Источник

Путь спасения

Проверять свою совесть, быть в постоянной борьбе со своими страстями, очищать душу от грехов, любить Бога в простоте сердца, веровать в Него без рассуждения, беспрестанно иметь перед собой Его беспредельное милосердие, всеми силами души своей хвалить и благодарить Его, во всех неприятностях жизни искать вину в самом себе и всякую вину ближнего против нас прощать, дабы исходатайствовать тем у Господа прощение своих грехов, стараться водворить в себе любовь к ближнему, хранить мир и спокойствие в своем семейном кругу, чистосердечно участвовать как в радостях, так и в скорбях своих ближних, чаще вспоминать и стараться исполнять заповеди Божии и постановления Святой Церкви, если возможно, несколько раз в году говеть и приобщаться Святых Тайн, строго соблюдать посты, чаще бывать в церкви, каждодневно читать утренние и вечерние молитвы и хоть несколько псалмов, а ежели время позволяет, то читать Евангелие и Послания апостольские, кроме того, утром и вечером молиться о упокоении усопших и о спасении живых, если же какую-либо из сих обязанностей по каким-нибудь обстоятельствам не пришлось бы исполнить, то укорять себя в этом, намерением впредь сего не делать; молиться и за тех, к кому питаем какое-либо неудовольствие, так как это есть вернейшее средство к примирению о Христе, правду говорить в глаза; если случатся от этого неприятные последствия, то переносить их терпеливо, а за глаза никого не осуждать (15, с.253).

* * *

На узком пути – Христос, на широком – диавол.

Путь тесный трудный и скорбный с внешней стороны, но полезный по результатам.

Если бы смог человек вернуться из геенны, то согласился бы всю жизнь терпеть муки, чтобы там от них избавиться.

Чтобы вступить на узкий путь, следует отречься своей воли.

Путь жизни широкий ведет в пагубу (8, с.777–779).

Почему надо идти тесным путем

Подвизайтесь пройти тесным и прискорбным путем Христовым. Именно только этот путь даст нам право быть наследниками жизни вечной (3, с.36).

Самый правильный путь ко спасению есть отсечение самолюбия

Путь к вечной жизни весьма трудный и опасный Трудный он для нас потому, что мы не живем так, как надо жить. А опасный он потому, что мы часто следуем своей греховной воле, которая уводит нас на сторону самоволия и самооправдания. Ведь самый правильный путь ко спасению есть отсечение своего самолюбия и повиновение – со страхом Божиим – тем, кому Бог нас поручает. А без этой духовной связи человек, пожалуй, не только не сможет пребывать в духовном мире, но и уйдет на сторону, ведущую в пропасть адову (Там же, с.79–80).

Душа нормально развивается только тогда, когда плоть покорена духу

Очень труден путь, ведущий в жизнь вечную. Здесь требуется очень много трудов как телесных, так и духовных. По святоотеческому учению, нам нужно плоть покорить духу. И только тогда наш внутренний человек, то есть душа, станет нормально развиваться в духовной жизни (32).

Слово Божие учит, что путь спасения труден

Путь в Царствие Небесное очень труден. Об этом нам и слово Божие говорит «Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие» (3, с.89).

Какой путь открыл Христос людям

Христос воплотился и сходил на землю именно для того, чтобы открыть людям путь к спасению через покаяние (6, с.98).

Признак шествия по спасительному пути

Живая связь и любовь между всеми Церквами и ее членами есть наивернейший признак шествия по спасительному пути в Царствие Божие (7, с.389).

Путь спасения – прискорбный

Многие из ищущих спасения желали бы обрести таковое, но только безболезненным путем. Преподобный Амвросий Оптинский раскрывает ложное представление о безболезненном пути ко спасению: «По человеческому мне­нию, путь спасения, казалось бы, должен быть гладкий, тихий и мирный, а по евангельскому слову, путь этот прискорбный, тесный и узкий» (6, с.91).

* * *

Для достижения вечного успокоения требуется усилие, чтобы шествовать по узкому и тернистому пути (Там же, с.92).

* * *

Чаще всего человек заботится о земном и забывает о Небесном Отечестве в надежде найти счастье и какое-то успокоение в своей земной жизни. Но, по слову преподобного Амвросия Оптинского, кроме Царствия Небесного, нет успокоительного места во вселенной (Там же).

* * *

Без смирения мы не сможем правильно шествовать по спасительному Христову пути (Там же, с.126).

Путь ко спасению в чем состоит (по примеру святителя Тихона Задонского)

Святитель Тихон Задонский видел путь ко спасению не в догматических размышлениях или в использовании каких-либо внешних приемов созерца­ния, не в обрядности или необычных подвигах аскетизма, но в богомыслии, молитве, любви, милосердии, в Евангелии (7, с.336).

* * *

Кто каким путем идет ко спасению, таким же путем он и руководит других (7, с.440).

* * *

Желающему шествовать по пути ко спасению предлежит упорная борьба с грехом (7, с.317).

Что значит идти путем Христа

Все должны идти не иначе, как только тем путем, которым шел Христос Спаситель. А это значит – нужно взять свой жизненный крест и, возложив его на свои рамена, без ропота, с терпением нести всю жизнь (7, с.309).

Препятствия на пути спасения

Греховные соблазны, предлагающие христианину вместо вечных благ временные и скоропреходящие, являются немалым препятствием на его спасительном пути (7, с.309).


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова / Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle