Источник

Глава XVII

Абсолютная правота и правосудие миродержавства Божия должны находить свое отображение в людях. Царственность на земле добра. Пределы терпимости зла. Царственные на земле народы и народы-рабы, этнографический материал. Жезл пастырства в народах. Что составляет душу и дает жизнь царственному народу? Пророчественные слова патриарха Ноя о потомстве своих сыновей в общем обозначают судьбы народов и племен на земле. Точнейшее раскрытие смысла и содержания пророчественных слов патриарха Ноя. Выводы и заключения.

Соблюдая добро в мире, ограничивая и сокращая зло, Господь абсолютно праведен в этом Своем промыслительном действии о судьбах рода человеческого. Правда – идеальная и совершеннейшая – есть основание и утверждение царственного в судьбах рода человеческого Престола Божия. «Правосудие и правота – основание престола Твоего, – говорит пророк Давид, – милость и истина предходят пред лицем Твоим» (Пс.88:15). «Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова. Облако и мрак окрест Его; правда и суд – основание престола Его» (Пс.96:1–2). То миродержавное действие Божие, по которому злые воли сокращаются на земле Самим Богом и созревшее до своих пределов беззаконие изъемлется от земли могуществом десницы Божией, должно находить свое отображение и в людях – в их отношении к добру и злу. Если же этого нет в народах и царствах, то настоящее и будущее кончается вместе с оскудением их в добре, вместе с истощением в их общественно-народно-бытовой жизни нравственных начал и вместе с утверждением, следовательно, их волей в злых инстинктах и нравах. Здесь перестает уже быть борьба добра со злом; должна, следовательно, перестать быть и история для таковых народов, ибо история может быть только для таких народов, для которых борьба со злом составляет священное знамя: таков закон Божественного правосудия.

Сменяются народы на лице земли в их положениях и в самом их существовании, но не сменяется порядок и миродержавный закон воли Божией в положении и в существовании народов. Закон и порядок существования и положения народов состоят в преклонении народов перед добром и в царственности добра с одной стороны, в отвращении от зла и в сокращении зла на земле – с другой стороны. Царственное положение зла на земле должно приблизить землю к ее уже концу после всемирного потопа (Быт.8:21–22; 2Сол.2:3–4). Поэтому политическое отношение племен и народов между собой, определяющееся исторически в государствовании одних и подчинении других племен, имеет в основе своей нравственное превосходство и нравственную силу в устроительстве социальной жизни в порядке добра одних и нравственную немощь, равно и отсутствие должной нравственной силы в устроительстве порядка социальной жизни других.

В исторических судьбах племен и народов усматривается тот положительный закон, по которому одни народы, более или менее сохранившиеся нравственно, являются государственными и царственными народами, воздвигаются на страницах истории в силе и преимуществах власти; другие, нравственно истощенные и немощные, или осуждаются быть в качестве этнографического материала для первых, или вовсе теряют следы своего существования, подвергшись раздроблению, разложению и даже конечному истреблению с лица земли. Жезл пастырства в народах и племенах Господь вручает только тем народам и племенам, которые преимуществуют в добре и первенствуют в творческом созидании социальной жизни на нравственных основах порядка оной; преобладание злой воли в племени или народе осуждает этот народ или это племя на участь народа-раба, на жребий племени – этнографического материала, что и выразил патриарх Ной в данном им своим сыновьям благословении. И действительно, основной исторической истиной, признанной за догму в науке истории, является то научное, исторически опытное положение, которое утверждает, что судьбы племен и народов главным образом определяются более или менее здоровыми духовно-нравственными задатками в воле и в жизни народа. Одна физическая сила, одна подавляющая собой физическая масса никогда не создавали продолжительного державства в племенах и народах. Если история и знает примеры державствования одной грубой силы, то таковое было кратковременно и имело высший провиденциальный смысл в судьбах царств и народов.

Пронесясь подобно урагану или моровому поветрию, господство грубой силы имело для одних народов значение очистительного действа, вызывая покаяние и нравственное исправление в жизни народа, для других – значение приведенного над ними в исполнение Божественного приговора о снятии их с круга бытия царственных народов. В первом случае масса, исполнив свое высшее, провиденциальное и ей самой невидимое назначение, исчезая с исторического горизонта, оставив от себя только некоторые следы в качестве осевшего этнографического материала; во втором случае, приняв социально-политическое устройство и вступив в наследие культуры и духовно-нравственных идеалов побежденного народа, равно как раскрыв и развив лучшие стороны своего племенного характера и хранившиеся в глубине духа задатки духовно-нравственных созидательных начал, прежде бывшая одной грубой силой масса, осевши, сама вступает в период существования исторически-царственного народа. Эту исторически опытную истину в бытии и положении между собой племен и народов Св. Писание вполне подтверждает своим Божественным авторитетом, свидетельствуя, что Господь возвышает и низлагает языки по мере духовно-нравственной годности к державствованию одних и по мере усыпления в нравственных началах других. В той или иной степени служение народа нравственной идее и нравственному порядку жизни определяет настоящее и будущее исторического народа.

Царственное положение зла на земле было бы, как мы уже говорили и как увидим подробно в своем месте, началом конца самого существования человека на земле. Нравственное зло на земле только терпимо Богом; но оно не должно державствовать в сонме племен и народов. Коль скоро народы земли перестанут идти или не будут стремиться идти под знаменем добра и нравственного порядка жизни, мир должен погибнуть, как не отвечающий цели своего бытия и идее Божией о человеке. Суд Божий об этом выражен в Св. Писании – в словах, которые сказаны о допотопном мире: «...и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт.6:6). Не произвол и не насилие отдельных личностей служат залогом к установлению нравственного порядка в жизни народов, а правильная гражданственность, настоящая и истинная государственность, раскрывающиеся в своих институтах на почве определенного и положительного закона. И в этом случае, какие бы то ни были недостатки положительного закона народа или страны, самый закон всегда нормирует жизнь народа в порядке нравственных ее начал.

Племена негосударственные тем и отличаются от племен государственных, что не имеют в себе нравственных сил к творчественному созиданию нравственного порядка воплощения социальной жизни, а потому эти племена или, по закону ассимиляции, прививаются к государственному народу, «переливаясь в его квас и заимствуя его вкус и запах», или продолжают свое существование до некоторой степени обособленно, но в качестве, однако, этнографического материала для государственного народа, служа ему субстратом и следуя его водительству. В общем закон бытия исторических судеб племен и народов обозначен в боговдохновенных пророчественных словах патриарха Ноя, которыми он по внушению от Духа Божия обозначил будущность в потомстве трех своих сыновей, как родоначальников человечества, имеющего вновь после потопа заселить собой землю. «Ной, – говорит Св. Писание, – проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его <Хам>, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Быт.9:24–27).

Смысл и значение пророческих слов патриарха Ноя о потомстве своих детей ясны: будущие судьбы потомства Хама осуждены на рабское положение в отношении Сима и Иафета; самое же осуждение на такое положение потомства Хама последовало за преступные свойства злой воли, открывшейся в родоначальнике потомства – Хаме. Народ-раб – вот судьба хамитов. Впрочем, это не значит, что хамиты, в тесном смысле слова, составят институт рабов для симитов и иафетидов, а означает то, что хамитам в исторических судьбах племен и народов не будет принадлежать царственности, народодержавства и миродержавства. Вместе с осуждением потомства Хама патриарх Ной указывает на то, что именно будет причиною царственно-господственного положения на земле симитов и иафетидов: Сим в потомстве своем, говорит Ной, будет благословлен в Боге, а Иафет в потомстве своем вселится в шатры Сима и сделается, следовательно, причастным благословения в Боге. «Из трех племен Ноя, – говорит высокопреосвященный Филарет, – благословляется Бог в племени Сима потому, что оно сохранит истинное Богопознание и Богослужение» (Зап. на кн. Быт. 2, 25).

Потомство Иафета, при чрезвычайном своем распространении и заселении земного шара, не только не чуждо будет духовной связи с потомством Сима, но в свое время вступит в наследство как бы всего того, что принадлежит и будет принадлежать Симу, ибо выражение: «Иафет вселится в шатрах Симовых» – означает не только то, что потомство Иафета сделается участником жизни домо- или шатровладельца – Сима, но и то, что потомство Иафета заместит собою Сима и вступит во владение его – первого домовладыки; так что, наследовав Симу во всем и приобрев себе его благословение в Боге, препочив, так сказать, и устроившись в шатрах Сима, т.е. во всем духовно-нравственном наследии его, потомство Иафета явится перед Богом достойным занять место потомства Сима и продолжить судьбу рода человеческого в царственности своего положения от благословения Божия. Жребий же потомства Хама, и при этой будущей великой смене в духовном достоянии племенем Иафета племени Сима или при имеющем совершиться слитии обоих племен в единство соразделения благословения Божия, нисколько не изменится: как от начала, так и потом хамиты останутся в рабском положении.

И действительно, народ негосударственный, рабское племя, этнографический материал и субстрат для симитов и иафетидов – таков жребий потомства Хама в исторических судьбах рода человеческого. Кто не увидит в благословении патриарха Ноя, в его боговдохновенных словах о судьбе потомства его сыновей, как бы начертание и определение в общем исторических судеб всего человеческого рода? «Проследя мыслию жизнь потомков Ноя, – говорит в своей Священной Летописи Властов, – мы не можем не указать на выполнение этого предсказания даже до наших времен. Да вселится Иафет «в шатрах Симовых» – указывает на постепенное овладение иафетидами всей землей. Особенное назначение – хранить память Бога истинного кончилось с пришествием Мессии; основанные ими государства рушились; индоевропейское племя иафетидов, разослав свои семьи из Арии по всему миру, везде основало прочные оседлости и развило те семена гражданственности и те понятия о быте семейном и общественном, которые как-бы таились в арийцах до той минуты, когда внешние обстоятельства позволили развить их» (Свящ. Лет. Власт. 1. 114).

Относительное благоустройство семейной жизни, живые семена гражданственности, возможной исключительно на основе закона и справедливости, великое духовное наследство в царстве Мессии, обусловливаемое, без сомнения, сохранением верности духовно-нравственным началам в естественном состоянии – вот те основы, которые дадут всемирное и, по-видимому, неограниченное временем значение потомству Иафета. «Германцы, Литва, славяне и другие их соплеменники, – говорит Буслаев, – вышедшие из общей арийской родины с племенами Индии, Персии и других, вынесли с собою в Европу зародыши понятий о благоустроенном быте семейном и общественном, основанном на земледельческой оседлости, руководимом законом высшей правды» (Рус. богат, эпос. гл. 9). Без сохранения в глубине народного духа этой «высшей правды», дававшей собой направление в устройстве семейной и общественной жизни, мировое значение иафетидов не могло бы иметь места. Потомки Иафета велики в будущем потому, что в своем прошедшем не вполне оскудевали от нравственной жизни и сохранили себя в естественном добре настолько, что благодатное добро в царстве Мессии найшло в них сродное себе восприятие и должную отзывчивость: Бог Сима – Творец и Спаситель был всегда искомым, желаемым и предощущаемым Богом иафетидов. Таким образом, высшая правда жизни, т.е. хранение в себе нравственных основ и устройство жизни на нравственных началах с признанием их абсолютного характера во имя Верховного Существа, имела венчаться в потомстве Иафета приобщением этого потомства к высочайшей и совершеннейшей правде Божией, правде, «яже от веры» (Рим.9:30), дар которой приемлюще по слову Св. Писания, в жизни воцарится «единем Иисусом Христом» (Рим.5:17).

Значит, в пророческих словах патриарха Ноя царственность судеб и государствование в мире потомств Сима и Иафета утверждалась не на преимуществах физической организации того и другого потомства, не на крепости телесных сил, не на лучшей приспособленности к внешним условиям, и даже не на природной даровитости или на остроте, богатстве, глубине и полноте умственно-рассудочных способностей того и другого племени, а исключительно на основе духовно-нравственных начал, на хранении в себе доброй воли, венчающейся в правде своей высочайшей правдой Божиею, правдой Бога Творца и Бога Спасителя. Говорим: Бога Творца и Бога Спасителя потому, что в первом случае признание Бога и вера в Него, т.е. религиозное сознание, есть не только основа добра и правды в человеке, но и само по себе есть начаток безусловного добра и безусловной правды в человеке, так как свидетельствует собой о принятии истины, закона и правды в руководство личной воли и об отвержении человеком изначального зла, т.е. автократизма и абсолютизма в личной воле и личного самообоготворения; во втором же случае – признание Бога Спасителя и вера в Него свидетельствует о приобщении верующего к победе добра над злом в Лице Мессии и, следовательно, об усвоении своей личной воле совершеннейшей Божественной правды, совершеннейшего Божественного добра и абсолютного закона жизни во вселенной – воли Божией, явленной в ее совершеннейшем исполнении.

Но если в основе всякой религии лежит принципиально изначальная правда человеческой личности, т.е. обращение человека к Богу, как Верховной и единственно сущей Законодательной Воле во вселенной, и если на сохранение в человеческом роде религии нельзя иначе смотреть, как на сохранение положительного добра, то из этого следует: истинная религия и истинное служение Богу верой в Бога Творца и Бога Спасителя будет царским и священническим служением какого-либо племени или народа перед Богом для всего мира по единству рода человеческого. Таким народом в Ветхом Завете были иудеи, а в Новом Завете в таком служении пред Богом для мира являются христианские народы. А потому Св. Писание как иудеев Ветхого Завета, так и христиан одинаково называет «царственным священством». «...Вы будете у Меня царством священников, – говорит Господь сынам Израиля у горы Синая, – и народом святым», «будете Моим уделом из всех народов» (Исх.19:5–6); «...вы – род избранный, – говорит Ап. Петр христианам, – царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1Пет.2:9). Что выражает собой идея «священства» вообще, и что означает перед Богом «священническое служение» какого-либо племени или целого народа для всего мира в частности, об этом будет сказано в своем месте; теперь же перейдем к рассмотрению тех свидетельств Св. Писания, которые указывают нам, какие чрезвычайные средства и какие промыслительные действия в мире, стоя на охране и воспитании добра в людях, употребил и явил Господь к сокращению зла на земле и к торжеству правды, закона, истины и добра в истории рода человеческого после потопа.


Источник: Добро и зло в истории рода человеческого по свидетельству Священного Писания / Прот. Иоанн (Иванов). - Санкт-Петербург. : Общество памяти игумении Таисии, 2013. - 656 с.

Комментарии для сайта Cackle