Источник

Вера без добрых дел – мертва

Прочтем святоотеческие свидетельства о христианском Милосердии и милостыне, заимствую их из превосходной книги отца Протоиерея Григория Дьяченко: «Уроки Надежды», прочтем более потому, что наше намерение – основать лечебницу есть дело милосердия и милостыни.

Проникнемся учением Св. отцов Церкви, посмотрим, как глубоко, чисто и свято устанавливают они дело милосердия и милостыни.

Что такое милостыня? «Милостыня», говорит Златоуст, есть мать любви, – любви, отличающей христианство, превосходящей все знамения, служащей признаком учеников Христовых: милосердие, говорит Св. Василий Великий, есть болезнование об угнетаемых сверх меры…ощущаемое сострадательными. Милосердуем о том, кто из великого богатства впал в крайнюю нищету, кто из крепкого телесного здоровья перешел в крайнее изнеможение, кто прежде восхищался красотою и свежестью своего тела, и потом поврежден обезображивающими болезнями. (Толков. на 114 пс.).

Милосердие уподобляет нас Богу. Никто больше не уподобляет человека Богу, как благотворение, говорит Св. Григорий Богослов, хотя Бог несравненно больше благодетельствует, а человек меньше, сообразно со своими силами. Бог сотворил человека, и снова восстанавливает его из тления, а ты, по крайней мере, не презри падшего. Бог явил человеку величайшее милосердие, когда дал ему, кроме всего прочего, закон, пророков и еще прежде того естественный закон не писанный, сего испытателя дел наших; когда обличал, вразумлял, руководил людей и наконец, предал Самого Себя в жертву искупления за живот мира; когда даровал нас апостолов, евангелистов, учителей, пастырей, исцеление, чудеса, возвращение к жизни, разрушение смерти, знамение победы над победившим нас, завет истины, различные дары Духа Святого и таинство нового спасения. Если ты можешь оказывать ближнему высшие благодеяния, приносящие пользу душе, не откажись и этим послужить нуждающемуся; если же ты этим не можешь служить ближнему, отказывай ему хоть меньшие благодеяния, занимающие второе место и не превышающие силы твои. Помоги ему, доставь пищу, подай рубище, принеси лекарство, перевяжи раны, расспроси о бедственном его положении, поговори о терпении.

Милостыня есть заем Богу. «Подавая милостыню, будем смотреть не на бедного, говорит Св. Златоуст, который принимает, но на Бога. Который воздает, не на того, кто получает серебро, но на Того, Кто делается должником нашим. Для того один принимает, а Другой платит, чтобы, с одной стороны, бедность и несчастие приемлющего расположили тебя к милости и состраданию, а с другой, богатство Имеющего отдать, ручаясь за уплату с великой прибавкой, располагало к милостыне с большею щедростью. Не будем же беречь деньги, или лучше, будем беречь деньги; ибо кто бережет свое имущество, тот полагает его в руки бедных, в неприкосновенную сокровищницу, недоступную ни для разбойников, ни для слуг, ни для злоумышленников (1 беседа на слова: «имущее той же дух»).

Милостыня есть царица добродетелей. «Если по учению Ап. Павла и Самого Иисуса Христа, говорит Григорий Богослов, первою и важнейшею заповедью должно получать любовь, как сущность закона и пророков; то превосходнейшую часть ее должны составлять, как я нахожу, любовь к бедным, жалость и сострадательность к тем, которые одного с нами рода, ибо никакое служение так не угодно Богу, Которому приходят милость и истина и которому должно приносить в дар милость, и праведный Мздовоздаятель, положивший на мерилах и весах милость, ни за что так не награждает Своим человеколюбием, как за человеколюбие» (3 беседа о покаянии). «Милость есть царица добродетелей, говорит Св. Златоуст, весьма скоро возводящая на небо». («Беседа о пророке Илии»). «Велика и превосходна сила милости; великое дерзновение пред Богом имеет эта добродетель: как какая-нибудь царица нашей жизни, так она с великою смелостью обыкновенно проходит небесные своды, и те силы, которым вверены врата небесные, видя входящую милостыню, с великою честью отверзают те врата ради нее и другим добродетелям; а если видят их идущими без милостыни, то запирают врата пред ними. Это видно из притчи о десяти девах, из которых 5 не были допущены в священный чертог за то, что не имели в светильниках постоянного елея. (Слово о любви к бедным).

Милостыня приносит великую пользу подающим:

а) «Милостыня есть великая красота и драгоценность, говорит Св. Златоуст, великий дар или лучше, – великое благо: если мы научимся презирать деньги, то научимся и прочим добродетелям. Смотри, сколько добра происходит от сего: дающий милостыню, как должно давать, научается презирать деньги, исторг корень зол – сребролюбие; посему он делает добро не столько другим, сколько себе, – не только потому, что милостыне предложит воздаяние и награды, но и потому, что душа его делается любомудрою, высокою и богатою. Дающий милостыню приучается не дорожить ни деньгами, ни золотом; а приучившийся к сему весьма великий сделал шаг к небу и уничтожил бесчисленные предлоги к вражде, ссоре, зависти и печали, ибо знаете и сами, что все это, большею частью, от денег и что из-за денег бесчисленные брани. А кто научился презирать деньги, тот поставил себя в тихое пристанище, и уже не боится лишения, – ибо сему научила его милостыня. Он уже не желает принадлежащего ближнему; ибо как может желать сего тот, кто уступает свое и отдает. Он уже не завидует богатому; ибо как может завидовать тот, кто желает быть бедным. Он очищает око души своей». (Беседа на послание к Филимону).

«Бог повелел давать деньги нуждающимся не для того только, чтобы пособить им в нищете, но и для того, чтобы научить нас состраданию». (19 беседа на посл. Римл.). «Тот, кто научился быть милосердным к несчастному, научится и не злопамятствовать врагам». (14 беседа на Деян.).

б) «Кто заботится о благосостоянии других, тот никого не оскорбит, обо всех станет болезновать, всем по силе своей будет помогать, ни у кого ничего не станет отнимать, не будет лихоимствовать, ни лжесвидетельствовать; воздержится от всякого порока, будет хранить всякую добродетель, молиться за врагов, благодетельствовать наветующим, ни с кем не будет ссориться, никого не будет злословить, хотя бы сам слышал бесчисленные хулы». (77 беседа на Ев.Мф.).

в) «Кто постоянно подает бедному, тот легко и от гнева отстанет, и никогда не будет высоко думать о себе. Как врач, постоянно пользующий раненых, легко смиряется, вглядываясь в человеческую природу при несчастных случаях с другими; так и мы, если решимся помогать бедным, удобно научимся любо мудрствовать, не будем дивиться богатству и не станем считать настоящего чем-нибудь великим. (81 беседа на Ев. Иоан. Бог.).

г) Милостыня доставляет не только царство небесное, но и в настоящей жизни безопасность и избыток. Кто сказал это? Сам Тот, Кто властен, сделать это. Подающий из своего имения бедным, сказал Он, сторицею примет в этом веке и живот вечный наследит. Видишь ли, воздаяния, с великим изобилием подаваемая в той и другой жизни». (2 беседа на сл.: «имуще той же дух»).

д) «Нищие – воины. Они, приняв милостыню, умилостивляют Бога, они разрушают козни не варваров, а демонов; не попускают лукавому духу более усиливаться и делать на тебя непрестанные нападения, но ослабляют его силу». (66 беседа на Ев. Мф.). «Благоразумны те, говорит Григорий Богослов», кои, не веря благам настоящим, собирают себе сокровище в будущем, и, видя непостоянство и переменчивость благополучия человеческого, любят благотворительность, которой никогда не изменяют. За то, без сомнения, получат они, по крайней мере, одно из трех воздаяний: или то, что никогда не подвергаются бедствиям, потому что Бог часто и земными благами утешает благочестивых, призывая их своею благостью к состраданию; или то, что и среди бедствий они имеют в себе дерзновение к Богу, ибо страждут не за порочную жизнь, а по особенному устроению Промысла; или, наконец, то, что они по праву могут требовать от людей благоденствующих такой же сострадательности, какую сами оказывали нуждающимся во время своего счастья». (Сл. о любви к бедным).

е) Милостыня покрывает множество грехов и приобретает нам царство небесное. «Бедные, говорит Св. Иоанн Златоуст, – врачи наших душ, благодетели и заступники, потому что ты не столько даешь им, сколько получаешь; даешь серебро, а получаешь царство небесное; облегчаешь бедность, а примиряешь себя с Господом». (3 беседа на слово: имуще той же дух). Ты даешь серебро, а получаешь отпущение грехов; ты избавляешь бедного от голода, а он избавляет тебя от гнева Божия. (Это – некоторая мена и торговля, приносящая прибытку гораздо больше расхода и значительную выгоду). Расход состоит в деньгах только, но и в отпущении грехов, в дерзновении пред Богом, в царстве небесном и в наслаждении благами, их же око не видит и ухо не слышит и на сердце человеку не взыдоша (1 беседа на слово «имуще той же дух).

«Нет греха, которого не могла истребить милостыня; все грехи ниже ее; она есть врачевство, пригодное ко всякой ране. Что хуже мытаря! Он способен на всякое нечестие, (Лук.19:7 «Ко грешну мужу вниде»), но и это нечестие Закхей очистил милостынею, (25 беседа на Деян.). «Не так врач, простирая руку и прилагая железо, очищает гнилые раны, как нищий, протягивая руку и получая милостыню, изглаждает греховные струпы язв; и что особенно удивительно он без боли и страдания совершает свое превосходное врачевание». (30 беседа на 1 посл. в Кор.). «Велик полет у милостыни: она восходит выше лучей солнечных, достигает до самых небес. Но и там не останавливается; напротив, проходит и небо, обтекает и сонмы ангелов, и лики архангелов и всевышние силы и предстает самому престолу царскому. Научись этому из самого писания, которое говорит: Корнилие, молитвы твоя и милостыня твоя взыдоша пред Бога. А слова пред Бога – значит вот что: хотя у тебя много грехов, но, как милостыня защитница, то не бойся; ни одна из вышних сил не останавливает ее: она требует долга, держит у себя в руках собственное рукописание. Это глас Самого Господа, кто сотворил, говорит Он, единому от сих меньших, тот Мне сотворил. Таким образом, сколько бы ни было у тебя грехов, твоя милостыня превышает все». (3 беседа о покаянии).

6. Побуждение к милосердию:

а) Указывая на одинаковость природы нас и в бедных и этим взаимным сродством вашим, побуждая нас к милосердию, Св. Григорий Богослов говорит: «Они одинаковое с нами получили естество; из того же составлены брения, из какого и мы; или лучше: если должно упомянуть о важнейшем – они так же, как и мы одарены образом Божиим и хранят его, может быть лучше нас, хотя и истлели телом, – в единого облечены Христа, по внутреннему человеку; одинаковый с нами приняли в сохранение залог Духа, участвуют в одних с нами законах, глаголах Божиих, заветах, собраниях, таинствах, надеждах; за них равно умер Христос, взявший на себя грехи всего мира. Они суть наследники небесной жизни, хотя весьма много отчуждены от земной; они спогребаются Христу, и совосстают с Ним; страдают с Ним, дабы с Ним и прославиться. И так не презри брата твоего. (Из слова о любви к бедным).

б) Св. Климент Александрийский учит: заметьте, говорит он богачам, Господь не велит вам доводить бедных до того, чтобы они искали вас и вымаливали у вас милостыню; нет, вы сами ищите, кого бы облагодетельствовать из них – этих достойнейших учеников Спасителя: доброхотна дателя любит Бог… И какая высокая награда за это! – Царствие небесное… Спеши же, богач, если есть у тебя ум, воспользоваться этой небесною выгодою; приплывай для этого моря, обтекай всю вселенную, не бойся ни трудов, ни опасностей, пока жизнь еще в твоих руках, закупай блага царствия небесного. К чему ты так ревностно гоняешься за драгоценными камнями? К чему строишь лишние дома и палаты, которые может быть скоро, истребит огонь или сокрушит время, или кто-нибудь отнимет у тебя? Обрати помыслы свои к чертогам небесным, где царствуют с Богом. Их доставит тебе убогий человек, которого примешь ты во имя Божие. Раздели с ним земные сокровища: он разделит с тобою небесные. Умоляй, чтобы он принял твои подаяния; настаивай, не отступай, но бойся, чтобы не ушел от тебя с пустыми руками. Для него нет заповеди, непременно принимать милостыню, а тебе заповедано. (Соч. Кл. Александрийского «О том, какой богач спасется»).

Еще поучительнее восхваляет милостыню и побуждает к ней Св. Иоанн Златоуст.

Милостыня, говорит он, это царица добродетелей, которая быстро возводит людей на небеса и делается прекрасною их заступницей. Великое дело милостыня: вот почему Соломон сказал: велика вещь человек, а другая, – муж творяй милость…Господь твой милосерд. Не имеешь полушки…Подай чашу студеной воды…Подай хлеба и возьми рай: подай малое, возьми великое…подай смертное, возьми бессмертное… «Милостыня есть выкуп души».

7. Милостыня измеряется не количеством, не размерами, а любовью. В высокой степени поучительно говорит Св. Иоанн Златоуст, по поводу жертвы евангельской вдовицы о том, что милостыня измеряется не количеством, не размером, а любовью, сопутствующей ей.

«Не за деньги, говорит этот великий отец церкви, продаются блага небесные; не деньгами покупают их, а произволением подающего деньги, любомудрием, возвышением над вещами житейскими человеколюбием, милостынею…Почему? Потому, что когда ты от многого дал меньшее, то хотя сотворил милостыню, но не такую, какую сотворила вдова, ибо ты подал не с таким усердием, с каким она; она лишила себя всего: «Ибо все клали (говорит Спаситель) от избытка своего; а она от скудости положила все что имела, все пропитание свое». (Марк. 12:44) или лучше не лишила себя всего, а все себе даровала».

Бог обещал царство не за таланты золота, но за чашу холодной воды, за усердие. (15 беседа на посл. к Филипп.).

8. Милостыня введена более для подающих, нежели для принимающих. Милостыня введена не для принимающих, а для подающих, говорит Св. Златоуст, – ибо последний приобретает великую пользу. (15 беседа на посл. к Филипп.). Мы все имеем нужду друг в друге; бедный в богатом, богатый в нищем, ничего не имеющий в подающем милостыню, подающий в принимающем; ибо принимающий милостыню удовлетворяет величайшей нужде, и высшей всех других нужд. Если бы не было нищих, то много бы утратилось для нашего спасения, потому что нам некому было бы сбывать свое имение. – Посему нищий, который, по – видимому, всех бесполезнее, оказывается всех полезнейшим. (17 беседа на 2 посл. к Кор.). Благодеяния приносят выгоду и пользу не столько принимающим, сколько подающим, ибо доставляют им дерзновение пред Богом. (6 беседа на посл. к Титу). Бог повелел давать милостыню не для того, чтобы только насыщались бедные, но, чтобы и подающие получали благодеяние. Разве Бог не мог повелеть земле, чтобы она произрастила чистое золото? Кто сказал: да прорастит земля былие травное, и тотчас представил это былие во всей красе, Тот мог повелеть, чтобы источники и реки текли везде золотом, – но Он не восхотел этого, а оставил многих жить в бедности, и для их, и для твоей пользы. (Беседа о милостыне).

9. Одна милостыня без нашего стремления к исправлению себя не дает царства небесного.

«Да не обманывают убо себя те, которые мнят себе ненависть в грехах даянием милостыни от плодов земных или щедрым расточением денег убогим; пребывая в прочем сами во всегдашних беззакониях и во всякой мерзости злочестия», говорит блаженный Августин.

10. Милостыню нужно подавать всякому просящему; Христос говорит: просящему у тебя дай: значит должно помогать и благотворить всем, не делая разбора в лицах, состоянии, происхождении, вероисповедании. Св. Григорий Богослов говорит: «Мы должны отверзать утробу милосердия всем бедным, и по какой бы то ни было причине страждущим, – должны, как человеке, приносить человекам дань благотворительности. Какая бы ни заставляла их нужда искать помощи: вдовство ли или сиротство, или изгнание из отечества, или жестокость властителей, или наглость начальствующих, или бесчеловечие собирателей подати, или алчность врагов, или опись имения, или кораблекрушение, ибо все они одинаковое имеют право на сожаление. Также смотрят на руки наши, как мы на руки Божии, когда чего просим и гораздо лучше простирать руку и недостойным, нежели из опасения встретиться с недостойными, лишать благодеяния и достойных. Преп. Исаак Сирин так рассуждает об этом: «Если кто, сидя на коне, протянет к тебе руку за милостынею, не откажи ему: потому, что в это время он, без сомнения, скуден, как один из нищих».

Не отделяй богатого от бедного, достойного от недостойного; пусть все люди будут для тебя равны для доброго дела, ибо сим способом можешь и недостойных привлечь к добру. И Господь разделял трапезу с мытарями и блудницами, и не отлучал от себя недостойных…Благотворением и честью уравнивай всех людей, будет ли кто иудей, или неверный, или убийца, тем паче, что и он брат тебе, одной с тобой природы. Св. Златоуст говорит: «Милостивый есть пристань для нуждающихся, а пристань принимает в себя всех, претерпевших кораблекрушение: злые ли они, или добрые. Поэтому и ты, видя, что человек подвергся крушению бедности, не рассуждай, не требуй отчета, но прекрати бедствие. Иное – судья, а иное – подаватель милостыни. Милостыня потому и называется милостынею, что подают ее и недостойным. Все достоинство нищего – его нужда. (О Лаз. Беседа 2).

Если мы, говорит Златоуст, увидим кого-либо в несчастии, подадим ему руку помощи. Но что скажешь, если он нечестив и порочен? Послушай, что говорит Христос: не судите, да не судимы будете. Ты делай для Бога! Но что я говорю? Хотя бы даже язычника мы увидели в несчастии и ему надобно оказать добро, и вообще всякому человеку, находящемуся в несчастных обстоятельствах, тем более верующему. Послушай, что заповедует Павел: «Да делаем благое ко всем, паче же к присным по вере. Истинная милостыня тогда и бывает, когда она оказывается к грешникам, или виновным: милосердие в том и состоит, что милует не тех, которые исправны, а тех, которые согрешили». (10 беседа на посл. к Евреям).

Представь, говорит в другом месте Св. Иоанн Златоуст, сколько живет в мире богохульных, нечестивых, обманщиков, исполненных всякого нечестия: но Бог питает и их каждый день, научая нас простирать благотворительность на всех. (2 беседа на слово «имуще той же дух»).

Милость есть, говорит Св. Тихон Задонский, когда делается добро недостойным, т.е. тем, которые никак у нас того не заслуживали: иначе не милость, но воздаяние будет. (2 т. о милости).


Источник: Отец Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский) : [о его благотворит. деятельности]. - [Санкт-Петербург : тип. И. Гольдберга, ценз. 1902]. - [4], 76 с.

Комментарии для сайта Cackle