Источник

Январь 1882 г.

1 января

Благодарю Господа, даровавшего мне по неизреченному милосердию Своему одоление на невидимых врагов моих, люто мучивших меня после совершения Таинства Крещения в шестом служит, флигеле: надо было дело делать скоро (потому что звонили ко всенощной), а купель была взята малая, воды в ней усмотрено мало, ребенка я с трудом погрузил и ушиб, он кричал благим матом, я смутился, дочитать молитв не мог и получил крайне сильную, смертельную язву в душе; кончили, поехали, а меня давили ужасно враги, я каялся, умолял Господа о помиловании, и Он простер руку помощи и спасения: я ощутил душой животворящую для себя длань Божию и успокоился; во время всенощной еще усилил свою молитву, и Господь пробавил милость Свою мне; я всю службу держался хорошо, спокойно, благоговейно, непреткновенно, даже Евангелие почти до слова прочитал (не сказал: и глас Мой услышат [Ин.10:16]), но отпуст скрал, боясь людей (страшное дело!) или, вернее, прелести бесовской. У Каткова офицера служил весьма хорошо, искренно, смело, у Титкова тоже; голос великолепный. Сколь сладостно петь Господу! Сколь сладостно Его спасение, Его мир, избавление! Дома Господь спас меня по усиленной молитве от блудного наваждения. Слава о сем Господу! Крайне насильственно, увлекательно, тонко, едко, убийственно было жало супостата, едва от него освободился, исцелился и очистился благодатью Божьею.

У Анны Алекс. Лебедевой первая всенощная была в числе других. Служил порядочно; воздуху у нее в квартире мало.

* * *

День сей, начиная с раннего утра, полон для меня милостей Божьих. Много тяжких искушений и препинаний, уязвлений перенес я от духов злобы и лукавства, начиная с молебна у Леонтьевых (около дома терпимости), потом в Успенской церкви пред обедней, во время обедни, по окончании ее (отпуст скрал от лжебоязни), во время молебна и после него. От Леонтьевых пошел я в скорби в церковь, в собор, чтобы уврачевать себя у престола славы, и уврачевался, избавившись от смертельной тоски. В Успенской церкви впал в злобу на дьячка за то, что нагрел руками епитрахиль и пояс; после покаяния и припадания к престолу Господь помиловал и уврачевал, и я возрадовался. Много тесноты и козней от врагов перенес я в Думской церкви во время обедни, много ежился я, и наконец Господь избавил от всех и сподобил непреткновенно совершить литургию, и животворно причаститься Святых Таин, и во время молебна всё Евангелие прочитать и всю молитву благодарно-просительную и отпуст. На молебне у Афанасия Гаврилова и Николая Викторовича Петрова учителя [...] я потерпел из-за драгоценного креста тяжкое искушение адское (дыма кадильного испугался, чтобы креста не задымил), тесноту невыносимую, срам, но после того пришел в собор, приложился в покаянии к святому престолу, призвав всесердечно с великой верой имя Господне, и исцелился. А после молебна у Афанасия

Гаврилова заходил домой помолиться в покаянии и исцелел после молитвы у себя в моленной. Слава Господу за все милости Его! У Бубновых служил молебен преторжественно, спокойно, победоносно, действенно, увлекательно, Божественно.

Согрешил я: пороптал на Самого Господа, что много нищих в Кронштадте, что кого не родил я, всех должен питать и одевать и промышлять каждый день, что они на всяком шагу меня преследуют, везде ожидают, трясутся от холода; а между тем Господь хочет спасти меня чрез милостыню, чрез многую милостыню, чтобы большей удостоить награды, если верно буду творить милость. И разве не посылает мне Господь? Разве я имею в чем нужду?

Благодарю Господа, избавившего меня от лютой тесноты и щемления бесовского раз по поводу корысти в доме Леонтьевой на молебне, другой по поводу уклонения настоятеля от хода на Иордан 6 января. Господь принял мое покаяние и припадание к святому престолу с верою и помиловал меня.

2 января

Вечер. Благодарю Господа, обычно явившего во мне силы и милости Свои во время утрени в избавлении от ядовитого, смертоносного жала змиина (по поводу предполагаемого уклонения настоятеля от крестного хода на Иордан) – озлобления на настоятеля и в даровании мне мира и свободы духа при чтении и пении канона и стихир. Благодарю Господа за помощь при служении ранней литургии и за избавление от теснот и щемлений врагов бесплотных, за избавление от смятения и тесноты, постигших меня при говорении молитв пред причащением двух девиц Евдокий, и за бодрое говорение отпуста, за избавление от смятения и тесноты, постигших за скрадение отпуста ради страха человеческого (диакона Полетаева) на панихиде Бурачка о святом старце Серафиме (Саровском) и Ксении. Благодарю Господа, избавившего меня от уныния, скорби, тесноты, малодушия по поводу чтения фельетона «Кронштадтского вестника», в котором какой-то офицер Дейтер посмеялся надо мною, назвав меня патриархом и бонзой кронштадтских оборвышей мещан, пьяниц, по его словам. Крайне тяжело отозвалась во мне эта насмешка, но, обратясь к Богу в скорби моей, я получил от Него благодать презирать и славу, и насмешки мирские людей – неверующих или хотя верующих, но не по вере живущих, и когда диавол вторично запнул меня тем же унынием пред отправлением на молебен к Симанскому, я опять с великой верой в Господа Искупителя помолился о избавлении – и опять получил дивное, ощутительное избавление от тесноты и великую отраду и простор, и служил молебен и литию очень хорошо. Благодарю Господа, избавившего меня в квартире Ильичева пред молебном, когда враги запнули меня сладострастием при виде девичьей красоты; я помолился о избавлении, вспомнив нетленную красоту Господа, и спасся, и служил молебен весьма хорошо. После молебна враг тем же запнул, и опять после тайной молитвы Господь избавил. Ты ежедневно чудотворишь во мне, Господи, Свое спасение.

Пять с половиной часов вечера. Уф, как ужасно искусился я гневом и яростью на нищих по уловлению и рвению диавольскому: одну нищую назойливую девочку толкнул сильно в проезде дома Карпова, и она упала, другого большого парня в задницу подпнул, и он ушел со стыдом, а сам свое сердце смертельно уязвил, смутил, стеснил и, пришедши на литию по младенцам к трактирщику Колькину, стал усильно молиться и каяться, и, о многомилостиве Господи, Ты услышал вопли сердца моего и помиловал меня, даровав мне мир и здравие души, свободу, пространство и дерзновение, и я служил литию добре, искренно; только под конец девичья красота запутала меня, или диавол чрез воззрение на красоту девичью убил душу и лишил слова; опять покаяние и опять милость. По выходе с литии на Посадскую улицу мальчик нищий, недовольный подачей, стал настойчиво просить прибавки, говоря: «Что же это? Много ли? Подайте еще», и я в ярости на него схватил его за волосы и вырвал прядь волос из затылка! О, жестокосердие! О, разбой! Но за то нравственно я убил себя, лишившись благодати Божией, впав в адскую тесноту, скорбь, муку. Шел дорогой и каялся в тесноте души со всей верой, упованием, силою, всячески умоляя неисповедимую благость Божию помиловать меня, благопременить сердце мое, оживить, разрушить в нем смерть; пришел домой и повергся пред Богом в покаянии, всей силой веры умоляя Его, и – о, чудо преславное! Господь простил и оживил меня, растерзал узы адовы, истинно адовы, воскресил меня, смердящего мертвеца! Как я прославлю, злобный, величайшую ко мне милость? (Дейтера, сына лукавого, не добром я помянул, ибо он с утра расстроил меня и вооружил против нищих своей фельетонной статьей. Судья ему Бог за его гордость.)

4 января

Благодарю Господа за добре совершенные Его благодатной помощью утреню и обедню ранние с панихидой и за победу над врагами невидимыми, люто меня искушавшими; благодарю за дарованное от Господа краткое поучение, составленное мною в третьем часу утра. Голос был у меня при служении громкий и чистый – и за сие слава Богу! Подвергся я сильному искушению со стороны своего корыстолюбия и врагов невидимых, когда, быв позван к больному купцу Пиминову, я нашел уже у него отца Павла, читающего молитвы напутственные к исповеди и причащению больного, и огорчился, что он упредил меня и отбил у меня доход; щемило у меня сердце, но скоро покаялся в своем безумии и в своей алчности к корысти, а не к славе Божией и ко спасению душ человеческих. Да и после причащения Святых Таин какого я блага не сподобился от Господа? Я Самого Его, Живодавца, в себе имел, столь чудно меня оживившего, умиротворившего, вечный живот в Себе и Собою мне подавшего, Его, источника всяких благ, Его, мою пищу неиждиваемую, питие неисчерпаемое, богатство неоскудевающее во веки, одеяние прекрасное, светлое, нетленное, доброту и красоту неизреченную, сладость неизглаголанную, силу всемогущую, премудрость самосущую, власть вечную, превысшую всякой власти земной и небесной. Подумал я таким образом – и успокоился, умилился, бросил свое глупое рвение и стремление к наживе, к корысти, свою неприязнь к неповинному в этом случае настоятелю и почтил всё братство во Христе, ибо мы все члены друг другу и члены Христовы и братия во Христе Боге.

5 января

Как ядро ореха одето от природы твердой скорлупой для предохранения его от порчи и червей, так наше сердце должно быть одето Христом, как твердой скорлупой, для предохранения его от духовных червей (грехов, страстей, скверных, лукавых и хульных помыслов и вредных похотений) или, как медной броней, для отражения стрел вражеских и неуязвляемости от них.

Господи Иисусе Христе, благодарю Тебя за многократное Твое избавление от грехов моих в храме и в домах: на панихиде у Максимова и на молебне в доме Голубева у Феоктиста с Параскевою и у Анны Герасимовны, после того как я рассердился на последнюю за ее задаток квартирному хозяину в доме Мачигина. Неисчетно Твое спасение, Твоя милость, Твое долготерпение, Господи мой, Господи!

* * *

Вечер. День сей полон чудес милосердия Божия ко мне грешному, чудес великих, животворных: во-первых, пред водоосвящением великим и во время водоосвящения, затем на панихидах по Сергее Пальянове и Пиминове, в-третьих, по приходе домой с панихиды по Пиминове, когда Господь двукратно избавил меня по молитве покаяния от озлобления и ужасного мучения (на нищих я сердился); в последнем случае я ходил по двору и глубоко и сильно каялся, долго каялся, крайне теснимый злобой диавольской, наконец крепкая вера и упование с крепким покаянием преклонили благость Божию к помилованию меня, окаянного, и я ощутил с радостью душой своей милость во мне Божию. Слава долготерпению Твоему, Господи!

Генеральше Надежде Николаевне Николаевой написать письмо вскоре. О воздухах написать.

Враг иногда смущает меня во время причащения вкусом вина (что нехорошо) и крайне уязвляет, но потом покаянием в сомнении и малодушии и восстановленной в глубине сердца твердой верой в непреложность Таинства совершенно умиротворяюсь благодатью Божией. Слава истине Божией, пребывающей во век.

Надлежит нам исполнить всякую правду [Мф.3:15].

Два часа утра. 6 января 82 года. Произошло блудное искушение во сне от употребления ужина, хотя и легкого, от питья на ночь вина и от очень теплого одеяла ночью вследствие холода. Очисти, Господи, милостью Твоею. Бесконечная святыня Твоя да одолеет и да очистит, отмоет нечистоту во мне диавольскую. О, прелесть всепагубная, всерастлевающая, всеоскверняющая!

Как нужно беречься всего способствующего греху, пролагающего удобную стезю греху. Всяк же подвизаяйся от всех воздержится, да неистленен венец приимет [1Кор.9:25].

На великий и всеспасительный праздник Крещения поругался надо мною во сне супостат диавол – поругался над великим, святым, чудным даром и способностью чадорождения, над святыми, жизноносными, сладкими удами деторождения, над святой, неблазненной дверью рождения, ибо всё свято создано Богом, все члены созданы целесообразно, а не для мечтания суетного и страстного, не для страсти, не для растления, не для осквернения, не для отчуждения от Бога и сочетания с врагом Божиим. Господи! Помилуй нас и отыми прелесть от удов наших.

6 января

Благодарю Господа, явившего мне чудесную помощь во время утрени и ранней обедни: при говорении молитвы Христе, Свете во время обедни после отпуста литургии и на панихидном отпусте за скрадение слов враг люто терзал меня, но Господь избавил. На панихиде у Сергия Пальянова в конце озлобился на дьячка за тягу голосом, и враг сильно мучил меня, пока я не пришел в собор и не приложился с верою и покаянием к святому престолу, и Господь помиловал. Поежился я до изнеможения от жала бесовского. О, как ловит враг! Как ищет поглотить, погубить! И что если бы не Господь, спасающий меня благостно могуществом державы Своей! Скоро я погиб бы, ужасной сделался бы снедью и брашном врага!

7 января

Утро. Благодарю Господа за троекратное превеликое спасение во время и после утрени от мертвости и болезненности греховной, бывших вследствие избыточного употребления вина у Я. К. Маркова и вследствие блудного наваждения при выходе из церкви и благословении девиц юных. Возвратясь в алтарь, я в покаянии с молитвой о спасении приложился к святому престолу, и Господь помиловал меня, очистив и оживотворив, умирив меня. Слава Спасителю Богу, хранящему меня и соблюдающему от растления. Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя115 вся. Сладко сегодня славословил я Господа крестившегося и Предтечу крестившего! Благодать Божия лилась из уст моих свободно, искренно, просторно, радостно, дерзновенно, торжественно. Слава Господу Богу моему!

8 января

Пятница. Благодарю и превозношу Господа, избавившего меня от величайших искушений и душевных бед вчерашний день во время соборной литургии (отпевание Пальянова сына), когда я был крайне немощен от великих трудов и малого сна и сон смертельно одолевал меня во время службы, так что я едва не ушел и не лег; я только часто кланялся, стоя у престола, чтобы не заспать (страшное томление!), но когда сподобил меня Господь причаститься Святых Таин, тогда я вдруг чудесно ободрился. Божественная жизнь проникла меня, и я с торжествующим лицом вышел на отпевание; хорошо, сердечно пел и говорил возгласы, только при чтении разрешительной молитвы смутился и сбился от действия вражия и пропустил много из средины молитвы, чрез что враг убил меня, лишив благодати и мира, но я сердечно в покаянии припал к святому престолу Божию и опять избавился от смерти и исцелел душой. Благодарю Господа, избавившего меня от козней демонских по молитве в квартире Пименовых пред панихидой (Филипп Степанов и семейство его), потом в квартире Ксении Григорьевны и Андрея Петровича на молебне, затем в госпитале у Каменецкого пред молебном, – о, какое великое избавление! Затем по приходе в церковный дом после дела с нищими я опять был поражен в сердце смертельно и после продолжительного покаяния на ходу – о, бездна милосердия Божия! – опять получил от Бога моего жизнь и мир, свободу и дерзновение! Слава за всё Господу, наказующему меня отечески и милующему державно!

После утрени. Благодарю Господа, избавившего меня во время утрени от грехов моих (жестокосердия, немилования и плотоугодия), умертвивших душу мою, и даровавшего мне вместо тесноты пространство, вместо смятения мир. Благодарю Господа, избавившего меня в другой раз от лицеприятия и плотского сладострастного движения сердца и всадившего за покаяние и желание нелицемерное любовь Свою Божественную, которой нет ничего разумнее, дороже, животворнее, сладостнее.

9 января

Утро. После ранней обедни с утреней. Удивил Ты, Господи, и нынешний день милости Твои на мне, как и вчера. Во время утрени Ты помиловал и оживотворил чудно меня, покаявшегося в злобе своей на рабу Твою Параскеву Ковригину, требовавшую причащения и предварительной исповеди. Потом во время обедни в начале, как и потом, Ты опять оживотворил меня, мертвого прегрешеньми моими – чревоугодием и сластолюбием (на поминках у Пиминовой ел суп скоромный, стряпанный по инициативе Филиппа Степанова, и вообще гастрономически наслаждался, окаянный, за то и возрастил в себе крайнее внутреннее сладострастие, так что, даже глядя на больных женщин, смущаюсь). Во время причащения внутренне вознегодовал на дьячка и почувствовал к нему озлобление за то, что не пел заупокойного причастна, а начал читать канон ко причащению (для Ковригиной), хотя я ясно говорил; но благодатью Христовой, просветившей сердечные очи мои и смягчившей сердце, одолел злобу и причастился спокойно.

Заамвонную и отпуст читал с великим дерзновением, сполна. Но после отпуста на второй панихиде, скраденного и не выговоренного сполна по смущению и боязни, от диавола наведенных обычно, я лишился благодати, мира и дерзновения, подпал под власть диавола, который нестерпимо жалил, теснил, мертвил меня, поверг в стыд и срамоту, в озлобление на всех, подходивших к благословению, и на Ковригину, и едва избавился я от мучения чрез покаяние милосердием Божьим в причащении (потреблении) Святых Таин. Но какая дивная небесная благодать от причащения Святых Таин! Какое обновление! Какой мир небесный! Какая легкость, сладость! Что после этого мирская жизнь? Что наслаждение пищей и питьем? Что земные утешения суетные? Что все сладости земные? Что тленная красота земная? Что слава земная? Что богатство земное? Что чины и отличия человеческие, а не Божии? Что роскошные палаты? Что скипетры, престолы, короны, величественные церемонии земные, торжества, зрелища, всякие увеселения? – Ничто в сравнении с наслаждением, величием, торжественностью, Божественным богатством литургии, богатством очищения грехов, освящения, мира, сладости, легкости, обожения, бессмертия, правды, святыни! Слава величию, красоте небесной, сладости, богатству литургии. В ней Господь воистину истощил к нам всё величие Своей благости, любви, премудрости, правды и милости, Своего Божества и обожения нас, недостойных, растленных, скверных, погибших!

Вчера во время и после соборной литургии как Господь чудесно оживотворил меня после тяжкой борьбы с противными силами пред причащением (слезы покаяния и умиления при произнесении слов: Приимшпе... Пиите... и призывания Святого Духа)! Какую новую, легкую, свободную, премирную жизнь я получил благодатью Христовой, когда причастился Святых Таин! А при отпевании находясь и поборов противные злые силы, смущавшие меня, как я умиротворился, возмогши над полчищами демонскими! Какая несравненная жизнь после неосужденного причащения Святых Таин! Какое обновление! Кто возглаголет силы Господни [Пс.105:2]! Вчера вечером у Анны Герасимовны служил молебен и благодатью Христовой победил страсти свои (гнев, нетерпение, подозрение) и успокоился, добре отслужил молебен. Слава за всё Господу! Царствие Божие внутрь вас есть [Лк.17:21]. Приблизилось Царство Небесное [Мф.4:17]. Се, Я с вами во все дни до скончания века [Мф.28:20]. Или вы не знаете... что Иисус Христос в вас? [2Кор.13:5].

* * *

Вечер. Четыре часа. Благодарю Тебя, Господи, яко совершил еси во мне чудо милосердия и спасения Твоего от адской тесноты, скорби и срамоты, постигших меня пред самым пятым уроком (в третьем классе) в сборной ученической комнате за то, что я сказал блазнительное слово о бывшем воспитаннике гимназии, потом студенте университета Пальянове, только что умершем, учителю Николаеву Семену Ивановичу. О, как тяжело было мне в классе! И я прибегнул к тайному, глубокому покаянию и молитве ко Господу, и Он удивил на мне скоро великую милость и всемогущую силу Свою и избавил меня от тесноты и смерти душевной. И я славлю Его за спасение Его.

О, сколь пренебесна, свята, Божественна, боготворна, всемогуща, вседейственна литургия! В ней Сам Агнец Божий ходатайствует за всех, единственный Ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус [1Тим.2:5]; по Его благодати ходатайствуют за нас Божия Матерь и все святые, которых мы благодарно и благоговейно воспоминаем на ней несколько раз; в литургии соединяются небо, земля и преисподняя.

10 января

Воскресение. Благодарю Господа за помощь Его вчера при служении вечерни и всенощной, за избавление от козней вражиих и дарование умиления, за непреткновенное чтение Евангелия и за избавление от ядовитого угрызения змия после большого отпуста, потом во время молебна от злого упорства и неохоты сердца служить молебен; я уходил несколько раз в алтарь припасть к святому престолу с молитвой о благопременении сердца, и Господь пременил: я служил непреткновенно и охотно, смиренно. Потом Господь дома принял мое покаяние в обиде нищих, на коих я кричал, называя их голодной армией и отсылая громко к губернатору, полицмейстеру и в Думу.

11 января

Благодарю Господа за чудеса милосердия Его во мне, которые удивил Он на мне ради превосходящей благости Своей и ради усердного глубокого покаяния моего с верой несомненной и надеждой твердой. Господь избавил меня сейчас от лютой скорби и тесноты, постигших меня за жестокосердие к нищим, за скудную милостыню и за огорчение на них и за отсылание их к властям и богатым людям. Я крепко каялся, ходя после утрени по двору церковному, и Господь милостиво принял покаяние. А во время утрени Господь избавил меня неоднократно от козней врагов невидимых, ущемлявших сердце мое.

Благодарю Господа за вчерашнюю милость Его и помощь при служении молебнов пред обедней в доме Осиповой, в Коммерческом клубе и у Стефаниды милостивой при служении литургии поздней воскресной, за причащение животворящих Таин, за облегчение при чтении заамвонной, за поучение, данное Им мне утром в два часа, и за избавление от адской тесноты пред потреблением Святых Даров и при потреблении их. Один помысл во время причащения, что я взял тридцать копеек из кружки для доплаты за церковное вино, смутил меня и дал в сердце место Велиару, сильно меня смутившему и уязвившему по причащении. О, как тонко он воюет против меня!

* * *

Пред вечерней. Господи! Сколь велики милости Твои ко мне были сегодня – выразить того не могу, так они велики и животворны! В начале литургии Ты избавил меня, Владыко, по молитве покаяния от величайшей смертной тесноты, потом после великого входа, а в причащении Святых Таин я сподобился такого избавления, такого мира, дерзновения, такой Божественной жизни и силы, радости, что был как бы неким богом по обожению, величию внутреннему, по силе мира, по широте душевной; по окончании второй панихиды запнул было враг, но при потреблении Святых Даров благодатью Божией одолел его. Осуждаю себя за то, что после молебна у Никоновых (Дмитрия Николаевича и Марии Владимировны) ел с жадностью пирог с рыбой и много поел, чем одебелил свое сердце, лишил себя легкости, мира, ясности, чистоты, тонкости сердечной, силы, дерзновения. О наслаждение пищи! Как много ты вредишь духовной жизни! О, жадность и алчность наша!

* * *

Вечер. Благодарю Господа, удивившего на мне милости Свои во время совершения вечерни и даровавшего мне великое и скорое избавление от козней вражиих и величайшее дерзновение в служении, потом избавившего меня от своенравия и упрямства, неохоты, противления служить молебен напутственный офицеру Николаю Тимофеевичу и Евдокии Гавриловне Александровым и благопременившего сердце из неохотного на доброхотное.

Десять с половиной часов вечера. Превозношу милость и благопослушество Господа моего, принявшего тайную покаянную молитву мою об очищении нечистоты сладострастия блудного сердца моего двукратно: во-первых, в шесть часов вечера, а во-вторых, теперь, в десять с половиной часов. Сколь сладостно, премирно, животворно поминовение Божие, изглаждение прегрешений моих, обновление, [или] оживотворение, обожение! И еще позже Господь даровал новое очищение! Люди, гоняясь за удовольствиями плотскими, как бы знать не хотят, что эти удовольствия оскверняют в них и в других людях, коих они вовлекают в соучастие плотского удовольствия, образ Божий, что они ругаются над чудным, величественным, прекрасным, свято сотворенным созданием Божьим, каково есть существо человека, душа и тело его, что они ругаются не только над всем человечеством, живущим на земле и имеющим одинаковую с ними природу, но и над святыми угодниками Божьими, преселившимися в Небесное Отечество и имевшими одинаковую с нами природу, хотя очищенную и освященную Духом Святым. О, как велики, тяжки, гибельны последствия греха! Как нелеп грех, дерзок, безумен, прелестен, обворожителен, пагубен!

12 января

От вчерашнего сырого воздуха в квартире Ольги Афанасьевны или от питья хересу в значительном количестве во время утрени и второй ранней обедни было со мною такое ужасное искушение и одоление от врагов, такое уязвление и удавление, что я не знаю, как и отслужил Божественную службу, особенно раннюю обедню: разгневался на сторожа Прокопия самым острым образом, хотя тайно (неправедно, как после узнал), так что едва мог подавить огорчение пред совершением и во время совершения Таинства Тела и Крови Христовой, – победил, однако же, бесплотного милостью Христовой, к которой воззвал усердно, и причастился неосужденно. После обедни высказал Прокопию свое неудовольствие. Днем в двенадцать часов на молебне у господина Кошуняева (Михаила Ивановича) в Красной улице в доме Сидорова опять ужасное искушение по поводу драгоценного наперсного креста: боялся, чтобы не задымился от кадила! О, глупость! О, безумие! О, тщеславие и суетность! Лишился благодати Божией, мира, свободы, света, разума, впал в смятение, тесноту, срамоту; весь молебен в смятении и срамоте! Потом шел в гимназию и молился, каялся крепко, и Господь послал чудесную помощь в самой гимназии, в прихожей, где я продолжал молиться, – чудо великое совершил во мне Господь, избавив от адова мучительства. За вечерней новое ужасное искушение, смущение, боязнь, бессилие сердца справиться с собою, так что я не мог говорить ектении великую и просительную и всю вечерню испортил. Опять молитва покаяния – и опять милость! Слава Господу!

Без вины виноват. Я бываю иногда в таком раздражительном, мнительном, подозрительном состоянии, что людей, соприкасающихся мне по службе, по житейскому союзу родства, [по] общественной молитве и прочему, нередко из-за пустых, кажущихся или действительных причин ненавижу, презираю, раздражаюсь на них, считаю их врагами своими, сам волнуюсь, терзаюсь, страдаю в душе, доколе не познаю своей прелести и не раскаюсь в своей неправде и не примирюсь в душе с подозреваемыми мною, оправдав их и обвинив себя.

Согрешил я тяжко пред Господом, возроптав на Него за крайнее множество нищих, коих приходится наделять мне часто с досадой и огорчением каждый день (человек триста), и что общество нимало о них не заботится. Но оскудел ли я при ежедневной подаче милостыни? Нет, ибо Господь всегда посылал мне на их долю. Конечно будет посылать и впредь, но я маловерен и малодушен, самолюбив, корыстолюбив, не боголюбив, нетерпелив. Помилуй мя и подкрепи меня, Владыко всеблагий, все- щедрый, всемогущий, всеправедный, о всех промышляющий. Разве рука Господня оскудела? [Числ.11:23].

Во время вечерни очень огорчился и разгневался на алтарного сторожа Прокопия за помарку сукна подножного (нового) деревянным маслом и не мог служить, выговаривать прошений великой, просительной и сугубой ектений, причиной чего было, кроме огорчения, и чревообъядение (у двух именинниц сегодня и вчера вино у духовной дочери Ольги). Помилуй мя, Владыко! А еще готовлюсь всякий день к причащению Святых Таин! Где воздержание? Где совершенное беззлобие? Кротость? Смирение? Терпение?

13 января

Утро. Благодарю Господа, явившего мне величайшую Свою скорую помощь при служении утрени с избавлением от смертоносных козней вражеских (из-за помысла о изящном, дорогом шелковом платке крепко возмутил меня враг и убил, и только усердной молитвой и покаянием искренним я избавился от смерти и бессловесия душевного). Потом при чтении канона смущал и жалил меня жалением утраченных книжек житий святых, отданных воспитанникам гимназии; молитвой избавился от козней, хотя не совершенно. По приходе домой Господь избавил от блудного беса за покаяние и молитву усердную. Искушение было чрез зрение.

Литургия нынешнего дня была для меня по милости Божией временем многократного торжества над грехами и немощами моими и невидимыми врагами, жадно ловившими и уязвлявшими меня; причастился по благодати Божией неосужденно, но когда не совсем до глубины души дошла благодать причащения Святых Таин и в этой глубине оставалось некоторое место Велиару, не допускавшему водворения совершенного мира и дерзновения в сердце, я усердно помолился Господу, да внидет во глубину души моей и да не даст ни на стопу ноги места диаволу, и Господь наполнил всю душу мою! И какое торжество для меня после этого было! Как торжественно, свободно, дерзновенно, громко я читал заамвонную молитву! Как говорил отпуст! Слава Господу! Потребив Святые Дары, я исполнился всей полнотой Божией. Но враг хитер и тонок. Он при выходе из церкви и здорованье со старостой каким-то помыслом уязвил меня, и опять молитвой покаяния я избавился от него по приезде в гимназию. В гимназии я был в Боге и Бог во мне.

Благодарю Господа за святую Его помощь мне во время вечерни, за многократное избавление от ядовитых угрызений Велиара и мирное служение, также за избавление от ядовитого угрызения имеющего державу смерти после вечерни и дома от блудного яда, поразившего душу за сладострастное воззрение на девицу. Я искренно помолился, покаялся, осудил себя – и помилован.

14 января

Отдание праздника Богоявления. Во время утрени и ранней обедни на первой была до смерти тяжелая борьба с бесами и плотскими страстями из-за вчерашней ласки ко мне и взаимно моей к молодой женщине, духовной дщери моей. Да не дозволю себе впредь особенно ласково общаться с женщинами, особенно юными. Благодаря неизреченной милости, скоропослушеству и благоуветливости Божией страсти и духи нечистые побеждены, но каких усилий это стоило? Сколько было борьбы до почти кровавого пота? При употреблении Агнца враг возмутил меня безделицей: пустотой Агнца ([не натертая] просфора), крайней его рыхлостью, а это стоило борьбы великой, чтобы не на хлеб надеяться, не на густоту смотреть, а на Самого Агнца под образом этого хлеба, Агнца, вземлющего грехи мира. Не хлебом одним будет жить человек [Мф.4:4].

15 января

Сегодняшняя утреня была для меня днем чрезвычайно, смертельно острых искушений вследствие, с одной стороны, вчерашнего пресыщения пирожками (семга, кильки крайне соленые) и запаха кожи у кожевника Кузнецова, с другой стороны, малой простуды, также засорения желудка; мнительность и раздражительность достигли крайних пределов, я сердился ни за что на дьячка по одному неосновательному и глупому подозрению (удара кулака по налою при чтении канона); гортань была засорена, отхаркивался постоянно; молился и каялся со слезами об избавлении от искушения врагов бесплотных, нещадно меня язвивших в сердце, и едва слезами умолил Господа, прогневанного моими грехами. За обедней тоже крайне тяжкие искушения, теснота, скорбь, уныние, уничижение и упадок духа, удавление от духов злых. Сколько слез, припаданий к престолу, молитв стоило мне хотя несколько освободиться от давления демонского! Молитвы о царе после сугубой ектении не мог читать и на половине кончил от насилия демонского! После причащения оживотворился, но при чтении заамвонной молитвы опять допустил овладеть собой духу малодушия и боязни, уничижения и срамоты и не мог кончить ее надлежащим образом, а пропустил много слов; отпуст скрал от внутреннего удавления демонского, и потом опять новое давление, теснота, смерть, едва не отчаяние от непрестанной злобы диавольской; верой, покаянием, молитвой тайной, упованием твердым сломил врагов бесплотных благодатью Христовой и вышел к народу победителем о Христе, торжествующим над полчищами демонскими; потом служил панихиды мирно, величественно (две панихиды [...] Тельмяковой). Потребил Святые Тайны животворно, обновительно. Слава Богу! Ухо левое (здоровое) несколько ноет. Уврачуй, Господи!

16 января

Утро. Благодарю Господа, избавившего меня по молитве покаяния от сладострастных помыслов, чувств и поползновений, гибельно увлекавших меня после того, как я только взглянул на сидевшую на корточках девицу и чистившую посуду (пред утреней), и даровавшего мне здравое духовное мудрование, истребившее всю прелесть блудную благодатью.

Благодарю Господа наипаче [за избавление] от страшного, всепотопляющего насилия бесовского во время утрени и обедни, особенно во время причащения духовных сестер (враг искушал чрез воздушность, крайнюю рыхлость Агнца; на просфорницу негодование – о, алчность!). От Агнца ли я требую веса и густоты? Требуй этого от простого хлеба, а не от Тела Христова! Где же вера собственно в Агнца Божия? Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь [Ин.6:63]. Из-за такого лукавого, мертвящего, омрачающего, утесняющего, позорящего мудрования плотского я не мог выговорить молитв пред причащением: Верую, Господи, и исповедую... Вечери Твоея... Да не в суд или во осуждение... Враги одолели меня, похитили веру, мир, тишину, свободу, дерзновение, правду Божию из сердца моего, упование и любовь. Оскорбил я своей страстной жизнью Таинство пренебесное, животворящее, Таинство духа и жизни, Таинство бессмертия, правды и святыни. Долго я боролся потом по окончании обедни с этим искушением и по милости Божией, по глубокому покаянию и молению победил благодатью Святых Таин, которые совершенно оживотворили меня. Причина моей душевной слабости, страстности, диавольских сильных искушений, боязни, страха, омертвения вражеского есть чревоугодие и вино, сласти: они меня расслабили, чрез них враг увлекает меня нагло. Вот и теперь (двенадцать часов дня) враги увлекли меня к блудному поползновению чрез сладкий чай, черный хлеб и булку с маслом, и легко, точно по маслу, увлекли меня.

Когда я примусь за деятельное любомудрие: воздержание, пост, непрестанное богомыслие? Ублажаю деятельных любомудрецов – святых мучеников и прежде их апостолов, святителей, за ними преподобных, бессребреников, – потрудились премудро, терпеливо, постоянно, неослабно и за то вечно радуются, живут в Боге.

Благодарю Господа, сейчас державно избавившего меня от насилия страсти блудной.

Вечер. Благодарю Господа за бесконечную благость и милость ко мне грешному и за крепкую силу Его во мне, явленные в пять и три четверти часов вечера, когда я пришел в собор пред всенощной в великой скорби и смертельной тесноте и тоске после неудачного молебна у Ант. Васильевича и Марии Терентьевны, служенного с огорчением на отца Александра Таратина, расхищающего братские доходы от славления Христа в праздники в свою пользу. (В Крещенье доставил только пятьдесят восемь рублей вместо семидесяти или семидесяти пяти рублей.) Я покаялся в безрассудном своем огорчении, которое не может исправить брата и не возвратит похищенного; сказал себе: Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие [Пс.36:1]. Осудил себя самого во вражде, зависти, корыстолюбии, алчности к деньгам и к пище, питьям, сластям плотским, и всепокрывающее милосердие Божие оживотворило меня, мертвого по грехам моим, я ощутил в себе вместо ада небо и рай. Слава Богу!

17 января

Воскресение. В двенадцать с тремя четвертями часов я подвергся крайне острому, смертоносному искушению по навету дьячка Быстрякова и диавольскому на брата Александра, священника соборного, который сильно похищает братские доходы, особенно славленные (пятьдесят восемь рублей в Крещенье собрал якобы по Господской улице в два дня). Я лишился мира, любви, весь подвергся крайнему смятению, злобе, ярости, гневу, зависти, ропоту, сребролюбной алчности, унынию, малодушию, страданию, самопотере, весь омрачился, потерял всякое самообладание, благородство, мерность, кротость, спокойствие, доброрассудность, мягкость и ласковость нрава; по-видимому, целый легион злых духов воцарился во мне – так мне было тяжело, безрадостно! Я оставил Господа, увлекшись корыстью, враждой, подозрением, и Господь оставил меня!

Благодарю Господа, державно избавившего меня во время утрени, во время шестопсалмия, от величайшей скорби и тесноты и даровавшего мне благодать прочитать и пропеть стихиры и каноны с ревностью и радостью великой; благодарю за голос чистый, громкий, легкий; благодарю за причащение Святых Таин животворное. Вино было очень нехорошее, кислое. (Настоятель пьет дома лучшее вино, а в церкви для Таинства допускает худшее – ладно ли?) С часу до девяти вечера я был в смертельном, острейшем искушении по причине корысти и по заблуждению насчет отца Александра, якобы утаивающего много славленных денег; сколько я молился в ужасной тесноте, скорби, страдании душевном, волнении, смущении, остром воспалении души и тела – и долго не мог избавиться; только пред совершением Таинства Крещения (в доме Цепова на вышке по Медвежьей улице и у Абрамова) Господь сотворил во мне чудо милосердия, избавив меня от тесноты и скорби, воскресив как бы от мертвых душу мою после коленопреклоненной тайной молитвы пред образом Спасителя и даровав мне спокойно, благодерзновенно совершить Крещение. В десятом часу вечера я нарочно сходил к отцу Александру переговорить касательно славленных денег, и вышло на поверку, что он предоставил не пятьдесят девять, а шестьдесят девять рублей с креста; я успокоился, дело уладилось, я примирился с отцом Александром. Итак, диавол оклеветал мне чрез дьячка Арсения и дьячка Михаила Быстрякова отца Александра и мучил меня ни за что (за страсть мою к корысти, за маловерие, за ненадеяние на Господа и надеяние на деньги: вот и верь людям, сторожам: вперед сам узнай дело). Помилуй, Господи! (В тесноте и скорби и досаде вчера вечером нищего посадского выдрал сильно за волосы и на землю повалил обеими руками, потом раскаялся в доме Цепова на вышке; Господь совершил чудо милосердия со мною.)

18 января

Благодарю и превозношу Господа, споспешествовавшего мне сегодня благодатью Своею совершить непреткновенно раннюю литургию в соборе и причаститься животворно Святых Таин и победить ими искушения врагов бесплотных. Благодарю Господа, благопослушливо помиловавшего меня многократно, когда я взывал к Нему о помиловании после поползновений греховных, особенно сладострастных, бывших после обедни дома. Благодарю Господа, помиловавшего меня и избавившего от тесноты во время вечерни (по поводу подозрения отца Александра в утайке доходов церковных). Благодарю Господа, избавившего меня от тяжкой тесноты в седьмом часу вечера, когда я помолился Господу тайно о сем, и даровавшего мне мир, дерзновение, легкость, ясность, свет, силу. Благодарю Господа, избавившего меня от скорби и тесноты, постигших меня за жестокосердие к двум нищим, преследовавшим меня по дороге, и даровавшего простоту, мир и спокойствие.

Сладости хочешь? Источник всякой сладости в Боге: Он истинная, нетленная, непорочная, чистейшая, нетленная, вечная сладость. Пищи, питья алчешь и жаждешь? Он есть нетленная, истинная, вечно жизненная, укрепляющая, веселящая пища и трезвенное, веселящее питие. Богатства желаешь? Он есть богатство неисчерпаемое, нетленное, и стяжавший Бога есть истинный, вечный богач. Что лучше богатства обожения, какое земное богатство? Достоинства, возвышения желаешь? Опять истинное достоинство, величие в Боге, создавшем нас по образу и подобию Своему. Мира душевного ищешь? Он есть мир наш [Еф.2:14]. Силы? Он сила наша, всемогущая сила. Любви и взаимности ищешь? Он есть вечная, нетленная, всеблаженная Любовь и любящих Его любит крепчайшей, вечной, сладостнейшей, богатейшей любовью, николиже отпадающей. Света, огня духовного ищешь, просвещающего и воспламеняющего душу? Бог есть свет неприступный, Он огнь, поядающий всякую нечистоту греха, и огнь животворящий, просвещающий, очищающий, освящающий, воспламеняющий сердца любовью вечной, всеблаженной, – словом, Бог всё для наших душ, а земные блага тленны, обманчивы, преходящи, наподобие сновидения, дыма, пара.

Ищи прежде всего Царствия Божия в себе и правды Его, и все земные блага приложатся тебе [Мф.6:33]; пусть будет в душе твоей мир, братская, искренняя, нелицемерная, всё терпящая, всё покрывающая любовь, кротость, смирение, миролюбие, терпение, милосердие, искреннее доброжелательство, чистота и целомудрие, верность, честность, уважение ко всем, готовность служить всякому теми дарами и способностями, кои дал тебе Бог, и тем положением служебным, в коем находишься. За деньгами всего меньше гоняйся или, лучше, вовсе не думай о них и не ревнуй лукаво обогащающимся чрез утайку, кражу, хищение, обман, вымогательство, ибо это гибель душе и телу таким образом обогащающихся; уповай на одного Бога: Он твое богатство, Он твой Промыслитель щедрый и что обещал, то исполнит. Да и твое состояние как священника, притом уважаемого, обеспечено: ты зависишь не столько от трудов и заработков твоих собратий, сколько от твоих собственных трудов, коими и братию обогащаешь. Это дар тебе от Бога – своими трудами служебными обеспечивать и телесную жизнь свою, телесное довольство свое и других. Благодари Бога и трудись в молитвах и славословиях Бога, в совершении Таинств, в служении духовным нуждам ближних, а лукавнующих из братии предоставь обличать Всеведцу и всеправедному Судии Богу. Он умучит их совестью их, будь только сам верен и честен да не забывай нищих. Немилосердых из братии обличит Господь скоро, потерпи – увидишь, что будет с их неправедным, накопленным алчностью и жестокосердием богатством, тогда как столь много нуждающихся, голодных, нагих, беспокровных кругом и около. Они ругаются, смеются и над бедными, и над подающими милостыню, но это недолго продолжится: милостыня восторжествует на Суде, только бы она была богоугодная и правильная, без ропота и досады, без тщеславия, без гордости и уничижения, не подневольная, вынужденная, ибо доброхотно дающего любит Бог [2Кор.9:7].

Помни, как измучил тебя демон, когда ты огорчился по подозрению на собрата иерея Александра в утайке им славленных и других денег доходных, какой ад был в душе твоей. Ты отпал от любви к Богу и ближнему, все как враги стали для тебя и на нищих ты озлобился. О, какой ужасный, смертоносный яд сребролюбие! Будь доволен тем, что имеешь: Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя [Евр.13:5]. Взращивай всегда в себе любовь к Богу и ближнему – это единое на потребу.

20 января

Благодарю Господа за скорое, щедрое, славное избавление от греховной тесноты и смерти моего недостоинства во время утрени 19 января. Благодарю Господа, двукратно избавившего меня по молитве моей покаянной от блудного демона, сильно жалившего меня и умерщвлявшего бедную душу мою.

Чего требует Господь от молящегося? – Сердца горящего, веры несомненной, надежды твердой, желания, чтобы мы искали святыни, правды, бессмертия, вечных благ, а не временных только.

Приблизилось Царство Небесное [Мф.4:17]. Царство Небесное является в любви христиан к Богу и во взаимной святой любви и помощи, милосердии, кротости, беззлобии, терпении за веру и благочестие христианское.

Благодарю Господа за избавление от острого искушения (подозрения, рвения и зависти), дарованное мне пред утреней во время прогулки по церковному двору за слезное, глубокое покаяние.

В храме Вечный обручает Себе вечные души, созданные по образу Его и по подобию.

Священник – молитвенник от лица всех и за всех. Какая должна быть у него любящая, возвышенная, бесстрастная душа, [ведь он] совершитель великих, пренебесных, новотворящих, животворящих и боготворящих Таинств, пастырь и руководитель к христианской правде, добродетели и совершенству и к вечной жизни.

* * *

Благодарю Господа за вчерашнее неоднократное избавление меня от козней демонских во время утрени и в начале ранней обедни и за небесный мир и чудное блаженство сердца моего в Боге до Херувимской песни. Потом нашла на меня волна Велиара и едва не потопила меня и не умертвила из-за пристрастия моего к красивому, мягкому, тонкому, художественному тлену (полученному мною платку шелковому, лежавшему дома в комоде); только верою, [доброрассудительностью] и слезами покаяния да надеждой на Бога избавился я от этой смертоносной волны и совершил литургию со слезами умиления. Причастился неосужденно по милости Божией. На панихиде при говорении отпуста одолел врагов благодатью Христовой и дерзновением во Христе (лицеприятие и увлечение сердца плотской любовью). Во время вечерни опять спасение Божие явлено мне.

Что это со мною? Точно я людей не видел порядочных. Сегодня у капитана первого ранга Барташевича Андрея Ал. служил молебен благодарственный и ектении говорил боязливо, робко, комкал и пропускал слова, Евангелие читал робко, смутно и недочитал всего (блазнили девицы,

дочери его), весь я не свой был, насильствованный и убитый злым демоном; у Карповица по панихиде и пред панихидой ужасно что со мною было: смущение и боязнь бесовская совершенно обуяли меня по причине встречи с людьми или совсем незнакомыми, или мало знакомыми, или которые и знакомы, но никакой ласки и гостеприимства мне не оказали (корыстная любовь, лицеприятная), например Морозова с дочерями. Надобно мне укрепить душу молитвой, постом, чтением слова Божия. Господи, помоги мне, избави мя от смущения и боязни, яже от диавола мне прибывающих, даруй чистоту сердечную, любовь нелицемерную, бескорыстную, мирную. Благодарю Тебя, Господи, услышавшего молитву мою пред панихидой и помиловавшего меня великой милостью и избавлением. Утопающего, спаси меня, Господи, яко Петра.

Благодарю Господа за совершенную добре благодатью Его литургию раннюю и за неосужденное, животворное причащение Святых Таин с победою над врагами спасения.

21 января

Благодарю Господа за избавление во время утрени от смертельной тесноты и скорби, постигших меня за жестокосердие и неподачу милостыни нищим, гнавшимся за мною. Я искренно покаялся в своем грехе, сознал, что нищие бедствуют, голодны, не имеют одежды и обуви и даже ночлега и бродят иные всю ночь по улице, и умилился о их бедствии, и смягчилось сердце мое.

После сна в одиннадцать часов дня я подвергся страшной вражеской агонии, смертельно смущавшей, мучившей и умерщвлявшей мою бедную душу из-за великолепного платка шелкового, впервые доставшегося мне на крестинах; только пришедши в собор и приложившись к святому престолу с искренним покаянием и упованием, я сподобился прощения во грехе пристрастия к красивому тлену, разрушения во мне диавольских страшных оков смертных, уврачевания, мира, свободы, оживотворения. И как я был рад, освободившись как бы из ада преисподнего! Как благодарил Господа! Панихиду у Карповица служил порядочно, но ектении не выговаривал отчетливо, и отпуста не выговаривал, и почти прямо вечную память возгласил.

Благодарю Господа за избавление меня от новой душевной тесноты и смерти в гимназии в швейцарской комнате (прихожей общей). Тесноте подвергся за жестокосердие и неподачу нищим, гнавшимся за мною, и за огорчение и озлобление на них. Я в покаянии искреннем умолил Многомилостивого, и Он помиловал и оживотворил меня, умерщвленного грехами моими. Слава избавителю Богу!

Во время молитвы, да и во всякое время надо помнить, что души наши совершенно открыты и наги, ясно видимы Богу, Богоматери, святым Ангелам и святым угодникам Божьим со всеми сопротивными помышлениями, чувствами, намерениями, и потому молиться надо всем сердцем, всем помышлением, со всей искренностью, горячностью, простотой сердечной.

Надо помнить также, что все мы вместе с Богоматерью и святыми Ангелами, святыми угодниками составляем одну Церковь с Главою Христом, и благоговеть пред Богом, Ангелами и святыми, проводить житие чистое, во всяком благочестии, во взаимной помощи и человеколюбии.

23 января

Суббота. Благодарю Господа, державно избавившего меня от блудного демона, жестоко меня жалившего с крайне сильным подстрекательством ко греху. Я горячо, настойчиво, неотступно просил Господа о избавлении, искренно каясь в своем чревоугодии, которое наиболее было поводом и причиной ко греху. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам [Мф.7:7].

Благодарю Господа за промышление о нищих и за посылку от Ратч трех рублей серебром (вчера) и за дачу рубля сегодня от Ильиной.

Благодарю Господа за чрезвычайную помощь при служении литургии ранней (от Ильиной).

Какая вопиющая несправедливость в распределении труда и вознаграждения за труд! Почти я один работаю в приходе – и получаю вознаграждение не себе, а всем членам причта, которые, ничего почти не делая, получают или более меня (настоятель, который скуп до крайности), или наравне со мною, или несколько менее сложа руки. 25 февраля 82 г.

Часто и пречасто случается по действию диавольскому и моей страсти, что когда нужно спокойно, искренно, просто, чистосердечно, всей силой, всем помышление молиться за вся человеки, за царя и за всех, иже во власти суть, тут же и за себя, тогда этого и не можешь сделать, потому что диавол поражает сердце холодностью, параличом смущения, страха и боязни пред людьми (пред коими надо бы священнику иметь всегда дух владычний, не раболепный, не боязливый, всегда равный себе и твердый), или разными пристрастиями житейскими, например к излюбленным предметам стяжания, сладострастия, отличия и чести, преимуществам пред другими, или страстью гнева и озлоблением, или крайней слабостью, снотворностью, леностью, унынием или завистью. Сколь жалким, окаянным, бедным, нищим, нагим, слепым, ничтожным чувствуешь себя тогда и какую потребность в сверхъестественной благодати Божией, милующей, очищающей, умиротворяющей, помогающей, укрепляющей, водерзновляющей, возносящей от упадка, страха, малодушия и боязни и поставляющей человека выше всех мечтательных бесовских страхов! Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев [Пртч.28:1]. Молитвами святых апостолов и мученик, ихже укрепил еси, Господи, сильными и неодолимыми быти от демонов и человеков, Господи, помилуй, укрепи и спаси мя.

Всякое лицо, даже святое, мужское и женское, всякий предмет, всякое действие естественное, всякое создание Божие, чистое и неблазненное, диавол представляет очам нашим сердечным и телесным в прелести многоразличной, извратительной, блазнительной и глумительной, злобной, сладострастной, мерзительной, поражающей дух наш. О, сколь велика и убийственна прелесть вражия и кто избегнет ее! Смирение, воздержание, чистота и целомудрие, непрестанная молитва, поучение в слове Божием, богомыслие.

Все молитвы, песнопения, чтения церковные, все последования церковных служб для всех людей всех времен имеют неотъемлемые качества совершенной истины, правды, пригодности, благопотребности, животворности, просветительности, умилительности. Скольких людей они обратили к Богу, заставили воздыхать и плакать о грехах, преобразовали из людей грешных, окаянных во святых! Сколько людей подвигли и подвизают на всесердечное благодарение и славословие Всетворца, Промыслителя и Спасителя Бога в Троице! Скольких они сделали подражателями добродетелям святых угодников Божиих! Всё церковное – сладость, сила, правда животворящая.

Если ты на кого-либо почему-либо гневаешься и его не любишь, ненавидишь, отвращаешься, то знай, что ты находишься в прелести бесовской, и постарайся искренно осудить себя самого, а ненавидимого тобою человека оправдать и возлюбить, снисходя к его немощам, погрешностям, ибо все мы немощны, грешны и нет человека без греха.

21 апреля 1882 г.

Погибаю я от чревоугодия и лакомства, нахожусь как бы в предсмертной агонии, страдая от бесовских различных прелестей и страхов, а всё продолжаю угождать этому всегда алчущему и никогда не насыщающемуся демону сладострастия. Избави мя от прелести сей, Человеколюбие!

25 января

Несколько дней кряду у меня в голове тяжелая, мучительная стрельба, периодически повторяющаяся; вчера (24-го, воскресение) утром я был здоров и обедню служил здоровый, но после обедни, когда мой желудок закрепило употребленными Святыми Дарами и вином, у меня сделалась премучительная, адская стрельба, заставившая меня остаться на весь день дома. После сна днем прошла (к пяти часам вечера). Слава Богу. Сегодня Божией милостью здоров. Согрешил: роптал на Господа во время стрельбы, что Бог оставил слугу Своего, не внимает воплю молитвы, от бедствия не избавляет, что-де всё равно: служить Богу усердно или совсем не служить, что нечестивые благоденствуют, а благочестивые мучатся и никто якобы не избавляет. Согрешил нетерпением, малодушием, ропотом; благая принимать люблю, а злых сносить не хочу. Каюсь.

Благодарю Господа, даровавшего мне и здравие, и чистый, громкий голос во время утрени при чтении и пении канона и стихир.

Добрая мысль, которую дай Бог держать в уме и в свое время осуществить. Духовные чада нашей Церкви Православной всячески отчуждены от своей небесной матери Церкви: они распевают в домах голосами и на инструментах светские песни, читают только светские книги, забавляются картами и другими играми в свободное время, а духовных книг, самого Евангелия не читают, священных церковных песней не знают и не поют, не зная церковной музыки, хотя светскую многие знают очень хорошо; думаю устроить общество из членов братства, которое озаботилось бы снабдить мирян за дешевую цену книгами духовного содержания и репертуаром духовных пиес или нотными книгами, содержащими в себе церковные общеупотребительные песни. Членами должны быть мужчины и женщины. Да поможет Бог. А чрез это придан был бы домашней жизни и обычаям домашним характер жизни христианской, во славу Божию и во спасение душ христианских и они более бы сроднились с Церковью и духом ее, как теперь многие отчуждены от нее и многие одичали духовно.

Тяжкая, мучительная стрельба в голове у меня была, как оказалось, пред сильной вьюгой (после двухмесячной бесснежицы). Вот какой барометр верный моя голова! А в теле, или организме, была слабость, вялость, расположение ко сну, физическая утомленность, усталость. Благодарю Господа, сохранившего меня в такой тяжкий период времени! Благодарю Господа за служение литургии соборной на кладбище (Троицкая церковь) и за животворное причащение Святых Таин. (Я полагал, между прочим, что моя головная стрельба от пакости злых демонов. Вчера ужасна она была после обедни.)

Благодарю Господа, избавившего меня после усердной, многократной молитвы покаяния от ужасного натиска блудного вожделения поутру от прелестного воззрения на девицу. Сколь вожделенно было избавление Господне от этого наваждения! Какое спокойствие! Какая свобода! Какое удовольствие духовное от победы над насильником прелестным – диаволом! Благодарю Господа, даровавшего мне победу!

Новую милость и победу над грехом, именно над злобой безумной, даровал мне Господь вечером в доме Мурашовой (Герасима Мурашова жены) в квартире Прокопия Олейникова, в которой я встретился сверх чаяния, неожиданно с Константином Ковригиным, пришедшим без моего ведома и согласия в круг избранный; я очень огорчился этим. Но, помолясь со всеми Господу: Господи щедрый, и милостивый...116 и прочими молитвами, я был помилован и исцелился совершенно.

26 января

Благодарю Господа, избавившего меня по усердной молитве моей покаянной от лютого бодения демонского после искушения в домике Шебуниной (бывшая Ильина, Цитадельная улица) чрез Параскеву Ковригину и мое нетерпение, леность к молитве и упрямство, когда просили меня помолиться о пропавшей девушке Наталье, и после подачи нищему во дворе нашего дома двадцати копеек с неохотой, принудительностью, суровостью, скупостью, нелюбовью и гордостью, в чем я раскаялся. Благодарю Тебя, Господи, яко наказуеши меня непрестанно, да покаюсь нелицемерно, да познаю глубоко грехи мои и да явлюся оправдан Твоею благодатью, милующей, очищающей, освящающей, умиротворяющей, обновляющей, оживотворяющей. Слава всеблагому, бдительному промышлению Твоему обо мне, Господи Боже мой, милость моя непрестанная, великая и неизглаголанная.

27 января

Вчера вечером во время совершения Таинства Крещения у огородника Седелкина за городом я подвергся претяжкому искушению от духов лукавых и от своего пристрастия к тлену: повешен был сзади купели платок довольно красивый и большой, я думал, что он шелковый, и прельстился им (как красивым лицом), и враг сильно смущал, жег, и палил, и теснил меня адски, омрачал, посрамлял, наводил мятеж душевный, крайне мешал говорить (я с великим трудом читал и под конец совсем не мог читать молитв). Я кое-как кончил чин Крещения, весь посрамленный внутренно нелепым одолением врагов. Но когда после совершения Таинства я принес Господу тайное покаяние и молитву об избавлении и помиловании, Господь даровал мне прощение, ослабу, мир и великую милость, и я спокойно беседовал. Слава Господу, непобедимому в милости и побеждающему врагов наших невидимых и превосходящему все беззакония наши.

Благодарю Господа, во время утрени сегодня явившего мне великую Свою милость и даровавшего благодать с великим дерзновением прославить Богоматерь и святителя Иоанна Златоуста, избавившего меня от тесноты греховной в церкви и дома.

28 января

Вчера при служении молебна у баталера117 Петра впал в великую слабость и смущение по причине уязвления сердца добротою – красотой его дочери-девицы и не мог служить молебна как следует, потеряв самообладание. О Господи! Нетленная, вечная, первоначальная, неточная, святейшая Красота и Доброта! Отврати очи мои от тленной, как дым исчезающей, как цвет отцветающей красоты и даруй мне зреть всегда на Твою дивную красоту, проявившуюся во всех Твоих тварях, особенно в тварях разумных, коих Ты создал по образу и подобию Твоему. Разрушь, Господи, мечты сердца моего, всеянные в него диаволом, мечты бесчисленные, отвращающие очи мои от Тебя, вечной истины и правды, премудрости, вечного живота, вечной сладости и красоты.

Празднуем здесь, на земле, весело память святых угодников Божьих, чтобы удостоиться и там, на небеси, слышать шум празднующих в вечном дому Божием, чтобы и они нас вспомнили и ходатайствовали за нас пред Богом.

Спокойно, бодро и мужественно, чистосердечно смотри на всех предстоящих в дому Божьем во время службы, не принимая к сердцу миража диавольского и мечтаний его и не смущаясь ими, ибо все предстоящие – по образу Божию и чада Отца Небесного и у всех общий Искупитель и Избавитель от греха и владычества диавольского. Священник во время богослужения должен иметь взор открытый, спокойный, твердый, владычественный, как образ Владыки всех Господа Иисуса Христа, как пастырь словесных овец, предпочтенный пред ними величайшим преимуществом, хотя и обложенный немощами, подобно им. Ничто не должно омрачать сердца и взора священника во время богослужения, как ангела Господа Вседержителя; все грехи свои он должен повергать в бездну милосердия Божия в искреннем сознании и покаянии.

У Ефрема Леонт. Казанцева с трудом служил я всенощную, доколе благодать Божия не взяла во мне силы: под конец стало больше силы и чистоты в сердце и спокойнее и тверже выговаривал возгласы и молитвы, ектении. Уф! Какое омрачение и обаяние врагов невидимых, препятствующих служить искренно, спокойно, твердо! Господи! Избави меня от козней их милостью Твоею великою. Очисти сердце мое от всякой скверны греховной.

* * *

Десять часов дня. Благодарю Господа, двукратно избавившего меня от великой скорби и тесноты и смерти греховной во время утрени вследствие моего тайного покаяния и сердечной мольбы ко Господу. (Помышление вращалось несколько минут около настоятеля с его богатством: куда, думаю, человек бережет столько денег и почему при такой вопиющей нужде в городе никому не дает?) Я и пожалел его, и позавидовал его богатству, хотя и меня Господь не обидел: я всем доволен с избытком, – и от любви отпал, и впал в смятение мирское, от Бога отступил. Когда благодать во мне восторжествовала и оживотворила меня, о, с какой радостью, торжеством, с какой пространной душой читал и пел я каноны недельным и годовым святым!

29 января

Пятница. Утро. Благодарю Господа, избавившего меня по великой Своей милости от ядовитого угрызения диавольского (подозрительности и озлобления на настоятеля) и от злобы бесовской и даровавшего мне благодать мирным духом, сильным и чистым голосом торжественно славить в каноне Владычицу Богородицу, трех святителей и святого мученика Игнатия Богоносца. Благодарю Господа, избавившего меня от тайного злорадства по поводу избавления от опасности, угрожавшей иерарху Исидору. Я молился в покаянии и со слезами о истреблении во мне этого низкого чувства, свидетельствующего о нелюбви к святителю. Какой я недобрый, развращенный человек! Вместо того чтобы сочувствовать, соболезновать человеку бедствующему, я злорадствую втайне! О, как я должен оплакать многовидный и многобедственный, проклятый грех, живущий во мне, оскверняющий и убивающий меня, унижающий, посрамляющий, омрачающий, растлевающий!

Благодарю Господа, избавившего меня двукратно от нечистого и вредного поползновения по молитве покаяния в четвертом часу вечера.

Двенадцать часов ночи. Благодарю Тебя, Господи, за избавление от греховной тесноты и смерти вследствие искреннего покаяния и молитвы в [...] комнате попечительства после рассуждения учительницы о неудобствах ее помещения (холодный пол). Благодарю Господа за избавление меня от тесноты и срамоты, постигших меня вслед за прелестью в квартире Исидора Мурашова (жена его) пред панихидой о его сыне и во время панихиды. Вследствие этой прелести женской и вина, питого в таможне на молебне, я совсем парализовался в сердце и не мог ни петь, ни говорить и крайне сократил панихиду. Едучи обратно и быв в тесноте и срамоте, я тайно плакал в покаянии, прося [Господа] милостивым быть ко мне и очистить грехи мои, и Господь державно, властно простил меня; я умиротворился и радостно прославил Бога.

30 января

Согрешил пред Господом, пред Богоматерью, пред всеми чинами Небесных Сил и святых угодников Божьих, от века Богу работавших и угодивших, и пред всей земной Церковью, пред иерархами и мирянами, пред домашними моими, пред слугами моими. Согрешил блудным поползновением, и это после того, как я всячески убеждал хранить чистоту мыслей и тела. Чего я достоин после этого? Какого наказания? Я достоин отвержения Божия, казни Божией, как злоупотребивший беззаконно великой благодатью Божией, дарованной мне в благодати священства и в частом причащении Святых Таин Христовых (сегодня я причащался). О, сколько мне нужно слез покаяния и умиления! Но, Господи, как доселе Ты простил мне за покаяние бесчисленные согрешения, так прости и ныне, кающемуся, ради той же милости. Впредь даждь мне совершенно принадлежать Тебе во святыне и правде и милости, в воздержании и чистоте.

Осквернил я в себе образ Божий сластолюбием и сегодня, и прежде давно, и часто, часто. И к чему же приводило меня сластолюбие и разлияние блудное? К растлению, осквернению, сочетанию с врагами спасения, к удалению от Бога – истинного, вечного живота и сладости, истинного блаженства. Я многократно изведал и видел беду мою – да обращусь наконец всецело, всем сердцем, всем стремлением, всей силой и крепостью ко Господу, ожидающему моего покаяния и не губящего меня по делам моим, еще не отсылающего в огонь вечный, не прекращающего еще моего дыхания, моей тленной, временной жизни. Господи! Обрати и спаси мя.

Свойство греха – осквернение души и тела согрешающего и разлучение души от Бога, что ужасно, но вместе его же качество и очищаемость, то есть может всякий грех быть очищен милосердием Божьим ради искреннего покаяния и покаявшийся может стать светлее и выше прежнего усердием своим и благодатью Божией. Поэтому отчаиваться никогда не должно в своем спасении. Иди и впредь не греши, говорит Спаситель, могущий очистить всякий грех и убелить душу паче снега покаянием [Ин.8:11].

Господи! Даруй мне благодать мыслью и всем сердцем гнушаться греха и не соизволять на него в мыслях и в сердце, да не осквернюсь ни в помысле, ни в движении сердца; вся мысль, всё сердце, всё желание к Тебе, моему истинному, вечному животу, да устремится отныне и до последнего моего издыхания. Аминь.

Прочь сосложение со сластью и с родителем страстных сладостей – диаволом. Да соединяюсь непрестанно с Господом.

Благодарю Господа, даровавшего мне слезы умиления по содеянном грехе. 31 января. Утро. Четыре часа.

Вечер. Благодарю Господа, сокрушившего во мне жало сладострастия и отчаяния и оживотворившего меня причащением пречистых, небесных, бессмертных и животворящих Своих Таин. Заамвонную молитву читал свободно, торжествующим духом. На молебне у Филиповича был очень несвободен. На молебне у Федора Васильевича Васильева по молитвам Пречистой Богородицы молился мирно, искренно, с дерзновением, непреткновенно. Слава Богу! Вчера за ранней обедней в Думской церкви (родительская суббота) Господь сподобил причаститься животворно и совершить всю службу непреткновенно. Благодарение Всемилостивому!

Всякая плоть – трава [Ис.40:6]: девица ли прекрасная, юноша ли цветущий, муж ли крепкий, царь ли, военачальник ли, воин ли, купец ли богатый, именитый или кто бы то ни было, потому никем и ничем не прельщайся; единого Господа нетленного, Царя всех веков и всякого создания, люби чистым сердцем и твори волю Его и в Нем люби чисто ближних!

* * *

115

Из последования Великого освящения воды.

116

На вечерне первая светильничная молитва.

117

Баталер – лицо младшего командного состава, ведающее на корабле или в части продовольственным и вещевым снабжением.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 23: 1880-1882. - 2018. - 647, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle