Источник

СЕРДЦЕ

Сердце наше ежедневно умирает духовной смертью. Теплая слезная молитва есть оживление его, начинающееся дыхание его. Если не молиться ежедневно с теплотой духовной, то легко скоро умереть духовно (1).

* * *

Христианам особенно потребно иметь чистое сердце, потому что сердечными очами нужно зреть Бога как Он есть – с Его любовью к нам и со всеми Его совершенствами, красоту Ангелов, всю славу Владычицы, красоту Ее души и величие Ее как Матери Бога, красоту душ святых Божиих и их любовь к нам; нужно зреть, как они есть сами в себе, нужно зреть истины христианской веры со всеми ее Таинствами и чувствовать их величие; нужно зреть состояние душ своих, особенно грехи свои. Сердце же нечистое, то есть занятое пристрастием к земному, питающее в себе похоти плотские, похоти очес и гордости житейской, не может видеть этого ничего, что мы указали (6).

* * *

Эти руки, любящие брать дары, сложатся на груди и ничего не будут брать; эти ноги, любящие ходить на зло и не любящие стоять на молитве, будут распростерты навеки, не пойдут уже более никуда; эти глаза, любившие с завистью смотреть на благополучие ближнего, закроются, померкнет навсегда огонь их, и ничто не прельстит их; слух, часто с удовольствием отверзавшийся для слышания злословия и клеветы, помертвеет, и никакие громы не будут слышны для него: одну трубу, воскрешающую мертвых, услышит он, и тогда восстанет нетленное тело наше или в воскресение жизни, или в воскресение осуждения (Ин. 5:29). Что же в нас будет жить и по смерти и что должно составлять предмет всех забот наших при жизни? То, что мы называем теперь сердцем, то есть внутренний человек наш, душа наша; она должна быть предметом наших попечений. Сердце ваше очищайте всю жизнь вашу, чтобы оно, или душа ваша, было способно потом зреть Бога; о теле же и его потребностях заботьтесь столько, сколько нужно для поддержания его здоровья, сил, приличия. Все умрет, все земля унесет с собой. Старайтесь усовершить то, что в вас любит и что ненавидит, что покойно и что беспокойно, что радуется или печалится, то есть сердце свое, или человека внутреннего (что мыслит, рассуждает через ваш ум) (6).

* * *

Чем заняты сердца наши? Бог, «испытующий сердца и утробы» (Пс. 7:10), видит, что у всех нас бывает в сердце, к чему оно привязано в большую часть жизни, и если бы нам дал Господь видеть всю глубину сердец человеческих, то очи наши с ужасом отвратились бы от этого скопища всякой нечистоты: прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы, гордости и прочего. Какой мерзости мы не увидели бы в нем: мерзость неблагодарности к Богу, забвения Бога, неверия, маловерия, различных привязанностей к земному, часто самых нелепых, беззаботности о небесном, о своей участи за гробом, невнимания и пренебрежения к Церкви, ее богослужению, обрядам и уставам, пренебрежения к лицам священным, представителям веры и Церкви, и мало ли какой мерзости не увидели бы (6)!

* * *

Молитва есть возношение ума и сердца к Богу. Отсюда очевидно, что молиться не может тот, кого ум и сердце крепко привязаны к чему-либо плотскому, например к деньгам, к чести, или кто имеет в сердце страсти: ненависть, зависть к другим, потому что страсти обыкновенно связывают сердце, как Бог расширяет его, доставляет ему истинную свободу (6).

* * *

Душа наша есть, так сказать, отражение лица Божия; чем яснее, больше это отражение, тем она светлее, покойнее, чем меньше – тем темнее, беспокойнее. А как душа наша – сердце наше, то надобно, чтобы в нем отражалась через чувство, через благодарность всякая истина Божия, а отражения лжи чтобы вовсе не было. Чувствуй любовь Божию в пречистых Тайнах, чувствуй истину всех молитв. Наше сердце – зеркало; истина, как предметы мира внешнего в обыкновенном зеркале, должна отражаться со всей точностью в нашем сердце (6).

* * *

Когда диавол в нашем сердце, тогда необыкновенная, убивающая тяжесть и огонь в груди и сердце; душа чрезвычайно стесняется и помрачается; все ее раздражает; ко всякому доброму делу чувствует отвращение; слова и поступки других в отношении к себе криво толкует и видит в них злоумышление против себя, против своей чести и потому чувствует к ним глубокую, убийственную ненависть, ярится и порывается к мщению. По плодам его узнаете его (Мф. 7:20) (6).

* * *

Отдайте, молельщики, Богу ваше сердце, то любящее, искреннее сердце, которым вы любите своих детей, родителей, благодетелей, друзей, в котором вы ощущаете сладость непритворной чистой любви (6).

* * *

Он близок его сердцу, – говорится о двух неравных лицах, из которых одно покровительствует другому. И тот, кто удостоился покровительства высшего и близости к его сердцу, знает об этом и взаимно сам близок к нему по своему сердцу. Так бывает между Богом и служащими ему от чистого сердца людьми: сердцу этих людей близок бывает всегда Бог, и Божию сердцу близки они. Так должно быть и при молитве всякого христианина: молясь, мы должны быть непременно близки к Богу сердцем. Хорошие, искренние отношения наши с людьми должны быть перенесены и на Бога (6).

* * *

Что особенно важно и составляет жизнь какого-либо существа, то Творец положил, сокрыл далеко в глубине, внутри того существа; это мы видим везде. Так и в человеке: душа находится в самой середине его существа, в сердце, почему и называется часто душа сердцем, а сердце – душой. «Уныл во мне дух мой, смутилось во мне сердце мое» (Пс. 142:4). Сердце чистое создай во мне, Боже, и дух правый обнови во внутренности моей (Пс. 50:12) (6).

* * *

Чем чище сердце, тем оно просторнее, тем более вмещает в себе любимых; чем грешнее, тем оно теснее, тем менее оно способно вмещать в себе любимых – до того, что оно ограничивается любовью только к себе, и то ложной: любим себя в предметах, недостойных бессмертной души: в серебре и злате, в любодеянии, в пьянстве и прочем подобном (6).

* * *

Отчего душа грешная не прежде получает отпущение своих грехов, как когда восчувствует всем сердцем все безрассудство их, всю гибельность их, всю ложность их? Оттого, что сердце есть душа наша; как она совершала грехи, признавала их приятными, благовидными, так она же должна раскаяться в них, признать их гибельными, совершенно ложными. Это раскаяние и совершается именно болезненно в сердце, как и желание греха обыкновенно также в сердце (6).

* * *

Что такое сердце чистое? Кроткое, смиренное, нелукавое, простое, доверчивое, нелживое, неподозрительное, незлобивое, доброе, некорыстное, независтливое, непрелюбодейное (6).

* * *

Из действия в нашем сердце двух противоположных сил, из которых одна крепко противится другой и насильно, коварно вторгается в наше сердце, всегда убивая его, а другая целомудренно оскорбляется всякой нечистотой, тихо удаляется от малейшей сердечной нечистоты, а когда в нас действует, тогда умиряет, услаждает, оживляет и радует наше сердце, то есть из двух личных противоположных сил, легко убедиться, что несомненно существует и диавол как всегдашний человекоубийца, и Христос как всегдашний Жизнодавец и Спаситель; один – мрак, смерть, другой – Свет и жизнь. Потому, боголюбец, если ты иногда замечаешь в уме и сердце крайний мрак, скорбь, тоску, тесноту и неверие как силу, крепко противящуюся вере Божией, тогда знай, что в тебе сила, враждебная Христу, диавольская. Эта сила темная и убивающая, прокравшись в наше сердце через какой-либо грех сердца, часто не дает призывать Христа и святых, скрывает их за мглой неверия. Для чего? Для того, чтобы терзать человека, потому что вера спасает нас от его козней. Но этим-то она и доказывает, что есть противная ей державная сила Христа Бога, к которой она не допускает нас через мерзость неверия и которая посредством нашей веры сокрушает ее и саму ее содержит узами мрака для будущего суда (см. Иуд. 1:6). Поэтому и нужно употребить все усилия, чтобы с верой призывать Христа Спасителя. Каждому христианину необходимо стяжание навыка поспешно обращаться к Богу с прошением обо всем (как немощь к Источнику всякой силы и всякого блага): «с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Флп. 4:6), «за все благодарите» (1Фес. 5:18) и с славословием, по подобию Ангелам, взывающим выну71: аллилуия (6).

* * *

Вы не могли не заметить, что вся сила в сердце: легко на сердце – и всему человеку легко, хорошо; тяжело на сердце – и всему худо; но это облегчение вы можете найти только в вере и, значит, особенно в Церкви как месте веры по преимуществу; здесь Бог касается очищающею благодатью Своею сердец ваших и дает вам носить Свое благое иго. Вот великий секрет, который узнать стоит всем. При легкости на сердце человек готов бегать, скакать: оттого Давид скакаше играя пред сенным ковчегом (6).

* * *

Встречаются у людей уродливые сердца! При совершении Таинств они дышат неверием и безчувствием, нравственным бессилием, недугуют смехом или смущением и бесовским страхом! При болезнях ближних также поражаются бесчувствием и даже злорадством диавольским, признавая брата как бы за лишнюю на свете вещь и внутренне помышляя: вот теперь-то мне будет просторнее, если умрет он, не думая, что и каждый человек сам, может быть, завтра умрет, и не сострадая сердцем страждущему, как своему члену (6).

* * *

Сердце в одну минуту может измениться несколько раз к доброму или худому, к вере или к неверию, к простоте и лукавству, к любви и ненависти, к доброжелательству и зависти, к щедрости и скупости, к целомудрию и блуду. О, какое непостоянство! О, сколько опасностей! О, какое нужно трезвение и внимание к себе (6)!

* * *

Сердце наше есть как бы мрачная земля, Евангелие есть как бы солнце, просвещающее и оживотворяющее сердца наши. Воссияй в сердцах наших истинное солнце правды Твоей, Господи (6)!

* * *

Следи за своим сердцем всю жизнь и присматривайся и прислушивайся к нему, что препятствует к соединению его с всеблаженным Богом? Это да будет наука наук, и ты при помощи Божией легко можешь замечать, что тебя отдаляет от Бога и что приближает к Нему, соединяет с Ним. Об этом сказывает само сердце, то соединяющееся с Богом, то отторгаемое от Него. Больше всего лукавый стоит между нашим сердцем и Богом, он-то отдаляет от нас Бога разными страстями или похотью плоти, похотью очес и гордостью житейской (6).

* * *

Сердце тонко, легко, духовно, небесно по природе своей, береги его, не отягощай, не оземленяй его, будь крайне воздержан в пище и питье и вообще в удовольствиях телесных. Сердце – храм Божий. «Кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (1Кор. 3:17) (7).

* * *

Чистое сердце есть обильный источник спокойствия и всегдашней радости, при взгляде на все доброе, на всякое творение Божие чистый сердцем и радуется, и веселится внутренне, потому что во всех тварях усматривает отпечаток благости, премудрости и всемогущества Творца, блажен он и сам в себе, ибо и чистота сердца и вообще чувствуемая настоящая милость Божия веселит его, и еще более утешают его будущие, обетованные блага – «не видел того глаз, не слышало ухо» (1Кор. 2:9) – и залог которых он имеет в своем сердце. Напротив, жалки имеющие нечистое сердце: оно для них источник непрестанной скорби, хотя с виду они и веселятся, источник опасений и страхов, потому что грехи и страсти, как черви, сосут сердце их, совесть обличает их, не давая им покоя, и тайное предчувствие Суда Божия страшит их. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8), блаженны, сто крат блаженны чистые сердцем, особенно потому, что они узрят Бога лицом к лицу в будущем веке, потому что чистым свойственно зреть Чистого, как чистому оку свойственно видеть свет (8).

* * *

Чтобы сердце наше искренно и пламенно обратилось к Богу, для этого нужно иногда растерзать его каким-нибудь горем, а без того оно больше лукаво и холодно. Как нива тогда только хорошо взращивает семена, когда она удобрена и хорошо взрыта и взборождена, так и сердце наше тогда только приносит плод истинной молитвы и добрых дел, когда оно удобрено чтением Слова Божия или писаний святых отцов или собственными душеспасительными размышлениями, также трудом телесным или растерзано каким-либо горем (10).

* * *

71

Канон Пасхальный, песнь 4, тропарь 3 – 2Цар. 6, 16.


Источник: Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. - Москва : ДАРЪ, 2007. - 768 с.

Комментарии для сайта Cackle