А. Леднев, Е. Лукьянов

Источник

Пир веры. Торжество святости глазами паломника

Перед восхождением

Почитание архиепископа Иоанна, святителя и чудотворца, началось ещё при его жизни. И по смерти Владыки многие по его предстательству получали от Бога исцеления и свидетельствовали о ином чудесном заступничестве Архипастыря уже торжествующей Церкви. Писались его иконы, по всему миру почиталась его святая память, а нетленные останки Владыки свидетельствуют, что душа угодника Божия пребывает чиста и непорочна в селениях праведных.

Сейчас, когда время всё сокращается, увлекая верных с узкого пути на стези мира сего, прославление святителя Иоанна есть великое подкрепление изнемогающей рати Христовой, чьи ряды так стремительно пустеют. Некоторым современникам Владыки было тяжело сжиться с мыслью, что вот человек, которого они знали при жизни, ходивший среди них, теперь будет прославлен со святыми и ему будут возноситься молитвы. Русская Церковь знает и иные скорые прославления: менее 10 лет прошло от кончины до прославления святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба, преп. Кирилл Белозерский был прославлен через 13 лет по преставлении своём, преп. Антоний Сийский – через 23 года; можно назвать имена и других скоропрославленных угодников Божиих как на Руси, так и вне её пределов.

В 1992 году на Архиерейском Синоде Русской Зарубежной Церкви обсуждался вопрос о подготовлении к прославлению святителя Иоанна, а на проходившем в мае 1993 года Архиерейском Соборе было определено совершить прославление 19 июня/2 июля 1994 года в Сан-Франциско – в день 28-й годовщины честного преставления праведника Божия.

В Западно-Американской епархии был создан Организационный комитет. Ему предстояло решить: как разместить всё духовенство в алтаре, где найти места для облачения священнослужителей, как организовать порядок за богослужением (кто будет следить за свечами, например) и вне храма, как заказать необходимое количество просфор, осуществить питание паломников, трапезу после торжества, как дать всем паломникам возможность участвовать в богослужении. Поэтому уже с осени прошлого года собрания комитета, организовавшего также торжества прославления святителей Иннокентия и Николая, проходили еженедельно. Комитетом были разосланы по Зарубежью обращения о сборе пожертвований на устроение раки и сени для честных мощей святителя Иоанна. Проект их был исполнен прот. Стефаном Сабельником, им же вместе с иереем Георгием Куртовым и диаконом Виталием Кичаковым осуществлена резьба по дереву для раки и сени. Иконы для сени написали архим. Алексий (Розентул), иеромонах Андрей (Эрастов), Иаков Ференс и В. В. Красовский. Архиепископом Антонием Сан-Францисским была подготовлена служба Святителю.

За неделю до торжества в Сан-Франциско начали прибывать архиереи, стекаться богомольцы, так что уже к четвергу на бульваре Гери, где расположен собор и живёт много русских, присутствие православных заметно ощущалось.

Со всего света прибыли люди, главным образом те, кто живет жизнью Церкви и чутко откликаются на переживаемые ею события, и поэтому было ощущение, что собралась воедино одна большая православная семья. Может быть поэтому все торжества прошли столь спокойно. Один священник сказал: «Владыка Иоанн, принадлежащий к Церкви небесной, торжествующей, продолжает своё начатое на земле пастырство – своим прославлением он призвал приехавших сюда причащаться и исповедоваться, то есть к тому, к чему он призывал всю свою земную жизнь».

На душе было чувство, как перед восхождением на гору, вершины которой предстояло достичь в пятницу. С утра до ночи паломникам предстояло быть в храме, как на Страстной седмице.

В эти последние пред прославлением дни в находящейся под собором усыпальнице Владыки прибывавшим духовенством непрерывно совершались панихиды и исповедовались говеющие. К усыпальнице тянулась нескончаемая чреда богомольцев. Здесь же, по сложившемуся обычаю, служились и молебны святителю Иоанну Тобольскому, предку и Небесному покровителю Святителя.

Люди возлагают на гробницу для освящения иконы. Некоторые из них, привезённые из разных приходов, написаны уже в этом году и замечательны по своему виду. Прибывший из Ново – Саровского монастыря в Техасе иеромонах Венедикт «со паломники» давал в благословение богомольцам оттиски с иконы, написанной к прославлению Юрием Сидоренко, иконописцем живущим на Аляске. О. Виктор Потапов, прибывший с более чем с 60 – ю прихожанами из Вашингтона, привёз икону святителя Иоанна и также раздавал оттиски её.

17 / 30 июня 1994 года

В 3 часа дня в зале при соборе для прибывших богомольцев состоялась беседа о владыке Иоанне иерея Александра Красовского. Запомнились слова о. Александра – участника первого освидетельствования мощей святителя Иоанна о необыкновенном чувстве покоя, воцарившемся в душе при соприкосновении с мощами Святителя.

В четверг вечером в 5 час. 30 мин. состоялась встреча икон Божией Матери Иверской Мироточивой и чудесно обновившейся Владимирской из Богородице – Владимирского женского монастыря в Сан-Франциско. В 5 час. 45 мин. прибыла Курская – Коренная икона Пресвятой Богородицы. Один за другим из храма в притвор, для встречи Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви Владыки митрополита Виталия, выходит духовенство – более 100 священнослужителей.

Перед этим из монастыря святителя Григория Паламы, находящегося недалеко от города Этны, прибыли: предстоятель Румынской Старостильной Церкви митрополит Власий с епископом Геннадием, митрополит Киприан, представитель Синода Греческой Старостильной Церкви с епископами Хризостомом, Авксентием и Амвросием. Прибыл епископ Фотий, возглавитель Старостильной Болгарской епархии.

Ко времени встречи Митрополита собор, вмещающий более 1000 человек, был уже полон.

Сразу после встречи Первоиерарха начался парастас – заупокойная вечерня с литией и утреня. Служил игумен Петр (в миру Павел Лукьянов, бывший прислужник владыки Иоанна, постриженный им во чтецы). Пели два мужских хора из духовенства, местных певчих и прибывших паломников. Левый хор вёл иеромонах Роман (регент Свято – Троицкого монастыря), правый – чтец Георгий Скок (регент храма св. блаженной Ксении в Оттаве, Канада). Оба хора пели по традиции Свято – Троицкого монастыря в Джорданвилле. В соборе, расписанном архимандритом Киприаном, прислуживало много семинаристов, некоторые из них приехали вместе со своими семьями, монашествующие Свято – Троицкой обители пели на клиросе, монастырское духовенство участвовало во всех богослужениях. Всего из монастыря и его окрестностей прибыло более 20 человек паломников.

На литии духовенство стояло в четыре ряда. На 17-й кафизме из алтаря на устроенную посредине храма кафедру вышли митрополит Виталий, митрополит Власий и семь архиереев. Совершалось заупокойное моление об упокоении приснопоминаемого владыки Иоанна, тех, с кем были связаны важнейшие вехи жизни Святителя и его духовных чад.

Богомольцам была дарована поистине милость Божия – приложиться к Курской – Коренной, Иверской Мироточивой, Владимирской иконам Владычицы – ощутить прикосновение благодати Царствия Небесного. Владыка Митрополит помазывал всех миром от Иверской иконы. Было замечено, что за время сего торжества икона обильно мироточила.

Во время парастаса после 6-й песни канона, в наполненном ладаном храме раздалось громогласное пение всею церковью кондака «Со святыми упокой».

Одна из паломниц на прославлении, О. Н. Куликовская – Романова рассказывает: «После смерти моего супруга Тихона Николаевича мне очень тяжело слышать «Со святыми упокой», но когда здесь весь храм грянул «Со святыми упокой», то это был единственный раз за полтора года, что я как-то приподнялась, как – будто парила, настолько сильным было переживание». Здесь было иное чувство, нежели при пении этого кондака за молением об умерших.

После чтения первого часа духовенство спустилось в усыпальницу, где митрополитом Виталием была отслужена лития.

По окончании богослужения, в начале 2-го часа ночи, была предложена трапеза. Паломники разошлись на ночлег в гостиницы, к знакомым и прихожанам собора. Добрые прихожане собора дали приют многим паломникам – людям, доселе им не знакомым. За что премногая благодарность им и сестричеству собора, неустанно питавшему всех, пришедших ко владыке Иоанну. Некоторые паломники спали поблизости с собором в своих автомобилях, кто – то – в микроавтобусах, подобно тем чадам Святой Руси, что в древности проводили ночи у дверей храмов, монастырей в ожидании Божественной Трапезы, как то ещё можно видеть и ныне в многострадальном Отечестве нашем.

18 июня / 1 июля 1994 года

В пятницу в 8 часов утра, после встречи митрополита Виталия началась заупокойная Литургия. Священнослужители облачались в специально для этого приготовленных классах Кирилло – Мефодиевской гимназии, находящейся под собором, так как в алтаре не хватало места. Весь храм в единогласном пении «Верую» исповедовал православную веру, также всеми молящимися пелась молитва Господня «Отче наш».

Перед причащением мирян иеромонах Роман, который вырос в Сан-Франциско и мальчиком прислуживал Владыке, в тишине наполненного богомольцами храма, громким, срывающимся от величия переживаемого момента голосом, сказал слово:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры! «Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего доброго и светлого торжества». Так призывает нас святой Златоуст в ночь Святой Пасхи. И ещё раз повторим эти слова... ибо сегодня Господь подаёт нам великую милость. Наступило долгожданное время – великий наш святитель Иоанн причисляется к лику святых. Пройдёт лишь только несколько часов, и святые нетленные мощи владыки Иоанна будут перенесены из усыпальницы сюда, и мы ещё раз сможем припасть со слезами к Владыке и лобызать его честное тело. Но не со слезами печали и скорби, как было 28 лет тому назад, а со слезами радости и утешения, ибо Господь его прославил. Церковь на небе и Церковь на земле в тесном общении. Как только владыка Иоанн скончался, мы сразу молитвенно начали обращаться к нему, ибо мы, христиане, веровали, что Господь услышит его молитвы, и наша вера не была посрамлена. Сколько чудес совершилось и совершается по его святым молитвам! И сейчас Господь свидетельствует о святости владыки Иоанна и показывает нам его нетленные мощи. Это не может не повлиять на нас, мы не сможем отойти от них не изменившимися.

Самое горькое и неприятное для владыки Иоанна было то, когда его чада, его пасомые не ладили, спорили, враждовали. Он переживал это и плакал, ибо он видел и понимал, что этой вражде сатана радуется и издевается над человеком, венцом Божия творения, и над Самим Богом. Также Владыка видел, как бес путает людей в своих гибельных сетях. А самым радостным для Владыки было то, когда люди жили в мире, в единении, когда прощали друг другу свои обиды. Итак, братия и сестры, встретим нашего любимого и великого Святителя, как подобает православным христианам, имея любовь между собой.

Сегодняшняя служба подобна Великой Субботе, так как мы чувствуем, что стоим на пороге чего – то великого и таинственного. Как перед Пасхой, мы приготовляемся духовным очищением и прощением, по словам стихиры Пасхи: «просветимся торжеством и друг друга обымем; рцем, братие, и ненавидящим нас простим вся Воскресением». И только с таким настроением можем надеяться достойно встретить святителя Иоанна и приобщиться этому великому торжеству. Аминь».

Перевод слова о. Романа на английский язык сделал протоиерей Петр Перекрестов.

Действительно, настроение было такое, как накануне Святой Пасхи. Было ощущение, что присутствующие находились в преддверии чего – то важного, великого, должного увенчаться завтрашним днём. Это ощущение не оставляло богомольцев, наполнивших собор в эти мгновения последней служащейся на земле Литургии об упокоении души незабвенного владыки Иоанна.

В 2 часа пополудни, спустя час после Литургии, архиепископы Антоний, Лавр, Марк, епископ Иларион и около 20 священнослужителей спустились в усыпальницу Владыки. Внизу их ждали митрополит Киприан с епископом Фотием и епископами Хризостомом, Авксентием, Амвросием. Всё было приготовлено для перенесения святых мощей из гроба в раку. Началась заупокойная лития. При пении «Со духи праведных скончавшихся» была снята крышка саркофага, где находился гроб с переоблачёнными честными мощами святителя Иоанна. Архиепископ Антоний снял епархиальную печать, которой была запечатана рака. Вынули гроб и поставили его на саркофаг. При пении «Со святыми упокой» была снята крышка гроба и присутствующим явились нетленные мощи Владыки, свидетельствующие о таинственном величии силы Божией, в немощи человеческой совершающейся. Присутствовавшие в это время в усыпальнице игумен Лука и иеромонах Роман рассказывают об ощущаемой ими в эти минуты непередаваемой духовной силе, исходившей от святых мощей. Владыка Антоний снял воздух с лика Святителя. Воцарилась благоговейная тишина. Никто ни о чем не думал, мысли застыли. Митрополит Киприан, его епископы, все участники этого таинственного соприкосновения с Богом, дивным во святых Его, – плакали. Времени как бы больше не было. В эти таинственные мгновения присутствующие по неизреченной Божией милости приобщались Царствию Небесному, ощущали его, пребывая духовно на горе Фаворской. «Господи! хорошо нам здесь быть...» (Мф. 17, 4). Все приложились к руке владыки Иоанна.

После литии с пением «Помилуй нас, Господи, помилуй нас», честные мощи переложили из гроба в приготовленную раку, которую покрыли стеклом, крышкой и заперли на ключ. Затем раку накрыли покрывалом, а сверху положили мантию, временем совершенно не повреждённую, – ею был покрыт гроб 28 лет назад, когда совершалось погребение Владыки. Честные мощи Святителя были тёмно – коричневого цвета, подобно мощам киево – печерских угодников и подвижников Востока. Облачены они в белоснежные ризы, обшитые серебряными галунами и крестами; мягкая обувь была сшита в Сибири, подрясники также привезены из России, а всё облачение и подризник сшиты супругой одного священника, параман Владыки вышит в Леснинской Пресвятой Богородицы обители, крест на нём из Иерусалима, так же как и воздух, панагия и крест – самого Святителя. Глава святителя Иоанна покоится на подушечке, в которую зашит список имён всех иерархов и священнослужителей Русской Зарубежной и Российской Церкви с их домашними.

Архиереи удалились в собор для приготовления к крестному ходу. В усыпальнице остались священнослужители для того, чтобы при перенесении раки поддерживать её. И вот уже пришедший из собора крестный ход в благоговении стоит пред усыпальницей. Архиепископ Антоний и несколько священников вошли внутрь. Владыка благословил поднять раку, и с пением ирмосов Великого канона «Помощник и Покровитель...» (поющихся при погребении священнослужителей) крестный ход двинулся в собор. При внесении раки богомольцы стремились прикоснуться к святыне. Когда святитель Иоанн восшёл в построенный им собор, его встречали там 16 архиереев, более 120 священников, множество диаконов и великое число прислужников, собравшихся из всего Зарубежья и России.

Раку водрузили среди храма, ликом к престолу, и перед ней была отслужена лития. Сразу же вокруг святыни разлилось море свечей. Вся вата, приложенная к Мироточивой иконе, была пропитана святым миром. После литии было прочитано Правило ко Святому Причащению с пением акафиста Божией Матери. В 4 часа 30 минут началась последняя панихида по приснопамятному владыке Иоанну, перед панихидой епископ Амвросий Вевейский сказал слово о значении молитвы «Вечная память», переводил на английский язык протоиерей Петр Перекрестов:

«Если Господь не хочет памятовать нас пред Престолом Божиим, то это значит, что мы предаёмся забвению. Вот почему, когда мы сопровождаем наших усопших, мы просим для них вечной памяти у Бога. Это не означает, что мы не будем забывать наших усопших, а то, что мы просим Господа их никогда не забывать. Те, о которых у Бога вечная память – те и вечно с Богом. И если сегодня мы последний раз провозглашаем вечную память приснопамятному архиепископу Иоанну, то не потому, что мы можем гордиться, что за 28 лет мы его не забыли, но потому, что он так свидетельствовал о Господе пред человеки, что Господь и ныне свидетельствует о нём пред ликом всей вселенной. Владыка Иоанн у Бога не только не забыт, но и имеет дерзновение...»

Священники стояли в шесть рядов, с каждой стороны раки. В конце панихиды раку поставили вдоль солеи. Как ясно из этого на первый взгляд несущественного действия видно, что каждое движение, содержимое в Святой Церкви, совершенно премудро и обоснованно: после перенесения из усыпальницы рака была поставлена как гроб (ликом к алтарю), а теперь пред прославлением – как икона, плащаница.

Попасть внутрь собора всем желающим не было возможно, многие молились в зале при соборе и перед папертью, следя за богослужением по экранам, установленным перед собором и в зале. Перед экраном в зале стояли подсвечники и молящиеся принимали полное участие в богослужении – крестились, ставили свечи и клали поклоны.

По окончании панихиды, после малого перерыва, началось всенощное бдение. Служил архимандрит Евтихий из Сибири. Пели главный хор собора под управлением В. В. Красовского, хор молодежи под управлением Владимира Стамировского и мужской хор под руководством иеромонаха Романа, в котором принимали участие священнослужители, семинаристы, насельники монастыря в Джорданвилле и паломники.

На «Господи воззвах» впервые звучали стихиры святителю Иоанну, архиепископу Шанхайскому и Сан-Францисскому – три стихиры творения Господина Антония, архиепископа Сан-Францисского: «Воспоем святителя Христова Иоанна, Богом дарованнаго молитвенника нам, иже по вся дни Святую Литургию совершая, причащением же Таин Святейших укрепляем, исходя на делание свое бодренно и в молитве пребывая непрестанней, поспешая в домы страждущих и в больничныя палаты к обреченным, тако делая, весь освящен и милостив явися он, исцелений и прозрения сподоблен дара свыше, дерзновенный к Богу сей ходатай о спасении душ наших». На малом входе пели догматик знаменитого распева 8-го гласа «Царь Небесный», гармонизации бывшего регента архиерейского хора при владыке Иоанне – М. С. Константинова.

На литии рака со святыми мощами, всё ещё покрытая мантией, вдруг поднялась над народом и на плечах духовенства была вынесена для крестного хода вокруг собора. Весь день был туманным и холодным, и лишь на крестном ходе во время литии засияло солнце. Пелись стихиры из службы иконе «Всех скорбящих Радости» и святителю Иоанну. По благословении хлебов духовенство и певчии запели тропарь Святителю. Вся вечерня была отслужена без верхнего освещения. Служба шла ровно, спокойно. За всем происходящим ожидалось, что приближается какое – то необыкновенное событие. На утрени, в конце 2-й кафизмы, уже чувствовалось приближение к нему вплотную. Перед полиелеем владыка Антоний рассказал богомольцам о последних днях земной жизни святителя Иоанна.

Свет. «Хвалите имя Господне» пели два хора афонским распевом на 21 стих, последний раз эту гармонизацию регента М. С. Константинова исполнили при освящении собора в 1977 году.

Всё внимание увлечено происходящим в храме. Из царских врат выходит духовенство и прислужники к раке с Богом дарованными мощами – этим окном в Царство Небесное. Каждение храма совершает Владыка Митрополит. Ожидаем открытия мощей. Трепет, тишина. С иконы Святителя снимают пелену. Иерей Григорий Науменко от белого духовенства и иеромонах Агапит из Германской епархии от монашествующих воздвигли икону пред народом. Вздох радости и умиления прошел по храму при виде лика Святителя. Митрополит Виталий снимает с раки мантию и спустя мгновение ключом открывает раку, снимает крышку. Протодиакон сильным голосом гласит церкви: «Земной поклон»,– и молящиеся в соборе и вне его в страхе и восхищении пали на землю. И вот вначале духовенство, а затем богомольцы воспевают величание Святителю, и вот вся церковь, мир земной и небесный, «едиными устами» поёт: «Величаем тя, Святителю отче Иоанне...» Поистине благодать на благодать!

В молитве «Спаси, Боже, люди Твоя», читавшейся до того на литии, среди имён других святителей было произнесено славное имя святителя и чудотворца Иоанна.

Сущность переживаемых мгновений особенно глубоко подчеркивал прокимен перед чтением Евангелия: «Честна пред Господ ем смерть преподобных Его». Евангельское повествование св. апостола Иоанна Богослова вещало нам о жизни Святителя, шедшего путём, на который призывает Своих служителей Пастыреначальник Христос: «Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы. А наемник, иже несть пастырь, емуже не суть овцы своя, видит волка грядуща, и оставляет овцы, и бегает; и волк расхитит их, и распудит овцы. А наемник бежит, яко наемник есть, и нерадит о овцах. Аз есмь пастырь добрый и знаю Моя, и знают Мя Моя. Якоже знает Мя Отец, и аз знаю Отца; и душу мою полагаю за овцы. И ины овцы имам, яже не суть от двора сего, и тыя Ми подобает привести, и глас Мой услышат, и будет едино стадо и един Пастырь» (Ин. 10, 11 – 16). Из жития Святителя мы знаем, что везде, где бы ни был Владыка, он совершенно отрешаясь от своей личной жизни делал всё, что было в его силах, дабы направить свою паству на путь ведущий в Царствие Небесное, при этом проявляя неустанное попечение и о её телесных нуждах. Пребывание владыки Иоанна в разных местах вселенной собирательно отображает миссию Русской Зарубежной Церкви в целом, на всех путях своего рассеяния, приводившей в дворы Христовы «овец иного стада».

Слова святителя Иоанна как нельзя лучше свидетельствуют о нём самом: «Православная Церковь есть именно та, о которой Христос сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ей», – то засвидетельствовано и подтверждено многими знамениями, совершившимися от основания Церкви и не перестающими и ныне ярко проявляться в Церкви Православной, как и чудесами не только древних, но и в близкие нам времена просиявших святых угодников Божиих» (Слова иже во святых отца нашего Иоанна, Архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, С. – Ф., изд. «Русский Пастырь», 1994. С. 337).

Владыка, будучи верным сыном Русской Зарубежной Церкви, страдая с единодушными ему архипастырями из-за различных нестроений, в целом считал, что она идёт извечным путём малого стада Христова. Свидетельство этому его писания, являющие нам ясный образ смиренномудрого архиерея Соборной Русской Церкви, а не какого – то самочинного дерзателя, попустительствующего нарушителям церковной дисциплины, стоящего выше всех «юрисдикционных пере­городок». Владыка Иоанн был рукоположен в Русской Церкви, изгнанной правды ради из своего Отечества, в её лоне служил, преставился ко Господу и теперь этой Церковью прославлен, свидетельствуя непреложность для христиан истинной веры слов апостольских: «нас почитают обманщиками, но мы верны;., нас почитают умершими, но вот, мы живы» (2Кор. 6, 8 – 9).

Архиереи начали елеопомазание, продолженное священнослужителями у главы раки. Опять богомольцы сподобились великой милости духовного укрепления – приложиться к святым иконам Владычицы, в Чьём храме проходило прославление, и к святым чудесным мощам Святителя.

По прикладывании каждый получал отпечатанную в типографии Свято – Троицкого монастыря икону Святителя, написанную иеромонахом Андреем.

После пения ирмосов «Отверзу уста моя» началось чтение канонов «Всех скорбящих Радости» и святителю Иоанну, который воодушевлённо читал написавший его архиепископ Антоний: «Благо есть воспевати угодники Божия, в ихже лице нам радостне светит святый Иоанн, утешая, врачуя его призывающия, научая нас образом многотруднаго жития своего ревновати о помощи сущим в бедах» (тропарь 1-й песни).

Окончилось всенощное бдение около 11 часов вечера и многие остались при соборе ожидать начала в 2 часа ночи Небесной Трапезы. Паломники приготовляли себя к Божественной Литургии, ходили вокруг собора, прикладывались ко святым мощам, казалось, что всё это происходит где-то в Православной Руси. В храм заходили и те, кому не удалось попасть на богослужения в течение дня. Паломники чувствовали исходящую друг от друга тихую радость.

На душе было такое чувство ожидания, как перед наступлением дня Светлого Христова Воскресения, и такой необыкновенный покой, когда нет волнений, усталости и все заботы и искушения мира сего не имеют над человеком власти.

19 – 20 июня / 2 – 3 июля 1994 года

Божественную Литургию в 2 часа ночи служил епископ Амвросий Вевейский в левом приделе собора, посвящённом св. праведному Иоанну Кронштадтскому, Владыке сослужило 28 священников и 6 диаконов. Часы, блаженны и иные песнопения пели по – английски паломники под руководством Г. Скока, а другая часть богомольцев под руководством Петра Фекулы пела по – славянски. Евхаристический канон «Милость мира» пел весь храм знаменным распевом. 388 верных причастились Святых Христовых Таин.

Иерей Давид Мозер, настоятель храма преподобного Серафима в городе Бойзи, штат Айдахо, обратился на английском языке к собравшимся с сильным, полным воодушевления, словом, содержание коего вкратце следующее:

«Почему Церковь прославляет святителя Иоанна? – Из-за его чудес? – Нет. Из-за его подвигов и исцелений? – Нет. Из-за его постничеств и бдений? – Нет. Мы его прославляем потому, что он по – настоящему любил Бога. А все его подвиги, его деяния были следствием этой любви, и без неё все эти вещи не имели бы никакого значения. Мы, присутствующие на прославлении, не можем творить чудеса, которые творит Святитель, совершать его подвиги и исцеления, но для нас возможно любить Бога превыше всего и в этом мы будем следовать святителю Иоанну. Все же другие дела есть уже следствие этой любви».

За Литургией, начавшейся в 5 часов утра в приделе святителя Николая Чудотворца, было 279 причастников. Служили 12 иереев и шесть диаконов. Хором управлял Сергей Шидловский. Протоиерей Михаил Константинов в своей проповеди сказал, что все христиане призваны к тому, чего достиг владыка Иоанн – святости... Он был постник – если мы хотим спастись, то необходимо соблюдать пост. Он посещал больных – также нам необходимо это делать. Итак, сколь возможно, мы должны следовать пути святителя Иоанна – пути святости.

7 часов 30 минут утра. Собор полон людей, также снаружи все заполнено богомольцами. Ожидают Владыку Митрополита. Длинной чередой выходят из алтаря священнослужители.

Служение Божественной Литургии в главном алтаре собора возглавил митрополит Виталий в сослужении 13 архиереев, 62 священнослужителей и 24 диаконов, пред присутствовавшими на протяжении всех торжеств прославления иконами Матери Божией.

Престол левого придела собора являлся жертвенником, где священники поочередно совершали проскомидию. На блаженны пели тропари из канона святителю Иоанну. На малом входе (который был велик числом духовенства) диакон Иоанн Онопко, преподаватель Свято – Троицкой Духовной семинарии, был возведён в протодиаконы митрополитом Виталием. Духовенство стояло в четыре ряда посреди храма. При пении «Приидите, поклонимся» рака поднимается священнослужителями и на плечах их плывет через царские врата на горнее место, где остается до конца Литургии. Святитель Иоанн, предшествуя духовенству, возглавил малый вход. «Спаси ны, Сын Божий, во святых дивен Сый, поющия Ти: аллилуиа» – гремит хор духовенства.

Несмотря на многолюдство, никто не чувствовал тесноты, усталости и всего, что свойственно испытывать человеку при большом стечении народа. Из-за большого числа духовенства хор три раза пропел Херувимскую песнь. На «Верую» все диаконы вышли на кафедру и вели всенародное пение Символа веры. Некоторые из священников во время «целования мира», предваряющего Евхаристический канон, приветствовали друг друга словами «Христос Воскресе!». Многие из духовенства и мирян рассказывали о чувстве радости от единения в одну духовную семью, о чувстве, исходящем от сознания того, что рядом с тобою молится твой брат во Христе, который пришел сюда, к Святителю, чтобы он помог ему в прохождении пути ко спасению. Глядя на внимающих богослужению богомольцев, думалось, что вот – корабль Церкви Христовой, устремлённый в Царство Небесное. Некоторые из паломников были на всех трёх Литургиях. «Хотелось бы, чтобы это богослужение продолжалось вечно, – сказал один иерей, – хотелось молиться». Священники, проходящие своё служение в разных условиях в России и в Зарубежье, ощутили себя одним единым целым – Христос превыше всего! Теперь, когда после прославления паломники встречаются друг с другом, как наверное те, кто были вместе в Святой Земле, они чувствуют нечто объединяющее их, поистине «се благодать Святаго Духа нас собра».

Перед причастием митрофорный протоиерей Валерий Лукьянов, рукоположенный владыкой Иоанном, громким проникновенным голосом обратился к присутствовавшим со словом, которое тронуло многие сердца. О. Валерий проповедовал на двух языках. Вот некоторые его мысли:

«Хочется начать словами «Христос Воскресе!»... Владыка Иоанн собрал нас здесь, люди пришли к нему, чтобы что – то обрести, больные получить исцеление, юноши и девушки, чтобы получить благословение на устройство христианского брака. Многие сегодня выплакали свою жизнь... Но мы должны тоже что – то принести Церкви – упорядочить нашу жизнь в ней, прекратить ненужные разговоры в храме, приходить к началу Литургии, которая отображает начало земной жизни Господа нашего Иисуса Христа... Постараемся приходить на исповедь, когда наша душа просит, причащаться по крайней мере в четыре поста, на день Ангела и на Пасху... Прославление будет переломным моментом для нашей Церкви и во всём мире».

Причащали из пяти чаш в храме и из одной в церковном зале, который был полон богомольцами. Было около 800 причастников. После отпуста Литургии духовенство подняло раку со святыми мощами и во время пения 33-го псалма «Благословлю Господа на всякое время...» вынесло её из алтаря. При прохождении честных мощей чрез царские врата хор пел стихи псалма: «Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь; хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится». В крестном ходе участвовало более 150 человек духовенства с чудотворными иконами и образом Святителя. Хор состоял из 200 человек. Началось молебное пение Святителю. Крестный ход вышел из собора и медленно двинулся вокруг городского квартала, совершая остановки с кроплением святой водой и осенением чудотворными иконами. В течение всего пути семь диаконов совершали каждение. Се град Сан-Франциско освящается. Прилегающие к собору улицы были оцеплены полицией. Волна народа текла за ракой. Это было настоящее торжество Православия, о котором мы слышим в житиях святых и из описания Саровских торжеств перенесения мощей преподобного Серафима. Пророческие слова преподобного Серафима о перенесении его честных мощей: «Будет Пасха посреди лета», – теперь исполнились и на святителе Иоанне в Сан-Франциско. Кресный ход проходил спокойно, каждый из священнослужителей имел возможность нести раку со святыми мощами Святителя. Было замечено, что, несмотря на прохладный день, над ракой летали пчелы. По – видимому, вся тварь веселилась о прославлении угодника Божия.

Перед входом в собор и на переполненном народом бульваре Гери было прочитано Евангелие. Войдя в храм, владыка Антоний вместе со всеми обратился в коленопреклоненной молитве к святителю Иоанну, которую затем епископ Кирилл прочитал по – английски.

По прикладывании к кресту паломники направились на трапезу, устроенную в гостинице Мариотт. Во время её чтец Серафим Ган, студент Свято – Троицкой Духовной семинарии, огласил собравшимся «Похвальное слово к прославлению иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского».

«Ликуй ныне, Церковь Русская! Ибо должны мы торжествовать всею душею, имея пред очами своими священную раку, принявшую в себя сосуд Духа Святого – нетленные мощи праведного архиепископа Иоанна, всем сердцем возлюбившего Бога и образ Его, отражающийся в наших ближних, созданных по образу и подобию Божию.

Воистину велики труды и подвиги, совершённые сим достойным преемником великих в истории Святой Церкви Иоаннов! Он, подобно Иоанну Предтече, благим нравом обличал грехи людские, призывая многих к покаянию и исправлению, внутри же считая себя первым из всех беззаконников. Как апостол Иоанн Богослов, он питал особую любовь к Преблагословенной Деве Марии, воздвигнув в честь Её величественные соборы и почив в Бозе пред Её чудотворной иконой Курской – Коренной. Он, уподобляясь Златоусту, привёл многих «отчужденных от жизни Божией» (Еф. 4, 18) своими высоконазидательными поучениями и душеполезными писаниями в чудный Свет Христов, «просвещающий всех»... Он, как и Иоанн Лествичник, противоборствовал помыслам, умалял страсти, созидал дом духовный, и восходя по лестнице добродетелей, стяжал сугубую благодать Божию, вспомоществующую в тяжких подвигах иноческого жития.

...Он, миссионерски подвизаясь, причислил многих к избранному стаду верных, возжигая в сердцах их нетленный свет богоразумия. Святитель, ревнуя богомудрому Иоанну Дамаскину, защищал веру и Святую Церковь Христову от нападений со стороны еретичествующих и нечестивых отступников, отражая вверенную ему паству от всех противных Православию вредностей, ибо «ревность по дому Господню снеде его» (Пс. 68, 10).

«Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется», ибо сей благоговейный архиерей Божий ныне открыто ходатайствует о нас, грешных, пред Имеющим Престол небо и землю подножие ногам! Не с сего дня Господь сподобил его неувядаемого венца святости, но со дня переселения его в Небесные чертоги.

Вси же насладимся сего пира веры и со всею Церковью возблагодарим всеблагое смотрение Божие, воздвигающее во время благопотребное таковых столпов веры, особенно же в наш век всемирной апостасии! Вместе с благодарностью вознесём и наши сугубые моления ко Господу и святителю Иоанну, со благоговением лобызая его честные мощи, неоскудно точащие исцеления всем верным, дабы по его теплому предстательству утвердилась бы вера наша и Церковь в многострадальном Отечестве нашем и во всём мире!» (Слово помещено в упоминаемой выше книге «Слова...», С. 14–16).

Затем диакон Андрей Соммер прочитал похвальное слово по-английски.

По окончании трапезы, перед благодарственной молитвой, владыка Марк сообщил присутствовавшим, что Сербская Церковь на своём очередном Соборе приняла к сведению прославление Русской Зарубежной Церковью святителей Иннокентия, Николая и Иоанна и постановила внести их имена в свой Диптих. Также из сообщения Владыки стало известно, что не только великий светильник Сербской и Вселенской Церкви, святитель Николай (Велимирович) почитал святость владыки Иоанна (ещё в бытность того иеромонахом), но также и охранитель чистоты веры православной, приснопоминаемый архимандрит Иустин (Попович), духовный наставник архиепископа Марка.

Перед всенощным бдением мощи были перенесены с середины храма под сень, приготовленную для их местопребывания. Теперь святыня почивает открыто и каждый может к ней приложиться. После водружения мощей под сень владыка Антоний произнёс: «Молитвами иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас».

С одной стороны, ощущается, что в эти июльские дни прославления уместились события месяцев, с другой – что эти дни летели так, словно времени больше не было. Трудно охватить всю высоту этого сокровеннейшего события Церкви Христовой, быть у подножия которого сподобил нам Господь. Теперь в соборе в Сан-Франциско обретены и почивают мощи молитвенника и печальника пред Богом о Русской Церкви, подобно тому, как почивали мощи в соборах Руси Святой, хранившей веру православную. Это первые целые мощи первого святого, вышедшего из лона Зарубежной Церкви.

На следующий день, в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших, служение Божественной Литургии возглавил архиепископ Марк. «В иконостасе русской святости мы, здесь, в этом святом храме, поставили новую икону», – сказал он в своей проповеди.

Июль месяц русских святых пополнился ещё одной датой. После окончания Литургии был отслужен молебен святителю Иоанну, по завершении которого владыка Антоний обратился к богомольцам со словами утешения и благословения: «Люди прибыли сюда, к тихой пристани, со своим горем, – сказал Владыка, – чтобы благодать истекающая от мощей святителя Иоанна погасила его. Скажите чтущим владыку Иоанна, что здесь, в Сан-Франциско, Господь явил миру источник живой воды. Приидите, черпайте и пейте от источника, который же есть благодать, преизобиловавшая во владыке Иоанне. Господь через апостолов Своих говорил: раздай хлеб – и теперь через владыку Иоанна раздается благодать и помощь всем, с верой просящим. Ждём вас в этом святом храме со всех сторон мира. Святитель Иоанн шлёт через вас, свидетелей торжества, своё благословение всем, кто не смог прийти сюда».

Уповая на помощь святителя Иоанна

Мы часто сетуем на наше время, на духовное оскудение, отсутствие видимых чудесных явлений для укрепления христиан. Но не великое ли чудо – явление нетленных мощей святителя и чудотворца Иоанна, не чудо ли то, что столько людей смогло прибыть на прославление, исповедаться и причаститься у святых мощей Владыки и тем самым явить в дивном единодушии своё стремление к жизни вечной. Примеры помощи святителя Иоанна тем, кто с верой прибегает к нему, во множестве видны повсюду.

М. 3. желала ехать на прославление, но у неё не было достаточно денег, и вот она звонит в аэропорт и ей сообщают, что есть лишь один билет до Сан-Франциско, причём по такой невероятно низкой цене, что служащий должен был перепроверять и звонить начальнику, дабы удостовериться в этом. Некие монахини желали ехать на прославление, но не имели средств, – и вдруг получили ровно столько денег, сколько было потребно на билет.

Люди, которые при обычных обстоятельствах и не помышляли бы о путешествии в Америку, вложили всё, что имели, дабы попасть сюда. Одному человеку из Южной Америки не давали отпуск, и он решил уволиться со службы, зная, что работу найти потом будет трудно, – только чтобы попасть к Святителю, а святой Иоанн всё устроит.

Священник Андрей Кензис рассказывает, что после всенощной прославления к нему зашел паломник, также остановившийся в этом доме с сыном – подростком, и рассказал ему о только что случившемся: когда он молился о своём сыне перед иконой, которую давали во время прикладывания к мощам, сын проснулся и, привстав в кровати, открыл глаза, сложил руки для благословения и произнёс: «Благословите, Владыка». Получив благословение, он опять лёг и уснул.

Одному человеку, отправлявшемуся во время войны во Вьетнам, епископ Нектарий дал крестильную икону владыки Иоанна – св. Архистратига Михаила, с которой тот прошёл всю войну. Он до сих пор хранил эту икону как великую святыню. Во время прославления она начала постепенно, видимым образом обновляться.

Состояние здоровья родившегося в июне сего года сына иерея Георгия Лардаса из Хьюстона, Техас, вызывало настолько серьёзные опасения врачей, предполагавших наличие у младенца гастрита, что было принято решение немедленно крестить его. Таинство было совершено в больнице в то время, когда в Сан-Франциско шло всенощное бдение прославления. Младенцу дали имя в честь Святителя. В субботу, к 6 часам утра, ребёнок достаточно окреп для того, чтобы перенести операцию. Затем, сразу после первого молебна Святителю, доктор позвонил родителям, чтобы сообщить о положительных результатах обследований. Операция также прошла удачно, ребёнок начал поправляться и теперь чувствует себя вполне здоровым.

На прославление приехали из разных концов Южной Америки, Европы, России и Австралии, приехали со своими прихожанами. Заметны были большие группы паломников из Торонто, Лейквуда, Вашингтона и Пенсильвании. В торжествах прославления принял участие 97 – летний протопресвитер Илья Вень, служивший с владыкой Иоанном ещё в Китае 21. Особо нужно сказать о доставившем своим присутствием радость участникам торжеств архимандрите Мефодии. Сам вид старца, опиравшегося на посох, больного ногами, но прошедшего весь крестный ход, являлся утешением паломникам22. Прибыли игумении обоих наших монастырей в Иерусалиме с некоторыми сёстрами. Из Уганды приехал иерей Христофор Валусимби. К сожалению, нет возможности назвать всех, кто с трудом прибыл сюда.

Среди паломников были сотрудники различных периодических церковных изданий: «Православная Русь», «Русский пастырь», «Православный вестник», «Вестник Германской епархии РПЦЗ», «Вестник Западно – Европейской епархии РПЦЗ», «Возвращение» (СПб), «Orthodox Life», «Nouvelles du monde Orthodoxe». Протоиерей Виктор Потапов готовил материал о прославлении для радиостанции «Голос Америки». Были представлены русские общественные издания «Наша страна», «Русская жизнь», «Наши вести», «Кадетская перекличка».

В России в церковных и патриотических изданиях появились слова и поучения святителя Иоанна и сведения о его жизни.

Возвращение на землю

«Пресвятая Богородице, спаси нас», «Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас»... Маленькая улица, спускающаяся от собора, заполнена богомольцами. Идет крестный ход с иконами и хоругвями, архиереи, ряды духовенства, множество прислужников, певчие., и крестный ход удаляется от нас всё дальше и дальше в туман времени.

Где всё это происходило? Наяву ли или на небе? В чужой земле? В Сан-Франциско? Нет – в Святой Руси, находящейся вне времени и пространства. И эти люди, собравшиеся здесь, в этот прохладный, бессолнечный день, ведомы были духом любви ко Христу, которым жила Святая Русь. При прославлении «убогого Серафима» 300 тысяч собралось со всей России, а теперь – более трёх тысяч смогло собраться со всей Руси Зарубежной и из Отечества на прославление своего Святителя. Но дух, подвигший их прийти сюда, тот же, что в Сарове. Ведь почитая святых Божиих, мы в них почитаем Самого Господа, Которому они всю жизнь работали и которых Господь соделал благодатными сосудами Духа Святого. Искони по смерти святых народ христианский приходил на их могилки, к их останкам, которые, как сосуд, содержавший благовонное миро, навсегда сохраняют благоухание их святости. Это благоухание укрепляет верных, ищущих в своей борьбе со грехом заступничества пред Богом у святых, которые уже победили грех.

«Святость есть не просто праведность, – говорит нам святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, – за которую праведники удостаиваются наслаждения блаженства в Царстве Божием, но такая высота праведности, что люди настолько наполняются благодати Божией, что она от них течёт и на тех, кто с ними общается. Велико их блаженство, происходящее от лицезрения славы Божией. Будучи преисполнены и любви к людям, происходящей от любви к Богу, они отзывчивы на людские нужды и на их моления и являются ходатаями и предстателями за них пред Богом» («Слова...». С. 180).

Владыка Первоиерарх митрополит Виталий в своих проповедях призывает нас молиться, чтобы Господь даровал русскому народу вождя. Не является ли дарование нам скорого помощника и заступника святителя Иоанна духовным ответом на эти прошения. Ведь если мы поставим во главу угла нашей жизни спасение путём Святителя, то он станет вождём для нас и мы будем двигаться к одной цели – стяжанию любви к Богу, то есть по пути Святой Руси.

Окружающий нас мир с равнодушием и непониманием взирал на идущий по его улицам крестный ход. Как далёк он, наверное, от Святой Руси, и от извечных для каждого «земнородного» понятий – о почитании Своего Творца Господа Бога, о верности дарованной Им «нас ради человек и нашего ради спасения» Церкви.

«Это торжество, – сказал приехавший из Бразилии иерей Константин Бусыгин, – мы должны пронести с собою до гроба – через все наши серые будни, чтобы они просветились бы этой благодатью. Если получили этот дар, данный от Бога талант, то мы не имеем права потерять его, когда пройдёт первый период возвышенного духовного настроения, как владыка Филарет писал в своём завещании: «держи, что имеешь» (Откр. 3:11). Мы не имеем права приехать домой или куда бы то ни было, даже в монастырь, и дать этому огню погаснуть. Нельзя допустить, чтобы всё это торжество, эта благодать, стали лишь одной из страниц нашей жизни. Нет! Это торжество должно быть нашим подкреплением. Ведь время, в которое мы живём, тяжёлое, и без благодати Божией, без помощи свыше, без заступничества святых мы не сможем перенести по – христиански юдоль земную. Мы должны возгревать благодать, которую получили».

* * *

21

6/19 ноября 1996 года протопресвитеру Илии Вень исполнилось 100 лет.

22

28 июня /11 июля 1997 года архимандрит Мефодий (Попович) отошёл ко Господу.


Источник: Святитель русского зарубежья вселенский чудотворец Иоанн : [Сборник / Сост. А. Леднев, Е. Лукьянов]. - Москва : Паломник : Журн. "Глаголы жизни", 1998. - 702 с.

Комментарии для сайта Cackle