Источник

Январь 1879 года

1 генваря. Новый год. Новое сердце, новый дух поистине даруй мне, Господи! Благодарю Господа за доброе служение благодатию Его пяти всенощных (четырех в домах и одной в Успенской церкви) и за многократное отъятие от души и от всех внутренностей моих растлений греховных, которыми усиливался враг бесплотный расслабить, смутить, утеснить и посрамить меня.

Все мы считаем корыстью в этом мире, что приятно для очей, сладко для гортани, приятно на осязание, что дает нам возможность жить в мире роскошно, в довольстве, в веселии, без всякой нужды; всего этого домогаемся и из-за утраты земных благ беспокоимся, плачем; всё, говорю, считаем корыстью, кроме Господа, который один есть корысть величайшая, нетленная, вечная, от которого всякое богатство, всякая красота, всякая сладость, от которого живот, мир, широта и радость сердца нашего, свет, сила, лепота, – Его прежде всего будем искать, чтобы Им всегда обладать, в Него облекаться, Им украшаться, просвещаться, согреваться, оживляться, укрепляться, освящаться, возвышаться, всё же тленное считать за сор, за детские игрушки, не заслуживающие нашего внимания, ибо мы стремимся к горнему отечеству и к нетленным благам.

Вновь и вновь прибавляет Господь щедроты Свои мне для вспоможения бедным: сегодня Иван Степанович дал мне на бедных двадцать пять рублей, да подаю не жалея.

Благодарю Господа, явившего мне в неизреченной Своей благости помощь Свою при служении панихиды по Феодоте – певчем Успенской церкви; пред панихидой я был в жестоком смущении по случаю огорчения меня женою и моего огорчения на неё, в диавольском действе, в срамоте, тесноте, в смерти. Помолился Господу в покаянии, и Господь дал мне силу и дерзновение совершить панихиду непреткновенно.

Идучи с панихиды, я чувствовал себя опять в тесноте, скорби, беде, срамоте, смерти; шел в церковь и каялся, а враг теснил и томил меня в церкви тоже, хотя несколько отступил от меня в силу молитвы, но всё-таки продолжал теснить меня всю обедню: я ежился, бился в узах, отбивался, но узы были крепки по причине пристрастий моих и по причине внутренней, физической немощи; влагал враг в отчаяние всего меня, охладил к молитве и священнодействиям, сердце и язык связывал, не давал выговаривать слов таинственного священнодействия. Но по причащении я чудно оживился Святыми Тайнами и возрадовался, и проповедь сказал и отпуст весь, и заамвонную всю, и молебен добре отслужил. Слава Богу!

Благодарю Господа, пременившего чудно сердце жены моей, с которой я поссорился пред обедней и из-за которой так много пострадал. Она была очень ласкова, необыкновенно.

2 января. Вторник. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить непреткновенно заупокойную литургию в Думской Успенской церкви и отпевание подрегента Феодора Кузнецова. Благодарю Господа за неосужденное благодатию Его причащение Святых Таин.

Благодарю Господа, избавившего меня от тесноты греховной на пути моем к Александру Моисеевичу Федорову и даровавшего мне мир, свободу, дерзновение, когда я искренно покаялся в грехах моих: огорчении на нищих, в жестокосердии и скупости.

3 января. Бывши вчера у офицера Александра Моисеевича Федорова, я читал долго слово преподобного отца нашего Симеона, Нового Богослова 45-е о творении, падении человека, искушении, о недре Авраама и проч. Превосходнейшее слово. Во время чтения его нечистый демон смущал меня нечистым помыслом, а я огребался от него, памятуя высокое назначение женщины.

4 января. Благодарю и превозношу Господа многомилостивого, благопослушливого, благоуветливого и благопременительного, удивившего на мне вчера милость Свою неизреченную до вечерни и отчасти во время ее, когда я, обремененный и убитый своими беззакониями – гневом на нищих и яростию и сгорая внутри от огня геенского, обратился к Нему с искренним покаянием и был скоро помилован, умиротворен, распространен в сердце. Другой раз я после вечерни опять разгневался на нищих сильно, и опять огонь и теснота умертвили душу мою, лишив меня мира, свободы и дерзновения; я шел и каялся и в квартире Якова Аполлоновича Гильдебрандта178 припал пред образом Спасителя, и тотчас узы смертные с меня спали, я ожил благодатию Его. Слава Господу!

Веселюсь о Его спасении! Плачу о своем злонравии.

Четыре часа вечера. Благодарю Господа от всего моего сердца за превеликую милость Его, явленную мне в прощении лютых моих прегрешений относительно нищих, [попрошавших] у меня милостыни на пути в дом Голубева на болоте. Я искренно осудил себя, покаялся в гневе, суровости и жестокосердии к бедным в квартире вдовы Анны Герасимовны при многих других женщинах, и Господь разрешил меня от грехов, даровав мне мир, свободу, дерзновение, избавление от огня и тесноты. Слава Господу, а мне, навыкшему гневу и злобе, стыд лица!

5 января. Утро. Благодарю Господа, избавившего меня за покаяние от великой скорби и тесноты, постигших меня за злобы мои против нищих.

Скверно я сделал, что вечером поел мяса и супу с рисом перепрелого: эта пища крайне дурно действовала на мои нервы ночью. Я спать не мог с четырех часов. Вперед никогда на ночь не буду есть мяса и супу: лишнее, только расслабляет и убивает организм.

Что должны терпеть бедные дети Руфина и Лиза от того, что жена моя пичкает их каждый вечер, утро и днем перепрелым чаем, и кофе и супами? Действие одинаково как на меня, так и на них. Неразумное, глупое воспитание относительно пищи и питья; это не воспитание, а упитывание тельцов на заклание. Оттого они и не проживут долго, но скоро завянут.

6. Хвалю и превозношу Господа недостойными устами, от недостойного сердца за безмерные милости, явленные мне Господом вчера во время вечерни и литургии Василия Великого, также за всенощную и сегодня за литургию, в согреянии хладного сердца моего и в очищение его благодатию Своею и в избавлении от диавольских мерзостей, насилия нечистых демонов, от умерщвления духа. Благодарю Господа за сладкое оживотворение пречистыми и животворящими Тайнами вчера и сегодня, особенно сегодня. Благодарю Господа за дар здравия душевного и телесного, как плод святого причащения.

7. Много во мне семян греха, возрастающих часто в гибельное терние. Искушения обнаруживают во мне эти семена смерти. Благодарю Господа за искушения.

Благодарю Господа, избавившего меня вчера вечером от последствий озлобления и суровости к нищим по молитве покаяния моего.

Благодарю Господа, спасающего меня от бесчисленных растлений моих грехом и дарующего мне по милости Своей за малое покаяние, за малые слезы опять нетление, мир и великую милость.

Девять часов вечера. Благодарю Господа, помиловавшего меня, многогрешного, величайшею Своею милостию за покаяние мое в суровости и строптивости к бедным и в скупости подаяния милостыни. Я был в крайней тесноте, жжении адском, в срамоте и бесчестии внутреннем, но воззвал ко Господу в покаянии о помиловании и получил мир, тишину, свободу, дерзновение. Благодарю Господа. Первый опыт милосердия Божия ко мне был у меня в квартире, когда пришла женщина с больным младенцем, второй – в квартире Коршунова Михаила пред молебном и обручением его дочери. Впрочем, было сегодня много и других случаев дивного заступления и избавления Божия.

8 января. Понедельник. О, богатство благости, милосердия и щедрот Твоих, Господи, являемых на мне недостойном на всякий день в даре покаяния, милования, прощения, очищения, освящения, мира, свободы, дерзновения, силы! Если бы не благость Твоя, не благопослушество и скоропослушество Твое, когда я, тяжко согрешая, каюсь пред Тобою многократно на всякий день, потому что многократно тяжко согрешаю, то погиб бы я давно с грехами моими – так они велики, тяжки, душетленны и телотленны, всетлящи, всепагубны! Но безмерные щедроты Твои спасают меня на всякий день. Благодарю Тебя, славлю Тебя, превозношу Тебя, Господи!

Опять удивил на мне всещедрый и человеколюбец Бог милость Свою, когда меня постигла скорбь и теснота за суровость и строптивость мою к нищим, собравшимся к церковному забору просить у меня подаяния, и когда я в слезах раскаяния просил у Господа прощения. Благодарю Господа, даровавшего мне милостиво отпущение, прощение, мир и свободу. О, неверность моя! О, неблагодарность! О, сребролюбие! О, алчность! О, зависть! О, злоба!

Согрешил пред Богом – крайне вознегодовал на племянника Ивана Фиделина за его беспорядок, отчасти сделанный при разборе моей библиотеки; он утратил нужные мне листочки расписания уроков и привел в беспорядок непереплетенные книги.

Девять с половиной часов вечера. Благодарю Господа, спасшего меня скоро, державно, благостно от скорби и тесноты, постигших меня за суровость и жестокосердие к нищим после вечерни. Спасение совершилось пред молебном в квартире Ивана Ивановича Ковригина по молитве покаяния моего. Слава Богу нашему во веки веков.

Благодарю Господа, спасшего меня по молитве покаяния от блудного яда демонского, влиявшегося в душу после воззрения на фотографическую карточку, изображавшую, между прочим, нагую женщину. Так, Господи мой, Господи, Ты лепотно создал человека – мужа и жену, неблазненно, премудро, благостно, и все уды его потребно насадил, все для важных потреб, на благо и пользу, а не на грех и не во вред человеку. Уже человек злоупотребляет своими членами по неразумию или навыку ко греху, по научению от диавола, извращая свою [богосоделанную] природу.

Артиллерийский полковник Иванов просил усердно заходить к нему в празники Рождества, Крещения, в Пасху со крестом для славления Христа Бога.

Братия, кроме отца Александра, работает крайне мало и получает вознаграждение большое, далеко не по трудам их, особенно настоятель, затем младший священник Петр Клепачевский, диакон Софронов. Поэтому, как преимущественно трудящийся больше всех, я вправе употреблять часть доходов на бедных, да освятятся наши доходы и да удвоятся и утроятся, и удесятерятся ради подаяния нищим: туне приятое от Господа, туне и дадим Господу в лице нищих.

9. Научись любить Христа Бога в членах Его, в ближних твоих, в нищих, больных, несчастных, во врагах твоих.

Благодарю Господа, сподобившего меня сегодня совершить литургию с некоторым умилением и причаститься животворно пречистых Его Таин. (Литургия была от Павла Степановича Бурачка.)

Благодарю Господа, избавившего меня после усердной молитвы покаяния от тяжкой скорби и тесноты, постигших меня праведно за суровость и скупость мою к нищим, гнавшимся за мною всю дорогу (шел в гимназию): я молился, молился и в первом классе гимназии, и Господь удостоил меня, недостойного, помилования, мира и свободы.

Благодарю Господа и еще излиявшего на меня новую милость Свою в прощении моих грехов – негодования и озлобления на нищих, скупости и сребролюбия и дружбы моей с плотию многострастною. Это было тогда, как я шел к вечерне и когда потом выходил из церкви (идучи к требе). Тогда я убежал от двух нищих, чтобы не подать им. Был сильный мороз, при северо-восточном ветре.

Десять часов вечера. Благодарю Господа за превеликое избавление от великой скорби и тесноты душевной и телесной, постигших меня праведно за недостаточную подачу милостыни двум бедным, приходившим ко мне в десятом часу вечера. Целый час я томился в утеснении и каялся, молясь, и Господь помиловал, простил, обновил, умиротворил, освободил от уз греха, распространил сердце мое! Слава чуду Божию!

Благодарю Господа, сохранившего меня крестом Своим (знамением креста) в прошедшую ночь от ночного во сне блуда и соблюдшего меня в нетлении, как и в прошедшие ночи. Велика сила креста! Слава Распятому на нем!

После утрени. Двукратно Господь спас меня во время утрени по молитве покаяния моего от скорби и тесноты, этих предтечей вечной скорби и муки по смерти во аде для тех, кто не кается здесь в своих грехах и не исправляется от них. Эта скорбь с теснотою постигли меня за пренебрежение и суровость относительно нищих, встретивших меня в темноте в числе двадцати шести человек, когда я шел к утрени; я всех их снабдил по две с половиной копейки, а двух по пяти копейкам, но не с усердием, не с кротостию и охотою.

Пять с половиной часов вечера. Благодарю Господа, избавившего меня вседержавною силою Своею и милостию Своею от смерти греховной: от смущения, скорби, тесноты, боязни и немоты языка пред панихидой в квартире господина Ухова по умершей матери его Евпраксии; беды постигли меня из-за презрения и жестокосердия к бедным; потом в гимназии в швейцарской, когда я окончательно и усердно помолился пред иконою Спасителя и Божией Матери о помиловании (тоже согрешил отказом нищим в подаче милостыни до третьего часа). Господь принял мое покаяние обычною Своею милостию и помиловал меня, даровав мир, свободу, дерзновение. Славлю Господа, толико благопослушливого, многомилостивого.

10. Благодарю Господа за превеликое, всемилостивое избавление меня от срамоты, бессилия душевного, скорби и тесноты, постигших меня при служении недостойном панихиды по матери господина Петра Александровича Ухова в доме Н.Г. Сидорова, где смутило меня, блудного, присутствие впереди молодой красивой девицы, и я с диавольскою боязнию и пропусками от боязни и смятения говорил ектении. Полный срама я вышел из квартиры и, идя дорогою в Новую улицу, всё каялся пред Господом, прося избавления и мира и получил избавление, воскрес из мертвых, обновился.

11. Вчера была среда, а я для груди (будто бы) пил в одиннадцать с половиной часов дня молоко. Прихоть.

11. Пять часов. Благодарю Господа, принявшего мое покаяние в жестокосердии к бедным, в отпадении от духа любви, избавившего от тесноты и даровавшего мир и пространство сердцу в гимназии.

Благодарю Господа, сподобившего меня совершить раннюю литургию от лица подполковника артиллерийского Александра Петровича Порты. Чувствовал в себе крайнее растление от случившегося во сне блудного разжжения и от вчерашнего пития портеру (целую бутылку в продолжение трех часов). Враг искушал чрез просфиры черствые, малые. Но прочь дружба к плоти и к чреву! Едва благодатию поборол чувственность, алчность и гнев на просфирницу Ярославцеву за ее нерадение. Причастился животворно.

Благодарю Тебя, Господи, за новое помилование, совершившееся во очию моею вследствие покаяния моего в ропоте моем, нетерпении, озлоблении, осуждении, сластолюбии, сребролюбии, нерадении о спасении своем и других и о пользах нищих. Ты даровал мне простор вместо тесноты, мир вместо смятения, росу вместо огня адского (слава Богу!), силу вместо немощи!

Крайне тяжко согрешил я пред Богом многопитием вчера у Лукина портеру. Это привело к блудному разжжению. Немало я пролил слез о своем безумии, о своей жадности, разлучении от Бога. Благо, что Господь обновил меня чрез литургию, чрез причастие животворящих Таин.

Благодарю Господа, соделавшего отца Павла Ламанова ласковым ко мне и смиренным рабом Божиим.

12. Неразумный и пребезумный, я доселе, в пятьдесят лет прельщаюсь сладкими яствами и избранными напитками, но во что они обращаются в желудке по принятии их? В грязь, смрад, тление, тяготу. Какое порабощение жалкое разумной, бессмертной души телу тленному! Какое оскорбление и унижение образа Божия и Самого Бога! Господи! Хотя отныне дай мне возлюбить воздержание и бегать невоздержания!

Молоко на ночь с зельтерской водой произвело во мне весьма блудное расположение. Оставить – не пить его на ночь нимало.

Шесть часов вечера. Благодарю Господа, спасшего меня по усиленной молитве моей от лютой прелести моего сердца, обуявшей меня при виде красоты дивной девы с неподражаемой грацией. Я славил Бога создавшего с дивною лепотою все создания, и особенно венец создания – женщину, создавшего премудро, неблазненно, целесообразно, свято, и молил Его даровать мне благодать смотреть на девицу чистыми очами, без всякой похоти, как на образ Божий. А то похоть, как рак клещями, сжала мое сердце, заразила его палящим ядом, лишила мира и свободы. Но Господь даровал мне прохлаждающую росу благодати Своей, отъял страсть, хотя чрез два часа я опять с удовольствием смотрел на нее. Благодарю Господа, избавившего меня многократно от скорби и тесноты, постигших меня за суровость и скупость к нищим. Я получил прощение и мир в квартире Николая М. Яцкевича, давая молитву родильнице, и в доме Иванова, на углу [Нарвской] и Посадской [улиц] пред панихидой. А еще теперь дома Господь избавил меня от похотения или не совсем чистого зрения на красивую девицу. Присно спасает меня Господь! Сколько у меня грехов! Сколько милостей Божиих! Боюсь, как бы вконец не прогневать Его!

Благодарю Господа, удостоившего меня служения литургии вместе с отцом Павлом Ламановым в церкви учебного экипажа по покойнице Евпраксии Уховой. Много искушений вражиих было со мною во время литургии, но благодатию Божиею победил их; причастился животворно. При отпевании последней возглас произнес вполне, твердо, искренно; первые два с боязнию от диавола. Особенно первый.

Благодарю Господа, избавившего меня от похотного воззрения на девицу по молитве покаяния моего и самоосуждения.

Плотская любовь мучительна, морочительна, отлучает душу от любви Божией и от любви к душе ближнего, вообще от истинной любви к ближнему; она смущает, связывает человека, она есть вражда на Бога и ближнего, потому что на него смотрит как на источник своей сласти, а не как на существо нравственное, по образу Божию сотворенное.

13. Благодарю Господа, напитавшего меня и нынешний день во время литургии и после тяжких очистительных борений со страстями плоти (алчности и гнева на просфирницу). О, нелепость многострастной плоти! И все эти страсти – сластолюбие в зрении, осязании, вкушении служат к растлению плоти и духа, наводят страшную беду на человека, отчуждают и отлучают от Бога и благодати Его и от любви к ближним.

Я, священник, совершая литургию, вообще все Таинства и службы, должен быть весь духовен, бесстрастен, свят, небесен, огнен, как беседующий с Самим Богом, Который Свят и Пресвят и есть Огнь поядающий [Евр.12:29], должен быть беззлобив, мирен, терпелив, тверд, непоколебим, беспристрастен и равнодушен ко всему земному, покрывать любовию грехи, проступки, неисправности, слабости людские, как мои бесчисленные и тяжкие грехи Господь покрывает и прощает с любовию мне, кающемуся.

Отче наш, Иже еси на небесех говорим – это значит, что и мы должны быть на земле небесны, любить небесное отечество и быть беспристрастными к благам земного скитальчества, к земным сластям, красотам, почестям, увеселениям, забавам (до забав ли грешнику?), к плотской красоте и нежности, скоро увядающей и делающейся гноем и прахом; должны ставить выше всего попечение о небесном, о спасении душ, исцелении их от страстей и удалении от пороков, о преспеянии во всякой добродетели.

14. Благодарю Господа, даровавшего мне вчера совершить всенощную воскресную в соборе с умилением, во благодати и неоднократно избавлявшего меня от тины греха, особенно же от нелепого лицеприятия; подошел к Евангелию один весьма неблагообразный юноша, и я в сердце презрел и не возлюбил его, но сейчас по действию наказующей благодати очнулся и раскаялся, убедив себя и его уважать и любить, как по образу и подобию Божию созданного подобно всем и может быть лучше других соблюдшего еже по образу, как члена Христова, как храм Святого Духа, церковь Бога живого, как разумное, свободное, бессмертное по душе существо. Благодарю благодать просвещающую, милующую и наказующую и спасающую.

Послал я к Преосвященному Архангельскому Макарию179 письмо – и ни слуху ни духу, как в воду кануло: не знаю, получил или нет. Унизит ли сан епископа собственноручное письмо в две-три строки милостивого ответа? Я приступаю ежедневно с прошением, как бы письмом сердечным, к Самому Господу Иисусу Христу, Царю царей и Епископу епископов, и получаю постоянно от Него Самого ответы, полные милости неизреченной, поэтому не теряю надежды, что и Его служитель, как человек, обложенный немощию, подобно мне, снизойдет к моей низости и даст мне ответ. Я уверен, Преосвященный владыко, что Вы с свойственной Вам тихостию и снисходительностию, подобно апостолу Павлу, свидетельствовавшему, что он и его сотрудники хотя и могли в тяготе быти, яко апостолы Христовы, были тихи среди верующих, как доилица греет чада своя [1.2:7]; дайте же мне доказательство вашей архипастырской тихости и кротости и утешение ждущего от вас, как архипастыря, утешения в деле, для меня весьма близком. Поверьте, что я и драгоценные черты Вашего архипастырского письма облобызал бы с любовию, как знаки Вашей святости, кротости и милости. Общая у нас благодать священства, хотя и высшая и обильнейшая в епископе, да внушит Вашему Преосвященству благие чувства к моему смирению, да сблизит нас взаимно по духу, ибо мы все члены и братия Христа Бога, хотя и недостойные, и да внушит Вашему Преосвященству благие чувства к моему смирению.

14. Воскресение. Претяжко пострадал я сегодня душевно и телесно за свое чревоугодие вчера у доктора Доброхотова (выпил почти невольно, без всякой потребности два стакана крепкого чаю и стакан холодного пива, да малую часть рюмки рому для согреяния – я дрожал от холодной квартиры), дома же я поел довольно мяса сверх обычая и выпил молока да немного хересу. Во время обедни я предоставлен был своей немощи, своим грехам и страстям, которые терзали меня, как вампиры, благодать Божия оставила меня, хотя не совершенно, иначе я погиб бы от стекшихся искушений отвсюду. Я каялся, сокрушался, переминался, а делать нечего: взялся за гуж, так не говори, что не дюж, а неси иго. Впрочем, многомилостивый Господь за искреннее покаяние неоднократно подавал мне облегчение, а в причащении оживотворил и обновил меня. Говорил, или читал слово святителя Григория Богослова о любви к бедным, четырнадцать страниц. Вперед я должен быть крайне осторожен и воздержен всегда, особенно на праздники и воскресения: диавол, как рыкающий лев, ищет меня поглотить.

Во время литургии, когда я должен быть весь горним, небесным, духовным, Велиар крепко склоняет меня к дольнему чрез усиление крайнее земных пристрастий моих, разлучает насильно душу мою от Бога и от евангельской, небесной, духовной, искренней любви к ближним, делает меня самоистуканом, ищущим только своего (своя си [1.13:5]), тленного, плотского, мирского, греховного. Так было вчера и прежде того; так и сегодня за утреней: не по нраву моему просфиры у соборной просфирни очень смущали меня. А о хлебе ли надо помышлять, стоя на небеси, у престола Божия? (Искушение в пустыне Господа.)

15. Благодарю Господа за преславное спасение, явленное мне сегодня от Господа по молитве покаяния моего (просфиры якобы нехороши) во время утрени, когда враги невидимые обышедши обыдохом мя [Пс.117:11 ] и утесняли и палили меня, и за великий мир и дерзновение, дарованные мне милостию Владыки Господа Иисуса Христа. Чтение канона восторгало меня.

Благодарю Господа, спасшего меня по молитве покаяния дома у меня после утрени, когда я был в тесноте и скорби: Господь даровал мне мир и пространство, и я лег в постель и спокойно заснул.

Благодарю Господа, милостиво избавившего меня от величайшей тесноты во время обедни, и именно во время чтения Евангелия; потом после великого входа, на коем враг низложил меня малодушным страхом; благодарю за животворное причащение Святых Таин. Я чувствовал за литургией величайшее свое растление и величайшее благодеяние мне Господа в отъятии растления и в обновлении всего моего существа. Благодарю за великое дерзновение при служении вечерни и повечерия.

16. Сердце Владычицы Богородицы, душа Ее пречистая есть солнце правды, ибо Она во веки веков облечена в Солнце правды – Христа.

Ни на волос не верю я сердцу своему злейшему, гнуснейшему, мерзотнейшему: оно омрачено страстями и меня морочит постоянно; [кует] мысли злые, нечистые, то озлобится из-за какой-либо пустейшей причины на кого-либо, то неподобные и непотребные мысли и чувства к кому-либо возбудит, мертвящие душу, то обморочится и омертвеет от пустейшего страха там, где нет страха, то завистию омрачится, когда у меня без того довольно всяких благ, то алчничает, сребролюбствует, то хулит, то ропщет и малодушествует, то немеет, то блудит (и это более всего), то крамольничает и не покоряется, то ругается, то лжет, то коварствует, то гордится и возносится – ни в чем я не должен верить глупому сердцу, когда оно глупит, но когда оно в Духе Святом бывает и всё Божие помышляет, святое, горнее, небесное, тогда я во всем буду следовать ему, ибо тогда Дух Божий руководит им.

Благодарю Господа от всего сердца за многократное спасение в день сей, за возведение от смерти к жизни, за очищение согрешений и безумий моих, за оживотворение пречистыми Тайнами по причащении их! Сколько раз я впадал в смерть греховную, в тесноту, скорбь, и после сердечного покаяния Господь милостиво спасал меня, оживотворял, обновлял, расширял сердце мое. (Пред обедней, во время обедни, при чтении Евангелия, после великого входа, на пути в гимназию, пред вечерней, [...] в доме [М.…] пред молебном.) Нет числа Божиим благодеяниям мне, грешному!

17. Благодарю Господа, чудно меня оживившего причащением Божественных и пречистых и животворящих Своих Таин во время литургии и после ее. Служил литургию в борьбе с искушениями; певуны, пришедшие добровольно, пели очень поспешно, и я вознегодовал на них и почувствовал неприязнь к ним. Это чувство меня смущало, теснило и, побеждаясь этим чувством в конце литургии и при панихиде и молебнах, я малодушествовал и смущался, и во время панихиды покаянием искренним и молитвою получил прощение от Господа и мир в душе. Я сознал безумство своего греха – неприязни к дурно [певшим] певчим, обратился к снисхождению, простоте, любви, и кара Господа кончилась, я стал мирен.

Когда я вышел во время обедни с Святыми Дарами и женщины поднесли детей для причащения, тогда враг дхнул в самолюбивое, лицеприятное сердце мое холодностию и гнушением к ним и к матерям, ибо некоторые довольно часто подносят. О самолюбие, о лицезрение, о зависть! Сам часто причащаюсь, а детей невинных считаю как бы недостойными причащения! Некрасивые, неопрятные дети и матери их не нравятся! О, нрав свинячий, о, бесовский! О, сердце нечистое, самолюбивое, плотское, страстное! Когда я пришел вечером к Василию Семеновичу Александрову и вышли ко мне дети его, то иные, не очень красивые, тоже мне не понравились, и диавол дохнул в сердце холодностию, пренебрежением и отвращением, и я молился внутренно Господу помиловать и избавить меня от такого дикого, бесчеловечного чувства! А яства и напитки на столе, небось, показались все хорошими и вожделенными. Ох я, мясо, мясо, рыба, рыба! Плоть, плоть, лед, лед! Труп, труп! Где любовь ко всем без различения, без лицеприятия? Где горячее чувство любви, подобное огню? О огненные языки Духа Святого! Очистите, переплавьте, согрейте оледеневшие сердца наши к нелицемерной, святой, твердой, постоянной, николиже отпадающей любви!

Если бы не заступала и не сохраняла меня благодать Божия, то я, грешный и многострастный, склонный ко всякому греху, впал бы не только помыслом и чувством, но и самым делом во всякие грехи: в блуд, злобу, зависть, пьянство, леность, татьбу, убийство. Слава благодати Божией! заступающей, предостерегающей, спасающей, милующей и сохраняющей! Слава Владычице Богородице, соблюдающей меня в непорочном житии! Слава святому Ангелу Хранителю, непрестанно внушающему мне всё благое! Слава сему пестуну моему, от Бога мне данному!

Племяннику Андрею послать сукна.

18. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить утреню с величайшим миром, дерзновением, сладостию и пространством сердечным. Четверг. Служба апостолам, святителю Николаю и святым дня, Афанасию и Кириллу, патриархам Александрийским.

Вчера в конце обедни при говорении отпуста обедни и панихиды и при чтении Евангелия на молебне и говорении отпуста молебна, я недоговорил некоторых слов и имен святых от смущения или какого-то ложного стыда и лицеприятия (хорошенькая молодая дама Зеленая стояла сзади в церкви). Так и мишуры офицерской и генеральской как бы боюсь по действу диавольскому! Вот прелесть! Также ученых, богатых и сильных мира сего тоже стыжусь и как бы боюсь по малодушию, наводимому на меня врагом по грехам моим! И где же стыжусь и боюсь? В храме, пред лицем Божиим, где должно единого Бога бояться. О, нелепость! Господи! Отныне даждь сердце мое и лице мое твердо пред всякими людьми, стоящими в храме Твоем, не лицеприятно, не лицезрительно, всех да вижу в Тебе яко ничесоже, яко траву, яко паучину, яко прах земли.

С Николина дня (6 декабря) до 20 января морозы стояли столичные – мороз доходил иногда до двадцати градусов по Реомюру180.

Десять с половиной часов вечера. Дивный мир душевных сил сподобился я получить сегодня от Господа по причащении животворящих Таин, прежде же сего испытал борьбу с собою, с своею растленною природою. (Согрешил пред Богом блудным движением сердца.)

И во все прежние литургии сподоблялся я благостию Его такого же мира. Дивны Тайны Твои животворящие, Господи!

19. Благодарю Господа, оттрясшего от души моей уныние лютое пред обедней, когда я опечалился тем, что свояченица долго и часто у меня гостит и что нищих, обращающихся ко мне, крайне много. Я каялся в малодушии, в маловерии и возложил всю надежду на Бога – и получил прощение. Обедню служил добре. Слезы умиления. Причастился животворно, причастил трех причастниц женщин. По окончании обедни и молебна, разрезывая просфору для заказавшей молебен, я поторопился, смутился и запутался при говорении отпуста, не выговорив святого Архистратига Михаила; крайне сильно уязвил меня диавол, долго я барахтался, доколе употребление Святых Даров снова успокоило и оживотворило меня. Слава Богу!

Благодарю Господа, совершившего во мне великое чудо спасения в квартире Марии Арсеньевны пред всенощной для Гречухиных, Юденич и Мурашовой. Я был весьма смущен, утеснен, умерщвлен грехами моими, но, покаявшись на коленах пред Господом, я получил прощение, милость, мир и служил всенощную с чувством, мирно, помазанно. Слава Богу!

О, сколь опасна и гибельна и сквернительна игра воображения, не сдерживаемого страхом Божиим, страхом Его блаженных, нетленных заповедей! Отнюдь не помышляй лукаво о женщинах ни на одно мгновение, иначе в сердце подвергнешься растлению, смущению, увлечению ко греху, подобно бурному потоку, тесноте, рабству, мучению, отчуждению от Бога. А как многие страдают ныне из-за женщин! Для сколь многих женщины – идолы. Иные у себя нарочно имеют изображения обнаженных женщин и, взирая на них, сквернятся и растлеваются, делаются храминами диавола, учителя и первоначальника всякого греха.

21 января. Ты называешь Бога Господом и Владыкой и Пресвятую Богородицу Владычицей, и добре глаголешь, суть бо таковы. Но если Бог есть Господь и Владыка и Пресвятая Богородица – Госпожа и Владычице, то да господствует в твоем сердце, в твоих помышлениях и в твоей воле Господь, да господствует в тебе Владычица в смирении твоем, незлобии, кротости, чистоте и целомудрии, воздержании, преданности к Богу, в любви к ближним.

Если хочешь основательно и глубоко изучить христианство и православную веру и Православную Церковь, прочитай хорошенько все богослужебные книги – ты узнаешь из них всю святость, правду, всю красоту, глубину, Божественную мудрость, спасительность, животворность, сладость, силу, миротворность Христовой веры, всю глубину любви Господа Бога к роду человеческому, а без того ты не можешь знать и полюбить христианскую веру. Прочитавши богослужебные книги, ты не можешь не полюбить всей душой христианскую православную веру, Церковь, православное богослужение.

21. Воскресение. Господи! Благодарю Тя всем сердцем за величайшие милости Твои, излиянные на меня нынешний день с утра (всенощная, ранняя обедня в Думской церкви) до ныне, за избавление пред утреней от тесноты и скорби, за умиление во время литургии и за непреткновенное, победное служение, за животворное причащение Святых Таин, за избавление сейчас (пять часов вечера) от тесноты сердечной пред молитвой о больной женщине, за избавление от тесноты в два часа пополудни, когда я пред тем, служа молебен во вновь открывшемся трактире в доме Карибановой, спотыкался несколько раз, смущаемый диаволом по невоздержанию моему (стакан пива у Мацыгина Николая на новоселье) и был смущен и утеснен. Благодарю за скоропослушество Владыку Господа моего.

22. Благодарю Господа, обратившего неприязнь моего сердца к товарищу отцу Петру Клепачевскому за его неприветливость и невежество в церкви в приязнь и незлобие во время утрени и во время вечерни, и за побеждение себя благодатию Божиею. Благодарю Господа, скоро принявшего мое покаяние во внутреннем прелюбодейном чувстве по воззрении на красивую девицу и скоро сокрушившего сети вражии во мне и даровавшего мне мир, свободу и исцеление в семь часов вечера. Сколь близок Господь ко мне во всякое время! Сколь благоуветлив, благопременителен! Слава Господу!

Предварительно объяснения богослужения сказать о поклонении Богу духом и истиною (обряды – внешняя оболочка духа), о Церкви небесной и земной и взаимообщение ее; о необходимой нужде и величайшей пользе богослужения и посещения его, наставления о том Священного Писания (педагогическая цель богослужения); о досточтимости [сана] священства, о его высоком назначении: оно служит обновлению, спасению и бессмертию.

23. Утро. Семь с половиной часов. После утрени. Благодарю всем сердцем Господа моего, сейчас помиловавшего меня и исцелившего лютую язву сердечную от ужаления змия духовного, воспалившуюся за мое огорчение на нищих, просящих непрерывно во все дни милостыни, людей молодых. Я искренно осудил себя в самолюбии, плотоугодии, сластолюбии, блудливости, в злобе, ярости, зависти, гордости, презорстве, скупости, сребролюбии, суровости, жестокосердии, строптивости, ибо из-за этих и подобных грехов я неохотно подаю милостыню. Благодарю Господа, преложившего адский огнь, мучительно паливший, на росу благодати Своей животворящей.

Сигара закуриваемая есть истинно диавольское жало в плоть, она расслабляет душу и тело, подклоняет душу под власть многострастной плоти и, следовательно, диавола. Это испытано и верно.

Кофе пить вредно; сию минуту его пил и сию минуту испытал это. Не пить вперед. Прилив к сердцу от него бывает.

Вечер 23 января. Вторник. Благодарю Господа, помиловавшего меня величайшим помилованием на пути в гимназию, когда я был в великой тесноте, скорби, жжении в боках, особенно в правом боку и во глубине живота. За покаяние мое всесердечное и за молитву всеусильную Господь избавил меня от всех грехов и от всех теснот и жжения, оросив душу мою росою благодати. И опять избавил от тесноты Господь во время вечерни.

Старайся проводить высокие идеи христианские в мысли и сердца верующих, а не слова, не букву, не одну безжизненную форму, например в мысли и сердца учеников, потому что идеи животворны и бессмертны и никогда не забываются, а слова, буква, форма, например учебников, проповедей (французов), скоро забываются или делаются иногда бесполезным материалом, не проникающим в сердце, не животворящим душ и сердец.

24. Ночью крайне тяжело было мне от прилива блудного и от лакомства, многоядения (щей много ел мясных, курятины, чаю сладкого вечером много пил). О, невоздержание! О, идолобесие! Когда брошу служение идолу – чреву и буду служить всецело Господу Богу?!

Кто изочтет милости ко мне Господа, милости ко всем людям? Им нет числа. Един Господь бесконечный знает бесконечное число их.

Не служа литургии три дня и не причащаясь Святых Таин, я от чревоугодия и пресыщения за это время ощутил в душе своей крайнее растление и бессилие, немощь, напасти бесовские и в чувстве своей нищеты служил всю обедню в слезах сокрушения сердечного. Горе мне без литургии! Причастившись Святых Таин, я оживился, воскрес из мертвых, обновился. Но, домой пришедши, опять не удержался от пищи и питья в десять часов, поел черный и белый хлеб с маслом и пил сладкий чай (два стакана), потом спал часа полтора до одиннадцати часов с половиной, а после сна тяжеловато и в чреслах крайнее блудное разжжение – вот тебе плоды лакомства и пресыщения! О, как я прогневляю непрестанно Господа! Не отвергни меня, Господи, от лица Твоего, от благословения Твоего, как некогда Исава, за невоздержание мое.

Для чего священник воздевает руки пред престолом во время обедни, пред великим входом? В напоминание и изображение молитвы Богочеловека в Гефсиманском саду, пред самым предательством Его Иудою. Велика, дивна, действенна была эта молитва; она была принесена за весь мир. Ради сей молитвы помилуй и меня, Отче Небесный, Сыне Единородный и Душе Святый! Аминь.

Велики и несказанны ко мне милости Господни, ибо сегодня (24 января) Господь многократно избавил меня от духовной смерти, от великой тесноты и скорби: раз, когда я шел в гимназию и мне встречались [нищие], коим я отказывал, приказывая придти в три часа; другой раз – в квартире Николая Ивановича Яцкевича пред крестинами; третий – пред венчанием свадьбы в соборе; четвертый – пред крестинами у господина Дуркина в доме Зайцева; пятый – после крестин, когда я был в крайней тесноте и тоскливости по поводу поругания надо мною диавола во время крестин у Дуркина (отрицание и сочетание прескверно сделал я). Важнейший акт в оглашении – отрицание и сочетание я не сделал надлежащим образом, но устыдился и убоялся лица человеческого (Григория Ивановича, капитана первого ранга). А надо ежедневно отрицаться сатаны и всех дел его искренно, твердо пред всеми сильными мира сего. Вперед избави, Боже!

К Марье Ивановне, жене Трофима Ивановича, в девять часов в пятницу.

Согрешил пред Богом, Богородицею, святыми Ангелами и святыми и всеми людьми тем, что с жестокостию выдрал за волосы одного нищего, а другого сильно толкнул в грудь, так что он спиной толкнулся в забор. Осуждаю себя в этом искренно, всей душой и всем сердцем. Жалею душевно, виню себя и милости прошу у Господа о злобе, дерзости моей и жестокосердии моем.

Отрицаться сатаны и всех дел его и всех аггел его и всего служения его и всея гордыни его181 есть непременная обязанность каждого христианина на всякий день, равно как, отрекшись сатаны, сочетаваться всем сердцем Христу, и стыдиться этого дела есть нелепость, безумие, омрачение, безверие, обуяние от какой-либо еще другой страсти, например от злобы, гордости, любостяжания и пр. Ни пред какими сильными и богатыми, учеными мира сего никогда не должно стыдиться или гнушаться этого отрицания и сочетания, но смело и громко выговаривать вопросы или ответы отрицания и сочетания. Вот я, недостойный священник, вчера тяжко согрешил, устыдившись и убоявшись по действу диавольскому давать вопросы отрицания и сочетания блестящему военному [морскому] капитану первого ранга Николаю Григорьевичу Забудскому (между прочим, из-за пристрастия к шелковому белому платку) и от замешательства пропустил и смял вопросы, так что чрез это сам я как бы сочетался врагу и отрекся Христа моего, стыда ради суетного и ради блестящего тлена и блестящих тряпок. На литии у Николая Григорьевича Павлова в доме Яковлева (по младенце) тоже смутился и не выговорил слов ектении из-за жаления о красной ризе, прожженной в одном месте углем, и лишился благодати, мира и свободы. Вообще пристрастие к чему бы то ни было крепко вяжет душу, смущает, умерщвляет ее. Согрешил пред Богом! Вот тоже и жалость денег при подаче милостыни производит ожесточение, ярость и гнев на нищих. Не надо жалеть денег, а нищих и бедных, на долю коих Бог великодаровитый и прещедрый всегда пошлет, ибо дивно промышлял и промышляет о них всегда чрез меня, посылая мне на их долю необходимое, иногда весьма щедро. Слава Его всеблагому Промыслу, а мне, скупому и малодушному, – стыдение лица!

Удивляет на мне Господь ежедневно безмерную Свою милость, прощая за покаяние и веру бесчисленные и тяжкие мои прегрешения! Славлю Его милосердие! Благоговею пред Его долготерпением!

Когда я подаю милостыню нищим, то да буду я как сам приемлющий, а не как дающий, ибо более я приемлю от Господа воздаяния за тленную милостыню, а не нищий от меня: это всегда было так и самим мною испытано без числа. Но диавол извергает свою блевотину и на милостыню мою, когда подстрекает меня подавать скупо, неохотно, с гордостию, яростию, бранью или совсем не давать. Милостыню надо творить от благости сердца, с верою, смирением, усердием, охотно, щедро, как давая Самому Господу, наполняющему всегда руки мои благами Своими.

Много у нас (и у меня) идолов в душе: кто к чему пристрастен, то для него и идол. Зловредность пристрастий в том состоит, что они отчуждают страстную душу от истинной любви к Богу и ближним и делают человека мертвым для Бога, лишают душу мира, свободы, света, силы к добру, к молитве, богомыслию, не дают места размышлению и попечению о вечной жизни, а склоняют мысли только к земле, к временному, эфемерному, преходящему. Вот вред от страстей и пристрастий! Не можете служить Богу и маммоне... Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть [Мф.6:24].

26. Двенадцать часов. Благодарю Господа за чудную Его литургию, за совершенную Жертву, совершенно меня всегда милующую, очищающую, освящающую, обновляющую, оживотворяющую, укрепляющую, просвещающую. Вот и сегодня по причащении Святых Таин животворящий огнь Святого Духа совершенно обновил, оживотворил меня, облагоухал, умиротворил, распространил мое сердце (обедня ранняя по имениннику и крестнику Александре Фиделине).

Тяжело было мне сидеть в классах по той причине, что я в одиннадцать часов закусил довольно (копченой салакой, телятиной, бульоном и чаем), но как мне было хорошо, легко, когда вся пища уварилась и обратилась в соки и кровь, особенно когда я совершал Таинство Крещения и читал молитвы заклинательные и освятительные! Какая легкость, жизнь небесная, святая, какой мир всех душевных сил! Какое прекрасное настроение! Такое настроение продолжалось и во время служения молебна с акафистом в квартире Марьи Арсеньевны Лебедевой (от Свистовских и Хартуляри)! Я торжествовал, прыгал в душе от радости! Но это прекрасное состояние кончилось, когда я поел у вдовы Евлампии Петровны [...] после молебна и панихиды жирной ватрушки, которую я много хвалил! Я впал в невоздержание и погубил мир, потерял легкость, веселость, свободу духа! Сколь вредно невоздержание! А пришедши домой, едва не впал в ссору диавольскую из-за двух-трех слов о свояченице Анне (которую жена упрашивала кушать, а она не хотела), что «она это меня не жалует»! Из-за этих слов она крайне обиделась на меня и сделала скандал, начала клеветать на меня, что я ссорюсь с женою и с нею, нападаю на нее; я ушел немедленно из этого содому к себе в кабинет, и потом пришла ко мне жена и с выговором, когда бы сестре надо было сделать строгий выговор. Упрекала меня, что я ласково обращаюсь, предупредительно с гувернанткой Анной Ивановной, а с сестрой сухо; я говорил, что это своя и всегда с нами, а та – сторонний человек, и ее нужно приласкать, – не слушала, хотела отослать гувернантку из-за того только, что я ласково обращался с ней, – они стали меня ревновать к ней. Господи! Вразуми их! Сбей у них спесь и чванство, безмерное самолюбие, своенравие, каприз и злобу! С ними говорить нельзя – ссору заводят, жить с ними мирно нельзя. Преткновения от них в жизни непрестанные! ([О, жена] профессора, стыдящаяся назвать себя женою священника!)

Отселе надо постоянное воздержание наблюдать мне везде; из-за невоздержания я испытываю бездну зол во всем: в молитве, в обращении с людьми, в чтении, в преподавании уроков, в лишении мира, здравия, легкости, свободы.

Благодарю Господа за промышление о нищих новое и щедрое. Сампсон Ильич Денисов, купец, обещал давать мне (и дал уже) каждый месяц на нищих по десяти рублей. Слава Тебе, Господи, прещедрый, всеблагий, всеведущий, всеправедный, всемогущий Промыслителю о всех и о нищих! И о мне грешном.

Смири, Господи, жену мою и свояченицу мою Анну. Прости слово мое, не в духе любви сказанное и уязвившее ее самолюбие и лукавство.

Ночью на 26-е января к утру я видел во сне ясно каких-то незнакомых иностранцев в разных [одеждах] (один черненький маленький с сверкающими глазами), шедших по Посадской с дерзостию и шумом, с бубнами и разными гремящими инструментами. Это были бесы в человеческом образе, я немного боялся их и прошел благополучно к Успенской церкви, не тронутый ими. Это они произвели у меня вечером в доме возмущение и ссору, подвигнув на меня свояченицу.

26. Благодарю Господа за утреню и литургию раннюю, благополучно совершенные мною благодатию Божиею в Успенской церкви, и за причащение животворное Святых Таин. Благодарю Господа за помощь при отпевании в Богоявленской церкви штурмана офицера Виктора Николаевича Васильева; я был крепко борим врагами – Господь дал мне силу и дерзновение побороть их, хотя не совершенно, по моему малодушию. Благодарю за помощь Господа на панихиде в доме Сидорова Николая по Василие, муже коровницы.

Господи! Да не возмущает [...] ног моих сестра моя Анна, раздражительная, гордая, нетерпеливая, всегневливая, капризная. Напомни ей, Господи, милости Твои: она забывает их и подымает на меня пяту свою.

27. Да падут пред Тобою (как и пали уже) слезы мои, Господи, о свояченице моей Анне, являющей ко мне великую злобу, неблагодарность и лукавство и не помнящей всех благодеяний Твоих, которые Ты излил в благости Твоей бесконечной чрез мое недостоинство на нее и на чад ее Руфину и Елисавету. Смягчи ее злое, горделивое, жестокое, непреклонное к миру и любви сердце, ибо Ты, Господи, Пастырь и Попечитель душ наших. Аминь.

Все книги мои, написанные рукою моею, да будут свидетельством против диавола, усиливающегося всегда различным лукавством и кознями своими уловить меня, запинать меня, смущать, утеснять, убивать меня, многострастного. Буди! Буди, Господи, свидетелем моего покаяния и моих слез о грехах моих и помилуй мя.

Как ожесточилась и возгордилась предо мною свояченица моя Анна! Вчера вечером, встретив меня, идущего домой, не приветствовала меня, но молча прошла мимо меня, не устыдившись и прислуги Евдокии, шедшей позади ее! Да не вменится ей сие! Но не безумство ли, не гордость ли, не злоба ли, не величайшая ли это неблагодарность и бесчувствие благодетеля и отца детей ее проходить с гордостию и отчуждением? Смири ее, Господи, скорбями! Ибо праведно воздати скорбь оскорбляющим меня неправедно. Она на [деле] являет, Господи, истину моих слов, сказанных третьего дня за вечерним столом: она не жалует меня, слов, из-за которых она озлобилась на меня и еще более возненавидела меня за добро мое, паче же – Твое, Твое, Господи мой, Господи! Зачем она, в самом деле, лукавила всегда предо мною и в присутствии моем не хотела есть и пить с нашего стола, а без меня что хотела ела и пила? Зачем моя жена церемонится с нею в моем присутствии, умоляя ее есть, пить, тогда как она намеренно и упорно отказывалась от принятия пищи? Я и сказал с негодованием три слова: она не жалует меня! Эти слова уязвили ее, и она начала укорять и бранить меня, ударилась в слезы злобы. Я ушел скорее от этой диавольской сцены, чтобы окончательно не возмущаться. Ты, Господи, Праведный Судия, буди посреди нас! Ты един ведаешь, как давно они стали рожном против меня своим характером возносливым, суетным, своею праздностию, своими смутами; тогда как они изгнали от меня и мать мою, и племянников моих, сама она живет в полном довольстве в дому моем как хозяйка вместе с детьми своими; да знает и чувствует это душа ее. Я пред Тобою утренюю182, Господи, пиша сии строки (три с тремя четвертями часа утра). Доколе мне терпеть неправду сию, уязвляющую меня? Но вот Ты помиловал меня, Господи, даровав мне мир! Благодарю Тебя, радосте моя, избавление мое.

27 января. Суббота. Благодарю Тебя, Господи, яко призвал еси меня и ныне к служению Божественной литургии (от Дмитрия Николаевича Николаева) и оживотворил мя еси причащением Божественных Твоих Таин. Борьба великая за обедней от смущения и тесноты бесовской при воспоминании неприязни Анны Константиновны. Но благодарю Тебя, Господи, за великое дело спасения и примирения нашего, ибо я по приходе домой нашел ее любовною и мирною. Дети подали первые голос свой ангельский. Слава Тебе, Господи, Царь мира! Слава Тебе, Царица мира, Богородице!

27. Благодарю Господа, совершенно исполнившего молитву мою о примирении свояченицы Анны со мною и меня с нею: мы помирились сегодня утром после ранней обедни и, уезжая, она просила благословения Господня чрез меня и поцеловала руку. Слава Тебе, Богу Спасителю, чудодействующему наше всяческое спасение и примирение озлобленных! Благодарю Господа, яко Его именем и силою посрамлен кознодействующий демон, ищущий всеусильно, кого бы поглотить.

Какая-то участковая попечительница отказала в пособии вдове матроса, у которой грудной ребенок на руках, и которая без помощи и постоянно плачет от великого горя! А денег-то, денег-то сколько в благотворительном обществе, одних пожарных сколько! И отказ действительно бедным!

Благодарю Господа за возвышенные помыслы и чувства, дарованные мне Его благодатию во время всенощной на воскресный день (28 января) и за многократные победы внутренние, совершенные именем Его святым в продолжение дня и во время всенощной.

28. От вчерашнего пресыщения студнем телячьим во время обеда, а особенно от пива, питого мною у отца диакона Полетаева поздно вечером, и от сырой погоды произошло ночью у меня блудное осквернение от какого-то нечистого сновидения, осквернившее меня и сделавшее потрясение в организме и расслабление сердца. От этого я служил обедню без дерзновения, и на великом входе враг поразил душу мою мечтательным страхом, от которого совсем расслабело сердце мое, и я не мог выговорить имен царской фамилии. Крайне озлобила меня эта пакость диавольская, с которой я борюсь уже двадцать лет. Но делать нечего – я прибег к милосердию Владыки и Господа Иисуса Христа, прося снисхождения и помощи против врагов невидимых.

С утра раннего до двух часов дня болела у меня голова частию от пива и частию от малосонницы и дурной погоды, а после сна днем и после чаю прошла боль. Благодарю врача – Господа.

Пиво баварское с чаем и апельсинами хорошее слабительное (14 февраля).

2-го июня, вечером в десять часов отец иерей Петр Алексеевич Клепачевский и отец диакон Владимир Васильевич Полетаев возвращались домой нездоровыми per vinum, особенно отец иерей, который положительно валился везде. Исцели их, Господи! Вразуми их и настави на путь Твой, ибо жизнь их служит соблазном и претыканием для многих; сотвори, да просветится свет их пред человеки, яко да видят их добрые дела и прославят Тебе, Отца нашего, Иже на небесех [Мф.5:16].

Николай Пигалев застрелился, оставив записку, в которой признался, что весело жил и в делах или в долгах запутался, и женщину полюбил, потому, говорит, чтобы она не страдала из-за него, он решил покончить с собою, просит молиться за себя (хороша молитва за убийцу! Это насмешка над молитвой). Не о том глаголю, да молится [1.5:16]183. Извращенный взгляд на жизнь, на смерть, на молитву, язычески жил – язычески, хуже, чем язычник, умер. Нетерпение, легкомыслие, отчаяние, дерзость!

Настоятель отец Павел жалуется на грудь! А кажется совсем здоров. Не враг ли посмевается ему грех ради? Как же он громко кричит вне службы и не затрудняется, а при служении затрудняется говорить?

Шубы, напитанные камфарою, выветрить на воздухе.

Фиделину Ивану дано 30 октября 1878 года шесть рублей на отсылку брату Евдокиму пяти рублей.

Пиво баварское – дурная вещь: крайне тяготит и омрачает душу и тело.

11 декабря 1878. Удивительно как непослушна и неуважительна стала ко мне жена моя: о чем, какой вещи, услуге ни попросишь ее, всё она говорит – некогда. А между тем моими трудами живет в полном довольстве и в спокойствии, и с детьми-сиротами. За непослушание уменьшу ей мое жалование. А Господа Бога молю, да просветит, да вразумит, да смягчит ее сердце, да научит ее послушанию и покорности, услужливости, предупредительности. Что, в самом деле, за жена непослушная? До конца ли она будет такова? Всегда ли пребудет не наказана? Нет, она накажется, да вразумится. Я слушаюсь своих прихожан, слушаюсь Господа по силе своей, служа Ему. Жена должна слушаться меня. Иначе за что же она будет жить во всякой неге, во всяком довольстве вместе с сиротами девочками, коих я воспитываю, то есть, лучше сказать, только питаю?

Я начал седеть с волос нижней губы на 49-м году жизни, в 1878 году.

Обманчива вкусом московская булка, но нездорова для меня.

В Рождество Христово (25, 26, 27) я собрал по приходу по Господской и Соборной улицам девяносто семь рублей в братскую кружку, настоятель сто пятьдесят (вместе ходили соборне), отец Петр Клепачевский в западной части – тридцать рублей, отец Александр в северной – сорок рублей и частию на горе; отдельная часть протоиерея была горная, к Петербургу.

В Крещение собрано настоятелем пятьдесят пять рублей по Господской и Соборной улицам, мною в западной части – шестьдесят четыре рубля, отец Клепачевский в северной – пятьдесят один рубль и отец Александр Таратин на горе – шестьдесят один рубль.

Каноны и стихиры на утрени третьей недели Великого поста, особенно во вторник, – великолепны, чудны. Смотри Триодь Постную.

26 января подписано мною: на Александро-Невское училище – четыре, на бедных духовного звания – четыре, на Невскую Исидора богадельню – четыре рубля.

У настоятеля нашего собора отца Павла Трачевского есть безобразная привычка обращать храм Божий в дом торговли: во время обедни и вечерни велит всему причту считать церковные деньги, также в канцелярию самый алтарь: велит дьячку подавать для подписи бумаги, метрические свидетельства и проч.; наконец во время самого богослужения дает священнослужителям письменные приказания. Так в воскресение 11 декабря он прислал мне во время священнодействия литургии читать записку со сбора денег. Заметка на случай.

Свежепросоленных сигов купить в лавке у Ал. В. Мурашова по тридцать пять копеек за сига. Славные сиги. Икры красной у него же, уксусу бутылку, масла прованского – 20 ноября.

В Андреев день 1877 года протоиерей Трачевский наславил пятнадцать рублей, я, ключарь, – семьдесят четыре рубля за вычетом двенадцати рублей [...], отец Клепачевский в западной части – сорок восемь рублей, отец Таратин в северной и на горе – шестьдесят рублей. Трачевский, Клепачевский, Таратин доставили мало. Проверю опытом и еще, если даст Господь.

В Пасху 16-го, 17-го и 18 апреля у протоиерея денег – двести семьдесят семь рублей, у меня – шестьдесят девять рублей, у отца Клепачевского – сорок рублей, у отца Александра Таратина – пятьдесят семь рублей (мне досталось семьдесят два рубля пятьдесят копеек).

Правду мне сказал когда-то Бурачек Павел Степанович, что директор гимназии Яниш без веры и правды, смеется над сказаниями о святых, а многие говорят, что он взятки любит крайне и правды не любит. Да судит его Бог. Да увижу суд Божий над ним вскоре, по обетованию Божию, да не хвалится он гордостию и нечестием своим. Ноября 12-го, 1877.

То, что придумал протоиерей касательно очереди в Думской церкви, служит к обоюдной выгоде всех нас. Но в соборе отчего так не делает, а только в Думе?

С отцом Александром пусть он делает это, как с своим подчиненным. Чего я, глупый, обеспокоился переменою в очереди? Ведь она к обоюдному спокойствию и удовольствию служит. Я этого сначала не сообразил, а потом имел цель корыстную в удержании старого порядка, чтобы в Крещение более иметь времени для славления, ибо по старому порядку мне приходилось в Крещение служить раннюю с утреней, а вечером я был свободен.

Письма с + 52 + 52 послал Фиделиным 10 октября, а [...] 5 октября.

1860 март 16-го награжден я набедреннком

1861 апрель – скуфьею

1865–камилавкою

1870 апрель 19-го – напресным крестом

1875–возведен в сан протоиерея

1878–всемилостивейше награжден за отлично усердную службу при гимназии орденом святой Анны третьей степени.

С отца диакона Софронова получить двадцать четыре рубля – доход годовой из Успенской церкви.

* * *

178

См. сноску 115.

179

Преосвященный епископ Макарий (Миролюбов; 1817–1894) занимал Архангельскую кафедру с 25 декабря 1876 года по 23 мая 1879 года.

180

Минус двадцать пять градусов по Цельсию.

181

Чин отречения от сатаны из последования Таинства Крещения.

182

Утреневати (церк.-слав.) – рано вставать; совершать утреннюю молитву.

183

Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь... Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился (1Ин.5:16).


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 21: 1877-1879. - 2017. - 559, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle