Источник

Рождество Христово

История праздника и идейное содержание Богослужения

(в литургическом освещении 25 декабря (cm.cm.)

Церковные песнопения и каноны, посвященные прославлению Рождества Христова, составлены знаменитыми песнопевцами Церкви, святыми Константинопольскими архиепископами Григорием Богословом, Анатолием и Герма­ном, святым Андреем, архиепископом Критским; св.преподобным Иоанном Дамаскиным, св.Космою, епископом Маиумским, инокиней Кассией и други­ми. Произведения названных богословов прекрасны поэтическими образами, безграничной глубиной богословского умозрения и силой чувства.

Идейное содержание этих творений в целом представляет историко- богословское изображение тайны Рождества Христова. Песнопения праздника упоминают также о переписи иудеев кесарем Октавианом Августом, о путешествии Иосифа Обручника и Пресвятой Девы Марии в Вифлеем, излагают некоторые подробности Рождества Христова и кратко замечают о бегстве Святого Семейства в Египет от царя Ирода.

Основываясь на Евангельском повествовании о Рождестве Спасителя, святые песнопевцы подчеркивают исключительное значение этого мирового события для спасения всего человеческого рода и вдохновенно призывают к торжеству и ликованию. По сравнению с Евангелием, литургическое раскрытие истории настоящего праздника закономерно отличается некоторыми особыми свиде­тельствами. Например, здесь мы встречаем слова Богоматери к родившемуся Богомладенцу и Ее разговор при встрече с волхвами.

Другой пример. В Евангелии не поясняется, какова была буря смятения в душе Иосифа Обручника при виде Пресвятой Девы непраздною. В богослу­жебных же песнопениях приводится диалог на эту тему Иосифа и Преблагословенной Марии.

Соответственно порядку постепенного литургического раскрытия историко- богословских идей в службе праздника Рождества Христова изложим это событие в хронологической последовательности.

Для песнопевцев Церкви основой литургического освещения Рождения на земле Спасителя мира служит упоминание в Евангелии о переписи населения Иудеи римским кесарем Августом. Подчиняясь распоряжению властей, правед­ный Иосиф Обручник и Пресвятая Дева Мария, как потомки Давида, должны были отправиться на перепись в Давидов отечественный город Вифлеем и там внести свои имена в государственные списки.

Еще до путешествия Иосиф Обручник при виде Пресвятой Девы непраздною душевно мучился, не зная тайны Ее зачатия. Он мыслил не оглашать этот факт, но тайно отпустить Преблагословенную Марию из своего дома. Песнопевцы вкладывают в уста Иосифа такой вопрос к Пречистой: «Мария! Что это за дело, которое я вижу в Тебе? – Недоумеваю, удивляюсь и ужасаюсь. Скорее отойди от меня тайно. Ты принесла мне за честь срамоту, вместо веселия и похвалы – скорбь и укоризны. Больше не могу терпеть человеческих поношений. Я при­нял Тебя от Господних иереев непорочной, и что вижу?» Как смущалась тогда Пресвятая Дева! Как болезненно переживала муки Своего Обручника! Но, предоставляя объяснение этой тайны Промыслу Божию, Она не дерзала преждевременно и без воли Божией открывать ее и молча переносила тяготу Своего положения.

Откровение Иосифу от Ангела Божия во сне о бессеменном воплощении от Девы Спасителя мира временно успокоили старца. Во время же путешествия в Вифлеем на перепись Иосиф стал снова «уязвляться печалью» по поводу непраздности Богоматери.

Тогда Пречистая прямо сказала ему: «Что ты смущаешься и дряхлуешь, видя Меня непраздною? Ты не ведаешь страшного таинства, которое во Мне. Отложи всякий страх, познавая преславное. Ныне в Моем чреве Бог. Он нисходит на землю и принимает плоть по милости, хотя спасти людей. Ты Его увидишь по рождении, как Он благоволил, и в радости Ему поклонишься, как Твоему Создателю». Сло­ва Пресвятой Девы Марии окончательно рассеяли тревоги праведного старца и утвердили верою в истине Боговоплощения. После того, если бы кто его спросил: «Иосиф! Скажи нам, Как ты приводишь в Вифлеем непраздною Деву, Которую принял от святых?»,– то он твердо ответил бы – «Я исследовал пророков и, приняв от Ангела весть, уверился, что Мария несказанно родит Бога».

По прибытии в Вифлеем, Пречистая почувствовала наступление времени родов. С поисками пристанища медлить было нельзя. Между тем, для бедной Святой Семьи ни в одном городском доме не нашлось свободного места для остановки. Лишь рядом с Вифлеемской гостиницей Иосиф нашел пустую пещеру, куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот. Сюда он привел Деву-Агницу, чревоносившую Христа. «Вертеп показался Ей прекрасной палатой». Здесь-то Она безболезненно родила Богомладенца Христа, спе­ленала и положила Его, за неимением колыбели, в скотские ясли. Рождение Спасителя открывает Его непостижимое самоуничижение, обнищание, смирение и долготерпение.

«В скотских яслях плотски возлегает Безначальное Божие Слово, держащее правление всем миром». Ясли, пелены, вертеп ... какие яркие образы убожества и Божественного смирения! В то же время, какая непостижимая высота сокрыта здесь. Этот вертеп, в котором Дева рождает Творца, выше рая.

«Сама Пречистая – Херувимский Престол, ясли – Вместилище Невместимого, Иосиф Обручник, мнимый отец Богомладенца, – символический образ Совета Отчего».

«Блаженное чрево безмужной Богоотроковицы показуется мысленно превысшим неба, так как изводит Невместимого небом – Ангела Великого Совета Троицы». Богоматерь, как Божественная Мироположница, изливает благовон­ное миро и, как светлое облако, проливает на землю дождь Небесной Жизни. В такой-то земной обстановке Сын Божий, неизменный Отчий Образ, прини­мает плотски вид раба без преложения Божественного естества и неотлучно от Отца Божеством». Так Безначальный начинается, Бесплотный воплощается, Неописанный описуется телом, Невидимый видится. Из девственных ложесн, как из облака, воссиявает во плоти незаходимое Солнце и Звезда от Иакова, чтобы просветить благодатью всю подсолнечную».

В ночь Рождества Христова стали наглядны и понятны слова пророка Иоиля, видевшего на земле «знамения крови, огня и столпа дыма» (Иоил.2,30): кровь – это воплощение, огонь – Божество, столп дыма – благоуха­ние Святого Духа.

При Рождении Господа простерла земля свои плечи и приняла Создателя, родившегося от Девы в младенческом образе.

Земля сама стала тогда небом. На ней наступила весна благодати, разорившая зиму безбожия. Ради человеческого спасения Христос Спаситель в воплощении воспринял нищету по подобию нашей, Богатый обнищал, чтобы благодатно обогатить бесчисленных грешников, обнищавших от греха и злобы диавола.

Пресвятая Богородица, спеленав Новорожденного Богомладенца, рабски поклонилась Ему, часто Его лобызала и, приникнув к Нему, молвила:«Избавитель Мой и Бог! Как ты вселился во Мне?» «Кого на земле возыменую Твоим Отцом, не знаю». «Содержащий все! Ты хочешь быть держимым Моими руками. Как буду повивать пеленами и питать сосцами Тебя, Младенца? Как назову Тебя Своим Сыном – Сущая Твоя Раба? Удивляюсь Твоей недомыслимой нищете». «Как Тебя вскормлю млеком, Сын Мой и Творец Мой?» «Вышний Боже и Невидимый Царь! Не могу разуметь Твоего таинства. Как Ты, Сущий в образе Божием, носишь образ Адамов . В рождении Ты не лишил матернего девства, и сохранил ложесна, как они были прежде рождения». «Сын Мой! Как понесу Тебя, Которого Небесный Престол держит и пламенеет?» «Сын Мой! Как в яслях бессловесных положу Тебя, Избавляющего всех от (греховного) бессловесия?» «Сладкое Мое Дитя! Как держу Тебя, держащего Своим мановением весь мир?»

В описанном разговоре Богоматери с Богомладенцем звучит голос обильной нежной любви, искрятся лучи высочайшего Богопознания, таится глубина смиренного самопознания и беспредельной материнской заботливости.

Пока совершалась тайна Рождества Христова в вертепе и безмолвствовал сонный город Вифлеем, Провидение Божие неусыпно бодрствовало и готовило землю к возвеличению Богомладенца

Около Вифлеема, в некотором отдалении от него, раскинулись пригородные поля, на которых пастухи ночной порой пасли стада овец и по обычаю играли на пастушеских свирелях. Вдруг их облистала Господня слава в виде молние­носного света. Перед ними предстал Ангел Божий и сказал: «Старейшины над чредами пасомых стад! Прекратите игру на свирелях. Я возвещаю вам великую радость: ныне в Вифлееме родился Христос Господь, благоволивший, как Бог, спасти человеческий род. Славьте Его, благословенного Бога отцов... И вот вам знак. Вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Едва смолкло благовестие Ангела, как все небо над Вифлеемскими полями озарилось невы­разимо ярким светом. В пространстве его явилось бесчисленное ангельское воинство, и с небесной высоты послышалось божественно-прекрасное пение: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Когда смолкла песнь Ангелов и прекратилось видение, изумленные пастухи обратились друг к другу: «Пойдем в Вифлеем, посмотрим бывшее и Божественного Христа». Дойдя до города со свирелями в руках, они вошли в вертеп и первыми на земле удостоились увидеть бессеменно воплотившегося Царя Христа, лежащего в яслях. Благоговейно склонились перед Богомладенцем и Богоматерью эти простые сердцем и внешне бедные, но богатые верой люди. Длительное время они безмолвно созерцали Господа, облекшего неприступ­ность Божества в образ Сына Человеческого и после поклонения Ему, испол­ненные радости и умиления, возвратились к своим стадам.

Церковные песнопевцы, следуя Евангелию, упоминают в числе воздавших поклонение Богомладенцу, кроме Вифлеемских пастухов, еще трех персидских царей – волхвов. На родине они совмещали управление городами с изучением звездного неба и течения звезд. Им было хорошо известно предание древнего волхва и звездочета Валаама о появлении на небе особой звезды от Иакова перед рождением на земле Спасителя мира. За несколько месяцев до Рождества Христова взору этих царей-волхвов вдруг открылась на небосводе большая, необыкновенная и удивительно яркая звезда. Чувствуя, что в Иудее наступает время исполнения предсказания Валаама о пришествии на землю Спасителя, они прониклись желанием найти Его и поклониться Ему. По преданию, из трех разных восточных городов без предварительной договоренности друг с другом волхвы направились в Палестину, но на пути промыслительно встретились и уже вместе продолжали поездку. Для них поразительнее всего было то, что с самого начала их путешествия звезда двигалась перед ними на небе, как бы показывая им направление пути.

По этому поводу в рождественских песнопениях слышим следующие сло­ва: «Христе! Ты – Звезда, воссиявшая от Иакова и наполнившая радостью мудрых наблюдателей звезд. Волхвы, начаток язычников, приводимых к Тебе, изучили древние слова пророка Валаама, и небо звездою призвало их на по­клонение Тебе».

«Спаситель! Ты втайне родился от Девы, но небо всем проповедало Тебя, предлагая звезду, как уста, и привело к Тебе волхвов, поклоняющихся Тебе с верою». «Они шли из Эфиопии, Фарсиса и Аравии».

Через продолжительное время царские путники, приведенные звездой, достигли Иерусалима и спрашивали у местных жителей: «Где есть Новорожденный Отрок – Царь, звезда Которого явилась на небе? Мы пришли Ему поклонить­ся». Слух о приходе волхвов и цели их путешествия дошел до иудейского царя Ирода. Смущенный известием о рождении в Иудее Царя, Ирод тайно призвал волхвов, выведал от них время появления звезды и просил в случае нахождения Младенца – будущего Царя – известить о месте Его жительства.

По выходе из Иерусалима, три путника, следуя за движущейся пред ними звездой, дошли до Вифлеема. Здесь звезда остановкой над вертепом, как пер­стом, показала им, где находится Богомладенец.

Присутствие людей (волхвов) около вертепа побудило Пречистую Богородицу с Богомладенцем на руках выйти к ним, стоявшим перед входом в пещеру, и спросить: «Кого вы ищете? Как вижу Я, вы пришли из иной, дальней страны. Ваш облик и мудрость показывают в вас персов. Вы совершили удивительное шествие, придя ко Господу, странствовавшему свыше и вселившемуся в Меня, как Он Сам ведает». Затем, обращаясь к держимому в объятиях Ее Богомладенцу, Она сказала: «Сыне! Пришли и стоят пред дверями восточные цари, узнавшие о Твоем рождении. Они принесли Тебе дары. Повели им видеть Тебя, Младенца, держимого на Моих руках и старейшего древнего Адама». Взглянув же на волхвов, Пречистая молвила: «Войдите и посмотрите на Невидимого, явившегося видимо во младенческом образе».

Цари-волхвы вошли благоговейно, с усердием до земли поклонились безлетному Богомладенцу и Пречистой. «Просвещаемые верой и исполняя Божественное пророчество псалмопевца Давида, они отверзли сокровища и принесли Господу отборные дары: чистое золото – как державному Царю веков, ладан – как Богу всех, смирну – как Бессмертному и вместе тридневному Мертвецу».

В факте поклонения Христу Спасителю восточных царей песнопевцы отмечают начало обращения язычников к истинной вере и зарю их выхода из омрачения идолопоклонством.

Три упомянутых волхва, возблагоговевшие перед Богомладенцем, до глубины души умилились лицезрением Его, Царя неба и земли, и вместе ужаснулись крайней нищете, окружавшей Его. В самом деле «Что хуже вертепа? Что униженнее пелен, в которых просияло богатство Христова Божества?» Возвращение их на восток совершилось уже не через Иерусалим, а иным путем. Царь Ирод счел такой поступок восточных правителей насмешкой над со­бой и в ярости дал приказ об избиении всех еврейских младенцев от 2-х лет и ниже как в самом Вифлееме, так и в его окрестностях.

Кровавый замысел Ирода не коснулся Богомладенца. Праведный Иосиф перед этим кровопролитием, повинуясь откровению, бывшему свыше ему во сне, ночью взял Богоматерь с Богомладенцем и бежал в Египет.

Во время бегства Пресвятая Богородица, по словам песнопевцев, держала в объятиях Своего Сына и Бога и говорила Ему: «Сыне! При Твоем удивительном рождении Я избегла болезней. Ныне же душевно смущаюсь от печали, видя Тебя бегающим от Ирода». Богомладенец как бы отвечал Пречистой: «О, Мать! Я иду в египетскую землю и там землетрясением низвергну египетских идолов. Моих же врагов, напрасно ищущих души Моей, пошлю во ад, как Единый державный. Почитающих Тебя вознесу и спасу».

Диалог Богоматери с Богомладенцем, приведенный в богослужебных тропарях, явно отражает черты древнего предания о причине пребывания новорожденного Спасителя в Египте. По преданию, в местах остановок Святого Семейства на египетской территории все идолы, находившиеся в капищах, действительно, чудодейственно низверглись и разбились.

Окидывая мысленным взором историю Рождества Христова, изложенную выше по литургическим творениям святых отцов Церкви, мы находим в ней существенное единство с Евангельским повествованием. При всем том, в частностях святоотеческое освещение данного события имеет нечто оригинальное и характерное.

У песнопевцев, в частности, описано неизвестное из Евангелия душевное состояние Пресвятой Богородицы в доме Иосифа Обручника и в час рождения Богомладенца в Вифлееме.

Отмеченные детали – плод светлого творческого вдохновения святых песнопевцев – драгоценны тем, что они как бы оживляют подробности Боговоплощения и передают настроение Богоматери, Вифлеемских пастухов и волхвов с востока.

Содержание рождественских богослужебных песнопений, вообще, не про­сто повторяет Евангельскую историю, но осмысливает изображаемые здесь факты с точки зрения богословско-психологической. В связи с этим в стихирах и канонах праздника всюду встречаются литургические замечания об обще­человеческом значении праздника.

Праздник Рождества Христова принадлежит к числу двунадесятых. Ни один из двунадесятых праздников не празднуется Церковью с таким торжеством, как праздник Рождества Христова. Рождество Христово считается второй Пасхой (в древних Типиконах под 25 декабря (ст.стиль) значилось: «Пасха Праздник тридневный») (4, с.115–123,126).

* * *

В песнопениях предпразднства Рождества Христова отражается основная богословская мысль о том, что воплощение Слова Божия, будучи Его «истощанием» (кенозисом), Его уничижением, явилось для Него своего рода Крестом, первым Крестом, может быть, менее легким, чем Крест последний, то есть распятие. Сын Божий, воплотившись, принимает «перстность» человеческого естества, принимает образ «раба» (Там же, с.129).

Воплощение Сына Божия было новотворением

Первая паримия, читаемая в Навечерие Рождества Христова, повествует о сотворении мира (Быт.1,12–14). Помимо того, что чтение этой паримии производит впечатление чтения целой Библии в сокращении, содержание ее указывает и на то, что воплощение Сына Божия было новотворением (Там же, с.134).

* * *

Рождество Спасителя открывает Его непостижимое самоуничижение, обнищание, смирение и долготерпение (Там же, с.117).

Образы Божественного смирения

На Христе, по словам пророка Исаии, почил Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия. И вот, по ис­полнении времен Этот Начальник мира, Бог крепкий, Безначальное Слово Божие, Вседержитель плотию возлежит в скотских яслях. Ясли, пелены, вертеп...

Какие яркие образы земного убожества и вместе Божественного смирения! (3, с.118).

Богатство Премудрости Божией проявляется в Рождестве Христовом

Какая непостижимая высота и богатство Премудрости Божией в этом величайшем событии. Вертеп, в котором Дева рождает Творца, становится выше рая (Там же).

Сын Божий принимает вид раба

В такой обстановке Сын Божий, неизменный Отчий Образ, принимает вид раба. Так Безначальный начинается, Бесплотный воплощается и Невидимый видится (Там же).

Христос в воплощении обнищал, чтобы нас благодатью обогатить

Из девственных ложесн, как из облака, воссияло Незаходимое Солнце, чтобы просветить всю подсолнечную светом Богопознания и правды вечной Земля стала небом. На ней наступила весна благодати, разогнавшая зиму без­божия. Христос Спаситель в воплощении восприял нищету, подобную нашей; Богатый обнищал, чтобы благодатно обогатить нас, обнищавших от греха и злобы диавола (Там же).

Сон естественный и духовный

Пока совершалась тайна Рождества Христова в вертепе, люди спали как естественным сном, так и духовным. Лишь скромные Вифлеемские пастухи удостоились лицезреть это Божественное чудо и услышать с небесной высоты дивное пение бесчисленного ангельского воинства: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Там же).

Когда человек стал новой тварью, наследником жизни вечной

С рождением Христа Спасителя от Девы Марии человеческое естество в Его Лице неслитно и нераздельно соединилось с Естеством Божественным. Спаситель мира, восприняв наше естество, соединил нас с Самим Собою, освятил, обожил и вознес нас превыше небес. И если доселе человек находился во мраке и сени смертной, то теперь во Христе он – новая тварь, наследник жизни вечной (Там же, с. 118–119)

Христос восстановил первоначальное благодатное состояние, присущее человеку до грехопадения

Христос Спаситель есть Родоначальник обновленного благодатию человечества, Новый Адам и Восстановитель первоначального благодатного состояния – состояния, присущего человеческой природе до грехопадения (Там же, с.119).

Рождество Христово отверзло людям рай и блаженство вечного Богообщения

В праздничных церковных песнопениях говорится, что Рождество Христово принесло на землю истинное Боговедение, открыло людям путь к освобожде­нию от греха, путь к победе над смертью и диаволом. Оно положило начало просвещению и обожению человека благодатию, отверзло людям рай и бла­женство вечного Богообщения (Там же).

Рождество Христово прекратило прельщение людей идолами

С Рождеством Христовым постепенно прекратилось прельщение людей идолами. Языческие народы, издревле потопляемые волнами страстей, уве­ровав во Христа, стали противостоять греху (Там же).

Благодать Христа восстановила в человеке образ и подобие Божие

Полученное человеком безмерное богатство Христовой благодати восстановило в нем образ и подобие Божие и освободило его от рабства страстям (Там же).

С какого момента диавол потерял свою власть над человеком и весь ад наполнился слезами раскаяния

Из Священного Писания мы знаем, что до Искупительной Жертвы Христа Спасителя все души переселялись, по завершении земной жизни людей, не в райские селения, но в ад. Однако их безнадежность не была вечной.

Находясь в аде, они слышали от пророков, что должен прийти к ним Избавитель, Спаситель мира. А когда отошел из этой юдоли плачевной правед­ный Симеон Богоприимец и возвестил «сущим во аде», что он уже видел Богомладенца и Избавителя и держал Его на своих руках, тогда, по словам церковных песнопений, весь ад наполнился благодатными слезами раскаяния. С этого момента все находящиеся во аде стали ждать скорого Христова при­шествия к ним Благодать Святого Духа, через рожденного Богомладенца, проникла уже все пределы вселенной. С этого момента диавол потерял свою власть над человеком.

Таким образом, с рождением Богомладенца Христа был открыт людям путь к древу жизни, ко вкушению райской пищи, которой они некогда лишились за непослушание Богу, всем проложен удобно проходимый путь к небу (Там же).

Что приносит человечество Богомладенцу Христу

Что же приносит человечество Богомладенцу Христу? По словам одного из церковных песнопений, каждая из бывших чрез Него тварей приносит Ему благодарение. Ангелы приносят пение, небеса – звезду, волхвы – дары, пастыри – чудо, земля – вертеп, пустыня – ясли. Мы же – Матерь Деву одушевленный город Царя и Бога, в котором Христос, пожив, соделал спасение (Рождество Христово. Великая Вечерня, 4-я стихира на «Господи, воззвах», 3-я хвалитная стихира) (Там же).

При созерцании Рождества Христова церковные песнопевцы призывают к ликованию всю тварь

При созерцании Рождества Христова церковные песнопевцы, исполненные духовного восторга, призывают к ликованию всю тварь. Сегодня пусть весе­лятся небо и земля! Да играют и ликуют горы, холмы, долины, реки и моря!Да торжествуют Ангелы и люди, ибо ныне Христос пришел для обновления и спасения наших душ. Пойте и радуйтесь ныне все земные царства, веселитесь, отечества народов! Взыграй, пророческий сонм, видя сегодня исполнение сво­их слов! (Предпразднство Рождества Христова Канон на утрене, 3-й тропарь 8-й песни, 1-й тропарь 9-й песни) (Там же, с.120).

После Боговоплощения жизнь общества изменилась коренным образом

Философское учение древних мудрецов после пришествия на землю Сына Божия оказалось несостоятельным. Внешнее устроение жизни общества в целом изменилось коренным образом. Нравственные запросы человека, основанные на Вечной Правде и Откровенной Истине, обнаружились во всей своей полноте (7, с.400).

* * *

Рождество Христово – Всемирное событие (3, с.10).

«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Эти благодатные слова Евангелия не стареют и никогда не могут устареть в со­знании людей (7, с.399).

* * *

Если в земной жизни есть нечто кратковременное, случайное и преходящее, то облагодатствованный ум человека, просветленный руководством веры, видит и находит в евангельских словах «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» вечные и непререкаемые Законы. Это такие явления, то есть законы природы, определенные Богом, которые действовали и будут действовать до Второго пришествия Христа Спасителя. О них нужно помнить всегда (Там же, с.399).

* * *

Рождество Христово – всеспасительное событие (Там же).

Рождество Христово – грань двух миров.

Время пришествия в мир Христа явилось гранью двух миров – древнего и нового.

Человечество от поворотного пункта ветхозаветного периода движется по совершенно иному руслу, от «века предуставленному» (Там же).

С рождением Христа на земле устрояется новое Царство

С рождением Христа на земле устрояется новое Царство, обветшалый мир обновляется и становится достойным наследником Божественной славы. Рождество Христово воссияло, подобно солнцу, из Девической утробы, на земле явился Тот, Который Ангелам неприступен и Который одевает небо облаками. Рождением Христа от Девы полагается первый камень в основу нашего спасения (Там же, с.186).

Рождество Христово было прославлено Ангелами

Хотя Христос и умалил Себя, однако Его рождение как явление в мир Сына Божия, было возвещено и прославлено Ангелами, и для поклонения Новорожденному приходят с далекого Востока волхвы, руководимые чудесной звездой (Там же).


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова / Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle