Источник

Воскресенье прощеное

Чин прощения

После отпуста вечерни (в сыропустное воскресенье) совершается чин, или обряд, ПРОЩЕНИЯ. (В церковной практике перед этим чином, после отпуста вечерни, прочитываются настоятелем две молитвы, помещенные в Требнике под заглавием: «Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы».) На аналоях пред солеей, с правой стороны, кладутся иконы Спасителя и Божией Матери. Настоятель творит земные поклоны перед ними и лобызает их. Затем, обратясь к присутствующим, он обычно произносит слово, затем испрашивает прощения своих грехов у причта и народа со словами: «Благословите, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы».

После этого он кланяется до земли. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и помолися и о нас, грешных». Священник произносит: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас» (Служебник. Повечерие и полунощница Киев, 1893, с.38.)

Затем настоятель берет напрестольный крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют крест, просят прощения и совершают лобзание. После подходят миряне, прикладываются ко кресту, целуют руку священника и испрашивают прощение у причта и друг у друга.

В древние времена египетские пустынники, сообразно со словами Евангелия (Мф., зач.17), читаемыми за литургией в Прощеное воскресенье и при­зывающими прощать ближним обиды и примириться со всеми, собирались в последний день Сырной недели для общей молитвы и, испросив друг у друга прощения и благословения, при пении пасхальных стихир (как бы в напоминание ожидаемой Пасхи Христовой) расходились по окончании вечерни по дебрям и пустыням для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы и собирались снова только уже в Неделю ваий.

И теперь, следуя древнему благочестивому обычаю, в Православной Церкви благочестивые сыны ее в знак примирения и прощения – молятся об умерших и посещают друг друга в продолжение сырной седмицы. А в (сырное) Вос­кресенье за вечерним богослужением совершается обряд общего прощения в храме.

Во время обряда прощения принято петь: «Покаяния отверзи мне двери», «На реках Вавилонских» и стихиры Пасхи «Да воскреснет Бог», кончая в стихире «Воскресения день» словами, «простим вся воскресением» («Хри­стос воскресе» не поется). Пение стихир Пасхи служит как бы напоминанием того, что подвигом поста мы должны подготовить себя к достойной встрече Воскресения Христова (4, с.206–207).


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова / Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle