Источник

1873 г. и 1874 г.

Замечено. Молока не надо есть: сильно возбуждает оно блудную похоть.

Des mihi, Domine, numquam fumare damnum i pernicies est. December 13 die, 18731.

Тяжело было мне от курения, очень тяжело. Это именно блуд уст2.

22 декабря покурил я вечером сигару и крайне раскаялся: скверно стало во рту и воздух в комнате испортил, хотя и хороша была сигара

Согрешил Богу!

18 декабря

Вторник. Утро, пять с половиной часов.

В Думе просить вспомоществования по пути в размере трехсот рублей для отправления на родину в Архангельскую губернию для свиданий с родственниками и для поклонения святым мощам угодников Божиих, нетленно почивающих.

К Высоцкой сходить, к красильщику Артемию Иванову, к Степану Чернышеву, к Потапию Корниловичу.

Круглых стекол для подсвечников купить, платков шелковых.

Из Думы получить жалование с июля по декабрь 1873 г.

У сына вахтера в гимназии книга моя, 6 марта 1873 г.

У Богданова, 6 марта.

У Александра из реального училища «Жития святых» за апрель.

Толстая книга [...].

К Бобковой на уроки в среду и другие дни.

Жалование в Думе получить.

Раба Твоего Матфея Шагина помяни, Господи, и рабу Твою Варвару, жену его, первых благодетелей моих в детстве, когда я жил в городе Архангельске. Я, тогда еще маленький птенец Твой, Господи, а теперь сорокачетырехлетний иерей Твой.

Помяни, Господи, родителей Иоанна Кожевника и Анастасию, жену его.

Лишь только помыслил я о земной награде, как уязвилось сердце во мне. Суета награды [...].

По утрам есть и пить не надобно, потому что природа не требует того.

Яиц и черного хлеба на ночь никогда не есть: тягота от них ночью.

Сил физических у меня много: пить вино нет нужды. Да будет. 2 июня 1874.

Пиво тяжело: бросается в голову от прилива крови и помрачает сердечные очи. Голос чистый и крепкий.

Молоко тяжело для сердца: усиливает страсти. 11 мая 1874.

Что же это за жизнь? Наесться до отвалу и потом ходить как в чаду?

За Сергия молиться. К Евдокии Гавриловне завтра.

«Христианское чтение» на 1874 г.

« Иллюстрацию»3.

Владимиру Дмитриевичу сказать, чтобы прислал [П.А. Рагозин] список лиц, избранных в комиссию.

Какое теперь нам нужно слово, возлюбленная братия! Ибо словесным4 существам от служителей слова5 должно предлагаться слово при всяких важных случаях. А случай смерти столь поучителен, что он непременно требует слова. Итак, предложить ли вашему вниманию слово о смерти?..

Чтение Священного Писания и отеческой литературы развить в народе – не читают еще священных книг, но упражняются в чтении легких книг светского содержания или просто в пустяках, в переливании из пустого в порожнее. Властью Божией можно действовать смело.

После тяжкого искушения настоящего дня, бывшего, как думаю, вследствие неблаговременного и неблагопотребного употребления пищи и питья (утром в девять часов на первой неделе Великого поста, в четверг 15 февраля); с сего времени по утрам – вовсе не есть и не пить, разве где по нужде, в приходе, и то чуть-чуть!

В будущий Великий пост, если даст Господь время мне и еще, надо тотчас считать, на сколько рублей от каждой исповеди всеми священниками соборными передано сторожу-свечнику свечей. А то мимо рук много проходит; сторожа могут пользоваться и пользуются свечами в свою пользу, крадут, особенно Николай алтарный.

Пить постоянно молоко по моему крайне золотушному сложению и крайней слабости нервов. 12 апреля 1874 г.

Благодарю Господа за дар здравия.

Наука о богослужении должна объяснить воспитанникам, как они должны молиться, чтобы молитва их всегда была богоугодна, с какими понятиями, чувствами, намерениями, видами.

Составить план науки о богослужении и составить по нему науку, которая составила бы живой интерес для учеников и всех читающих. Оживить ее изложение всевозможно. (Отвратить поношение свое от Яновского и Яниша6. Помоги, Господи!)

От постного пирога зубы болят (5 августа 1874).

Швейцарский сыр вредно действует на кровь и соки человека. 13 сентября 1874 г.

Сигара дурно действует на нервы: при письме рука дрожит, при общественной молитве жалит сильно враг.

Так как все благие мысли в этой книге от Ангела Хранителя, света второго по Боге7, просвещающего меня, то надо высоко ценить их и исполнять: не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога [2Кор. 3, 5].

Рамы на осень и зиму новые.

Братский, священный союз.

Сюртук алтарному сторожу.

Свечи снимают сторожа не вовремя и оскорбляют усердие жертвующих.

Деньги послать на вакацию8 племянницам и племянникам.

Руководство по Церковной истории Рудакова9.

Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других. Первое послание к Солунянам 2, 6.

Серебренниковы заразились расколом, не ходят к исповеди и причастию; убегают от причащения больной матери. Надо власть употребить, обличить. Какой я пастырь, если буду молчать. Цепова жена ходит только напоказ в церковь, а сама развращает Серебренниковых – мужа и жену. 23 июля 1874 г.

Сигару курить опасно: крайне упадают нервы, рука трясется, весь организм колеблется.

Помни, сколько ты обязан царю и Синоду и какие они могучие двигатели во всей России, и крепко, крепко молись за них Господу и непреткновенно, да Господь умудрит и наставит их проходить высокое их служение. 12 августа 1874 г.

* * *

1

Дай мне, Господи, никогда не курить, потому что это убыток (урон, поражение) и погибель. 13 декабря 1873 (лат.).

2

Табакокурение – нравственная немощь и страсть которую Церковь осуждает, ибо этот недуг, пленяя человека как и алкоголь, вызывает зависимость от него, расстраивает здоровье и причиняет нравственный, физический и экономический вред своим приверженцам. Читатель, однако, должен понимать, что отрицательное отношение к табаку в русском обществе складывалось постепенно. Торговля табаком в России в больших масштабах началась со времен Петра I, который указом от 1 февраля 1697 года позволил русским торговцам «торговать табаком явно», что было серьезным шагом к тому, чтобы сделать его предметом купли-продажи и учитывать как статью казенного дохода. В Московской Руси табак был популярен лишь среди «стрельцов и гулящих всяких людей». При Петре потребление табака лишь начало входить в моду при дворе, в войсках и больших городах, и то среди тех слоев населения, которых коснулись бытовые и культурные нововведения, затеянные царем, и которые желали и здесь приобщиться к европейской «культуре». Петр I, поняв выгоды, которые можно было извлечь из торговли табаком, стал развивать табачное производство. Табак получил право гражданства в России, ибо был поощряем к распространению и употреблению самим царем. Елизавета Петровна и Екатерина II продолжали в этом отношении политику Петра. Производителей табака прибавлялось год от года, а следовательно, росло и число его потребителей. Начиная с середины XVIII века, табак получил в Петербурге повсеместное распространение. К табаку пристрастились и состоятельные люди, и мастеровой люд, и военные, и флотские. В эпоху Александра I трубка и сигара начали мало-помалу вытеснять табакерку из обихода городских жителей. Очевидец писал: «Быстрым полетом влетела в нашу землю страсть курения, и в течение нескольких лет распространилась привычка курить табак и сигары не только в Петербурге, но и во всей России, во всех сословиях, во всех званиях, во всех возрастах. Эта страсть сделалась такою же необходимостью, как пища». Фельетонист «Северной пчелы» писал в 1843 году: «Не более как 35 лет пред сим курение табаку ставилось на одну линию с употреблением спиртных напитков. Курили табак моряки и старые солдаты... Когда курильщик ехал в общество, то переодевался, чтобы не было слышно табачного запаха. Сказать о человеке: от него пахнет табаком, – почиталось оскорблением... Времена переменчивы. Теперь табак курят не только первейшие светские щеголи, львы, но и дамы! О, ужас! Дамы курят табак!» Мало-помалу укрепилось мнение, что курить не только модно, но и полезно. Фельетонист «Иллюстрации» в 1845 году писал: «Все курят, почти все нюхают... С табаком люди приятно и встречают, и провожают день. Весь свет в дыме – но табачном, и никто не жалуется на свойства заморского зелья, – напротив, каждый старается сделать себе табачную атмосферу, в ней жить и умереть». Петербуржцы относились к курению прежде всего как к лекарству от скуки: «Ни телесные упражнения, ни различные игры, ни пение, ни игра на музыкальных инструментах... не могут заменить курение уже потому, что они утомительны», – писал автор брошюры «Курите, сколько хотите». С начала царствования Николая I курение табака на улицах, в театрах и общественных местах запрещалось и преследовалось полицией во избежание пожаров. Но при Александре II, по царскому указу 1860 года, была повсеместно дозволена продажа трубочного табака, папирос и сигарет «в заведениях, где разрешена продажа питий», а также в овощных лавках и кондитерских. В 1865 году было официально легализировано курение на улицах Петербурга, что вызвало восторженную реакцию у современников. Отец Иоанн, как и многое современное ему духовенство, подпал влиянию «моды» и, хотя нерегулярно, но употреблял табак. Однако со временем его отношение к табаку стало отрицательным; ему понадобилось немало духовных и телесных сил, чтобы с помощью Божией преодолеть этот недуг, являющийся, по существу, страстью, и победить его. Читатель не раз встретит упоминание на страницах дневника отца Иоанна о том, что он «сегодня покурил». Это не значит, что курение может быть оправдано с церковной точки зрения. Вынося себе строгий нравственный приговор за приверженность страсти табакокурения, отец Иоанн совершил действительно подвиг, потому что сделал это в обстоятельствах, когда не только светское, но именно церковное общество пристрастилось к этому недугу и не только не осуждало, а всячески пропагандировало пользу его, не обращало внимания на физический и моральный вред, который оно причиняет, а также на то, что эта привычка, как страсть, делает человека рабом греха.

3

Журнал «Христианское чтение» начал издаваться в 1821 году Санкт-Петербургской Духовной Академией. «Всемирная Иллюстрация» – еженедельный журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге с 1869 по 1898 годы.

4

Словесный (церк.-слав.) – духовный, разумный.

5

Слово (церк.-слав.) – слово Божие, завет, учение.

6

Яниш Петр Николаевич, директор Кронштадтской мужской гимназии в 1860 – 1870-е годы. В те же годы в этой гимназии отец Иоанн преподавал Закон Божий.

7

«Ангелы – вторые светы, умные, заимствующие свой свет от первого и безначального Света, не имеющие нужды в языке и в слухе, но без произносимого слова сообщающие друг другу свои мысли и решения» (преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Часть III. Об Ангелах).

8

Вакация (лат.) – свободное от занятий время, каникулы.

9

Рудаков Александр Павлович (1824 – 1892), протоиерей, церковный писатель, магистр Санкт-Петербургской Духовной Академии. Профессор богословия в горном институте, член учебного комитета при Святейшем Синоде. Среди главных его трудов есть книга «История Христианской Православной Церкви», которая переиздавалась десятки раз.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 18: 1873-1874 / [над изд. работали: игумен Дамаскин (Орловский), протоиерей Максим Максимов, клирик Московской епархии...Геворкян Кристина Вартановна]. - 2010. - 364 с. ISBN 978-5-902112-76-1

Комментарии для сайта Cackle