Источник

Храм Божий

Мысли о. Иоанна Кронштадтского. – К милостыне и милосердию приводит нас, скорее всего храм Божий, его пастыри и учители, его службы, поучение, наставление и примеры.

Посмотрим же теперь, как смотрит на значение храма Божия наш уважаемый пастырь и как поучает нас относиться к храму Божию.

Есть ли на земле место выше, святее, благотворнее, как храм Божий? Нет! Ибо в нем престол Божий, в нем страшные тайны совершаются, в нем наше обновление, освящение, примирение с Богом, усыновление: тут схождение Духа Святого, тут Троицы явление в Животворящих тайнах; тут наше обновление, обожение, тут просвещение, тут руководство наше к животу вечному, тут всегдашняя об нас молитва Церкви, как при жизни, так и по смерти нашей; тут отъемлется наше бремя греховное; тут решение и вязание грехов, тут единодушная и общая молитва, тут умиление с обильными слезами, тут утешение Св. Духа, тут утверждение и препоясание силою свыше нас немощнейших. Как любил Богоотец, царь и пророк Давид дом Божий! – Как любил его и наш Спаситель, Христос Господь, во дни плоти своей. А Матерь Божия воспиталась в нем, во святая святых. Как любили апостолы дом Божий! Стоя в храме, будь весь как на небе с Богом, ибо в храме все небесное: тут прославляется имя небесного Бога Отца и Сына и Св. Духа; он дом молитвы, дом, в котором совершаются поднебесные Тайны. Где всякий глаголет славу; тут прославляются и призываются в ходатаи о нас Пресвятая Богородица, все силы Небесные, все Святые, эти земные ангелы, небесные человеки; тут прославляются небесные добродетели Святых; тут общая молитва. Не о чем другом житейском, а о спасении душ, о прощении грехов, о преуспеянии в добродетели и даровании блаженного бессмертия душам нашим, – молитва на всех. Всякое житейское попечение должно отлагать в сторону при входе в храм и стоянии в нем.

Храм преддверие неба и рая…и как бы самое небо, ибо в нем престол Божий, служение ангелов, частое схождение Святого Духа, совершение небесных, животворящих и страшных Таин, очищение грехов, подаяние святыни, причащение Божественных Тела и Крови.

В церкви все премудро, свято, благолепно, животворно, поучительно; тут текут струи жизни, тут мир, радость, свобода. За что ее не любить?

Какое чудное, духовное богатство в Церкви, богатство веры, упования и любви, богатство благости, милосердия, премудрости Божией, богатство чудес, очищение прегрешений, освящение, просвещение мира и свободы духовной. О! если бы верные и неверные знали и познали это и помнили, и усердно притекали к Церкви!

Святая Церковь, в устройстве храма и Богослужения, как Хартии или скрижали начертала главнейшие судьбы мира и человека; так она изображает сотворение мира: алтарем – небо, храмом или церковью – землю, притвором место для пребывающих еще вне благодати; изображает блаженное состояние человека и затем его падение, изгнание из рая в мир, закрытие врат райских и приставление херувима с пламенным мечем, покаяние Адама и Евы; обетование об Искупителе, ожидание ветхозаветными людьми Спасителя, приношение жертв умилостивительных (фимиам): пророчество, преобразование, явление Спасителя. Его сокровенную до времени жизнь, Его крещение, Его пост и искушение, явление миру, проповедь, чудеса, страдания, смерть, погребение, воскресение и вознесение на небо.

Дом мой – дом молитвы. Приходя в храм, мы как бы восходим на небо, оставляя все земное за собою: по крайне мере, так должны входить в храм. Дома нас весьма много отвлекает от молитвы, а в храме все внушает нам благоговение и молитву: и престол Божий и лики Господа и Святых и образ креста животворящего и Евангелие на престоле и царские врата, ведущие в алтарь, в это земное небо и самый вид алтаря, возвышенного пред прочими местами храма и чтение, и пение, каждение и светильники горящие и священники, лица служащие, облеченные в священные одежды: все, все внушает тебе благоговение и молитву; все внушает, что ты во святилище Божием, лицом к лицу с Самим Богом.

Когда молишься Господу, познай, что Он близ тебя в устах твоих и в сердце твоем, любит тебя, как чадо свое и непрестанно благотворит тебе, живит тебя, очищает, освящает, просвещает, миротворит, укрепляет, утешает, питает, помогает тебе, и с крепкою любовью призывай Его, благодари и прославляй Его, ибо это долг твой, жизнь твоя, сила твоя и слава твоя.

Службы церковные своим ходом и содержанием молитв, чтением и песнопением, внушают глубочайшую благодарность к Богу и взаимное общение и любовь друг к другу, кто бы другой этот ни был и сознание наших бесчисленных согрешений и непрестанное покаяние за них, с произношением часто молитв мытаря в кратком виде: Господи, помилуй.

Церковь есть носительница духа любви, спасения, святыни, правды, кротости, незлобия, терпения и долготерпения, Его премудрости, Его живота…живота вечного. Бесконечно важно значение Церкви для христианина; она во всем руководитель и спасает его от рождения до гроба и за гробом.

Какую цель имеет Церковь, совершая для нас Богослужение? Да исполняемся Духом Святым, глаголющее себе во псалмах и пениях и песнях духовных, воспевающее и поющее в сердцах наших Господу, да служим Господу; не работая Богу, а работая миру, мы работаем своим страстям, чтобы приносить плод смерти.

Храм для христианина средоточие света, благодати, мира, жизни Божией, освящения и святости, духовного и телесного обновления, силы, мудрости духовной. Здесь непрестанные токи Божественной жизни проливаются, здесь течет источник бессмертия, здесь чаша жизни и хлеб жизни. Приходи, уготови себя, душу свою, вкушай хлеба жизни вечной и пей питие, кровь Божию, источника бессмертной жизни небесной; совлекайся своего безобразия и смрада греховного и обновляйся, сколько хочешь. Верующему и желающему от всего сердца все возможно; гони тьму своих страстей и осиявайся светом, присносущным Светлейшей Три сиятельной Троице. Черпай Божественную силу для твоего немощного естества, бери препоясание духовное; бери все оружие духовное – оно готово для всякого, по мере нужды каждого; бери каждый все потребное: дары подаются от Бога всем независимо. Но вот все обилие даров духовных, – и нет желающих принимать их; здесь жизнь Божественная, свет Божественный, сила Божественная, мир Божественный, святость Божественная – и нет восприемлющих.

В храме место только молитве, покаянию, славословию и благодарению Творца и Господа Спасителя и Судии нашего, а не помышлениям земным или страстям житейским, плотским и да молчит здесь всякая плоть человека и да стоит со страхом и трепетом и ничто же земное в себе да помышляет и никого и ничто да не предпочитает Творцу, да не стремится ни к кому и ни к чему, но всем умом и сердцем да погружается в Господа, в созерцание Его правды, святыни, благости, премудрости, всеведения, присносущие Его, всемогущества, Его неописанной красоты и доброты; да наслаждается Его сладости бесконечной, да доброжелательствует искренно себе и всем людям, да желает и молит себе и им единого на потребу – спасения души и обо всем мире да приносит Создателю, создавшему весь род человеческий от единой крови, молитву о его мире, просвещении и спасении. Храм – небо земное: здесь престол Царя неба и земли, здесь совершается страшная пренебесная жертва – Тело и Кровь Владычная и верные соединяются с Господом и обожаются обожением чудным.

Внешние обряды на молитве имеют весьма важное значение и смысл и весьма полезны для всякого верующего и размышляющего благочестивого христианина и для души и для тела. Например: поклоны на молитве пробуждаю энергию душевную и телесную, смиряют душу, возбуждают ее к размышлению великого множества грехов наших. Повинности нашей пред Богом, нашего осуждения за грехи, – прогоняют леность, и холодность души, согревают душу, возбуждают в ней страх Божий; без поклонов же нас может одолеть окончательно косность, дремота, рассеянность, леность, к которым так склонны наша душа и тело. Крестное же знамение естественно наводит на размышление о многих наиважнейших истинах веры и о величайших к нам милостях и о благодеяниях Божиих и Единого от Троицы – Господа Иисуса Христа, пострадавшего за нас на кресте. Своими страданиями и смертью искупившего нас от греха, проклятия и смерти, даровавшего нам благословение, возрождение к новой жизни, сыноположение, воскресение из мертвых, вечную жизнь и в кресте даровавшего нам сильное оружие на дьявола и на страсти. Кроме того, крестное знамение напоминает и о важнейших догматах нашей веры – о Св. Троице, воплощении Сына Божия (три и два пальца, сложенные вместе) или двух естествах в Иисусе Христе, о всегдашнем содержании их в наших умах и сердцах, о главнейшей заповеди закона Божия – любить Бога всем помышлением (знамение на челе), всем сердцем и всею силою (на обоих плечах). А в этом все существо христианской веры. Сколько же важно значение этих и подобных обрядов и сколько полезны они для размышляющего христианина. Конечно, надо знать всякому значение этих обрядов.

Во время молитвы необходимы следующие условия для того, чтобы молитва была благоугодна и благоплодна для души: 1) чтобы разумом ясно понимать значение и силу каждого слова молитвы; 2) сердцем сочувствовать тому, что говорится, или отвращаться с негодованием греха, словом охотно и непринужденно молиться; 3) волей стремиться всеусиленно к избежанию греха или к деланию добродетели, т.е. к отсечению своей грешной, растленной воли и к исполнению воли Божией и 4) чтобы в сердце не было лукавства, двоедушия, какой-либо страсти или пристрастия, например: злопамятства, корыстолюбия, словом, молиться чистым сердцем. Такая молитва есть богоугодная молитва.

Иисус Христос говорил ученикам: «Бдите и молитесь, да не внидете в напасть» (Мф.16:41).

Во время молитвы, да и во всякое время, надо помнить, что души наши совершенно открыты и наги, ясно видимы Богу, со всеми своими сокровенными помышлениями, чувствами, намерениями и потому молиться надо всем сердцем, всем помышлением, со всею искренностью, горячностью, простотой сердечной.

Чему научает нас Св. Церковь краткими возгласами или славословиями, произносимые священником или архиереем, например: «Яко Твоя держава и Твое есть царство и сила, и слава, Отца и Сына и Св. Духа, ныне и присно и во веки веков. Яко подобает тебе всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Св. Духу, ныне и присно и во веки веков. Яко благ и человеколюбец Бог еси и Тебе славу воссылаем Отцу и Сыну и Св. Духу ныне и присно и во веки веков. Яко Бог милости, щедрот и человеколюбие еси и Тебе славу воссылаем Отцу и Сыну и Св. Духу ныне и присно и во веки веков. Яко милостив и человеколюбец Бог еси и Тебе славу воссылаем Отцу и Сыну и Св. Духу ныне и присно и во веки веков. Яко благословится Имя Твое и прославится царство Твое, Отца и Сына и Св. Духа, ныне и присно и во веки веков». Они внушают нам высокие помыслы о бесконечном могуществе и величии Божием, о бесконечной благости и милости Божией и о вечном царстве Божием, для того, чтобы мы, несомненно, надеялись на получение Его милости и здесь и в вечности и стремились со всем усердием к вечной жизни, употребляя здешнюю жизнь, как средство и как поприще и ратоборное место для снискания наград от Бога в будущей жизни.

Для чего священник воздевает руки пред престолом во время пения херувимской песни (на обедне), пред великим входом? В напоминание и изображение молитвы Богочеловека в Гефсиманском саду пред самым предательством Его Иудою и в изображение Голгофского распятия. Велика, дивна, действенна была эта молитва: она была принесена за весь мир: безмерна, велика и искупительна Голгофская жертва. Ради сей молитвы и сей крестной жертвы помилуй и меня, Отче небесный, Сыне Единородный и Душе Святый. Аминь.

Фимиам в храме – это вещественное знамение святыни, Существа Божия и Святых Его, и напоминаниенам жить в святыне. Вечно присуща Богу святыня и Святым по благодати и дару Его и нам должна быть присуща всегда святыня, а смрад греховный, нам присущий, должно всячески удалять – через покаяние, труды, посты, молитвы, милостыни.

Для чего мир преподает священнослужитель пред чтением Евангелия? Для того чтобы в глубокой тишине душевной и мире чувств и самому читать Евангелие, нимало не спеша и не волнуясь и всем прочим людям слушать оное.

Церковь в своем Богослужении останавливает внимание молящихся на самонужнейших, самых жизненных предметах, которые надо иметь непрестанно в виду всякому человеку. На сотворение Богом мира и человека по образу и подобию, – на заповеди, данной ему и несоблюдения ее по нерадению. На гибельность греха, породившего проклятие и смерть в роде человеческом, на изгнание из рая, или места блаженного жилища первых людей. На нужду покаяния каждому человеку,на обетование Спасителя погибающему миру и на пришествие Его, на Его рождение в убожестве, на Его сокровенную жизнь, на Его открытое служение людям, на проповеди и чудеса; на исполнение Им всякой правды закона, – Его страдания и смерть, воскресение и вознесение. Премудро все Богослужение нашей церкви, Божественно!

Ты слышишь часто в храме возглас «мир всем», чтобы помнить, что ты находишься в храме Бога мира и что ты должен быть в мире и с Богом и с людьми и с самим собою: С Богом – через покаяние и соблюдение заповедей, с людьми – через целомудрие, правду, милосердие, кротость и терпение, с собою – не позволяя себе ничего противозаконного и не насилуя своей совести. Молитва: «подай, Господи», внушает нам, что мы решительно ничего своего не имеем, кроме множества грехов, – и все получаем от Бога туне, даром, по милости Его и потому должны смиренно просить Его обо всех своих нуждах и за полученное благо немедленно благодарить.

А слова: «Тебе, Господи», после выражения» «Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим», внушают нам всегдашнюю и совершенную преданность Иисусу Христу во всей жизни нашей, во всех нуждах, искушениях, лишениях, обидах от людей».

Почему часто поем: «Господи, помилуй». – Потому, что мы существа падшие, непрестанно согрешающие и прогневляющие своего Господа и достойны всякого осуждения и наказания. Во всякое время и все блага, которые имеем и которых просим, имеем по милости Божией, а не по делам и заслугам нашим, – и просим как милости Божией, а не как должного или принадлежащего нам по праву. Таким образом, эта краткая молитва учит непрестанному самоосуждению, покаянию, смирению, исправлению, упованию на милость Божию, милосердию к ближним, памятование о праведном Суде Божием и мздовоздаянии по делам каждого из нас.

Полюби сердечно молитву: «Господи, помилуй». Она научит тебя смирению, покаянию, умилению, она столь же необходима грешнику, как воздух чистый для дыхания, как верное лекарство больному.

Что приятно Господу в наших молитвах за ближних, живых и умерших?

Любовь с верою и упованием на милость Его. И так надо молиться всегда с любовью, в простоте веры, в твердой надежде.

Частое возглашение: «Господи, помилуй, подай,Господи, Тебе, Господи», напоминаем, во – первых о том, что мы все стоим пред лицом Господа, внимающего нашим молениям; во – вторых о том, что мы рабы Его, долженствующие исполнять волю Его и непрестанно преступающие ее, и заслуживающие строгого наказания. – «Главы ваша Господеви приклоните», показывает то, что мы стоим пред лицом Господа и со смирением предаемся Ему.

Крестное знамение, делаемое на себе православными христианами, изображает всю сущность Веры Христианской, Святую Троицу и дивное спасение нас грешных, содеянное Троицею чрез воплощение, страдание, смерть и воскресение Единого от Троицы Христа Бога. О, мудрость в простом значении! О, мудрость Святой Церкви! О, премудрость! На челе, на груди и раменах или мышцах, полагаем знамение креста, для того, чтобы запечатлеть в уме, в сердце и во всей деятельности таинство Святой Троицы и воплощения страданий, смерти и воскресения Сына Божия нас ради, чтобы повергнуть, так сказать, к подножию креста все силы и способности, всю жизнь свою, чтобы сораспинаться Христу, умирать непрестанно для мира и греха, чтобы любить Святую Троицу всем сердцем, всем помышлением, всею силою.

Сколько молитв у нас вычитывается всякий день. Но где плоды?! Все как семя, посеянное при пути, или на камне или в тернии, все пропадает!

По мере того, как вы будете удаляться от Церкви, от Богослужения, от этого царствия Божия, вами будут обладать страсти житейские, разные недобрые навыки и князь века сего со своими темными силами, вас будет покрывать сень смертная.

В заключение всего вышесказанного, нельзя пройти молчанием, что отец протоиерей Иоанн Ильич Сергиев не только благоговейно чтим всеми у нас в России, но даже немецкая печать говорит о дорогом пастыре: в № 31 еженедельного немецкого иллюстрированного журнала «Die Woche» («Неделя»), издающегося в Берлине, помещена небольшая, но интересная статья, посвященная характеристике нашего высокочтимого пастыря и снабженная портретом отца Иоанна Кронштадтского (по фотографии Н. Булла).

Приводим эту статью немецкого журнала в русском переводе; она носит заглавие «Русский чудо священник (Wunderpriester) отец Иоанн Кронштадтский». «В обширных владениях Царя и далеко за их пределами произносится с уважением и почетом имя простого (schlichter) русского священника. Его имя отец Иоанн, а прозвище Кронштадтский – по месту его службы. Уроженец далекого севера русского государства (он родился близ Архангельска), о. Иоанн является, истинным сыном народа. Оттого – то он так хорошо знает и понимает народные скорби (Leiden), стараясь смягчить их всюду, где в том встречается нужда и вот почему народная масса почитает его как святого, как чудотворца. И о. Иоанн Кронштадтский действительно творит чудеса не в мистическом конечно духе, или как обладатель какой-нибудь сверхъестественной силы; нет, он действует силой своей личности и могуществом своего любвеобильного сердца. И в Царе, и в нищем он видит лишь человека (Mensch). Оба нуждаются в нем, и обоим он ищет послужить. Когда Император Александр III чувствовал приближение последних минут, Он вызвал на юг к своему смертному одру о. Иоанна Кронштадтского помолиться вместе с ним. Но не одно желание или жажда духовных потребностей влечет к нему массу. Он является ей вместе с тем помощником в ее материальных нуждах. Миллионами исчисляются те рубли, которые находились для этой цели в распоряжении о. Иоанна Кронштадтского. Но сам он остался бедным и живет скромно, жизнью обыкновенного священника, он применяет к делу евангельские слова: «любовь есть исполнение долга».

Какая краткая и вместе с тем, какая верная и глубокая характеристика личности и деятельности уважаемого русского пастыря, написанная в таком симпатичном, прочувствованном тоне пером немецкого журналиста!

Венец вселенной есть человек, главное же благо человека – жизнь. Узор ее очень пестр. Обстоятельство это – в связи с относительной кратковременностью жизни, заставляет человека быть постоянно на стороже не только по отношению религиозных его верований, но и материальных средств необходимых для существования и, по мере возможности, продления жизни, которая, по словам поэта, «для жизни нам дана». Тем не менее, пессимисты уподобляют жизнь мыльному пузырю, лопающемуся от легкого дуновения ветра, или что еще вернее, – детской игрушке, от умелого обращения с которой зависит ее сохранность. Жить если не в роскоши, то, по крайней мере, в довольстве, составляет главную задачу человека, так сказать архимедову точку его воззрений; но смерть, этот неумолимый, конечный спутник жизни человека, весьма часто пресекает нить ее в то именно время, когда дух его, казалось, бодр и силы еще свежи… Юношеские мечты и вожделение мгновенно исчезают, а плач и рыдания окружающих вторят нередко историческому возгласу, молящему как о насущном куске хлеба, так и о помощи в последний грустный час жизни человека, который, по природе своей, вообще эгоистичен. В этот-то именно грустный час приходит на помощь наше «Общество взаимного вспоможения на случай смерти». Хотя эгоизм –присущая черта всем самым прекрасным людским начинаниям, приносящим даже существенные и обильные плоды. Тем не менее, общество наше, его мысль, его идея выходят из ряда обыкновенных добрых дел и воплощают в себе животворящий пламень любви к ближнему. Без малейшей даже примеси эгоизма. Венцом ведь всех заповедей Христа и так сказать, базой – основанием всему доброму и благородному в мире, служит любовь к ближнему и она-то, именно святая, христианская любовь является крепким фундаментом, на котором построено здание помощи ближнему. Каждый член Общества взаимного вспоможения на случай смерти, начавшего свое существование в 17 день января 1893 года, внося свою посильную лепту в помощь соучастникам того же общества, в самый тяжелый момент жизни мужа, жены, сына, дочери, отца, матери или друга, когда убитым горем близким людям нет в то время дела до каких –либо житейских нужд. Каждый из членов, жертвуя в пользу других, без всяких эгоистических расчетов, приближается к той высокой цели братства, которое дано нам в назидание нашим Божественным Учителем. Тем более что воодушевляющая нас постоянно мысль о той неминуемой минуте, когда и нашим семьям Общество поможет, является самым верным рычагом идти на встречу к ближнему, внося свои сравнительно незначительные вклады в общественную кассу. Из вкладов этих, как видно из прилагаемого при сем уставе Общества и отчетов за прошедшие годы, в течение 9-летнего существования Общества, выдано пособий на солидную сумму 53.000 р. И кроме того, благодаря умелому и добросовестному отношению общественных руководителей, Общество взаимного вспоможения на случай смерти располагает свободным, хранящимся в Государственном Банке, капиталом в 75.000 р. Который с помощью Божией, при настоящих общественных устоях, увеличится в текущем году, а в два или три года составит хорошую сумму в 100.000 р. если не более. Число смертных случаев каждый год колеблется и находится в зависимости от возраста, времени года и некоторых непредвидимых случайностей и, хотя, в общем, не велико, но и нельзя сказать, чтобы процент смертей был тоже мал. Общество взаимного вспоможения на случай смерти, в виду солидных его материальных средств, а главное, умелому руководительству, постоянно преуспевает: открываются новые группы и последствием того являются новые пути общественного благосостояния. Правда, не легка подчас задача для бедняка – соучастника Общества с обязательными членскими вкладами, – но мысль о сделанной ближнему помощи в самые трудные минуты его жизни и надежды той помощи для себя, как цементом скрепляя сердца всех ближних, служит порукой лучшего будущего. Чего от искреннего сердца, желает всем соучастникам Общества взаимного вспоможения на случай смерти

Правление.

С.– Петербург 1902 г.


Источник: Отец Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский) : [о его благотворит. деятельности]. - [Санкт-Петербург : тип. И. Гольдберга, ценз. 1902]. - [4], 76 с.

Комментарии для сайта Cackle