Источник

Аскетизм

Всякий излишек моментально отражается на внутреннем состоянии духовного человека, стремящегося быть всегда молитвенным, легким, удободвижным к добру, свободным от темных, двоящихся и давящих мыслей, неизменно облегающих душу от невоздержания в питии2, пище и сне. Певец за 6 часов до выступления своего перестает есть, чтобы быть «легким» и чтобы голос звучал легко. Борец наблюдает строго за режимом своим и, укрепляя тело, следит за тем, чтобы неотяжелить его. Вот правдивый, жизненный, медицинский аскетизм – условие здоровья и самой полной жизнеспособности.

Как же пастырю – и вообще всякому христианину – не пользоваться этим аскетизмом, когда он более, чем земной борец, является непрестанным борцом с самим собою, со своею греховностью и с невидимым бесплотным врагом, хорошо охарактеризованным апостолом Петром (см:1Пет.5,8) и пользующимся малейшей оплошностью или невнимательностью человека, – тем более иерея. Духовный опыт – лучший учитель борьбы с телом ради блаженной и святой свободы от страстей (5, с.361).

* * *

2

Вино не возбраняется заповедью Божией, но если оно искушает – лучше совсем не пить. В тех же случаях, где клир соблазнял народ подобным невоздержанием, иереям необходимо ради Церкви и восстановления иерейского достоинства, в порядке епитимьи за братьев совсем отказаться от принятия вина.


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова / Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle