Источник

Проскомидия

Прежде чем приступить непосредственно к совершению священнодействия проскомидии, за которым приготовляется вещество для Таинства Евхаристии, священнослужитель должен еще раз внимательно испытать себя, готов ли он приступить к совершению этого великого и страшного Таинства. Он со смирением сердечным читает пред царскими вратами входные молитвы, с сознанием своего недостоинства произнося тропари «Помилуй нас, Господи, помилуй нас», «Господи, помилуй нас» и «Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице». После этого священник в испрошение благо­датной помощи и свидетельство своего Православия целует иконы Спасителя и Божией Матери, читая тропари «Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий» и «Милосердия сущи источник», и, преклонив главу пред царскими вратами, – «Господи, низпосли руку Твою», в которой испрашивает помощи свыше и силы к неосужденному совершению священнодействия Литургии, а затем просит молитв и прощения у собратьев и верующих и входит в алтарь, произнося псалом «Вниду в дом Твой » (5. 6–11).

Приступив к престолу, священник делает два поклона пред ним, целует лежащее на престоле Святое Евангелие, знаменующее Самого Господа на Престоле Славы, и святой престол, затем кладет еще один земной поклон и с благоговением начинает облачаться в священнические одежды, благословляя каждую в отдельности, целуя крест на ней и читая положенные молитвы. Облачившись и умыв руки, с чтением молитвы «Умыю в неповинных руце мои..» он приступает к жертвеннику, который символизирует, по мысли свя­того Германа, патриарха Константинопольского, вертеп, в котором родился Спаситель, а также Голгофу, где была принесена Крестная Жертва Христова, и совершает три земных поклона с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя».

Если священник служит с диаконом, то диакон заранее должен приготовить священные сосуды, т.е. чашу и дискос, а также звездицу, лжицу, копие, покровцы, пять просфор, вино и воду. При чтении вполголоса (некоторые читают его с воздетыми руками) тропаря Великого пятка «Искупил ны еси от клятвы законныя» священник последовательно целует дискос, чашу, звездицу, копие и лжицу, делает возглас «Благословен Бог наш», берет просфору, называемую Агнцем, и знаменует крестообразно ее копием трижды со словами «В воспоми­нание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Затем он приступает к таинственному закланию Агнца, те надрезает с четырех сторон просфору со словами пророчества святого Исаии. С северной (правой) стороны: «Яко овча на заколение ведеся», с южной (левой) – «И яко Агнец непорочен, прямо стригущаго Его безгласен, тако не отверзает уст Своих»; с восточной (верх­ней) – «Во смирении Его суд Его взятся», с нижней (западной) – «Род же Его кто исповесть?» И, наконец, подрезав, отделяет прямоугольную часть от основания со словами: «Яко вземлется от земли живот Его» Вынутую часть, или Агнец, он кладет печатью вниз на дискос, который прообразует ясли и вертеп, а также и новый гроб, где положили Христа Спасителя праведные Иосиф с Никодимом.

Делая крестообразный надрез по вертикали и поперек, стараясь не разре­зать печати, священник говорит: «Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира за мирский живот и спасение» (Практически для более легкого преломления хорошо надрез по краям печати довести до конца). Этот Агнец изображает Господа Иисуса Христа, пришедшего «в мир грешныя спасти». Поставив Агнца на дискосе печатью вверх, священник прободает копием северную его сторону, произнося: «Един от воин копием ребра Его прободе » (пальцами левой руки при этим следует придерживать Агнца за печать).

После этого священник (или диакон, если есть) вливает в чашу красное виноградное вино, смешанное с водой, в знак того события, когда из прон­зенного ребра Христова на Кресте истекли кровь и вода. Воды при этом вливается в священное соединение очень немного, так как значительное количество (для согревания вещества) будет влито после освящения Свя­тых Даров.

Затем священнослужитель берет другую просфору, вынимает из нее одну частицу в честь и память Преблагословенной Девы Марии и полагает эту частицу на дискосе по правую (северную) сторону от Агнца со словами: «Предста Царица одесную Тебе». Эта частица изображает собой Преблагословенную Деву Марию – Молитвенницу пред Престолом Всевышнего за весь мир.

Из третьей просфоры священник вынимает девять частиц в честь святых пророков, апостолов, святителей, мучеников, бессребреников и всех святых угодников Божиих. Последняя частица посвящается памяти того святителя – святого Иоанна Златоуста или святого Василия Великого, по чину которого совершается Литургия. Все эти девять частиц располагаются на дискосе с левой стороны Агнца и напоминают собой о наших молитвенниках у Пре­стола Божия.

Этим самым Святая Церковь – видимая и невидимая – участвует в принесении всемирной Жертвы Христовой. По общепринятой практике эти частицы изымают из просфоры малым копием в виде малых неравносторон­них пирамид, начиная с правого (северного) края просфоры сверху вниз, и повторяют это расположение на дискосе. Если просфора против ожидания окажется слишком черствой и частицы малого размера будут крошиться, в практике существует такой прием, конец копия погружается в чистую воду в ковшичке и затем влажное лезвие вводят в просфору. Но лучше всего, зная, что просфоры зачерствели, покрыть их на некоторое время влажным полотном для слабого размягчения поверхности.

Из четвертой просфоры священник вынимает одну частицу – за Святейшего Патриарха, затем – за правящего архиерея, клир и за всех православных верующих людей, полагает эти частицы на дискос как бы у ног Самого Христа Спасителя, Который имеет власть прощать грехи по молитвам Святой Церкви.

Из пятой просфоры священник вынимает частицы за всех христиан, почивших в надежде воскресения и жизни вечной. После всего священнослужитель из четвертой просфоры вынимает частицу и за себя, прося у Бога прощения своих грехов. При изымании частиц из четвертой и пятой просфор священник сам или кто-либо из помогающих ему в алтаре читает заздравные и заупо­койные помянники.

Это поминовение на проскомидии имеет великое таинственное и спасительное значение по вере в силу соборной церковной молитвы. В конце Божественной литургии все вынутые частицы опускаются в Святую Чашу с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Молитва за Литургией, повторяющей Голгофскую Жертву Господа Иисуса Христа, омывает Кровию Христовой, очищает и освя­щает души тех, за кого принесены эти молитвы. В молитвах, сопровождающих проскомидию и поминовение, именно и выражается эта мысль. Вот почему священник должен со вниманием прочитывать все поминания о здравии и упокоении, не пропуская ни одного имени. Такое добросовестное поминовение особенно располагает пастыря к любви и молитве за людей, состраданию им, а это в пастырской жизни должно стоять на первом месте, ибо без этих основных качеств деятельность священника будет духовно бесплодной.

Закончив поминовение, священник берет правой рукой звездицу, надносит ее над кадильницей с фимиамом и поставляет звездицу на дискосе над Агнцем в воспоминание о той звезде, которая указала волхвам место рождения Спаси­теля. После этого покрываются дискос и чаша таким же образом окажденными покровцами, символизирующими пелены Христовы.

Большой воздух, которым покрываются чаша и дискос, знаменует славу Божества Христова, а покрытие им дискоса и чаши после великого входа означает, по мысли святого Германа Константинопольского, камень, который был при­вален к пещере гроба Господня. Затем совершается каждение предложенных Честных Даров, сопровождаемое молитвой предложения «Боже, Боже наш, Небесный Хлеб», в которой священник просит Бога принять предложение сие и помянуть его и всех «принесших и их же ради принесоша».

Заканчивается проскомидия отпустом. Таким образом, она является начальной и самостоятельной частью Божественной литургии. Здесь воспоминаются два величайших события Евангельской истории Спасения Рождество Христо­во и Его Крестная смерть, посредством которых человечество освободилось от смерти вечной и получило доступ в Царство Небесное267.

Как ходить на улице (в подряснике ли)?

Если священнослужитель отправляется совершать требу, то лучше в подряснике. В зависимости от условий можно его подобрать. На хозяйственные и личные нужды можно без подрясника (32).

* * *

267

Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Проскомидия//ЖМП, 1976, №9, с.76.


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова / Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle