Источник

Внимание

Нам необходимо внимать себе, стараться сколько возможно уклоняться от пороков и прилежать добродетели, на всяк день стремиться положить начало благое (15, с.256).

* * *

Сколько можно, не давайте даже входа в сердце скверным мыслям, – «от сих бо исходища живота» (Притч.4,23). (То есть от них исходит, или на­чинается, жизнь. При худых мыслях, если примем их, совершим словом и делом, – жизнь злая в погибель вечную, при хороших мыслях и действии по ним – жизнь добрая в жизнь блаженную, небесную). Соблюдая чистоту сердечную, можем сохранить и телесную. Тогда сподобимся «пети песнь нову, еяже никтоже может навикнути, токмо тии иже с женами не осквернишася, зане девственницы суть» (Апок.14, 3–4) (13, с.41).

* * *

Многие козни враг душ наших простирает на подвижников Христовых, и десными, и шуими тщася уловить во всех путях трудолюбия, молитвы и богомыслия, посему хранение ума – важнее дел (Там же, с.42).

* * *

Истинно хотящий спастися, – внимай себе. Подобает тебе стараться о внимании и молиться о устроении души своей, чтобы душевная храмина твоя созидалась на камне веры, а не на песке колебания и неустройства. Посему сначала приучи ум различать греховные мысли, всеваемые врагом спасения, и прогоняй их молитвою (Там же).

* * *

Наблюдать, в каком духовном состоянии находится душа.

Необходимо следить, имеется ли внутри благодатная ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ.

Со вниманием обращаться в мире сем.

Помня, что Бог все видит и слышит, контролировать все свои СЛОВА, и дела, и ПОМЫШЛЕНИЯ.

Иметь внимание, так как Бог все видит.

Бог видит и слышит все слова, дела и помышления.

Бог все видит и испытывает.

Бог вездесущ и всеведущ, поэтому строго контролировать все свои дела, слова и мысли.

Чтобы избежать ГРЕХА, иметь постоянную память о Вездесущем Боге.

Бог вездесущ, от Него нигде не скроешься.

Памятование о вездеприсутствии Божием отводит от греха.

Помнить о вездеприсутствии Божием.

Внимание рождается от познания всеведения Божьего.

Не делать ничего противного Богу.

Беречься всего, что оскорбляет Духа Святого.

Следить, чтобы помышлениями, словами и делами не осквернять себя перед Богом.

Следить, чтобы грехами не оскорбить Бога.

Беречься прогневать Кормчего.

Следить, чтобы одеяние души сохранить в чистоте.

Быть внимательным, чтобы не нарушать обеты Крещения.

Хранить одежду Крещения.

Ради спасения души внимательно относиться ко всем делам, словам и помышлениям.

Каждый христианин должен контролировать все свои действия. Отсекать ПОМЫСЛЫ, так как они делают бесплодной ЖИЗНЬ ДУХОВ­НУЮ.

Так как всё в мире есть Божие творение, то следить, чтобы употребление вещи было не в осуждение, но во славу Божию.

Христианин должен рассмотреть, ведет ли он подвиг борьбы со страстями.

Беречься от всякого греха, да не впадем в бедствие.

Быть бдительным, ибо ДИАВОЛ стремится нас погубить.

Должно беречься козней диавольских.

Чтобы противиться диаволу, нужно иметь внимание.

Беречься выходить из дому, чтобы НЕ РАССЕЯТЬСЯ (8, с.168–176).

Внимание – необходимое условие благотворного воздействия на душу слова Божия

Благотворное воздействие на душу слово Божие оказывает только тогда, когда оно воспринимается со вниманием и с целью духовного назидания и исправления. Только в таком случае слово Божие будет способствовать прочному водворению веры и доброй нравственности в душе христианина (7, с.226).

Нужно внимать себе

Будем внимать себе, но если что-то не сделаем спасительное, то для нас остается единственное средство – слезное покаяние (3, с.59).

От человека зависит и жизнь, и смерть

От самого человека зависит и жизнь, и смерть. Конечно, если мы будем хотя бы в какой-то мере прилагать свои усилия, то дело всегда увенчается успехом. Господь подаст Свою руку «с небесе Святаго жилища Своего» всякому ищу­щему Его. Ведь Он Сам сказал: «Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете». С нашей стороны требуется постоянный контроль над нашими действиями, поступками и даже мыслями. Такого внимательного человека Бог никогда не отринет и, более того, Он будет всегда помогать ему в преодолении всевозможных искушений (3, с.67).

Внимательность нужна, чтобы не поддаться искушениям

Будь повнимательнее к самому себе. Побеждай все неприятности смирением, терпением и любовью.

Ведь искушения ходят за нами постоянно, и кто поддается им, тот не Божий человек, а избирает для себя господином диавола (Там же, с.73).

* * *

Бдительность в борьбе с искушениями приведет к победе.

В духовной брани <...> самое важное – не ослаблять усилий в борьбе с искушениями, какими бы они ни казались трудными или непреодолимыми. Эта бдительность с помощью Божией непременно приведет к победоносному концу (7, с.313).

* * *

Надо быть внимательным к своей жизни и побеждать все плотские пожелания, вопиющие против бессмертной души, страхом Божиим и памятью о вечных мучениях за гробом (3, с.105).

* * *

Главное внимание необходимо сосредоточивать на воспитании у себя смирения (6, с.99).

Христианин должен постоянно бодрствовать над собой

Подобает всякому христианину постоянно бодрствовать над собой, искоренять всякие зловредные страсти и пороки из своего сердца (6, с.120).

* * *

Что касается ... постоянного контроля над собой, то здесь следует отметить, прежде всего, первую и высшую добродетель – это очищение ума от всех посторонних помыслов и постоянное единение с Богом. Будьте внимательны к себе самим (32).

Бодрствование духа

Всякие навевающие мысли, какими бы они ни были благовидными, надо отсекать глаголом Божиим. Этому еще помогает и постоянная память смертная (7, с.431).

* * *

Внимание и деятельность душевных сил слушателей могут от долгого напряжения утомляться, и те истины, которые будут сообщены им именно в период такого утомления, могут остаться неусвоенными ими.

Постоянная бдительность над своей душой помогает человеку следовать по стопам Христа (5, с.133).

* * *

Строгий контроль над своими мыслями, пожеланиями даст христианину возможность очистить душу от греховных изъянов (7, с.112).

* * *

Будем почаще испытывать самих себя, где мы находимся, и с помощью Божией удаляться от всего греховного и порочного. И только тогда, когда очистимся от скверны и пороков, которые преграждают нам путь к Небу, можно в какой-то мере надеяться на помилование (3, с.77).

* * *

Надо нам начать с сегодняшнего дня повнимательнее к себе относиться. Надо каждый день задавать себе вопросы «Как я приду в ту жизнь, с чем? Какая у меня здесь цель? А что я сегодня для этого приобрел? Или что потерял? Где я нахожусь?» И так каждый день проверять себя, особенно перед сном. Если не будет такого постоянного внимания, контроля над собой, не сможет чело­век пойти ко спасению, суета погубит его. И еще надо проверять себя, если чувствуется любовь ко всем, желание всем услужить, сделать добро, то это – начаток той, вечной жизни. Ибо Бог есть любовь, и во всех надо видеть Образ Божий. Как преподобный Серафим, кто бы к нему ни шел, праведник ли или грешный человек, видя в нем Образ Божий, падал на землю, а потом говорил: «Радость моя! Христос Воскресе!» Так и мы должны людям послужить, не думать только о себе. А вот если злоба в душе, холодность, то эта душа в оковах, враг ее связал. Нужно тогда идти в храм, каяться, исповедоваться. И просить искренно Господа «Боже, милостив буди мне, грешному!» (32).


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова / Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle