Источник

Декабрь

31 декабря 1865 г.

Чревоугодие и пресыщение убило меня сегодня и физически и нравственно: я был во время всенощной в таком изнеможении, в такой тесноте, в таком сердечном и умственном бессилии, что не мог говорить некоторых возгласов. Итак, нет пользы от различия брашен, от услаждения гортани и многоядения! Неудивительно, как скоро и удобно мирюсь с своим домашним врагом – с плотью своей, с чревом своим! Когда испытываю дурные последствия от угождения ей и в особенности чреву, тогда вооружаюсь против ней, а когда увижу сладкий кусок и приятное питье – тотчас заключаю с нею мир, даю ей руку приязни и с удовольствием угождаю ей, своей коварной подруге. Крестное знамение означает, что знаменующийся им искуплен крестом Христовым для неба от земли и владычества диавола. Люди радуются, что кормят животных, птиц, рыб, а я, окаянный, скорблю, имея [счастье] питать людей, созданных по образу и подобию Божию и чад Божиих во Христе, и озлобляюсь на них; люди любят птичек, коих кормят, или рыбок, или животных четвероногих и весело дают им пищу и питье, с самодовольным видом – я же не люблю сочеловеков и сочленов, коих кормлю, коим милость оказываю и со скорбью в сердце, с суровостью на лице даю им пищу или деньги. Помни, что любовь к Богу и ближнему неразлучны. Помни, что из-за пристрастия к сластям земным мы делаемся врагами Бога и ближних. Господи! Благодарю Тебя от всего сердца, яко спасл еси мя от лютого беснования плоти моей, бесновавшейся жалением сластей для ближнего, когда все сладости для него существуют. 8 января, вечер, девять часов, 1866 года. Употребляй всё, все сласти, как воду и песок, нимало не прилагая к ним сердца, и ничего не жалей ни для кого, как для себя ничего не жалеешь. Не преступай меры при употреблении пищи и питья.

Сластолюбие и пресыщение производит нравственное бессилие сердца (нечистоту, гордыню, злобу) и наполняют его мысленными свиньями85, терзающими сластолюбца. Христов храм сущее сердце мое, страстьми свиней умных житие соверших 86 . Как мне бывает тяжело, когда я долго не служу литургии и предаюсь наслаждению пищи и питья! Какую гору взваливает на меня чревоугодие! А сколько блуда в чревоугодии! Между тем жизнь наша так сложилась, что мы ежедневно чревоугодничаем. А люди бедные?! – увы, едва насущный кусок хлеба имеют! Не смотри лукаво на ядущих и пиющих у тебя: больше себя, своего желудка никто не съест, и человеку очень мало нужно, чтоб быть сытым, по себе судя. Чужое береги, как свое. Многоядение и многопитие расслабляет душу и тело и как бы оковами облагает их.

Каждый ближний христианин – член Христов, Сам Христос, образ Божий; бесконечно цени всякого человека, особенно христианина, а деньги, сласти, одежды – тлен, земля, прах, пыль, и всё Божье, не наше; враждовать из-за денег, сластей и прочих земных благ на ближнего – безумие. Доколе мы будем земными? Доколе не духовными, не небесными? Доколе не будем все любовь? Доколе не будем во Христа облечены?

Плоть моя – земля, убивать, распинать ее ежедневно надо, ненавидеть, как самого диавола. Ненавидь себя. Дай, Господи! Бог, чем больше нам дает даров Своей благости, тем больше нас любит, а мы, чем больше даем кому, тем больше ненавидим. О, окаянство! Где любовь? 10 января 1866 г. Первые два класса после обедни и обеда [дома]. Господи! Благодарю Тебя за благопослушество, за мир Твой, дерзновение Твое! Не остави впредь.

Вместо сердца твоего собственного да будет у тебя сердце Христово, или Сам Христос; люби врагов своих и недоброжелателей, холодных и невнимательных к тебе. Презирай себя непременно по ветхому человеку. Уважай себя и всякого по новому человеку и по Христу. Если не отвечают на любовь любовью, на ласку лаской, на расположение расположением – не робей, не смущайся. Ты свое сделал. На них смотри как на больных.

Сливки очень тяжелы – не прельщайся ими. Ничего земного не жалей никакому человеку: жалением, скупостью нарушается любовь и оскорбляется образ Божий в человеке, по которому он есть царь, обладатель всей земли: обладайте, сказано, землею [Быт. 1, 28]. Всё ничтожно в сравнении с ним, и над всем он господин. Итак, не жалей сластей тому, для кого все сладости земные сотворены, для кого приготовлена сладость вечного блаженства. Делись земными благами с ближним, чтобы и тебе самому не пресытиться ими и не растлить души своей и тела своего.

Из-за плоти, например из-за зловония, издаваемого ближним, также из-за всего телесного и материального – из-за денег, пищи и питья, одежды и пр., не имей вражды на ближнего даже в сердце и не огорчайся на него, ибо душа его по образу Божию отворена, хотя и носит язвы прегрешений, а плоть – земля, смрадный гной по причине грехов наших, и все мы носим смрадную плоть, все издаем зловоние: благоухание свойственно только святым.

Подал милостыню бедному от доброго сердца – всё равно что Евангелие купил, ибо Евангелие говорит: любите друг друга, служите друг другу. А кто и купил и имеет у себя Евангелие, или должен читать его, да дел, требуемых Евангелием, не делает, тот всё равно что не имеет Евангелия. Внимай ты, [ревнующий] о том, чтобы тебе накупить несколько Евангелий и других книг, а дел милости не творящий, – что в твоих книгах, в твоей библиотеке? Ты занимаешься игрушками, а дела не делаешь.

Вот моя немощь: пристрастие к земному и к плоти своей, к этой змее ядовитой, душегубке, и хладность к Богу и ближнему, образу Его; между тем как Он, Господь, всё для меня, всякое благо вещественное и духовное; ближние же и я – едино духовное тело (это единство несравненно выше и крепче плотского, вещественного, стихийного). Надо всячески жалеть ближнего и помогать ему в нуждах его и никак не раздражаться на него, любить его, как себя, по слову Спасителя, душу свою за него полагать, ничего для него не щадить.

Распныйся волею 87 – и мы должны распинаться добровольно, чтобы жить со Христом. Не хочется тебе больно раздавать свои деньги нищим – но раздавай и распинай страсть сребролюбия и скупости; яришься на ежедневно обступающих тебя нищих – брось ярость и восприими кротость и с лицом приветливым, ясным раздавай потребное; презираешь многих просящих, например пьяных и назойливых, – не презирай, а жалей и молись за них. Не презирай и живущих по духу века сего, не злорадствуй, слыша о суете и безумии их, но жалей и молись о них, – они больные, они вольно помешанные, омраченные. Как усердно враг домогается нашей погибели ежедневно и как мы не домогаемся нашего спасения, как мы сами помогаем диаволу губить нас! Смотри на дела человеческие и увидишь истину этих слов своими очами. Пожалей людей! Если в лице бедного Сам Христос, то никак и ни из-за чего не должно раздражаться на бедного. Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне [Мф. 25, 40]. С радостью давай требуемое, если имеешь: Господь всемогущ и щедр. Он может с избытком всё возвратить тебе. Будь совершен в милостыне: с милым, умиленным сердцем подавай, с жалостливым, сострадательным.

Жадность и чревоугодие – глупость и сердцу тупость. Так смотри на них и не увлекайся приятным щекотанием плоти, презирай чрево, бывающее и бывшее толикократно виною бесчисленных и величайших бед. Адам и Ева, Иуда и пр. Ты сам свидетель тому: чревоугодие и жадность – расслабление и нечистота для души, расслабление для тела; чревоугодие – дело глупых детей, людей без духа, плотских. Где твой разум? Где твой дух? Сколько раз ты вкусил и видел, что жизнь и покой и крепость души и тела в Боге, в причащении Святым Тайнам, в чтении слова Божия, в молитве, в созерцании или богомыслии, в рассмотрении дел Божиих? Земное оставь земле. Ты небесный, на небеса возводишься человеколюбием Спасителя.

Доколе это я, безумный, вкушая столь часто по милости Владыки Боги моего нетленное и животворящее брашно и питие – Тело Его пречистое и Кровь Его, буду ревновать о тленной пище, которая погубила было Адама и весь человеческий род? доколе чревоугодие, доколе жадность, пресыщение?

Доколе не пост, доколе не начну воздержание?

Мученики приносили в жертву Богу жизнь свою, истощевая ее в ужасных муках, а мы жалеем принести в жертву Богу Его же дары – елей, свечи, деньги и пр. О, окаянство, неблагодарность! Дающему жизнь, свет уму, теплу сердцу, исправляющему злые стремления наши, ведущему нас к вечным благам, ихже око не виде... (1Кор. 2, 9), жалеем ничтожного – то, что Его же руки создали на пользу нашу; пользуемся туне бесчисленными Его дарами, а Ему жалеем одного или нескольких родов даров, которые Он Сам же может умножить нам. Директор отпускает в театр учеников, делает им елки, устраивает гимнастику, танцы, скоромную пищу в пост дозволяет есть, а мне читать назидательные книги в классе не дает.

Угль горячий грешник, горящий вечным огнем. Угль горячий праведник, проникнутый весь Духом Святым, огнем Его, светом Его, силою Его. Не жалеть ничего, не раздражаться ни из-за чего ни на кого, ни на какого человека, образом Божиим почтенного и всяким дарованием Божиим украшенного. Презирать деньги как простые камни, землю и подавать требующим человекам. Сласти презирать, простую пищу употреблять. Потерю денег презирать. Господа, сущего в сердцах совершеннейшего, вечного живота, привязанностью к тленным благам не оскорблять, и не любодействовать от Него сердцем, которое должно Ему единому принадлежать, и не распинать второе Сына Божия, – в противном случае лютые скорби сокрушат тебя, огнь адский обымет тя. Мне довольно Господа – ничто кроме Него не нужно существенно: Он источник и податель всего, Он и промыслитель, и попечитель.

Неизменное уважение к человечеству, хотя бы оно было нищенствующее и постоянно надоедающее, – уважение, говорю, потому что оно почтено образом Божиим.

Указывая на святых Божиих человеков, на лики их в церкви и в домах – вот венец и конец христианской веры, очищение, обновление, освящение человека и возведение его к вечному блаженству. Все мы должны стремиться к этому. Имея такие обетования, очист (2Кор. 7, 1). Пища, питье, сласти, деньги стоят стеной крепкой между Богом и ближним, отревая от них. Презирать всё земное, да с Богом соединимся и с ближними. Лакомство и невоздержание расслабляет сердце, делая его нетерпеливым, раздражительным, злым, скупым, завистливым, гордым и презорливым, своенравным и упрямым.

Стыдиться перечислять вслух нелепые, мерзкие грехи падшей, растленной человеческой природы – значит поблажать, потворствовать ей, по головке гладить ее, извинять ее, тогда как ее нужно карать, вскрывать ее, когда нужно изводить наружу, напоказ, на позорище88, во всенародное обличение и посрамление. Потому не стыдись перечислять ни злобы, ни зависти, ни скупости, ни гордости, ни прелюбодейства, ни рукоблудия, ни мужеложства, ни скотоложства, ни татьбы, ни хульных помыслов, ни всех срамных грехов. С дерзновением и с полной надеждой на милосердие Божие высказывай их, ибо несть грех, побеждающий человеколюбие Божие. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый (1Тим. 1, 15), и чем больший, тяжчайший очищается грех или бездна грехов, тем больше чести Владыке, Его бесчисленным щедротам, Его человеколюбию, благости, все могуществу. Аще праведника спасеши, ничтоже велие, и аще чистого помилуеши, ничтоже дивно: достойни бо суть милости Твоея; но на мне, грешнем, удиви милость Твою, о сем яви человеколюбие Твое, да не одолеет моя злоба Твоей неизглаголанней благости и милосердию 89 . Священник должен показывать пример покаяния людям, а для этого он как можно чувствительнее должен вычитывать в слух народа молитвы пред причащением или канон.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю... Чему учит нас эта молитва? Тому, во-первых, что Дух Святой есть наш Царь и Правитель, как царственное исхождение Отчее; во-вторых, что Он есть наш Утешитель в скорбях, в бедах и напастях, в страданиях, лишениях; в-третьих, что Он есть истина, просвещающая, услаждающая и укрепляющая души наши, что Он везде на всяком месте и всё наполняет (небо и землю), как воздух, и мы должны непрестанно исполняться Духом, как духовным дыханием; что Он есть сокровище всех благ, наипаче духовных, и Раздаятель человекам всех духовных даров, также и вещественных; что Он есть Податель жизни всем человекам и всякой твари и на Него должно полагать надежду жизни купно со Отцом и Сыном, а не на блага земные, не на деньги, не на пищу и питье или что-либо другое, также не на богатых людей, не на сильных и знатных или не на врачей; что не должно прилепляться сердцем к благам земным и в них полагать надежду жизни, а к единому Богу – Творцу, Жизнодавцу, Промыслителю, Питателю всякой твари. Вот чему учит нас эта молитва! Итак, повинуйся Духу Святому купно со Отцом и Сыном как Царю Небесному и земному, помни, что заповеди Господни суть Его воля, Его дыхание; бойся помысла неправедного, да не оскорбишь Царя Небесного, бойся мгновенного пристрастия к чему-либо земному, ибо твоя душа небесна, Его дыхание и с Ним и в Нем должна быть непрестанно; в скорбях, бедах, напастях прибегай к Небесному Утешителю, везде сущему и вся исполняющему, а не к светским развлечениям и утешениям и утешителям, которые не могут дать истинного утешения, если не утешит Дух Святый; [не ищи] утешения в театрах, клубах, вечерах, в светских книгах, песнях, концертах, в светских играх, а в храме Божием, в богослужении, в коем дышит благодать Святого Духа, питающая, очищающая, просвещающая, оживотворяющая, услаждающая и укрепляющая сердца всех искренно молящихся, смиренных и кающихся; говори всегда истину и бойся лжи, противной Духу Святому, Который есть истина, особенно в сердце будь всегда истинен, нелицемерен, а потом и во всех словах и поступках; ревнуй по истине, стой за нее, очи сердца непрестанно устремляй ко Господу, как везде сущему и все наполняющему, и ни на минуту не будь в рассеянии или в забвении Его; всё делай, мысли, чувствуй и говори в Нем и с Ним! Всякого блага проси у Него, как сокровища и источника всех благ, на Него надейся и ни на кого другого. Его единого почитай источником своей жизни и промыслителем и строителем ее и не надейся на людей богатых, не раболепствуй им, как раб единого Бога; также не надейся на деньги, пищу, питье, удовольствия земные, ибо всё это безжизненный сор, земля и не может дать жизни душе бессмертной, которая есть дыхание Духа Святого и Им живится и чистотою возвышается 90 .

С радостью принимаешь дары благости Божией – с радостью и другим давай; с радостью угощаешься – с радостью и других угощай: не тех только, кои тебя угощают, но и тех, у коих не бываешь и не угощаешься, ибо сказано: люби ближнего, как себя. Считай все земные блага за сор и никак не равняй их человеку, не меняй их на человека, этот образ Божий величественный; человека цени бесконечно выше их и ничего не жалей для потребы его. Человек всякий наравне с тобою обладатель земли, по воле и определению Творца: обладайте, сказано, всею землею [Быт. 1, 28]... Помни, что все мы – одно тело: едино тело есмы мнози (1Кор. 10, 17). Да будут все едино [Ин. 17, 21]. Доселе не оскудевала моя трапеза ни в чем по милости и щедротам великодаровитого Бога, несмотря на непредвиденные посещения разных, иногда частых и многих гостей и на непредвиденную и многочисленную милостыню или посылки денег родственникам; не оскудею я ни в чем, надеюсь, и на будущее время, ибо благопромыслительный Отец Небесный всё тот же будет Отец щедрот, всемогущий, всеблагий, премудрый. В этом должна, между прочим, состоять надежда христианина: никто из нас не должен унывать, малодушествовать, сердиться, скупиться, когда к нам приходят гости или нам приходится подавать милостыню или посылать кому денежную посылку, ибо Господь великодаровитый воздаст нам за всё. Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить... Это все приложится вам [Мф. 7, 2; 6, 33]. Только надо всевозможно хранить взаимную любовь и надежду на промысл Божий. Не оставлю тебя и не покину тебя [Евр. 13, 5].

Грех ближнего – мой грех, ибо мы – одно тело греховное; его несчастие – мое несчастие. И потому я должен болезновать грехами моего ближнего, болеть его болезнями, мучиться его несчастием: например, если такой-то зол, горд, своенравен, я должен болеть его немощами, молиться об нем, как о себе; или если у кого случился пожар, я должен страшиться его страхом, скорбеть его скорбью, мучиться его несчастием. Страдает ли один член, страдают с ним все члены. 1Кор. 12, 26.

Сор, сор все сласти, деньги, вещи – и сами в себе, ив душе они оказываются всегда сором, да и в теле, когда мы или потребляем их неумеренно, или имеем к ним пристрастие. Подальше же, братия, от этого сору, да как можно поближе к Богу и к своей душе! Бог всё во всех долженствует быть! Воздержание возлюбим, братия, мы, растлившие себя в начале невоздержанием и беспристрастием к сластям мира сего, мы, допустившие в себе в начале пристрастие к тленным благам. Ведь все земля, братия! И тела наши, и злато, и сребро, и сласти, и все красоты вещественные на земле – все и пойдет в землю. Что мы прельщаемся? Вот и тела наши, которые любим так услаждать и украшать, сделаются смрадными трупами и обратятся в землю. Поистине всё суета, пустяки, мечты воображения, детские игрушки, куклы, которые детям свойственны как забава, пока они еще водятся чувственностью, не развился их ум, а в возрастных смешны, как способных рассуждать и мыслить о более важных и действительно существующих предметах и долженствующих заниматься делом, а не гоняться за тенями и игрушками. Итак, бросим чревоугодие и эти блестящие безделки, красиво отделанные и обольщающие взор наш. Устремим взор свой к небесам, к небесному наследию, к Отцу Небесному, Отцу духов.

Не будь сердцем подозрителен, не подозревай людей без причины в краже, что вот-вот украдут твои сласти или деньги или что другое или, может быть, украли; не думай низко о людях, не мучь себя подозрением и пристрастием к земному, ибо подозрительность происходит от пристрастия: где сокровище ваше, там и сердце ваше. Прилепись сердцем к единому Богу, этому никогда не расхищаемому Сокровищу, бесконечному и неоскудевающему, – и будешь всегда иметь покой и мир, а у тех, кои пристрастны к земным благам, нет мира, ибо помыслы, как налетные хищные птицы, почти непрестанно терзают плотское сердце прилепившегося к земным благам.

Плоть мне надоедает ежедневно, наипаче – чрево мое, ввергающее меня ежедневно в жадность, лакомство, пресыщение, тяжесть и расслабление души и тела, в блуд. Не надо бы есть мне, грешному, блудному, скверному, вожделенных яств, потому что во мне, блудном, они производят вожделение, – и я ими прельщаюсь, к ним-то и протягиваю руку, их-то с жадностью и ем. В жертву любви к Богу принести любовь к себе – любовь к этой и подруге, и вместе враждебнице твоей, плоти; решись умертвить ее для Бога, как Авраам Исаака, сына своего единородного, из любви к Богу, по повелению Его хотел заклать его; обрежь, отсеки чревоугодие, невоздержание, жадность, жаление сладких яств, денег, злобу, гордыню, зависть, своенравие, упрямство, непослушание и пр., памятуя слова Апостола: те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями [Гал. 5, 24]. Распинайся непрестанно на кресте своем, поколику91 непрестанно воюют на тебя страсти.

Не грешно, говорят, ходить в театр, кататься на катках, смотреть на конские бега или играть в карты. Да что же после этого будет грешно? Любезный брат, сестра! Не видишь ли ты сам, что ты из-за этих занятий и удовольствий плотских, суетных двоишься между Богом и ими, или, что я говорю? – не отдаешься ли ты им нередко безраздельно, всецело и забываешь Бога, спасающего тебя, и душу, которую тебе необходимо спасать, как исполненную бесчисленных греховных навыков, привычек, пристрастий? Ты – христианин, призван к горнему Царству, к горнему житию, к мудрствованию духовному, небесному, а ты весь отдался земному, земным заботам, суетам, играм, этим пустым мечтам, и из-за пристрастия к земному нерадишь о небесной душе своей, о очищении себя от всякой скверны плоти и духа, о познании Бога, о любви и почитании Его всем сердцем; нерадишь о молитве, о чтении слова Божия и писаний богомудрых святых отец, остаешься в жалком и пагубном духовном невежестве Бога, самого себя, души своей, своих обязанностей к Богу и ближнему, чуждым добродетелей, требуемых от христианина. Не грешно, говорят, ходить в театр, на катки, на конские бега. Как же не грешно, когда ты из-за всего этого и еще из-за множества других суетных занятий и забав житейских забываешь единое на потребу – угождение Богу и спасение души своей, оставляешь храм Божий и Бога, в нем живущего? Не знаешь ли, что и невинные вещи обращаются нам в грех, когда мы имеем к ним пристрастие, например пища, питье, деньги и пр., не говоря об этой суете, каковы театр, катки, бега, карточные игры и пр.? О, как из-за всего этого и подобного падает христианская жизнь наша? По уму будьте совершеннолетни (1Кор. 14, 20), говорит Апостол, а мы умом и глупы, как дети, глупы по своей воле, по неизвинительному нерадению.

Молитва есть связь разумной души нашей, созданной по образу и подобию Божию, с Богом и с миром умным, духовным – Ангелами и святыми, есть беседа с Богом и с существами мира духовного, наподобие беседы нашей с людьми, с нами живущими и с нами встречающимися.

Где надо радоваться, там плоть моя, то есть ветхий человек, скорбит; где надо скорбеть – там радуется; где надо не жалеть – там жалеет, например денег бедному; где надо жалеть – там не жалеет и расточает, например на наряды, на лакомства, игры, зрелища; надо жалеть человека, а она жалеет вещей, назначенных для человека, для потребления им. Естество вещей текуче, преходяще, а он хочет, чтоб они были вечны, непреходящи; их считать надо за сор, а он их ценит как драгоценность.

Я должен быть полнотой (исполнением) Наполняющего все во всем [Еф. 1, 23] и равнодушно терпеть лишений плотские, например лишение сластей, скорби, болезни, биения и прочее, да Христос паче и паче вселится в мя по мере лишений телесных, ибо услаждение плоти враждебно Христу: сласти плотские сильно противятся любви Божией и заповедям Божиим. Плоть наша сластолюбива, жадна, ненасытна: чем больше ей угождаешь, тем она делается неистовее, жаднее, тем более противится заповедям Божиим, думает только о себе, о своем наслаждении, а от других покушается всё отнимать, косо смотрит на всех, разделяющих ее любимые сласти, ни во что их ставит, потому что высоко ставит сласти плоти и угождение своей плоти и готова враждовать каждый день из-за одних и тех же сластей, потребляемых другими. Конец же слова: люби Бога всем сердцем и ближнего, как себя, и во всем, как желаешь, чтоб поступали с тобою люди, так поступай и ты с ними; плоть же свою и других, как и все вещественное, земное, все сласти и деньги, считай за сор, за прах, как всё действительно сор и есть, и всё будет прах, всё обратится в землю, и всё сравняется с прахом. Все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа [Флп. 3, 8].

В молитвах церковных мы просим Господа, чтобы Он даровал нам и молящимся с нами преспеяние жития, и веры, и разума духовнаго 92 . Что такое разум духовный? Чтобы понять это, надо знать, что есть разум плотской. Что же такое разум плотской? Из примеров определение будет яснее. Плотской разум за великое считает для себя, как жизнь, как некое божество, деньги, богатство, сласти плотские, красивую одежду, блестящую обстановку жилища, отличия и преимущества светские, игры, увеселения мирские и всеми мерами домогается или всего этого, или чего-либо одного преимущественно, об угождении же Богу и о спасении души своей не заботится и считает это делом маловажным, которое может сделаться как бы само собою, которое он предоставляет случаю или просто милости Божией, как будто Бог милует безусловно. Разум духовный за ничто считает всё земное, все земные так называемые блага – деньги, богатство, сласти, презирает блеск и красоту одежд, изящное убранство жилища, убранство коней и экипажей, светские отличия, игры, увеселения, считая все за суету века сего, за мечту, за детскую игру, недостойную разумного существа и христианина, предназначенного к бессмертию и вечному созерцанию в вечной славе Бога – Творца всяческих; разум духовный одно считает за великое и первейшее свое дело на земле – угождение Богу, очищение себя от всякой скверны плоти и духа (и руководствует к тому других) и спасение души, погибающей во грехах и страстях многоразличных – в гордости, презорстве, противлении Богу, своенравии, упорстве, злобе, зависти, любостяжании, скупости, сластолюбии и нечистотах, татьбе, пьянстве и пр. Разум духовный непрестанно смотрит на эту жизнь как на временное странствование человека к Небесному Отечеству и помнит, не забывая, что́ требуется от странника в будущем Отечестве, чем нужно запасаться здесь страннику, именно: он помнит, что от него требуется добродетель – дела любви к Богу и ближнему, нищета духовная, сокрушение и плач о грехах, кротость и незлобие; алчба и жажда правды Божией среди мира, полного неправды, милосердие, чистота сердца; миролюбие, или внутренний мир сердца, мир с Богом и ближними и ревность о примирении враждующих; правдолюбие и твердость в добродетели, терпение поношений, гонения, клеветы за имя Господне. Эти добродетели он старается стяжать и укоренить их в сердце и противоположные им страсти совсем искоренить. Разум духовный считает за великое только одно – Бога и образ Его на земле, ближнего своего, и всячески побуждает сердце к должному благоговению пред Богом, к славе и благодарению Его и к любви ближнего, подобно как себя. И всё приносит в жертву любви к Богу и ближнему, все блага земные, наипаче же сердце свое, разум свой, труды свои, здоровье телесное и силы всего существа души и тела. Ибо, получив всё от Бога, мы и должны всё отдать Ему или покорить Его воле и закону; разум же плотской считает за великое всё земное, всё, что льстит плоти, что дает ей средства наслаждаться, и отвращается всего, что противно наслаждению, что причиняет неприятность, лишние, скорбь, тогда как духовный разум заставляет сердце радоваться и в скорбях, лишениях, бедах, теснотах по Христе, зная, что всё это ведет к соединению со Христом, к истинной, вечной жизни. Вот каков разум духовный и каков разум плотской! Разум духовный говорит: не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира [Гал. 6, 14], и побуждает человека непрестанно распинаться миру, то есть отрекаться от всех его нечистых радостей и наслаждений, от всех его похотей и провождать жизнь притрудную, прискорбную, исполненную лишений, – а разум плотской говорит: а я хвалюсь богатством, достоинствами мирскими, веселыми пирами, зрелищами, играми да забавами, мирскими знаниями по всем отраслям наук, кроме науки – Закона Божия, слова Божия; хвалюсь, если кого-либо из своих соперников сбил публично в грязь, уничтожил гласно или печатно, если кого удачно обманул и пр. Сколько предлогов вражиих нелюбви к ближнему! Вот, говорит, он или она пустым делом занимается и ничего дельного не делает, а хлеб мой ест, – и внушает вражду к нему или к ней! А зачем ты видишь сучец во оце брата или сестры своей? Разве он не имеет своего разума? Ведь каждый за себя ответ даст Богу и каждый понесет свое бремя [Гал. 6, 5]. Ты делай свое дело, а за неделающих молись, чтобы Господь вразумил их трудиться. Да как ты-то свое дело делаешь? Не нерадиво ли? Не работаешь ли сам страстям различным? Не надо ли тебе молиться: Господи! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего! Или: Господи! даждь ми око простое и отыми от мене око лукавое! Что это, в самом деле, ты готов поедать брата за всякий грех, за всякий сучец во оце его? Любовь ведь долготерпит, вся покрывает, как Господь по Своей милости покрывает все грехи наши. Нелюбовь, вражда всякую безделицу, всякий малый грех выводит напоказ и готова карать за него ближнего, а любовь покрывает множество грехов, как бы и не видит их. Даруй же мне, Господи, зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего! Враг ругает надо мною, обманывает, обольщая меня! Мне бы надо зреть непрестанно свои согрешения, свое удаление от Тебя, свои страсти многоразличные, непрестанно молиться во глубине души о себе и о других, а я занимаюсь чужими грехами.

Тяжкий грех содеял сегодня (21 января 1866 г.) пред Господом: бедную девочку за надоедание, как мне казалось, ударил в щеку и в лице ее заушил Самого Господа, ибо как милостыню Он принимает от нас в лице нищих, так и дерзости наши. Господи! Помилуй мя, яко согреших Тебе – исцели душу мою! Вот до чего сластолюбие наше, многостяжание наше, доводят нас. Где кротость моя? Где агничество твое по подобию Агнца незлобивого, Господа?

Книги отданы для чтения: Сидорову ученику четырнадцать книг, Иозеф – двадцать три, Кароли – три, [...].

Отец, протоиерей и старец – какие священные титла и самое существо дела, по коему я должен чтить глубоко отца моего, Константина! а грехи – мечта, ничто.

Помни, христианин, в чьем присутствии ты непрестанно ходишь – в присутствии всеблагого Господа Бога твоего, Пречистой Богородицы, всеблагой, пречистой, кроткой, смиренной, в присутствии святых Ангелов и святых человеков; помни, чей ты член, – ты член Христов; член какого тела, – член тела Церкви, которая состоит из Ангелов и человеков, во главе которой Сам Христос, а потом Начальница мысленного наздания – Пресвятая Богородица, – и веди себя свято, кротко, смиренно, незлобиво, как агнец, терпеливо, целомудренно, воздержно, и не будь горд, презорлив, жестоконеистов, продерзок на словах, бийца, невоздержен, винопийца, нецеломудрен, любостяжателен, желатель чужого, сластолюбив, скуп, завистлив, тать, празднолюбец, изнежен, подозрителен, зол, своенравен и упрям; непокорен, немилостив, нелюбовен, лицеприятен и лицемерен; рассеян и невнимателен к себе, непопечителен о грехах своих, – но тотчас, как согрешил в чем по неосмотрительности, невниманию или увлечению, немедленно покайся, попекись об очищении греха своего, по Псалмопевцу: беззаконие мое аз возвещу, и попекуся о гресе моем [Пс. 37, 19]. Помни, что христиане – Христовы дети, Христовы члены, за грехи коих Он пострадал, и не суди грехи их, не жалей им ничего, ибо всё, что у тебя, – Христово, не твое; будь ко всем общителен, со всеми любезен, ко всем щедр по силе; со всеми обращайся мирно, кротко и со всякой чистотой. Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа [Евр. 12, 14].

* * *

85

То есть бесами.

86

Канон молебный Ангелу Хранителю, песнь 8-я.

87

Молитва От сна востав, полунощную песнь приношу Ти, Спасе... из последования утренних молитв.

88

Позорище (церк.-слав.) – зрелище; позор, бесчестие.

89

Молитва Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет... из последования молитв на сон грядущим.

90

Антифон 1-й на утрене, глас 4-й.

91

Поколику (церк.-слав.) – поскольку.

92

Молитва верных вторая Паки и многажды... из последования литургии святителя Иоанна Златоуста.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 9 : 1865-1866 / [ над изд. работали : игум. Дамаскин (Орловский), протоиер. Максим Максимов, Геворкян Кристина Вартановна]. - 2012. - 266 с. ISBN 978-5-902112-83-9

Комментарии для сайта Cackle