрителям Его имени (Лев. 26:32, 33; Втор. 28:10, 39; Амос. 5:11; Мих. 6:15): «они построят домы, а жить в них не будут; разведут виноградники, а вина из них пить не будут» (1:8–13). И всё это придёт очень скоро. «Близок», возвещает пророк, «великий», по своим действиям «день Иеговы», день Его суда, «близок и весьма спешит, уже слышан день Иеговы»; по своему действию это – «день скорби и стеснения» (ср. Иов. 15:24), день опустошения и запустения (ср. Иов 38:27; 30, 3); день несчастия: «день тьмы и мрака, день облачный и пасмурный» (ср. Иоил. 2); по своему свойству – это «день трубы и военной тревоги» к нападению «на укреплённые города и на высокие башни», к овладению ими и разрушению их (Амос. 2:2). В это время Бог так стеснит людей (ср. Втор. 28:52), приведёт их в такое отчаянное положение, что они от страха совершенно растеряются «и будут ходить как слепые» (ср. Втор. 28:29), будут искать какого-нибудь выхода из беды и не найдут. Так поступит с ними Иегова, «потому что они согрешили против Иеговы» чрез отпадение от Него, чрез идолослужение и чрез преступление Его заповедей, чрез нерадение о них (ср. ст. 2–14). Самая же беда будет состоять в том, что «кровь их прольётся, как песок», будет проливаться без всякого сожаления, как вещь ничего нестоящая (Ср. Цар. 13:7) «и их трупы будут как навоз», дочиста вытасканный из хлевов (ср. 3Цар. 14:10) и валяющийся на поле (ср. Иер. 9:21). Ничто не спасёт от этой беды. Нельзя будет умилостивить в день гнева Божия врагов ни серебром, ни золотом; ни то, ни другое «не сильно будет спасти их в день негодования Иеговы» (ср. Ис. 13:17; Иер. 4:30; Иез. 7:19), несильно потому, что Господь определил совершить суд над всею землёю и потому не будет народа, у которого бы можно было найти спасение себе, «огнём ярости Его поедена будет» неизбежно «вся земля; ибо Он совершит и конец внезапный всем жителям земли» (ср. Ис. 10:23) (1:14–18). Единственное действительное средство спастись от погибели состоит в обращении к истинному Богу и служении Ему в правде и смирении. Так как суд обрушится по преимуществу на Израиля; то с этим средством пророк и обращается к сему народу: «Войдите в себя»; увещевает Он, «и осмотрите себя», сознайте свою нечистоту, свою греховность, вы «народ бесчувственный», покайтесь и обратитесь к Богу, пока ещё есть время ко спасению, «пока ещё не родилось», не пришло к своему осуществлению «определение» Божие о вашей погибели, – а оно, нужно заметить, близко уже к осуществлению, «день» суда Божия «летит как солома», гонимая сильным ветром, – так спасайтесь, «пока ещё не постиг вас палящий гнев Иеговы, пока ещё не наступил для вас день гнева Иеговы». В виду этого гнева, в виду быстро приближающегося суда Божия, особенно вы «смиренные (οἱ πραε͂ιςАмос. 2:7; Ис. 11:4; Ис. 36:11) земли, убеждает пророк, вы поступающие по закону Иеговы, теперь в это тяжёлое для земли» время ещё с большею ревностью «взыщите Иегову», ещё с большим рвением «взыщите правду, взыщите смирение». И только в таком случае, только под условием вашей усиленной деятельности на пути истинны и добра, вы, «может быть, укроетесь», может быть, будете помилованы и спасены «в день гнева Иеговы» (2, 1–3), который обрушится страшно на всю землю. «Ибо Газа будет разорена, и Аскалон запустеет, Азот в полдень», т. е. внезапно, когда он того и не ожидает совсем (ср. Иер. 15, 8), «разграбят и Екрон искоренится».5 Касаясь городов, суд коснётся и жителей земли Филистимской. «Увы», предвещает пророк, горе народу Филистимскому в лице отдельной ветви его – народа Крефейского, жившего при Средиземном море, на юго-западном участке земли Филистимской, «жители приморской полосы, народ Крефейский»! «Се слово Иеговы», суд Его «на вас ханаан, земля Филистимская». Ты, населённая и по происхождению и по нравственному направлению ханаанским народом, должна разделить участь погибшего Ханаана от руки Божией чрез евреев: «истреблю тебя», угрожает Бог чрез пророка, оставлю без жителей. «И тогда» приморская полоса земли сделается долиною для пастушеских пещер, «выкапываемых под землёю для защиты от солнца, и местом» «для овчих дворов». «Достанется полоса сия остатку дома Иудина», спасённому от погибели среди суда части народа Божия; «там они будут пасти» свои стада, а «в домы Аскалона приходить вечером на покой»; ибо, прибавляет пророк, «Иегова Бог их посетил их» Своею милостью, после совершения исправительного суда над ними, заботливо примет их под Своё покровительство «и возвратит их плен» (сн. Ос. 6:11; Амос. 9:14), возвратит пленников в свою землю (2, 4–7).

Наряду с народами, живущими на западе, относительно обетованной земли, суду Божия наказания подвергнутся и народы востока. Моав и Аммон – два народа, связанные между собой по своему происхождению от двух братьев, – сыновей Лота родственными узами и поэтому, а равно и по своему одинаковому и постоянно враждебному отношению6 к народу Божию, составляющие как бы один народ, за свои насмешки и ругательства над Израилем, когда тот находился в нужде и стеснённом положении, понесут тяжёлое наказание карающего Судии. «Слышу Я», говорит Бог чрез пророка, «насмешки Моава, поношения (словом и делом) сынов Аммоновых, как они поносят народ Мой и дерзают вступать в пределы их» с тем, чтобы завладеть землями их (ср. Амос. 1:13) «И потому жив Я! (клянусь жизнью своею), говорит Иегова воинств, Бог Израилев: Моав будет тоже, что Содом, и сыны Аммоновы тоже, что Гоморра»; они понесут такую же участь, какую понесли смежные с ними, некогда славные города Содом и Гоморра; на место плодоносной земли, на место цветущих городов и селений, полных весёлым, могучим народом, явится «поляна, заросшая колючими растениями и солёная копь (см. Втор. 29:22) и вечная пустыня». За то, что Моав и Аммон постоянно стремились возобладать над народом Божиим; за это они сами подпадут власти этого народа: «оставшийся» от погибели среди суда Божия «Мой народ», говорит Бог, «разграбит их, и уцелевшие люди Мои наследуют их» (сделают оба народа своим достоянием, своими рабами (ср. Ис. 14:2; 61, 5) (2:8–10).

Таким образом суд Божий, наказывающий народы языческие на западе и востоке относительно Палестины, – наказывающий за то, что эти народы с своими идолами хотели восторжествовать над Израилем и его Богом – Покровителем, в конце концов приведёт к владычеству над ними спасённого среди суда остатка Израилева. Это владычество наступит тогда, когда Господь возвратит плен (2, 7) Израилев, т. е. когда продолжающееся ещё до сих пор отвержение Израиля окончится, и когда Он чрез своё обращение ко Христу снова будет введён в права народа Божия. Следовательно, владычество разумеется духовное7 имеющее совершитсься чрзе принятое в общество духовног Израиля язычников, обратившихся при суде над ним к живому Богу, а потому и спасённых от всеобщей погибели нечестивых идолопоклонников, презирающих истинного Бога. Раскрывая эту мысль, пророк и говорит: «страшен Иегова над ними», т. е. вышеупомянутыми языческими народами, – страшен в то время, когда Он открывает Себя в полном Своём величии всемирного Судии, страшен потому, что Он «уничтожит всех «богов земли», совершая суд, уничтожит те народы и царства, которые опираются на этих богов. Уничтожая их, Он явно обнаружит ничтожество богов и приведёт все народы к познанию только Его Одного истинным Богом (Мих. 5:12); и они «поклонятся Ему», приходя «каждый» индивидуум, каждый отдельный член народа, «из места своего» во Иерусалим (сн. Ис. 2:2, 3; Мих. 4:1; Зах 14:16) духовный, в царство Божие, или Церковь Христову, – поклонятся Ему «все острова язычников» (2:11). С тою же целью суд Божий распространится и народы юга, представителем которых является у пророка живущий на дальнем от земли обетованной юге Куш, или Ефиопляне8. «И вы Ефиопляне», возвещает пророк от лица Божия, – «будут они убиты мечём Моим», что и начало исполняться судом Божиим над Египтом чрез Халдеев (см. Иез. 30:4–9 ср. Ioseph. Ant. X, 11) и что продолжается даже до обращения этого народа ко Господу; начало которого мы читаем в Деян. Апост. 8:27–38.

Не избегут этого грозного и вместе благодетельного суда Божия и народы северные, представителем которых пророк выставляет Ассура, совершавшего свои нашествия на землю обетованную с севера. И так как Ассур, во время деятельности пророка Софонии, обладал ещё всемирною властью; и так как он желал и стремился угичтожить царство Божие в Иуде; то пророк, изрекая Божие определение о погибели этого могущественного народа, высказывает его первоначально в форме личного желания, выражая этим настоятельную потребность народа Божия в погибели этого опасного для него врага, и затем уже переходит к прямому, положительному изречению последствий суда, имеющего совершиться над Ассуром. «И простёр бы Он», т. е. Иегова, говорит пророк, «Свою руку на север и погубил бы Ассура, Ниневию сделал бы степью дикою как пустыня, – степью, в которой живут только дикие звери. Когда это осуществится, тогда среди неё «будут покоиться стада, всякие животные в куче; пеликан и ёж будут покоиться на её капителях», т. е. на капительях столпов, уцелевших от разрушенных дворцов; «из окон» будет слышан «голос поющих» птиц, «на пороге» будет видимо «запустение» – не будет видно тут ни одного живого существа: «ибо кедрове дело Он (Иегова) обнажил», дворцы и великолепные здания Он разрушил и ободрал со стен их драгоценную их обложку. Такая-то судьба постигнет «город ликующий», город в котором постоянно было шумное торжество народного множества, город «живущий беспечно», город дошедший до самолюбия и «говорящий в сердце своём: я, и кроме меня нет ещё». «Увы, он сделается пустынею, логовищем для зверей. Всякий проходящий мимо него», видя его несчастие, видя его разрушение и опустошение, «свистнет и рукою махнёт», выражая этим свою радость и своё изумление и вместе подтверждение того, что постигшая город беда вполне им заслужена (2:12–15).

Представив пред лице народа всемирный суд Божий, как доказательство неизбежности грозного суда Иеговы для Израиля, пророк снова обращяется к Иерусалиму: снова говорит ему, что если кто, то именно этот город по преимуществу должен подвергнуться очистительному суду Божию, так как он полон нравственного растления: «Горе», звывает пророк, «упорному и очернённому «грехами и злодеяниями» (ср. Ис. 59:3) городу губителю! Он не слушает гласа Иеговы, раздающегося в законе и слове пророческом (ср. Иер. 7:28), «не приемлет увещания», относясь холодно и презрительно к закону и заповедям Иеговы; «он презрительно также относится и к обетованиям Божиим»; он не надеется на Иегову, не надеется на его евангельские обетования; он не верит в них, и чрез то «к Богу своему не приближается». Таково по своему направлению всё население города; не лучше в этом отношении и власти городские, как гражданские, так и духовные: «князья его в нём – это львы рыкающие» на бедных и слабых людей с тем, чтобы пожрать их ср. ???? 28:15; Иез. 19:3; Наум. 2:13); «судьи его» так же жадны, как «вечерние волки», которые пойманную вечером добычу пожирают тотчас же и «не отлагают к утру костей», с тем, чтобы тогда их съесть. «Пророки у него», не призванные к пророчеству Божественным голосом, «пустословы» (ср. Мих. 2:11; 3:5, 11), «люди притворные», которые обманывают народ, высказывают пред ним мысли своего сердца так, как будто бы это было Божественное откровение, и чрез то самое укрепляют его в богоотступничестве: «священники у него оскверняют святыню», оскверняют всякое освещённое дело и действие и, поступая таким образом, попирая предписания закона о святом и несвятом, чистом и нечистом, насилуют, «разрушают» самый «закон» ср. Иез. 22, 23, 26. Так нечествует Иерусалим, не обращая внимания на то, что Иегова ежедневно открывает ему «свою правду». Среди беззакония, наполняющего город, «Иегова» пребывает «праведен» в своей деятельности, в то время, когда народ Его постоянно нарушает правду Его, – постоянно поступает неправедно, – «Он не делает неправды» (ср. Втор. 32:4), и «Свою правду являет на свет каждое утро, – не пропускает», – ежедневно, неопустительно чрез пророков возвещает народу Свой закон и Свою правду; «но беззаконник», народ погрязший в неправде, «не знает стыда», не внимает Божией правде и не стыдится своего гибельного состояния. Поэтому Бог иначе проявит такому беззаконному народу Свою правду; прежде Он проявлял её чрез слово пророческое, а теперь проявит её чрез всемирный суд. «Я», говорит Бог чрез пророка, «истреблю народы» все вообще. «Зубцы их» укреплённых стен и башен (синекдохическое обозначение вообще ровной земли) «сделаются пустыми и никто более не будет ходить по ним»; «города их будут разорены», так что там «не будет более никакого человека, никакого жителя». Совершая же суд над всеми народами, Бог тем более совершит суд на своим избранным народом, оставшимся упорным в своём нечестии, не смотря на все увещания и предостережения со стороны Бога, какие Он делал ему чрез закон и пророков: «Я говорил», возвещает Бог, «дочери Сиона», населению города Иерусалима: «бойся только Меня и жилище её (дочери Сиона) не будет истреблено, по всему, что Я предназначил против неё, – «она освободится от того рода, или образа наказания, какое Бог определил ей за её нечестие; «но они», жители Иерусалима, не смотря на ежедневные увещания Божии, не смотря на постоянные предостережения Его, ревностно, «скоро развратили все свои действия, так что Иегова после всего этого находит единственное средство к спасению человека, – это очистительный суд, губящий нечестивых и спасающий людей верных Ему, людей смиренных. Поэтому, пророк от лица Божия снова обращается к смиренным земли (2, 3) и ободряет их от имени Божия с терпением ожидать Бога, идущего судить мир: «Итак, ждите Меня, говорит Иегова», твёрдо надейтесь на Бога все, ожидающие от Него спасения себе, с твёрдою верою «ждите дня, когда возстану для добычи, когда чрез суд очистительный дам народам чистые уста для призывания Моего имени и таким образом чрез суд получу в добычу Себе из среды всех народов души желающие и ищущие спасения (ср. Ис. 53:12; 52:13; 49:7). Таким образом, ожидающие Иегову и надеющиеся в Нём получить спасение будут спасены; но что же касается упорных и ожесточённых грешников; то они чрез суд будут уничтожены: «ибо Моя правда», которую Я ежедневно являл чрез закон и пророков, требует того, чтобы «собрать народы, созвать» в одно место «царства, излить на них негодование Моё, весь жар гнева Моего», чтобы просеять людей, грешников уничтожить, а раскаявающихся обратить к Себе и сделать их истинными чтителями Иеговы. Этот суд Божией правды будет суд страшный и всеобщий: «ибо огнём ревности Моей», говорит Иегова, «съедена будет вся земля» (3:1–18).

Но этот суд будет и самый богатый своими добрыми последствиями. «Ибо», говорит Бог, «тогда Я дам народам чистые уста», сердце их, как исходище всех желаний и стремлений, выражаемых чрез уста, будет перерождено, обновлено, очищено от всякой греховной нечистоты, – для того, чтобы они не высказывали более своими устами каких-либо порочных желаний, каких-либо нечистивых стремлений, не произносили имён идолов (ср. Ос. 2:17; Ис. 15:4), а напротив «чтобы все они», своими чистыми устами, торжественно и от всего сердца призывали имя Иеговы и служили ему единодушно». Служение это проявится в том, что из самых отдалённых стран, «из-за рек Ефиопских (Нил и Астаборас с их притоками) они принесут Мне моих поклонников, дщерей Моих рассеянных», – общество состоящее из рассеянных членов народа Богоизбранного – они принесут «как дар», как жертву, как её приносят сыны Израилевы (ср. Ис. 66:20); они призовут или обратят к живому Богу рассеянных членов Израиля9. «В тот день», обращается Бог к дщери Сионовой, «ты», как очищенная и освящённая Иеговою, «не будешь в стыде от всех дел твоих, какими ты согрешила против Меня»; потому что не будешь уже больше совершать таких дел; потому что не будут уже среди тебя больше обитать беззаконные люди; «ибо тогда Я», говорит Бог, «удалю из среды тебя гордых» – судей, священников и ложных пророков (3, 3 и 4), – этих развратителей, «ликующих» о твоих греховных делах и злых стремлениях, «и ты не будешь уже тщеславиться на горе Святой Моей» (ср. Ис. 11:9). «И оставлю среди тебя народ бедный и убогий», – народ, уцелевший от суда погибели и собранный в Иерусалим из разных стран рассеяния, – народ, который в противоположность гордым, надеющимся на свою силу, тщеславящимся своими добродетелями, полон чувств безсилия относительно своего нравственного исправления, полон сознания, что спасением своим он обязан единственно только милосердному Богу, а потому всегда и во всём «он надеется на Иегову» Бога, Спасителя своего. Таковой-то «остаток Израиля», эта ἐχλογὴ народа Божия «не будет делать неправды, не будет говорить лжи и не найдётся в устах их языка лукавого». Подобно Богу, который «не делает неправды» (3, 5), подобно рабу Иеговы, у которого «в устах нет лукавства» (Ис. 53:9), – и этот остаток ни словом, ни делом не будет совершать ничего нечистого и чрез то самое сделается народом святым, вполне соответсвтующим божественному призванию Израиля (Исх. 19:6). О святости народа, его всецелой чистоте и Богоугодности будет свидетельствать жизнь этого народа, – жизнь счастливая и спокойная, «ибо они», обещавает Бог, «будут пастись», как стадо (ср. Мих. 7:14; Лук. 12:32), защищаемые и охраняемые своим пастырем – Самим Иеговою; оттого не боясь врагов, «будут покоиться и никто не потревожит их», ибо Сам Господь будет защищать их (ср. Мих. 4:4)10. И так «торжествуй дщерь Сиона», взывает Бог, переносясь к тому времени, когда Он восстановленному остатку Израиля даст блаженную жизнь: «ликуй Израиль, веселись и радуйся дщерь Иерусалима!» Иегова снова восстановляет разорванный с тобою союз Свой благодатный, «Он отклонил суд твой, уничтожил твоих врагов», совершителей этого суда. Находясь под властью врага, Израиль лишился было благодатного владычества над собою Бога своего, теперь, с уничтожением врагов его, Бог снова делается Царём его, Он снова обитает среди его общества; вследствие чего Израиль зла более больше не увидит, более не испытает уже никакого несчастия. Все обитатели Иерусалима в тот день вполне могут быть названы людьми небоящимися: «В тот день скажут Иерусалиму: не бойся Сион; да не опускаются руки твои», как они опускаются от ужаса и страха у людей при виде приближающейся беды (Ис. 13:7). Так говорить Иерусалиму будут потому, продолжает пророк, что «Иегова, твой Бог, среди тебя; Сильный спасает тебя», – и спасая, питает самую сильную и горячую любовь к своему спасаемому (ср. Ис. 62:5; 65:19), а потому и радуется спасению Своего возлюбленного. «Он радуется о тебе», говорит пророк дочери Сионовой, «и веселится». – Предмет Его любви так любезен Ему, так восхитителен для Него, что погружаясь в созерцание его и наслаждение им, Он «умолк в Своей любви» к нему; в молчании, Своим взором, полным любви покоится на нём; но восторг Его в то же время так велик, восхищение от созерцаемого любимого предмета так сильно, что Он не в состоянии более сдерживать Себя и открыто, громко выражает Свою любовь: «радуется о тебе», говорит пророк, «с восторгом»11. Но всё это принадлежит народу, очищенному чрез суд и спасённому, – таким образом принадлежит временам будущим; в ближайшем же к пророку времени предстоял народу Божию грозный суд, имевший целью, по пророчественному свидетельству Моисея и последующих пророков, рассеять Израиля между язычниками и очистить егов железной печи скорбей и страданий. Десять колен были уже отведены в плен; Иуде в ближайшем времени предстояло испытать ту же участь. Среди такого тяжёлого времени испытаний вера благочестивых людей нуждалась в твёрдом подкреплении. Таковое-то подкрепление и даёт пророк, напоминая ещё раз, что смиренные земли, страдальцы, рассеянные по языческим странам, изнывающие вдали от Сиона, снова будут собраны в любезный для них Сион и получат здесь обетованное им вечное спасение. Таковым людям устами пророка Бог говорит: «Сетующих о праздничном собрании», – людей, страдающих вдали от Иерусалима и горюющих о том, что они не могут принимать участие в торжествах народных, праздничных собраний пред лицом Иеговы, «Я соберу» на том основании, что по своему происхождению, по своему отечеству «они твои» Иерусалим, и на том ещё, что «бременем на них лежит поношение», рабство между язычниками. «Вот Я» с гневом, с наказанием «поступлю со всеми» языческими, «угнетавшими тебя в то время» народами, а тебе несомненно дарую обещанное тебе прославление: «храмлющее спасу, разогнанное» по разным странам «соберу (ср. Мих 4:6); сделаю их», – этот народ страдающий в чужих землях и собранный оттуда, – «почтенными и именитыми на всякой земле, где они были в бесславии» (ср. Втор. 26:19). «В то время Я поведу вас», обращается Бог к страждущему и спасаемому Им народу, как верный пастырь выводит своё стадо (ср. Числ. 27:17), поведу тихо, бережно, предохраняя от всяких опасностей и несчастий. Как добрый пастырь собирает своё стадо и заботливо осматривает его: нет ли между ними больных или вообще нуждающихся в пособии, с тем, чтобы если таковые окажутся, немедленно подать им нужную помощь; так и стражду щему и спасаемому Им народу, как верный пастырь выводит и вводит своё стадо (ср. Числ. 27:17), поведу тихо, бережно, предохраняя отвсяких опасностей и несчастий. Как добрый пастырь собирает своё стадо и заботливо осматривает его: нет ли между ними больных или вообще нуждающихся в пособии, с тем, чтобы если таковые окажутся, немедленно подать им нужную помощь: так и «Я соберу вас; ибо сделаю вас знаменитыми и почтенными у всех народов земли тогда, как возвращу пленных ваших» совершенно явно, «пред вашими глазами» (ср. Ис. 52:8; Лук. 2:30) (3:11–20). В изложенном обетовании взгляд пророка направляется на Израиля и на спасение, дарованное остатку Израиля. Но так как Софония не только суд возвещает над всей землёй; но в 3-й гл., ст. 9 и 10 возвещает ещё и обращение языческих народов к Иегове, живому Богу; то поэтому изображение спасения 3, 11–20 мы не должны относить только к плотски происшедшему от Авраама и от суда спасённому остатку Израилеву; но должны включать сюда и язычников, обращённых чрез Христа Спасителя к истинному Богу. В этом смысле настоящее обетование исполнилось так: спасение, которое Господь обещался чрез суд свой создать для дочери Сионовой, или остатка Израилева, началось для Иуды и для всего мира с основанием церкви Христовой чрез Него Самого, т. е. Иисуса Христа и затем чрез апостолов. В наступившем с явлением Спасителя на земле суде над миром и князем его – это спасение последовательно всё более и более расширяется чрез постепенно увеличивающееся распространение имени Иеговы и истинного Богопочтения между всеми народами земли. Во всей своей полноте и широте раскроется оно при втором пришествии Господа на землю для окончательного суда и приведения в полноту Своего царства чрез основание нового Иерусалима (Апок. 21 и 22 гл.) Правда, как суд, так и спасение остатка Израилева, ищущего Иегову и Его правду, началось ещё до явления Иисуса Христа на землю, а именно началось преданием Иуды и всех в круг ветхозаветного пророческого видения входивших народов и царств в руки Навуходоносора первоначально, а затем в руки других, следовавших за ним всемирных обладателей, и сохранением среди этих судов остатка Израилева; но эти события, при раскрытии смысла рассматриваемого нами обетования, могут быть принимаемы во внимание только как предварительные ступени, ведущие ко времени действительного исполнения, начавшегося с явлением Спасителя на землю для спасения, а с тем вместе и для суда всего человечества.

Из предложенного подробного обозрения книги пророка Софония виден план её построения. Она состоит из трёх частей. В первой части (гл. 1) говорится о близости суда над всей землёй (1, 2–7) и над Иудою в частности (1, 8–13) и затем изображается ужасность этого суда (1, 14–18). Во второй части (2–3, 8) пророк увещевает весь народ Божий к покаянию, а благочестивых в частности к постоянству и твёрдости в правде и смирении (2, 1–3) и это увещание мотивирует возвещением, что Господь как произведёт суд над языческими народами, и ближними, и дальними за бесчестие, причинённое ими Израилю, – и чрез уничтожение их силы приведёт их к поклонению Его имени (2, 4–15); так равно и в Иуде и Иерусалиме чрез истребление безбожных явит на свет свою правду (3, 1–8). Непосредственно к этому, как третья часть (3, 9–20), примыкает возвещение спасения: народы единодушно будут служить Иегове и Его рассеянный народ принесут к Нему (3, 9 и 10). Остаток Израиля, очищенный от злых беззаконников, явится истинным народом Божиим, и покровительствуемый своим Богом будет наслаждаться ненарушимым счастьем и сделается народом почтенным и знаменитым между всеми народами земли (3, 11–20). Пророчество Софонии, как видно из раскрытого содержания его, носит в себе всеобщий характер, охватывающий суд и спасение в их всецелой полноте исполнения. Оно не только начинается возвещением всеобщего над целым миром суда, из которого выходит с одной стороны суд, имеющий совершиться над Иудою за его грехи, и с другой стороны суд над народами мира за их враждебность к народу Божию; но и повсюду говорит о великом и страшном дне Иеговы, во время которого огонь Божественного гнева истребит всю землю (1, 14–18; 2, 2; 3, 8). Но не суд, как откровение Божия гнева над всеобщим растлением мира, образует центр и цель целого пророчества, – цель, которую преследует оно, есть утверждение на земле Божией правды. Суд же есть только средство и путь к осуществлению этой цели всецелого развития мира. Это ясно особенно выступает во второй и третьей части пророчества. Иегова покажет Себя страшным в суде над народами; Он уничтожит всех богов земли для того, чтобы все народы поклонялись Ему только Одному (2, 11); чрез излияние Своего гнева на царства и народы Он даст людям уста чистые, чтобы они призывали ими имя Иеговы и служили Ему единодушно (3, 8 и 9). Из Иуды и Иерусалима будут искоренены идолослужители, беззаконники и презрители Бога, затем, чтобы явилась на свет правда Божия (3, 1–7). Смиренные, поступающие по правде Божией, должны с большим рвением искать Иегову, следовать справедливости и смирению и надеяться на Иегову, – затем, чтобы чрез суд создать Себе между всеми народами чтителей Его имени, чтобы свой рассеянный народ собрать и спасённый и собранный остаток Израиля сделать святым и блаженным народом Божиим (3, 11–20). В этом всеохватывающем характере лежит основание того, почему Софония ни не называет исполнителей суда над Иудою, ни описывает их теснее, – и в изображении суда над языческими народами (2, 4–15) содержание: «все народы» индивидуализирует только названием ближних и дальних народов, живущих к западу и востоку, югу и северу. Он пророчествует не о том, или другом отдельном суде, а о суде в его всеохватывающей всеобщности, – суде, при посредстве которого Бог утвердит Своё царство на земле, распространит его и совершит. При этом Софония многократно сходится как в предметном отношении, так и в выражениях, с пророчествами более ранних пророков, и более всего с Исайею, – впрочем, сходится не так, чтобы пророчества Исайи, не исполнившиеся, или же не вполне исполнившиеся в ассирийский период суда над народами, целиком воспринял и возвестил новое и более полное исполнение их чрез Халдеев; но так, что он общие всем пророкам основные мысли суда и спасения в сокращённом обобщении снова предложил своим современникам для более сильного усвоения их в сердце и при этом заимствовал у своих предшественников и многие, наиболее меткие слова и впечатлительные выражения и употреблял их для своей цели (напр. Ср. 1, 7, Авв. 2:20; Иоил. 1:15; Ис. 34:6; 13:3). В этом отношении, т. е. в отношении образа выражения, внешнего изложения своих боговдохновленных речей Софония открывает собою ряд пророков халдейского периода, менее самостоятельных, менее оригинальных, но более примыкающих к древним образцАмос.

* * *

1

Предположение это основывают на том, что в родословиях лиц обыкновенно ограничиваются писатели библейские упоминанием имени только отца описываемого ими лица. Если же здесь, родословие доводится до четвёртого рода, до прапрадеда; то, очевидно, оттого, что отец Софонии и ближайшие предки его не были так общеизвестны и знамениты, как общеизвестен и знаменит был Езекия, – последнее лицо, до которого доводится родословие; в противном случае непонятна была бы цель такого удлинённого родословия, теперь же она становится понятной, – а, именно обратить наиболее внимание на Софонию, который происходит от предка знаменитого, всем известного. Кто же этот предок, носящий имя Езекии? Кроме знаменитого и благочестивого царя Иудейского история народа Божия не представляет нам других с этим именем лиц, чем либо прославивших себя; а потому и полагают, что Езекия, предок Софонии, есть именно царь Езекия. Что при имени Езекии не стоит предиката «царь», или царь Иудейский; то это объясняется тем, что этот предикат стоит тут же, приставленный к имени Иосии, следовательно, опущен он при имени Езекия во избежание излишнего повторения. Возражение, что между Иосиею и Езекиею проходят два рода в генеалогии царей, устраняется тем, что Манассия, сын Езекии, царствовал очень долго, а именно около 55 лет; таким образом, царствовал в продолжение почти двух поколений.

2

Поклонение звёздам было частью служение Ваалу, между тем как солнцу, луне и звёздам покланялись как носителям сил природы, боготворимых в Ваале и Ашере (4Цар. 23:5, 6); а частью – это был чистый сабеизм, или служение звёздам, которые боготворились как виновники всякого бытия и всего совершающегося в природе, и как руководители и распорядители всех вещей, находящихся под луной.

3

Рыбные ворота находились, по Неем. 3:3; 12, 39 ср. 2Пар. 33, 14 на восточной стороне стены окружавшей нижний город с северной стороны.

4

Нижний город иначе называется вторым городом и получил своё название оттого, что часть города Иерусалима, носившая это название, была построена после. Из Неем. 11:9; 2Пар. 32:5 видно, что Езекия, кроме стены, окружавшей внутреннюю часть города и построенной до него, построил другую стену. Между этими двумя стенами, и именно по холму Акра были построены дома, и эта-то часть города получила название «второй город, или нижний город».

5

В ряду упомянутых пророком наиболее важных городов земли Филистимской занимал в древности одинаковое место ещё город Геза. Но он оставлен здесь, как у Амоса 1, 6–8, без упоминания потому, что параллелизм членов допускал только название 4-х городов – и таковое число совершенно было достаточно для обозначения целого, т. е., всей вообще земли Филистимской, пророк берёт только четыре наиболее важных города этой земли и в лице их уже предрекает ей всей суд; так и для обозначения того, что суд совершится над всем язычески миром, он не перечисляет все народы земли, над которыми суд совершится, а ограничивается упоминанием только одного какого-либо народа на каждой из сторон света в отношении к Палестине, – и именно ограничивается упоминанием Филистимлян на западе (2, 5–7); Моавито-Аммонитян, как одного народа, на востоке (ст. 8–10); Кушитян на юге (2, 11 и 12) и Ассура на севере, или точнее на северо-востоке.

6

Ещё при Моисее Моавитский царь Валак хотел при помощи Валаама проклятием уничтожить Израиль (Числ. 22), за что Моаву возвещено наказание (Числ. 14:17); во времена Судей и Моав и Аммон стремились к подчинению Израиля под свою власть (Суд. 3:12–14; 10:7–10 ср. 1Цар. 11:4–5; 2Цар. 10–12 гл.); за что и были жестоко наказаны Саулом и Давидом (1Цар. 14:47; 2Цар. 8:2; 12, 30, 31); вообще, как видно из Иер. 48:26, 27, 29, 30; Ис. 16:6; 25, 11, оба эти народа при всяком удобном случае старались всеми силами навредить Израилю, а если бы возможно, то и совсем уничтожить его.

7

Что же касается до тех исторических отдельных событий, в которых упомянутые народы были побеждаемы силою оружия и покоряемы частью Халдеями, а частью Иудеями, по возвращении их из плена, – покоряемы до тех пор, доколе их земли не пришли в то запустелое состояние, в каком они находятся в настоящее время, и доколе сами они не сошли окончательно со сцены истории; то эти события могут быть рассматриваемы только как предзнаменования исполнения, но не самое исполнение слов пророка; так как Софония созерцает суд не в его отдельных моментах, а в его полном и окончательном совершении. На таковые события относить слова пророка запрещает уже то обстоятельство, что ни Филистимляне, ни Аммонитяне; ни Моавитяне, не подпали продолжительному политическому господству над ними народа Иудейского, ни тем более не были Иудою, как народом Божиим, обращены в своё достояние.

8

Ефиоплян пророк выставляет не потому, чтобы они также враждебно, как другие, выставляемые пророком народы относились к Израилю, а потому чтобы показать, что суд совершится над всеми народами, как бы не были они далёкими относительно земли обетованной.

9

Мы имеем здесь ту же мысль, выраженную только в ветхозаветной форме, какую раскрывает и апостол Павел в посл. к Римл. II-й гл., а именно , что язычникам даровано спасение между прочим с тою целью чтобы чрез то возбудить к ревностному последованию обращающимся к истинному Богу язычникам Израиля, упорно отказавшегося от благодатного призыва ко спасению. Слова пророка говорят о том благословении, которое вырастет для отверженного на время Израиля из дела принятия язычников в царство Божие, и относятся не только к миссионерской в тесном смысле деятельности христиан среди иудеев, но и ко всему, что не прямо ведёт к обращению иудеев к отвергнутому ими Спасителю. Полное и совершенное исполнение сих слов воспоследует тогда, когда, после вступления в царство Божие «полного числа (πλήρωμα) язычников» «ожесточение (πώροσις), происшедшее в Израиле только «отчасти», прекратится и «весь Израиль спасётся» (Рим. 11, 25, 26).

10

Исполнение обетования началось с появлением Господа на землю для спасения людей и всецело осуществится с Его вторым пришествием для окончательного суда и вечного блаженного царствования с праведными.

11

Человекообразное представление проявлений сильной любви.


Источник: Смирнов И. Пророк Софония // Чтение в Обществе любителей духовного просвещения. 1877. С. 279-299.

Комментарии для сайта Cackle