Источник

ЗЛОРЕЧИЕ

Злоречие есть яд, умерщвляющий душу (4:82, см. ГРЕХ, 230).

Христианин, терпящий злословие, находится на пути ко спасению (3:310, см. КЛЕВЕТА и ЗЛОСЛОВИЕ, 424).

Злоречие обратить не на ближнего, но на себя

Кто злоречивым языком имени ближняго касался, и так славу его терзал, тому надобно язык свой привязать, и не попущать более, как только на славословие Божие, на пользу и созидание ближняго. Буде же кто в злоречии так привык, что не может от него отстать, то я ему здравый совет даю такой: пусть он обратит язык свой на себе, сыщет он у себе, что судит, что порочит, и что злословит; пусть представит сам себе грехи своя, которые от самого младенчества содеял, и за тем сам себе хощет поносить. Пусть обратит злоречие свое на глаза, которые чужды пороки смотрели, и тем к осуждению приводили, и прочиих грехов виновными были; пусть на уши, что скверные песни, клеветы на ближняго слушали. Пусть злословит язык свой, что праздное и мерзкое слово болтал, что ближняго осуждал, порочил, злословил, честь терзал; пусть злословит руки, что чуждое имение грабили: а во-первых волю свою окаянную и необузданную пусть укоряет, что она всех зол виновна бывает. Ибо сие только едино злословие ему полезно будет, а ближняго да не дерзает осуждать (1:36).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с.

Комментарии для сайта Cackle