Источник

Декабрь 1880 г.

1 декабря

Понедельник. Благодарю Господа, помиловавшего меня сейчас за покаяние и веру мою помилованием величайшим, благостнейшим, животворящим: вот я успокоился, сердце мое ожило, расширилось, утвердилось, возвеселилось, почуяло величайшую легкость после удушливой тяжести греховной, скорби, тесноты, тоски, смятения. О мой Сладчайший Иисусе! О живот мой премирный, прелегкий, прерадостный, Иисусе! Слава, слава, слава Тебе!

Вчера в воскресение и в день святого славного и всехвального апостола Андрея Первозванного враги бесплотные сильно уязвляли и расслабляли мое сердце и затрудняли мое служение, мое говорение молитв и отпустов. Я призывал в покаянии Господа на помощь – и сподоблялся Его милости, Его животворных, благодатных струй, уничтожавших мертвые струи диавольские. Во время ранней обедни, именно во время ектении заупокойной, при изъятии частиц из просфор мне едва не сделалось дурно, едва я не упал от слабости и от духоты по причине множества народа и велел открыть вскоре форточку и люк на хорах – после этого мне стало легче. Причастился животворно; В первых помяни, Господи... Святейший Синод и митрополита N... не мог выговорить... молчание... закончил только словами: ихже даруй... Проповедь говорил с одушевлением... Другую за поздней обедней тоже с одушевлением по молитве моей ко Господу. Благодарю Господа.

Семь часов вечера. Еще считаю священным долгом воздать всесердечное благодарение Господу за помилование меня окаянного, прегрешившего опять жестокосердием и жестокостью: раз против женщины (идиотки некоторого рода) Феоктисты за недовольство ее рублем, который я дал ей по ее просьбе, и против мальчика, претендовавшего на большую милостыню, коего я выдрал больно за волосы. Крайне убил меня этот грех, я места не находил, и я каялся, ходя и в домах у Кузнецова, у Мирановича и Дмитрия Николаевича... Тут Господь помиловал меня, отпустил меня с миром, который был мною утрачен чрез мою злобу и жестокосердие. Мы смотрим часто на ближних только как на плоть и кровь, а не как на образ Божий и членов, братьев Христовых, сонаследников Его и оттого нередко презираем их, сердимся, браним их, злословим или ненавидим их, завидуем, скупимся или касательно их имеем нечистые мысли!

Ал. Васильевич Мурашов заставил два дня работать нищего и дал всего 25 копеек, а в именины обед готовит для гостей в 300–400 рублей серебром.

2 декабря

Святого пророка Аввакума. Величайшее спасение сотворил со мною Господь во время утрени за покаяние мое в жестокосердии относительно нищих, ожидавших меня, которых я прошел мимо без внимания, за что я подвергся крайне острому и продолжительному уязвлению, и от сего уязвления, от огня, скорби и тесноты избавил меня Господь.

Скачу и топаю ногою в радости, что диавол совершенно побежден Господом Спасителем нашим Иисусом Христом, Его благодатью в лице Богоматери и затем в святых угодниках: в апостолах, мучениках, иерархах, преподобных и всех святых. Благодатью Господа уповаем и мы избавиться от греха и от коварства всесветного начальника злобы и лукавства и всякого греха, что и да будет. Аминь.

От Павла П. Синебрюхова прислано двести рублей

попечительству.

3 декабря

Молитва Господня кратка, но так высока и содержательна, так богата мыслями, что ее надо всегда читать тайно или вслух с величайшим вниманием, неспешно, спокойно, с размышлением и чувством, в ясном сознании присутствия Божия, и тогда она принесет нам много, много плода, много дарований духовных и телесных. Ведь Сам Богочеловек в ней с нами молится Отцу Небесному.

Блазнь3, боязнь и прелесть4 диавольская день и ночь беспокоят, смущают и прельщают окаянную, страстную (осквернившуюся страстями житейскими) душу мою и поревают5 меня ко греху, но Ты Сам, Господи, заступи и спаси душу мою.

Я раб Божий, недостойный называться рабом Божиим, потому что ни един час не сотворил воли Божией по нерадению и страстности своей.

* * *

После утрени. Благодарю Господа за милость Его превеликую, спасительную, явленную мне во время утрени при сердечном покаянии моем в жестокосердии к нищим, что я неохотно, без смирения, с гордостью и досадой подал им милостыню, за что и наказан был скорбью и теснотой, от коих избавился за покаяние и припадание с верою к престолу Божию. Жизнь вместо смерти даровал мне Господь, мир вместо смятения. Но вот после утрени, идучи домой, я подал тридцать копеек тринадцати нищим и, встретив еще нищих, убежал от них домой и не подал, чая подать в урочное время – в три часа пополудни. Согрешил я и в сем, Господи! Помилуй мя, малодушие мое, скупость мою прости.

Вечер, десять часов. Благодарю Господа, трижды избавившего меня во время всенощной у Неустроевых от мертвящей страсти озлобления: сначала на племянника Ивана Фиделина, еще в квартире моей, за то, что не слышно было его речи, когда говорил со мною; во-вторых, на дьячка Михаила Алексеевича за то, что не то пел, что я указал; в-третьих, от диавольской боязни и смущения пред говорением и во время говорения отпуста, который говорил про себя, торопясь и скрадывая слова, отчего получил сердечную язву и духовную смерть в третий раз, во время служения у Неустроевых, – молитвой веры и покаяния после службы тут же получил избавление и исцеление от Господа. Во время службы была у меня в сердце тайная неприязнь к молодой жене Платона Алекс. Неустроева – не знаю и сам хорошенько за что: больше за то, что удаляется от церкви, от меня (самолюбие мое), что не позвали на свадьбу (что мне там делать?): у самолюбия много предлогов к неприязни, но любовь всё покрывает. Потому и не выговорил я отпуста, что предполагал молодую Екатерину Васильевну стоящей предо мною при отпусте. Сколько вражиих козней, но от всех них державно избавил меня Господь. Сколько прелести, блазни вражией во всем: видим образ – блазнит, видим человека – блазнит, видим нищего – блазнит, видим девицу – блазнит, мужчину – блазнит.

Доколе буду безобразен и нелепотен6 душой моей? Доколе страсти? Доколе самолюбие, плотоугодие, сладострастие, сребролюбие, ниспровергающее братолюбие, доколе жестокосердие? Доколе невоздержание и алчность? Доколе немилосердие и скупость? Доколе презорство7 и строптивость к нищим, нашим благодетелям? Доколе суетность, тщеславие, честолюбие? Доколе обидчивость, озлобление, неприязнь, лицезрение, лицеприятие? Доколе рвение8, зависть, [братоненавидение]? Доколе нетерпение, леность, нерадение о главнейшем деле – о угождении Богу и спасении души? Доколе гнев, суровость? Доколе подозрительность лукавая?

Зачем я рабски следую своему аппетиту, как горький язычник, и ем-пью до пресыщения? Есть ли тут толк? Где моя вера? Где приготовление к смерти и воскресению из мертвых? Как сынов воскресения, Святая Церковь уготовляет нас частыми постами и воздержанием в чистые сосуды Святого Духа, достойные блаженного воскресения. Но кто постится как должно? Самые посты у нас только видоизменяют наше чревоугодие и пресыщение: мы пресыщаемся и постной пищей (я особенно).

Враги бесплотные непрестанно научают нас суете и страстям: и во сне подстрекают меня к чревоугодию и сребролюбию и любви к книгам для самых книг, а не для Бога и научения добродетели. О, окаянство мое! О, суетность, страстность моя! Доколе не изберу единого на потребу?

На панихиде в доме Никифоровой по брате Вукола Савелие Господь скоро и благостно помог мне, избавив меня от мертвящих козней диавола и даровав мир и силу непреткновенно совершить панихиду! За минуту смерть, и после нее – жизнь! О, сладкая жизнь моя, Иисусе! О, вечная жизнь моя, Иисусе!

5 декабря

Благодарю Господа, даровавшего мне во время утрени двукратно великую милость – избавление и спасение от грехов моих: пресыщения, жестокосердия, скорби и тесноты – и обновившего меня совершенным, чудным обновлением, с коим я и пел и читал канон Богоматери и преподобному Савве и стихиры. Второе избавление было во время чтения и пения канона от диавольской подозрительности настоятеля в гордости и злобе на меня и от тайной неприязни моей к нему, умерщвлявшей душу мою. Вот и сейчас, дома Господь спас меня по молитве моей покаянной тоже от жестокосердия к нищим, коим не подал потому, что по несколько раз с меня хотят получить милостыню.

Преподобный Савва Освященный – великий духовный богач и купец, обогатившийся Божеством и многих обогативший этим вечным, нетленным, неотъемлемым богатством. А мы богаты грехами всякими и бедны Богом. Бедные кронштадтские – мерило любви к Богу и ближним. Господь судит каждого из нас чрез них, испытывая нашу веру, нашу надежду на Бога и на воскресение и бессмертие, наше сердце, наше сострадание, нашу благодарность, нашу покорность Евангелию. На Суде они будут нашими судиями.

Десять с половиной часов утра. Благодарю Господа, державно, благостно избавившего меня от мертвящей, мучительной тесноты, удручавшей душу мою и тело мое вследствие нечистого, лукавого воззрения на [...], пришедшую на вынос Вуколова брата Савелия в доме Никифорова. Не скоро я избавился от этого душетленного яда бесовского, но долгим и глубоким покаянием тайным, идя дорогою при провожании тела усопшего. Прошедши Гостиный Двор, я избавился от тесноты и скорби, присовокупив к молитве и призыванию имени Христова и действие руки на бока и чрево, которое вчера было обращено на пищу и питье, за что и усилился надо мною особенно лукавый и нечистый.

Десять часов вечера. Благодарю Господа, пременившего смерть души моей на жизнь, смятение на мир, тесноту на пространство, когда я, огорченный дома неудачами (по зажиганию светильника в лампадке) и раздраженный на самого себя, был в мрачном расположении духа. Я шел в церковь Успения Богоматери и каялся, прося милости. И Господь оживил меня, мертвеца: я воспрянул и ободрился.

Во время всенощной многократно Господь оживотворял и обновлял меня, умерщвленного кознями диавольскими, особенно пред чтением Евангелия и после того, также после большого отпуста на утрени. Крайне острое искушение от демонов испытал я на молебне после всенощной, от которого избавился только усиленной покаянной молитвой и устоял. Зато после этих искушений я вышел окрепшим духовно и после того служил молебны в домах (в почтамте и у купчихи Андреевой) с величайшим дерзновением, с величайшей искренностью, легкостью, непреткновенно, мирно, радостно, твердо. Славлю Господа, благодеющего мне и побеждающего козни вражии во мне и врачующего страсти мои. Ты, Господи, борец мой крепкий!

7 декабря

Утро. Вчерашний день, 6 декабря, был для меня днем величайших милостей Господних, днем избавления, очищения, освящения, утешения, обновления, помощи, укрепления, умиротворения, ободрения, радости и торжества в Господе. Сколько помощи и водерзновения на молебнах у Толбухина и Титкова, за городом у Александра Яковлевича и на Цитадельной пристани: здесь бесноватая крайне неистово кричала, металась и рвалась от чувства (в нашей немощи) силы Божией, и когда я положил на нее руки, она мало-помалу успокоилась и пришла в себя.

* * *

После ранней обедни, десять и три четверти часа. Благодарю Господа, сию минуту избавившего, уврачевавшего душу мою от величайшей скорби и тесноты, постигших меня за жестокосердие и скупость к нищим, коим я подал меньше, чем они просили (некоторые), и, несмотря на неоднократные просьбы, не подал им того, чего они хотели. Долго я ходил с теснотою мертвящею в душе, доколе со слезами не покаялся в своем жестокосердии, и вот Господь даровал сердцу моему здравие, мир и пространство.

Благодарю Господа, державно избавившего меня от мертвящей скорби и тесноты во время утрени после того, как я разгневался на алтарного сторожа Прокопия за неприсутствие в алтаре в потребное время и впал в сильное смущение, тесноту и боязнь, а потом искренно покаялся с верою и упованием на Божие милосердие. Потом Господь избавил меня от нового смущения и тесноты, постигших меня за смущение и малодушие и невыговорение молитвы Христе, Свете истинный. Еще Господь дивно, всемощно спас меня от величайшего смущения и уязвления диавольского во время молебна преподобному Нилу Столбенскому, который не хотелось мне служить, на котором очень теснился народ около меня и на коем во время молебна я лукаво подумал, что, пожалуй, иной [вынет] деньги из кармана, что меня смутило. По молитве покаяния Господь простил меня, даровав мне мир, и я легко, помазанно, с живым чувством читал молитву водосвятную. Я говорил за обедней слово о житнице богача.

* * *

Вечер. Благодарю Господа, избавившего меня от томления диавольского, долго продолжившегося по поводу неприязни к отцу настоятелю за его нерадение о проповеди и произношении слова Божия и за получение им больших доходов при крайне малых трудах (зависть). Эти неприязнь и зависть жестоко смущали и смертельно уязвляли и теснили меня начиная с двенадцати часов до часу – в пути на молебен в Высокую улицу, во время молебна и после него, когда я шел пешком домой с горы, и наконец я был прощен Господом за усиленное покаяние в Розовой улице, против дома Егорова, и спокойно и легко мне стало. Во время вечерни повторилась подобная же история со мною, и по молитве покаяния я получил от Господа мир и свободу и пел стихиры чистым голосом от чистого сердца, звучно и приятно.

Славлю чудный Промысл Господа о нищих и неиссякаемые щедроты Его к ним чрез меня: то и дело я получаю приношения от разных лиц; лишь только станут приходить к концу деньги на бедных, как я получаю вдвое. Слава Тебе, Господи! Хотя крайне много нищих, но велики и щедроты Твои, Господи!

Поздний вечер. Благодарю Господа, еще избавившего меня от тесноты, мертвящей душу, постигшей меня праведно за упорную неподачу милостыни нищим, неотступно гонявшимся за мною всюду. Сказал им: нет мелких или нет теперь – и пошел своей дорогой. В квартире К. М. Моргасова я избавился от тесноты. Обвиняю себя в неисполнении главизны закона – любви.

Как только надобно приступать к служению литургии, так бесплотные враги начинают производить в душе убийственный, оглушительный диссонанс страстей, теснить, палить, омрачать, срамлять, расслаблять, мертвить бедную душу, всю тину греховную со дна сердечного подымут, доколе покаянием и верою глубокою не испросишь у Господа прощения, помилования, заступления и спасения. Ни одной литургии я не служил без крайне упорной борьбы с собою, с живущими во мне страстями и с демонами, нещадно нападавшими на меня то чрез неприязнь и озлобление, то чрез сладострастие плоти, то чрез сребролюбие, то чрез боязнь и ложный стыд.

8 декабря

Вечер. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить непреткновенно утреню и литургию раннюю и причаститься животворно Святых Таин. Благодарю Господа, избавившего меня от тесноты жестокосердия к нищим (в гимназии) и вечером пред крестинами в квартире Кулагина. Благодарю Господа, избавившего меня по усердной молитве покаяния от сладострастного поползновения. О, растление!

Несмысленные, неблагодарные, страстные, самолюбивые и сластолюбивые, зачем мы прельщаемся минутной сладостию страстей плотских, а чрез минуту – горьких, ядовитых, душетленных, оскверняющих и растлевающих душу и тело и от Бога, живота вечного, разлучающих? Зачем окаляем сластьми плотскими душу, по образу и подобию созданную, дщерь и невесту Христову и Духа Святого, которой обетовано нетленное, вечное наследие, наслаждение бесконечных благ, бесконечная сладость вечного блаженства? Глупые и несмысленные по пристрастию к своей греховной плоти! – образумимся и будем со страхом и трепетом содевать свое спасение [Флп.2:12], идя тесным путем умерщвления плоти со страстями и похотями [Гал.5:24]! Как мы не ценим святыни и правды, по которым человек создан?

Ты посягал на святость и нежность чувств девственного сердца, которые Бог вложил в него для того, чтобы девица могла, вышедши замуж, любить нежно и беречь свое дитя и передать ему чистоту и святость своих чувств и научить его любить и бояться Бога, или для того, чтобы она, пребывая девой, могла всем сердцем, со всей врожденной ей нежной, пламенной любовью возлюбить Господа, Творца твари и Спасителя своего. Ты посягал на храм Божий нерукотворенный, святой и на мысленный жертвенник девственного ее сердца, на котором курилась жертва чистой любви к Богу.

9 декабря

Благодарю Господа, многократно избавившего меня от скорбей, теснот и страстей моих во время утрени и ранней обедни (во время утрени резкая неприязнь в сердце и презорство к настоятелю за стоическую холодность при служении и за разные его страсти, хотя я и сам очень страстный человек). За покаяние нелицемерное и сердечное сокрушение Господь избавил меня от этой напасти. Обедню служил довольно хорошо, причастился животворно, обновительно! Какой животворящий огнь почувствовал я по причащении Святых Таин после огня вражьего, палящего, мучительного! Как я был блажен! Но по выходе из церкви скоро утратил я это достоинство чрез свое жестокосердие и скупость к нищим! И только долгой, усиленной молитвой покаяния избавился от адской тесноты милостью Божьею! Слава Богу!

Пресвятая Владычице Богородице! Из Тебе всеблагословенный Бог одеяся во всего мя человека и Тебе одея во всего Себе, вечно воспочив в Тебе Своим Божеством и безмерным обожением Тебе обожи! Слава Тебе, Божией Матери, неслитно и нераздельно соединившейся на бесконечные веки с Божеством и исполненной бесконечной святыни, правды, премудрости, ведения.

10 декабря

Благодарю всещедрого Господа, преизобильно меня ущедрившего благодатью Своею в день сей, даровав мне мирно, непреткновенно совершить литургию раннюю и причаститься всеживотворящих Таин Его в чудное всеоживление моей мертвенности и в обогащение предивное моего убожества. Се, во благодати Божией скачу и играю и хвалю Бога моего, Господа Иисуса Христа, купно со Отцем и Духом Святым.

* * *

Величайшее спасение от величайшего, смертельного уязвления диавольского явил во мне Господь в одиннадцать часов утра (от нищих бежал, гуляя). Также великое и славное спасение явил во мне Господь многомилостивый, когда я шел к вдове Ольге Афанасьевой Карповой и раздражился на нищих за попрошайство после подачи мною им милостыни и сильно кричал на них за назойливость. От этого я получил в душе смертельную язву, от которой Господь исцелил меня за глубокое покаяние (я шел по Господской улице из Сайданской, поворотил к Успенской церкви по Цитадельной и пошел по Соборной до дома Третьяковой; у самого дома сего и помиловал меня Господь). Потом по выходе от Карповой я направился домой по Соборной, потом по Господской, по Цитадельной, по Посадской к югу, потом по Нарвской, по Александровской, по Андреевской, где встретил нищих и опять гневно говорил с ними, одного назвал арестантом и за это опять получил язву в душе, от которой Господь уврачевал меня вскоре, даровав мне слезное покаяние. Славлю Господа, дарующего мне покаяние в жизнь. Девятого числа спасен я Богом во втором классе гимназии (в половине первого часа): нищим не подал и кричал на них; у Иринарха Сизова также спасен от смерти, тесноты (на нищего сильно кричал).

Сам Агнец в виде части хлеба зрится и предлагается, и искупленные кровью Его люди на проскомидии воспоминаются под образом частей хлеба, изъятых из просфоры, чем показывается единство человеческого естества с Божественным, неслитно соединенных в Иисусе Христе и в нас, причастниках Его. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем [Ин.6:56]. Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом [1Кор.6:17].

Поел я щей скоромных, осетрины с хреном и рыбы свежей жареной с алчностью и ночью почувствовал блудное поползновение. Много раз пробуждался, сонные грезы были от алчности и чревоугодия. Какая низость! Чем питается душа во сне в ночное время! Она обличает саму себя, свои стремления плотские. О, чему ты работаешь, бессмертная, по образу Божию созданная душа? – Сладострастию и тлению. Как ты унижаешь свое божественное благородие! Как ты извращаешь божественный порядок: наперед ставишь плотские, преходящие, грубые удовольствия, отчуждающие от Бога и жизни Его, а потом уже духовные, вечные, небесные, соединяющие душу с источником ее жизни и бессмертия. Согрешил я без числа Господу. Даруй мне, Господи, отселе начата новую жизнь, по духу. Буди! (Согрешил – часто нарушал пост ради чревоугодия.)

Видел во сне Преосвященного Филофея9 в гневном виде на каких-то молодых людей, вроде студенческой молодежи, в том числе и на меня, – по-видимому, за мое чревоугодие; вероятно, и за мои речи о митрополите нашем, крайне сурово и неласково меня принимавшем некогда. Я говорил, что он горд, недоступен, обращается как деспот с рабом, а не как отец с сыном, не как добрый врач с больным. Впрочем, и извинял его летами, положением его, болезнью, многодельностью и своей худостью.

11 декабря

Четверг. Благодарю Тебя, Господи, блаженство мое высочайшее, совершеннейшее, за дар непреткновенного служения литургии и за неосужденное принятие Святых Таин Твоих с чудным оживотворением души и тела моего от них и за побеждение и разрушение во мне козней демонских всезлобных, паливших и теснивших меня чрез огорчение на дьячка Михаила Быстрякова, певшего скоро вместо причастной песни и мало.

Чрез грех человек продает врагу своему диаволу свою целость и непорочность душевную и телесную, образ Божий, который водружен в душе его, свой союз с Богом, свой мир, свою свободу, свое благородство, свое нетление и повергает себя в тление, в безобразие, в рабство, в скверну, в бесславие, в бессилие нравственное, скорбь и тесноту, в смерть.

* * *

Двенадцатый час вечера. Благодарю Господа, сейчас избавившего меня по молитве покаяния во время прогулки моей по двору от скорби и тесноты, постигших меня за строптивое и недоверчивое обращение с тремя нищими, просившими пособия на штаны, на кафтан и на обувь, которое я и дал не с простотой, а после слов недоверия и укоризны. Согрешил в сем ко Господу. Подавай в простоте, человек, как Бог тебе подает.

По цене, принесенной за тебя на кресте Искупителем твоим Отцу Небесному, заключай, сколь ты Ему дорог и от какой беды ужасной, от какого проклятия, от какой смерти, от каких мук ада избавил, искупил тебя Господь Иисус Христос, и живи не к тому себе, но Умершему за тебя и Воскресшему [2Кор.5:15].

Никогда не посягай и в мыслях на чистоту и нежность чувств девицы или женщины и ее привязанности и склонности к любви, ибо это священные таланты, данные ей от Бога как будущей или настоящей супруге и матери или как дщери Божией, умножения и сохранения которых Он требует от нее по Божественному праву и отчет в которых Он востребует на Страшном Суде Своем. Не оскверняй святого огня любви в себе и в ней или не вноси чуждого огня в храм Божий нерукотворный. Бог наш есть огонь поядающий [Евр.12:29].

12 декабря

Пятница. Благодарю Господа, оживотворившего меня, умерщвленного сластями житейскими, чудным образом чрез причащение Святых Таин Своих во время ранней обедни. Я видел, ощущал чудные, животворные шествия Бога моего во мне, видел, как смерть во мне исчезла и воцарилась жизнь. Какое вдруг дерзновение! Какая жизнь! Какая сила! Какой мир!

13 декабря

Суббота. После ранней сорокоустной обедни по Якове Андрееве. Благодарю Господа, избавившего меня от скорби и тесноты, постигших меня праведным судом Божиим пред самой утреней за уклонение от подачи нищим, гнавшимся за мною, милостыни. Я умолил Господа о помиловании, покаявшись всем сердцем в своем жестокосердии. Благодарю Господа наипаче за препобеждение мною чрез веру в Него лютых, палящих искушений диавола, коим я подвергся при совершении литургии чрез чтеца Михаила, мало читавшего канон к причащению вместо причастна и не давшего мне спокойно вычитать священной песни по причащении Святых Таин. Тяжко было мне, но Господь прогнал злых демонов, уврачевал, оживил меня, утешил, иго благое и бремя легкое даровал мне.

По приходе домой из церкви и по новом согрешении против нищих и после сердечного, усиленного покаяния Господь снова явил мне сейчас великую и богатую милость, разрушив во мне смерть и даровав живот и мир, легкость, пространство, дерзновение. Слава Господу многомилостивому.

Братия! Вам угодно было сделать настоящий праздник из юбилейного [дня] моего (этот праздник). Он делается в лице моем священству, Церкви и, смею сказать, Самому Христу, Коего я смиренный, недостойный служитель. Итак, настоящее торжество есть торжество православной веры. Да растет, да укрепляется, да укореняется в сердцах наших святая вера православная, да множится любовь наша друг к другу.

Этот праздник есть праздник веры и благочестия христианского. Для кого это праздник? Для меня? – Не для меня: я человек, подобострастный10 всем вам, господа, и никаких особенных доблестей христианских во мне нет. Но я облечен саном священства; я хотя маленький человек, но удостоенный от Бога весьма важными для многих, многих полномочиями – полномочиями возрождать людей в новую жизнь, освящать, разрешать грехи, совершать непреложно Тайны Тела и Крови Христовой, соединять святыми узами брака во образ духовного союза Христа с Церковью, быть посредником между вами и Богом, проповедовать слово Божие, вечную правду Божию, высоко держать знамя веры православной, насаждать благочестие. Вот эти прерогативы духовного сана, которым я почтен от Бога, вы и цените во мне, и, видя во мне посильное их осуществление, вы чтите сегодня знаменательный для меня день юбилейный, принося дань благодарности общему нашему Спасителю, даровавшему мне во Святом Духе Свою благодать, которая не без пользы пребывала во мне в продолжение немалого периода лет. Да процветают же между нами вера и благочестие христианские, да будет благодать священства всегда сильна, действенна, Божественна, спасительна своей силою во всех пастырях к славе Христовой, к славе веры и Церкви Православной, к утверждению веры и благочестия христианского на этом рубеже России и да будут наша вера и наше христианское благочестие крепостью и ограждением от внешних врагов, видимых, как и невидимых.

После воскресной всенощной. Благодарю Господа, отъявшего хладность сердца моего, бывшую в начале всенощной, и возжегшего сердце мое благодатью Своею; благодарю Господа, даровавшего мне благодать почти непреткновенно, с одушевлением прочитать Евангелие; благодарю Господа, оживотворившего умерщвленное кознями диавольскими сердце мое при отпусте на всенощной и особенно после молитвы Христе, Свете истинный, которую я от боязни бесовской и смятения, омрачения мыслей и сердца не мог прочитать.

Крестное знамение полагаем на челе, сердце и персях для того, чтобы оградить силою Христовою эти орудия правды и греха и сделать их только орудиями правды, чтобы распять ради Христа всего ветхого человека, проявляющего свою пагубную, греховную, богопротивную деятельность в мыслях, в чувствах, в действиях, и оживить нового, созданного по образу Божию в правде и святости. Итак, казни в себе во всякое время искренним покаянием греховные помышления, чувства, намерения, страсти, сделай грех мертвым в себе и оживи и возрасти в себе всякую добродетель, будь совершенным Божиим человеком, на всякое дело благое готовым по благодати Христовой [2Тим.3:17]. Возлюби Бога всем сердцем, всем помышлением, всей крепостью твоею [Мф.22:37].

15 декабря

Благодарю Господа за вчерашний день, исполненный величайших милостей и дарований Божиих: доброй привязанности ко мне народа, собравшегося в большом числе в собор на славословие и молитву, к обедне и на мой юбилей священный, и чтения адреса от прихода и попечительства с подношением драгоценного креста из золота и драгоценных камней. Небывалая милость Божия! Благодарю Господа за помощь благодатную при служении литургии: при трех тысячах народу трудно было служить, враг бесплотный дыханием своим умерщвлял душу мою, давил, омрачал, топтал в землю, посрамлял, поднимая всякую тину греховную со дна сердца моего, полного нечистоты; я каялся, сокрушался, плакал; голос от дурной погоды был слаб, нечист сначала, а потом благодать Божия очистила под конец, и речь громко сказал, как и вторую половину обедни служил громогласно. Надо сердце очищать, очищать спешно. Очисти, Господи!

Часто крестное знамение полагаем на челе, сердце и плечах для того, чтобы постоянно освящать крестом ум, сердце и мышцы и не давать в себе никаким образом гнездиться греху – ни в помышлениях, ни в сердце и в действиях наших: представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности [Рим.6:13].

Чего я боялся и боюсь множества народа, собравшегося и собирающегося в церкви? Они как один человек душой преданы мне смиреннейше: вчерашний день показал, да и предшедшие дни. Бога единого да боюсь. Прочь вражий мечтательный страх!

* * *

Благодарю Господа, утешившего меня помощью и победой Своей во мне над кознями врагов невидимых, прельщавших во время утрени сердце мое пристрастием к злату и драгоценным камням новопожалованного мне креста наперсного, и давшего мне торжественно-радостно, с величайшим дерзновением совершить утреню, да потом и литургию. В начале самой литургии Господь совершил по молитве покаяния и веры величайшее во мне чудо, прогнав смерть от сердца, приключившуюся от часового ожидания диакона Полетаева к обедне. Господь даровал мне пакибытие11 жизни и глубокий мир и простор сердцу.

16 декабря

Вторник. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить [литургию] непреткновенно, хотя и в болезненном состоянии (голова болела очень-очень), и причаститься животворно Святых Таин.

Благодарю Господа за скорую и величайшую помощь во время совершения Таинства Крещения, когда враг смущал и умерщвлял душу мою пристрастием к деньгам по поводу отбоя отцом Александром моих треб (панихиды по жене Большакова), и после совершения Таинства два раза или три от тесноты и смерти избавил меня Господь по молитве покаяния моего в том, что я допустил врагу вогнездиться в сердце моем ради корысти и умертвить душу мою, что деньги я сделал себе идолом и из пристрастия к ним отпал от любви к Богу и ближнему, забыв, сколь благо мне было с Господом, когда я не помышлял о корысти и Господь был моей единственной корыстью, моим единственным достоянием: какой был тогда во мне мир, какое дерзновение, какое пространство, какой свет, какая сила! Теперь же, когда я прельстился корыстью пред и во время совершения высочайшего, пренебесного Таинства Крещения, я вдруг всех этих благ лишился, потому что отпал душой от Бога и любовь к Нему переменил на любовь денежную, диавольскую, иудину, забыв, что я призван к нетлению и небесной, бесстрастной жизни и должен попирать всё дольнее: деньги, и плотские сласти, и мирскую славу, лепоту всяких земных украшений. О Господи, единственное и всецелое, всё заменяющее мне благо! Будь Ты всегда один Богом сердца моего, жизнью души моей, светом моим, миром моим, силой моей, сладостью моей, богатством моим, благолепием моим, нетлением моим, потребляющим и разрушающим всякое тление. После сна, когда пробудился в десять с половиной часов вечера, бесплотный злодей страшно окрал меня, уязвил, убил меня сластью плотской чрез одно воззрение лукавое плотское на девицу и долго держал меня в мучительном плену, доколе я искренним, долгим покаянием не преклонил Господа на милость себе. Смотрите, поступайте осторожно [Еф.5:15].

17 декабря

Среда. Сильная головная боль моя прошла, слава Богу, после того как я очистил желудок, скушав шесть или семь груш и простокваши. Золотуха мучила меня: течь довольно сильная появилась из правого уха. Сколько во мне гнилости!

18 декабря

Четверг. Во время утрени были два весьма острых и убийственных приступа огорчения и озлобления на дьячка Быстрякова за одну неверную подсказку в призывании дневных святых на каноне (ненамеренно неправильную), и покаянием моим Господь избавил меня от смерти греховной. Во время обедни также были приступы огорчения и озлобления на него же за зевание его в пении, и благодатью Святых Таин победил свое чувство, долго борясь с ним. На вечерне побежден был от врага за невоздержание у Пальянова (пирог с палтусиной, водка, вино (по рюмочке), портер, уха с рыбой, желе); великую ектению говорил довольно хорошо; в конце вечерни смялся на отпусте повечерия окончательном от робости и малодушия. Покаянием испросил у Бога прощение и обновление. На улице рассердился на часто просящих нищих: двух вырвал сильно за волосы, одного толкнул в спину за противоречие и косность в движении, за недовольство и попрошайство. Согрешил ко Господу тяжко. Помилуй мя, Владыко!

Сам пошел я охотно сегодня в плен чревоугодия, когда Сергей Пальянов позвал меня есть перед вечерней у отца его пирог с палтусиной и с разными возлияниями. Не надо было ходить, особенно до вечерни, и подвергать себя опасности искушений и посмеяния от диавола.

Вечер. Благодарю Господа, избавившего меня по молитве покаяния от великой душевной беды, от скорби и тесноты и адского пленения, постигших меня за ярость и жестокосердие к некоторым нищим, выдранным мною за волосы и прогнанным в толчки. Господь принял слезное покаяние и дал мне мир.

19 декабря

Пятница. Нынешний день я удостоился за веру и покаяние с молитвою получить величайшие милости Господни: 1) поутру, когда, уходя из дому, я увидел в руках Анны Константиновны горшок с молоком для детей в четыре бутылки и пожалел своих денег на оное и позавидовал сыр-в-масле катанью моих племянниц; 2) когда, пришедши в церковь, увидел постланным большой ковер нарядный для протоиерейского служения; тут я припал ко Господу в покаянии, предпочел всем благам земным единое вседовлеющее всем благо – Господа, счел всё земное за ничтожество, и Господь даровал мне мир и пространство вместо смятения и тесноты сердца моего. Потом, в-третьих, на кладбище, бывши у отца Николая, я услышал от него, что Владимир Дмитриевич Никитин послал ему на свой счет драгоценный крест в девятьсот рублей, и позавидовал ему, хотя он теперь уже умер с полгода и больше; меня взяла теснота и скорбь, которые оставили меня тогда, как я, пришедши в церковь Святой Троицы, приложился в покаянии к святому престолу и за молитву веры получил прощение от Господа в моей зависти; в-четвертых, у вечерни, к которой я пришел с поминок у Никитиной [К...] Львовны и у Пар. Ивановны Андреевой, не мог служить, запинаемый диаволом, смущался, препинался, останавливался, но когда умолил Господа верою и покаянием, победил все козни вражии и довершил вечерню торжественно. Дома Господь избавил меня еще за покаяние от тесноты и скорби.

Благодарю Господа за слезное умиление при совершении литургии за городом в кладбищенской церкви при сознании своих крайних немощей и грехов, своего растления сердечного и за чудное оживотворение и обновление моего сердца и всего существа Божественным причащением Святых Таин! Я был триблажен, как на небе, а не на земле. Но скоро диавол возмутил было мое сердце сомнением: от Святых ли Таин Тела и Крови Господней это чудное обновление, не от действия ли вина? О, лукавство! О, хула! Как будто я впервые причащаюсь, как будто слово Божие может быть неистинным: сие есть Кровь Моя... сие есть Тело Мое [Мф.26:28,26]! Как мне опять было тяжело от лукавого дыхания супостата! И когда я возвратился к простоте веры в Таинство и в его чудную силу, я сейчас успокоился. Слава Божественным Твоим Тайнам, Господи!

Мы призваны к нетлению и бессмертию и к небесной на земле жизни – как же мы, христиане, призванные в удел, небесные наследники [1Пет.2:9; Рим.8:17], гоняемся за земным тлением, любим тление и болим тлением, болезненно гоняясь за всеми удовольствиями мирскими, за наслаждениями чрева, за богатством, за отличиями, за сценическими играми, за играми в карты, за книгами мирскими и газетами и журналами суеты? О, неблагодарность к Богу Искупителю! О, безумие! О, нелепость! Писание говорит: Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя [Евр.13:5].

20 декабря

Благодарю Господа за дивную, величайшую милость и помощь Его во время служения мною утрени в соборе и при чтении канона и молитв ко причащению духовным чадам. В теле чувствовалось нездоровье – крайняя жгучесть и теснота внутри от постной крепительной пищи. Благодарю Господа за литургию, за непреткновенное служение и причащение.

Вечер. Благодарю Господа за совершенное во мне сейчас дивное спасение, после того как я, огорчась на жену и потом на нищих, умер душой, был в тесноте, мраке, скорби и затем в сердечном покаянии, ходя по улицам, обратился к Богу с молитвой о помиловании и прощении. Господь простил и оживил, упокоил, утешил, просветил, укрепил. Слава Господу за таковое изменение, обновление.

21 декабря

Утро. Воскресение.

Помяни мя, Господи, – говорим мы часто. Ибо горе, если забудет кого Господь: он навеки погибнет в земле забвения, то есть в аде. О, помяни мя, помяни мя, Господи, и не забуди мене!

22 декабря

Вечер. Согрешил тяжко пред Богом, пред Богоматерью, пред Ангелами славы и всеми святыми и всеми людьми, сурово и раздражительно, зло обошедшись с нищими, окружившими меня у ворот нашего домам и неотступно просившими милостыни. Троих – одного большого и двух малых – я сильно выдрал за волосы, одного в спину толкнул, назвал сукиными детьми. О, нетерпение, самолюбие, сластолюбие! Доколе не умерщвлю я в себе страстей, доколе не совлекусь ветхого человека с делами его? Доколе буду только именем христианин, а не делом? Доколе не вообразится12 во мне Христос? Доколе не буду иметь в себе Духа Христова? Господи! Исправи и спаси мя.

23 декабря

Благодарю Господа, избавившего меня вчера от беды прегрешений моих – ярости и гнева на нищих и от тлетворных последствий их для меня самого; благодарю Господа, принявшего покаяние мое по обычному милосердию и долготерпению ко мне грешному, умирившего смятенную душу мою и исцелившего ее от греховной язвы. Благодарю Господа, спасшего меня от помыслов нечистых и движений сердца плотяных и от воображения непотребного, опять утолившего смятение и скорбь греховную и примирившегося со мною. Слава Соблюдающему меня во святыни и правде и нетлении! До ревности любит Дух, живущий в нас. Но тем большую дает благодать [Иак.4:5,6]. Да памятую, яко храм Божий есмь и Дух Божий живет во мне.

24 декабря

Благодарю Господа, избавившего меня поутру от величайшей бесовской тесноты и огня адского, постигших меня за озлобление на нищего, припрашивавшего у меня еще после подачи ему. Я покаялся глубоко, искренно, и Господь помиловал меня. Долго я был в огне и тесноте. Многократно днем Господь помиловал меня. Вот и у Неелова Петра А. Господь избавил меня от увлекавшего лицеприятия и сладострастия, от насилия и смущения вражия и даровал чистоту сердца и мир.

25 декабря

Рождество Христа Бога. Пою и благословлю, благодарю и величаю Господа, избавившего меня за молитву веры и покаяния от величайшего и претяжкого искушения и обладания диавольского, от несносного насилия и тесноты адской, постигших меня за отказ нищему в большей милостыне после того, как ему было уже дано. Искушение случилось пред самой утреней, когда я шел в Успенскую церковь служить; я воротил нищего несколько раз, решительно отказывая ему. В церкви я припадал с великой верой, покаянием, усилием и постоянством к святым престолам трем и наконец в приделе святого Иосифа Песнописца; по прикосновении моем к святому престолу (и многократно) Господь спасал меня во время утрени и обедни. Слава Его всеблагому Промыслу!

На литургии на великом входе всесветный злодей посрамил меня, смутил, обессилил, умертвил мое сердце по причине сокрытого и гнездящегося в нем сладострастия; я как робкий школьник вышел с чашей [пред народ], не мог или сробел по привычке выговорить имена наследницы и сына ее. Вообще чувствовал, что я пресмыкаюсь по земле и во мне нет ничего небесного. Плачу и рыдаю, что не соответствую своему высокому званию христианина и священника, что не собираю со Христом, а расточаю. Между тем как высоко я поставлен! Я должен иметь, как христианин и священник, небесные помыслы, чувства, виды, намерения, должен дышать небесной любовью ко всем, святостью и правдой. Я чувствовал, что чрезвычайно много потерял для души в этот пост чрез невоздержание, чрез излишнее употребление вина, сластей, хороших яств, особенно рыбы различного рода. Весь я стал прах, весь – персть, земля, весь – нечистота. О святые угодники Божии, завидую вашему бывшему житию на земле во плоти, усердию по Богу, вашим трудам и подвигам, коими вы получили Бога и вечную жизнь.

26 декабря

Согрешил пред Господом, пред настоятелем и пред братией вчера по разлучении с настоятелем в том, что сердился на него, бранил его поносными словами старый дурак и старый черт за то, что бросил нас и взвалил труд хождения и славы на нас с хитростью. Каюсь в злобе своей на него, в неуважении и ругательствах.

Благодарю Господа, восстановившего мое здоровье после вчерашнего беспорядочного питья, породившего головную боль и тяжесть головы и тела; ночью спал только до двух часов – гулял по два раза на воздухе долго ночью и утром. К утрени ходил и пел торжественно и читал канон. Слава Богу.

27 декабря

Благодарю Господа, избавившего меня вчера вечером от поглощения плотским сладострастием, которое охватило было меня, когда чистая дева с ласковостью и девственной любовью подошла ко мне и беседовала со мною, прося утвердить ее в вере и любви к Богу. Благоговею пред непорочными чувствами девы, пред ее горячим желанием угодить Богу, и да дарует ей Господь всецело возлюбить Его! А мы, окаянные, сладострастные грешники, готовы извратить и высокие чувства девы, стремящейся к своему нетленному Жениху Христу, и обратить их на плотское сладострастие! Горе сластолюбивым сынам Адама, извратившим дар чадородия и во зло употребляющим органы чадородия и сладость детотворения (данную как побуждение и средство к чадородию и как награду за чадородие) обратившим в похоть и забаву плоти. Горе не уважающим и не соблюдающим во святыне жизненных органов, мужских и женских, особенно тех дверей святых, коими Господь вводит нас в ложесна матерняя для чудного творчества человека и коими выводит нас на свет сей, чудно и лепотно сотворенных. О Творче и Зиждителю святый! Соблюди во святыне мужской пол и женский и меня обнови, растленного в похоти по неведению и соблазнам лукавого.

Чему научает нас Святая Церковь краткими возгласами или славословиями, произносимыми священником или архиереем, например: Яко Твоя держава... Яко подобает... Яко Бог милости и щедрот... Яко благ и человеколюбец... Яко милостив и человеколюбец... Яко благословися имя Твое, и прославися Царство!.. Они внушают нам высокие помыслы о бесконечном могуществе и величии Божием, о бесконечной благости и милости Божией и о вечном Царствии Божием для того, чтобы мы несомненно надеялись на получение Его милости и здесь, и в вечности и стремились со всем усердием к вечной жизни, употребляя здешнюю жизнь как средство и как поприще и ратоборное место для снискания наград от Бога в будущей жизни.

После утрени. Благодарю Господа, услышавшего покаянные вопли сердца моего, когда я впал в грехи озлобления и гнева – сначала на чтеца Адриана, противившегося мне в пении канона и особенно стихир на хвалитех, а по выходе из церкви на нищих, припрашивавших у меня после поданной уже им мною милостыни. После гнева и укоризн им я ощутил в себе смущение, скорбь, тесноту, огонь палящий, от коих я избавился только крепкою верою и упованием, покаянием и усердным призыванием имени Господня. Только за превосходящую беззакония благодать Господь помиловал меня; я недостоин был этой милости, как непрестанно впадающий в беспутие зол.

Благодарю Господа, воздвигшего меня совершенно здоровым и бодрым от сна.

* * *

Вечер. Благодарю Господа за чудо спасения Его моего недостоинства в квартире Якова Маркова от тяжкого смущения, тесноты и скорби и запаления адского, постигших меня вследствие огня на дьячка моего Михаила Быстрякова и особенно на диакона Владимира Полетаева и Адриана Никитина, наемного дьячка, за изветы этих двух против меня и за грубые слова диакона касательно меня, за непослушание и ожесточение. Я воззвал ко Господу с верою непоколебимою и упованием непостыдным, в покаянии нелицемерном, и Господь совершил во мне чудо спасения, даровав мне вместо смерти жизнь, вместо смятения и тесноты – мир и пространство, вместо огня палящего – росу прохлаждающую и оживотворяющую. Слава, слава, слава благодати Господней!

* * *

После всенощной. Скорбна и полна негодования была встреча моя с отцом диаконом Владимиром после того, что он говорил дьячку моему в соборе; я не утерпел, сделал ему желчное замечание касательно его недружелюбия и гордости, на что он ответил мне гневом же. Я крайне расстроился и долго был в смущении, тесноте и срамоте и смерти. Но Господь принял мое покаяние нелицемерное и помиловал меня, исторг терние греха, особенно по прочтении Евангелия, в котором я пропустил слова: не у бо ведяху Писания... из мертвых воскреснути [Ин.20:9] и покаялся; Господь совершил чудо спасения моего, когда я стоял у Евангелия, даровав мне обновление и умирение. Благодарю Господа, умертвившего умерщвлявшие меня страсти, изгвоздившего11 их, когда они, подобно гвоздям, кололи и теснили меня.

Поутру служил обедню для Бурачка в Думской церкви; демоны люто теснили меня, на великом входе спутали, смутили, задавили, и я не выговорил наследницы и сына. Причащение оживотворило. Слава Господу!

28 декабря

Утро. Ходил в пять часов гулять по воздуху и искусился, окаянный и жестокосердый, чрез нищего, ходившего за мною; я много раз от него уходил, думая наедине тайно молиться, и смутился и умертвился душой из-за нищего; наконец, встретясь с ним, узнал, что у него большая нужда, и дал ему тридцать копеек. По поводу дьячка Адриана Никитина искусился тоже, ибо он враждебен мне за недачу мною пяти рублей на праздник. Я затворил двери – он стремительно отбросил их; да не вменится ему; надо жене его дать рубля два.

Господи! Даруй мне пожить бесстрастно, в кротости, незлобии, терпении, мире и смирении, в чистоте и воздержании, в труде и подвиге, в искренности всегдашней, в исполнении всех заповедей Твоих.

Шесть часов утра. Сию минуту Господь сотворил со мной величайшую Божественную милость, избавив меня от когтей диавола и от пасти его всеядной и убийственной, простив мне за покаяние мое грех жестокосердия и немилосердия. О, как я был связан люто, смертоносно вражьими мрежами13! Сколь мне было стыдно, убийственно! Слава Господу, разрушающему в нас козни диавола и очищающему грехи наши милостью неизреченной.

Восемь с половиной часов утра. Благодарю Господа, спасшего меня от лютого угрызения змиина в [Викторской] улице в квартире одного мастерового после дачи молитвы родильнице и младенцу, названному Григорием (Нисский), по поводу лукавой мнительности о настоятеле (Иордан) и озлобления на него; я сильно уязвился от демонов, но, покаявшись, тут же получил прощение и исцеление. А теперь и еще Господь уврачевал мои душевные палящие язвы по молитве покаяния моего. Я опять пред тем согрешил злой мнительностью о протоиерее.

Десять часов. Благодарю Господа, скоро услышавшего молитву покаяния моего (пять часов вечера) в доме Шубиной в квартире сапожника Залевского пред совершением Крещения и даровавшего мне прощение в грехе огорчения на дьячка и на нищих, гнавшихся за мною, и даровавшего мне благодать покойно совершить Таинство.

Благодарю Господа, в час сей принявшего покаяние мое двукратное и двукратно помиловавшего меня помилованием величайшим, избавившего меня от сердечной скорби и тесноты и малодушия и даровавшего мир, пространство, дерзновение. Из-за нищих впал я в искушение: когда они предъявляли разные нужды свои, я рассердился на них за непрестанное попрошайство, назвал их бездельниками и дал им неохотно и с огорчением просимое ими. Потом вследствие скорби я каялся искренно в своей суровости и строптивости, в скупости, сребролюбии, жестокосердии, в зависти, нетерпении, оклеветании и злословии, самолюбии, плотоугодии и чревоугодии, нечувствии и неблагодарности пред Богом. Но вот и опять согрешил, вознегодовав на девицу Татиану, что осталась у нас ночевать и для нее отняли у меня одну кровать. Помилуй меня, Господи, самолюбивого и злого. И опять согрешил новым грехом, разгневавшись на жену за то, что камфарой озловонила воздух в моей спальне и в кабинете (он же и молельня), и назвал ее и сестру вонючими женщинами. Согрешил яростью и злословием, но покаялся от всей души, с живой верой в Господа, и помиловал меня опять Господь, даровав мир, простор сердцу.

Нет у меня искренности и глубокой истины и любви ни в словах, ни в делах, ни в молитве; самолюбие глубоко проникло в меня и смущает, растлевает меня; особенно в великие праздники я с трудом совершаю литургию, ибо враг поражает сердце мое, умерщвляет, посрамляет меня, не дает мне прямо к Богу очей возводить и с дерзновением молиться о людях.

29 декабря

Благодарю Господа, избавившего меня за покаяние искреннее от неприязни мучительной (бесовской) к настоятелю по усмотрении его на портике церковном; благодарю Господа за дарование мне любви, мира, свободы, дерзновения, за избавление от тесноты, срамоты внутренней, от мучения диавольского.

Пять часов вечера. Благодарю Господа, внявшего сейчас слезной покаянной молитве моей о прощении и помиловании меня окаянного, впавшего в злобу и дерзость, в дерзость рукою: я ударил рукой нищего за назойливость и частое попрошайство, за что я лишился благодати мира, свободы и дерзновения духа и ощутил в себе огонь палящий, смятение, скорбь, тесноту, смерть. Но от всех этих бед избавил меня Господь, благопослушливый и скоропослушливый, благоуветливый и благопременительный. Слава Господу. Благодарю Господа, покаянием и слезами пакибытие благодатное, пакибытие правды, мира и обновления мне дарующего на всякий день и многократно.

30 декабря

Восемь часов утра. Благодарю Господа всем сердцем за милостивое избавление моего недостоинства по окончании утрени от яда змиина, излиявшегося из скверных уст дракона за мою подозрительность касательно настоятеля, якобы он человек совсем не благочестивый, но совершенно холодный и нерадивый в вере. Я покаялся от всей души в своей злой мнительности, прося у Господа милости, и Господь помиловал меня, даровав мне мир, дерзновение, исцеление от язвы душевной. Слава Господу.

28 декабря

Ночью с двенадцати часов загорелся театр в Кронштадте каменный, и в нем сгорело всё, остались только стены. Смотритель театра Гавриил, офицер, сгорел со всем семейством из пяти человек, и еще сгорело трое, всего восемь человек. Страшное посещение Божие!

Ходя часто в церковь на славу и хвалу Господа, Божией Матери, святых Ангелов и святых угодников Божиих, мы чрез то более и более присвояемся Господу и Владычице, святым Ангелам и святым угодникам Божиим, заимствуя от Бога и от святых духовный аромат святыни и правды и всякой добродетели и очищая и укрепляя душу благодатью Христовой и примерами добродетелей святых. Благо, великое благо и счастье ходить часто на славословие в храм Божий: это спасает от грехов и соблазнов диавольских и мирских, питает, услаждает, просвещает и укрепляет душу в вере и благочестии. И как хороша Божия служба в Церкви Православной! Нигде во всем мире, ни в какой другой вере или вероисповедании нет такой чудной, небесной, усладительной службы.

Один час пополудни. Вера, надежда и любовь христианская готовы отдать последнее нищему с радостью ради Христа, в лице нищего просящего у нас милостыни, а я окаянный и от избытков своих и даже чужих денег подаю часто неохотно или с досадой, с гневом и раздражением, с гордостью, с яростью и злобою, скупо, с завистью, с большим принуждением, суровостью и строптивостью. Где же вера моя, упование мое и любовь милосердствующая, долготерпящая, не завидящая, не раздражающаяся, не превозносящаяся, не мыслящая зла, всё терпящая, всё покрывающая, всему веру емлющая, никогда не отпадающая [1Кор.13:48]? О, как странно и страстно я теряю веру, надежду и любовь!

Два часа. Благодарю Господа, избавившего меня по молитве покаяния моего от лютейшей муки душевной и телесной, в которую я впал за гнев и ярость мои на нищих и за поносительные в изобилии слова против них, так как они предъявляли все значительные требования на разные нужды, а я не верил им и думал, что они полученные деньги пропьют. Был как бы в аду, и вот извел меня Господь из тьмы и сени смертной, и Дух Его опять во мне и оживотворил меня.

31 декабря

Среда. Благодарю Господа, исцелившего душу мою за покаяние глубокое и усиленное от тяжкой скорби и тесноты, постигших меня за озлобление на нищих и за недостаточное подаяние им милостыни. Многократно припадал я к престолу в Петропавловском приделе, моля Господа о милости, и благоуветливый и благопременительный Господь услышал плачевный вопль мой и помиловал меня, даровав мне живот вместо смерти, и мир вместо смятения, и пространство вместо тесноты.

* * *

3

Блазнь (церк.-слав.) – соблазн.

4

Прелесть (церк.-слав.) – обман, обольщение; блуждание, уклонение.

5

Поревати (церк.-слав.) – побуждать.

6

Лепота (церк.-слав.) – красота.

7

Презорство (церк.-слав.) – высокомерие, презрение, пренебрежение.

8

Рвение (церк.-слав.) – ревность; распря, раздор.

9

Очевидно, имеется в виду Филофей (Успенский; 1808–1882), митрополит Киевский. С 14 марта 1847 года – ректор Московской Духовной семинарии. 18 декабря 1849 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. 19 августа 1853 года назначен епископом Костромским. 15 февраля 1857 года переведен на Тверскую кафедру. 23 апреля 1861 года возведен в сан архиепископа. 5 мая 1876 года возведен в сан митрополита Киевского и Галицкого. Нес многие аскетические подвиги.

10

Подобострастный (церк.-слав.) – столь же подверженный страданиям, страстям, столь же хрупкий, как и все другие.

11

Пакибытие (церк.-слав.) – возрождение, обновленная жизнь.

12

Воображаться (церк.-слав.) – принять образ.

13

Мрежа (церк.-слав.) – сеть для лова зверей; невод.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 23: 1880-1882. - 2018. - 647, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle