Источник

Апрель 1881 г.

1 апреля

Господи! Благодарю Тебя всем сердцем за чудо милосердия Твоего, во мне явленного по молитве покаяния моего верою в Тебя, в избавлении от поползновений моих греховных, особенно вчера вечером, когда грех обуял и проник смутно и гибельно всё существо мое, сотрясая и связуя его, да и днем. В силах спасение десницы Твоея45 [Пс.19:7]! Но сколь радостно, животворно и миротворно избавление Твое. Праздник, истинный праздник для избавленной души милость Твоя, Спасе наш, Господи! Но даруй мне и всем людям Твоим непреткновенными быть в хождении путем заповедей Твоих и не давать себя обольщению всепагубного греха. Испытавши неисчетное число раз его горечь и смертоносность, да бежим от него все, как от змеиного яда.

Только понуждай себя всегда к искренности в молитве при твердой, [видящей] Бога вере – и сейчас получишь в душе удостоверение, что Он слышит и милует тебя, исполняя прошения твои, приемля благодарения и славословия твои, ибо Он благопослушлив, благоуветлив, скор на помощь и спасение нас недостойных. Слава всеблагому и человеколюбивому Богу нашему!

После утрени. Благодарю Господа за новое и превеликое и преславное избавление моего недостоинства и непотребства после тяжкого мучительства диавольского и борений моих в алтаре Покровского храма от грехов моих тяжких: жестокосердия, скупости, сребролюбия, плотоугодия, немилосердия к нищим (нищему одному с огорчением дал пятнадцать копеек на опорки, ибо много было нищих), каковые грехи тяжко мучили меня, но Господь избавил меня, единственно по милосердию Своему, даровав мне отпущение, правоту, мир, свободу, дерзновение, свет, силу душе моей. Слава Господу!

Благодарю Господа за всеблагостное избавление от лютой скорби и тесноты сердечной, постигшей меня за неоднократный отказ нищему в его просьбе (на опорки денег) и за презрительное слово «обух». В квартире Титкова мне было тяжело (во время прогулки в двенадцать часов случилось), но когда я ушел от него, то в учительской по молитве покаяния и воззрения на икону Спасителя Господь вдруг избавил меня, и я вошел в четвертый класс спокойный и бодрый. Слава Господу!

Презираю во всем и за всё порочное плоть мою многострастную во всех ее страстных движениях: в самолюбии, лукавстве, в гордости, честолюбии, тайной и явной неприязни, враждебности, злобе, зависти, сребролюбии, алчности, скупости, блуде, лености, нерадении, жестокосердии, своенравии, неповиновении, упрямстве, тщеславии, недоброжелательстве, зложелательности, злорадстве, малодушии, унынии, ложном стыде, ложной боязни, отчаянии, нетерпении, раздражительности, мнительности и подозрительности.

О, диавол, ловец злой! Как он непрестанно и злоехидно ловит меня на смертоносную приманку сласти плотской! О, бодрствуй, душа моя, трезвись и молись!

В нашей душе попеременно царствуют то грех (и наичаще), то дух благодати, дух святыни, правды и мира; искренним покаянием в грехах мы удостаиваемся снова животворной благодати и веяния в нас Духа Божия, мирного, радостотворного. Хотя грех и крайне мучителен, но по греховному навыку и испорченности греховной, по самолюбию, пристрастию к плоти и миру и по обольщению от диавола мы часто впадем во все виды греха, столь многоветвистого, как корни столетнего дерева в земле. Но слава Господу, указавшему нам пути живота, искупившему нас кровью Своею и смертью Своею от греха, проклятия и смерти!

2 апреля

Двукратно чудно, милостиво, щедро, державно избавил меня за покаяние Господь во время утрени (четверг Шестой недели поста) от смертельной тесноты, постигшей меня праведно за жестокосердие к двум нищим (неподачки) раз и в другой раз из-за пристрастного помысла о большом сребропозлащенном кресте моем (излишнем).

Земля – жилище тления и греха; святые не имели к ней привязанности, но, живя на земле телом, душой жили на небесах.

Благодарю Господа, вчера вечером во время нахождения моего на новоселье у Ольги Афанасьевны Карповой, моей доброй духовной дочери, избавившего меня по тайной молитве покаяния и веры от нечистого, убийственного движения плотского во время неуместных поклонов Евлампии Петровны Шляпниковой, восчувствовавшей сильно милости Божии над собою. Слава всесвятому и всеискупительному, всеживотворному имени Твоему, Господи Иисусе!

3 апреля

Неизреченную награду уготовал Бог любящим Его и исполняющим заповеди Его и в здешней маловременной жизни, но наипаче в будущей. Господь дает Себя Самого в достояние любящим Его. Слава и честь и мир всякому делающему благое, говорит Духом Святым апостол святой Павел [Рим.2;10], а в будущем Господь уготовал любящим Его блага, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце... не взыдоша [1Кор.2;9]. Как же при всем этом не угождать Господу, не противиться всякому греху даже до крови, не исполнять всякой добродетели – кротости, смиренномудрия, незлобия, искреннего доброжелательства, всем сочувствия и милостыни, приветливости, послушания, простоты сердца и нрава, искренней о всех молитвы, воздержания всегдашнего, чистоты и целомудрия, терпения, трудолюбия, всегдашнего покаяния и сокрушения о грехах, общения с ближними, достойными оного, и всякой добродетели?

Вчерашнее наслаждение рыбным столом вринуло меня в пагубную прелесть и смятение при совершении Таинства Крещения у купца Сампсона Денисова (Велий еси, Господи... сказал только однажды вместо трех, Евангелие в начале спутал и пропустил слова и в молитвах несколько слов пропустил от греховного насилия и смущения и помрачения). Зачем рыбу ел? О, несмысленный раб чрева! О, неблагодарный за благодеяния Господу!

* * *

Пятница. Благодарю Господа, и нынешний день явившего во мне великое спасение Свое от поползновения сладострастного чувства при выходе из дома к утрене в храм Божий. В храме в Покровском приделе я припадал многократно в сердечном покаянии к святому престолу с верою и упованием на Христа Спасителя – и удостоился милости и отпущения грехов; особенно оживотворился, когда стал читать седальны на стихословии. Слава Богу! Читал канон и пел стихиры с великим дерзновением и сладостью.

При изложении науки о богослужении надобно дать понятие о святых Ангелах, пророках, апостолах, иерархах, мучениках, преподобных и всех святых, чтобы православные христиане, посещающие богослужение, знали, какие лики святых за них постоянно молятся Богу во главе с Богородицей и с какой любовью мы, земные члены Церкви, должны чтить их и подражать им.

* * *

У Павла П. Шаумана во втором часу, пред самым временем моего сезона в фотографии, мерзкие демоны облили меня, душу мою отвратительной своей нечистотой, осрамили, убили меня, и я долго метался, ежась и корчась и молясь вместе Господу о избавлении меня от этой смертоносной, нелепой мерзости. Наконец Господь услышал молитву мою, вопль мой крепкий и помиловал меня. А вся беда от моего чревоугодия и пресыщения и загрубения моего сердца в чувственности. Я сам виноват. О, какая мерзость еще гнездится в моем сердце! Плакать, поститься и молиться надо!

Церковь – иной мир: на земле – небесный, в жилище греха – святое жительство, в царстве тления – царство нетления, во времени – вечное царство.

4 апреля

Душа человеческая дражее и краше (прекраснее) всего видимого мира, всех тварей видимых и самого солнца и звезд, ибо она по образу бессмертного, всесвятого Бога и искуплена от греха, проклятия и смерти и диавола кровью Сына Божия, страданиями и смертью Его. Потому все земные блага, удовольствия, наслаждения грубые, чувственные, греховные должно презирать, чтобы не увлечься ими и не лишиться благ вечных.

Плоть наша по мере удовлетворения ее прихотей и страстей делается требовательнее, прихотливее и алчнее и увлекает вслед за собою госпожу свою – бессмертную, созданную по образу Божию душу, смущает, оскверняет, омрачает ее, отлучает от Бога, расслабляет, умерщвляет. Но не всё ли тлен и прах, чем удовлетворяет себя многострастная плоть? Пища и питье, ею принимаемые, вскоре истлевают по принятии и тлят самое тело, если неумеренно употребляются; все прочие плотские удовольствия греховные тлят и душу, охлаждая ее к Богу и ближнему, и самое тело подвергают болезням. (Сегодня во время обедни с какой ревностью я замечал лица, кто у меня и кто не у меня исповедовался, хотя мне самому тяжело многих исповедовать. Не алчность ли это? Не безумие ли? Не Бог ли полнота всех благ? Его стяжи!)

Сегодняшний день и потом я должен плакать потому, что согрешил я блудным осквернением. Согрешил я тяжко пред Господом, и всё из-за чревоугодия и пресыщения крайне бесновалась плоть моя. Прости, Господи, великое мое согрешение и сохрани на будущее время от всякого наедине разговора с девицей, кроме разговора о делах Божиих.

Да вижу я одну святую Твою лепоту и красоту во всех тварях и в венце Твоих тварей – человеке и да не прельщаюсь нимало красотой и сладостью тварей, но да буду весь и всецело восхищен Твоею нетленной, первообразной, святой лепотою. Содеянную прелесть мою прости, Господи, и даждь мне знамение Твоей милости, да престанут во мне сласти и страхования бесовские.

5 апреля

Утро. Я согрешил блудным осквернением после того, как без числа испытал сладость нетленной и пречистой, животворящей Божественной благодати, даруемой за искреннее покаяние и веру и богомыслие; по этой причине грех мой особенно тяжек и велик. Но погаси во мне, Господи, молю Тебя, всякую плотскую и мирскую сласть, и да ощущаю я в себе только Твою нетленную сладость, сладость общения Твоего, святыни Твоей и правды Твоей, любви Твоей. Аминь. Вина моя увеличивается еще тем, что это произошло во время Великого поста, в самом конце его, в воскресение Лазарево, после совершения Божественной литургии и после преестественного общения с Богом во Святых, пренебесных, Божественных, животворящих Тайнах. Очисти, очисти грех мой, Господи, и погаси всю сладость плотскую во мне ради покаяния моего, ради милости Твоей, ради святыни Твоей. Аминь.

Мати Всенепорочная и Пречистая, Мати Испытующего сердца и утробы наши, ходатайствуй всемощными молитвами Твоими пред Сыном Твоим и Богом о прощении согрешений наших всех и о даровании благодати проходить житие непреткновенное, неблазненное, во святыни во вся дни живота нашего.

Ты человек, издавна освященный, чтобы и в себе хранить святыню или утрачиваемую грехами восстановлять, вновь освящаться чрез покаяние и молитву и чрез Таинства и других освящать, ибо святыня есть стихия разумных существ и должна быть неотъемлемой их принадлежностью. Священник должен быть чужд и неприязнен греху, должен гнушаться им во всех его видах и степенях. Его общение должно быть всегда со Отцем и Сыном и Духом Святым.

Любовь плотская – нечистая, узкая, эгоистическая, сладострастная, диавольская; подверженный ей не может любить Бога и ближних искренно, доколе не оплачет слезами покаяния своей плотской любви и не удалит ее из сердца своего. Нечистый сердцем не может молиться искренно за всю полноту Церкви, а священник должен постоянно молиться горячо за всех; в его сердце, как на священном алтаре, должен постоянно гореть огнь святой, небесной, огнь любви ко всем, и возноситься благоухание молитвы благодарения и славословия за всех. Как же должен священник хранить свое сердце от всякой мирской, греховной любви, мирских пристрастий, чтобы оно было всегда пылающим жертвенником всесожжения!

Сколько духовных детей всякого возраста, пола и звания и состояния требовало у меня исповеди в Великий пост и сколько у них неведений, немощей, грехов, скорбей, мучений, бед самых прискорбных и запутанных обстоятельств житейских, по коим они невольно и, так сказать, систематически грешат! Есть о ком священнику, если он добрый пастырь, поскорбеть, помолиться горячо, от любящего, сочувствующего сердца при совершении литургии и других церковных и домашних молений! Тут не до себя, не до удовольствий житейских, не до своей плоти и крови и ее сластей, страстей и похотей! Тут вся жизнь должна быть посвящена заботам о пастве, о ее просвещении, спасении, вспомоществовании ей советом и делом. О иерей! Не себе живи, но Христу, членам Его. Господь же не останется у тебя в долгу.

Божия Матерь – вся Дух Святой; молись Ей всегда во святыне, Духом Святым – и увидишь на себе Ее милость и силу.

Дух злобы и тьмы постоянно старается угасить дух мой, омрачить, осквернить помыслами и похотениями, насиловать ко греху всякому: к злобе, зависти, гордости, неповиновению, невоздержанию и алчности, к плотскому сладострастию, к лености, нерадению, унынию, бесовской боязни, ложному стыду и прочему. Беда мне от греха на всякий час. Должно непрестанно бодрствовать и молиться, чтобы не впасть в напасть. А я так немощен, грешен, страстен! Господи! Умилосердись и защити, спаси, помилуй Твоею благодатию.

О, сколь досточтим женский пол, чрез который бывает, плодится и множится род человеческий и умножаются члены Царствия Божия, чада любви Божией, святые, непорочные! Достойно и праведно чтить пол женский, свято соблюдать его от нечистых, лукавых, порочных, страстных взглядов и взирать на него неблазненно, свято, с уважением и христианской любовью, ибо женщина – делателище человечества, горнило человечества, орудие высочайшей премудрости и благости Божией, орудие святое, как свят Сам Творец и Художник наш Бог.

* * *

Были у губернатора как депутаты: я, Бурачек, [Б...], Баршов (капитан первого ранга). Принял хорошо, взял мою проповедь, согласился ходатайствовать о наименовании Дома трудолюбия Домом императора Александра II.

Вчера всенощную служил при крайнем насилии врагов невидимых, при смущениях, теснотах, боязнях; на литии [вместо] Услыша ны, Боже, Спасителю наш – сказал только конец: Яко милостив; запял, убил сердце Велиар. Молитву литии прочитал не всю, на благословении хлебов – не всю от боязни, смущения, омрачения. Каюсь: это за грехи мои. Обедню позднюю служил с трудом нравственным, в тесноте, умерщвлении от врагов невидимых, но после причащения я ожил; огнь Божества ощутил и в устах, и во внутренностях, попаливший грехи мои, очистивший и укрепивший душу мою. Сказал речь хорошо по окончании обедни. Отчет попечительства читали. Вечерню служил с Божьею ревностью, непреткновенно, с великим дерзновением.

6 апреля

Великий Понедельник. Господи! Благодарю Тебя, яко не предал еси мя в руки врагов, злодеев бесплотных, во время утрени, когда я сказал об отце Петре Клепачевском, что он доходов не записывает, и вследствие этого я был страшно уязвлен, смущен и потрясен смертельно демонами. Я согрешил тем, что возымел попечение в такие великие дни о сребрениках, как Иуда предатель, и отпал от любви Бога и ближнего, умер сердцем для Бога и для ближнего. После усердного покаяния и молитвы Господь помиловал меня и даровал мне благодать отслужить утреню с дерзновением. Потом после отпуста на утрени, сказанного не вполне по причине смущения от духов злых, я опять получил язву, но исцелился благодатью Христовой. Слава Господу, милующему, благопослушливому, скоропослушливому, благоуветливому и благопременительному к рабам Своим.

После обедни. Благодарю Господа, даровавшего мне о имени Своем державном величайшую победу над невидимыми змиями после причащения животворящих Таин, особенно во время чтения заамвонной великопостной молитвы и при произношении отпуста. Змей пытался меня украсть и убить пред причащением сладостью, но покаянием и умилением я победил его именем Господним.

Сверловой послать пять рублей.

После вечерни. Благодарю Господа, удивившего на мне спасение Свое великое и силу Свою всемогущую, избавившего меня от злейших козней врагов невидимых, от смущения, огня, тесноты, малодушия, бессилия, сердечного омертвения и даровавшего очищение, исцеление, освящение, мир, простор сердца, дерзновение, силу и жизнь, при коих я непреткновенно и с величайшим дерзновением совершил молитвы и отпуст повечерия. Благодарю Господа за благодатное наслаждение службой Божественной. Благодарю всесвятого, живоначального премудрости наставника – Святого Духа, умудрившего составить святых отцов такие дивные службы во славу Богу, в честь и славу Пресвятой Богородицы, Ангелов, святых, службы покаянные, благодарственные, молебные, хвалебные, таинственные. Божия служба есть истинное на земле небесное жительство.

Каждого, особенно достаточного и богатого человека, мучит жажда приобретения земных благ (хотя бы их и без того было много), и потеря, утрата их каким бы то ни было образом и эта жажда, это опасение и страх потерять их погашают в нем жажду благодати Божией, жажду жизни нетленной, небесной, мирной и пригвождают его к земле, делают его невольником, рабом земных пристрастий, наслаждений и бесчисленного множества грехов, запутывают его непрестанно в сети диавольские, лишают его истинного покоя, томят и дручат46 его душу и тело. Между тем истинный покой наш, истинное наше наслаждение, истинные свет, сила наша, свет наш – на небе, в Боге и всем Божественном. О, прочь от нас житейские излишества, заботы, страсти, мечты, страхи, опасения!

Вчера после обедни допустил себе раздражиться на жену и огорчиться на Анну К. и Минадору Пашинникову: на первую за то, что на Страстной Неделе жарила и варила рыбу, а на тех за то, что не вовремя разъезжают и тревожат нас своим безвременным посещением. Каялся Богу моему в отпадении от любви и падении в озлобление. Только по уходе из дому успокоился. Вечером сам я поел рыбы, когда она была подана на стол, а ночью чрез рыбу было сильное блудное разжжение и расположение к сладострастию. Вот что от рыбы-то! Оттого она и запрещена в посты!

Для чего вы, о человеки, употребляете детородные органы и акт детотворения, акт столь пречудный по цели, столь святой, благостный, благодетельный, ибо имеет целью дать существование и жизнь подобным нам существам, столь премудрый, могущественный?.. Часто только из жажды минутного наслаждения, греховного, страстного, растлевающего душу и тело. Перестаньте, неразумные и пребезумные, оскорблять Творца в Его творении и в Его детотворении; служите Его пречистым и преблагостным намерениям чисто.

7 апреля

Великий Вторник. Господи! Благодарю Тебя, яко даровал еси мне благодать послужить непреткновенно литургию и панихиду, и с великим дерзновением. И во предняя47 не остави, Владыко Господи, помощью Твоею всесильною. Пред началом службы Ты державно избавил меня от тесноты вражией, когда я припадал к престолу благодати.

8 апреля

Благодарю за превеликое спасение по причащении Святых Таин и за избавление от козней вражеских пред чтением и во время чтения заамвонной молитвы, которую прочитал непреткновенно; потом за избавление от козней вражиих и от уязвления смертоносного бесплотных злодеев по говорении отпуста, на котором враг запнул малодушием и боязнью и не дал мне выговорить имени Божией Матери и святых. Но от [наиболее] смертельной тесноты вражией Господь избавил меня, когда я шел из церкви учебного экипажа после исповеди воспитанников и встретил жену Острякова с детьми и почувствовал к ней неприязнь по действу диавольскому; долго я боролся с этой неприязнью в покаянии и самоосуждении и только именем Господним отразил ее от сердца своего и успокоился. А то беда чистая была! Благодарю Господа, явившего мне державную, славную помощь Свою во время утрени, которую совершил непреткновенно, исключая молитвы Господи и Владыко живота моего48 по второму разу и Христе, Свете истинный. Немощь сердца по причине чревоугодия накануне (пиво, чай, рыба).

Во время исповеди мирян в Великую Среду несколько раз тяжко донимал меня супостат-диавол то лицеприятием и нечистым похотным движением сердца, крайне убийственным, то прелестью сребролюбия при одном взгляде на серебряные деньги, и я должен был уходить в алтарь или тут же каяться внутренно и просить милости и избавления у Господа, и благодарю Господа – получал. Особенно тяжко я был запят от врага при говорении отпуста и окончательной ектении на повечерии; убил меня тут враг, но Господь за покаяние избавил от смерти сердца и оживотворил. Слава Богу!

Благодарю Господа, подкрепившего меня благодатью Святых, пречистых и животворящих Таин, с помощью которой я нисколько не утомился, исповедовавши двести сорок три человека и простоявши и говоривши с трех до десяти с четвертью часов вечера. Жене принес денег шестьдесят рублей.

9 апреля

Великий Четверг. Благодарю многомилостивого и всещедрого Господа, многократно избавлявшего меня за молитву веры и за покаяние сердечное от сребролюбной смертоносной (я ощущал эту горькую смерть в себе) страсти, возникавшей во мне во время утрени и после утрени при исповеди офицеров и простых (певчих); певчих – увы! – я неохотно, несвободно, с неудовольствием исповедовал, как будто бы неблаговременно пришедших, а в самом деле потому, что пришли с пустыми руками, а некоторых из офицеров, например Толбухина, или из светских (Льва Александрова) – подобострастно. Увы мне! Увы мне! И исповедь у нас стала продажна, и бесценный дар заслуг Христовых, дар Духа Святого выкупается деньгами. Положим, что наставляемый словом, по Апостолу, должен делиться с наставляющим земными благами [Гал.6:6], но исповедь должна бы производиться без денег, особенно если иерей исповедующий не учит кающихся, а только прощает и разрешает. Если же учит, то труд достойно и праведно вознаграждается, но не прощение и разрешение, которое есть дар Божий.

После обедни поздней. Ну уж и адская баня с адской мукой задана была мне сегодня за обедней по поводу малейшего неудовольствия на диакона Полетаева, малого огорчения; из этого мгновенного огорчения, озлобления вселился в мое сердце сатана и смутил, уничижил и убил меня, так что я едва-едва ожил чрез веру в только что принятые Тайны и чрез покаяние всеусильное. И поскакал я, и поежился у жертвенника Господня в Петровском приделе – хоть совсем не показывай лица народу и беги из церкви. Это из-за пресыщения враги одолели меня! Как нужен пост! Как легко [после] было мне по уходе народа из церкви и по употреблении Святых Таин! Но в попечительстве в собрании пред царской панихидой и во время нее опять было мне ужасно худо от демонских страхов и соблазнов (хорошие молодые офицерские дамы Верховная и Борисова); препобедил их глубокими слезами, горькими слезами смиреннейшего покаяния и сознания в том, что я растлен до глубины души. У эконома Морского клуба во время панихиды я тоже избавился от страхов бесовских (бесы не давали мне выговаривать слова молений, наводя страх, неискренность, холодность, клевету, поношение на почившего царя, отчуждая от него душу мою) только слезами покаяния о глубочайшем растлении моего сердца. А на молебне враги не давали Евангелие читать и молитву водосвятную. При диаконе Полетаеве мне особенно тяжело бывает всегда.

11 апреля

Великая Суббота. Всем сердцем благодарю Господа за избавление меня от адской тесноты, тьмы и тени смертной пред самой утреней (в церкви в Петровском приделе) и во время утрени, особенно же на первом часе пред выходом для говорения молитвы Христе, Свете истинный. Пред этим я чувствовал в душе ужасную тесноту и жгучее, смертоносное терние, а после неоднократного припадания к святому престолу с верою в покаянии я сейчас избавился от тесноты и терния, ожил, умирился, сердце мое расширилось, стало свободно, бодро, и молитву Христе, Свете... я произнес с живым чувством, твердо, с дерзновением. Потом во время исповеди Господь неоднократно избавлял меня, кающегося, от теснот вражиих. О, сколь сладостно иметь49 в себе Господа!

(Рисовой каши и грибных щей излишне поел, и оттого крайне было загрубевшим, немощным, обмершим сердце мое.) Излишества теперь на мне особенно тяжело отражаются – я слабею с летами.

После обедни. Время обедни сегодня было для меня временем горя и неизобразимой скорби и тесноты смертельной по причине грехов моих. Я оказался человеком низкой души, пристрастившимся к тлену земному (новые ризы на настоятеле, а на нас старые, рудые, – я обиделся на это) и из-за тлена удобно отпадающим от любви к Богу и ближнему: из-за риз я огорчился на настоятеля во время самого священнодействия литургии, завидуя ему, тайно укоряя его в гордости, самолюбии и тщеславии и будто бы в уничижении нас, своих служителей, хотя в поведении его относительно нас этого и не видно. По этому поводу диавол страшно напал на меня со стороны моего тщеславия и суетности, самолюбия и зависти, мелочности и страшно смутил, взволновал и убил мою душу. Я переминался, ежился, метался, скакал (наедине в приделе), чувствовал в себе ясно нахождение супостата и только верою и покаянием и причащением окончательным Святых Таин едва избавился от адовой беды. Слава Господу за избавление! О, даруй мне, Господи, возвышенные, духовные, нетленные стремления и отыми от сердца моего все пристрастия временного жития; даруй мне хранить искреннюю, твердую любовь ко всем и к настоятелю особенно, как к ближайшему началу, и не смотреть на его движения, действия, слова подозрительно и злостно! Ничем он меня сегодня не обидел, а я счел себя крайне обиженным от него, тогда как меня изобидели собственные страсти, сильно укоренившиеся в сердце моем. Одеяние мое нетленное, прекрасное, праведное, вечное, вселюбимое – Христос; все вы, во Христа крестившиеся, сказано, во Христа облеклись [Гал.3:27]. Священницы Твои облекутся правдою [Пс.131:9]. Но чтобы облечься во Христа и в правду Его, нужно разоблачиться от всякой неправды, от всякой страсти, от всякого греха и облечься в бесстрастие. Прочь страсть к наслаждениям плоти, к пресыщению, винопитию, гордости, самолюбию, злобе, зависти, рвению, сладострастию, лености, небрежению, лукавству, непослушанию, непокорству, братоненавидению, подозрению, человекоугодию, человекобоязни и боязни диавольской.

12 апреля

Пасха. Утро, шесть с половиной часов. Отдохнувши после ранней обедни в Думской Успенской церкви. Благодарю Господа всем сердцем за спокойное, с достоинством служение пасхальной утрени и литургии в полном порядке, чуждым всякой поспешности и замешательства. Благодарю Господа за удостоение причастия пречистых и животворящих Таин и за обновление ими. Преткновения обычные были на великом входе при говорении имен царской фамилии, при говорении отпустов (скрадение имен и слов, молитвы заамвонной). Господи! Избави от греха сего!

Семь и три четверти часа утра. Слава всеискупительному, всеспасительному имени Твоему, Господи Иисусе! Се, я воззвал к Тебе в покаянии о избавлении моем от диавольской тоскливости, скорби и тесноты, удручивших меня вследствие недовольства прокурором Святейшего Синода и Святейшим Синодом на то, что моя награда не представлена на высочайшее утверждение и отклонена самим Синодом, хотя он представлял позднейшие после моей награды на высочайшее утверждение; воззвал, говорю, ко Господу в тоскливости моей сердечной, и Господь сейчас утешил меня, успокоил меня, оживил меня. Слава чудному, всеспасительному имени Твоему!

Всем тварям разумным творческая благость и премудрость даровала таланты, или дары и силы для делания, взращения и умножения их, и наибольшая мера талантов дана была осеняющему Херувиму, не устоявшему в своем чине, но возгордившемуся без меры и отвергшемуся благости и святости Творца и сделавшемуся диаволом, увлекшему за собою третью часть Ангелов. Господь потребует строгого отчета в употреблении данных талантов как от падших ангелов (и сделает с ними Свой праведный, страшный расчет за все дела их злые), так и от всех людей всех времен и мест. Будем усердно делать дела Божии и готовиться дать отчет во всех словах и делах, помыслах, намерениях и желаниях. Будем бодрствовать во всякое время, молясь.

Отложить... ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях [Еф.4:22]. Итак, всякая похоть тлитдушу и тело (ветхого человека), коль скоро последовало похотение. Сколь же жалко, нечисто, безумно похотение, причиняющее столько вреда нетленной, бессмертной душе и тленному телу, созданному в нетлении в начале.

16 апреля

Четверг Светлой недели. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно всю Божественную раннюю литургию в Успенской церкви за здравие и спасение Ирины, Дарии и сродников и причаститься животворно Святых Христовых Таин. Благодарю Господа за непреткновенное совершение двух молебнов (последний у Бурачка).

17 апреля

Нечистая, многострастная душа моя! И во сне ты видишь только наслаждение пищей и питьем, переходишь из дома в дом от яств к новым яствам! Увы мне, грешному! А тут и наяву еще сам устраиваю богатый обед в общественном зале! Впрочем, это последнее – долг признательности и дружества! Не осуди меня, Владыко Господи, по грехам моим!

Святые угодники Божии и при жизни имели дар сердцеведения, тем более этот дар они имеют по разрешении душ их от тел, когда они непосредственно соединились с Господом, всё ведущим. Поэтому помни, стоя на молитве и призывая умно или устно Пречистую Богородицу или святых, что их взоры проникают твое сердце, что пред ними обнажена вся душа твоя. Молись же всегда искренно, чисто, усердно, смиренно.

Девять часов утра. Благодарю Тебя, Господи, за превеликое Твое спасение, содеянное во мне ныне за покаяние мое и усердное призывание всесвятого, всеспасительного имени Твоего! Я был в гневе и озлоблении на двух нищих, нередко подходящих с просьбой о милостыне, а дела не делающих и настойчивой просьбой выпрашивающих у меня более, чем сколько я хотел бы дать. Это озлобление крайне меня раздражало и мучило, как змея лютая, и вот Господь избавил меня от злобы моей, даровав мне благость Свою, свет Свой, мир Свой, пространство, дерзновение, свободу. Слава Господу, не оставившему меня ради милости Своей, ради несказанной благости существа Своего.

18 апреля

Суббота. Благодарю Господа, восставившего меня чрез покаяние по раздражении и озлоблении моем на жену и свояченицу и даровавшего мне мир и свободу с дерзновением.

19 апреля

Воскресение. Увы мне! Увы мне! Согрешил я пред Господом с раннего утра жестокосердием к нищим и неохотной, с досадой и гневом подачей им милостыни скудной. Прости мне, Владыко Господи, согрешение мое и благопремени сердце мое, да буду истинно милосерд.

Господи! Свидетелю сердца моего и сокровенных в нем помышлений, чувств, страстей! Не хочу я следовать влечениям самолюбивого, гордого, злого, нетерпеливого, завистливого, сластолюбивого, блудного сердца моего. Не хочу иметь неприязни к первосвятителю Российской Церкви Исидору митрополиту, хотя и силится раздувать и укоренить ее в сердце моем начальник злобы. Прочь дыхание сатанинской злобы! Прочь тлеющая во мне злоба! Если бы он, митрополит, был и враг мой, презирал и ненавидел бы меня – и тогда я должен был бы, по глаголу Господню, любить и глубоко почитать его и усердно молиться за него, да молитвами его и я сподоблюсь благодати Божией и всяких дарований Божиих на пользу души. Господи! Дыханием Духа Святого и духа любви погаси во мне вражию злобу и насади во мне глубоко смирение и незлобие! Буди! Аминь.

Благодарю Господа, даровавшего мне с умилением прочитать тайно каноны Спасителю и Ангелу Хранителю и акафисты Спасителю и Богоматери.

* * *

Воскресение. От продолжительного кашля нездоровилось, нервы внутренние болезненны, раздражительны, нападения врагов невидимых жестоки, быстры, но и избавление Господне после тайной молитвы покаяния поспешало ко мне быстро. На великом входе смущение и совершенное скрадение имен высочайших особ; по освящении Святых Даров Святейший Синод и митрополита выговорил поспешно и первые слова заглушены были пением; во время причащения Святых Даров я не мог победить напавших нещадно врагов невидимых из-за собранных на бедных денег в приходе сверх братских и был смущен, удручен, убит внутренне; заамвонную молитву читал дурно, смутно, без самообладания, пленнически; слово говорил несвободно, отпуст скрал от смущения. Затем новые теснота и скорбь дотоле, пока не потребил Святых Даров, кои доставили мне покой некоторый, но болезненность организма продолжалась. Званый обед прошел хорошо. На панихиде вечером в доме Яковлевой враг запнул меня на отпусте от взгляда на Януарского, который представлялся мне давно гордым. Помолился, и прошла теснота!

Больше всего из-за милостыни меня борет злодей, бьет меня из-за нее, завидует ужасно тем рублям, которые я собираю для них, равно умерщвляет меня злобами своими и мерзостями своими, мгновенно сражая меня, необученного.

Если предполагается проповедь к произнесению, то Велиар ужасно надоедает мне, теснит, смущает, мучит меня.

Смущает меня напоминанием грехов, сделанных мною в юности или потом, с течением времени, или ныне, но я не должен смущаться и теряться, а уповать на милость Божию и говорить: нет человека без греха, и хотя я согрешал и согрешил, но Господу дам ответ за грехи мои, покаюсь Ему, и Он простит меня обычным Своим человеколюбием. Ты же, сатана, злой дух отчаяния и уныния, отойди от меня прочь о имени Господа Иисуса Христа. Ему единому я согрешил, Ему единому и ответ дам, Ему единому покаюсь.

20 апреля

При многолюдном собрании в церкви во время богослужения, когда выходишь пред народ во время великого входа или отпуста говорить моления или отпустительные слова, старайся всегда мысленно овладеть собою и всем церковным собранием, а не падать в духе пред собою и пред народом. Это малодушие и диавольская боязнь.

После утрени. Благодарю Господа, наполнившего душу мою струями благодатными при чтении и пении на утрени и отъявшего мертвенность мою греховную. Благодарю Господа, после утрени в доме у себя избавившего меня от лютой, нечистой, мертвящей проказы скверных помыслов, окалявших душу мою. Я многократно каялся в этой мерзости, и наконец сила благодати одолела силу греха во мне. Господь избавил меня от ядовитой, всепагубной мерзости помышлений. О, как жжет огонь греха – даже до ада преисподнего! Прельщайтесь после этого грехами, сыны человеческие! О, отвращайтесь, отвращайтесь греха всей силой, всем помышлением, всем сердцем – тлетворного греха, разлучающего вас с Богом.

После панихиды у Симеона Алексеевича Сорокина. Благодарю Тебя, Господи, низложившего лукавого низложителя моего чрез духовное мудрование, противоположное мудрованию плоти (я во время панихиды помыслил суетное, как бы переделать свой большой крест наперсный, подобный выдаваемому от Синода, на крест, подобный поднесенному мне в юбилей мой, с драгоценными камнями, и оттого я смутился, омрачился, умер в душе). Я подумал потом: всё в мире суета и тлен: и тела наши тленны, и вещи все тленны, злато и камни драгоценные, – нетленна и бессмертна одна душа, ее добродетель, благочестие, любовь; о ней попечемся, о спасении душ наших, искупленных кровью Христовою, отринув житейские, неуместные попечения, чрез которые окрадывает нас непрестанно злодей и завистник и убийца человеческого рода.

Из-за пресыщения сегодня вечером я подвергся сильному припадку кашля: съел три яйца в двенадцать часов и выпил чаю два стакана, потом в три с половиной часа съел тарелку супу и довольно мяса; от этого меня закрепило, стеснило легкие и образовался сильный кашель. Когда прослабит, тогда кашель проходит.

Благодарю Господа за помощь на вечерней панихиде.

21 апреля

Утро. Благодарю Господа, оросившего палимую страстьми душу мою по молитве покаяния моего, когда я во время утрени приложился несколько раз к престолу благодати, быв в злом негодовании и подозрении на отца Павла и его дочь Екатерину, показавшуюся мне крайне гордою, не желающей отвечать на добрые приветствия мои при встрече, и на моряка офицера, шедшего с нею, также не ответившего и киванием головы на мой привет. Ради Христа, Агнца Божия, я всё это простил и счел себя виновным в самолюбии и гордости и мнительности.

Канон читал с величайшим одушевлением и торжественностью. Благодарю Господа, даровавшего мне помощь совершить непреткновенно молебен у Александра Моисеевича Федорова; благодарю Господа, избавившего меня от смущения, тесноты и скорби после панихиды по рабе Божием Симеоне Алексеевиче Сорокине вечером, когда были пьяные певчие, безобразно певшие, на коих я разгневался и оттого возмутился и уязвился. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать утром совершить непреткновенно панихиду по том же Сорокине; благодарю Господа, избавившего меня от козней лукавых демонов во время поздней литургии в Успенской церкви и [дгаровавшего] непреткновенно выговорить без смущения и боязни диавольской имена царственных особ на великом входе, и Святейший Синод и митрополита с титулом по освящении Святых Даров, и заамвонную молитву и отпуст. Благодарю Господа, избавившего меня от чрезвычайного насилия и смущения злых демонов во время панихиды по рабе Божием Константине Антипенко (лейтенант) по крепкой внутренней молитве покаяния и веры. А злые демоны мучили меня достойно и праведно за жестокосердный отказ нищему, просившему у меня денег на опорки. Бедный этот нищий четыре часа прождал меня (два часа на дожде) против церковного забора; только чрез четыре часа я подал тридцать копеек; а одного нищего, обманувшего меня, пнул ногами под ноги и с гневом и мщением, и одному нищему отказал в его просьбе дать на опорки. О, великие грехи мои и тяжкие! Да памятую их и смиряюсь всегда пред Богом.

После гнева на певчих я дома припадал ко Господу многократно, и Господь помиловал меня сладким, животворным, просторным миром в душе. Из дому пошел в мире на панихиду к Антипенко, но по дороге диавол уловил меня в свою сеть чрез попрошайство нищего и чрез мое нетерпение, скупость и жестокосердие и самолюбие.

Только в Церкви Православной воздаются должные честь и слава Пресвятой Богородице, Матери по плоти Христа Бога, святым Ангелам и угодникам Божиим всякого чина, или лика, тогда как протестантские общества отвергли это почитание Богоматери и святых, их икон святых и их мощей, да и Католическая церковь не воздает правильного почтения Владычице, исказивши догмат о зачатии Ее праведными родителями и изображая неподобно, несвятолепно иконы Ее. Сколько и как много преимуществ в Православной Церкви пред другими неправославными христианскими обществами! Благодари Бога, брат и сестра, что вы принадлежите к Православной Церкви, и старайтесь быть достойными ее чадами.

22 апреля

Грех есть такое обыкновенное и общее всем людям зло, что на него надобно в большинстве случаев смотреть равнодушно, когда он совершается другими, и не раздражаться на согрешающих, ибо раздражение есть также грех и отпадение от любви, заповеданной нам Евангелием, но надобно снисходить к согрешающим и кротко обходиться с ними, жалеть их, молиться за них единому безгрешному и единому, Кто может исправить их, уврачевать их страсти и душевные недуги; но когда мы сами делаем какой-либо грех, то относиться к себе со всей строгостью, без всякого потворства и послабления, ибо тем больше принесем себе пользы, чем строже относиться будем к себе; всякого греховного младенца своего надо разбить о камень Христа чрез покаяние, то есть всякий помысл неправедный надо убивать, чтобы не вырос в пожелание и страсть и греховный навык.

Я очень излишне восхвалил в речи своей прихожан, поднесших мне крест золотой с драгоценными камнями. Но соделай их таковыми, Господи мой, Господи, какими я изобразил их, да прославится в них имя Твое святое.

Помни и не забывай никогда, что слова Евангелия и слова Церкви (молитвы, песнопения, отпусты, каноны, сказания о жизни святых, богословские рассуждения, догматы, разные богомысленные статьи) выше всякой земной мудрости, всякой так называемой интеллигенции, которой величают себя образованные по-мирскому люди, и потому всегда твердо и высоко держи знамя, или слово веры пред всеми светскими, мнящимися быть мудрыми людьми, и крайне избегай ложного стыда или боязни бесовской пред лицом их, да не унизишь, да не оскорбишь слова евангельского и церковного и Самого Христа Бога, глаголющего чрез уста Своих священнослужителей, и Духа Святого, глаголющего в них; хоть бы ты и в чем грешен был, не унывай, ибо согрешаешь единому Богу, а Он многомилостив и снисходителен и долготерпелив ко всем, истинно кающимся; Он есть Агнец, вземляй грехи мира [Ин.1:29] и твои грехи; да и малодушие, уныние, стыд и боязнь говорить от лица Церкви суть новые и тяжкие грехи, а для чего прилагать грехи ко грехам? Надо смиренно каяться в соделанном грехе, а не унывать по диавольскому действию и коварству.

Ратч письмо написать. Послать письма в Питер по делам попечительства.

Поутру никогда не ешь, не пей без крайности (например, в случае голода и слабости), ибо утром организм, подкрепленный сном, и желудок не истощенный не нуждаются в пище и без нужды принятая пища служит только к расслаблению души и тела и удобным орудием диавола для возбуждения в нас страстей и бесчинных движений плоти и духа. Так было со мною сегодня: я разгневался на кладбищенских нетрезвых певчих и жестоко сам ослабел в душе, весь возмущенный противоречием и самооправданием одного из них, обвинявшего вдобавок меня.

Не гневайся на неисправных и согрешающих, чтобы и тебе из-за смущения и сердечной смерти и в согрешивших не воспалить и не сделать большей раны греховной и не вызвать оскорбительного противоречия и пререкания или противодействия.

После всенощной. Слава Тебе, всеблагому и благопременительному Богу нашему, милостиво услышавшему меня в скорби и тесноте моей во время всенощной, когда я связан и умерщвлен был плотоугодием своим (пресыщением), скупостью и жестокосердием, и даровавшему мне с дерзновением петь и читать на клиросе. Чудно и державно обновил меня Господь покаянием моим и чтением и пением на клиросе. По выходе же из церкви, встретив ученика реального училища Януарского, я неприязненно и подозрительно посмотрел на него как на гордого, подобно брату его, и опять умер душой, но немедленным покаянием опять ожил благодатью Христа Бога. Панихиду совершал по Антипенко Константине с крайним борением и некоторые возгласы и отпуст скрал от малодушия и боязни. Но по окончании панихиды покаянием опять ожил, уже дома, по огорчении на нищих и по новом уязвлении и умерщвлении повергнув себя в бездну милосердия и благопременительности Господней; я чудо был самому себе благодатью Божьею, и чудно было для меня милосердие Божие.

23 апреля

Как можно любить плоть, плоть – орудие и жилище греха и страстей и лелеять ее вожделенными яствами и напитками и долгим сном на мягких постелях или услаждать свой слух изнеживающими и расслабляющими душу приятными звуками музыкальных инструментов или светских песен, а обоняние разными приятными благовониями, после коих всякое неприятное обоняние, хоть бы от человека? – беда и отвращение.

Чуждый, злой дух отвращает и отчуждает меня насильно от Бога, от Пречистой Богоматери, от святых Ангелов и святых угодников Божиих, от живущих со мною в этой юдоли греха, плача и смерти близких моих, и всё чрез грех – то чрез лукавство и гордость, или зависть, или хулу и гнушение, или чрез нечистые помыслы и бесчинные движения в сердце и во плоти, то чрез чревоугодие и алчность или корыстолюбие и жестокосердие, то чрез противление и непослушание или презрение, неприязнь, то чрез боязнь и смущение или лицеприятие и лицезрение, то чрез ложный стыд, суетность и тщеславие, то чрез апатию и леность, то чрез предубеждение и злую мнительность и подозрительность, чрез ложные взгляды, то чрез замкнутость сословную. А между тем все мы должны быть одно тело во Христе, одушевляемое одним Духом Божиим, все свои друг другу, все члены, все единокровны и стелесны по купели Крещения, по печати Миропомазания и особенно по причащению Тела и Крови Господней. Зачем же я допускаю злому духу отчуждать себя от Бога, от Богоматери, святых Ангелов, святых человеков, друзей Бога моего, и от ближних моих, кто бы они ни были? Я должен присвоиться им искреннейшим образом. Господи! Излиявый за всех нас кровь Свою, умерый и воскресый и вознесыйся на небеса и Духа Святого ниспославый на землю, присвояющего всех верующих Богу и друг другу, благоволи даровать нам сего Духа Зиждителя и Спасителя и Присвоителя и отжени от нас всех духов чуждых, лукавых, злых, да будем все Твоим достоянием, а не достоянием и брашном чуждаго. Аминь. 23 апреля. Восемь часов утра без двадцати минут.

Прежде всего и более всего надо горячо молиться за Святейший Правительствующий Синод, да право правит слово истины Христовой (но отнюдь не осуждать это высшее (духовное) церковное судилище), и за местных епископов, пастырей душ, а потом за государя и его дом, да умудрит и наставит его проходить сие высокое служение непреткновенно, ко благу народа и к славе Божией. Между тем демоны смущают и отчуждают сердца от высоких властей, и мало есть таких, кто искренно молится за них: у многих, многих какое-то тайное недоброжелательство и зависть. А не знают они, сколько забот и труда у властей, даже если они и неискренно преданы своему делу, одного механического ежедневного труда. А ведь они слабые человеки, как и мы.

Плоть моя, гнездо греха и страстей нечистых, должна быть распята и умерщвлена с ними или добровольно, или насильственно от других по воле Божией, да положится конец торжеству греха в нас и всяких житейских сует и страстей, греховных навыков, наклонностей, поползновений, да будет человек как хлеб сладкий Пресвятой Троице, чуждый горечи греха. Так Господь принял к Себе мучениями мучеников, постами и молитвами преподобных и всякими подвигами разных святых.

* * *

После обедни и после классов в гимназии. Спасение, совершенное сегодня многократно Господом Иисусом Христом по молитве веры и усердного покаяния, есть чудо чудес по крайней остроте, силе, тесноте и смертоносности искушений от духов злобы и по тем спасительным, вожделенным последствиям в душе, которые производил во мне Господь Своею благодатью. Особенно величественно спас меня Господь пред началом самой литургии пред входным молитвенным образом в алтаре и во время самого входного чтения молитв, потом после великого входа, на коем оборвался сердцем и устами от смущения, а пред этим был весьма покоен.

Обедню служил победоносно по благодати Божией, причастился животворно, заамвонную читал торжественно, победоносно, непреткновенно, отпуст сказал неблазненно, смело, бодро. Отпевание совершил непреткновенно, только в самом начале диавол стал было искушать гордостью диакона Владимира, но победил я благодатью.

* * *

Вечер. Семь часов. Благодарю Господа, сейчас избавившего меня от смертоносной неприязни к учительнице в попечительской школе Анне Владимир, за то, что она при моем приветствии не встала со скамейки, молодая девица. Я покаялся от сердца Господу наедине в приемном лекарском покое, долго каялся, и Господь принял всесердечное покаяние и моление о любви, николиже отпадающей, вся терпящей, вся покрывающей, долготерпящей, не раздражающейся, не мыслящей зла.

Господь Иисус Христос есть надежда наша среди отчаяния нашего и малодушия нашего, ободрение наше в страхах наших, жизнь наша среди зияющей смерти нашей, очищение наше в сквернах наших, спасение наше от грехов наших, помощь наша в нуждах наших, сила в бессилии нашем, утешение в печалях наших, высота наша в уничижении нашем, честь наша, отъемлющая срамоту грехов наших, благолепие наше, отъемлющее безобразие наше греховное, любовь наша, разрушающая неприязни наши, свет наш среди мраков наших, живая и могучая связь наша, соединяющая розни наши, греховные разъединения и разногласия наши, восстановление наше в падениях наших, сладость наша истинная, огревающая мечтательную и гибельную сладость страстей наших, нетление среди тления нашего, крепкий щит от бесчисленных стрел невидимых врагов наших, всеблагая сила промыслительная, исполняющая все благие хотения наши, бесконечная любовь, покрывающая все немощи наши, премудрость наша среди малоумия нашего, чистительная лопата, потребляющая гумно сердец наших на всякий день, – Он всё благое для нас. Аминь.

Вам понятны слова: люби ближнего, как себя, – чего себе желаешь, того и другому желай, а чего себе не хочешь, того и другому не желай [Мф.7:12; Лк.6:31]; понятные слова: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же [Лк.3:11]? Сказано: неимущему, а не указано, почему именно неимущему. Разбирать строго запрещено. Далее: вы чувствуете над собою непрестанную милость Божию, туне50 вас милующую и ущедряющую всем? Чувствуете, что вы грешник и что вы крайнюю нужду имеете в милости Божией, как повинный правосудию Божию за бесчисленные уклонения от правды Божией, от святого закона Его, – и не чувствуете ли вы потребности сердца примириться с Богом? Это средство есть милостыня. Милостивые помиловани будут [Мф.5:7]... Не чувствует ли сердце ваше потребности в милосердии и не ощущаете ли вы высокого удовольствия от милосердия? Итак, милуйте бедных, а не презирайте их и не разбирайте строго, отчего они бедны. Поверьте, не все они тунеядцы. О, сколь много причин бедности! И прежде всего само общество виновато в их бедности: зачем оно не войдет в их положение, не даст им работу постоянную?

24 апреля

Премного и тяжко я согрешил пред Богом, Богоматерью, пред святыми Ангелами, святыми угодниками и всеми людьми диавольской гордостью, диавольским противлением и непокорством, озлоблением и завистью в сердце моем, прочитав начальственное распоряжение отца настоятеля Павла касательно прочтения послания Святейшего Синода в церкви.

Собственно к настоятелю относились мои дурные чувства и страсти, но косвенно и к Святейшему Синоду, и за эти грехи я жестоко пострадал в душе от самого же сатаны, и только глубокое покаяние и вера в милосердие Господне избавила меня от лютых страстей сих, терзавших меня; после того я вышел венчать свадьбу, и хотя еще несколько продолжалось мучительство страстей и я продолжал ежиться и вздрагивать от них, но скоро благодатью Христовою совершенно одолел врагов и венчал свадьбу легко, мирно, свободно, с достоинством, с чувством и торжественностью, ни разу не преткнувшись по действу диавольскому.

В Ветхом Завете изображали страдания и смерть Агнца Божия Иисуса Христа за грехи мира бессловесные животные потому, что без умерщвления ветхого человека, тлеющего в похотях прелести, невозможно ожить новому человеку, созданному по Богу, в правде и святости [Еф.4:22–24], и потому, что только страдания и смерть Безгрешного и Всеправедного избавляют нас от праведного наказания и вечной смерти за грехи наши. О, сколь праведна правда Божия, сколь она свята, бесконечно свята! Какое удовлетворение бесконечное потребовалось д ля нее в истощении, в страданиях и смерти Сына Единородного! Как мы должны гнушаться грехом, как бояться его!

Доколе во мне будет это недовольство настоятелем, это тайное, а иногда и явное огорчение на него за несочувствие мне в делах благочестия, что он за всё усердие мое не скажет никогда ни одного доброго слова, точно он совершенно мертв для благочестия и веры и только формально исполняет всё богослужение? Не самолюбие ли мое, не честолюбие ли и тщеславие и гордость действуют во мне, что я ищу славы от человека, ближайшего моего начальника? Не должен ли я довольствоваться свидетельством совести своей, которая есть глас Божий во мне, и тем миром, дерзновением, той радостью и сладостью, коими я бываю исполнен при сердечном служении Богу, и особенно свидетельством верных человеков, преизлиха51 любящих меня за благочестие и богослужение и за проповедание слова Божия? Моя слава добрая протекла не только в Кронштадте, но и за пределы его далеко. О, поистине человек грешник, человек, подверженный страстям, сам себя жестоко наказывает внутренним своим мучением, порождаемым страстями своими. Человек смиренный, простосердечный, незлобивый всеми и всем доволен и благодарит за всё Бога: и за благополучие и неблагополучие, за радость и горе, за пространство сердца и за тесноту, за славу и бесчестие, за трудности и льготы.

Сердцем человекоугодника владеют демоны. Это я вижу на опыте. Господи! Прости мне диавольское недовольство моим настоятелем! А доволен ли он мною? Имеет ли причины быть довольным? Как я относился и отношусь к нему в душе моей? С любовью ли и смирением, с искренностью ли и кротостью, благопослушлив ли с преданностью? Не холодно ли, не гордо ли, не с предубеждением ли не в пользу его, не с затаенной ли злобой, завистью, непокорностью, презорливостью, недоброжелательств ом и иногда тайным зложелан и ем, чтобы он удалился отсюда, как неблагопотребный, несловесный, косноязычный, немилосердый, скупой, сребролюбивый, необщительный? Зачем же я, не любя его, ненавидя его, хочу сам быть от него уваженным? Зачем, строго судя его, не сужу больше себя и не считаю себя виновным в его ко мне пренебржении? Врачу, изцелися сам [Лк.4:23]. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?.. Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего [Мф.7:3,5].

Человек! Причина неуважения к тебе других в тебе заключается, а не в людях. Уважай искренно других, и тебя будут уважать. Не огорчайся же и не досадуй.

Воистину Ты бездна милосердия, Господи, ибо сейчас Ты избавил меня за сердечное к Тебе воззрение с покаянием от лютой смерти душевной за чревоугодие и пресыщение, наказуемой лютыми искушениями злых демонов.

Питье молока с зельтерской водой и ядение ватрушки вечером с питьем вина и сладким чаем со сливками имели для меня, для души моей самые горькие последствия, самые острые искушения, от коих я с величайшим трудом избавился покаянием и молитвою веры. Безнаказанно не обходится для меня нарушение поста. Итак, всегдашний пост, всегдашнее воздержание да соблюдаю.

26 апреля

Воскресение. Даруй мне, Господи, чистосердечный взор, да чисто взираю на все творения Твои, созданные чисто, добро зело [Быт.1:31] пречистым словом Твоим и руками Твоими, ибо растленный, нечистый, лукавый взор имею нередко на создания Твои.

Тебя чествуют многие, многие великою честью, но не изнеживайся этими почестями, будь готов встретить со стороны многих и холодность с невниманием, равнодушием, непочтительность и иногда даже незаслуженное бесчестие и укоризны – может быть, за то, что сам иногда наносишь другим бесчестия и укоризны тайно или явно. Блаженны вы, когда будут поносить вас... злословить за Меня [Мф.5:11].

Вечер. Благодарю Господа, совершившего силу Свою в немощах моих во время литургии как в самом начале литургии в избавлении от скорби, тоски и тесноты, так особенно после великого входа, на котором, при всем желании выговорить искренно и спокойно, непреткновенно имена высочайших особ, я не выговорил от смущения, боязни и умерщвления сердца от злых демонов. Причастился животворно, огнепально; заамвонную прочитал всю с дерзновением, отпуст сказал весь всецело. Весь день чувствовал себя хорошо, легко, обновление; крестил у Толбухина с дерзновением и торжественностью.

27 апреля

Возсияй ми день безгрешен, Христе Боже...52 Это величайшее счастье и блаженство разумно-нравственного существа – человека провести день без греха, свято; это цель всей его жизни.

Введи в Царство Твое вечное53. Существу вечному – душе человеческой свойственно и должно каждую минуту помышлять о вечности, чтобы не бесплодно, не бесполезно провести время, данное для приготовления к вечности.

Всякий христианин должен помнить всегда и непрестанно, что Бог есть святейшее и простейшее54 существо, то есть Святейший Дух, для Которого невозможен грех, это порождение падшего духа, сатаны, бывшего Ангелом света, Дух совершеннейший, Коему чуждо какое-либо несовершенство или недостаток, вседовольный, всеблаженный, присносущный, всеблагой, всеведущий, премудрый, вездесущий. По образу Своей простоты и святости Он создал человека, который, пав по обольщению от сатаны и быв искуплен от греха, проклятия и смерти Сыном Божиим, должен с помощью Его благодати достигать совершенства святыни на всякий день и час и не дремать, не спать, не лениться, но трудиться, бодрствовать, молиться и творить дела благие, удаляясь злых.

После совершения литургии и причащения Святых Таин я бываю покоен, мягок, здоров, благопослушен; обновляется, яко орля, юность моя [Пс.102:5]. Слава Господу о сем. Господи, помяни всех по именам, заповедавших мне недостойному молиться о них, и посети всех их милостью Твоею по потребе каждого, подавая им благая Твоя.

28 апреля

Вторник. Благодарю Тебя, Господи, за чудеса милости Твоей ко мне недостойному, вчера и сегодня явленные во мне во время утрени и ранней литургии (вчера в соборе, сегодня в Успенской церкви), как я был по наваждению демонов уязвлен, смущен, утеснен, удручен, умерщвлен – и как исцелел душой, умиротворился, расширился в сердце, облегчился, оживотворился, водерзновился. Литургию служил непреткновенно, с великими слезами умиления, дарованными милостью Божией; причастился огня животворящего, каковым были для меня Святые Тайны.

Грех мой во время утрени состоял в отпадении от духа любви к настоятелю служившему и в неприязни к нему, в которой я искренно покаялся и помилован от Господа.

Исповедую великую на мне милость Божию, явленную в гимназии в шинельной комнате (швейцарской) за покаяние мое в жестокосердии и отказе в милостыне некоторым нищим с огорчением и убеганием от них. Благость Его превзошла попреизлиху злобу мою, щедроты Его – скупость мою.

Исповедую пред Господом грех мой, содеянный в час сей (в исходе шестой час вечера) с нищими, коим я подавал деньги; некоторые из них подошли в другой раз, и я, рассердившись, поносил их, а одного схватил за волосы и потаскал за них, но сам в душе тяжко уязвился, ибо прогневал Всеблагого, Всещедрого в нищих людях, в лице коих Он Сам благоволит принимать как милостыню, так и поношения и укорения и злобу нашу, гордость и скупость нашу, жестокосердие наше: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне [Мф.25:40].

Сейчас опять получил великую милость Божию – прощение моей жестокости, скупости, ярости и злобы к нищему, потому что раскаялся и умолил всеблагого Господа, Который и пременил гнев на милость, скорбь и тесноту на радость и пространство, смерть на жизнь, малодушие на дерзновение.

30 апреля

Благодарю Господа за чрезвычайные Его дарования моей бедности и нищете духовной: вчера и сегодня Господь явил во мне чрезвычайные благодатные силы при пении и чтении утрени и при совершении литургии; я совершил мирно, победоносно, непреткновенно, искренно всю Божественную службу, особенно литургию, торжественно провозгласив имена высочайших особ на великом входе, и Святейший Синод, и митрополита по освящении Святых Даров, чего прежде не мог сделать по козням вражьим; также заамвонную молитву и отпусты на литургии и панихиде сказал полно, свободно, искренно, с самообладанием. Множество спасения явил мне Господь вчера и сегодня на утрене и обедне.

Сегодня утром в девять с половиной часов диавол усиливался облиять меня мерзостями своими пред молебном и во время оного в Медвежьей улице, в квартире торговца Степана Алексеева Лошкина; это вследствие вчерашнего невоздержания моего и нарушения поста на свадебном пиру Алексея Федоровича Ушакова в Коммерческом собрании (в среду вечером ел скоромный ужин и пил немало вина). Едва я избавился внутренней молитвой от мерзостей бесовских. О, как гнездятся во мне глубоко страсти различные: самолюбие, плотоугодие, чревоугодие, человекоугодие, сладострастие, непотребство, гордость, честолюбие, злоба, зависть, недоброжелательство, зложелательство, злая подозрительность, лукавство, блуд, пьянство, леность, непослушание, своенравие, упрямство и иные тьмочисленные страсти! Много нужно нравственного труда, чтобы очистить себя благодатью Божьею от всякой скверны плоти и духа!

Если ты в большой чести у единомысленных с тобою и знающих тебя коротко и ты привык видеть от них обычные выражения уважения и любви, то смотри тщательно за собою, чтобы не испортиться тебе от воздаваемого тебе уважения и не смутиться и не озлобиться на тех, которые, или не зная, или мало зная тебя, или не имея к тебе почему-либо уважения и расположения, неискренно, или неуважительно, или даже недоброжелательно, враждебно относятся к тебе. Будь глубоко и неизменно, постоянно незлобив благодатью Божьею и люби искренно и не любящих тебя и не уважающих тебя, считая себя достойным нелюбви и неуважения их за твои слабости и недостатки и страсти, искренно желая и моля у Бога всякого добра им; от выражения же неуважения и холодности к ним крайне воздерживайся, ибо злом зло не исправляется, а добром. Побеждай благим злое [Рим.12:21].

* * *

Двенадцатый час ночи. Господи! Благодарю Тебя за державное избавление меня в здании попечительства в приемной для больных от вражия пленения моего неприязнью к учительнице за ее кажущуюся непочтительность ко мне, когда я, входя в собрание, приветствовал ее. Твоя благость бесконечная, Господи, препобедила мою злобу и избавила меня от нее и от смертоносных ее последствий.

Не можете служить Богу и маммоне [Мф.6:24], – это особенно ощутительно доказывает время молитвы нашей: если сердце наше пристрастно к плоти и миру, то молитва наша часто разбивается, как бы судно о подводные камни, и душа не может прийти до времени в спокойное состояние и мирно беседовать с Богом, пока не победим своих пристрастий земных.

* * *

45

В переводе П. Юнгерова: Сильна спасающая десница Твоя (Пс.19:7).

46

Дручити (церк.-слав.) – угнетать, удручать, томить.

47

Предний (церк.-слав.) – первый, находящийся впереди; предняя – будущее.

48

Молитва преподобного Ефрема Сирина.

49

Рудые (устар.) – т.е. рыже-бурые, зарудиться – побуреть.

50

Туне (церк.-слав.) – даром; напрасно.

51

Преизлиха (церк.-слав.) – сильно, очень.

52

Молитва преподобного Макария Великого «От сна востав...» из последования утренних молитв.

53

Молитва преподобного Макария Великого «К Тебе, Владыко Человеколюбче...» из последования утренних молитв.

54

Простый (церк.-слав.) – целый, неделимый на части; открытый, прямой, чистый, искренний.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 23: 1880-1882. - 2018. - 647, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle