Осуждение
Судишь или осуждаешь ближнего – немощь. Это кажется многим из нас маловажным, а в самой вещи она очень велика и подвергает нас великому осуждению пред Богом. Св.Апостол Павел пишет: «Имже бо судом судите другого – себе осуждаете, таяжде твориши судяй» (Рим.2,1). То есть такой же подвергает себя ответственности, как и согрешающий, которого осуждаешь Святый Иаков, брат Господень, пишет: «Един есть Законоположник и Судия, могий спасти и погубить, ты же кто еси осуждаяй друга?» (Иак.4,12). Не осуждайте, да не судимы будете. Св.Димитрий Ростовский грех осуждения употребляет седмиглавому змию, который хоботом своим отторг третью часть звезд небесных, то есть Ангелов, и грех осуждения, по слову сего угодника Божия, отторгает (Там же, с.38).
Осуждающий других обличает неустройство своей души
Каждый судит по себе и, осуждая других, обличает неустройство своей души. Не привыкшим к уединению, молитве и трезвению ума трудно предположить, что другие уединяются ради преуспеяния души своей, желая быть только с Богом и Ему Единому угождать. Кто не считает время потерянным, когда оно потрачено на обычные разговоры в келлии, тот, конечно, думает, что и другие в келлии своей предаются пустословию или покою. Но каждого по плодам познать можно (15, с.250).
* * *
Осуждение есть нарушение заповеди.
Осуждение и КЛЕВЕТА происходят от зависти и злобы.
Осуждение и КЛЕВЕТА от гордости происходят.
Осуждение и КЛЕВЕТА свидетельствуют об отсутствии СТРАХА БОЖИЯ.
Осуждение есть признак САМОЛЮБИЯ.
Осуждение есть признак ЛИЦЕМЕРИЯ и ложного христианства.
Судить людей – дело Христово.
Осуждающий восхищает суд Христов.
Даже праведник не имеет права восхищать суд Божий и судить ближняго.
Осуждая ближняго, досаждаешь Богу.
Не должно осуждать, так как никто не знает, что в сердце.
Ты осуждаешь, а человек невиновен в этом грехе или уже покаялся.
Грех виден, а ПОКАЯНИЕ не видно, поэтому воздерживаться от осуждения.
Человек часто осуждает того, кто велик пред Богом.
Осуждение наносит язву ближнему.
Раны душевные тяжелее телесных.
Как можно осуждать, когда сам грешник.
Часто осуждаем малый грех, а у самого гораздо больший.
Многие не замечают этого тяжкого греха – осуждения.
Брать пример с Христа, Который никого не осуждал.
Как телесное страдание ближнего вызывает у нас сожаление, так и человека, духовно страждущего, не осуждать, а пожалеть.
Не замечать чужих ГРЕХОВ.
Чтобы избежать искушения осудить, посмотри на себя, ибо и ты ранами греховными покрыт.
Беречься даже рассуждать о согрешающем.
Чтобы избавиться от осуждения, удаляться от разговоров и людей злых.
Осуждение начальствующего более тяжкий грех.
Осуждение пастыря – тяжкий грех.
Осуждение пастырей есть диавольская хитрость.
Беречься осуждать пастыря.
Подающий СОБЛАЗНЫ к осуждению также виновен (8, с.629–636).
Осуждение – пагубная страсть
Желающие достигнуть спасения не должны обращать внимания на недостатки своих ближних и осуждать их, ибо осуждение также является одной из пагубных страстей (6, с.127).
Связь осуждения с гневом и памятозлобием
Страсти (гнева и памятозлобия) не только сами по себе мучат душу христианина, но и открывают вход в нее другим страстям, и в первую очередь клевете и осуждению (7, с.325).
Откуда берет начало страсть осуждения
Препятствием в деле спасения человека является осуждение. Свое пагубное начало оно берет не от одной какой-либо страсти, а из нескольких, как-то гордости, родоначальницы всех страстей, зависти, погубившей наших прародителей, и злобы, которая существует в мире не для созидания мира и благополучия, но для смут и раздоров, приносящих многие бедствия и страдания людям. Страсть осуждения может действовать в человеке по причине злой его привычки завидовать благополучию ближних, а также в силу его нетерпеливости (2.181) (7, с.326).
Что внешне выражает осуждение
Губительно влияя на человеческую душу, страсть осуждения средством своего внешнего выражения имеет язык человека (7, с.326).
Осуждение – яд, убивающий душу
Каждый человек приходит в трепет и ужас, увидев какое-либо смертоносное вещество, способное лишить его земной жизни. Однако упиваться в осуждении ядом греховным, убивающим душу, эту Божественную жемчужину, никто не устрашается и не остерегается (4.82) (7, с.326).
О чем забывает осуждающий своих близких
Человек, осуждающий своих ближних, сам не знает того, что осуждением он совершает больший грех, чем его ближний, потому что забывает о своей личной греховности и ничтожестве, но старается увидеть «сучец во оце брата... » (Мф.7,3) (1.51) (7, с.326).
Чью власть похищает осуждающий
Он похищает власть, принадлежащую Единому Богу, попирает Его права и дерзко присваивает их. Один Творец имеет власть производить суд над Своими тварями и определять воздаяние каждому по его делам (2.181) (7, с.326).
Кому осуждающий наносит оскорбление
Человек <…> очень часто поносит создание Божие, искупленное Спасителем мира дорогой ценой, не сознавая того, что в лице своего ближнего он уничижает Царя Небесного и наносит Ему оскорбление (4.281) (7, с.326).
Почему нельзя осуждать даже явного и великого грешника
Помня, какой великий вред наносит душе грех осуждения, человек не должен осуждать никогда и никого, даже явного и великого грешника, потому что согрешающий может в любой момент воззвать из глубины души к Богу с просьбой о помиловании, и милосердный Отец, оставивший грехи блуднице и разбойнику покаявшимся, примет и его (1.114). Но люди часто забывают об этой милости Божией к кающимся, душевное ослепление не позволяет им видеть собственное греховное безобразие и нечистоту (1.52) (7, с.326–327).
Грех осуждения мерзок пред Богом
Грех осуждения настолько мерзок пред всевидящим Оком Божиим, что поношение человека не только открытое, но даже выраженное «мыслью, помаванием, покиванием главою, вздохом, смехом и прочее» (2.180), оскверняет и помрачает душу. Помраченный грехом осуждения, человек наносит ближним не телесные раны, но более мучительные и трудно заживаемые «язвы душевные» (2.182) (7, с.327).
Осуждающему добродетели не принесут пользу
Никакие добродетели, совершаемые человеком, не принесут ему пользы, если он не обуздает свой язык от осуждения близких (2.183)(7, с.327).
Осуждающий сам себя удаляет от Источника жизни
Но в не меньшей степени эти же язвы, наносимые другим, приносят вред и ему самому. Осуждающий сам себя удаляет от Источника жизни – Бога, а это означает не что иное, как лишение Его милости и покровительства. В таком бедственном состоянии человек все более и более впитывает в себя греховный яд и лишает себя спасения (2.182) (7, с.327).
Не ближними своими гнушаться, но тем грехом, который живет в их сердцах
Все люди составляют единое целое во Христе Иисусе, и поэтому человек должен не ближними своими гнушаться, но тем грехом, который живет в их сердцах; именно его нужно возненавидеть, «как дьявольское изобретение» (1.92) (7, с.327).
Что является действенным средством, искореняющим страсть осуждения
Действенным средством, искореняющим страсть осуждения, служит познание своих грехов и тех мерзостей, которыми душа бывает омрачена и извращена. Взирая на свою немощь, мерзость и богопротивность и приходя от того в трепет и ужас (2.183), человек, естественно, начнет удаляться от злых собеседований, которые больше всего расстраивают душу и вселяют в нее пороки. Поступая так, он не станет обращать внимание на чужие недостатки, но займется уврачеванием собственных греховных язв (7, с.327).
Как избежать осуждения
Для избежания осуждения необходимо избегать многоречия и держаться совета св.Исаака Сирина о том, чтобы «стараться не видеть злобы человека» (Там же)
* * *
За осуждение ближних человека борют хульные помыслы (6, с.127).
* * *
Надо вооружиться против греха осуждения и в то же время избегать всех бесед с кем бы то ни было, будь то духовное лицо или светское (32).