Источник

Глава LXVIII. О четырех диалектических приемах

Следует иметь в виду, что существует четыре диалектических или логических приема: разделительный – который разделяет род на виды через промежуточные разности; определительный – который, исходя из рода и разностей, выделенных разделительным приемом, определяет подлежащий предмет; аналитический – разлагающий более сложный предмет на простейшие составные части, т.е. тело – на соки, соки – на плоды, плоды – на четыре стихии, стихии – на материю и форму; доказательный – который доказывает выставленное положение через посредство среднего термина. Например, мне нужно доказать что душа бессмертна. Я беру какой-нибудь средний термин, например, «находящееся в постоянном движении», и строю такой силлогизм: «душа находится в непрерывном движении; то, что находится в непрерывном движении, бессмертно; следовательно, душа бессмертна».

Следует иметь в виду, что силлогизмы составляют часть доказательства. Следует заметить, что анализ бывает трех видов. Есть анализ физический, наподобие того, о котором говорилось выше. Есть анализ логический, когда мы расчленяем данный силлогизм, подводя его под соответствующую фигуру. Есть анализ математический, когда мы, приняв искомое за известное, доходим до чего-либо несомненного, заключая отсюда к истине подлежащего доказательству положения. Пусть искомым будет у нас положение: «бессмертна ли душа»? Я принимаю это искомое за известное и говорю: если душа бессмертна, то существует воздаяние за дурные и добрые дела. А если существует воздаяние, то есть судимый и судящий. Если же есть судимый и судящий, то есть Промыслитель и промышление. Отсюда, наконец, соединяя все вместе, говорю: так как есть промышление и Судья, то есть и воздаяние; а так как есть воздаяние, то есть и судимый. Если же есть судимый, то необходимо, чтобы душа была бессмертной.


Источник: Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина : Пер. с греч. - Т. 1-. - Санкт-Петербург : Изд. Имп. С.-Петерб. духов. акад., 1913. / Т. 1. - 1913. - XXIV, 442 с. / Философские главы. 47-121 с.

Комментарии для сайта Cackle