Труды архимандрита Леонида (Кавелина)

Источник

Содержание

1843 год 1844 год 1845 год 1846 год 1847 год 1857 год 1859 год 1860 год 1861 год 1862 год 1863 год 1864 год 1865 год 1866 год 1867 год 1868 год 1869 год 1870 год 1871 год 1872 год 1873 год 1874 год 1875 год 1876 год 1877 год 1878 год 1879 год 1880 год 1881 год 1882 год 1883 год 1884 год 1885 год 1886 год 1887 год 1888 год 1889 год 1890 год 1891 год 1892 год 1893–1894 годы 1894 год 1894 год  

 

Русское ученое монашество прошлого столетия выдвинуло множество талантливых ученых в различных областях богословской науки.

Целая школа с глубокой и плодотворной традицией сложилась, в частности, в науке церковно-исторической. Митрополит Платон (Левшин), митрополит Евгений (Болховитинов), архиепископ Амвросий (Орнатский), архиепископ Филарет (Гумилевский), профессор-протоиерей Александр Горский, митрополит Макарий (Булгаков), архиепископ Сергий (Спасский) – каждое из этих имен составляет отдельную эпоху в русской церковной истории. Но обобщающие труды названных историков невозможны были бы без неустанной работы подчас безвестных иноков-изыскателей, посвятивших жизнь кропотливым исследованиям и описаниям русских монастырей, монастырских ризниц, книгохранилищ, архивов и частных собраний. Достойным ратником этой иноческой ученой дружины предстает перед нами наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Леонид (Кавелин) (см. «ЖМП», 1972, № 6). Он поражал современников глубиной и масштабностью своих научных интересов.

Архимандрит Леонид (в миру Лев Александрович Кавелин) родился 22 февраля 1822 года в калужском имении своего отца. В 1840 году он окончил кадетский корпус, дослужился до чина капитана, но в 1852 году оставил службу и стал послушником в Оптиной Пустыни. Оптинская школа и определила весь его последующий творческий путь. В 1857–1859 гг. он находился в составе Иерусалимской миссии под началом епископа Кирилла (Наумова); в 1859–1863 гг. он опять был в Оптиной Пустыни; с 1863 года он снова в Иерусалиме, но уже в качестве начальника Русской Духовной Миссии. В 1865–1869 гг. архимандрит Леонид – настоятель посольской церкви в Константинополе; в 1869–1877 гг. – настоятель Новоиерусалимского Воскресенского монастыря. С 1877-го до самой смерти (22 октября 1891 года) отец Леонид занимал ответственный пост наместника Троице-Сергиевой Лавры.

Научные интересы отца Леонида неотделимы от его жизненного иноческого пути. Еще молодым офицером издает он в 1847 году «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни». Пребывание его в этой Пустыни (1852–1857 и 1859–1863 гг.) связано с неустанным изучением церковноархеологических древностей Калужской епархии.

Всего архимандритом Леонидом издано более тридцати описаний монастырей. Около двадцати публикаций посвящено древностям Нового Иерусалима. Его описание Иерусалима и окрестностей, изданное в 1873 г., современники считали лучшим путеводителем по Святой Земле.

По отзыву известного историка профессора Д.А. Корсакова, исторические исследования архимандрита Леонида весьма важны и в научном отношении. Они часто содержат ранее не известные факты, старые же, уже известные даются в новом, научном освещении. Это справедливо и в отношении предисловий и комментариев отца Леонида к публикуемым им литературным и историческим памятникам.

Изыскания отца Леонида по достоинству были оценены научной общественностью. В 1863 году он был избран членом-корреспондентом Императорской Археографической Комиссии, в 1867-м – действительным членом Императорского Общества Истории и Древностей Росcийских, в 1862-м – членом Сербского Белградского ученого общества, в 1869-м – членом Московского Общества любителей духовного просвещения, в 1884-м – почетным членом Московской духовной академии, в 1886-м – членом-корреспондентом Имп. Академии Наук.

Известный историк, редактор «Русской Старины» М.И. Семевский, посетивший архимандрита Леонида в 1888 году в Троице-Сергиевой Лавре, писал о нем: «Это искренний и, как подобает вообще монаху, вполне бескорыстный подвижник в области научного труда... Застали мы отца архимандрита за большим трудом. С обычной своей пытливостью и знанием дела он трудится над составлением весьма важного для науки обозрения и описания громадного собрания рукописей незабвенного археолога гр. А. С. Уварова» (Троице-Сергиева Лавра. «Русская Старина», 1889, № 5, с. 499, 501). Составлением, а затем печатанием первых списков этого четырехтомного труда был занят отец Леонид до самой своей кончины.

Особое значение имеют для русской православной науки труды отца Леонида по изучению книгохранилища Троице-Сергиевой Лавры и осуществленные им публикации памятников.

Последний труд его, «Святая Русь», представляется нам прямым завещанием подвижника науки будущим исследователям, которым многое еще предстоит сделать в научной разработке русской агиографии.

Предлагаемая библиография публикаций архимандрита Леонида ни в коей мере не может считаться исчерпывающей. Достаточно указать на необходимость более внимательного просмотра следующих периодических изданий (за некоторые годы), в которых печатался отец Леонид, не называя своего имени: «Калужские Губернские Ведомости» (1850-е гг.), «Калужские Епархиальные Ведомости», «Московские Епархиальные Ведомости», «Херсонские Епархиальные Ведомости», «Душеполезное Чтение», «Русский Архив» и «Русская Старина».

При составлении этой библиографии основными литературными источниками были работы И.Н. Корсунского («Библиографические записки», 1892, №№ 9, 10), Д.Д. Языкова («Жизнь и труды русских писателей и писательниц», вып. 11, СПб., 1909), Д.А. Корсакова (ЖМНП, 1891, № 12), Г.А. Воскресенского (ЧОИДР, 1892, кн. 1), а также «Нумерные издания Общества любителей древней письменности», СПб., 1910, и названные выше периодические издания, а также «Опись библиотеки архимандрита Леонида, бывшего наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» (ГБЛ, ф. 304/11, № 361).

В библиотеке архимандрита Леонида все его сочинения были объединены тематически в несколько томов: т. I. Оптина Пустынь; т. II. Калужская губерния; т. III. Монастыри; т. IV. Царьград и Иерусалим; т. V. Афон; т. VI. Новый Иерусалим; т. VII. Разные сочинения. К ним приложены книги; «Памятники древней письменности», «Паломники писатели» (1874 г.), сочинения и издания исторического содержания (два объемистых тома в 8°).

Кроме того, в гл. 7 «Описи...» под № 160, с. 299 значится отдельная подборка сочинений архимандрита Леонида с надписью: «Памятники древней письменности. Изд. Общ. люб. древней письменности, 8 выпусков, и в переплете в одной книге 12 вып. Соч. А. Леонида» (ГБЛ, ф. 304/П, № 361).

Большой интерес должна представлять рукопись чл.-корр. АН СССР А.А. Дмитриевского, хранящаяся в Государственной Публичной Библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, – «Очерк жизни и деятельности архимандрита Леонида (Кавелина) – третьего начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и его труды по изучению Православного Востока», 1918 г. (ГПБ, ф. 253, № 176).

Священник Анатолий Просвирнин

1839 год

Письмо из Бородина.– Письмо к родителям. Журнал для чтения воспитанников военно-учебных заведений, т. 21, № 81, с. 92–103. (Подписано: «Л. Кавелин, унтер-офицер 1-й мушкетерской роты 1-го Московского корпуса».)


Источник: Анатолий Просвирнин, свящ. Труды архимандрита Леонида (Кавелина) // Богословские труды. 1972. № 9. С. 226-240.

Комментарии для сайта Cackle