Источник

СОКРУШЕНИЕ

Сокрушение есть печаль о грехах и является истинной ЖЕРТВОЙ Богу

Дух сокрушен и сердце сокрушенно, якоже глаголет Давид святый: «жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Сие бывает, когда мы за грехи печалию сокрушаемся, печаль в сердце имеем, которая есть «печаль по Бозе и покаяние нераскаянно во спасение соделовает» (2Кор. 7, 10). Чего от нас Сам Бог требует: «расторгните сердца ваша, а не ризы ваша, и обратитеся ко Господу Богу вашему» (Иоил. 2, 13). Таковый дух и сердце есть жертва Богу приятна. Тако сокрушенное сердце Бог не уничижит. На такую жертву с высоты Своея призирает Бог и на приносящаго милосердыми Своими отеческими очами зрит. Такую жертву принес Петр Апостол, когда отвергся Христа, «и изшед вон плакася горько» (Мф. 26, 75). Сию жертву и мы, христиане, на жертвеннике сердца нашего приносить должны, да и на нас призрит милосердием Господь (3:84).

Кто хочет от Бога просветиться, приступать к Нему с сокрушением (4:12, см. ПОКАЯНИЕ, 711).

Без сокрушения никакое доброе дело Богу не угодно

Человеку нет ничего полезнее, как поучаться в том, как бы грех свой узнать и признать, и за содеянные грехи, оставивши их, истинное жаление, жертву Богу – «дух сокрушенный» – приносить, а впредь противу всякаго греха подвизаться, и того силою и помощию Божиею побеждать, и волю свою воли Божией покорять. Сего бо от нас наипаче Бог в слове Своем требует. Без сего ни молитва, ни пение, ни приношение не может быть Богу приятно (5:332).

Сердечное сокрушение отирает с души своей все пороки (4:160, см. ХРИСТИАНИН, 1101).

Через сокрушение очищается сердце от грехов (5:95, см. СЕРДЦЕ, 845).

Сокрушение делает человека спасенным

Не тако отец, не тако матерь над больным чадом своим умилостивляется, якоже милосердый Бог умилостивляется над грешником, в сокрушении и в болезни сердца к Нему воздыхающим. Тогда мятется утроба Его над ним; тогда милуя помилует его: якоже бо величество Его, тако и милость Его (4:178) (также 5:97, см. ПОКАЯНИЕ, 721).

Сокрушение открывает путь благодати (5:166, см. САМОПОЗНАНИЕ, 820).

Сокрушенным сердцем проповедуется благовестие Евангельское (3:9, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 334).

Сокрушение сердца и печаль за грехи есть необходимые условия таинства покаяния (1:3, см. ПОКАЯНИЕ, 731).

Прежде причастия нужно сокрушение сердечное (3:265, см. СВ. ТАЙНЫ, 834).

Сокрушение истинное – сердечное

Что есть «печаль по Бозе» и истинное жаление, от следующаго примера познати можем. Два человека единому своему благодетелю досадили и оскорбили, и оба жалеют и скорбят о том, просят у него прощения за тое. И хотя внешнее дело и равно кажется, но внутренняя скорбь и печаль неравна есть. Един скорбит и просит прощения у оскорбленнаго, боясь какого зла от него, или чтобы впредь его милости не лишиться; другий, все прочее оставляя, того ради жалеет и просит прощения, что благодетеля своего, котораго должен любить и почитать, несмысленно опечалил. Видиши, христианине, что двух сих человеков дело внешнее равно есть, но внутреннее неравно, яко от неравнаго сердца происходит. У сего сердце любовию к благодетелю исполнено, а у того самолюбием недугует. У сего правое, у того неправое сердце (3:337).

В чем состоит сокрушение сердца (3:9, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 334).

Сокрушение соделовает в душе Дух Святый через Слово Свое святое (4:70, см. СЛОВО БОЖИЕ, 908).

Сокрушение приходит от размышления о благости Божией

Оттуда последует стыдение за неблагодарность, которое в покаянии нужно, якоже пророк исповедуется: «Тебе, Господи, правда, нам же стыдение лица» (Дан. 9, 7). Воистину стыдитися и срамлятися нам должно, что мы – тварь – Творца своего, подлость, земля и пепел – величество Его, и благодеяньми Его всегда насыщаеми, благодетеля своего оскорбляем. Бог нам благотворит, но мы не любим Его. Стыд и срам человеку, когда человека, благодетеля своего, не почитает и не любит; кольми паче стыдитися подобает нам, что мы Бога, Создателя, Промыслителя и Отца своего не любим и не почитаем. Вся тварь обличает нас в том, яко со всяким усердием работаем Ему, яко Творцу своему. Сего ради «Тебе, Господи, правда, нам же стыдение лица» (Дан. 9, 7) (5:75).

Сокрушение истинное от размышления о всеведении Божием (5:67–68, см. ВСЕВЕДЕНИЕ, 82).

Рассуждения, могущие привести к сокрушению (3:343–357).

Сокрушение истинное состоит в жалении, что Богу не сделал должное

Истинное убо жаление и «печаль по Бозе» в том «состоит», чтобы христианину сокрушаться и жалеть не ради лишения вечнаго живота и последующия во аде казни, но ради того, что он Бога, Создателя, Искупителя и Промыслителя своего, Котораго должен паче всего почитать, любить и слушать, не почитал, не любил и не слушал, паче всего, но паче себе, мир и грех паче Его любил. Сия есть истинная печаль по Бозе. О чем печалиться христианину должно, что он не отдавал Богу должнаго. Таковую печаль имеющий, хотя бы и вечнаго живота и геенны не было, будет печалиться, плакать и стыдиться, и сам себе окаевать (3:337–338).

Истинно сокрушающийся считает себя достойным всякой муки и геенны

Печалию сокрушенная душа всякую обиду, от ближняго нанесенную, с радостию простит; все противное и горькое, в мире сем приключающееся, усердно претерпит; и всего, как временнаго, так и вечнаго наказания достойною себе признает, ведая, что как нет ничего большаго и лучшаго паче Бога, так нет такой казни, которой бы недостойна была за оскорбление и безчестие величества Божия. Таковая печаль от любви происходит, и есть истинная, христианская, праведная по Бозе печаль. Таковая печаль без сомнения получает отпущение грехов, сколько бы их ни имел человек; получает же ради неизреченнаго человеколюбия Божия и излиянной пресвятой крови Христовой (3:338).

Сокрушение из-за страха наказаний не истинное, но полезно, как начало сокрушения истиннаго

Полезна печаль и ради страха геенны, чтобы не впасть в геенну. На то бо и в Писании святом как вечный живот, так и геенна от человеколюбиваго Бога объявлена нам, да сея убежим, а оный получим. Имеют и истинные христиане и святии страх суда Божия и геенны, но сей страх верою и молитвою побеждают, яко Христос «смертию Своею упразднил имущаго державу смерти, сиречь, диавола» (Евр. 2, 14–15). Но печалятся и жалеют наипаче ради того, что ради немощи плоти не могут угодить воле Божией так, как слово Божие требует. Откуда воздыхают и молятся небесному Отцу: «остави нам долги наша» (Мф. 6, 12) (3:338).

Сокрушение из-за вечных мук не истинно

Многие христиане, пришедше в чувство, грехов своих, которыми величество Божие прогневали, жалеют и сокрушаются не ради иной какой причины, как только того ради, что им следует мука, грешникам уготованная. Сия печаль происходит от самолюбия, как сие может всяк видеть; яко жалеют о следующей погибели своей, а не о Бозе, грехами их разгневанном и оскорбленном. Таковые, когда бы не надеялися за грехи последующия казни, и ежели бы возможно было во веки в мире жить и всегда грешить, никогда бы грешить не преставали. Ибо престают они от грехов не ради Бога, но ради страха своей погибели. И тако неправость сердца, самолюбие и лукавство сердца познается... Не есть убо истинное и правое жаление – жалеть и сокрушаться ради страха геенны; но требуется от христианина лучшее и совершеннейшее. Может и сия печаль началом быть истинныя печали по Бозе, яко таковым страхом может человек возбудитися и познати свое заблуждение, и тако приитить к печали по Бозе, якоже таковых примеров довольно читаем в истории церковной; но назвать того истинною по Бозе печалию невозможно (3:337).

Устное исповедание без сокрушения сердечного не приносит пользы (1:15, см. ИСПОВЕДЬ, 419).

Если исповедник не имеет сокрушения, пастырь должен привести его в такое состояние (1:7, см. ИСПОВЕДЬ, 420).

Сокрушаться, что зло вошло в душу (4:145, см. ПОКАЯНИЕ, 709).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с.

Комментарии для сайта Cackle