Источник

Пятидесятница

В день св. Пятидесятницы воспоминается и прославляется сошествие Святого Духа на Апостолов в виде огненных языков (Деян. 2, 1–4).

Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что он приходится на 50-й день после Воскресения Христова. Сошествие Святого Духа на Апостолов есть «свершение» нового, вечного Завета Бога с человеком. Предпраздства этот праздник не имеет.

История праздника

Праздник Пятидесятницы установлен самими Апостолами. По сошествии Святого Духа Апостолы ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедали воспоминать его всем христианам (1Кор. 16, 8; Деян. 20, 16). Уже в Постановлениях Апостольских есть прямая заповедь праздновать св. Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа»227.

Праздник Пятидесятницы, под названием дня Святого Духа, с самых первых времен христианства праздновался Церковью торжественно. Особенную торжественность ему придавал обычай древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных (отсюда пение на литургии «Елицы во Христа крестистеся...»). В IV веке были составлены св. Василием Великим особые молитвы, читаемые до сих пор на вечерне. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский составили в честь праздника многие песнопения, которые и теперь поет Церковь.

Уставные особенности богослужения

На великой вечерни, среди стиховных стихир, впервые после Великой Субботы поется стихира: «Царю Небесный...» (она же поется на утрени, по 50-м псалме, и на хвалитех, на «И ныне»). По «Ныне отпущаеши», на «Бог Господь...» и в конце утрени – тропарь праздника, глас 8-й: «Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбие, слава Тебе».

На утрени, по полиелее, величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим». Прокимен: «Дух Твой благий наставит мя на землю праву». Стих: «Господи, услыши молитву мою...». Евангелие от Иоанна, зач. 65. «Воскресение Христово видевше...» не поется. Канонов два: Космы Маиумского «Понтом покры» и Иоанна Дамаскина «Божественным покровен...». К тропарям припев: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе». Катавасия – ирмосы второго канона. По 3-й песни – седален праздника, по 6-й песни – кондак, гл. 8: «Егда снизшел, языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненный языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа» и икос. На 9-й песни вместо «Честнейшую...» поется припев: «Апостолы сошествие Утешителя зряще удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый»228. И затем – ирмос 1-го канона. Этот на припев поется и ко всем тропарям обоих канонов. Катавасия поется второго канона: «Радуйся Царице, матеродевственная славо: всяка бо удобообращательная благоглаголивая уста витействовати не могут Тебе пети достойно: изумевает же ум всяк Твое Рождество разумети. Темже Тя согласно славим». Этот же ирмос служит вместо «Достойно» на литургии. «Свят Господь Бог наш» не поется229.

На литургии – антифоны праздника. Входный стих: «Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоим и поем силы Твоя». Вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся...»230. Прокимен: «Во всю землю изыде вещание их...» (этот прокимен поется до отдания – см. Типикон). Апостол – Деян., зач. 3. Евангелие – от Ин., зач. 27. Причастен: «Дух Твой благий наставит мя на землю праву». Задостойник: «Радуйся, Царице...» (поется до отдания праздника). В конце литургии, после возгласа: «Спаси, Боже, люди Твоя...», в первый раз после Великой Субботы поется: «Видехом свет истинный...». Отпуст праздничный (см. Служебник).

К особенностям службы Пятидесятницы относится то, что великая вечерня в день Пятидесятницы обычно совершается сразу же после литургии231.

На вечерни к обычным прошениям великой ектений присоединяются особые прошения. Вход с кадилом (но если служит архиерей, то вход совершается с Евангелием) и великий прокимен: «Кто Бог велий...». На вечерни читаются особые три молитвы св. Василия Великого с коленопреклонением232; колена преклоняются впервые после Пасхи233. Молитвы читаются в следующие моменты: первая – сразу же после великого прокимна: «Кто Бог велий...», вторая – после сугубой ектении: «Рцем вси...» и третья – после «Сподоби, Господи...». Священник читает молитвы на коленях в царских вратах, лицом к народу. После каждой молитвы бывает сокращенная малая ектения, начинающаяся прошением: «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани пас, Боже, Твоею благодатию». После молитв – просительная ектения: «Исполним вечернюю...», сти ховные стихиры и обычное окончание вечерни. Отпуст на вечерни – особый (см. Служебник).

* * *

227

Кн. 5, гл. 20.

228

Припев этот помещен в «Обиходе нотного пения» (см. К. Никольский. Цит. соч., с. 652).

229

По Уставу, канон Пятидесятницы, как в Недели ваий, не имеет особых праздничных припевов на 9-й песни. Это потому, что оба эти праздника приходятся на воскресный день, в который в древности никогда не опускалась песнь Богородицы («Честнейшую...»).

В дальнейшем в церковной практике вошло в употребление перед ирмосом петь указанный выше припев, который заимствован, по всей вероятности, из нотного «Обихода» (часть 2).

230

Пятидесятница – один из пяти великих праздников, когда Трисвятое на литургии заменяется крещальной песнею: «Елицы во Христа крестистеся...», которая поется также в праздники: Пасхи и Пасхальной седмицы, Рождества Христова, Крещения Господня: в Лазареву субботу и в Великую Субботу – всего 12 раз в году.

231

Вечерня в день Пятидесятницы совершается сразу же после литургии для того, чтобы народ в трезвенном и благоговейном состоянии, не расходясь по домам, присутствовал при чтении на вечерни особых, возвышенных молитв св. Василия Великого с коленопреклонением.

С древних времен сохраняется обычай в праздник Пятидесятницы украшать храмы и жилища зеленью (ветвями деревьев), растениями и цветами. Этот обычай был соблюдаем еще в ветхозаветной Церкви в праздник Пятидесятницы (Лев. 23, 10–17; Чис. 28, 26). Очевидно, так была убрана и Сионская горница, где Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на Апостолов. Деревья и цветы – символ вечно обновляющейся природы – указывают нам на таинственное обновление душ наших силою Св. Духа, служат напоминанием и призывом к духовному обновлению и жизни во Христе Господе и Спасителе нашем (Ин. 15).

232

В 3-й молитве встречается слово «вресноту», что значит: подлинно, действительно, истинно. Оно происходит от имени существительного «ресннота» или «реснота», означающего: пристойность, достоинство, истинность, действительность.

233

См. 20-е правило 1-го Вселенского Собора; 90-е правило Трулль- ского Собора.


Источник: Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди / Сост. архимандрит Иоанн (Маслов). – Киев : Общество любителей православной литературы; Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2007. – 311 с.

Комментарии для сайта Cackle