Источник

Мир

I. МИР С БЛИЖНИМИ

Христиане должны быть мирны между собой, как члены одного тела.

Если нет мира с ближними, Бог не принимает ни покаяния, ни молитвы (8, с.517).

II. МИР С БОГОМ

Мир с Богом был потерян в Адаме и приобретен во Христе.

Мира с Богом не может быть, если нет согласия между христианами (Там же, с.518).

ИИИ. МИР-ВСЕЛЕННАЯ

Мир-вселенная имеет своего Создателя.

Мир-вселенная управляется и охраняется Творцом.

Бог творит мир, как книгу.

Мир Бог созидает не так, как человек.

Мир создан ради человека.

Мир сотворен ради человека и ведет к познанию Творца.

Мир-вселенная работает Богу.

Мир свидетельствует о бытии Бога.

Мир-вселенная свидетельствует о ТВОРЦЕ.

Мир-вселенная свидетельствует о БЛАГОСТИ Божией.

Мир-вселенная работает человеку (Там же, с.518–522).

IV.          МИР ЗЕМНОЙ, ГРЕХОВНЫЙ, СУЕТНЫЙ

Мир – страсти в сердце.

Мир не вселенная, но похоти.

Мир преисполнен ЗЛА.

Мир суетный непостоянен и изменчив.

Мир суетный есть суета сует и препятствие ко СПАСЕНИЮ.

Мир суетный увлекает СЕРДЦЕ человека от Бога и СПАСЕНИЯ.

Мир суетный ненавидит работающих Богу.

Мир суетный ослепляет человека.

Мир суетный увлекает и пленяет человека.

Плененные миром не знают покоя во всей своей жизни и при смерти.

Кто к миру суетному прилеплен СЕРДЦЕМ, тот не имеет ЛЮБВИ к Богу.

Любовь к миру свидетельствует об отсутствии любви к Богу.

Кто любит мир, тот враг Божий.

Безумен тот, кто упивается ЛЮБОВЬЮ к миру до бесчувствия.

Упившийся ЛЮБОВЬЮ к миру, не понимает, что делает.

Упившийся ЛЮБОВЬЮ к миру, приносит больше вреда, чем пьяница.

Упившийся ЛЮБОВЬЮ к миру имеет помраченный ум.

Упившийся ЛЮБОВЬЮ к миру не замечает вреда.

Упившийся ЛЮБОВЬЮ к миру отрезвляется с великой трудностью.

Сколько бы человек ни стремился к миру земному, насытиться не может им.

Обращаясь от Создателя к миру, ЧЕЛОВЕК вместо блаженства злополучие и окаянство получает.

Мир земной для христианина, как древо запрещенное для Адама.

Ни внести, ни забрать из мира ничего невозможно.

Во время смерти все оставляется.

Мир суетный дает БЛАЖЕНСТВО, но ложное.

Суетный мир любить и со Христом быть невозможно, и есть неблагодарность к Богу.

Каждый христианин обязан выйти из мира сердцем и помышлениями.

Чтобы СЕРДЦЕ не увлекалось миром, необходима истинная ВЕРА.

Должно отрицаться не создания, но любви к нему.

Отречься от мира – не иметь пристрастия к тленным и суетным вещам.

Размышлением о временности мира отводить мысль от любви к нему.

Чтобы избавиться от ПРИСТРАСТИЙ, необходимы РЕВНОСТЬ и ПОД­ВИГ.

Презревшие мир приобретают Христа.

Только презревшие мир обладают им (8, с.522–532).

V. МИР ДУШЕВНЫЙ

Христос есть душевный мир для христианина.

Мир между людьми и мир с Богом есть источник всякого блага.

Сатана прервал мир между Богом и человеком.

Мир души только в чистой совести и есть дар Святого Духа.

Мир души имеет место в совести и сердце.

Тот имеет мир, кто и благополучие, и неблагополучие одинаково воспринимает с ТЕРПЕНИЕМ и БЛАГОДАРЕНИЕМ Богу (Там же, с.532–533).

* * *

Где мир, там и Бог, а где Бог, там и свобода, а где свобода душевная, там и обретается Царствие Небесное (5, с.78).

Что дают мир и тишина

Когда Господь водворит в сердце мир и тишину, только после этого можно увидеть, что напрасно терзает душу (Там же).

Как водворить мир в душе

Будем любить Бога и возносить к Нему наши повседневные молитвы, прося помощи на преодоление всех греховных наклонностей и страстей. И тогда в нашей душе водворится мир и любовь к Богу и людям, что будет свидетель­ствовать о доброй участи за пределами этой жизни (Там же, с.82).

* * *

Будем делать добро, молиться и любить всех людей, и тогда в наших сердцах водворится мир и Божие благоволение (Там же, с.83).

Мир Христов облегчает скорби

Сказано: «Несть мира в костех моих от лица грех моих». Вот отсюда и происходят все нестроения и тяжести духовные и телесные. Исходя из этого, нам всем надо прежде всего усугубить молитвенный подвиг, и тогда мы сможем ощутить в душе мир Христов, а это, в свою очередь, будет способствовать облегчению всех трудностей, скорбей и печалей (3, с.90–91).

* * *

Нужно стараться иметь мир с собою, со своей совестью и людьми. Ведь от этого зависит наше спасение (Там же, с.97–98).

Кто первым на земле начал служение миру

Сын Божий Господь Иисус Христос начал служение миру (16, с.45). Пастыри продолжают служение миру. Святые Его апостолы продолжили это служение. Пастыри Церкви благодаря непрерывному преемству продолжают его доныне.

Христос «есть мир наш», говорит апостол. Он «благовествовал мир даль­ним и близким» (Еф.2,14,17). Благовестием о мире началась жизнь Спаси­теля на земле (см.: Лк.2,14) Благовестием о мире закончилось Его служение (см.: Ин.14,27) (Там же).

Первохристианская Церковь – царство миротворцев

Заповедь о мире и любви нашла отклик в сердцах последователей Христа. Первохристианская Церковь была как бы царством миротворцев. Вне ее разгорались страсти, кипели вражда и злоба. Но внутри ее, в среде ее членов господствовал дух мира, самоотверженной любви и взаимного братского благожелания. «Церкви же, – говорится в книге Деяний апостолов, – по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Го­споднем» (6.31).

Христиане стремились жить в мире. Об этом часто напоминали и святые апостолы. «Будьте в мире между собой», – учил апостол Павел (1Сол.5,13) (Там же, с.45–46).

Миротворцы распространяют мир на земле

«Блаженны миротворцы», – наставляет Спаситель (Мф.5,9). Миротвор­цы – это не только те, кто имеет мирное или миролюбивое настроение. Это и те, кто энергично действует в целях восстановления мира, кто направляет свои усилия к сохранению и распространению мира на земле (Там же, с.46).

Мир Христов основывается на упразднении зла путем борьбы со злом

Мир, который принес людям Христос, основывается не на примирении с господствующим в мире злом и силой греха, но на упразднении зла путем неослабной борьбы с ним (Там же, с.45).

Без мира невозможны счастье, радость, труд, творчество

Высшее счастье личной и общественной жизни проявляется только в условиях мира. Без мира невозможна радость, невозможен спокойный труд, невозможно творчество. Стремление к миру выше всех человеческих стремлений (Там же, с.46).

Идеи мира близки всем людям и всем религиям

Идеи мира близки всем людям, к какой бы национальности они ни принадлежали и какое бы положение в обществе ни занимали. Идеи мира присущи также всем религиям по той основной причине, что все люди произошли «от одной крови» (Деян.17,26) и потому, естественно, призваны быть бра­тьями, жить друг для друга во взаимном служении и бескорыстной любви (Там же).

Что лежит в основе мира

В основе мира могут лежать взаимопонимание, сотрудничество, дружба и любовь (Там же).

Мир – это практическое осуществление любви в жизни

Мир – это не только внешнее выражение любви, но и практическое осуществление ее в жизни. «Велик мир у любящих закон Твой», – говорит Псалмопевец (Пс.118,165) (Там же).

Внешнего мира без внутреннего быть не может

Люди, в душе которых царят эгоизм, жажда к обогащению, ненависть, вражда и другие страсти, никогда не могут составить мирного общества, так как буря в их душе непременно вызовет внешнюю бурю – столкновение интере­сов, борьбу, ссору. Внешний мир без внутреннего не может быть устойчивым и непоколебимым (Там же).

Решение проблем мира требует предельной самоотдачи всех людей

Решение проблем мира требует активизации сил и предельной самоотдачи всех людей доброй воли (Там же).

Как защитить мир на земле

Молитва и труд во благо Родины – вот оружие, которым верующие люди должны защищать мир на земле. Усугубить свои молитвы к Спасителю мира о даровании мира всему миру и служить делу миротворчества путем самоотверженной работы каждого в своей области – такова священная патриотическая задача, о которой неустанно напоминает своим чадам Русская Православная Церковь (10, с.43).

* * *

Мир («Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам» – Ин.14,27) есть место, недосягаемое для лукавого. Злой дух, лжец и разбойник духовный, стремится прежде всего вывести человека из равновесия, «возмутить» его, «расстроить». Когда ему удается нарушить кристальность вод души, поднять ил со дна души чрез какое-либо искушение или наваждение (чаще всего – чрез другого человека), тогда в сей «мутной воде» души враг начинает делать свой улов, толкать человека, ослабленного страстью (гнева, похоти, зависти, стяжательности) – на преступление, то есть преслушание Закона Христова. И если человек молитвой и покаянием не порвет этой пау­тины, чрез некоторое время она сделается бечевкой, еще далее – веревкой и, наконец, цепью, связующей всего человека, и человек пригвождается, как каторжник, к тачке развоза зла по миру. Делается орудием лукавого. Рабство и сыновство Божие заменяет сперва рабством, а потом и сыновством лукавому.

Правило духовной борьбы, всякую страсть побеждать силою Христовой, немедленно, как только зародилась она. Исцелить, изгнать совершенно мы ее не можем сразу, но можем все время загонять ее «на дно», чтобы там страсть умирала под действием вод благодати, а душа наша всегда была бы мирная, кристальная, любящая, благожелательная, бодрственная, духовно трезвая. Если на какой-либо стороне души намечается или происходит «прорыв», сейчас же все внимание сердца надо обратить туда и усилием («Царствие Божие берется усилием», – сказал Спаситель, указывая именно это Царствие Божие, которое на земле приобретается или теряется внутри человека), то есть молитвенной борьбой, надо восстановить мир сердца, души (5, с.361–362).

Мир, который подается Самим Богом христианину

Этот мир обретают те лица, которые полностью покорились воле Божией и в чистоте своего сердца исполняют все то, что от них требует Закон Христов. Достигший такого мира человек уподобляется своим незлобием и простотой младенцам, о которых Христос сказал: « таковых есть Царство Небесное» (Мф.19,14). Человек, получивший свыше этот Божественный мир, бывает готов на всевозможные подвиги и даже более того – на смерть за Христа. Как об этом говорит апостол Павел: «для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп.1,21) (32).

Спасительные слова: «Мир вам» – легли в основу Церкви Христовой

«В оньже аще дом внидете, первее глаголите мир дому сему. И аще убо будет ту сын мира, почиет на нем мир ваш, аще ли же ни, к вам возвратится» (Лк.10,5–6).

Это наставление Господь наш Иисус Христос преподал Своим ближайшим ученикам – апостолам при отправлении их на благовествование евангельской проповеди. Он повелел им не брать ничего с собою на путь – ни хлеба, ни денег, ни двух одежд, останавливаться и жить там, где их примут, и, входя в дом, приветствовать живущих в нем этими благодатными словами, мир дому сему! Господь тем самым дал ясно понять Своим ученикам, что это не обычное простое приветствие или доброе пожелание, а особый Божественный дар, переданный апостолам. Именно эти спасительные слова и легли в основу Христовой Церкви (7, с.427).

Значение благодатного мира в деле преобразования общества

Слова «мир вам» имели и имеют величайшее значение в деле перерождения огрубевших сердец в новое во Христе благодатное общество (Там же, с.427).

Кто может принять и усвоить дар мира Христова

И притом этот дар (благодатный мир) мог получать от апостолов не кто иной, как только достойный член приветствуемого семейства: «аще будет ту сын мира», то есть человек, способный принять и усвоить препо­даваемый дар, как духовную силу для просвещения души, на того только и сойдет этот мир. Если же в доме не окажется такого человека, то мир ваш к вам возвратится, то есть мир Христов может обитать и совершать свое спаси­тельное действие только в том, в ком сердце будет очищено от всякой грехов­ной скверны и порока и, подобно благовонному сосуду, приуготовлено для восприятия Христова учения.

Очевидно, этим самым Господь подчеркнул важность такого значения в деле восприятия духовного сокровища или того благодатного мира, который Он принес на землю роду человеческому, примирив Своей Крестной Жертвой человека с Богом, прогневанным грехопадением прародителей и личными грехами каждого человека в отдельности (Там же).

В ночь Рождества Христова о благодатном мире возвестили Ангелы

Об этом благодатном мире возвестили Ангелы в ночь рождения Иисуса Христа небесным песнопением «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» (Лк.2,14) (Там же).

Через апостолов небесный мир излился на все человечество

Это и есть тот самый мир, который завещал апостолам Иисус Христос перед Своими страданиями, напоминая им о необходимости иметь небесный мир, который должен через них излиться на все человечество (Там же).

Христос примирил небо с землей Крестом

Незадолго до Своего вознесения на небо Христос говорил Своим ученикам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не якоже мир дает, Аз даю вам. Да не смущается сердце ваше, ни устрашает» (Ин.14,27). Святой апостол Па­вел в своих посланиях, также упоминая о духовном мире, подчеркивает, что Христос примирил небо с землею Крестом, «убив вражду на нем» (Еф.2,16) (Там же).

* * *

Благодатный мир – духовная сила для просвещения души (Там же).

Небесный мир восстанавливает в человеке гармонию

Мир, посланный с неба, является благодатной умиротворяющей силой, приводящей в должное умиротворение все способности человеческой души. Этот мир способен не только восстановить в душе человека полную гармонию, но и умиротворить все его духовные и физические силы (7, с.427–428).

Мир Христов спасительно действует на целые общества и народы

Притом мир Христов не может ограничиваться только отдельными личностями, но он распространяет свои спасительные действия на целые общества и народы, восстанавливает в них нравственные силы и побуждает к исполнению Божественного учения и к молитвенному подвигу (Там же, с.428).

Человек без благодати Божией не может описать действие мира Христова

Человек без благодати Божией бывает не в состоянии изобразить или описать действие этой спасительной таинственной силы Божией, но он может чувствовать и сознавать ее присутствие, подобно притоку свежего воздуха или солнечного тепла, вливающихся во все наше существо. И если человек этот тепло и свежесть воздуха ощущает во время весеннего периода времени, то тем более еще с большей силой он может ощущать близость Христова мира в момент своего духовного возрождения и обновления. Святой песнопевец Давид восклицает: «Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли» (Пс.103,30) (Там же).

Как приобрести мир Христов

Если мы спросим самих себя, как же нам приобрести мир Христов и посредством каких средств он стяжается, то на этот вопрос можно ответить, что он прежде всего приобретается верой во Христа и добродетельной жизнью. Кроме того, для стяжания всей полноты этого дара человек должен непремен­но принадлежать Православной Церкви, которую Христос приобрел Кровию Своею и в которой непосредственными радетелями благодатного мира явля­ются священники Бога Живого, принявшие от святых апостолов не только все благодатные дары, но и все права, посредством чего они вот уже на протяжении многих веков ведут род человеческий ко спасению (Там же).

Слова «Мир всем» духовно возрождают человека, вливают в сердце огонь любви

На протяжении многих веков за богослужением в Церкви Христовой слышат­ся постоянно краткие, но благодатные слова из уст священнослужителей. «Мир всем», на которые клир от лица всех молящихся отвечает «И духови твоему».

И эти благодатные слова особенно часто повторяются за Божественной литур­гией. Они, как ничто другое, проникают в душу молящегося и пробуждают в ней страх Божий и бдительность, тем самым способствуя к сосредоточенности всех духовных сил человека. Кроме того, слова «мир всем» способствуют не только духовному возрождению, но они вливают в сердце последователей Христовых благодатный огонь любви, который в свою очередь через его носителей изливается не только на близких и родных, но и на все человечество в целом. Святые подвижники, имеющие мир Христов, неоднократно, как свидетельствует об этом Церковная История, умоляли Бога о помиловании и избавлении от многочисленных бедствий, посылаемых Богом для вразумле­ния и спасения человека. И сейчас все народы, познавшие свое бедственное состояние, стремятся приблизиться к миру, взыскать его, прикладывая для этого немало забот и усилий. Но этот мир находится очень близко для каждого человека, то есть его можно обрести через познание Христа, через Его Святую Церковь (7, с.428).

* * *

Мир Христов – спасительная таинственная сила Божия (Там же).

Мир Христов – основное связующее звено в деле миротворчества между государствами.

Христос, явившись после Своего Воскресения апостолам, произнес: «Мир вам!» Этот мир с тех пор объединял и будет объединять до скончания века не только семейные устои, но и все народы в целом. Именно он является основным связующим звеном в деле миротворческой деятельности между народами и государствами (Там же, с.429).

Когда смогут исполниться слова «Не поднимет народ на народ меча»

Благодатный мир постоянно пребывает в Церкви Христовой. Он же должен пребывать и во всех людях доброй воли. Вся жизнь человека и его стремление к взаимной братской любви должны скрепляться именно Христовым миром. И только в таком случае могут исполниться слова пророка Исаии: «...перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы, не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис.2,4) (Там же).

Все стремления к миру вне Христа не дадут результатов

Церковь Христова на протяжении вот уже многих веков распространяет этот благодатный мир во все пределы нашей планеты. Первохристианская Церковь была как бы царством миротворцев. Вне ее разгорались страсти, кипели вражда и злоба. Но внутри ее, в среде ее членов господствовал дух мира, самоотверженной любви и взаимного братского благожелания. «Церкви же, – говорится в книге Деяний Апостолов, – по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем » (Деян. 9, 31).

Обетования Божии – неизменны, благодать Святого Духа, дарованная Церкви Господом нашим, неистощима. Все другие стремления к вожделенному миру, то есть вне Христа, не дадут желаемых результатов. Нужно усердно молиться, чтобы мир во Христе восторжествовал над греховным человеческим разумом (Там же).

Мир Христов особенно действует в храме Господнем

Особенно духовное умиротворение ощутительно действует в храме Господнем. Каждый человек, посещающий его, сможет сам почувствовать веяние благодатного духа любви и мира, исходящего от престола Божия.

В храме Божием не только подаются силы для борьбы с внутренними искушениями, но здесь же приобретается мир и тишина во всем существе человеческого духа. По этому поводу говорит и псалмопевец: «Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна» (Пс.118,165). В постоянной любви к храму Божию и частом посещении церковных богослужений, а также при ревностной домашней молитве и чтении Священного Писания люди смогут ощутить в своих душах тот вожделенный мир, о котором восклицал псалмопевец: «Взыщи мира, и пожени и» (Пс.33,15). Божий голос, ощущаемый в их душах, будет четко и уверенно говорить им: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф.11,28).

Вот уже на протяжении многих веков в Святой Церкви звучат утешитель­ные слова, приводящие к миру во Христе: «Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве!» А также здесь звучат и слова апостола Павла:»...благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (1Сол.1,1) (Там же).

Мир на земле между народами будет достигнут только тогда, когда человечество взыщет мира Христова

Проходят и меняются времена, меняются люди, но остается неизменной истина, которую принес на землю воплотившийся Сын Божий, Который при­мирил Собой во единый благодатный союз все народы и объединил их по­средством Святой Церкви, которую Он «стяжал» Кровию Своею. И поэтому всецелый мир на земле между народами может быть достигнут только тогда, когда человечество взыщет мира Христова (Там же, с.429–430).

Мир нужно искать во внутреннем, а не во внешнем

Ошибаются те, которые ищут мир и спокойствие не во внутреннем своем человеке, а во внешних обстоятельствах и во внешнем местопребывании (7, с.447).

* * *

Духовной дочери отец Иоанн писал: «Живи поспокойнее там, где ты живешь. И старайся иметь мир с собою, со своей совестью и людьми. Ведь от этого зависит наше спасение. Приобрети еще смирение и терпение. Без этих добродетелей спастись невозможно» (3, с.97–98).


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова / Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle