Источник

Враг

Сатана – дух лукавый, отступивший от Бога Диавол – лукавый дух, отступивший от Бога Диавол – начальник греха.

Диавол есть воплощение всего отрицательного, полная противоположность Христу.

Диавол есть отец лжи и всякия лести.

Сатана – хитрейший и опаснейший враг. Враг злобный и лукавый. Враг опытный и коварный.

Враг, злобясь на Создателя, устремляется на человека.

Диавол враждует на Бога через человека.

Истинный враг человека – диавол.

Враг пытается препятствовать на пути ко спасению.

Враг стремится отнять СПАСЕНИЕ у ДУШИ.

Враг борется с человеком, желая лишить его спасения

Враг всячески трудится, чтобы погубить человека

Враг в БРАНИ с ХРИСТИАНАМИ стремится пленить ДУШУ.

Диавол неусыпно на нас вооружается.

Враг непрестанно нападает на верного раба Христова.

Враг постоянно ополчается на человека.

Враг никогда не перестает воевать.

Диавол яростно преследует человека.

Враг ругается над человеком.

Диавол всячески стремится вредить благочестивой ДУШЕ.

Враг ИСКУШЕНИЯМИ стремится отнять ПОКОЙ.

Вражии козни, как сеть, мир опутали.

Враг нападает через ПОМЫСЛЫ.

Если не удается ИСКУСИТЬ через помыслы, диавол действует через людей.

Враг действует через злых людей.

Враг гонит рабов Божиих через послушных ему людей.

Враг радуется, если кого-нибудь опечалит.

Диавол прельщает СУЕТОЙ мира.

Диавол соблазняет на ГРЕХ.

Диавол смущает прежними грехами.

Сатана СОМНЕНИЕМ хочет отвести от веры.

Диавол старается, чтобы человек или словом, или делом, или помышлением похулил имя Божие.

Сатана препятствует христианскому ПОСЛУШАНИЮ.

Враг находит оружие против нас внутри нас.

Сатана помрачает ум, чтобы человек не помнил о вечном.

Диавол ослепляет человека, чтобы не видел, что идет за диаволом.

Враг более всего стремится разорить брачный союз.

Диавол ищет погибели человека, но Господь хранит.

Враг хочет погубить человека, но Бог не разрешает.

Одна благодать Божия спасает от вражиих козней.

Враг без попущения Божьего ничего не делает.

Вражиих козней без помощи Божией избежать не можем.

Чтобы освободиться от диавольской работы, необходимо покаянием обратиться к Богу.

Первое средство против врага – МОЛИТВА.

Побеждать диавольские искушения СЛОВОМ БОЖИИМ.

Враг всегда преследует, поэтому с ним постоянная БОРЬБА.

Враг невидим, и в этом трудность подвига.

Враг посрамляется от человека, побеждающего его ИСКУШЕНИЯ.

Христианское отношение к врагам, по примеру Христа Спасителя (8, с.193–209).

Трудно ходить пред Лицем Божиим

Весьма трудно ходить пред Лицем Божиим. Злой дух со своими полчищами предлагает нам свои злочестивые планы, мы же, в свою очередь принявшие их, уходим на «страну далече» (3, с.13).

Только смирение и молитва позволяют нам освободиться от тиранства диавола

Единственными средствами освободиться от тиранства и распознать злой умысел диавола являются смирение, то есть осознание своего ничтожества, и молитва. Это – два крыла, могущие вознести от земли на небо каждого христианина (Там же).

В каком состоянии мы будем способны распознавать внушения злого духа

Дай Бог, чтобы Христово смирение и молитва постоянно бы пребывали в нашем сердце, – только в таком состоянии мы будем способны распознавать внушения злого духа и подвизаться против него (Там же, с.14).

Зло как искореняется

Зло идет от сатаны; он, злой дух, всегда стремится только посеять зло в сердца людей. Но это зло искореняется смирением, кротостью, терпением и любовью (Там же, с.57).

Враг действует на воображение человека

Человек «заводится» из-за каждой чепухи. Все это делает диавол через наше воображение (Там же, с.77).

Цель злого духа

Цель злого духа состоит в противоборстве добру и в коварном погублении людей (7, с.435–436).

Злой дух обманом склонил человека на грех

Злой дух, который «увлек с неба третью часть звезд и по­верг их на землю» (Апок.12,4), своей злобной хитростью и обманом склонил наших прародителей на грех, то есть к нарушению заповеди Божией, и тем самым лишил их райского блаженства (Там же, с.434–435).

* * *

Враг изыскивал самые тонкие способы и ухищрения, чтобы вселить в душу Евы сомнение и тем самым склонить свободу ее воли на свою сторону.

Внушая насельникам рая, что они не умрут, но будут «яко бози» (Быт.3, 5), диавол сумел посеять в их душах недоверие к Создателю и только после этого преуспел в своем коварстве (Там же, с.171).

Враг учит всякому греху

Самая жестокая и упорная борьба предстоит христианину с «князем мира сего» – диаволом, который со своими демонами окружает его и научает на всякий грех (7, с.311).

Нравственное преступление усиливает влияние врага на душу

Особенно сильное влияние на душу диавол оказывает в то время, когда человек совершил какое-либо нравственное преступление. Тогда духи злобы, овладев душой, стремятся как можно дальше увести свою добычу от спасительного пути. Здесь уже требуется жестокая духовная брань и великий подвиг, без которых невозможно одержать победу (7, с.311).

Демоны, хотя и коварны, но без согласия человека не могут овладеть им

Злобные духи настолько опытны в своей коварности, что с большой легкостью определяют, как приступить к человеку, «с какой стороны... (и) каким оружием кого уязвлять» (3.441). Демоны, хотя и коварны, но овладеть человеком и склонить его на грех не могут без согласия последнего, и сколько раз человек противится диаволу, столько раз с помощью Божией побеждает его (1.209) (7, с.311).

Действия врага

Диавол особенно расставляет свои сети тому, кто только начинает идти по пути спасения, надеясь этим самым ослабить подвиг человека или же вообще удержать его в той греховной жизни, которой он жил до своего обращения (7, с.312).

Как враг возмущает ум

Враг нашего спасения возмущает человеческий ум и приводит его в трепет и уныние особенно через хульные помыслы, которые часто приходят помимо воли человека. Эти помыслы настолько смущают и терзают человека, что он подчас готов переносить лучше «поношение и биение..., нежели... вражия стрелы» (3.308) (7, с.312).

Враг через помыслы разоряет дом человеческой души

Как разбойник, войдя в дом, разоряет его и уничтожает живущих в нем, или неприятель, заняв город, опустошает его, так и дьявол, через помыслы, войдя в дом человеческой души, опустошает его и разоряет. Именно поэтому святи­тель Тихон Задонский и призывает христиан удаляться не только от тяжелых грехов, но и от внутренних скверных пожеланий (3.226) (7, с.313).

С помощью Божественной благодати человек может побороть диавола, свирепеющую плоть с ее бесчисленными страстями и греховные соблазны мира (3.66) (7, с.317).

После оскудения веры христианин начинает служить врагу

После полного оскудения веры христианин становится неспособным шествовать спасительным путем, уклоняясь в сторону зла, он совершенно умирает духовно и начинает служить не Богу, а диаволу (7, с.226).

Враг внушает отложить покаяние

Богом даруется человеку покаяние, однако диавол, исконный враг рода человеческого, старается увести грешника и от этой милости Божией. Он простирает свои сети на грешных, идущих по его стопам, и внушает им мысль отложить время покаяния до тяжелой болезни, до старости или даже до смерти (Там же, с.269).

Сила зла не может преодолеть всемогущества Божия

Иногда диавол и истинно покаявшихся смущает напоминанием прежде содеянных грехов, чтобы привести их в уныние и даже в отчаяние о своем спасении. Христианин должен победить и это искушение злой силы. Он должен верить и знать, что сила зла не может преодолеть всемогущества и благости Божией, что всякий помысл, говорящий о невозможности покаяния, есть сатанинское внушение. Для борьбы є этим искушением христианину, приносящему по­каяние, необходимо не только удерживаться от первых грехов, но и стараться совершать добродетели, творить плоды, достойные покаяния, и тем самым он сможет легче отразить нападения искусителя (Там же, с.270).

* * *

Для спасения рода человеческого, для уничтожения в нем смерти и тления Сын Божий берет на Себя тяжелый подвиг – вступает в единоборство с диаволом, который был виновником падения и смерти наших прародителей. Чтобы окончательно низложить его, Спаситель мира был возведен Духом в пустыню, где пребывал сорок дней в посте и молитвенном общении с Отцом Небесным. И если, как говорит святитель Тихон, диавол приступил к первому Адаму в раю и низложил его, и пленил, то ко второму приступил ... и ничего не успел, и показался немощным. Победа Христа над диаволом имеет величайшее значение. В результате этой победы стало возможным каждому христианину не только распознавать хитрости князя тьмы, но и побеждать его гордыню (Там же, с.188).

* * *

До пришествия Спасителя мира все люди находились под властью диавола, который пленил их грехом, торжествовал над ними. С пришествием Христа эта власть была уничтожена и царство зла разрушено (Там же, с.194).

Враг постояннно стремится умертвить душу христианина

Христианин бывает постоянно подвержен влиянию злой силы, стремящейся умертвить его душу (Там же, с.218).

Враг старается изгладить из сердца человека память о Боге

Находясь в состоянии духовной смерти, человек как ни стремился освободиться от этого ужасного бедствия, однако возможностей для этого у него не было. К тому же он впал в руки диавола, который жестоко мучил его и старался совершенно изгладить из его сердца память не только о благодатной райской жизни, которую потеряли наши прародители, но и о Самом Боге как Творце и Промыслителе.

Вместо этого новый властелин стремился обратить взор человека и заставить его поклоняться неразумной твари, что в действительности и произошло впоследствии. Удалившись от Источника Света – Бога и предав полному забвению память о Нем, потомки Адама стали обожествлять вместо Творца видимые предметы (Там же, с.175).


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова / Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle