Азбука веры Православная библиотека преподобный Иоанн Дамаскин «Источник знания» преподобного Иоанна Дамаскина в контексте предшествующих систем православной христологии
иерей Николай Михальцов

«Источник знания» преподобного Иоанна Дамаскина в контексте предшествующих систем православной христологии

Источник

Аннотация: настоящая статья посвящена анализу христологии Прп. Иоанна Дамаскина, систематически изложенной в его труде «Источник знания», который представляет собой не только квинтэссенцию богословия самого Прп. Иоанна, но и подводит определённый итог развития святоотеческой мысли эпохи Вселенских соборов. В силу этого в статье представлен как обзор учения о Христе, изложенного в означенном трактате Дамаскина, так и краткое описание предшествующих систем православной христологии. Безусловно, особое место в трактате занимает часть под названием «Точное изложение православной веры», на которую мы по большей части опирались. В статье рассматривались труды таких авторов, как Ориген («О началах»), Климент Александрийский («Строматы»), свт. Кирилл Иерусалимский «Поучения огласительные», свт. Григорий Нисский («Большое огласительное слово»), блж. Феодорит Кирский («Сокращённое изложение Божественных догматов») и, собственно, «Источник знания» прп. Иоанна Дамскина. Мы проводили анализ как структурной, так и содержательной сторон христологических систем, выявили своеобразие «Источника знания» как системы православной христологии.

Актуальность настоящей статьи обусловлена тем, что после выхода критического издания творений прп. Иоанна Дамаскина и нового перевода «Источника знания» на русский язык подобных патрологических исследований, согласно историографии, не проводилось. Также нет публикаций, посвящённых комплексному анализу христологии прп. Иоанна.

Приступая к обзору христологической системы прп. Иоанна Дамаскина, изложенной в «Источнике знания», обозначим основные понятия, применяемые в нашем исследовании. Под системой мы подразумеваем «множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство» [15, с. 249]. Любая система строится на основе систематизации, т. е. мыслительной деятельности, «в процессе которой изучаемые объекты организуются в определённую систему на основе выбранного принципа» [19].

В настоящей статье речь идёт о вероучительной (догматической) системе. О догматических системах можно говорить в двух значениях. Во-первых, – это совокупность вероучительных концепций и положений, объединённых общей концепцией или идеей (например, богословие свт. Василия Великого, основанное на православном вероучении). Во-вторых, – это отдельное догматическое произведение какого-либо автора, посвящённое раскрытию определённых вероучительных истин. В таких сочинениях обязательно наличествует авторский текст (в отличие от сборников цитат, флорилегиев), догматические положения отделяются от частных богословских мнений. В качестве примера догматической системы можно привести труд прп. Иоанна Дамаскина «Источник знания». Догматическая система как произведение какого-либо автора, как правило, содержательно перекликается с его прочими богословскими трудами.

Исходя из вышеизложенного обозначим, что под христологической системой того или иного церковного писателя, мы подразумеваем прежде всего христологическую концепцию, излагаемую автором в его догматической системе как отдельном труде.

Приступим к обзору ключевых христологических систем, предшествовавших «Источнику знания» прп. Иоанна Дамаскина.

Первой из таковых укажем «Строматы» Климента Александрийского [2]. Это сборник из восьми книг, каждая из которых представляет собой собрание различных заметок, отражающих видение Бога и мира через призму истинной христианской философии [9, с. 29]. Что касается христологического наполнения этого произведения, то христологическим вопросам посвящена лишь одна глава «Стромат» (книга 7, глава II).

Согласно Клименту, христиане обретают спасение «через Сына» [14, с. 201], Который указывает путь жизни истинного гностика и являет полноту богопознания [14, с.199]. Христос есть всемогущий Господь и Спаситель [14, с. 198]. Христос есть вместе с тем и Человек, пострадавший плотью [14, с. 199]. Поскольку сын Божий всемогущ, Он оказывает промыслительное действие на всех людей, в том числе – и на язычников [14, с. 199].

Примечательна догматическая система ученика Климента, Оригена, именуемая «О началах» (Περὶ ἀρχῶν) [7]. По сути, этот труд представляет собой первую систематически изложенную систему догматики. Περὶ ἀρχῶν состоит из четырёх книг. В первой, второй и четвёртой книгах мы можем найти размышления Оригена относительно вопросов христологии. Большая часть таковых посвящена учению о бытии Второго Лица Святой Троицы. В учении о Воплощённом Слове Ориген делает акцент на описании главным образом души Христа. При этом Ориген высказывает, скорее, предположения, чем утверждения [17, с. 182–183].

Ориген исповедует во Христе две природы, божественную и человеческую, а также присущие каждой из природ свойства [17, с. 183]. Учение о душе Христа перекликается с известным заблуждением о предсуществовании душ. Она была непреклонна ко греху и выделялась тем самым среди прочих душ [18, с. 380].

Согласно Оригену, мы можем говорить о Воплотившемся Слове, можем называть Христа и Сыном Человеческим; Сын Божий умер на Кресте, и Сын Человеческий придёт во славе в последние времена [17, с. 184–185].

В целом же христология Оригена носит «языческогностический характер», в ней есть следы филонизма и неоплатонизма [20, с. 266, 268, 276].

«Поучения огласительные» святителя Кирилла Иерусалимского были написаны для научения в вере оглашенных. Поучений всего 18, их содержание соответствует Символу веры Иерусалимской Церкви [11, с. 305].

Четвёртое поучение посвящено раскрытию учения о Боге, там же раскрываются некоторые вопросы христологии.

Так, Христос есть предвечно рождённый Сын Божий, «по всему подобен Родившему» [13, с. 46]. Христос не только равен по достоинству с Отцом, – он един с ним по воле [13,с. 145].

В «Поучениях…» затрагиваются прежде всего вопросы сотериологического и полемического характера; объём христологических размышлений сравнительно невелик.

По мере актуализации христологической проблематики в церковно-историческом поле возрастает объём частей догматических систем, посвящённых учению о Лице Спасителя. Так, в «Большом огласительном слове» [5] свт. Григория Нисского из 33 глав 22 посвящены исключительно домостоительству Сына Божия.

Свт. Григорий Нисский исповедует истину, что Христос есть совершенный Бог и совершенный Человек. То, что Бог стал Человеком, не принижает божественного достоинства [10, с. 114–116, 132]. Мы не можем логически разъяснить принцип соединения божества и человечества [10, с. 122]. Нам открыто, что божество при Воплощении не изменилось [10, с. 188] и что «таинство Божия вочеловечения» [10, с. 204] необходимо для нашего спасения.

Христологическая система свт. Григория Нисского значительно более развита в сравнении с предшествующими системами православной христологии. Свт. Григорий затрагивает более широкий круг вопросов в учении о Лице спасителя, аргументируя свою мысль, помимо священного Писания, разного рода логическими конструкциями. Вопросы триадологии в «Большом огласительном слове» рассматриваются в гораздо меньшей степени. Кроме того, в труде наблюдается ярко выраженная полемическая направленность.

Завершим краткий обзор систем православной христологии древней Церкви трудом блаженного Феодорита, епископa Киррского, «Сокращённое изложение Божественных догматов». Сочинение является частью трактата «Сокращённое изложение зловредных еретических басен» [8].

«Сокращённое изложение…» включает в себя предисловие и 29 глав. Христологическое учение раскрывается в 11–15 главах. Блж. Феодорит, в противовес лжеучению еретиков, утверждает, что Сын единороден Отцу [21, с. 44, 46–47]. И до и после Воплощения Сын есть совершенный Бог [21, с. 104]. Христос есть истинный Человек и Бог, равночестный Отцу [21, с. 109, 112]. Для того, чтобы исцелить человека от греха, Сын и приходит в мир [21, с. 106].

Как истинный Человек, Христос претерпевал страда- тельные состояния, включая страдания и смерть. Блж. Феодорит пишет, что Христос воспринял «немощь естества человеческого» [21, с. 118]. Эти претерпевания обличают еретиков, отрицавших полноту Боговоплощения [21, с. 114]. Вместе с тем именно в Своём Воскресении Христос являет истинность Своих страданий и смерти по человечеству.

Христологический компонент «Сокращённого изложения…» раскрыт лаконично, в ответ на конкретные еретические заблуждения. Большая часть аргументации основана на Священном Писании. Автор в своих размышлениях опирается на положения Халкидонского Ороса.

Завершив обзор важнейших христологических систем древней Церкви, приступим к рассмотрению системы православной христологии прп. Иоанна Дамаскина «Источник знания».

Критическое издание «Источника знания» (Πηγὴ γνώσεως) представляет собой первый, второй и четвёртый тома творений прп. Иоанна Дамаскина, изданных бенедиктинским монахом Бонифацием Коттером [4]. В настоящий статье из русскоязычных переводов мы будем ссылаться на текст перевода А. Бронзова (1894 г.) и А. Сагарды (1913 г.) с правкой и комментариями Д.Е. Афиногенова [12].

«Источник знания» занимает особое место среди творений прп. Иоанна Дамаскина, не только в силу своего жанрового своеобразия (в качестве догматической системы). Этот труд прп. Иоанн написал в последние годы своей жизни [6, s. XXVI]. Таким образом, Πηγὴ γνώσεως представляет собой некий итог богословской мысли Святого Отца.

По своей структуре «Источник знания» в современной версии (отличающейся от рукописной традиции) включает в себя три части: «Диалектику», «О ста ересях вкратце» и «Точное изложение православной веры».

«Диалектика» представляет собой сборник богословско-философских определений, по содержанию своему основанный на переложении терминологии Аристотеля применительно к христианскому богословию. Причём большая часть материала была заимствована не напрямую от Аристотеля, а опосредованно – от его комментаторов [16, с. 70]. В «Диалектике» мы находим дефиниции терминов, которые являются важнейшими в христологии: «природа», «ипостась», «лицо», «индивид», «свойство», «воля», «действие», «страдание».

Трактат «О ста ересях вкратце» написан в виде сотницы (100 глав), в нём приводится краткое описание еретических учений, в том числе и ряд христологических ересей: несторианство, монофелитство, монофизитство и другие. «О ста ересях» продолжает сложившуюся традицию изложения православного вероучения в сравнении с еретическими заблуждениями.

Источниками в отношении трактата могут служить конспект «Панариона», приписываемый св. Епифанию (Anacephalaeosis; CPG, N3765), а также сборник Doctrina Patrum [1, s. 479].

«Точное изложение православной веры» – центральное произведение «Источника знания». Включает в себя 100 глав, в рукописной традиции известно в двух версиях [6, s. XXIII–XXV], выходило в сочетании с «Диалектикой». Содержательное наполнение трактата соответствует Никео-Константинопольскому Символу веры.

Что касается христологической составляющей трактата, вопросам христологии посвящены главы с 45-й по 81-ю. Свою христологическую мысль прп. Иоанн Дамаскин основывает главным образом на творениях свт. Кирилла Александрийского, свт. Григория Богослова, свт. Григория Нисского, прп. Максима Исповедника [6, s. XXVII].

Следуя традиции предшествующих догматическим систем, прп. Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры» начинает с учения о Боге в Cамом Cебе: Бог открывает Cебя в мире. Кульминация Божественного Откровения выражается в пришествии в мир Сына Божия [12, с.157]. Христос есть Единородный Отцу Сын, совершенный Бог и совершенный Человек, в двух природах и одной сложной ипостаси [12, с. 158]. В VI главе «О слове Божием» Логос именуется «совершенным и вечно сущим», существующим «Сам по Себе», тождественным с Отцом по природе [12, с. 163–164]. Христос, будучи единой ипостасью, «Один и Тот же Самый», желает и действует «как божеским образом, так и человеческим» [12, с. 255, 269].

Третья часть «Точного изложения» посвящена описанию христологии. Дамаскин пишет, что в Боговоплощении проявляется любовь Бога к людям, Господь приходит в мир для того, чтобы спаси Своё создание [12, с. 234]. Через Деву Марию «Слово стало ипостасью для плоти» [12, с. 236]. Вочеловечился именно Сын, поскольку «особенность [ипостаси. – иер. Н.М.] недвижима», рождённый прежде век от Отца, Он рождается во времени от Матери (12, с. 277–278). Прп. Иоанн Дамаскин критикует заблуждения еретиков, указывая одно из самых главных: лжеучители искажают богословскую терминологию. Прп. Иоанн указывает соотношение терминов «ипостась», «природа», «вид», «образ взаимообмена», обозначает роль числа в контексте исчисления природ во Христе [12, с. 241–242, 247–248].

В ипостаси Христа соединены не частные, а именно общие природы божества и человечества. Ипостась Христа несотворённа по божеству и сотворённа по человечеству, видима и невидима [12, с. 289]. При этом Христом мы именуем именно воплощённого слова, ибо «помазание (ἡ χρίσις) относится к человеческому началу» [12, с. 290].

«Нет необходимости, чтобы природы, ипостасно соеди- нённые друг с другом, имели каждая свою ипостась» [12, с. 248], в силу этого мы можем говорить о совершенном воипостасном человечестве во Христе. Прп. Иоанн Дамаскин, опираясь на православную традицию, приводит толкование «Трисвятого», формулы «Одна природа Бога слова воплощенная», «богомужное действие», а также термина «Богородица».

В 60-й главе прп. Иоанн обосновывает наличие двух, а не трёх природ в Воплощённом Слове. Человеческой природе было свойственно претерпевать непредосудительные страсти, «чтобы нас освятить» [12, с. 277]. Хотя человечество обладало немощью, неведением, было «рабским» [12, с. 277], однако через единство со Словом мы не называем Его рабом и не приписываем ему неведения. Господь добровольно испытывал страх и страдания [12, с. 280]. «Страдал Один Христос» плотью, однако мы не можем говорить «о пострадавшем плотью божестве или о Боге, пострадавшем посредством плоти» – бесстрастное божество пребывает вне страдания [12, с. 282]. Даже смерть не смогла разделить единой ипостаси воплощённого Бога Слова, поскольку «одна ипостась Слова была ипостасью как Слова, так и души и тела» [12, с. 284]. В отличие от прочих людей тело Христа после смерти пребывало «неистленно» (ἄφθαρτον, ἀδιάφθορον), хотя было «тленно» (φθαρτὸν) при его земной жизни [12, с. 284–285].

Христос молился, «усваивая наше лицо, и прообразуя в себе то, что было наше, и делаясь для нас образцом…», молился к Богу Отцу перед воскрешением Лазаря, во время Гефсиманского моления, со Креста [12, с. 281–282].

Вопросы христологии затрагиваются прп. Иоанном Дамаскиным и в четвёртой книге «Точного изложения…». В LXXIV главе Дамаскин замечает, что действие неукоризненных страстей во Христе после Воскресения прекратилось, хотя телесный состав Спасителя не изменился. Через Своё Вознесение Господь прославил Свою плоть, «Он… приветствуется единым поклонением от всего творения» [12, с. 278; см. тж. 12, с. 287].

Прп. Иоанн призывает различать свойства, относящиеся к природе, от свойств, относящихся к ипостаси: рождение, распятие и воскресение есть ипостасные свойства, вместе с тем – божество бесстрастно и родиться от человека не может [12, с. 291]. Христос есть единородный, перворождённый Сын Божий, но не первосозданный [12, с. 292]. Господь «через Свою страсть избавил нас от тления» [12, с. 293], Он, «став человеком во всех отношениях… причащается бедной и немощной нашей природе», «осуществил для Себя плоть». Через Евхаристию «мы причащаемся божества Иисуса… делаемся единым телом Христовым» [12, с. 304]. Родившийся от Девы Богомладенец – это Сын Божий, Бог воплощённый, но не человек богоносный [12, с. 308].

В виде некоего итога в изложении христологии прп. Иоанн Дамаскин кратко в последовательном систематическом порядке в 91-й главе «Точного изложения…» под названием «О том, что говорится о Христе» выделяет главнейшие аспекты православного учения о Лице Спасителя.

Система христологии прп. Иоанна Дамаскина раскрывается и в прочих творениях преподобного, наиболее развёрнуто – в христологических полемических трактатах. Однако исследование их выходит за рамки настоящей статьи.

«Источник знания» прп. Иоанна Дамаскина выражает собой традицию многочастного изложения (ср.: «Строматы» в трилогии Климента Александрийского, четыре книги «О началах» Оригена, три части «Большого огласительного слова» свт. Григория Нисского, «Сокращённое изложение Божественных догматов» как пятая книга «Сокращённого изложения зловредных еретических басен» блж. Феодорита Кирского) догматических систем. В сравнении же с предшествующими авторами прп. Иоанн наиболее полно и выразительно излагает православное вероучение, раскрывает еретические лжеучения, определяет богословско-философскую терминологию.

Православное вероучение излагается зачастую в сравнении с еретическими концепциями (ср., напр., «Сокращённое изложение…» блж. Феодорита).

Объём христологической составляющей «Источника знания» значительно превосходит предшествующие догматические системы.

Ключевой базис христологии прп. Иоанна Дамаскина, как и предшествующих церковных писателей, сотериология. наряду с тем, мы можем выделить и полемическую, сакраментальную и антропологическую основу его учения о Христе.

Отправная точка христологии прп. Иоанна – тезис о том, что Христос есть воплощённый Сын Божий, истинный Бог. Воплощение Логоса явило полноту откровения Бога миру, полноту богопознания (ср.: «Строматы», «Поучения огласительные»). Главная смысловая доминанта христологии прп. Иоанна Дамаскина – утверждение полноты воспринятого словом человечества. Хотя то же можно сказать и о предшествующей церковной традиции, однако у Дамаскина эта истина выражается более систематично и детально.

Главнейшие интонации православной христологии, звучавшие в творениях древних авторов (учение о двух со- вершенных природах во Христе, теопасхисткие выражения и др.), нашли своё концептуальное завершение в христологической системе прп. Иоанна Дамаскина. Прп. Иоанн Дамаскин широко использует «философский» метод в раскрытии христологического догмата (ср.: «Большое огласительное слово»); философское обоснование христологии является одним из ключевых.

Прп. Иоанн Дамаскин затрагивает частные вопросы христологии, которые, вероятнее всего, были наиболее актуальными в его время (например, вопросы «неведения» и «преуспеяния» Христа, объяснение молитвенного воззвания Христа к отцу, проблема добровольности страданий Спасителя, поклонения Его плоти и т. д.).

Таким образом, христологическая система прп. Иоанна Дамаскина, изложенная в его труде «Источник знания», является к VIII в. наиболее полным по содержанию и совершенным по структуре изложением православного учения о Лице Спасителя.

Список литературы

1. Beck, H. Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich (Byzantinisches Handbuch II.1 Handbuch der Altertumswissenschaft XII.2.1 ) / H. Beck. – München, 1959. – 835 s. – Текст: непосредственный.

2. Clemens Alexandrinus. Les Stromateis: Stromate I, introd. De C. Mondésert, texte, trad. et notes de M. Caster (SC 30) / Clemens Alexandrinus. – Paris, 1951 ; Stromate II, introd. et notes de Ph.-Th. Camelot, texte et trad. de C. Mondésert (SC 38). Paris, 1954; Stromate IV, introd., texte, trad. et notes de A. van den Hoek (SC 30). Paris, 2001; Stromate V, tome I, introd., texte et index de Alain Le Boulluec, trad. de P. Voulet (SC 278). Paris, 1981; Stromate V, tome II, commentaire, bibliographie et index de Alain Le Boulluec (SC 279). Paris, 1981; Stromate VI, introduction, texte critique, traduction et notes par Patrick DesCourtieux (SC 446). Paris, 1999; Stromate VII, introduction, texte critique, traduction et notes par Alain Le Boulluec (SC 428). Paris, 1997. – Текст: непосредственный.

3. Cyrillus Hierosolymitanus. Catecheses / Cyrillus Hierosolymitanus // CPG, N 3585.

4. Die Schriften des Johannes von Damaskos / Hrsg. von P. Bonifatius Kotter. Bd 1–5. – Berlin; New-York., 1969–1988 (Patristische texte und studien. Bd. 7).

5. Gregorius Nyssenus. Opera dogmatica minora. Vol. 4. / Gregorius Nyssenus. Oratio catechetica / ed. by E. Mühlenberg. – Leiden, 1996. – 112 p. – ISBN 9004103481. – Текст: непосредственный.

6. Kotter, B. / Johannes von Damaskos. Expositio fidei. Bd. II. / B. Kotter. – Brlin, 1973. – 292 s. – Текст: непосредственный.

7. Origène. Traité des principes / Intr., trad. par H. Crousel et M. Simonetti. 1978a. Т. I livres I et II – introduction, texte critique et traduction / Origène. – 413 p. (Sources chretiennes); Origène. Traité des principes / Intr., trad. par H. Crousel et M. Simonetti. 1978b. Т. II Commentaire et Fragments / Origène. – 272 p. (Sources chretiennes). – Текст: непосредственный.

8. Theodoretus Cyrensis Episcopus. Compendium haereticarum fabularum/ Theodoretus Cyrensis // PG 83. Col. 336–356. – Текст: непосредственный. Aфонасин, E.В. комментарий // Климент Александрийский. Строматы. Т. 3 (книги 6 – 7). – Е.В. Афонасин. – СПб.: издательство Олега Абышко, 2003. (Серия «Библиотека христианской мысли». Источники). – 368 с. – Текст: непосредственный.

9. Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово / ред. перевода, план-конспект, примеч. и послеслов. Ю.А. Вестеля / свт. Григорий Нисский. – К.: Пролог, 2003. – 380 с. – Текст: непосредственный.

10. Желтов М., свящ. Кирилл, еп. Иерусалимский // Православная энциклопедия. Т. XXIV / свящ. М. Желтов. – М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2018. – с. 305.

11. Иоанн Дамаскин, прп. Источник знания / Пер. и комм. Д.Е. Афиногенова, А.А. Бронзова, А.И. Сагарды, Н.И. Сагарды / прп. Иоанн Дамаскин. – М.: Индрик, 2002. (Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. Святоотеческое наследие. Т. 5). – 420 с. – ISBN 5–85759–186 – 4. – Текст: непосредственный.

12. Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные / свт. Кирилл Иерусалимский. – М.: Синодальная библиотека, 1991. – 340 с. – Текст: непосредственный.

13. Климент Александрийский. Строматы. Т. 3 (книги 6 – 7) / Климент Александрийский. – СПб.: издательство Олега Абышко, 2003. (Серия «Библиотека христианской мысли». Источники). – 368 c. – Текст: непосредственный.

14. Махутов Б.Н. Cистема // История и философия науки. Энциклопедический словарь / Под ред. Карпова А.К. / Б.Н. Махутов. – Нижневартовск, 2010. – с. 249.

15. Михальцов Н.Н. Философско-богословская терминология преподобного Иоанна Дамаскина: традиции и новации. Магистерская диссертация / Н.Н. Михальцов. – Сергиев Посад, 2012. – 128 с. – Текст: непосредственный.

16. Ориген. О началах. Против Цельса / Ориген. – СПб.: Библиополис, 2008. – 792 с. – Текст: непосредственный.

17. Орлов А.К. К характеристике христологии Оригена // Богословский вестник / А.К. Орлов. – 1909. II, № 7 – 8. с. 370 – 394. – Текст: непосредственный.

18. Систематизация // Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / под ред. Э.Г. Азимова, А.Н. Щукина. Текст: электронный. – URL: https://methodological_terms.academic.ru/1815 (дата обращения: 22.10.2019).

19. Снегирёв В.А. Учение о Лице Господа Иисуса Христа в трёх первых веках христианства / Начало христианской науки и учение о Лице Господа Иисуса Христа у представителей Александрийской школы. Ориген. Его ученики и противники / В.А. Снегирёв. – Казань, 1870. – с. 261 – 296. – Текст: непосредственный.

20. Феодорит Кирский, блж. Сокращённое изложение Божественных догматов / Вст. статья, примеч. П.К. Доброцветова / блж. Феодорит Кирский. – М.: Сибирская Благозвонница, 2014. – 224 с. – ISBN 978–5–91362– 766–7. – Текст: непосредственный.


Источник: Михальцов Николай, иерей. «Источник знания» преподобного Иоанна Дамаскина в контексте предшествующих систем православной христологии // Труды Воронежской духовной семинарии. 2022. Вып. 2 (15). С. 60-71.

Комментарии для сайта Cackle