Азбука веры Православная библиотека протоиерей Иоанн Морев Митрополит Стефан Яворский в борьбе с протестантскими идеями своего времени: речь перед защитой диссертации «Камень веры» митрополита Стефана Яворского

Митрополит Стефан Яворский в борьбе с протестантскими идеями своего времени: речь перед защитой диссертации «Камень веры» митрополита Стефана Яворского

Источник

Речь, произнесенная 16 января 1905 года пред защитой диссертации: „Камень Веры» митрополита Стефана Яворского, его место среди отечественных противопротестантских сочинений и характеристические особенности его догматических воззрений».

Предмет нашей диссертации, на защиту которой мы имеем честь выступить пред настоящим высокопочтенным собранием, относится к знаменательной в истории нашего отечества эпохе царствования императора Петра I. Одною из выдающихся особенностей этого времени является значительное умственно-религиозное движение в русском обществе, совпавшее с общим подъёмом и напряжением народного духа... В виду того, что это религиозное возбуждение, под влиянием пришлых на Русь иноземцев принявшее направление антиправославное, послужило ближайшею причиною появления на свет «Камня веры» и определило собою некоторые внутренние особенности его содержания, мы позволяем себе обратить на него внимание своих слушателей.

Соприкосновение и знакомство русских людей с западными иноверцами началось задолго до эпохи Петра Великого. По мере того, как сам русский народ развивался в могущественное государство, поднимался в духовной силе и умственном росте, все более и более являлись нужды и открывались поводы к сближению его с западными соседями. А благодаря этому знакомству и соприкосновению, в наших предках постепенно начинало развиваться сознание превосходства этих народов в области искусства и знания. Отсюда естественно явилось стремление позаимствовать, поучиться у иноземцев тому, чего не доставало в собственной, обыденной и культурной жизни. Уже в царствование Алексея Михайловича видим на Руси много заимствований у западных народов из области цивилизации и знания1.

Понятно, что подражание, сближение с иноверцами на указанной почве открывало путь и обусловливало возможность влияния последних и на умственно-религиозное мировоззрение русских. Но из западных народов в отношении к свободе вероисповедания в особенно благоприятных условиях на Руси находились немцы-лютеране. Относительно их к концу XYII века у нас сложилось убеждение, что «лютеране и кальвины, хотя и отстоят своим еретичеством от восточного благочестия далее католиков, однако же противности от них восточному благочестию нет и в духовные дела они не вступаются»2. Поэтому лютеранам в отношении к религиозным потребностям было предоставлено более прав и привилегий, чем католикам: последние всегда должны были чувствовать над собою правительственный надзор и ограничение свободы своего вероисповедания.

Конечно, иноземцы-протестанты пользовались своим преимущественным положением в Московском государстве не для одних только временных выгод, и для одного только более прочного и обеспеченного устройства своей судьбы среди русских. Если и справедливо, что протестантство не вело у нас систематической пропаганды3, и если в протестантской общине, образовавшейся в нашем отечестве, но самому ее составу, существенным свойствам и главнейшим стремлениям, интересы религиозные не имели большого значения4, то с другой стороны несомненно и то, что оно влияло на русских уже самым своим существованием, влияло, как общество, отличное от них по своим убеждениям, привычкам и образу жизни.

В конце XVII века протестантские идеи настолько заметно были распространены в нашем отечестве, что вызывали сильные жалобы и горькие сетования со стороны истинных ревнителей православия. По словам Павла Негребецкого, протестанты привлекали и располагали на свою сторону многих православных, неискусных в вере, особенно тем, что в своих религиозных беседах с ними пользовались свидетельствами Св. Писания и хулили веру римских католиков, не любимых и русскими5. Патриарх Иоаким в своем духовном завещании горько сетовал на то, что протестанты, служащие в русских войсках, своим поведением производят соблазн среди православных. «Православнии христиане, по чину и обычаю церковному, молятся Богу; а они спят, еретики, и свои мерзкие дела исполняют и христианскаго моления гнушаются. Христиане, пречистую Деву Богородицу Марию чествующе, всячески о помощи просят и всех святых; еретики же, будучи начальниками в полках, ругаются тому, и по прелести их хулы износят и никакоже почитают пресвятую Богородицу и всех святых, такожде и икон святых не почитают и всему христианскому благочестию посмеивают. Христиане постятся; еретики же никогда»... Поэтому патриарх просил царей Петра и Иоанна охранять подданных от общения с еретиками и запретить последним распространять свои догматы и обычаи в Московском государстве, а также не только не давать протестантам разрешения вновь строить церкви, но и разрушать существующие, «яко диавольские сонмища»6. От протестантских смут и соблазнов «колебания в вере» происходили не только в царствующем граде Москве7, но и в других частях нашего отечества, где жили немцы. Афанасий, архиепископ холмогорский, тем же государям жаловался на иноземцев, что они весьма вредно влияют на живущую у них русскую прислугу: творят блуд с женщинами, завлекают русских людей в свои кирки, наносят бесчестие и поругание св. иконам отклоняют от соблюдения постов и вообще так деморализуют русских, что они только «словом христиане, а делом нигде же и к церкви Божией никогда не приходят»8. Он же сетовал не то, что «нововводные чужестранные обычаи мало по малу вкрадываются тайно в святую нашу православную и восточную церковь от еретичества латин и люторов, и кальвинов и учение их всякое»9.

Патриарх Адриан считал нужным обращаться к своей пастве с воззванием и предостережением по поводу протестантской агитации среди русских. Он со скорбию и негодованием указывал на то, что лютеране развращают русских не только в устных беседах, но стараются действовать и путем печатным: издают на славянском языке свои катехизисы и чрез них распространяют лжеучение в народе10.

Современник патриарха Адриана, монах Евфимий11 говорит о русских людях, что они под влиянием протестантских мыслей воспитали в себе дух скептицизма и свободомыслия: «от глагольств люторских, кальвинских и прочих еретиков объюродеша, от стезь отец своих совратившеся глаголют: какой сей чин в церкви и для чего творится тако? несть в сем пользы; человек сие содела, без того жить мощно»12... Он же сетовал на то, что за иностранцами, прибывающими в Россию, нет строгого надзора; а потому они имеют полную свободу распространять свое лжеучение и тем производить соблазн не только в простом народе, но и между лицами священными13.

Таким образом, в конце XVII века влияние протестантства в жизни русского общества отражалось довольно заметно: оно шло и чрез устные беседы иноземцев с русскими, чрез печатные лютеранские книги, а главным образом путем развращающего и соблазнительного примера в самой жизни, привычках и обычаях протестантов.

В царствование Императора Петра I протестантские идеи стали распространяться на Руси с новою силою вследствие многих содействовавших тому условий. Теперь, благодаря преобразовательным стремлениям Петра В., сочувствовавшего иноземцам, должны были совершенно измениться отношения к ним русского народа. Тогда как в прежнее время иноземцы в глазах русских считались существами отверженными и презренными, людьми, которых старались избегать, «яко гагрены и злейшей коросты»14, и содружество с которыми признавалось достойным посмеяния всех языков15, теперь они становились не только на один уровень с русскими, но и делались их учителями и руководителями. В прежнее время русскому человеку с большим трудом было даваемо разрешение ехать заграницу, и то в особенных важных случаях; не было также в обычае у наших предков отправлять детей в чужие земли для наук: боялись, чтобы они не изменили православной вере и любви к своей родине16. Теперь же само правительство посылает молодых людей заграницу для научного образования17; оно же заботится и о вызове иностранцев в Россию, обещая им и свое покровительство и разного рода преимущества в общественной жизни18. Всем иноземцам, проживавшим в России, предоставлялась полная свобода вероисповедания, давалось право строить церкви и отправлять богослужение по своим обрядам19. Но особенно благоприятно было положение немцев-лютеран. Вследствие того, что сам царь склонялся на их сторону более, чем католиков, и сочувственно относился к идее сближения их с русскими, и наше законодательство того времени было благосклонно к лютеранам, предоставляя им некоторые особенные преимущества в религиозной жизни20.

Лютеране не замедлили воспользоваться выгодами своего положения в России, как для благоустройства своего гражданского быта, так и для пропагандирования своих вероисповедных мнений. Они свободно строили церкви21 и для обучения русских создавали школы, в которых заводили свои порядки и сочиняли программы преподавания; между прочим здесь они обучали православных детей страху Божию и знакомили с Лютеровым катехизисом22. Понятию само собою, что направление в этих школах не было благоприятно ни православию, ни интересам русской народности и самобытности: оно «стало воспитывать русских людей вне церкви и православия, в тенденциях протестантства, порабощая русскую ученость европейской науке, отчуждая образованное общество от самостоятельных интересов русской мысли и жизни, разобщая его со всем родным и православным»23. По замечанию патриарха Адриана, лютеране при учении показывали детям знати своя ереси»24. Князь Кропоткин свидетельствовал также о лютеранских учителях, что они

„Учат юных детей в Российском народе.

Приводя прелестно ко своей незгоде.

В науках детям своего закона книжку Коллоквиорум прикладают.

А тою во юных летах детей прельщают”25.

Таким образом, школа служила для лютеран одним из средств влияния и воздействия на религиозное сознание детей. Если же внутри самой России учителя-лютеране не прочь были посягать на православные убеждения учеников, то тем большая опасность угрожала им в заграничных западных школах, куда отправлялись для образования многие русские юноши.

Наконец, следует заметить, что в Петровское время усиленно переводились у нас на русский язык разного рода иностранные сочинения, которые также могли служить проводниками лютеранских догматов в среду русского народа. Хотя, с одной стороны, существовал некоторый правительственный надзор за печатавшимися на Руси книгами26, а с другой, – и сами переводчики принимали меры к тому, чтобы избежать в своих переводах «противностей» православному учению27; но при обширном объеме переводной литературы и иногда при поспешности работы, трудно было этого достигнуть.

Таковы были внешние, зависимые от общественно-политического состояния русского государства, условия, благоприятствовавшие распространению протестантских идей в нашем отечестве в царствование Императора Петра I. Но, разумеется, при всех указанных исторических данных, влияние основавшихся на Руси иноземцев на религиозное сознание православных русских людей не могло бы иметь места и сопровождаться какими-либо ощутительными последствиями, если бы оно не находило для себя благоприятной и соответственной почвы в умственно-религиозном состоянии тогдашнего русского общества. Хотя иностранцы в отношении науки, разного рода искусств и знаний и стояли выше русских и имели некоторые основания играть роль учителей и реформаторов в нашем отечестве, но это преимущество само но себе не открывало бы им пути к религиозному воздействию на наших предков, не давало бы оружия для пропагандирования антиправославных идей среди русских, если бы последние настолько обладали опытностью и твердостью в догматах своей веры, что всегда и всякому готовы были бы дать. ответ о своем исповедании. Между тем этого-то последнего условия, необходимого для противодействия протестантам в их посягательствах на православную веру, и не представляла умственно-духовная жизнь русского общества Петровского времени. В отношении к религиозно-просветительному состоянию народа эпоха преобразований мало чем отличалась от предшествовавшего темного века: мрак невежества, суеверий и предрассудков не скоро мог быть рассеян, не смотря на все меры, принимаемые со стороны церкви и государства. До нас, сохранились горькие искренние сетования современников но поводу глубокого всеобщего упадка религиозного знания в русских людях в ту знаменательную историческую пору, когда это знание было особенно необходимо, в пору наиболее усиленного влияния иноверцев на все стороны жизни наших предков. Так, Посошков в своих письмах к митрополиту Стефану Яворскому говорит: «а наипаче мы россияне носим на себе зазор, понеже ни веры своей, какова она есть, ни благочиния духовного, ниже естественного добронравия, ни гражданства доброго, как надлежит к пользе душевной творить, не разумеем, но живем чуть не подобны бессловесным... Я мню, что и на Москве разве, сотой человек знает, что то есть православная христианская вера, или кто Бог, или что воля его, или как ему молитися, и как молитва приносить, и как его воля творить, или как Пресвятую Богородицу почитать, и как ангелов и угодников Божиих чтить, и как их в помощь себе призывать, или о ходатайстве молить, или как святые иконы почитать. А в поселянех, еи и тысячного человека не обрящешь»28.

Конечно, невежество, незнание догматов своей веры ставило русских людей в весьма тяжелое и невыгодное положение в отношении к иноверцам: делало беспомощными и бессильными в религиозных беседах с ними. По указанной причине наши предки лишены были возможности не только иметь какое-либо религиозно-просветительное влияние на иноверцев, но и не в состоянии были оказывать какое- либо противодействие в их нападках на православную веру, на ее догматы и обряды. «Толь мы просты», говорит тот же Посошков, «что не токмо б кто ученой иноверец, но хотя б самой последний земледелец иноверной о чесом вопросил нас и москвич, то не знаем, как отповеди дать: и не до того ста, но аще и от бусурман кто вопросит нас, то и им ответу дать не умеем, а что и станем говорить, лише на стыд всем нам и на поругание православия, и за то имя наше христианское велми хулится»29.

Отсутствие твердых знаний в области своего вероучения имело и другие более серьезные последствия: будучи несведущи в истинах веры, не давая себе ясного в них отчета, русские люди делались весьма восприимчивыми к религиозным мнениям иноверцев, охотно к ним прислушивались, иногда весьма легко склонялись в их пользу. Недостаток религиозного просвещения, отсутствие собственного положительного мировоззрения лишали их достоверного критерия в вопросах веры: во многих случаях они не в силах были отличить истину от заблуждения, православие от иноверия. Поэтому-то Димитрий Тверитинов, усвоивши от иноземцев протестантские идеи, думал, что эти чужие мнения и есть «правая вера»30. Слушатели его бесед располагались в его пользу главным образом потому, что он говорил от Священного Писания, «а что натягаше и превращаше истину в неправду, того мнози не познаваху за свое вписании не искуство»31. Если некоторые из знакомых Тверитинова и подозревали его еретический образ мыслей, то не могли вступать с ним в состязание по той же причине32. Вследствие всего этого отечественные еретики, волновавшие русское общество в царствование Императора Петра I, чувствовали за собою силу, считали себя, по словам митрополита Стефана Яворского, «паче всех мудрейшими и смысленнейшими»33, и были весьма смелы в своих насмешках и нападениях на православную веру. Димитрий Тверитинов, по показанию некоторых свидетелей его бесед, «говорил всякие слова без зазору и опасения противность на нашу веру христианскую и на церковь»34. На угрозы судом и наказанием Димитрий высокомерно отвечал: «вы истины познать не можете, только стращаете мучительством; только у вас и разума грозить кнутом да огнем»35.

Таким образом, темнота, религиозное невежество, безответность в своих верованиях представляли весьма благоприятную почву для развития и распространения еретических (в духе протестантства) мнений на Руси в царствование Императора Петра I.

И действительно, протестантские идеи в то время были сильно распространены в нашем отечестве: они нашли себе доступ во все классы русского общества: ими увлекались не только лица ин высших сословий, но и простые посадские .поди36: начинали умствовать по-лютерански не только мужчины, но и женщины37; нашелся даже священник, который в протестантском духе рассуждал о поклонении Богу38. Насмешливое отношение к прежним благочестивым обычаям русского народа, отрицание внешней стороны религии, отвержение авторитета церкви и иерархии, личная свобода и непринужденность во мнениях и, наконец, крайняя нравственная распущенность39 – вот каковы были плоды этого увлечения.

Очевидно, необходимо было со стороны православной русской церкви и ее представителей противодействие этому вредному влиянию протестантской пропаганды на умы русских людей. При этом, как по духу времени, так и по самому свойству обнаружившегося противоправославного движения, борьба с ним должна была вестись не какими-либо внешними принудительными мерами, а путем религиозно-просветительным. Необходимо было стать на защиту православной церкви во всеоружии науки и богословских знаний: против протестантов и наших домашних еретиков, хвалившихся своим умственным превосходством пред православными и порицавших последних за их простоту и невежество, надлежало бороться соответствующим оружием. В то время, когда среди русского общества, благодаря воздействию иноземцев, стал развиваться дух вольномыслия и критического отношения к догматам и уставам родной церкви, недостаточно было православную веру представлять исключительно, как достояние свящ. предания, или как вероисповедную форму, твердо основанную на данных св. Писания; но необходимо было оправдывать ее и путем рассудочных соображений и доказательств. Прежние приемы богословской полемики с иноверцами, основанные почти исключительно на положительных доводах православной истины от св. Писания и св. предания, требовали существенного видоизменения и усовершенствования: обстоятельства времени побуждали защитников православия разнообразить эти приемы и выдвинуть на видный план научно-богословские средства борьбы с противниками. Эту-то задачу всестороннего научно-богословского обоснования догматов православной церкви, в виду протестантской агитации в нашем отечестве, и выполнил с успехом митрополит Стефан Яворский в своем сочинении «Камень веры».

В нашем отечестве это – первый опыт догматико-полемического сочинения против протестантов с научно-схоластическим характером. А в виду того, что автор его получил образование в заграничных католических школах, совершенно естественно ожидать, что и в творении его так или иначе отобразится влияние западной богословской науки. В странах инославных вероисповедной спор между католиками и протестантами был причиной появления целой богословской литературы, которая, конечно, не могла быть неизвестной митрополиту Стефану Яворскому. В этой литературе догматы протестантства были предметом самого подробного и тщательного исследования со стороны защитников римской церкви: в опровержение их был изобретен целый арсенал всевозможных доводов и доказательств... Поэтому для автора «Камня веры» не представлялось необходимым брать для себя труд самостоятельной полемики с протестантскими идеями своего времени, тем более, что весьма сильное увлечение последними со стороны русского общества и крайне резкие формы его проявления среди отечественных вольнодумцев побуждали местоблюстителя патриаршего русского престола возможно скорее выступить на борьбу с антиправославным движением в его пастве.

И нужно сказать, что в одной своей части, именно – посвященной критическому разбору протестантских мнений, означенная литература была вполне пригодным орудием и для православного богослова в его борьбе с протестантами: ее отрицательными аргументами он мог пользоваться с полным успехом и убедительностью... Но преосвященный автор «Камня веры» в своем труде ставил для себя задачу более сложную: он имел в виду не только опровергнуть те или другие протестантские возражения против православных догматов, но и с положительной стороны изложить и раскрыть учение своей церкви в пунктах разности между православием и протестантством. Принимая во внимание умственно-религиозное состояние современного митрополиту Стефану Яворскому русского общества, нужно признать, что означенная задача была в высшей степени целесообразной: осуществлением ее автор оказал громадную услугу своим современникам, уяснял в их сознании православные догматы и таким образом создавал прочную почву в борьбе с протестантами, способствовал самоопределению их в вопросах веры, имевших отношение к протестантской пропаганде. Но так как митрополит Стефан Яворский при составлении своего труда имел дело почти исключительно только с католической богословской литературой, то и положительная часть его «Камня веры» написана под влиянием тех же источников: иногда буквально словами их автор выражает догматические истины, составляющие предмет разности в вероучении православных и протестантов... Понятно, сколько требовалось от автора внимания и вдумчивости, чтобы сохранить чистоту и неприкосновенность православного учения, чтобы оберечь его от чуждой примеси и не внести в его содержание каких-либо католических тенденций. И следы этой мудрой осторожности мы нередко могли наблюдать при изучении «Камня веры».

Так, напр., в трактате о благих делах, в отделе об оправдании, делая буквальные выдержки из сочинения католического богослова Бекана, автор фразу его – Spiritus S. рго-cedit а Patre et Filio per voluntatem передает словами: «Дух святый исходит от воли отчия»40. В трактате о преданиях, в главе о вселенских соборах, автор тщательно старается сгладить и удалить католические мысли своих источников о главенстве римского епископа во вселенской церкви. Выражая православный догмат о молитве к святым, «Камень веры» одним из существенных мотивов к их почитанию ставит преизбыточествующие заслуги святых (стр. 474); но в самом трактате, при подробном раскрытии учения о святых Божиих, не дает специального освещения по означенному предмету в католическом смысле...

Но при всем том влияние римско-католической богословской литературы весьма заметно отразилось в содержании «Камня веры» и сказалось в некоторых особенностях его догматических мнений: отметить эти особенности составляло одну из задач нашего труда. Кроме тех или других частных мыслей, высказанных в «Камне веры», сочувствие митрополита Стефана Яворского католическим идеям обнаружилось и в общем направлении его творения: оно имеет характер исключительно антипротестантский. Эту особенность «Камня веры» нельзя объяснить с точки зрения той ближайшей цели, которую ставил для себя Яворский – полемики с протестантами. При опровержении догматов последних он иногда должен был входить в соприкосновение с такими вероисповедными вопросами, в решении которых православная церковь отличается как от церкви протестантской, так и католической. Поэтому, как беспристрастное, объективное отношение к делу, так и требование полноты и законченности богословской полемики с инославными исповеданиями побуждали автора войти в рассмотрение догматических особенностей как протестантства, так и католичества. Между тем «Камень веры», насколько внимательно и подробно останавливается на критическом разборе протестантских мнений, настолько же старательно игнорирует и проходит молчанием разности в догматических воззрениях православной и католической церквей. На это обстоятельство справедливо было обращено внимание в заграничной полемике по поводу «Камня веры», хотя на основании его и сделаны были несправедливые и поспешные выводы.

Но тем не менее долг справедливости побуждает нас сказать, что и при некотором сочувствии митрополита Стефана Яворского католическим формам мышления, сочувствии, в котором естественно и как бы невольно выразилась дань автора полученному в иезуитских школах образованию, «Камень веры» представляет собою весьма ценное и почти единственное в русской богословской литературе догматико-полемическое сочинение против протестантов. Недостатки в его содержании, обусловленные влиянием католических источников, не настолько привлекают к себе внимание читателя, чтобы затемнять в его сознании выдающиеся достоинства творения Яворского: полноту его содержания, разнообразие приемов доказательства и раскрытия православной истины, основанных как на многочисленных библейских и святоотеческих свидетельствах, так и на соображениях от разума. основательность и находчивость в ответах на возражения противников, одушевленный тон полемики, свидетельствующий о горячей любви и преданности автора православной церкви. В свое время «Камень веры» в деле религиозно-догматического просвещения наших предков имел громадное значение, которого не утратил и доселе: для борьбы с разного рода рационалистическими сектами в духе протестантства он может служить вполне пригодным орудием и в наше время. Для этой именно цели рекомендовал его преосв. Феофан, бывший епископ Владимирский. «Прочитай со вниманием («Камень веры») и усвой написанное», – писал он одному лицу, смущенному идеями религиозного вольномыслия. «Тогда этим камнем будешь легко заграждать уста глаголющих лжу и сокрушать зубы погрешивших против истины»...41.

В заключение речи считаю своим долгом принести искреннюю глубокую благодарность моим достоуважаемым оппонентам – заслуж. ординар. профессору Сиб. Дух. Акад. А. И. Пономареву, и доцентам П. И. Лепорскому и Д. И. Абрамовичу за их труды по рассмотрению моей диссертации. При этом не могу также не вспомнить без чувства живейшей сердечной признательности о бывшем профессоре Сиб. Дух. Акад. А. Л. Катанском, руководившем моими первыми шагами на научном поприще.

* * *

1

„Истор. Рос. с древн. врем.“ Соловьева, т. XIII, стр. 160 –170, М. 1879.

2

„Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII веках“, Д. Цветаева, стр. 411. М. 1886.

3

„Протестанты и протестантство в России до эпохи преобразований“, Д. Цветаева, стр. 513, М. 1890.

4

Там же, стр. 281–282.

5

„Ян Белободский и Павел Негребецкий“. Прибавл. к Твор. св. о.о. 1862, ч. XXI, стр. 596.

6

„Истор. царств. Петра В.“ Н. Устрялова, т. II, прилож. IX, стр. 472, 474, Спб. 1858.

7

„Памятники к истории протестантства в России“, Д. Цветаева, ч. I, стр. 212, М. 1888.

8

Там же, стр. 90.

9

„Русский раскол старообрядства“, Щапова, стр. 175.

10

Предисл. к „Правосл. Испов. веры“, изд. 1696.

11

О нем см. в сочин. Г. Марковича: „О времени пресуществления Св. Даров. Спор, бывший в Москве, во второй половине ХѴII века“, стр. 77–82. 1886.

12

Прибавл. к Твор. св. о.о. 1862, XXI, стр. 614.

13

„Памятники к истории протестантства в России*, Д. Цветаева стр. 242.

14

„Нравственное состояние русского общества в XVI в. по сочинениям Максима Грека и современным ему памятникам». И. Преображенского, стр. 34, М. 1881.

15

„Протестанты и протестантство в России», Д. Цветаева, стр. 587.

16

„О России в царствование Алексея Михайловича», Котошихина, стр. 58–59, Саб. 1884.

17

„Деяния Петра В.“, Голикова, ч. I, стр. 281; ч. V, стр. 218–219, 300–301. М. 1789.

18

Там же, ч. II, стр. 7–8.

19

Полное собр. закон. рос. Импер. т. IV, № 1910.

20

Цит. соч. Голикова, ч. VI, стр. 56–57; Пола. собр. закон. росс. Импер. т. V, № 3225 и т. VI, № 3814.

21

См. ст. „О лютеранских и реформатских церквах в С.-Петербурге». „Правосл. Обозр.» 1863 г., м. декабрь, стр. 286–315.

22

„Наука и литература в России при Петре В.» П. Пекарского, т. I, стр. 126–131.

23

„Школьное дело в России до Петра Великого и в начале ХѴІII в.» Е. Прилежаева, „Странник», 1881 г., м. март, стр. 391.

24

„Истор. царств. Петра В.» т. III, стр. 511–512.

25

„Борьба с протестантскими идеями в петровское время и князь Михаил Кропоткин». Л. Покровского, „Русск. Вестник». 1872 г., м. сентябрь, стр. 229.

26

Полное собр. законов росс. Империи, т. VI, № 3653.

27

Цит. сочин. Пекарского, т. I, стр. 215–210; 219, 325.

28

Сборник писем И. Т. Посошкова к митрополиту Стефану Яворскому. В. И. Срезневского. стр. 6–7. Сно. 1900 г.

29

Там же, стр. 6.

30

Записка Леонтия Магницкого по делу Тверитинова, стр. 1.

31

Там же, стр. 3.

32

Там же, стр. 4.

33

Там же, стр. 127.

34

Там же, стр. 237.

35

Там же. стр. 226, 245.

36

„Розыск о брынской вере“... св. Димитрия Рост., стр. 174–175, М. 1855.

37

„История России», С. Соловьева, т. XVJ, стр. 305, М. 1882.

38

Там же, стр. 306.

39

Пример последней см. в ст. Д. Цветаева: „Прогестанство в России в правление Софьи». „Рус. Вестн.“ 1883, нояб, стр. 57–58.

40

Срав. „Камень верь”, стр. 1050б. М. 1728 и Op. Becani, Manual. controvevs., lib I. cap. XVI. dе justificatione, р. 1485, § 4. Moguntiae, 1649.

41

„Письма к одному лицу в С.-Петербурге но поводу появления там нового учителя веры“, стр. 30. Спб. 1881.


Источник: Морев Иоанн, прот. Митрополит Стефан Яворский в борьбе с протестантскими идеями своего времени: Речь перед защитой диссертации «Камень веры» митрополита Стефана Яворского // Христианское чтение. 1905. № 2. С. 254-267.

Комментарии для сайта Cackle