Велика сила духа Божия
Так будем же неукоризненными делателями на Ниве Господней и от Него примем дух премудрости и разума, дух ведения, так необходимые нам в наше бурное время.
1990 год нес с собой отдаленные признаки надвигавшегося на Россию непроглядного бездорожья. Наглые силы и бесправие все чаще стали прорываться в общественную жизнь, обещая большие перемены в ближайшем будущем.
Отец Иоанн, не имеющий в келье никаких средств массовой информации, своим духовным ведением ощущал то напряжение, которое неминуемо должно было разразиться грозой. Изменения, грядущие на Россию в 1990-е годы, отец Иоанн чувствовал еще в 1970-х. Он вслух говорил о том, что придет к нам на исходе столетия, но никто из слышавших не понимал тогда его таинственных слов.
Хорошо запомнилась одна из таких бесед. Это было в 1970-е годы. Отец Иоанн был в Москве в одном священническом доме. За столом шла оживленная беседа. Неожиданно отец Иоанн изменился в лице и, всматриваясь куда-то в пространство, произнес: «Будьте внимательны и осмотрительны к себе, – и, показывая на богатую для тех лет трапезу, продолжал – этого будет много, даже слишком много. Скудость останется в редких домах, у доживающих свой век и оставшихся произволением в старом времени. А новое захлебнется изобилием материальных благ. Так будет происходить, потому что древний змий почувствует приближение конца и начнет бить хвостом. Брызги от его агонии и дадут этот очередной соблазн, «чтобы прельстить, если возможно, и избранных». Но расплата за эти вражьи дары очень дорогая. Люди будут кружиться в нескончаемом водовороте, суете и погоне за приманками и растеряют душевное тепло и любовь. Искреннее сердечное общение будет большой редкостью. Духовное оскудение изгонит Дух Божий из жизни».
Резко оборвал отец Иоанн речь свою. Отрешенно посидел несколько минут и вернулся к доселе оживленному разговору. Что увидел он в те минуты, о чем поведал собравшимся?
А в 1989 году в своих праздничных поздравлениях отец Иоанн зовет всех под кров милости Божией, стать «неукоризненными делателями на Ниве Господней и от Него принять дух премудрости и разума, дух ведения… так необходимые нам в наше бурное время».
В 1990 году он уже открыто пишет, что грядет на Россию: «Не потому ли, что истощилась вера наша, мерещатся теперь в смятенном мире, ожидающем бедствий, два противоположных образа: образ поруганной Божией Любви и торжествующий смех дьявольской злобы».
«Дорогие мои! Устрашимся видения, склонимся к Христу в покаянии и мольбе, изливая перед Ним тихие молитвы. И Он, Господь наш и Бог, вразумит, и обновит, и сохранит нас, в бедствии припавших к Нему»
Перемены в жизни страны не могли обойти и Церковь.
В это время Господь отзывает из земной юдоли Святейшего Патриарха Пимена. 19 лет предшествовал ему крест Патриарший. За несколько лет до кончины в личной беседе с отцом Иоанном его патриаршее слово прозвучало Заветом и оно же приоткрыло будущее Церкви – предстоящие тяжкие битвы за чистоту Святого Православия, за календарь, тысячелетнюю икону времени Церкви, за церковнославянский святой язык, язык молитвенного обращения к Богу. Не забыл он упомянуть и о грядущих притязаниях католиков на замученную 70-летними гонениями Русскую Православную Церковь, обозначив рамки контактов с ними: «Только за одним столом чаю попить».
Патриарх отдал Завет в надежные руки. Отец Иоанн в своих проповедях озвучил его. Пять Патриархов носил в молитвенной памяти сердца иерей Божий Иоанн за свою долгую жизнь. Пройдя со своим иерейским крестом сквозь стремнины тайных и явных гонений на Церковь в XX веке, он реально соизмерял величину Патриаршего и иерейского креста.
Патриарх Тихон – бескровный мученик. Его семилетние голгофские страдания легли в основание мартиролога послереволюционной Российской Церкви. Для отца Иоанна святость его была очевидна, он ждал прославления Патриарха и дождался. Сподобился он принять молитвенное участие в обретении мощей его, отцу Иоанну последовательно сообщали о всех этапах поиска.
Патриарх Алексий I был непосредственным исполнителем воли Божией об Иоанне Крестьянкине. Его рука низвела благодать священства на главу отца Иоанна, и его же благословением открылся для него вожделенный монашеский путь.
Память о Патриархе Сергии жила в сердце отца Иоанна с юности. И она питалась не только благодарностью за то, что по сей день жива Русская Православная Церковь, но и за урок, полученный через Патриарха Сергия, в каком неприступном свете пребывает тот, кому Бог вручает Свою Церковь. Отец Иоанн нередко говорил, что Патриарх Сергий еще будет прославлен. В 1997 году отцу Иоанну передали часть архиерейского омофора и еще некоторые церковные предметы, принадлежавшие Святейшему Патриарху Сергию. Батюшка не счел возможным хранить у себя эти святые реликвии. Он послал их Патриарху Алексию II с сопроводительным письмом: «Преклоняясь пред подвигом трудов Святейшего Патриарха Сергия и посмертными тяготами его поношения, я считаю своим долгом передать сии ценности Вам, ибо они по праву должны принадлежать Церкви. Жду и уверен, что Господь еще скажет Свое слово и о Патриархе Сергии, открывая миру сокровенную тайну подвига его жизни».
В ответ Святейший Патриарх Алексий II написал: «После Святителя Тихона и разгрома Церкви в 20-е годы на долю Святейшего Сергия легла задача как-то сохранить Церковь и возродить структуру ее управления. На своем малом опыте знаю, насколько великая лежит ответственность за будущее Церкви на ее Предстоятеле. Посему всегда уповаю на Ваши Святые молитвы».
И дерзновенная молитва отца Иоанна сопутствовала всем нашим Первоиерархам, принявшим жребий церковного кормила в эти апокалиптические времена. Он причислял их труды к подвигу исповедников и новомучеников Российских.
В 1990 году перед избранием преемника ушедшему Патриарху Господь дал отцу Иоанну осязать тяжесть вручаемого Патриарху жезла. Придя после литургии в свою келью, отец Иоанн попросил оградить его в этот день от посетителей. Он надел епитрахиль, чтобы молитвенно участвовать в деяниях Архиерейского Собора всей полноты Российской Церкви.
Уединенно в глубокой тишине своей кельи батюшка молился. В какой-то момент он почувствовал, что не один в келье. Подняв взор к иконам, он увидел стоявшего в переднем углу Святейшего Патриарха Тихона. Неподалеку от него на кровати упирался крестом в потолок патриарший дорожный посох. Мысленно принял отец Иоанн Патриаршее благословение послужить ему, подав посох. Отец Иоанн устремился исполнять благословение, но сделать повеленное не смог. Посох оказался неподъемным. Беспомощно оглянувшись, он встретился с одобряющим взглядом Патриарха. Отец Иоанн принялся исследовать посох и понял, что его можно развинтить. Он начал трудиться. Продолжая работу, он еще раз вопрошающе глянул на Патриарха и убедился, что правильно понял благословение. Когда же отец Иоанн в третий раз поднял глаза, Патриарха уже не было, исчез и посох.
Так в день избрания пятнадцатого Российского Патриарха Алексия II Господь не только обозначил путь Русской Православной Церкви на время его патриаршества, но не было ли это и прямым указанием на то, что произойдет с Россией? Ее жезл, держащий пределы еще императорской России, в одночасье распался на множество стран ближнего зарубежья.
А в 1991 году уже в который раз на своем историческом пути Россия оказалась пред бездорожьем, когда весь нажитый предыдущий опыт превращался в прах. Надо было учиться жить заново, новыми законами и неведомыми доселе чувствами. Старшее поколение в растерянности недоверчиво вглядывалось в изменяющийся облик страны. Молодежь приняла новшества как неограниченную свободу для личного произвола.
Начавшиеся с празднования 1000-летия Крещения Руси изменения в отношениях государственной власти с Церковью, когда, как подарок к юбилею, ей были возвращены несколько монастырей, продолжались. На церковных амвонах замелькали и лица власть предержащих с горящими свечами в руках. И вспомнилось, как в 1972 году в проповеди отца Иоанна на день Святой Троицы прозвучали слова, оказавшиеся пророческими. Храм был переполнен, а отец Иоанн с большим чувством во всеуслышание произнес: «Други наши, не скорбите, велика сила Духа Божия! Придет время, и многих из тех, кто сейчас гонит нашу Церковь, нашу веру, Он, всемогущий, наставит на путь Истины. И они придут, и будут защищать Ее, и будут молиться». А сказано это было в то время, когда само упоминание о том, что Церковь преследуется, могло стоить серьезных гонений. Информация о смелой проповеди тотчас дошла до наместника. Возвращавшегося со службы проповедника остановил начальственный голос:
– Отец Иоанн, ты про каких таких гонителей сегодня упоминал?
Батюшка спокойно ответил:
– Это я сказал по наитию.
Отец Алипий и отец Иоанн знали, что такое наитие Святого Духа, и разговор был исчерпан.
В 1991 же году, когда тьма скорбей и испытаний накрыла страну, произошло событие, показавшее, что не до конца оставил Господь Россию. Во мраке заблуждений, богоотступничества и бесовской прелести, когда зло, распоясавшись, попирало все доброе, грозя созиданию жизни, ярким пламенем вспыхнул свет неугасимой лампады у явившихся мощей святого старца Серафима Саровского. 11 января 1991 года 70 лет томившиеся в заточении нетленные мощи вернулись в Церковь. Они победным крестным ходом прошли по России, воскрешая веру и надежду на лучшее. Опять предстал преподобный Серафим пред Богом за родину свою, взывая любимую матушку-Русь к покаянию. И все стали очевидцами того, что не только обетования Спасителя не знают преград, но и предсказания Его святых угодников имеют великую силу. Преподобный еще при жизни своей обещал дивеевским сиротам, что «грешная-то плоть убогого Серафима в Дивеево перенесется».
И вот предсказание свершилось. Опять, уже в который раз, дух отца Иоанна воспарил за преподобным. Святой Серафим собой освещал путь живущим и теперь. Его жизнь, его слово были просты, правдивы и понятны. И душевный восторг Божия послушника архимандрита Иоанна излился 15 января в проповеди:
«Россия, будь такою, какою ты нужна Христу!»
А из келий благочинного отца Александра и отца Иоанна проводили в открывшуюся Серафимо-Дивеевскую обитель святыни прежнего монастыря, переживавшие безвременье в кельях старцев-молитвенников.