Источник

ПЕЧАЛЬ

Истинная по Бозе печаль приводит к покаянию (5:8, см. РАЗМЫШЛЕНИЕ, 790).

Истинное раскаяние – печаль по Боге (4:38, см. ПОКАЯНИЕ, 703).

Печаль о ГРЕХАХ способствует СПАСЕНИЮ

Такую печаль, то есть «печаль по Бозе», имети должны вси те, которые согрешили пред Господом, но обратившися каются. Печалитися, глаголю должны что Бога, Иже есть вечная любовь и благостыня, злыми делами оскорбляли; и Которого должны были почитать, беззаконным житием безчестили; Которого должны были паче всего любить, не любили; Которого должны были слушать, не слушали. Сия есть истинная по Бозе печаль, которую верная душа имеет не ради муки, следующия за грехи, но ради того, что она Бога оскорбила. И сия-то печаль есть печаль по Бозе, которая «покаяние нераскаянно во спасение содевает» (2Кор. 7, 10). За сию печаль похваляет Апостол Коринфян и радуется о ней; «ныне радуются, не яко скорбни бысте, но яко оскорбистеся в покаяние; оскорбесте бо по Бозе» (2Кор. 7, 9). Тако оскорбился Петр Апостол, когда отверглся Христа, и «изшед вон, плакася горько» (Мф. 26, 75). «Петр, глаголет Златоуст, егда отвержеся Христа, не муки ради плакаше, но понеже Любимаго отвержеся, еже всякия муки бе ему горчайше» (3:260–261).

Христианин должен скорбеть, что своей жизнью не оправдывает имя чада Божия

Печаль христианская истинная есть печалитися о том, что христиане высокое и небесное звание имеют, но того звания достойно ходити не могут, немощию плоти воспящаеми; что Бога Отцем нарицают, но Того так совершенно, как долг требует, любигь и угодить Тому не могут; от Него неизреченныя благодеяния получают, и надеются наипаче в будущем веке получить, но Ему достойно возблагодарить не могут. «Что бо воздам Господеви о всех, яже воздаде нам?» (Пс. 115, 3). Сия печаль им полезна и Богу благоприятна есть, яко «жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19). Таковая печаль нужна есть всякому христианину, яко таковою печалию исправляется и обновляется растленное естество (3:260).

Христианин должен печалиться, что ближние согрешают и удаляются от Бога

Такожде печаль имети христиане должны, когда ближняго согрешающего слышат или видят; печалитися должны, а не осуждати, яко сами такомужде падежу подлежат: ибо таковый благого Бога, Отца их небеснаго, прогневляет, что им, яко чадам Божиим, прискорбно быть должно, и что тако брат их погибает. Такую печаль имел Давид святый: «печаль», рече, «прият мя от грешник, оставляющих закон Твой» (Пс. 118, 53). Такую печаль имел Павел, вселенныя учитель, якоже из посланий его видно. Такую печаль хотя всем христианам, но наипаче пастырям, епископам и иереям должно иметь, и болезновать о чадах своих духовных, «дондеже вообразится в них Христос» (Гал. 4, 19) (3:261).

Печаль христианская иная, чем мирская

О чем христиане «печалиться» должны? «Ответ»: христианская как радость, так и печаль иная должна быть, нежели сынов века сего. Они не должны печалиться о том, что не имеют в мире сем благополучия, не имеют богатства, славы, почитания, что мир ненавидит, гонит и озлобляет их. Сей печали они противитися, изгонять ее из сердца и не давать ей места в сердце своем должны. Паче же радоватися о том, яко познаются не мира сего быти чада, но Божия, якоже глаголет Христос: «аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир» (Ин. 15, 19). Ибо кто печалится о том, что не имеет от мира сего любви и почитания: тот показует о себе, что он любит мир, земная мудрствует, земным прилепляется, что вере христианской противно (3:260).

Печаль посылает Бог для нашего исправления (4:11, см. ДЕЛА ДОБРЫЕ, 300).

Печаль занимает и сокрушает сердце (3:14, см. ВЕРА, 141).

Искаженный первородным грехом человек печалится о том, что ему полезно (3:134, см. ГРЕХ ПЕРВОРОДНЫЙ, 229).

Человек хотя и принимает слово Божие, но от нашедшей печали лишается плода его (4:71, см. СЛОВО БОЖИЕ, 904).

Печаль неразумная, когда скорбят о тленных благах и чести

Сие многих немощных смущает и соблазняет, и как пожар ближняго соседа, домы душ их запаляет и увещавает ревновати тому, что в другом видят. Обыкновенно бо люди тщатся о том, что в других видят: видят других или богатых или славою и честию почтенных, таковыми и сами быть хотят. И сия немощь плоти нашея есть, которая хощет и ищет в мире сем прославитися и веселитися, и пред другими в благополучии сего мира не остатися... Когда такую печаль имеешь, то рассуди, находишися ли между христианами, которые печалятся не о том, о чем ты печалишися. Кто бо о чем печалится, то знак есть, что он любит тое, чего не имея печалится. Христианом же ничего, кроме Бога и ради Бога человека любить не должно. Сия печаль тебе бесполезна есть. Богатства бо, славы, чести и прочаго благополучия печалию тебе не сыскать, когда Бог не подаст (3:261).

Печаль мирская бесполезна

Когда лишился богатства, чести, славы, печалию того не можешь возвратить. Когда разлучился с женою или отцем, или материю, или братом, или другом, и о том печалишися, такожде того не возвратить печалию. О сем ниже сказано будет пространнее. Видиши, что печаль мира сего безполезна есть; но едина только печаль по Бозе полезна, яко душеспасительна, яко душу от грехов очищает (3:262).

Печаль о НЕМОЩИ еще более умножает немощь

Когда печалишься, что находишься в немощи, то тем самым немощь не умаляется, но умножается, как сам сие можешь чувствовать: и самая бо печаль есть немощь. И тако печаль в немощи большую соделывает немощь, яко немощь с немощью совокупляется (3:261–262).

В печали утешение искать в Боге

Кто может печального утешить, кроме Бога? Печаль от души вынуть не так, как сучец из тела. Божие сие дело есть. От Бога надобно искать утешения. Ищется же МОЛИТВОЮ усердною. Бог опечаляет нас, но и умилостивляется, по множеству милости Своея. «Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа» (Пс. 26, 14). Бог терпящих, яко Отец чадолюбивый сынов своих, без утешения не оставляет. Наказует их и милует, биет и утешает (5:353).

Бог в печали нас утешает (5:65, см. БОГ, 183).

Благодать изгоняет печаль верою из сердца (3:14, см. ВЕРА, 141).

См. также четырнадцатую главу, пятой статьи, второй книги «О истинном христианстве» (3:337–358).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с.

Комментарии для сайта Cackle