Празднословие
От разговора теряются чувства (умиление, страх Божий и проч.). Когда спрашивают, отвечай коротко: одно-два слова. Будь молчалив, даже глупый, когда молчит, кажется мудрым. Великий вред от празднословия: слово – дар Божий. Все ничто, если не научишься, когда сказать и когда молчать. Говори тихо и не смейся. (25, с.460).
Празднословие многие не почитают за грех, но в день СУДА дадут ответ за каждое слово (8, с.758).
* * *
«Глаголю же вам, яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в День судный» (Мф.12,36). Обратим особое внимание на эти слова Христа Спасителя. Ведь Его слово является для нас непреложной истиной, которую мы должны воплощать в своей жизни, чтобы достигнуть вечного спасения (3, с.161).
* * *
Любящий празднословить напрасно губит время – этот драгоценный талант, данный человеку для приобретения блаженной вечности. Каждому из нас, братия и сестры, «лежит единою умрети, потом же суд» (Евр.9,27), как говорит апостол Павел. Как же поступит Небесный Судия с теми из людей, которые большую часть своей жизни расточают на празднословие? Несомненно, Он поступит с ними так же, как поступил Господь с неключимым рабом евангельским, который зарыл в землю данный ему талант. Они услышат от Небесного Судии тот же грозный приговор: «Неключимого раба вверзите во тьму кромешнюю: ту будет плач и скрежет зубов» (Мф.25,30). Вот насколько вредно для нас празднословие. Оно изгоняет из нашей души добрые мысли и благие намерения, удаляет от нас духа чистоты и святости, а вместо добрых мыслей и чувств входят в нашу душу злые помыслы и нечистые пожелания, которые скоро пленяют все существо человека (Там же, с.161–162).
* * *
Нет в природе источника воды, из которого бы текла одновременно горькая и сладкая вода. Человек создан для прославления Бога, но, к сожалению, он часто не только прославляет Его, но и оскорбляет злоречием и праздными словами. Недаром Священное Писание говорит: «Умножаяй словеса мерзок будет» (Сир.24,8). А благоразумный в словах ублажается св.апостолом Иаковом: «Аще кто в слове не согрешает, сей совершен муж, силен обуздати и все тело» (Иак.3,2) (Там же, с.162).