Источник

Декабрь 1878 года

1 декабря. Благодарю Тебя, Боже прещедрый, за щедрый промысл Твой о нищих, ибо Ты чудно послал мне чрез благую рабу Твою Стефаниду двести рублей сразу, чего, кроме случая с Павлом Алекс. Дмитриевым, давшим пятьсот рублей, никогда не бывало ранее и после того. Дай, Боже, мне быть щедрым.

Благодарю Господа за величайшее по благости Его избавление от страшной тесноты вражией, постигшей меня за нелюбовь и презрение к некоторым нищим, часто просящим у меня: я подал им с огорчением и как бы насмешкой по копейке серебром, тогда как другим дал по пять копеек и более. Довольно долго держал меня враг бесплотный в своих железных лапах, но когда я припал несколько раз в покаянии к престолу у Покрова, Господь державно избавил меня от смерти душевной и от затворения во ад, и я спокойно служил всю литургию.

Вечер. Благодарю Господа, сподобившего меня в час сей великой милости Своей: прощения грехов скупости, маловерия, смеха, озлобления, суровости относительно нищих. Девочку малую и одного мужчину лет двадцати я совсем отринул и отвел с досадою в сторону, чтоб не просили меня. А сказал Господь: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне [Мф.25:45]. Согрешил пред Господом и человеками, не помиловав человеков, имея возможность помиловать, – прости, Господи!

В церкви во время вечерни поддался истерическому смеху по легкомыслию и бесстрашию, когда увидел повалившимся на ступенях сторожа Прокопия. Долго не мог удержаться от смеха. Так-то я благоговею пред лицем Божиим! О, окаянный, бесстрашный я! Каюсь, обвиняю, осуждаю себя!

Сейчас Господь сотворил со мною великую Свою милость, приняв мое покаяние искреннее в злобе и ругательстве моем игумена Веркольского монастыря Феодосия, сделавшего великую неправду с моим зятем и сестрою замужнею, и в жестокосердии и скупости относительно нищего. Господь даровал мне мир и простор сердца после смятения и тесноты сердца и разжжения злобы диавольской.

Господи! Благодарю Тебя, избавившего меня в час сей от подавлявшего меня уныния, малодушия, раздражения на епархиальное начальство Архангельской епархии за великую обиду, причиненную зятю и сестре моей перемещением их в худший приход Шенкурского уезда. Крепко милосердие Твое паче всякой крепости злобы диавольской, ищущей поглотить нас. Вот в час сей я испытал на себе злобу диавола, который жег меня адским огнем, теснил ужасно, омрачал меня, волновал, уничижал. Но когда я воззвал к Нему о помощи, осудив себя за безумство, нерассудительность, отчаяние, то Он тотчас спас меня.

Незачем мне терять спокойствие и зло, или нечестие людское, умножать безрассудно новым злом своим, или бедою своею, унывая, смущаясь, раздражаясь, озлобляясь на злых людей, но на Бога возлагать упование, на Его милость и правду – Он силен воздать добром за зло.

2 декабря. Благодарю Господа за покойную ночь, проведенную в совершенной легкости, в полном здравии души и тела, после молитвы моей во искушении.

Ни от каких противностей, несправедливостей, неисправностей и беспорядков людских не смущайся, не раздражайся, не унывай, не малодушествуй, не мучь себя, но держи себя покойно, бодро, великодушно, в уповании на Бога, Который не попустит нам искушения паче, еже можем. Ибо противных вещей, поступков людских, часто касающихся лично нас, бывает так много, что если бы от всех приходить в смущение и раздражение, то нас не стало бы и на десять (на двадцать) лет и наша жизнь должна бы прекратиться от неудовольствий и скорбей; да и безрассудно наносить себе самому раны печали, когда другие со стороны стараются вредить нам. Так я и сделал и буду делать с помощию Божиею, и плод от такого поведения во время напастей прекрасный, сладкий: я бываю и буду мирен, бодр, весел, здоров духом и телом.

Не обращай внимания на лай мысленных псов, лающих на Самого Господа и Пречистую Богородицу, на святыню и правду и бесконечное совершенство Господа, и совершеннейшую святыню Богоматери; наплюй на них и будь тверд в исполнении святыни и правды их.

Благодарю Господа за дар разумения и умиления во время всенощной в Думской Успенской церкви.

Благодарю Господа за избавление от скорби и тесноты, постигших меня за озлобление на слугу Анну неисправную. Я покаялся Господу со слезами и получил прощение, мир, свободу, жизнь.

4 декабря. Понедельник. Благодарю Господа за великое избавление от сердечной тесноты и смертельной тоски сердечной и бессилия сердечного во время литургии, которые навел на меня бесплотный враг из-за пристрастия к чреву (просфиры казались мне малы – вот и беда, и не беда, да беда – какая нелепость!). Благодарю Господа, яко даровал мне свет разума познать нелепость этого пристрастия. Дивно! Чем я сытее, чем менее мне нужна просфира, тем я более желаю больших просфор, то есть величины весьма мерной, и из-за того отпадаю от Христа, от любви к Нему и ближним, к высокому делу священства, лишаюсь мира, свободы, света. После избавления служил добре, ревностно, только на великом входе враг запутал, смутил, обессилил, не дав выговорить и лиц, и прерогатив царских. Причастился животворно, были искушения. Беседу святого Иоанна Златоустого говорил, отпуст весь сказал до йоты, заамвонную читал непреткновенно.

После обедни и после молебна у В.А. Свищова, секретаря Думы, вел себя нехорошо, пил много вина, слушал неподобные речи, смеялся много. Помилуй, Господи!

5. Благодарю Господа, спасшего меня вчера во втором классе гимназии от тесноты прегрешений и вражеских козней. Скоро посетил меня Господь Своим избавлением. Я кал греховный, окаянный, я помет нечистый, я хуже всех, все лучше меня. О, как я должен всегда смиряться пред всеми, ни на кого не кричать никогда, всем желать всякого добра и исправления жития!

О, сколь дорога душа, искупленная бесценною Кровию Христа Бога! Для ней всё домостроительство Божие Ветхого и Нового Завета, все чудеса, всё благоустройство природы и все ее плоды, для ней – пророки и столь многочисленные вещания Божии чрез них, для ней – Сам Господь пророков, Творец неба и земли, воплотился, став человеком и не перестал быть Богом, для ней Его странствование по земле, Его учение, чудеса бесчисленные, Его страдания, смерть и погребение, воскресение, вознесение. Сколь должна быть велика ревность пастырей о спасении людей! Сколь ревнительны о спасении своем должны быть христиане, просвещенные светом небесной истины, который принес и которым озарил нас Сам Христос Бог! Но на самом деле что мы видим? Человек помыкает душею своею ежедневно как предметом самым бесценным, как сором, как прахом путей! Она оскверняется всякими беззакониями, покрывается безобразием страстей на всякий день и удаляется от своего первообраза, первоначала, первоживота Бога, усвояясь чрез свои беззакония и страсти Его врагу, диаволу. Кто оплачет довольно такое жалостнейшее превращение, такую неблагодарность, такое пренебрежение к дарам Божиим!

Десять часов вечера. Четыре раза в день Господь совершил во мне величайшее избавление: во время утрени избавил от озлобления на дьячка Каменоградского; днем, когда я шел к вдове Уваровой, чтобы дать ей денег, – тут я прогнал совсем нищего, из-за того постигла меня великая теснота, от коей Господь избавил меня. О, как мамона противится любви Бога и ближнего, противится Евангелию, не дает думать о жизни вечной и достигать ее. Потом от величайшей тесноты спас меня пред всенощной и даровал мир и служение доброе всенощной.

Вследствие избавления Божия и помощи Божией при молебне в минной мастерской, я служил молебен с великим дерзновением, с великою верою и ревностию к славе Божией. Тут было много офицеров и между ними иностранцев.

Жалею, что ел сегодня вечером (5 декабря) рыбу (холодное): она дает в желудке сильное зловоние и производит ветры, заражающие воздух; пища постная, не рыбная, этого не делает. Может ли Дух Божий, Дух святыни, обитать в человеке, угождающем чреву? Не может.

6 декабря. Вы, о иереи и миряне, часто воссылаете славу Отцу и Сыну и Святому Духу, Богу в Троице, да будет эта слава Ему прежде всего в ваших сердцах, в вере и любви нелицемерной, в кротости, смирении, незлобии, воздержании, чистоте душевной и телесной, простоте, в милосердии, в послушании друг другу, в покаянии горячем, нелицемерном, в усердии ко всем благим делам – вот в чем слава Святой Троице прежде всего должна быть от нас, грешных. А то мы славу часто воссылаем, а сами бесславим имя Божие своею нехристианскою жизнию, своими страстями, своим лукавством, гневом, завистию, враждою, невоздержанием, нечистотою, блудною жизнию, праздностию, леностию, корыстолюбием, жестокосердием и немилосердием, ропотом, непокорностию и прочими грехами.

Письмо к Архангельскому Преосвященному послано мною в прошедшую субботу 2-го декабря; должно придти в Архангельск 8-го или 9-го. Сотвори, Боже, упование всех, дело праведное о зяте моем Василие, изми от неправды.

В начале всенощной в Думской церкви Господь явил мне великое спасение Свое от тесноты греховной, постигшей меня за суровость и скупость к нищим.

6 декабря. Вечер. Благодарю Господа, укрепившего меня совершить много молебнов (более двадцати) и отслужить непреткновенно Божественную литургию в Успенской церкви с неосужденным причащением Божественных Таин. Благодарю Господа, простившего мне тяжкий грех поношения бедняка и толкания во гневе моем другого с поднятием на него в ярости руки моей, – велика была во мне тяжесть от этого греха, тесноты, давление. Господь за покаяние глубокое, долгое избавил меня.

Благодарю Господа, избавившего меня от блудного наваждения при рассматривании картинок соблазнительных: покаялся я искренно – и спасся.

7 декабря. Что принесу я Господу за превеликое спасение меня, злонравного, блудного, невоздержного, – что, кроме сердечного благодарения за спасение и за дарование мне веры, упования на Его милосердие и глубокого покаяния во грехах моих? Благодарю Тебя, благоуветливе и благопременительне Господи! Ты разом разрушил во мне пленицы многих грехов – чревоугодия, сластолюбия, злобы, сребролюбия и огнь страстей претворил в росу благодати, тесноту – в пространство, гнев – в кротость. Слава Тебе, Господи, слава святой вере Твоей! (Нищего я выдрал за волосы в гневе моем за частое его попрошайство.)

8. Благодарю Господа, посетившего меня милостию Своею в квартире свечника церковного Михаила пред молитвословием о здравии и прощении грехов жены его Александры и пред причащением ее. Сердце мое подвиглось ко гневу и негодованию на Михаила, что он не сказал нам ходу в его квартиру и нам пришлось искать этого ходу. Я в душе покаялся Господу, осудил себя и получил прощение, мир и велию милость.

После ранней обедни в Думской церкви от Марии Петровны Дементьевой, заказанной о здравии и мире, спасении ее. Благодарю Господа, по великой Своей милости призвавшего меня и сегодня к служению пренебесной, пребожественной литургии и оживотворившего меня причащением Святых Таин Своих.

9. Суббота. Благодарю бесконечно благого Господа моего за многократное избавление вчера от гибельных последствий гнева моего на нищих, налегавших на меня в разных местах, и за дарование мира, свободы и дерзновения после смятения, тесноты, скорби. Запомню, во-первых, спасение пред самой вечернею, во-вторых, после вечерни, когда я выдрал за волосы одного из нищих: это спасение было тогда, как я подымался в покаянии внутреннем на лестницу дома Полякова, в третий этаж, и потом, когда шел домой. Сладостно спасение Божие и радостно для души.

10. Без восьми минут в два часа ночи (с 9-го на 10-е) рухнула крепость беззаконий моих от крепости бесконечного милосердия Господа моего Иисуса Христа, когда я, удручаемый грехами моими, проснулся и притек к покаянию и славословию Господа (читал акафист Иисусу Сладчайшему). А тяжкий грех мой состоял в том, что я в сильном гневе вырвал за волосы одного нищего и предал его полицейскому, а на других нищих кричал, чтобы ушли, называя их гуляками. Где кротость во мне по подобию кротости Христовой? Где незлобие, смирение? Где терпение? Где нестяжательность? Где воздержание? Где чистота и целомудрие? Обнищал я, окаянный, совершенно делами благими. Твоя благость, Твое милосердие, Господи, – богатство мое; Твоя благодать – сокровище мое бесценное. Слава благости Твоей, слава силе Твоей, сокрушившей заклепы беззаконий моих, растопившей мертвенный лед сердца моего! Аминь.

И еще вчера же вечером с женою сделал я размолвку и некоторую ссору из-за корзины с башмаками. И в сем каюсь от всей души.

Что если бы не было очищения от Господа согрешений моих ежедневных и многократных, если бы не было милости мне от Господа? Какой я был бы несчастный, жалкий человек! В какой я был бы тесноте всякий день, в каком смятении (пути мирнаго не познаша [Ис.59:8]), в каком мучении! Но ныне без числа милость Господня встречает меня всякий день! Господь милостию Своею очищает все беззакония мои, исцеляет все недуги мои, избавляет от нетления страстей живот мой, венчает меня милостию и щедротами [Пс.102:3–4]. Слава Господу, бесконечно милостивому!

Утреню служил Божиею милостию с ревностию Божиею, доброгласно в пении и возглашениях; в начале литургии, на проскомидии, враг убил было мою душу алчностию и завистию: просфиры были малы, хотя не очень, и я вознегодовал тайно на просфирницу, почувствовал к ней неприязнь за то, что она лукавит и неправедно обогащается чрез просфиры. Но потом укорил себя за пристрастие к хлебу, за тройное идолопоклонство, за отпадение от Бога и благодати Его, за раздвоение сердца, за безумие свое; сознал, что единое начало жизни – Бог, что, служа литургию, я должен быть весь духовен, весь горний и забывать о хлебе земном в виду хлеба небесного – Тела и Крови Христа Бога, имеющих совершиться на престоле и напитать меня, что служа литургию, я должен вперить сердечный взор в вечную жизнь, так как она есть приуготовление к вечной жизни и предобручение ее. После этого я Господом чудно был помилован, умиротворен, борение смертное прекратилось; я улучил свободу.

Ветхозаветное всесожжение жертвенное образовало171 крестное всесожжение в муках на кресте Господа славы, пострадавшего на кресте, и всесожжение Его благодатию, Его пречистою Кровию грехов наших. Дух Святой сошел на апостолов в виде огненных языков в знамение всесожжения грехов их и грехов всех верующих в Иисуса Христа, кающихся и в знамение воспламенения любовию к Богу и ближним душ верующих. Мы ощущаем, как благодать Духа Святого попаляет все грехи наши. Якоже огнь да будет ми Тело Твое святое и честная Кровь, опаляя греховное вещество, сжигая же страстей терние172. Попали огнем невещественным грехи моя173, говорится в каноне к причащению.

11 декабря. Много званых, а мало избранных [Мф.22:2–14]. Начаша вкупе отрицатися [Лк.14:18] – по-нынешнему ученые, знатные, военные, светские, пастыри, купцы и многие, многие из простого народа. Изложить причины отречения: гордость, самомнение, угождение плоти и миру.

11. Вечер. Господи! Благодарю Тебя, благопослушливого, благоуветливого и благопременительного, за многократное избавление меня от лютых скорбей, постигших меня праведным судом Твоим за огорчение на нищих: 1) когда я шел в гимназию (всю дорогу шел я в тесноте, каясь) и когда пришел в гимназию, Ты разрешил меня от тесноты; во-вторых, когда я шел к вечерне и опять, встреченный многими нищими, огорчился на них, озлобился и впал в тесноту и огнь поядающий; пришел в церковь, каясь и припадая к престолу благодати, после чего получил прощение, и, в-третьих, идучи от вечерни и встреченный нищими, опять огорчился, но покаялся и получил прощение. И на протоиерея тут же имел огорчение и досаду, что запрещает ранние обедни служить мне в Думе, тогда как и сам служит и другим не запрещает. Я смирился, оставил огорчение, по благодати Божией, и мне стало мирно и просторно. Слава Богу, милующему меня непрестанно и не побеждающемуся злобами моими!

Десять с половиной часов вечера. Благодарю Господа, сейчас избавившего меня, злонравного, от нового злонравия (воззрел зло на настоятеля за несправедливые его претензии). Долго я боролся со злом, обуявшим и стеснившим сердце мое; долго молился в покаянии, самоосуждении, самообличении, и чрез час Господь помиловал меня, даровав мне прощение, пространство, мир, свободу. О, какой тяжкий грех нарушать главизну всего закона Божия – любовь и питать вражду в сердце на ближнего! И поможет ли сколько эта вражда? Нет, она только мучит враждующего и возбуждает большее зло и в враждующем, и в том, на кого враждуем; вражда есть безумие, сумасшествие, нелепость. Надо любить врагов, молиться за них – это расположит их в нашу пользу. Надо иметь беззлобие, кротость, смирение, чистоту и целомудрие. Доколе не вразумимся! Доколе забываемся!

12. Благодарю Господа, избавившего меня ночью, в три с половиной часа от кошмара неприязни к протоиерею Павлу за неправду его. Этот кошмар мучил меня, смущая, тесня, не давая спать более получаса. Покаянием, верою и молитвою троекратною избавился я от него. Согрешил. Главизну (основание) закона Божия нарушил, то есть любовь к ближнему и вместе к Богу. Ни из-за чего не должно отпадать от любви: хранить её твердо, всё прощать, всё терпеть, не раздражаться, не мыслить зла. А между тем тысячи житейских мелочей нарушают ее в нас, колеблют, исторгают и нас без любви и в стыде оставляют. Паче всего на свете дорога любовь.

Напился я, окаянный, досыта чаю и наелся мягких булок, и, как остны, стали у меня в желудке эти булки! А как легко было мне до чаю! Лучше не пить чаю и не есть булки поутру никогда! До пятидесяти лет дожил я, а воздержанию не научился! О, стыд! О, злоба чрева и тления!

Я замечаю в себе мелочное, щекотливое самолюбие и честолюбие, сильно уязвляющее меня: так, вчера я сильно уязвился душой из-за несправедливых слов настоятеля отца Павла Трачевского, запрещавшего моей духовной дщери Ольге Афанасьевой (хлебнице бывшей) заказывать ранние обедни в Думской церкви, тогда как никому из прочих лиц это не запрещается; обедню эту служил я, и он сказал ей, что будто я приказал ей служить в Думе (нападение по зависти и рвению на меня). Сегодня я обиделся на то, что вновь поступившая гувернантка непочтительно встретила меня, не встав из-за стола, как прочие. Я раскаялся, сознав, что не по любви я поступаю, вся покрывающей, а по самолюбию, и Господь простил меня, избавил от тесноты и даровал пространство и мир во время вечерни. Слава Господу!

Десять часов вечера. Возвратился в восемь с половиной часов вечера из общего собрания Комитета для снабжения бедных одеждою. Пришедши домой, нашел большое веселье и шум детей, гувернантки, свояченицы Анны Константиновны, и сделалось сурово сердце мое, и взгляд мой стал суров, и недовольный прошел я в свой кабинет: сердце мое щемило, я был недоволен тем, что посторонний человек введен в мой дом, кроме того что сама Анна Константиновна живет у меня каждую неделю. Но я покаялся, искренно осудил себя в отпадении от любви, сознал, что надо радоваться с радующимися, как плакать с плачущими [Рим.12:15], и Многомилостивый дал мне прощение и мир. Славлю Господа скоропослушливого.

13 декабря. Среда. Благодарю Господа, избавившего меня после долгого сокрушения и исповедания злонравия моего к нищим от скорби и тесноты лютой, постигших меня праведно пред самой утреней и во время утрени. Я разругал одного молодого нищего, прибывшего из Питера по причине просрочки паспорта, а двум или трем из нищих вовсе ничего не дал по причине раннего их прихода; гнев, смятение и теснота постигают меня из-за самолюбия моего, из-за сребролюбия, землеретности моей. Если бы я возложил всю надежду на Господа, я был бы выше всех скорбей, не подчинялся бы им, не уязвлялся бы ими, я любил бы горячо ближнего, созданного по образу Божию, исполнение заповедей было бы для меня пищею, наслаждением, упражнение в делах любви было бы для меня жизнию, блаженством. А ныне не так, ибо я свой, не Божий, хочу жить для себя, а не для Бога. Господи! Даруй мне быть Твоим всегда!

Восемь с половиной часов утра. Дома. Опять я отпал от любви и очень неприязненно, холодно, презрительно, небрежно отнесся к свояченице Анне К., привезшей ко мне гувернантку в дом и пришедшей ко мне просить служить молебен. О, злонравие мое! О, самолюбие, самоугодие, нетерпение, своенравие, уныние, малодушие! Эти все страсти, беды душевные из-за многострастной моей плоти, алчной, завистливой, блудной, корыстолюбивой, ненасытной, ленивой, нерадивой. А надо руководиться единым духом любви, кротости, беззлобия, смирения, ласковости, доброжелательства, миролюбия. Земные, житейские вещи и удобства считать за ничто! Ты сие даруй мне, Владыко!

Господи! Благодарю Тебя от всего сердца, что Ты милостиво и державно увенчал величайшую борьбу мою со злом победою над злом и даровал мне благость, мир, свободу при обращении и разговоре с новым человеком в нашем доме – гувернанткою Анною Ивановною и с свояченицею Анною Константиновною. Благодарю Тебя, Благопременителю, яко совершенно переменил ты мое сердце и печаль мою преложил на радость, печаль безумную.

Восемь с половиной часов вечера 13 декабря. Благодарю многоблагоутробного и долготерпеливого Господа, многократно избавившего меня от теснот и скорбей адовых, постигших меня за злобу мою и жестокосердие мое к нищим, во-первых, когда шел в гимназию и одним подал с огорчением, а других прошел без внимания, оставив их мерзнуть, и во-вторых, когда шел с крестом из куреня и нищие гнались за мною, а я бежал от них, потом подошел к ним и над одним зло наругался, говоря: какой ты страшный! – когда ничего страшного в нем не было; целую дорогу до Песочной улицы я шел и каялся в злобе своей – и наконец помилован, умиротворен; в-третьих, дома, при виде разорения моего ложа и ядущих скоромное свояченицы и гувернантки и прочих. Я почувствовал к ним большую неприязнь и раз, и два, и три и, когда покаялся немедленно в нарушении главизны закона – любви, был тотчас прощен и умиротворен. Диавол растлевает душу всякий день, а Господь обновляет, оживотворяет. Слава Его благости и щедротам, Его благопослушливости и скоропослушливости, Его силе непобедимой, крепости Его милосердия, сокрушающей в нас всякую крепость злоб наших.

Соборовали Шебалина: народу множество, жарко, тошно, я с трудом читал Евангелие и молитву, к тому же утомился, пешком шедши.

На соборовании особенно тронули меня слова святого апостола Павла, выражающие характер христианской любви: Любы долготерпит, милосердствует... не раздражается, не мыслит зла и прочее. Аще раздам вся имения моя... любве же не имам, ни кая польза ми есть [1.13:4–5].

Надо стараться всякий день, чтобы у нашего сердца было другим тепло, а не холодно да чтобы и нам-то было самим тепло, а то ледяной холод в наших душах и горе иногда от нас нашим ближним.

При соборовании г. Шебалина у меня не было искренности, а какая-то сердечная холодность, безучастность, суетность! Было жарко; я совсем расслабел и телом, и душой. А отцы Порфирий, Иоанн, Иоанн тюремный и отец Владимир Краснопольский отлично читали Евангелия и молитвы; диаконы Апостолы читали тоже превосходно! Я один был хуже всех! О, растление сердца!

Завтра, 14 декабря, ничего не есть, не пить ради изгнания бесов благодатию Христовою из словесного создания Климента (согрешил – после утомления закусил и пил чай).

Одну рюмку водки вчера я выпил у письмоводителя гимназии Климентьева, и сердце мое крайне расслабело по причине сетей вражиих.

Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит [Пс.50:12]. Это верно, испытываю всякий день.

Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барспятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое? [Иер.13:23]. Верно: испытываю всякий день. Только Твоею благодатию могу творить чистое добро – без ней, без Тебя, Господи, не могу творить ничесоже [Ин.15:5].

14. Даже доселе я погрешал, не смотря на нищих всякого рода как на членов Христовых и братию Христову и ярясь на них за попрошайство, оскорбляя и презирая их нередко, неохотно и с досадою подавая им милостыню малую, недостаточную. Окаянный я человек!

Попил чаю два стакана и поел булки с чаем, и стало тесно, тяжело во утробе и в боках – лишнее. Не надо было есть-пить.

15. О, окаянный я человек! О, неисчерпаемое милосердие Божие! Вчера после вечерни, идучи на крестины и раздавши двадцати с лишком нищих, обступивших меня на дороге, милостыню, я одного из них сильно выдрал за волосы, когда он еще шел за мною, надоедая попрошайством. Пришедши в подвальный этаж дома Назаровой на крестины, я в покаянии обратился ко Господу, и Он скоро помиловал меня, отъяв тесноту и смятение от души моей. Благодарю Господа! Даруй мне, Господи, кротость, терпение, незлобие, нестяжательность, презрение к своей плоти, мягкосердие, сострадательность, упование на всещедрый Твой промысл.

К чему эта суровость, строптивость к нищим, этот крик, эти поношения, укорения, это вынужденное подаяние, с неохотою, негодованием, скупостию? Не разрушает ли всё это дела милостыни и не делает ли ее неприятною Господу, изволяющему самолично принимать нашу милостыню, подаваемую бедным? Отселе, Господи мой, даруй мне всегда быть кротким, незлобивым, тихим, усердным, любящим, щедрым относительно нищих! Буди! В прошедших грехах относительно нищих каюсь Тебе, Господи, от всего моего сердца, приими мое покаяние и благопремени меня.

Щедроты Твои велики ко мне, Господи, относительно нищих и из-за нищих. Исповедаю милосердие и щедроты Твои, Господи! Сотвори меня достойным их, ныне же я недостоин их.

15 и 16. Благодарю Господа, миловавшего меня многократно и неизреченно, благостно и животворно и скоро вчера за утреней и ранней обедней и сегодня также по молитве покаяния моего. Но сегодня было ужасно тяжело мне служить обедню из-за алчности моей: просфиры были черствы, и это чрезвычайно меня раздражило, то есть враг поджигал, теснил, смущал, резал, расслаблял меня всю обедню; нервы внутренние, желудочные и кишечные, особенно были болезненно раздражены. Ужасно убивает душу и отлучает от Бога пристрастие к брашну тленному (просфире), самый Агнец из черствой просфоры казался не настоящим Агнцем (о, безумие! о, хула вражия!), хотя сушеные Дары – тот же всесовершенный Агнец Божий. Великое было мне искушение: я болезненно раздражен был и, думаю, оттого что мало вечером гулял на свежем воздухе, а дома читал у Гречухиной в нечистом, спертом воздухе и потревожил, раздражил свои нервы. Голос был слабый, нечистый при чтении и пении канона и при служении литургии: это знак, что в нечистом воздухе долго читал и чай с вареньем пил. Варенье вредно, вредно, чай не вовремя тоже, особенно при перепрелой воде.

16-е декабря. Пять с половиной часов вечера. Благодарю за превеликое спасение, явленное мне на пути от дому Голубева (на рынке по Владимирской улице) к дому Сизова, при самом приближении к дому, и в квартире покойника Феодора (у Гречухиных). Я был в великой тесноте, смятении и адском огне после того, как рассердился на нищих, преследовавших меня от дому Голубева, и кричал на них, и городового громко призывал для отогнания их. Но Господь принял великое, глубокое, продолжительное покаяние мое, [и в] милости Своей бесконечной еще и еще спас меня, даровав мне вожделенный мир, простор сердечный и дерзновение великое. Наука мне не раздражаться, но быть тихим ко всем всегда. Ну что, если бы не милость и долготерпение ко мне Божие? Я давно погиб бы из-за гнева.

17. Бесплотный, вселукавый, злейший враг всякую минуту усиливается насаждать в моем сердце и в мыслях всякую нелепость и чрез то осквернять, тлить и мучить меня. Но Ты, Господи, потреби, как паутину, все его нелепости, все его мерзости, пакости, а меня укрепи на борьбу с ним и дай мне мудрость Твою победить его.

Благодарю Господа за великое избавление, дарованное мне вчера во время всенощной после продолжительного покаяния и борения с врагами и грехами. Меня постигла великая скорбь и теснота пред самой всенощной и во время ее за то, что я уклонился удовлетворить вполне просьбу двух нищих девочек, просивших меня прибавить к восьми копейкам, данной каждой из них, а я ускользнул от них в церковь – и встретил в своем сердце ад; от этого-то ада, от этого чрева адова избавил меня Господь; но долго теснили меня враги-ловцы мои. Евангелие прочитал бойко, с радостию великою, кроме двух-трех слов, в конце похищенных врагом. Отпуст сказал медленно, в порядке, кроме святого благоверного князя Александра Невского, вырванного врагом по моему малодушию. Враг смущал меня скупостию купца Андреева и жены его к нищим и неприязнию к ним, но я пренебрег кознями врага и делал, говорил отпуст, не [...] ему.

17 декабря. Воскресение. Благодарю Господа, даровавшего мне слезы умиления во время литургии, обильные слезы и непреткновенное служение от начала до конца. На великом входе поборол диавольское смущение и боязнь; при возгласе В первых помяни, Господи, на заамвонной молитве и на отпусте всех святых помянул медленно, с расстановками, кроме святого благоверного князя Александра Невского, нашего покровителя и заступника. На вечерне на великой ектении несколько спотыкался, не выговаривал прошений, потом поправился и всю вечерню добре совершил. Молебен с водосвятием Тихвинской Божией Матери и Петру и Павлу служил с одушевлением, в квартире Марьи Арсеньевны – тоже молебен Божией Матери одушевленно. Идучи после молебна на крестины и окруженный нищими, просившими (иные второй и третий раз) настойчиво денег на разные предметы, я рассердился на них крепко и некоторых вырвал сильно за волосы; сам уязвился в душе, смутился, почувствовал тесноту и, пришедши к квасовару крестить, стал пред Господом в покаянии и с великим упованием, и тотчас помилован Господом: ощутил в душе мир, радость, дерзновение; крестил спокойно, с великим умилением. Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя во мне, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес174 милосердия и силы Твоей во мне, ибо Ты властно прощаешь мне грехи многие и лютые. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его: очищающаго вся беззакония твоя, изцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления страстей живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами... не по беззаконием нашым сотворил есть нам, ниже по грехом нашым воздал есть нам... Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив [Пс.102:2–4, 10, 8].

Протоиерей Трачевский внес ли в попечительство деньги от Пиминова?

18. Понедельник. Я жестоко поступил вчера вечером с нищими, обступившими меня, спешившего на крестины; я сильно оттаскал их за волосы. Каюсь в своей горячности и жестокости.

Благодарю Господа, даровавшего мне дерзновение на великом входе и при говорении отпуста, вопреки диаволу, наводившему на меня боязнь и страх малодушный и породившего во мне благую надежду впредь говорить твердо все отпусты, не боясь множества народа и мишуры военной. Я смотрел смело в Господе на всех предстоявших. Святые угодники были твердейшие адаманта други Божии, а я окаянный не имею твердости духа произносить твердо имен их на ежедневных службах. Нелепо, несправедливо, дерзко, неблагодарно: они наши усердные молитвенники пред Богом.

Когда настоятель пришел вчера в церковь во время обедни, враг бесплотный начал смущать меня чувством неприязни к нему за разные несправедливости, но благодатию Божиею я победил, хотя с трудом душевным, это противозаконное чувство и одолел грех и виновника его, слава Богу!

Четыре часа без десяти минут 18 декабря. Понедельник. Благодарю Господа, надежду мою пресвятую, дивно меня помиловавшего во время класса в гимназии, когда я каялся в своем гневе и в своей неприязни к дьячку Зрелову за грубость и непослушание его в написании на паспорте умершего свидетельства о смерти его. О имени Господни я смирился и всё простил брату моему, и Господь простил мне грех мой и отъял тесноту мою и скорбь мою. Пришел я к дьячку и сказал слово примирения. Дома во время обеда враг уязвил меня печалию о лишней нахлебнице гувернантке. Я раздражался в душе на посягательство моей собственности, но потом вразумился и обратился ко Господу с молитвою покаяния, да простит мне малодушие мое, алчность и скупость мою и да дарует мне совершенное упование на Его провидение и промысл, столь дивно пекущийся о мне и о всех. Господь успокоил меня, когда я возложил надежду на Него и восприял любовь к ближнему, от которой я отпал было по алчности своей.

Благодарю Господа, укротившего алчность плоти моей, зависть и неприязнь относительно свояченицы, приезжающей ко мне часто, навязавшей мне сверх детей своих и гувернантку; Господь просветил мои сердечные очи, дал мне мир, спокойствие, любовь, довольство собою и ими и благодушие, ибо Он всегда [всё] подает нам и не оставит нас святым промыслом.

19. Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица [Иак.2:1]: держи себя одинаково просто и ревностно, искренно относительно богослужения как пред простыми людьми, так и пред учеными, благородными, знатными, ибо знатнее, премудрее, богаче, выше всех Господь Бог и бесконечно больше.

20. В изъяснении богослужения, говоря о храме и о святости его, надо сказать, что и тело христианина есть величественный святой храм, в котором живет Бог, если только человек живет свято и удаляется греха, что этот нерукотворный храм надо хранить как святыню Божию, беречь его от растления блудом и невоздержанием, ибо кто Божий храм растлит, растлит сего Бог [1.3:17].

Говоря об образах и иконах, сказать о том, что человек сам образ Божий по душе и частию по телу, поскольку Сам Бог вочеловечился, и [нужно] блюсти в себе черты образа Божия тщательно и восходить к подобию Божию правдою, святостию, кротостию, незлобием, милосердием, воздержанием, чистотою, послушанием, терпением напастей.

Говоря о святых одеждах, сказать, что нетленная, святая, драгоценнейшая одежда наша есть Господь Иисус Христос, как сказано: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись [Гал.3:27], и что одежды на священно- и церковнослужителях должны напоминать нам о добрых качествах, требуемых от них Богом и людьми, о правде, святыне, смирении, терпении (епитрахиль – иго Христово, фелонь – правду Божию и правду, по коей должны жить священники). Священницы Твои облекутся правдою [Пс.131:9].

Говоря о священных книгах, сказать о чудном духовном богатстве их содержания, спасительности, мучительности, питательности мысли и чувства, убедительности и сладости для души всех псалмов, пений и песней духовных, различных молитв. Какую душу они не способны привести в чувство покаяния, умилить, усладить, утешить, привести в восторг неизъяснимый? Очень жаль, что многие не знают содержания наших книг богослужебных.

20. Благодарю Господа, удивившего вчера на мне во время суточных богослужений милость Свою неизреченную, даровавшего мне испытать небесные восторги при чтении канонов и пений стихир и ирмосов, произнести ектении, и особенно оживотворившего и обновившего меня причащением Божественных Таин; кто опишет мое возрождение, обновление, обожение после причастия Божественных Таин, мой торжествующий о Господе дух?! Только согрешил я скоро после обедни – одебелил сердце и тело несколько отяготил вкушением и питием у купца Ушакова (служил молебен по случаю годовщины открытия лавки в новом его доме) грубого чаю и вина. Да простит Господь. Господь многократно спасал меня днем от грехов моих, коим навык, и от козней лукавого. Благодарю Господа.

Господь удивил на мне щедроты Свои – вдова Ольга Афанасьевна дала мне сторублевый пятипроцентный билет на покупку лисьей шубы. Слава щедротам Божиим. Спасибо рабе Божией Ольге. Воздай ей, Господи!

Храм есть место освящения христиан, дом молитвы, славословия и благодарения Творца и Искупителя, место богообщения и обожения, есть небесное на земле житие и совокупление с ангелами. Дом Мой дом молитвы наречется, сказал Господь [Ис.56:7]. Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний (Пс.92:6]. Святой царь пророк во многих псалмах восторженно описывает пользу и необходимость храма для человека. А нынешние вольнодумные и развращенные люди что говорят об нем? Не нужно нам храма, дома можно молиться. Дома? То есть в селении греха и суеты? Так.

Предпослать каждой части науки стихи из Святого Писания или из святых отцов, означающие вкратце важность, пользу и необходимость храма и богослужения для научения, вразумления, освящения, усовершенствования и спасения христиан. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен [2.3:16–17].

21. Благодарю Господа, принявшего покаяние мое в бесстудном, блудном движении плоти и духа при посещении нашего дома шурина Петра с молодою, красивою, [...] женою.

22. Благодарю Господа, дарующего мне очищение грехов в один день многократно и великую ревность при совершении богослужения и чудную живую воду благодати в сердце мое, так что я с восторгом служу, особенно на очередной моей неделе, с великою верою, с великим благодарением Господу, спасающему дивно род человеческий, поверженный в тление и рабство греху. Благодарю Господа, дарующего мне благодать побороть врага при говорении отпустов и произносить оные сполна, неспешно, несмутно, невращно175, спокойно: ныне начах, сия измена десницы Вышняго176 [Пс.76:11], – враг крепко обижал и посрамлял меня при отпустах, сбивая меня в начале чрез боязнь и страх. Великий вход на литургии исправь мне, Господи! Искренно и твердо выговаривать царственные лица даруй мне, Господи! Буди!

23. Утро. Пять часов. Благодарю Господа за великие во мне чудеса милости и силы Божией, совершенные вчера во время вечерни, которую я совершал после угощения у именинницы Анастасии Ивановны Кононовой (жены Архипа Кононова); я не сохранил сочельника, пил вино, ел пирог с рыбой и просто рыбу, несколько опьянел, и сердце мое стало бессильно для борьбы с неусыпным врагом: страх и боязнь малодушия напали на меня, и только возращенное во мне благодатию упование на помощь Божию не допустило меня совсем поколебаться и смутиться при служении вечерни; я стал крайне редко произносить ектению великую, видя бурю во мне лукавых бесов. И совершил ее до конца; просительную ектению скомкал, сугубую тоже, но отпуст, оправившись, сказал весь. На повечерии канон читал сам, ектению полунощницы и прощение обычное сказал всё. Благодарю Господа.

На панихиде у Шеболина Господь разорил великое смущение вражие и дал дерзновение и мир за веру и покаяние и рассуждение. Потом, когда обратно ехал с дьячком, Господь опять разрушил тесноту сердечную и дал мир и простор. Слава благодеющему Господу!

Девять часов вечера. Славлю богатство Твоей благости и Твоего милосердия ко мне, многогрешному, неисправленному, злому, подозрительному, сластолюбивому, блудливому, сребролюбивому, ленивому, ругливому, спесивому, гневливому, раздражительному и пр. Какая бездна у меня грехов и какая у Тебя бездна благости, милости, прощения, очищения, разрешения, освящения, умирения, обновления! Вижу, вижу ясно на себе бездну Твоего милосердия! Вижу бездну моего греховного растления всеми видами грехов! Вот ныне в одном часе Ты, Господи Жизнодавче, четыре раза возвел меня от смерти греховной, от адской тесноты и скорби к жизни, к миру, пространству душевному, к свободе духа. Согрешил же я и впал в лютую смерть греховную из-за неприязни к нищим, из-за гнева на них за то, что часто и повсюду за мною гоняются, забывая, что их нужда гонит, а не прихоть и злонамеренность. Доколе буду жестокосерд, скуп, зол, лукав, сребролюбив, чужд упования на Бога? Не вижу разве, как дивно Господь промышляет о мне и о нищих чрез меня? Должник давний, с которого я не надеялся получить долг, возвратил оный (сто рублей), добрые женщины давали мне по сто рублей на нищих и мне лично неоднократно. Славлю Твои щедроты, Господи! Еще я согрешил теперь похотным движением сердца и плоти при исповедании отроковицы. А как досточестно естество женское! Оно чудное орудие Божией благости, премудрости, силы. Оно лепотно, неблазненно, целесообразно, достойно всякого уважения, благоговения как делателище человеческого прекрасного, богообразного существа! И Сам Бог в Деве и от Девы воплотился и вочеловечился. Да взираем же на чистое чисто!

На святом месте (в алтаре у престола Божия) стой свято, на горнем месте – горе́ сердце! На земном небе стой небесно!

23 декабря. Суббота. Одиннадцать часов вечера. При служении утрени и литургии в сердце испытывал сильную бурю неприязни и зависти к жене дьячка Зрелова, навеянную врагами бесплотными на меня, сластолюбивого, самолюбивого, гордого, завистливого, и только после сильной борьбы, после покаяния из глубины, сердечного сокрушения во грехах получил помилование и избавление от злобы; во время причащения мирян Святыми Тайнами ощущал то же, и только покаянием, самоосуждением и взыванием к Богу избавился от неприязни. О, сладкое спасение Божие! О, злонравие мое! О, навыкновение злу! (К детям знакомых – Анны Герас. и Евлампии Петровны, подошедшим к причащению, тоже ощущал презорство, холодность, отвращение – к тем, с коими Сам Господь благоволит соединяться приискренне! Это всё от плотоугодия, чревоугодия, самолюбия, комфорта жизни.) Я сам себе идол, окаянный.

24 декабря. Воскресение. Сегодня утром в конце утрени при облачении в полную священническую утварь, я впал в величайшую душевную беду от допущения мною минутного чувства неприязни к сторожу Алексею, подававшему мне одежды, и из-за какой безделицы? Из-за того, что вяло подавал пояс и нисколько не затянул его назади. Ловко поймал меня диавол на этом неприязненном чувстве и сильно измучил меня. Каялся, каялся я, осуждал, ругал себя, смирялся, и наконец Господь помиловал меня уже при чтении Евангелия. На великом входе опять враг запял меня, опять уязвил и смутил – и опять я каялся, и опять помиловал меня Господь, даровав мир. Обедню служил хорошо, но при борьбе с врагами невидимыми. Причастился животворно. Заамвонную прочитал твердо, отпуст сказал не очень твердо, некоторых имен святых не выговорил. Слабость от чревоугодия. Сей же род изгоняется только молитвою и постом [Мф.17:21].

Голос всё время был великолепный. Канон читал громко, торжественно.

24. Три с половиной часа вечера. Благодарю Господа за безмерную Его ко мне милость, явленную в избавлении меня от лютой тесноты и скорби, постигших меня за жестокосердие к бедным и недостаточное, не от души, с досадою подаяние милостыни им. Всю вечерню я страдал этой теснотой и скорбию, к концу она исцелена была благодатию Христовою после припадания моего к престолу Божию в покаянии и молитве. Но после вечерни, вышедши из церкви, я опять встретил нищих, настойчиво просивших подаяния, и опять вознегодовал на них и почувствовал к ним неприязнь, и опять скорбь и теснота постигли меня, и опять покаяние и молитва по пути к Севискевичу (около театра); в его квартире Господь опять явил мне прощение и очищение и великую милость. Благодарю Господа за веру, за упование, за покаяние, за вразумление и просвещение.

Благодарю Господа, очистившего блудное внутреннее движение сердца и плоти моей, ощущенные мною при сладострастном воззрении на девицу; я приклонил колена пред Господом в покаянии, и Он услышал и спас меня по великой Своей милости. Нехорошо, дурно я сделал, что за обедом поел довольно рыбы с черным хлебом, отяжелело сердце мое, и плоть моя возбесилась блудом. О, какая бездна щедрот Господних, милостей Его неизреченных ко мне, многострастному!

25 декабря. Слава Господу, даровавшему мне и еще видеть день сей, принесший радость всему миру! Ты родился от Чистой Девы мене ради – даждь мне родиться свыше Тебе ради и Тобою.

Много во мне, в моем сердце всякой греховной нечистоты, и если бы благодать Божия не удерживала меня от грехов чрез праведные наказания, то я сделал бы всякий грех: был бы и пьяница [и уже есмь], и блудником, и убийца, и тать и всяческий грешник: сребролюбец, лихоимец, ленивец, противник и пр. Слава, слава благодати Божией, спасающей меня, грешника. Нечем мне хвалиться. Я только грешник, я ничто, а если есть нечто, то благодатию Христа Бога моего; Христос – всё для меня: правда, освящение и избавление, свет, сила, одеяние души моей. Да будет благословенно имя Его единого на небеси и на земли. Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение! [Лк.2:14].

Невещественное, небесное на земли житие даруй мне провождать, Господи. Ты сошел на землю для того, чтобы меня возвести на небо, меня, поникшего долу к земле и погибающего в пристрастиях мирских. О, как Ты меня возвысил, почтил, облаженствовал, обессмертил!

Сердечно участвующий всегда во всех чтениях и песнопениях и священнодействиях Церкви привыкает и сам мыслить, чувствовать, говорить и делать так, как мыслит, чувствует, говорит и делает Церковь Божия, входит в дух ее святыни, правды, делается и сам на земле горним гражданином, другом всех святых и даже другом Божиим.

25 декабря. Утро. После утрени и ранней обедни. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить службы Его при тяжкой борьбе со страстями и с демонами, пред чтением Евангелия, когда враг запнул меня сильно неприязнию к Параскеве Еким. Мурашовой под предлогом скупости ее даяния на бедных. О, как он меня смутил, стеснил, уязвил, связал, посрамил! Я бился как рыба об лед (слаб из-за чревоугодия и пресыщения), но наконец Господь принял покаяние мое и помиловал, даровав мир. Обедню служил при тесноте и борении от врагов. Певчие пели великолепно. Я служил голосом ясным, чистым, звучным. В первых помяни – не всё сказал против воли.

Да люблю и уважаю тех, которые меня обижают, объедают, опивают, бранят, не любят, презирают. Ибо какая мне благодарность, если я буду любить только любящих меня, которые мне дают, дарят, кланяются, ко мне ласкаются? Язычники то же делают [Мф.5:47].

28 декабря. Благодарю Господа и Пречистую Богородицу за сладкий и покойный сон и за исцеление тяжкой боли головы моей. Такое благодеяние получил я от Господа и Госпожи Богородицы за молитву мою с вечера ко Господу и Его Пречистой Матери и за некоторое воздержание. Как вчера я спал очень дурно, так сегодня превосходно. Благодарю Господа, помиловавшего меня.

К вопросу: как взирать православно на святых Божиих и их иконы? На них должно смотреть как на исполненных Духа Святого (исполнися Духа Свята Елисавет [Лк.1:41]), полных Божества и ни на одно мгновение никогда не лишающихся этого наполнения. Потому должно взирать на них и молиться им с благоговением и любовию. Лютеране и реформаты весьма грешат против Бога и святых, что они не чтут святых Божиих, ни их изображений, как и изображений Самого Господа, благоволившего принять на Себя наш рабий образ. От незнания или неусвоения сердцем означенной истины происходит тайная хула в мыслях на Божию Матерь и святых или холодность к ним, нерадение к почитанию их.

Четыре часа вечера. 28 декабря. Поел я с аппетитом дичи – индейки и тетерки – и вот утроба неудобно справляется с нею: меня мутит. Не надо мне есть ничего особенно питательного, жирного, еще менее после расстройства желудка. Всегдашний пост нужен мне, ибо приемлемость и потребность телесная – самая ограниченная.

Благоухание кадила означает то, что Господь Иисус Христос облагоухал святынею Духа Святого человеческое естество, смердевшее страстями, и теперь облагоухает благодатию святыни всякого человека, искренне молящегося и кающегося. Спешить без ума совершением службы Божией – значит вовсе не иметь вкуса духовного и жить только для себя, для угождения своим страстям и похотям, а не для Бога и ближних, пасти себя, свои скотские страсти.

Твоя от Твоих... о всех и за вся, о всех святых, живых и умерших, что далее и выражается продолжением литургии. (Еще... о святых царех, апостолех... мученицех, исповедницех... и т.д.).

Благодарю Господа, державно, благостно и скоро избавившего меня от смерти духовной – скорби, тоски и тесноты сердца на пути к дому [Р.…] к Антипенко и к болящей Елисавете Николаевне Дьяконовой. Благодарю Господа, давшего мне совершить благополучно молебен с обручением в квартире Набатова Виктора Феодоровича. Дочь его Антонина, жених – Иоанн, штурманский офицер.

30 декабря. Суббота. Господь излил на меня сегодня в четыре часа, в четыре с половиной часа вечера бездну милосердия Своего, избавив меня дважды от духовной смерти самой ужасной, от скорби и тесноты и огня адского, разрушительного для души и тела. Я покаялся искренно, возымел веру в милосердие Божие, надежду на безмерную милость Его и спасся от грехов – раз в церкви во время вечерни, другой раз в доме у склада Синебрюхова. Я подвергся крайней скорби и тесноте и адскому огню за нетерпение, за гнев и жестокосердие к бедному, приехавшему из Питера и первый раз ко мне обратившемуся с просьбою. Я отринул его по причине множества обращающихся ко мне здешних мещан. В скорби я припадал пред образом в доме Синебрюхова, с внутреннею молитвою покаяния, с верою и упованием, и разрушил во мне Господь грехи мои, скорби и тесноты, умирил и прохладил, расширил душу мою. Первый же раз я наказан был за гнев на нищих, когда шел к вечерне и там припадал к престолу благодати с покаянием и верою, и крепость грехов моих рухнула Божиею благодатию, мне дарован мир, свобода, пространство, дерзновение. В Думской церкви за всенощной Господь явил мне величайшую помощь и спасение пред молитвою Христе, Свете истинный и отпустом первого часа. Благодатию Божиею я победил козни вражии: прочитал молитву и произнёс смело весь отпуст Иже в вертепе родивыйся (отдание праздника) со всеми святыми: святым Александром Невским и Иосифом Песнописцем.

31 декабря. Воскресение. Сегодня утром встал в первый раз в шесть часов, помолился (утренние молитвы и канон, и акафист Спасителю, акафист Божией Матери, канон святому Ангелу Хранителю), потом опять лег, заснул и встал в девять часов. Разнежившись сном, я вышел на улицу и пошел в церковь; встретив нищих, я грешный опять не кротко, а с досадой и гневом встретил их, дал милостыню неохотно, с неудовольствием и укоризнами и за это сейчас наказан внутренним огнем и теснотою адскою, от коих я мучился до начала обедни в Думской церкви и во время обедни до Евангелия, непрестанно страдая и сгорая от огня адского; я каялся, припадая к престолу благодати; проскомидию совершал в тесноте, начал литургию оглашенных в тесноте, и всё каялся, наконец при чтении Еванегия, когда я всем сердцем приложил мысленно имя Иисуса Христа как целительный бальзам, огонь адский погас в душе, сердце прохладилось, умирилось – я стал новым человеком, от смерти возведен к жизни. Причастился весьма животворно. Отпуст сказал весь сполна после проповеди митрополита Григория177.

* * *

171

Образовати (церк.-слав.) – прообразовать; изображать.

172

Тропарь 9-й песни канона из последования ко Святому Причащению.

173

Тропарь «Усладил мя еси любовию, Христе...» из последования ко Святому Причащению.

174

Молитва на освящение воды.

175

Невращный (церк.-слав.) – необращаемый, неизменяемый.

176

См. сноску 106.

177

См. сноску 43.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 21: 1877-1879. - 2017. - 559, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle