ВОЗДЕРЖАНИЕ
Воздержание – плод семени Христова (3:18, см. ВЕРА, 138).
Вера вне оказывает себя добрыми плодами, к которым относится и воздержание (2:374, см. ВЕРА, 158).
Воздержание – плод истинной веры (3:18, см. ВЕРА, 138).
Воздержание – от духовного сердца (3:57, см. БРАНЬ, 116).
Воздержание всегда похвально (1:39, см. МАСЛЕНИЦА, 505).
Христианин должен плоть воздерживать, как уздой
Что коню свирепеющему и беснующемуся узда, тое плоти страстной и похотливой воздержание. Конь уздою воздерживается и повинуется хотению всадника правящаго: тако христианину должно плоть похотствующую воздерживать и покорять духу или уму (4:207).
Христианин должен воздерживаться не только в пище и питии, но и от всякого зла (4:143, см. БРАНЬ, 128).
Воздержание не только от злых дел, но и от злых ПОМЫСЛОВ
Нам должно древу подражать. И как вне не делаем зла, так и внутрь не делать зла; но как вне являемся добрыми, так и внутрь быть добрыми, по подобию добраго древа; вне не делать зла, и внутрь не мыслить зла; вне не убивать ближняго, и внутрь не гневаться и не злобиться на него; руками не похищать, и внутрь не хотеть того; телом не гордиться, и умом и сердцем не возноситься; телом не скверниться, и сердце от того чисто соблюдать, да будет истинное души с телом согласие в благочестии, якоже союз и согласие имеется в составе их естественном, да тако душу и тело наше в послушание и жертву Богу нашему посвятим. Тако будем истинно доброе древо, которое и вне и внутрь доброе. Сего ради глаголет Апостол: «прославите Бога в телесех ваших, и в душах ваших, яже суть Божия» (1Кор. 6, 20) (3:226).
В СЕМЬЕ воздерживаться друг от друга необходимо с общего согласия
Есть обычай некиим мужам своих жен, а женам своих мужей под видом воздержания оставлять, но сие дело очень опасно, ибо вместо воздержания может последовать тяжкий прелюбодеяния грех, или во одном, или во обоих лицах. Когда муж оставит жену, а жена с другим будет грешить, то и муж томужде греху повинен будет, яко подал причину жене своей грешить; такожде и жена, когда оставит мужа своего, а муж с иной будет грешить, то и жена томужде греху повинна ради вышеписанной причины. Сего ради, когда разлучение бывает ради воздержания, то должно быть тое с согласия обоих лиц, и то на время, пока искусят себе, могут ли сие бремя понести. Когда могут, хорошо: да пребывают тако. Когда не могут, да сходятся паки во едино; не всем бо все дано (5:174).